Анализ отечественной практики применения процедур банкротства


Бесплатная юридическая консультация:

Кандидат экон. наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ».

Оглавление:

Область научных интересов: финансовая диагностика, экономико-правовые проблемы несостоятельности.

Абстракт: Особенности применения процедур банкротства рассматриваются в аспекте принимаемых российских законов о несостоятельности начиная с 1992 года, когда вновь стал возрождаться институт несостоятельности, и до настоящего времени. Оценка влияния мирового финансового кризиса показала, что для России кризис не стал определяющим фактором массовых банкротств.

Ключевые слова: банкротство, внешнее управление, закон о несостоятельности, конкурсное производство, кризис, ликвидация, наблюдение, несостоятельность, процедура, реабилитация, реорганизация, санация, финансирование, финансовая диагностика, финансовое оздоровление.

На современном этапе несостоятельность следует рассматривать со сложившихся особенностей, складывающихся тенденций формирования механизма банкротства за весь период воссоздания института несостоятельности в России (с 1992 года) и с учетом мирового финансового кризиса, внесшего свои коррективы в динамику процесса банкротства. Анализ применения процедур банкротства показывает, что оптимальные решения по целому ряду ключевых вопросов регулирования конкурсных отношений еще не найдены. По словам В. Ф. Яковлева, члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора, советника президента РФ, cудебная практика рассмотрения арбитражных дел является «зеркалом экономики», а применительно к реализации процедур банкротства – «зеркалом эффективности правового регулирования несостоятельности (банкротства)» [16, с. 9].


Бесплатная юридическая консультация:

В 1999 году было поданозаявлений о признании должника банкротом, тогда как, по данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования, на 1 января 1999 года в России число зарегистрированных субъектов, включая филиалы и обособленные подразделения, составило около 2,7 млн, в том числе свыше 1,6 млн акционерных обществ и товариществ, или чуть больше 0,15% от всех субъектов хозяйствования [12, с. 26]. Всего лишь через два года, а именно на 1 января 2000 года, количество дел, принятых к производству, составило порядка 15200, а на 1 января 2002 года – более.

Проблему правильного выбора при решении вопроса о том, какую из процедур банкротства следует вводить, пытаются осветить многие авторы. Т. Д. Аленичева и С. П. Гришаев [5] полагают, что наличие формальных оснований для введения реабилитационных процедур не должно быть решающим аргументом. Важно учитывать фактические обстоятельства финансового положения должника. Если предприятие невозможно реорганизовать, его следует ликвидировать. Ликвидация допустима только в том случае, если предприятие фактически перестало функционировать или возможность восстановления производства столь незначительна, что кредиторам будет грозить гораздо больший риск при продолжении его деятельности [5, с. 111]. Разумно обоснованный подход к введению процедур банкротства: всегда должен быть выбор между их ликвидационной либо реабилитационной направленностью. Не следует отдавать предпочтение реабилитации априори [14, с. 155]. Рассматривая вопрос о соотношении реабилитационных и ликвидационных процедур, В. Ф. Попондопуло, специалист в области гражданского и предпринимательского права, высказывает мнение, что целевая установка законодателя на преимущественный выбор реабилитации должника не оправдывает себя, судя по складывающейся судебной практике,. «Очевидно, для повышения эффективности законодательства о банкротстве установленные приоритеты надо менять. От навязываемой законодателем процедуры внешнего управления больше вреда, чем пользы» [10, с. 26].

Рассматриваемые 2008–2012 годы, прошедшие под знаком мирового финансового кризиса, не очень изменили основную тенденцию – введение ликвидационной процедуры, лишь незначительно стабилизировав ее долю на уровне 43–52% от общего количества дел, принятых к производству.

Для сравнения: из 107 компаний США, объявивших себя банкротами на протяжении 1996–2000 годов, 95 фирм продолжили свою деятельность после реорганизации. Ликвидированы лишь 12 компаний, или не более 1% от общего числа фирм, прекративших свою деятельность с конца 1995 года [17, с. 626].

Практически не изменилось положение дел в Архангельской области и в 2007–2008 годах. Банкротство как вариант решения социально-экономических проблем в регионе осталось прежним: преобладающая доля конкурсного производства – 83,0% в 2007 году и 72,2% в 2008 году (табл. 4).


Бесплатная юридическая консультация:

По данным за первое полугодие 2010 года, в стадии ликвидации находилось 975 предприятий, реорганизацию проходили только 135 субъектов хозяйствования, то есть реабилитационных процедур не более 14% от ликвидационных процедур. За это же время прекратили свою деятельность в связи с банкротством 1489 предприятий, или более 6% от всех зарегистрированных и действующих на территории Архангельской области юридических лиц. Только за 2012 год в Архангельской области прекратили работать четыре поселково- или градообразующих предприятия, на грани банкротства находятся поселковообразующие леспромхозы «Луковецкий» (Холмогорский район) и «Борецкий» (Виноградовский район). В поселке Няндома обанкротилось основное производство – птицефабрика «Няндома-бройлер» (холдинг «ОГО»); больше года не работает в Архангельске старейший «Лесозавод 2», остановил свою работу Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат (Архангельск), и это далеко не полный перечень предприятий, уже обанкротившихся или находящихся в предбанкротном состоянии.

Несмотря на увеличение количества вводимых процедур финансового оздоровления, начиная с 2008 года (в 2008 году 48 дел, в 2011–2012 годах – уже 94 и 92 случая), результаты ее применения остаются неудовлетворительными: лишь в единичных ситуациях прекращено производство по делу в связи с погашением задолженности. В 2005 году восстановить платежеспособность удалось двум предприятиям, в 2011 году – 7 субъектам хозяйствования из 94, или 7,4%, а в 2012 году – 3 должникам из 92, в отношении которых проводилась процедура финансового оздоровления (рис. 3)

Следовательно, не выполняется целевая направленность этой процедуры на восстановление платежеспособности, поскольку более 80% предприятий вынуждены проходить последующие процедуры, а значит, снижается потенциальная возможность стабилизации.

