ВВЕДЕНИЕ


Бесплатная юридическая консультация:

Статьей 118 Конституции РФ предусмотрено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Действующее в настоящее время законодательство выделяет в судебной системе следующие составные части: Конституционный Суд; РФ; система федеральных судов общей юрисдикции и система феде-ральных арбитражных судов, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.

Оглавление:

Административное судопроизводство в рамках действующей судебной системы осуществляется помимо судов обшей юрисдикции и системой арбитражных судов РФ. По действующему законодатель-ству рассмотрение споров, связанных с административной ответственностью организаций и граждан-предпринимателей, производится в рамках арбитражного судопроизводства. Кроме того, в арбитражный суд могут быть обжалованы значительное число актов органов исполнительной власти и местного самоуправления. Рассмотрение указанных дел также является формой осуществления административного судопроизводства. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, как вид судопроизводства : относится к административному судопроизводству и введено в качестве средства судебного контроля в сфере публично-правовых отношений. Административное судопроизводство с точки зрения категории дел, подведомственных арбитражным судам, постепенно раз-вивается и расширяется.

Структура судопроизводства в Арбитражном процессе

Вопрос о структуре и видах судопроизводств в арбитражном процессе исследован в научном литературе по арбитражному процессуальному праву. Обстоятельное изучение лампой проблемы нашло разрешение в научной литературе по гражданскому процессуальном праву и специалистов других отраслей права, в частности в работа Н.В. Березиной, В.В. Скитовича, С.Л. Симонян, Ю.Н. Стариловг Н.Ю. Хаманевой, 1О.А. Тихомирова, Д.М. Чечота, Б.Н. Юркова и других ученых. Из научной литературы по видам судопроизводств в арбитражном процессе следует отметить ряд исследований по данном вопросу, например С.М. Петровой, Н.В. Сухаревой, однако они не решили ряд вопросов, имеющих принципиальное значение для выделения и структуризации административного судопроизводства в арбитражном процессе. Все вышеуказанное, а также наметившаяся тенденция к увеличению количества и сложности рассмотрения данной категории дел говорит в пользу важности исследования теории административного судопроизводства и необходимости совершенствования арбитражного процессуального законодательства.

В российской правовой науке общие проблемы системы российского права и законодательства получили основательную теоретическую разработку.


Бесплатная юридическая консультация:

Совершенствование системы действующего арбитражного процессуального законодательства и его внутренней согласованности должно опираться на достигнутый в настоящее время уровень науки российского права.

Изучение системы арбитражного процессуального права необходимо не только для выявления ее внутренней согласованности и логической последовательности, анализ системы норм должен помочь уяснить сущность процессуальных институтов, выявить особенности арбитражного процессуального регулирования как самостоятельной механизма зашиты субъективных прав и охраняемых законом интересов, определить место арбитражного процессуального права в систе-ме российского права.

Система арбитражного процессуального права представляет со-бой совокупность всех ее норм и институтов, обусловленная харак-тером предмета правового регулирования: процессуальными действиями и отношениями субъектов процесса и их взаимосвязи и строгой последовательности.

С принятием АПК 2002 г. можно говорить о структуризации арбит-ражной процессуальной формы и выделении видов судопроизводства в арбитражном процессе:

В пользу этого можно привести следующие доводы:


Бесплатная юридическая консультация:

1) сложность предмета правового регулирования арбитражного процессуального права. Это диктуется тем, что экономические споры явля-ются новыми для России. Сама система арбитражных судов существует непродолжительное время, круг и характер споров находятся в ста-дии развития, что не всегда обеспечивает полноту защиты нарушенных прав и интересов;

2) необходимость учета особенностей отдельных категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами, в частности дела о несостоятель-ности (банкротстве), дела административного судопроизводства, дела особого производства;

3) специализация судов (Конституционного, уставных, общей юрисдик-ции, арбитражных) и судей по отдельным категориям дел;

4) особый метод правового регулирования публично-правовых отношений и его проявление в арбитражном процессуальном праве, который проявляется в полномочиях суда, законной силе судебных актов, особенностях доказывания и т. д.

Источник: http://studbooks.net/632511/sotsiologiya/struktura_sudoproizvodstva_arbitrazhnom_protsesse


Бесплатная юридическая консультация:

Арбитражное судопроизводство

Арбитра́жное судопроизво́дство, арбитра́жный проце́сс — урегулированная арбитражно-процессуальным законодательством, деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства, направленная на защиту оспариваемого или нарушенного права организаций и граждан-предпринимателей. Термин «арбитражное судопроизводство» некорректен. Дело в том, что судебная власть в России, в соответствии с 118 статьёй Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Арбитражные суды осуществляют гражданское и административное судопроизводство в соответствии с подведомственностью споров. Поэтому стоит употреблять термин «арбитражный процесс».

Содержание

Задачи арбитражного процесса сформулированы в ст. 2 (Задачи судопроизводства в арбитражных судах) Арбитражного процессуального кодекса и ст.5 (Основные задачи арбитражных судов в Российской Федерации) ФЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

В АПК перечислены следующие задачи:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере;
  • обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом;
  • укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • формирование уважительного отношения к закону и суду;
  • содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.

В ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» содержатся ещё две задачи:

  • защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Виды арбитражного судопроизводства — порядок возбуждения, рассмотрения и разрешения определенных групп дел в арбитражных судах.


Бесплатная юридическая консультация:

В первом российском Арбитражном процессуальном кодексе 1992 года было предусмотрено только исковое производство. В последующем, с принятием АПК в 1995 года, вдобавок к нему было включено ещё особое производство. Современный АПК содержит более дифференцированный состав арбитражного процесса:

  • исковое производство (разд. III и IV АПК РФ);
  • производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (административное судопроизводство) (разд. III АПК РФ);
  • особое производство (гл. 27 АПК РФ);
  • производство по делам о несостоятельности (банкротстве) (гл. 28 АПК РФ);
  • производство по корпоративным спорам (гл. 28.1 АПК РФ);
  • упрощенное производство (гл. 29 АПК РФ);
  • приказное производство (гл. 29.1 АПК РФ);
  • иные производства (гл. 30 и 31 АПК РФ).

Стадия арбитражного процесса — это совокупность процессуальных действий, осуществляемых в определенной законом последовательности и направленных на достижение процессуальной цели.

Стадии можно подразделить на две группы, которые в свою очередь делятся на несколько подгрупп.

1) производство в суде первой инстанции:

  • возбуждение производства по делу (ст.АПК РФ);
  • подготовка дела к судебному разбирательству (ст.АПК РФ);
  • судебное разбирательство (ст.АПК РФ).