С 1998 по 2012 год внешнее управление вводилось в среднем 1175 раз, максимум достигнут в 2002 году, тогда в этой процедуре 2696 предприятий-должников проходили реабилитацию (табл. 6). С увеличением количества заявлений о признании должников несостоятельными (банкротами) количество дел внешнего управления не увеличилось, а, наоборот, сократилось. Начиная с 2006 года процедура применялась не более чем в 1000 дел, а рекордно низкое значение зафиксировано в 2008 году – всего 579 (всего принято к производствудел). В 2011 году количество вынесенных решений о назначении внешнего управления не превышало 986, или 2,95% от общего числа дел, а в 2012 году – 922, то есть снизилось еще на 6,49%, и это в условиях заметной активизации процесса признания несостоятельности.

Результативность внешнего управления как процедуры, направленной на сохранение бизнеса должника, еще больше теряет свои позиции в 2009–2011 годах: производство успешно было завершено в связи с восстановлением платежеспособности только в отношении не более чем 11–13 должников за каждый год этого периода, или не более 1,82% от общего количества процедур внешнего управления. В 2012 году для 25 должников, или не более 2,71% от их общего количества, была успешно завершена процедура внешнего управления.


Бесплатная юридическая консультация:

Данные о проведении конкурсного производства (табл. 8) указывают, что с 1998 по 2004 год число заключенных мировых соглашений увеличилось с 46 до 150, рекордно высокое количество – 403 случая – в 2002 году. При этом доля мировых соглашений в общем объеме конкурсных процедур минимальная и колеблется от 1,60% в 2004-м до 4,0% в 2012 году, а следовательно, по-прежнему ликвидация организаций остается доминирующей.

Результаты проведения конкурсного производства выглядят следующим образом: в 2008 году на его долю пришлось более 20 тыс. из 35 тысяч завершенных дел о несостоятельности, или 57,6%, отказано в признании должника банкротом в 520 случаях, и только 126 дел было закончено в связи с утверждением мирового соглашения. Незначительное увеличение количества заключаемых мировых соглашений в 2010–2012 годах (от 255 до 563 актов, или 4,0% от числа конкурсных дел, в 2012 году) говорит об улучшении качественного уровня проведения процедуры конкурсного производства и поиска потенциала сохранения компании. Количество отказов от признания должника банкротом также увеличилось – до 1498 случаев, данное явление указывает на необоснованные требования, предъявляемые кредиторами к должнику с целью провести возможный передел собственности.

ООО «Издательский дом «Реальная экономика»

Старо-Петергофский пр., 43 45, лит. Б, оф. 4н

Источник: http://info.e-c-m.ru/magazine/80/eau_80_250.htm


Бесплатная юридическая консультация:

Финансовый анализ и аудит в процедуре банкротства предприятия

Существует множество понятий финансового анализа. Самое обобщенное из них: финансовый анализ – это изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации с целью принятия заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений.

Как предсказать банкротство предприятия?

Для прогнозирования банкротства предприятия следует провести финансовый анализ организации. Еще до банкротства предприятие может проявлять признаки банкротства. Все признаки банкротства можно разделить на 2 большие группы, рассказала Виктория Проскурина – член некоммерческого партнерства СРО «Экспертный совет», исполнительный директор финансово-аналитического бюро «Рост» г. Челябинск.

К первой группе признаков банкротства относятся показатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятности банкротства в недалеком будущем. На них собственнику или руководителю предприятия необходимо обратить пристальное внимание и принять срочные меры. Собственник или руководитель может не знать, как избавиться от признаков несостоятельности предприятия первой группы. В этом случае самое разумное – привлечь специалистов для финансового анализа, аудиторов или арбитражных управляющих. Во вторую группу признаков банкротства предприятия входят показатели, неблагоприятное значения которых не означают, что финансовое состояние предприятия критическое. Однако эти признаки несостоятельности также требуют принятия соответствующих мер, так как сигнализируют о возможном резком ухудшении финансового состояния предприятия в будущем.

Вероятность банкротства в недалеком будущем

Возможность резкого ухудшения финансового состояния в будущем при отсутствии соответствующих мер


Бесплатная юридическая консультация:

— повторяющиеся существенные потери в основной деятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемов продаж и хронической убыточности;

— наличие хронически просроченной кредиторской и дебиторской задолженности;

— низкие значения коэффициентов ликвидности и тенденция их к снижению;

— увеличение до опасных пределов доли заемного капитала в общей его сумме;

— дефицит собственного оборотного капитала;

åñïëàòíàÿ þðèäè÷åñêàÿ êîíñóëüòàöèÿ:

— систематическое увеличение продолжительности оборота капитала;

— наличие сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции;

— использование новых источников финансовых ресурсов на невыгодных условиях;

— неблагоприятные изменения в портфеле заказов;

— падение рыночной стоимости акций предприятия;


Бесплатная юридическая консультация:

— снижение производственного потенциала.

— чрезмерная зависимость предприятия от какого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынка сырья или рынка сбыта;

— потеря ключевых контрагентов;

— недооценка обновления техники и технологии;

— потеря опытных сотрудников аппарата управления;


Бесплатная юридическая консультация:

— вынужденные простои, неритмичная работа;

— неэффективные долгосрочные соглашения;

— недостаточность капитальных вложений и т.д.

Как правило, собственник предприятия, определив негативную сторону функционирования своего предприятия, стремится разными путями улучшить ситуацию. Однако порой ему это не удается, возникает процедура банкротства.

Законодательство в сфере финансового анализа при банкротстве

Процедура банкротства имеет четкий алгоритм действий согласно Федеральному закону от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несколько статей данного закона конкретно регламентируют именно процедуру финансового анализа при банкротстве. В законе указано:


Бесплатная юридическая консультация:

  • когда проводится финансовый анализ при банкротстве;
  • кем он проводится;
  • на основании какой документации он проводится;
  • какие выводы по финансовому анализу при банкротстве должны быть представлены.

Статья закона о банкротстве

Статья 67 «Обязанности временного управляющего» и статья 70 «Анализ финансовых состояний должника»

Процедура банкротства финансовых организаций

Статья 183.13 «Анализ финансового состояния финансовой организации»

Процедура банкротства стратегических предприятий и организаций


Бесплатная юридическая консультация:

В делах о банкротстве предприятий используются нормативные документы, регулирующие принципы и условия проведения финансового анализа арбитражными управляющими и осуществление их функциональных полномочий:

  • Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 №367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа»;
  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 №855 «Об утверждении временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

В соответствии с постановлением №367, финансовый анализ проводится на основании бухгалтерской отчетности организации. Поэтому все показатели деятельности организации делятся на 4 группы.

1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности.

2. Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника:

  • коэффициент абсолютной ликвидности;
  • коэффициент текущей ликвидности;
  • показатель обеспеченности обязательств должника его активами;
  • степень платежеспособности по текущим обязательствам.

3. Коэффициенты, характеризующие финансовую устойчивость должника:


Бесплатная юридическая консультация:

  • коэффициент автономии (финансовой независимости);
  • коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (доля собственных оборотных средств в оборотных активах);
  • доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах;
  • показатель отношения дебиторской задолженности к совокупным активам.

4. Коэффициенты, характеризующие деловую активность должника

Коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника формируют основную группу коэффициентов финансового состояния в рассчитываемом процессе анализа.

Данные коэффициенты целесообразно анализировать в поквартальной динамике, не менее чем за 2 года. Полученные результаты дают более четкую картину для понимания того, что происходило с предприятием в последнее время. Согласно подпункту 6 Постановления №367 для анализа финансового состояния должника рекомендуется определить причины утраты платежеспособности компании и сделать выводы о возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности предприятия.

Для расчета данных показателей можно применить Распоряжение ФУДН при Госкомимуществе от 12.08.1994 №31-р «Об утверждении Методических положений по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса».

Показатели платежеспособности имеют огромное значение для организации, но необходимо учитывать, что их применение для отдельного расчета, не беря во внимание другие коэффициенты, показатели, невозможно. Все должно быть в совокупности.


Бесплатная юридическая консультация:

«Очень важно вовремя сказать собственнику и руководителю предприятия о том, какие имеются проблемы. Возможно, это позволит избежать процедуры банкротства», – заключила Виктория Проскурина.

Аудит при банкротстве предприятия

В основном аудиторов привлекают на добанкротной стадии, когда идут суды между кредиторами, рассказала Зайцева Елена Олеговна – член центрального совета некоммерческого партнерства «Российская Коллегия Аудиторов», председатель Совета Уральского территориального округа, директор компании «ПРЕМЬЕР-АУДИТ».

По ее мнению, стоимость услуг аудиторских фирм полностью окупаются эффектом, который может получить конкурсный управляющий. Основная цель аудита предприятия в рамках процедуры банкротства – увеличить конкурсную массу. Для этого аудиторы проводят экспертизу сделок с последующим возвратом активов, выявляют признаки фиктивного и преднамеренного банкротства, проводят экспертизу формирования кредиторской задолженности в предбанкротный период.

«За 18 лет аудиторской деятельности в моей практике не было ни одного случая, чтобы аудиторами не были выявлены факты преднамеренного банкротства», – поделилась опытом Елена Зайцева.

Практически всегда обнаруживается вывод активов, мнимые сделки, поэтому в целях увеличения конкурсной массы рекомендуется использовать аудитора. Многие помнят резонансное дело Уралсевергаза. Создавались управляющие компании, которым отгружалась электроэнергия и тепло. Эти фирмы были созданы путем вывода денежных средств, все долги оставались у Уралсевергаза. Действительно, такое бывает нередко. При проведении экспертизы организаций, которые задолжали крупные суммы денег, может оказаться, что фирмы создавались не для оказания услуг населению, а для вывода активов.


Бесплатная юридическая консультация:

Может ли аудитор проводить финансовый анализ предприятия?

В статье 70 закона о банкротстве отмечено, что если организация подлежит обязательному аудиту, то необходимо привлечение аудиторов для подтверждения отчетности, которая будет служить и конкурсным управляющим в том числе. Раньше аудиторов часто привлекали для проведения финансового анализа. В Федеральном законе об аудиторской деятельности, который вступил в силу в 2015 г., есть перечень аудиторских услуг, которые имеет право осуществлять аудиторская организация. Проводить финансовый анализ аудиторские фирмы не имеют права. Но и до выхода закона об аудиторской деятельности было много постановлений в разных регионах РФ, указывающих, что аудиторская фирма может привлекаться арбитражным управляющим для финансового анализа, но подписывать финансовый анализ должен только арбитражный управляющий. Хотя есть решения арбитражных судов, что возможно участие аудитора в финансовом анализе, причем его может подписывать и аудиторская фирма, и конкурсный управляющий. Но внесение поправок в закон об аудиторской деятельности четко говорит, что с 2015 года аудиторские фирмы не имеют права проводить классический финансовый анализ при банкротстве.