2) стадии по пересмотру судебных актов:


Бесплатная юридическая консультация:

  • производство в арбитражном суде апелляционной инстанции;
  • производство в арбитражном суде кассационной инстанции;
  • производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора;
  • производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
  • стадия исполнения судебных актов.

Принципы арбитражного процесса — это закрепленные в арбитражном законодательстве руководящие начала и основополагающие идеи, касающиеся отправления правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Различают две основные группы принципов арбитражного процесса:

1) организационно-функциональные принципы — определяют устройство и функционирование арбитражных судов.

К ним относятся:

  • принцип назначаемости судей;
  • принцип сочетания единоличного и коллегиального состава арбитражного суда при рассмотрении дела;
  • принцип независимости судей арбитражных судов;
  • принцип равенства организаций и граждан перед законом и судом;
  • принцип гласности;
  • принцип государственного языка судопроизводства в арбитражном суде.

2) функциональные принципы — определяют процессуальную деятельность суда и участников процесса при рассмотрении и разрешении дел.

åñïëàòíàÿ þðèäè÷åñêàÿ êîíñóëüòàöèÿ:

В их число входят:

  • принцип диспозитивности;
  • принцип состязательности;
  • принцип процессуального равноправия сторон;
  • принцип непосредственности;

Источник: http://ru-wiki.org/wiki/%D0%90%D1%80%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE

Административно арбитражное производство

Согласно ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:

  1. об оспаривании НПА и иных актов федеральных органов исполнительной власти , если рассмотрение таких дел в соответствии с Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам ;
  2. об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц;
  3. об административных правонарушениях , если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  4. о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций , если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  5. другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Процессуальный порядок рассмотрения перечисленных выше дел установлен в разделе III АПК РФ «Производство в арбитражном суде первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений».

Особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений определены в гл.АПК РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Согласно ст. 189 АПК РФ дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений:
    • рассматриваются по общим правилам искового производства , если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом;
    • заявления подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, после соблюдения досудебного порядка, если он установлен федеральным законом;
    • обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия), возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие) .

Ст. 190 АПК РФ устанавливает, что экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 Кодекса, путем

Вход на сайт

ВНИМАНИЕ!

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/proizvodstvo-v-arbitrazhnom-sude-po-delam-voznikaiuschim-iz-administrativnich-i-inich-publichnich-pravootnosheniy-protsessualnie-osobennosti

§ 1. Понятие административного судопроизводства в арбитражном процессе 1. Общая характеристика

Статьей 118 Конституции РФ предусмотрено, что судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.


Бесплатная юридическая консультация:

Действующее в настоящее время законодательство выделяет в судебной системе следующие составные части: Конституционный Суд РФ, система федеральных судов общей юрисдикции и система федеральных арбитражных судов, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи.

Административное судопроизводство в рамках действующей судебной системы осуществляется помимо судов общей юрисдикции и системой арбитражных судов РФ. По действующему законодательству рассмотрение споров, связанных с административной ответственностью организаций и граждан-предпринимателей, производится в рамках арбитражного судопроизводства. Кроме того, в арбитражный суд могут быть обжалованы значительное число актов органов исполнительной власти и местного самоуправления. Рассмотрение указанных дел также является формой осуществления административного судопроизводства. Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, как вид судопроизводства относится к административному судопроизводству и введено в качестве средства судебного контроля в сфере публично-правовых отношений. Административное судопроизводство с точки зрения категорий дел, подведомственных арбитражным судам, постепенно развивается и расширяется.

2. Административное судопроизводство в АПК РФ 2002 г.

Вопрос о структуре и видах судопроизводств в арбитражном процессе исследован в научной литературе по арбитражному процессуальному праву. Обстоятельное изучение данной проблемы нашло разрешение в научной литературе по гражданскому процессуальному праву и другим отраслям права, в частности в работах Н.В. Березиной, В.В. Скитовича, С.Л. Симонян, Ю.Н. Старилова, Н.Ю. Хаманевой, Ю.А. Тихомирова, Д.М. Чечота, Б.Н. Юркова и других ученых. Из научной литературы по видам судопроизводств в арбитражном процессе следует отметить ряд исследований по данному вопросу, например С.М. Петровой, Н.В. Сухаревой*(154), однако они не решили ряд вопросов, имеющих принципиальное значение для выделения и структуризации административного судопроизводства в арбитражном процессе. Все вышеуказанное, а также наметившаяся тенденция к увеличению количества и сложности рассмотрения данной категории дел свидетельствует в пользу важности исследования теории административного судопроизводства и необходимости совершенствования арбитражного процессуального законодательства.

В российской правовой науке общие проблемы системы российского права и законодательства получили основательную теоретическую разработку.


Бесплатная юридическая консультация:

Совершенствование системы действующего арбитражного процессуального законодательства и его внутренней согласованности должно опираться на достигнутый в настоящее время уровень науки российского права.

Изучение системы арбитражного процессуального права необходимо не только для выявления ее внутренней согласованности и логической последовательности. Анализ системы норм должен помочь уяснить сущность процессуальных институтов, выявить особенности арбитражного процессуального регулирования как самостоятельного механизма защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов, определить место арбитражного процессуального права в системе российского права.

Система арбитражного процессуального права представляет собой совокупность всех ее норм и институтов, обусловленную характером предмета правового регулирования: процессуальными действиями и отношениями субъектов процесса в их взаимосвязи и строгой последовательности.

Можно говорить о структуризации арбитражной процессуальной формы и выделении административного судопроизводства в арбитражном процессе.

В пользу этого можно привести следующие доводы:


Бесплатная юридическая консультация:

— сложность предмета правового регулирования арбитражного процессуального права. Это диктуется тем, что экономические споры являются новыми для России. Сама система арбитражных судов существует непродолжительное время, круг и характер споров находятся в стадии развития, что не всегда обеспечивает полноту защиты нарушенных прав и интересов;

— необходимость учета особенностей отдельных категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами, в частности дел о несостоятельности (банкротстве), дел административного судопроизводства, дел особого производства;

— специализация судов (Конституционного Суда РФ, уставных, общей юрисдикции, арбитражных) и судей по отдельным категориям дел;

— особый метод правового регулирования в публично-правовых отношениях и его проявление в арбитражном процессуальном праве, который усматривается в полномочиях суда, законной силе судебных актов, особенностях доказывания и т.д.

Институт административного судопроизводства известен науке и практике. Прежде всего он понимается во взаимосвязи с нормами КоАП РФ, которые определяют порядок рассмотрения дел при привлечении виновных лиц к ответственности за административные правонарушения.


Бесплатная юридическая консультация:

Закреплены элементы административного судопроизводства и в законодательстве о Конституционном Суде РФ, так как этот судебный орган рассматривает дела о соответствии тех или иных законодательных положений Конституции РФ. При этом конкретные споры Конституционным Судом РФ не рассматриваются (см. ст. 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

В арбитражном процессуальном законодательстве административное судопроизводство, так же как и в гражданском процессе, предусмотрено по делам, возникающим из административных и иных публичных отношений.

Дискуссия в теории по проблемам рассмотрения судами споров, возникающих из административно-правовых отношений, возникла наиболее активно после принятия Конституции СССР 1977 г. В ст. 58 этой Конституции была предусмотрена возможность обжалования действия должностных лиц в суд в установленном законом порядке. При этом законодатель не назвал обращение заинтересованного лица в суд по этим делам исковым. В теории возник спор по поводу самого характера этого вида судопроизводства и по вопросу о том, можно ли это производство именовать исковым.

В ст. 46 Конституции России (1993 г.) закреплено право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Эта Конституция также не называет форму обращения в суд иском, поэтому дискуссия в теории продолжается. Вместе с тем в Конституции РФ предусмотрено, что судебная власть осуществляется в том числе посредством административного судопроизводства. АПК РФ выделяет такие споры в отдельный вид.

На наш взгляд, по делам административного судопроизводства разрешается спор о праве. Исходя из общетеоретического деления права на частное и публичное, административное судопроизводство как вид должно быть закреплено законодательно, поскольку эти правоотношения характеризуются:


Бесплатная юридическая консультация:

— неравным процессуальным положением сторон;

— особенностями форм защиты нарушенного права;

— последствиями нарушения прав;

— особенностями судебного решения и его исполнения.

В этой ситуации сама процессуальная форма рассмотрения этих споров должна способствовать выравниванию положения сторон, поэтому в Конституции РФ и предусмотрен такой вид судопроизводства. Дальнейшее закрепление этот вид судопроизводства получил в АПК РФ 2002 г.


Бесплатная юридическая консультация:

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что споры, возникающие из административных и иных публичных отношений, стали неотъемлемой частью судопроизводства, и им присуще следующее:

— неравноправное положение участников (сторон) в этих правоотношениях, поскольку с одной стороны в них выступает орган, должностное лицо, наделенное властными полномочиями, с другой стороны — организация, гражданин, не обладающие такими полномочиями;

— суд осуществляет специфическую функцию, состоящую не только в разрешении спора, как в исковых делах, но и в производстве судебного контроля за законностью действий органов государственной власти и местного самоуправления и должностных лиц. Публично-правовой характер отношений, подлежащих судебному рассмотрению, порождает необходимость специфичных форм процессуального порядка рассмотрения и разрешения указанных споров. При этом для таких дел необходимо и сохранение общих правил искового производства: основания для возбуждения производства, принципы, письменная форма обращения в суд, постадийное развитие процесса, возможность отказа от продолжения процесса, прекращения производства по делу и др.;

— производство по этим спорам включает дела не только из административных отношений, но и из налоговых, конституционных, бюджетных и прочих публичных отношений.

В современной научной литературе поднимается вопрос о том, что административное судопроизводство должны осуществлять административные суды. Соответствующие проекты законов внесены для рассмотрения.


Бесплатная юридическая консультация:

Однако анализ современного положения России, анализ деятельности существующей судебной системы не дают оснований для таких выводов. Существующая судебная система полностью не реализовала свою эффективность. Имеется достаточно путей для ее укрепления и развития в рамках существующих форм. Прежде всего требуются изменения в материальном и процессуальном законодательстве, изменение статуса судов, поднятие уровня их материального обеспечения, достижение истинной независимости суда. Существующая судебная система имеет большой потенциал для собственного совершенствования. Создание же дополнительных судов приведет к размыванию судебной системы, а не к ее укреплению.

В связи с этим рассмотрение дел административного судопроизводства одновременно как арбитражными судами, так и судами общей юрисдикции отвечает требованиям времени. Необходимости какого-либо изменения в данный период времени не требуется.

С учетом изложенного можно дать следующее определение административного судопроизводства в арбитражном процессе.

Административное судопроизводство в арбитражном процессе — это форма осуществления судебной власти, урегулированная нормами арбитражного процессуального права, направленными на установление порядка осуществления правосудия по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.

Источник: http://lawbook.online/arbitrajnyiy-protsess-rf/ponyatie-administrativnogo-sudoproizvodstva-18246.html


Бесплатная юридическая консультация:

Правовые процедуры административно-публичной деятельности

Понятие и классификация административно-правовых процедур

Вопрос о правовых процедурах осуществления административно-публичной деятельности в последние годы приобрел в науке административного права особую актуальность. Это связано прежде всего с тем, что в условиях построения в России правовой государственности возникла необходимость установления четкого порядка осуществления административными органами административно-публичной деятельности, который позволил бы обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод физических лиц и организаций.

Урегулированные нормами права процедуры осуществления ад-министративными органами как внутренней, так и внешней административно-публичной деятельности могут быть охарактеризованы как административно-правовые процедуры.

В административно-правовой науке под административной процедурой понимается, как правило, урегулированный нормами права порядок последовательного совершения административным органом определенных юридически значимых действий, направленных на разрешение им индивидуального юридического дела в рамках административного процесса и входящего в него соответствующего административного производства, например, производства по делам об административных правонарушениях.

Необходимо разграничивать понятия «административный процесс» и «административно-правовая процедура».

Под административным процессом, по нашему мнению, следует понимать внешнюю правоприменительную административно-публичную деятельность (систему последовательно совершаемых действий) административных органов по разрешению подведомственных им индивидуальных юридических (административных) дел, осуществляемую в соответствии с предусмотренными административно-процессуальными нормами специальными юридическими, а именно — административно-правовыми процедурами.


Бесплатная юридическая консультация:

Административный процесс неоднороден и состоит из ряда административных производств, т.е. отдельных видов внешней административно-публичной деятельности по разрешению специфических категорий индивидуальных юридических (административных) дел.

С учетом приведенного понятия административного процесса возникает закономерный вопрос: вся ли внешняя правоприменительная административно-публичная деятельность административных органов осуществляется в рамках административного процесса и соответствующих входящих в его структуру видов административных производств? Ответ на этот вопрос, с нашей точки зрения, должен быть отрицательным. Это объясняется тем, что внешняя правоприменительная административно-публичная деятельность включает в себя не только системно организованные виды деятельности административных органов, связанные с разрешением индивидуально определенных юридических дел и пред-ставляющие собой логически завершенные юридические процессы, но и иные виды деятельности, не обладающие признаками юридического процесса.