Могут ли заставить директора вернуть деньги по неэффективным сделкам?

Многие слышали, что компания «Балтийский берег» подала иск о взыскании 613 млн. рублей убытков с бывшего руководителя, Сергея Лебединского, за то, что ряд сделок привел к банкротству компании. Указанные сделки осуществлялись сотрудниками бухгалтерии без участия руководства (этот факт доказан судом). Однако истец считает, что Лебединский С.В. должен понести ответственность, так как «не проявил необходимой степени осмотрительности». Конечно, сам по себе случай абсурден, но могут ли заставить директора вернуть деньги, если он лично принимал решение о заключении экономически нецелесообразных сделок?

Комментарий дал Алексей Николаев, арбитражный управляющий, «ЮрТехКонсалт», г. Москва:

«Вопрос необходимо поделить на две составляющие. Во-первых, если директор умышленно совершил сделки, которые привели к банкротству, то речь идет о доведении компании до банкротства. В таком случае установление факта преднамеренного банкротства позволит не только взыскать все долги с директора, но и в некоторых случаях привлечь последнего к уголовной ответственности. Во-вторых, могут быть совершены отдельные сделки, которые являлись экономически нецелесообразными. Такие сделки могут быть оспорены в рамках дела о банкротстве, если имело место неравноценное встречное исполнение, например, продажа имущества по заниженной цене, или наоборот, покупка неликвидных активов. При признании сделки недействительной контрагента по такой сделке обяжут все полученное по сделке вернуть банкроту, а если он это не сделает, то директора могут привлечь к субсидиарной ответственности и денежные средства будут взысканы лично с него».

Юлия Будько, управляющий партнер, «Коллегия адвокатов», г. Москва, подтвердила, что руководителей нередко привлекают к субсидиарной ответственности после банкротства предприятия.


Бесплатная юридическая консультация:

«После внесения изменений в часть 4 статьи 10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в июне 2014 года значительно возросло количество исков о привлечении руководителей юридических лиц к субсидиарной ответственности после банкротства Общества. При этом конкурсные управляющие, в том числе, ссылаются в своих доводах на совершение руководителем действий (бездействия), которые привели к неплатежеспособности Общества перед кредиторами. В ходе рассмотрение таких заявлений суд проверяет основания совершения руководителем Общества сделок и если в судебном заседании будет установлено, что действия (бездействие) руководителя также послужило причиной дальнейшего банкротства компании, то с руководителя могут быть взысканы денежные средства солидарно в размере долга Общества перед кредиторами».

Заключение

Основная задача финансового анализа должника – проанализировать причины утраты платежеспособности и сделать выводы о возможности восстановления платежеспособности компании. Грамотный финансовый анализ при появлении первых признаков несостоятельности предприятия с большой вероятностью поможет собственнику избежать процедуры банкротства.

Что касается аудита при банкротстве, он проводится, в первую очередь, для увеличения конкурсной массы путем оспаривания сделок, возврата активов, выявления признаков фиктивного банкротства.

Статью подготовила Наталья Ничкова

Новое в разделе

Финансовое состояние компании и возможность привлечения средств для финансирования капитальных вложений
Как проверить компанию на адекватность тарифов и цен?
Как оценить перспективы развития бизнеса?

Подписка на рассылку

Никакого спама. Гарантируем!


Бесплатная юридическая консультация:

Ближайшие мероприятия

Мы в ВКОНТАКТЕ

Мы в Facebook

Использование материалов с сайта возможно только по согласованию с администрацией

Источник: http://www.estimatica.info/assessment/business/141-finansovyj-analiz-i-audit-v-protsedure-bankrotstva-predpriyatiya

Порядок осуществления процедуры банкротства. Учет и анализ банкротств

Признаки несостоятельности. Основные процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, конкурсное производство. Отражение в учете операций по реализации имущества и удовлетворению требований кредиторов. Составление ликвидационного баланса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФКОУ ВПО «АКАДЕМИЯ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ»


Бесплатная юридическая консультация:

Кафедра бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения.

На тему: «Порядок осуществления процедуры банкротства. Учет и анализ банкротств»

Выполнил: Дарькина Ю.В.

Введение

1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)


2. Основные процедуры банкротства


2.1 Наблюдение


2.2 Финансовое оздоровление


2.3 Внешнее управление


2.4 Конкурсное производство


2.5 Мировое соглашение


3. Практическое задание


Заключение


Список используемой литературы


Введение

Социально-экономическая ситуация, сложившаяся в России в результате осуществления экономических реформ, характеризуется спадом производства во многих отраслях промышленности, обнищанием определенной части населения, утратой определенных идеалов, нарушением нравственных устоев общества. Казалось бы, взят курс на проведение реформ, а экономика остается нестабильной. Причина тому — наличие множества нормативных правовых актов не обеспеченных действенным механизмом реализации.

Стабильность экономики — это, прежде всего нормальное функционирование хозяйствующих субъектов, их способность быстро и гибко реагировать на изменяющуюся инфраструктуру рынка. Любое даже самое, казалось бы, стабильное предприятие подвержено риску на банкротства, не говоря уже об индивидуальных предпринимателях, которые осуществляют свою деятельность на свой страх и риск.


Бесплатная юридическая консультация:

Переход российской экономики на рыночные отношения объективно предопределяет необходимость изменения форм и методов управления на уровне основного хозяйствующего звена — предприятия фирмы корпорации. При современном состоянии российской экономики общество предъявляет весьма существенные требования к функционированию основных субъектов экономической деятельности.

Рыночные реформы и введение процедуры банкротства в практику экономической жизни России сделали актуальной проблему эффективной организации управления деятельностью предприятий выбор методов антикризисного управления превращение его в важнейший рычаг предпринимательской активности.