В частности, включаемая в содержание внешней правоприменительной административно-публичной деятельности деятельность административных органов по разрешению дел об административных правонарушениях представляет собой юридический процесс, отдельный вид административного производства. В то же время такой вид деятельности, как надзор органов внутренних дел за соблюдением гражданами правил поведения в общественных местах, правил дорожного движения, также входящий в содержание внешней правоприменительной административно-публичной деятельности, не связан с разрешением индивидуаль-ных административных дел и не обладает признаками юридического процесса.

Следовательно, что вся внешняя правоприменительная административно-публичная деятельность административных органов включает в себя как процессуальные виды такой деятельности — административные производства, так и внепроцессуальные виды этой деятельности, осуществляемые вне рамок административного процесса.

При этом как процессуальные, так и внепроцессуальные виды внешней правоприменительной административно-публичной деятельности осуществляются административными органами в соответствии с определенным порядком, установленным административно-процессуальными нормами, т.е. в соответствии с определенной административно-правовой процедурой.


Бесплатная юридическая консультация:

С учетом названных обстоятельств административно-правовая процедура может быть охарактеризована как урегулированный административно-процессуальными нормами специальный порядок осуществления административным органом деятельности (производства) по разрешению подведомственной ему категории однородных индивидуальных административных дел либо совершения этим органом иных юридически значимых (административно-правовых) действий вне рамок каких-либо административных производств.

Рассмотрим далее основные признаки, характеризующие понятие «административно-правовая процедура».

1. Это есть порядок осуществления административного производства или совершения отдельных административно-правовых действий. Под порядком осуществления деятельности или совершения действий, с нашей точки зрения, следует понимать установленную административно-процессуальными нормами стадийность, т.е. последовательность, очередность совершения соответствующих действий и способы их официально-документального оформления (фиксации). Например, ст. 12—15 Закона РФ «О милиции» устанавливают процедуру применения сотрудниками милиции специальных средств и огнестрельного оружия, которая заключается в определении последовательности соответствующих действий сотрудников милиции и их процессуального оформления.

2. Это есть порядок осуществления административного производства или совершения отдельных административно-правовых действий, который определен административно-процессуальными нормами, содержащимися в соответствующих законах или подзаконных нормативных правовых актах. Иными словами, административно-правовая процедура — это юридически установленный порядок, который должен неукоснительно соблюдаться административными органами при осуществлении соответствующей деятельности или при совершении соответствующих действий.

3. Это юридически установленный порядок осуществления определенной деятельности не только в целом, в системе, т.е. административного производства, но и отдельных юридически значимых действий как в рамках того или иного производства, так и вне какого-либо производства. В частности, нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях определяют как в целом процедуру осуществления производства по делам об административных правонарушениях, так и процедуру совершения отдельных административно-правовых действий, совершаемых в рамках этого производства, в частности, таких, как административное задержание, осмотр, досмотр, изъятие вещей и документов и т.п.


Бесплатная юридическая консультация:

4. Это есть необходимый юридический атрибут осуществления любого вида внешней правоприменительной административно-публичной деятельности, совершения любого административно-правового действия. Административные органы, с нашей точки зрения, не вправе совершать административно-правовые действия, правовая процедура совершения которых не установлена действующим законодательством.

Рассмотрим далее вопрос о классификации административно-правовых процедур по определенным критериям.

В зависимости от процессуальных особенностей осуществления правоприменительной административно-публичной деятельности

1. Процессуальные административно-правовые процедуры осуществления административно-публичной деятельности по разрешению административными органами индивидуальных административных дел в рамках соответствующих административных производств. В административно-правовой литературе давно отмечено, что правовая процедура разрешения индивидуальных административных дел в рамках административного процесса независимо от вида административного производства имеет общую схему. В частности, процессуальная административная процедура включает в себя такие стадии, как возбуждение индивидуального административного дела, установление фактических обстоятельств этого дела (административное расследование), подготовка дела к рассмотрению по существу, рассмотрение дела по существу и вынесение по нему решения, обжалование (опротестование) вынесенного по делу решения и исполнение решения по делу. В то же время правовая процедура разрешения административных дел в рамках каждого отдельно взятого административного производства имеет свои особенности.

К процессуальным административно-правовым процедурам, в частности, можно отнести процедуры осуществления регистрационного, лицензионно-разрешительного производства, производства по делам об административных правонарушениях.


Бесплатная юридическая консультация:

В свою очередь, процессуальные административно-правовые процедуры могут быть подразделены на два вида:

  • общие — это процедуры осуществления тех или иных административных производств в целом (например, существует общая административная процедура производства по делам об административных правонарушениях, которая представляет собой урегулированный административно-процессуальными нормами общий порядок, в том числе стадии разрешения дела об административном правонарушении);
  • частные — это процедуры совершения отдельных административно-правовых действий в рамках соответствующего административного производства (например, в производстве по делам об административных правонарушениях административно-процессуальными нормами регулируются частные процедуры совершения в рамках этого производства таких действий, как административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения).

2. Внепроцессуальные административно-правовые процедуры осуществления административными органами административной деятельности или совершения ими отдельных административно-правовых действий, не связанных с разрешением индивидуального административного дела, вне рамок какого-либо администра-тивного производства (к их числу можно отнести процедуры осуществления сотрудниками милиции надзора за поведением граждан в общественных местах, за соблюдением ими правил дорожного движения, процедуры применения общих мер административного ограничения в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц). Они также могут быть подразделены на два вида:

  • общие — это процедуры осуществления какого-либо вида внешней административно-публичной деятельности в целом (к таким процедурам относятся, например, общая процедура организации несения сотрудниками милиции патрульно-постовой службы в общественных местах, общая процедура организации несения сотрудниками милиции дорожно-патрульной службы, общая процедура введения и реализации режима карантина на определенной территории);
  • частные — это процедуры совершения административными органами отдельных административно-правовых действий в ходе осуществления какого-либо вида внешней административно-публичной деятельности (например, процедуры досмотра транспортных средств, осуществляемого сотрудниками милиции в ходе несения дорожно-патрульной службы; применения сотрудниками милиции в ходе несения службы специальных средств и огнестрельного оружия; отстранения от работы инфекционного больного при введении карантина). В зависимости от содержания внешней правоприменительной административно-публичной деятельности:
  • административно-регулятивные процедуры;
  • административно-наблюдательные (контрольные, надзорные) процедуры;
  • административно-ограничительные процедуры;
  • административно-принудительные процедуры;
  • административно-арбитражные процедуры.