В течение последнего десятилетия в силу сложившегося устойчивого кризиса неплатежей абсолютное большинство российских предприятий легко подпадает под критерии признания их банкротами. Следует отметить, что банкротство одного отдельно взятого промышленного предприятия никогда не происходит «локально» кризисные явления не ограничиваются рамками данного предприятия. Любой достаточно крупный субъект хозяйственной деятельности связан разнообразными отношениями с большим количеством других предприятий. Поэтому самого пристального внимания требуют, прежде всего, определение понятия банкротства глубокий и всесторонний анализ механизма его осуществления связь антикризисного управления и банкротства причины и формы проявления банкротства как практически неизбежного результата кризисных процессов на предприятиях формулирование адекватных процедур и управленческих решений.

1. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Правовой институт банкротства является сравнительно новой категорией для современного российского права. Только в 1992 году с принятием Закона РФ N 3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» в российском праве впервые за много лет нашел законодательное закрепление сам термин «несостоятельность (банкротство)», а также составляющие его существо процедуры.


Бесплатная юридическая консультация:

В настоящее время отношения, связанные с несостоятельностью, регулируют следующие нормативные правовые акты:

1.Гражданский Кодекс РФ;

2.Арбитражный процессуальный кодекс РФ;

3.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

4.Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса»;


Бесплатная юридическая консультация:

5.Федеральный закон от 27 сентября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;6.Постановление Правительства РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и другие.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Закон о банкротстве предусматривает особенности банкротства отдельных категорий должников:

1) юридических лиц — градообразующих, сельскохозяйственных, кредитных, страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг;

2) физических лиц — индивидуальных предпринимателей, крестьянских фермерских хозяйств;

3) упрощенные процедуры банкротства в отношении ликвидируемого и отсутствующего должника.

При этом гражданин считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества, а юридическое лицо — если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.

Признаки несостоятельности (банкротства):

а) наличие денежного обязательства должника долгового характера;

б) неспособность гражданина или юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;

в) наличие задолженности в отношении гражданина на сумму не менее 10 тыс. руб., а юридического лица — не менее 100 тыс. руб.;

г) официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Для граждан законодательством устанавливается дополнительный признак несостоятельности (банкротства) — превышение суммы его обязательств над стоимостью принадлежащего ему имущества. В основу определения признаков банкротства юридических лиц положен принцип неплатежеспособности, суть которого состоит в следующей презумпции: если должник длительное время (свыше трех месяцев) не расплачивается с кредиторами по обязательствам и не вносит обязательные платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, предполагается, что он не в состоянии это сделать, т.е. является неплатежеспособным. Данная презумпция строится на адекватном понимании современных требований имущественного оборота, участники которого должны своевременно оплачивать проданные им товары, выполненные работы, оказанные услуги, своевременно возвращать полученные ими суммы займа, т.е. добросовестно исполнять свои обязательства и публично-правовые обязанности.

Закон о банкротстве применительно к отдельным категориям должников устанавливает специальные правила, последние будут подлежать приоритетному применению. К числу таких специальных правил относятся, в частности, положения об основаниях признания банкротом индивидуального предпринимателя и крестьянского (фермерского) хозяйства. Указанные субъекты могут быть признаны банкротами в случае неспособности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Для этого вовсе не требуется, чтобы общая кредиторская задолженность превысила стоимость их имущества.

Специальные признаки банкротства, основанные на применении критерия неплатежеспособности, предусмотрены также в отношении таких категорий должников, как стратегические организации и субъекты естественных монополий. Дело о банкротстве в отношении должников указанных категорий может быть возбуждено арбитражным судом лишь в том случае, когда денежные обязательства и обязанность по уплате обязательных платежей окажутся неисполненными в течение шести месяцев, а сумма задолженности превысит 500 тыс. рублей.

банкротство учет ликвидационный баланс

2. Основные процедуры банкротства

Статья 27 Закона о банкротстве устанавливает следующие процедуры банкротства:

1) наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

2) финансовое оздоровление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

3) внешнее управление — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

4) конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

5) мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Рассмотрим более подробно каждую процедуру банкротства.

При введении арбитражным судом в отношении предприятия-должника процедуры наблюдения наступают следующие негативные последствия:

а) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, предъявляются к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка; б) приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника-предприятия денежных средств;

в) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда;

г) запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника — предприятия о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

д) запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

е) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная Законом о банкротстве очередность удовлетворения требований кредиторов.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя предприятия-должника и иных органов управления должника.

Сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника совершаются исключительно с письменного согласия временного управляющего. Органы управления должника не вправе принимать решения: о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками); о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, за исключением акций; о выходе из состава учредителей (участников) должника, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций; об участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц; о заключении договоров простого товарищества.

Временный управляющий проводит анализ финансового состояния предприятия-должника (в соответствии с Правилами проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. N 367) в целях определения стоимости принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены Законом о банкротстве.

Временный управляющий на основе анализа финансового состояния предприятия-должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника при их наличии, анализа документов, удостоверяющих государственную регистрацию прав собственности, подготавливает предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании предприятия-должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве. С даты введения финансового оздоровления, внешнего управления, признания арбитражным судом должника банкротом и открытия конкурсного производства или утверждения мирового соглашения наблюдение прекращается.

2.2 Финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление вводится после окончания процедуры наблюдения определением арбитражного суда. Максимальный срок финансового оздоровления составляет два года.

Ключевым документом на стадии финансового оздоровления является график погашения задолженности, который с даты утверждения его судом создает одностороннее обязательство предприятия-должника погасить свою задолженность перед кредиторами в указанные в нем сроки.С графиком погашения задолженности связан другой документ — план финансового оздоровления, предусматривающий способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов. План финансового оздоровления готовится учредителями (участниками) должника или собственником имущества должника — унитарного предприятия и утверждается собранием кредиторов. Общие требования к графику погашения задолженности согласно Закону о банкротстве таковы:

а) график должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления; б) график погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах;

в) графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной Законом о банкротстве.

Иные условия графика определяются по соглашению между кредиторами и предприятием-должником.

Предприятие-должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. Такое положение соответствует общему принципу возможности досрочного исполнения обязательств должником. Последствия введения финансового оздоровления определяются в статье 81 Закона о банкротстве и могут быть классифицированы на два вида: меры по защите должника от кредиторов и меры по защите кредиторов. Не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления предприятие-должник обязано представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагаются баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках должника и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

По результатам рассмотрения отчета административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. Заключение рассматривается в судебном заседании. По итогам заседания суд принимает один из следующих судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными); определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника); решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

2.3 Внешнее управление

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.

С даты введения внешнего управления:

1) прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;

2) внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;

3) прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

4) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

5) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

6) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом о банкротстве. Органы управления должника в пределах компетенции, установленной Законом о банкротстве, вправе принимать решения: о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала; об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций; об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций; об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций; об определении порядка ведения общего собрания акционеров; об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника; о замещении активов должника; об избрании представителя учредителей (участников) должника; о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника; иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность этих требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов.

Крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, заключаются внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Сделки, влекущие за собой получение или выдачу займов, выдачу поручительств или гарантий, уступку прав требований, перевод долга, отчуждение или приобретение акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, учреждение доверительного управления, совершаются внешним управляющим после согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов). Указанные сделки могут заключаться внешним управляющим без согласования с собранием кредиторов (комитетом кредиторов), если возможность и условия заключения таких сделок предусмотрены планом внешнего управления.

Имущество, являющееся предметом залога, продается только на открытых торгах. Продажа имущества, являющегося предметом залога, допускается только при согласии кредитора, требования которого обеспечены залогом этого имущества. В указанном случае требования кредитора, обеспеченные залогом, погашаются за счет стоимости проданного имущества преимущественно перед иными кредиторами после продажи предмета залога, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. Такой отказ может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

Сторона по договору, в отношении которого заявлен отказ от исполнения, вправе потребовать от должника возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения договора должника.

Сделка, совершенная должником, в том числе сделка, совершенная должником до даты введения внешнего управления, может быть признана судом, арбитражным судом недействительной по заявлению внешнего управляющего по основаниям, предусмотренным законом.

Решения, влекущие за собой увеличение расходов должника, не предусмотренных планом внешнего управления, могут быть приняты внешним управляющим только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).

Не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, условия и порядок реализации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расходы должника. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства.

План внешнего управления должен: соответствовать требованиям, установленным федеральными законами; предусматривать срок восстановления платежеспособности должника; содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

Рассмотрение вопроса об утверждении и изменении плана внешнего управления относится к исключительной компетенции собрания кредиторов.

Собрание кредиторов имеет право принять одно из решений:

а) об утверждении плана внешнего управления;

б) об отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

в) об отклонении плана внешнего управления. Указанное решение должно предусматривать срок созыва следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана внешнего управления, при этом срок созыва собрания кредиторов не может превышать два месяца с даты принятия указанного решения; г) об отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего с одновременным утверждением саморегулируемой организации, из числа членов которой должен быть утвержден внешний управляющий, и требований к кандидатуре внешнего управляющего.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим.

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника:

1) перепрофилирование производства;

2) закрытие нерентабельных производств;

3) взыскание дебиторской задолженности;

4) продажа части имущества должника;

5) уступка прав требования должника;

6) исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

7) увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

8) размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

9) продажа предприятия должника;

10) замещение активов должника;

11) иные меры по восстановлению платежеспособности должника.

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет за собой открытие конкурсного производства.

2.4 Конкурсное производство

Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев. Собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника либо третье лицо или третьи лица в любое время до окончания конкурсного производства вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов в порядке и на условиях, установленных Законом о банкротстве.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

1) срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

2) прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней), процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;

3) сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

4) совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном Законом о банкротстве;

5) прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

6) все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства; 7) исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном Федеральным законом;

8) снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.

С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, за исключением полномочий органов управления должника, уполномоченных в соответствии с учредительными документами принимать решения о заключении крупных сделок, принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника.

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника — унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, установленных Законом о банкротстве. После завершения расчетов с кредиторами, а также при прекращении производства по делу о банкротстве конкурсный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного производства, по результатам рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов — определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

С даты внесения записи о ликвидации должника в Единый государственный реестр юридических лиц конкурсное производство считается завершенным.

2.5 Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должник, его конкурсные кредиторы и уполномоченные органы вправе заключить мировое соглашение.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны конкурсных кредиторов и уполномоченных органов принимается собранием кредиторов и утверждается арбитражным судом.

Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, а также для третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, с даты его утверждения арбитражным судом и является обязательным для должника, конкурсных кредиторов, уполномоченных органов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении. Односторонний отказ от исполнения вступившего в силу мирового соглашения не допускается.

Мировое соглашение заключается в письменной форме и должно содержать положения о порядке и сроках исполнения обязательств должника в денежной форме.