Понятие, основные черты и виды административного процесса

Административный процесс есть система последовательно совершаемых административным органом административно-правовых действий, направленных в конечном итоге на достижение определенного результата — на разрешение индивидуального административного дела, т.е. дела, связанного с решением конкретного вопроса в отношении индивидуально определенного физического лица или организации, возникшего в административно-публичной сфере и подведомственного данному органу.

1. Административный процесс направлен прежде всего на обеспечение реального действия регулятивных норм различных отраслей права, определяющих права и обязанности физических лиц и организаций в соответствующих, возникающих в жизни материальных правоотношениях. Основной задачей административного процесса является приведение в действие государственно-правового механизма, позволяющего гражданам и организациям реализовать возникшие у них в правоотношениях соответствующие субъективные юридические права и обязанности. В частности, в ходе административного процесса компетентными административными органами обеспечивается реализация таких важнейших прав граждан, как право на осуществление предпринимательской деятельности, на образование, на социальную защиту, на жилище, авторское право, а также исполнение таких основных обязанностей, как уплата налогов и несение военной службы.

В то же время в рамках административного процесса осуществляется применение компетентными органами и должностными лицами исполнительной власти охранительных норм в целях обеспечения законности и правопорядка в государстве. Примерами правоохранительной деятельности, осуществляемой в административно-процедурной форме, являются, в частности, административный надзор, применение мер административного принуждения, рассмотрение дел об административных правонарушениях.

В ходе административного процесса происходит применение не только административно-правовых норм, но и норм других отраслей права, в частности, финансового, земельного, экологического, гражданского, трудового, семейного, которые могут быть реализованы только в результате властно-организующей деятельности соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Например, в процессе государственной регистрации юридических лиц и лицензирования их деятельности обеспечивается применение соответствующих норм гражданского права, в процессе государственной регистрации брака — норм семейного права, в процессе налогового контроля — норм финансового права и т.п. В связи с этим представляется неверным существующее в науке административного права понимание административного процесса как деятельности органов исполнительной власти по применению только административно-правовых норм.

Таким образом, в отличие от судопроизводства административный процесс обеспечивает реализацию регулятивных норм права непосредственно. В рамках судебного процесса независимо от вида судопроизводства (конституционного, административного, уголовного, гражданского или арбитражного) происходит в первую очередь применение охранительных правовых норм и только потом на их основе — регулятивных норм права в целях защиты и восстановления нарушенных прав граждан и юридических лиц.

Административное судопроизводство является в соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ одним из видов судебного процесса и поэтому никак не может рассматриваться в качестве административного процесса. Административное судопроизводство или административная юстиция — это деятельность суда по рассмотрению конкретных юридических дел, возникающих только из административно-правовых отношений и связанных с нарушением прав физических лиц и организаций в этих правоотношениях.

Административный процесс в отличие от административного судопроизводства — это деятельность несудебных, т.е. административных, органов по разрешению конкретных юридических дел, возникающих не только из административных, но и из других видов правоотношений и связанных во многих случаях не с нарушениями прав физических лиц и организаций, а с необходимостью реализации этих прав и исполнением возложенных на них обязанностей.

2. Реализация регулятивных и охранительных материальных норм административного и других отраслей права в рамках административного процесса осуществляется в ходе разрешения административными органами индивидуальных юридических дел. Иными словами, административным процессом является не любая внешневластная деятельность административных органов, а только такая, которая осуществляется в отношении конкретных физических лиц и организаций и направлена на разрешение возникающих в административно-публичной сфере с участием этих субъектов юридических дел.

Индивидуальные юридические дела, разрешаемые в ходе административного процесса, называют административными. С нашей точки зрения, под административным делом следует понимать возникающий в административно-публичной сфере на основе материальных норм административного или других отраслей права индивидуальный юридический вопрос, т.е. вопрос, касающийся индивидуально определенных физического лица (лиц) или организации (организаций), и подлежащий в соответствии с действующим законодательством разрешению компетентным административным органом. Разрешение административного дела включает в себя его возбуждение, рассмотрение и принятие по нему решения компетентным административным органом.

В связи с тем, что в рамках административного процесса могут разрешаться лишь индивидуальные административные дела, нельзя рассматривать в качестве такого процесса внешневластную деятельность правоохранительных органов, в частности, органов внутренних дел, по осуществлению сплошного надзора за неопределенным конкретно кругом лиц с целью выявления возможных правонарушений с их стороны. К таким видам административной деятельности относятся, например, охрана порядка в общественных местах, надзор за безопасностью дорожного движения, досмотр граждан в аэропортах и т.п.

3. Применение регулятивных и охранительных материальных норм в ходе административного процесса осуществляется только компетентными административными органами. Например, процесс назначения пенсий и пособий гражданам осуществляется органами социальной защиты населения, процесс призыва граждан на военную службу — военными комиссариатами, рассмотрение дел об административных правонарушениях — органами внутренних дел, государственными инспекциями, административными комиссиями и т.д.

Административные органы — это властвующие субъекты административного процесса, которые организуют разрешение административных дел посредством совершения властных юридически значимых действий и принятия властных правоприменительных решений в пределах предоставленной им административно-правовыми нормами компетенции. Все остальные участники административного процесса, в частности, физические лица и организации, являются зависимыми от административных органов, однако отнюдь не бесправными субъектами. Нормы ад-министративного права наделяют физических лиц и организации комплексом прав и обязанностей, реализуемых в ходе административного процесса.

Суды не являются субъектами, разрешающими в рамках административного процесса административные дела. Они разрешают дела, возникающие из административных правоотношений в рамках административного судопроизводства, т.е. в рамках специального вида судебного процесса.

4. Административный процесс может возбуждаться по инициативе как физических лиц и организаций, заинтересованных в разрешении определенных юридических дел (на основании их заявлений и жалоб), так и самих административных органов в односторонне-властном порядке. Так, например, пенсионное производство возбуждается по заявлению гражданина о назначении ему пенсии, а такие производства, как производство по делам об административных правонарушениях, контрольно-надзорное производство, возбуждаются на основании решений соответствующих компетентных административных органов. Судебный процесс, в том числе административное судопроизводство, в отличие от административного процесса всегда возбуждается только на основании соответствующих заявлений, жалоб и других материалов, направляемых в суд заинтересованными в разрешении дела лицами. Сам суд своим решением не возбуждает судопроизводство.

5. Применение правовых норм в административном процессе осуществляется путем совершения уполномоченными административными органами властно-организующих действий и принятия властных решений в отношении граждан и юридических лиц в одностороннем порядке, как правило, без публичного рассмотрения дела, в рамках упрощенной процедуры. Действительно, установлен-ный законодательством порядок совершения юридически значимых действий в ходе административного процесса гораздо проще, чем порядок рассмотрения дел в судах. В частности, рассмотрение пенсионных дел, дел о лицензировании и регистрации, о выдаче различного рода разрешений и согласований осуществляется компетентными административными органами и должностными лицами на основании представленных заявителями документов без обязательного их присутствия и присутствия других заинтересованных лиц, как правило, без ведения протокола и при отсутствии других атрибутов судопроизводства.

Упрощенная процедура административного процесса, на наш взгляд, оправдывается тем, что в рамках этого процесса осуществляется текущее государственное управление и регулирование в различных сферах жизни общества, требующее совершения оперативных действий и принятия оперативных решений. При этом у участников административного процесса, не удовлетворенных принятым по делу решением, всегда имеется возможность обжаловать его в соответствующий суд.

6. Административный процесс — это деятельность, состоящая из нескольких последовательно сменяющих друг стадий, на каждой из которых административным органом решаются соответствующие задачи и с этой целью совершаются необходимые процессуальные административно-правовые действия и издаются (принимаются) необходимые индивидуальные административно-правовые акты.

В целом в административном процессе можно выделить следующие стадии.

Стадия возбуждения административного дела: компетентным административным органом (его должностным лицом) принимается решение о начале разрешения подведомственного ему административного дела.

Административное дело может быть возбуждено как посредством издания (принятия) специального индивидуального административно-правового акта, например, определения о возбуждении дела об административном правонарушении, так и путем совершения соответствующего процессуального административно-правового действия, например, принятия заявления, жалобы, составления протоко-ла об административном правонарушении и т.п.

Стадия установления фактических обстоятельств административного дела и подготовки его рассмотрения по существу: уполномоченные должностные лица административного органа, возбудившего дело, устанавливают фактические обстоятельства этого дела, проверяют представленные по делу документы, запрашивают дополнительные документы и другие доказательства по делу, совер-шают иные процессуальные административно-правовые действия, направленные на подготовку дела к рассмотрению.

Стадия рассмотрения административного дела по существу: компетентный административный орган (его должностное лицо) рассматривает все фактические обстоятельства дела в их совокупности, дает им юридическую оценку и принимает властное решение по данному делу, которое должно окончательно урегулировать возникший в рамках этого дела индивидуальный юридический вопрос.

Решение, принимаемое административным органом по результатам рассмотрения административного дела, не обязательно должно быть выражено в форме индивидуального административно-правового акта (решения, постановления, распоряжения, приказа и т.п.). В зависимости от специфики разрешаемого административного дела и целей его разрешения оно может быть выражено в форме административно-правового действия, например, составления протокола по результатам экзамена, заключения по результатам экспертизы, внесения записи в реестр при государственной регистрации юридических лиц, сделок с недвижимым имуществом и других объектов. В какой бы форме ни было принято решение по административному делу, оно влечет для его участников определенные юридические последствия, которые могут выражаться в предоставлении им субъективных юридических прав и в возложении на них юридических обязанностей, в привлечении их к административной ответственности, в установлении, удостоверении или подтверждении каких-либо фактов, имеющих для них юридическое значение.

Стадия пересмотра вынесенного по административному делу решения: физическое лицо или организация, в отношении которого (которой) вынесено решение, либо иной заинтересованный субъект вправе обжаловать (опротестовать) данное решение в вышестоящий административный орган или вышестоящему должностному лицу административного органа.

Эта стадия является необязательной (дополнительной), поскольку обжалование (опротестование) вынесенного по административному делу решения — это право названных субъектов, и в случае, если они это право не реализуют, данная стадия в административном процессе реально не возникает.

Стадия исполнения вынесенного по административному делу решения: вынесенное по административному делу решение приводится в исполнение, т.е. обеспечивается реализация властного предписания административного органа, рассмотревшего это дело.

Данная стадия также является необязательной (дополнительной), поскольку некоторые решения, принимаемые по административным делам, например, решения о предоставлении субъективных прав или правового статуса, не требуют обязательного исполнения и реализуются физическими лицами и организациями добровольно и самостоятельно.

Административный процесс в отличие от судебного — понятие собирательное, поскольку он состоит из огромного множества мини административных процессов, так называемых административных производств, возникающих в различных сферах функционирования административных органов и обусловленных спецификой рассматриваемых и разрешаемых в этих сферах конкретных юридических дел.

Под административным производством в науке административного права понимают, как правило, вид (порядок) деятельности административных органов по разрешению в рамках соответствующей юридической процедуры определенной категории однородных по предмету административных дел. При этом ученые-администра-тивисты не пришли к единому мнению о критериях и количестве видов административных производств, существующих в структуре административного процесса. В административно-правовой науке выделяют такие административные производства, как регистрационное, лицензионно-разрешительное, производство по разрешению обращений и заявлений физических и юридических лиц, производство по делам о поощрениях, производство по делам об административных правонарушениях, исполнительное производство.

С нашей точки зрения, административное производство — это основной структурный элемент административного процесса, который может быть определен как урегулированный административно-процессуальными нормами вид деятельности административных органов по разрешению специфической по предмету и методу административно-правового воздействия категории индивидуальных административных дел с соблюдением специальной юридической (административно-правовой) процедуры. Представляется, что критериями выделения отдельных видов административных производств в рамках административного процесса или его видов являются следующие элементы.

Предмет административного дела. Это есть специфический вопрос, возникающий в отношении индивидуально-определенных физического лица или организации и подлежащий разрешению административным органом в процессе осуществления им в пределах своей компетенции внешней административно-публичной деятельности. Так, в качестве предметов административных дел можно рассматривать следующие вопросы: о предоставлении физическому или юридическому лицу какого-либо субъективного юридического права; об официальном подтверждении (удостоверении) субъективного юридического права физического лица или организации; о выдаче специального разрешения (лицензии); о возложении на физическое лицо или организацию какой-либо субъективной юридической обязанности; о привлечении физического или юридического лица административной ответственности.

Метод административно-правового воздействия. Он используется для разрешения определенного специфического вопроса, составляющего предмет административного дела. В частности, решение такого вопроса, как предоставление физическому или юридическому лицу определенного субъективного юридического права, может осуществляться путем использования административными органами различных административных методов. Например, вопрос о предоставлении лицу права на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности решается компетентным административным органом посредством выдачи этому лицу специального разрешения (лицензии), вопрос о предоставлении лицу права на управление транспортным средством решается компетентным административным органом посредством приема у этого лица специального квалификационного экзамена и т.п.