С согласия отдельного конкурсного кредитора и (или) уполномоченного органа мировое соглашение может содержать положения о прекращении обязательств должника путем предоставления отступного, обмена требований на доли в уставном капитале должника, акции, конвертируемые в акции облигации или иные ценные бумаги, новации обязательства, прощения долга или иными предусмотренными Федеральным законом способами, если такой способ прекращения обязательств не нарушает права иных кредиторов, требования которых включены в реестр требований кредиторов.

Мировое соглашение может содержать положения об изменении сроков и порядка уплаты обязательных платежей, включенных в реестр требований кредиторов.

Условия мирового соглашения, касающиеся погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, не должны противоречить требованиям законодательства о налогах и сборах.

Удовлетворение требований конкурсных кредиторов в неденежной форме не должно создавать преимущества для таких кредиторов по сравнению с кредиторами, требования которых исполняются в денежной форме.

На непогашенную часть требований кредиторов, подлежащих погашению в соответствии с мировым соглашением в денежной форме, начисляются проценты с даты утверждения арбитражным судом мирового соглашения и до даты удовлетворения соответствующей части требований кредиторов.

Условия мирового соглашения для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших против заключения мирового соглашения или не принимавших участия в голосовании, не могут быть хуже, чем для конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, голосовавших за его заключение.

Расторжение мирового соглашения, утвержденного арбитражным судом, по соглашению между отдельными кредиторами и должником не допускается.

Мировое соглашение может быть расторгнуто арбитражным судом в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по заявлению конкурсного кредитора или конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, обладавших на дату утверждения мирового соглашения не менее чем одной четвертой требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов к должнику.

Расторжение мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов является основанием для возобновления производства по делу о банкротстве, за исключением случаев, если в отношении должника введены процедуры банкротства по новому делу о банкротстве.

Расторжение мирового соглашения в отношении всех конкурсных кредиторов и уполномоченных органов не влечет за собой обязанность конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, требования которых были удовлетворены в ходе исполнения мирового соглашения, возвратить должнику все полученное ими в ходе исполнения мирового соглашения.

В случае неисполнения мирового соглашения должником кредиторы вправе без расторжения мирового соглашения предъявить свои требования в размере, предусмотренном мировым соглашением, в общем порядке, установленном процессуальным законодательством.

3. Практическая часть

Исходные данные

Решение о ликвидации ГУП «Зеленый сад» в связи с признанием его банкротом принято в январе 2014 года. По состояния на 1 января остатки на счетах учета были согласно таблице 1. За время ликвидации заработная плата не начислялась, следовательно задолженность в бюджет по НДФЛ и во внебюджетные фонды не увеличивалась. Основные средства на суммуруб. находятся в залоге под выданный краткосрочный кредит банка.

Таблица 1 Сальдо начальное по счетам

Сальдо на 01.01.14

Амортизация основных средств

Расчеты с поставщиками

Расчеты с покупателями

Расчеты по кредитам

Расчеты по налогам

Расчеты по соц. Страхованию

Расчеты по оплате труда

В результате проведенной инвентаризации имущества выявлено:

1. Недостача основных средствруб. с амортизацией 4500 руб., виновники не обнаружены;

2. Излишки материалов на сумму 3000 руб.;

3. Недостача новых основных средств на сумму 800 руб., которая была удержана из заработной платы виновных лиц. Расхождения в учете с дебиторами и кредиторами не обнаружены. Дебитор не расплатился по своим долгам, задолженность списывается. При выверке расчетов с ИФНС и внебюджетными фондами начислено дополнительно 2500 руб. и 800 руб. штрафных санкций, ПФруб. и 350 руб. штрафных санкций. Доначислены налоги согласно акту проверки ИНФС и акту сверки.

Основные средства реализованы заруб. (в т. ч. НДСруб.), основные средства в залоге проданы ща полную сумму залогаруб. Материалы реализованы заруб. (в т. ч. НДСруб.).

1. Отразить в учете хозяйственные операции и составить промежуточный ликвидационный баланс.

2. Составить реестр требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной ст. 134 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 №127-ФЗ.

3. Отразить в учете операции по реализации имущества и удовлетворению требований кредиторов.

4. Составить ликвидационный баланс.

Для отражения операций, связанных с ликвидацией организации, утвержден рабочий план. Введены дополнительно:

К счетусубсчета 76/5/0—76/5/5 — для отражения требований различных групп кредиторов в соответствии с очередностью, предусмотренной законодательством.

Таблица 2 Журнал хозяйственных операций (очистка баланса)

Наименование хозяйственной операции

1. Списана недостача основных средств

Списана начисленная амортизация основных средств

Остаточная стоимость ОС

Недостача списана на расходы

2. Списана начисленная амортизация остальных основных средств предприятия

3. Оприходовать излишки материалов

4. Списана недостача новых основных средств

Недостача новых основных средств удержана из зарплаты виновных лиц

5. Списана задолженность дебитора

6. Доначисление налогов по акту проверки ИФНС и акту сверки

Учитывается штраф, причитающийся налоговой

7. Списан НДС по приобретенным ценностям

8. Доначисление сборов по акту проверки и сверки

Учитывается штраф, причитающийся ПФ

9. Задолженность по выплате заработной платы работникам учитывается в составе требований кредиторов

10. Задолженность по кредиту банка, обеспеченному залогом учитывается в составе требований кредиторов

11. Задолженность перед ФСС и ПФ по уплате взносов учтена в составе требований кредиторов

12. Задолженность перед бюджетом по уплате налоговых обязательств учтена в составе требований кредиторов

13. Задолженность перед поставщиками учтена в составе требований кредиторов

14. Выявлен промежуточный финансовый результат за период конкурсного производства

Таблица 3 Промежуточный ликвидационный баланс ГУП «Зеленый сад»