Специально установленная административно-процессуальными нормами юридическая (административно-правовая) процедура. Она позволяет разрешать с помощью специфических административных методов определенные вопросы, составляющие предмет индивидуального административного дела. В частности, специальные юридические процедуры предусмотрены для разрешения индивидуальных административных дел посредством лицензирования, государственной регистрации, проведения экзаменов и т.п.

Указанные критерии позволяют выделить в структуре административного процесса совершенно определенное количество административных производств. В последующих параграфах настоящей главы нами будут рассмотрены эти виды административных производств применительно к видам административного процесса.

В зависимости от содержательных и целевых характеристик внешней административно-публичной деятельности по разрешению индивидуальных административных дел представляется возможным условно выделить два вида административного процесса:

  1. административно-регулятивный процесс, представляющий собой урегулированную административно-процессуальными нормами внешнюю правоприменительную административно-публичную деятельность административных органов по разрешению подведомственных им административных дел, связанных с обеспечением реализации физическими лицами и организациями субъективных юридических прав и обязанностей, основанных на нормах административного и других отраслей материального права.
  2. административно-охранительный процесс, представляющий собой урегулированную административно-процессуальными нормами внешнюю правоприменительную административно-публичную деятельность административных органов по разрешению подведомственных им административных дел, связанных с обеспечением государственной и общественной безопасности, безопасности отдельных физических лиц и организаций, с охраной и защитой их субъективных прав и законных интересов, с выявлением и пресечением административных и иных публичных правонарушений и с привлечением лиц, их совершивших, к административной и иным видам публично-правовой ответственности.

Каждый из двух названных видов административного процесса имеет собственную структуру, в которую входят соответствующие административные производства.

Структура административно-регулятивного процесса

В литературе по административному праву в рамках административного процесса обычно выделяют следующие виды производств, связанных с осуществлением административными органами внешней административно-регулятивной деятельности: регистрационное, лицензионно-разрешительное, поощрительное, производство по обращениям граждан и организаций о реализации принадлежащих им прав в сфере государственного управления. Следует заметить, что большинство ученых-административистов не дают исчерпывающего перечня административно-регулятивных производств.

В соответствии с предложенными нами в предыдущем параграфе Понятие, основные черты и виды административного процесса критериями определения видов административных производств в структуре административно-регулятивной деятельности можно выделить следующие их виды.

Правопредоставительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с предоставлением физическим лицам и организациям на основании их обращений субъективных прав или правового статуса. Это, в частности, производство по: делам о гражданстве; назначению пенсий и пособий; предоставлению права пользования земельными участками; предоставлению статуса беженца или вынужденного переселенца; предоставлению налоговых и иных льгот.

Лицензионно-разрешительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с предоставлением физическим лицам и организациям права на осуществление отдельных, указанных в законе, видов деятельности или на совершение отдельных юридически значимых действий посредством выдачи этим лицам специальных разрешений (лицензий). Это может быть, например, производство по выдаче: лицензий на осуществление образовательной деятельности; лицензий на осуществление деятельности по перевозке автомобильным транспортом пассажиров; разрешений на перевозку автомобильным транспортом крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов; разрешений на строительство и реконструкцию зданий и сооружений и т.п.

Регистрационное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с государственной регистрацией каких-либо объектов, физических и юридических лиц, принадлежащих им прав или имеющегося у них правового статуса, совершаемых ими действий. В качестве примера можно назвать производство по государственной регистрации: юридических лиц; прав на недвижимое имущество и сделок с ним; автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Удостоверительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с официальным удостоверением (подтверждением) от имени государства субъективных прав, правового статуса или соответствия деятельности (действий) физического лица или организации установленным законодательством требованиям, иных юридических фактов. В частности, сюда можно отнести производство: по установлению степени утраты гражданином профессиональной трудоспособности; по аккредитации высших учебных заведений, иных юридических и физических лиц; сертификационное.

Экзаменационное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с предоставлением физическим лицам определенных субъективных прав или правового статуса посредством приня-тия у них специальных экзаменов или путем проведения иных испытаний этих лиц. В качестве примера можно назвать производство по: принятию у физических лиц квалификационных экзаменов на право управления транспортными средствами; принятию вступительных и выпускных квалификационных экзаменов в высших учебных заведениях; защите диссертаций; принятию квалификационных экзаменов на право получения определенных видов лицензий и т.п.

Конкурсное производство — это урегулированная административно-процессуальным нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с предоставлением физическим лицам и организациям определенных субъективных прав или правового статуса посредством проведения и определения результатов специальных конкурсов. Сюда относится, в частности, конкурсное производство по: замещению вакантных должностей профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений; замещению должностей государственных служащих; приобретению права на получение лицензий; приобретению права на заключение государственных кон-трактов и т.п.

Поощрительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с поощрением (стимулированием) физических лиц и организаций от имени Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований. Это, например, производство по: награждению государственными наградами; присуждению государственных (муниципальных) премий; награждению почетными грамотами, дипломами и т.п.

Производство по возложению на физических и юридических лиц специальных публично-правовых обязанностей — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с возложением на физических лиц или на организации специальных публично-правовых обязанностей. Сюда можно отнести производство по: призыву граждан РФ; налоговому декларированию; таможенному декларированию товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ.

Структура административно-охранительного процесса

В структуре административно-охранительного процесса, если исходить из предложенных нами критериев, можно выделить следующие виды административных производств.

Административно-наблюдательное (контрольное, надзорное) производство. В свою очередь, в его структуре можно выделить два вида производств.

1. Полное административно-наблюдательное (контрольное, надзорное) производство — это урегулированная административно-процессаульными нормами деятельность компетентных административных органов по осуществлению полного комплекса проверочных мероприятий в отношении индивидуально определенных физических лиц и организаций по всем или по большинству вопросов, образующих предмет соответствующего вида наблюдения.

В рамках полного административно-наблюдательного производства соответствующим административным органом в пределах его компетенции осуществляется полная (комплексная, сплошная) проверка деятельности какого-либо физического или юридического лица. В ходе такого производства соответствующим контролирующим (надзорным) органом осуществляется весь комплекс проверочных мероприятий по всем или по большинству вопросов, образующих предмет того вида наблюдения, который входит в компетенцию этого органа. В качестве примера можно назвать производства: по проверке соблюдения конкретными индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами законодательства о труде и об охране труда, правил пожарной безопасности, государственных стандартов, санитарных норм и правил; по проведению выездной налоговой проверки по нескольким налогам.

2. Ограниченное административно-наблюдательное (контрольное, надзорное) производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по осуществлению в отношении индивидуально определенных физических лиц или организаций полного или частичного комплекса проверочных мероприятий по ограниченному кругу вопросов, образующих предмет соответствующего вида на-блюдения.

В рамках данного вида административно-наблюдательного производства соответствующим административным органом в пределах его компетенции осуществляется проверка деятельности конкретного физического или юридического лица не по всем, а лишь по некоторым вопросам, образующим предмет того вида наблюдения, который входит в компетенцию этого органа. В качестве примера можно привести производство по проведению: камеральной налоговой проверки; камеральной проверки органом государственного внебюджетного фонда; выездной налоговой проверки по какому-либо одному налогу; технического осмотра транспортных средств, принадлежащих конкретным физическим или юридическим лицам.

Процедура осуществления каждого из двух видов названных выше административно-наблюдательных производств включает в себя следующие общие стадии разрешения индивидуального надзорного (контрольного) дела:

  1. возбуждение надзорного (контрольного) дела посредством вынесения уполномоченным должностным лицом соответствующего административного органа решения (распоряжения) о проведении проверочных (контрольных) мероприятий в отношении индивидуально определенных физического лица или организации;
  2. осуществление уполномоченными должностными лицами ад-министративного органа проверочного (контрольного) мероприятия или комплекса таких мероприятий в отношении индивидуально определенных физического лица или организации;
  3. определение результатов проверочного (контрольного) мероприятия или комплекса таких мероприятий и составление соответствующего акта (протокола), отражающего эти результаты;
  4. принятие уполномоченным должностным лицом административного органа решения по результатам проведенного проверочного мероприятия или комплекса таких мероприятий.

Правовое регулирование отдельных административно-наблюдательных (контрольных, надзорных) производств осуществляется в настоящее время отдельными федеральными законами, в том числе кодифицированными, в частности, Налоговым и Таможенным кодексами РФ, а также многочисленными подзаконными нормативными правовыми актами.

Производство по применению мер административного принуждения, не связанных с привлечением физических и юридических лиц к административной ответственности. Данное производство может быть определено как урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению подведомственных им административных дел о применении к физическим и юридическим лицам мер административного принуждения (пресечения и обес-печения).

В зависимости от вида мер административного принуждения, применяемых административными органами в порядке, предусмотренном административно-процессуальными нормами, можно выделить следующие виды административных производств.

1. Административно-пресекательное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению подведомственных им административных дел, связанных с применением к физическим и юридическим лицам мер административного пресечения. Следует отметить, что далеко не все виды мер административного пресечения применяются в рамках данного производства, т.е. в рамках процессуальных административных процедур. В соответствии с действующим российским законодательством с соблюдением про-цессуальных административных процедур применяются, в частности, такие меры административного пресечения, как выдача физическим и юридическим лицам письменных предписаний об устранении выявленных в ходе проверки нарушений действующего законодательства, специальных норм и правил, приостановление действия лицензии или иного специального разрешения.

Так, например, в рамках соответствующих административно-принудительных процессуальных процедур разрешаются административные дела о выдаче антимонопольными органами предписаний хозяйствующим субъектам, государственным органам и органам местного самоуправления о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, о списании органами федерального казначейства в бесспорном порядке сумм бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, о приостановлении таможенным органом выпуска товаров.

Административно-правовые процедуры применения компетентными административными органами указанных мер административного пресечения установлены в соответствующих специальных нормативных правовых актах.

2. Административно-обеспечительное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению подведомственных им административных дел, связанных с применением к физическим лицам и организациям мер административного обеспечения исполнения ими возложенных на них обязанностей. В рамках данного производства и соответствующих административно-правовых процедур разрешаются, в частности, индивидуальные дела о наложении налоговыми органами ареста на имущество налогоплательщиков, о приостановлении налоговыми органами операций по счетам организаций-налогоплательщиков в банках с целью обеспечения исполнения ими решений о взыскании налогов или сборов.

Правовое регулирование указанных производств осуществляется в соответствии Налоговым кодексом РФ.

3. Административно-исполнительное производство выделяется в административно-правовой литературе как самостоятельный вид административного производства. Данное производство не является стадией судопроизводства, поскольку представляет собой не судебную, а административно-публичную деятельность, осуществляемую специально уполномоченным на то органом исполнительной власти — Федеральной службой судебных приставов и ее территориальными органами в субъектах РФ посредством применения административных методов воздействия на субъекты исполнительных правоотношений.

В процессе административно-исполнительного производства осуществляется принудительное исполнение судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Таким образом, административно-исполнительное производство можно определить как урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с принудительным исполнением должниками возложенных на них судебными актами или актами административных органов обязанностей.

Порядок осуществления исполнительного производства регулируется в настоящее время Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 21 октября 2007 г.

Производство по делам об административных правонарушениях — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению подведомственных им административных дел об административных правонарушениях, т.е. по существу дел о привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности (данное производство будет подробно рассмотрено в главе 16).

Административно-арбитражное производство — это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность компетентных административных органов по разрешению административных дел, связанных с рассмотрением споров и разногласий (административных споров), возникающих в административно-публичной сфере между административными органами, с одной стороны, и физическими лицами и организациями — с другой.

В зависимости от вида административных правоотношений, в рамках которых возник административный спор, представляется возможным выделить две большие группы административно-арбитражных производств, которые могут быть подразделены на виды с учетом предметных критериев.

1. Административно-арбитражное производство по разрешению административных споров, возникших в рамках административно-регулятивных правоотношений (административно-регулятивных споров). В его структуре в зависимости от предмета административного спора можно выделить:

  • производство по разрешению споров, связанных с отказом в предоставлении физическому лицу или организации субъективного юридического права или в реализации им такого права, например, права на получение специального разрешения, права на получение информации;
  • производство по разрешению споров, связанных с возложением на физическое лицо или организацию определенной субъективной юридической обязанности, например, обязанности по уплате налога, обязанности реализовать продукцию по определенной цене (тарифу).

2. Административно-арбитражное производство по разрешению административных споров, возникающих в рамках административно-охранительных правоотношений (административно-охранительных споров).

В его структуре в зависимости от предмета административного спора можно выделить:

  • производство по разрешению споров, связанных с совершением административными органами контрольно-надзорных действий, в частности, действий по проведению проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
  • производство по разрешению споров, связанных с применением административными органами мер административного принуждения, в частности, мер административного пресечения и мер административно-принудительного исполнения.

Источник: http://www.be5.biz/pravo/a035/15.html