Промежуточный ликвидационный баланс

Промежуточный ликвидационный баланс

I. Конкурсная масса

III Капитал и финансирование

1. Материальные ценности

1а Основные средства

2. Непокрытый убыток

3. Целевое финансирование на покрытие разницы между суммой требований кредиторов и конкурсной массой

1в Готовая продукция

1г НДС по приобретенным ценностям

4. Непокрытый убыток за период конкурсного производства

2. Финансовые активы

IV Требования кредиторов по реестру и прочие

2а Требования к покупателям и заказчикам

1. Задолженность по требованиям, заявленным после закрытия реестра

2б Денежные средства

2. Кредиторы нулевой очереди

2в Финансовые вложения

3. Кредиторы первой очереди

II. Расходы на конкурсное производство и имущество, исключаемое из конкурсной массы

4. Кредиторы второй очереди

1. Судебные расходы

5. Кредиторы третьей очереди

2. Имущество, исключаемое из конкурсной массы

6. Кредиторы четвертой очереди

3. Прочие расходы

7. Кредиторы пятой очереди

Таблица 4 Реестр требований кредиторов

Наименование кредиторов (в порядке очередности)

№№ и даты оформления документов, по исполнению которых имеется задолженность

Сумма задолж-сти Решение: Комментарий

Задолженность по выплате заработной платы работникам

Задолженность по кредиту банка, обеспеченному залогом

Задолженность перед ФСС и ПФ

Задолженность перед бюджетом по уплате налоговых обязательств

Задолженность перед поставщиками

Для окончания расчетов с кредиторами осуществлены следующие хозяйственные операции:

Таблица 5 Журнал хозяйственных операций (окончательные расчеты)

Наименование хозяйственной операции

1. Реализована конкурсная масса

Списана стоимость материалов

1.2. Основные средства

Списана остаточная стоимость ОС

НДС учтен в составе требований кредиторов

1.3. Основные средства в залоге

Списано с учета ранее выданное обеспечение обязательств в связи с его погашением денежными средствами

2. Списаны расходы, связанные с конкурсным производством

3. Выявлен финансовый результат

4. Погашены обязательства перед кредиторами согласно очередности

Выплаты кредиторам произведены и подготовлен ликвидационный баланс.

Таблица 8 Ликвидационный баланс ОАО «Мир»

Промежуточный ликвидационный баланс

Промежут. Ликвид. баланс

I Конкурсная масса

III Капитал и финансирование

II Расходы на конкурсное производство и имущество, исключаемое из конкурсной массы

Целевое финансирование на покрытие разницы между суммой требований кредиторов и конкурсной массой

Непокрытый убыток за период конкурсного производства

IV Требования кредиторов по реестру

1. Задолженность по требованиям, заявленным после закрытия реестра

2. Кредиторы нулевой очереди

3. Кредиторы первой очереди

4. Кредиторы второй очереди

5. Кредиторы третьей очереди

6. Кредиторы четвертой очереди

7. Кредиторы пятой очереди

Предприятие ликвидировано, конкурсная масса реализована, в порядке очередности погашены обязательства перед кредиторами, остаток непогашенных обязательств перед прочими кредиторами 5-ой очередности 36,6 тыс. рублей.

Меры по предотвращению банкротства предприятия связаны с эффективным управлением его финансами и производством, правильным определением стратегических целей и тактики и реализации. Реализация указанных мер на разных стадиях банкротства возможна только при соответствующем управлении предприятием.

Управление предприятием в условиях кризиса в настоящее время многие авторы называют «антикризисным управлением».

Антикризисное управление — это система управления предприятием, имеющая комплексный, системный характер и направленная на предотвращение или устранение неблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциала современного менеджмента, разработки и реализации на предприятии стратегической программы, позволяющей устранить временные затруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любых обстоятельствах, опираясь в основном на собственные ресурсы.

Целями антикризисной политики предприятия являются:

1) обеспечение ликвидности и платежеспособности на основе оптимального сочетания собственных и заемных источников средств;

2) получение прибыли и уровня рентабельности, достаточного для удовлетворения всех потребностей основной, инвестиционной и финансовой видов деятельности предприятия. Финансовый кризис меняет стратегию предприятия, его цели и способы их достижения.

Главной особенностью управления в условиях кризиса является жесткое ограничение сроков, смена критериев принятия решений. Наступление неплатежеспособности означает для предприятия превышение расходования денежных средств над их поступлением в условиях отсутствия резервов покрытия, то есть образование дефицита денежных средств. Для решения задачи по восстановлению платежеспособности необходимо совершенствовать или создать платежный календарь; превратить неликвидные активы в денежные средства или погасить с их помощью краткосрочные обязательства предприятия; переоформить краткосрочную задолженность в долгосрочную.

Список использованной литературы

1. Кращенко Д.А. «Банкротство предприятий: его признаки и условия». Право и экономика, N 6, 2000.

2. Курочкина О.Л. «Риск банкротства предприятия и методы его предотвращения» СПС «КонсультантПлюс», 2007г.

3. Байкина С.Г. Учет и анализ банкротств: учеб. пособие. М.: Дашков и К, 2009.

4. Акулова Н.Г. Учет и анализ банкротств: учеб. пособие для студентов вузов/ Н.Г.Акулова[и др.]. М.: КНОРУС, 2009.

5. Гужвина О.Г., Проданов Н.А. Учет и анализ банкротств: учеб. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6. О бухгалтерском учете. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ

7. О Несостоятельности (Банкротстве). Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (принят ГД ФС РФ 27.09.2002) (действующая редакция от 12.03.2014)

8. ПБУ 1/2008. Учетная политика организации.

9. ПБУ 4/99. Бухгалтерская отчетность организации.

10. ПБУ 5/01. Учет материально-производственных запасов.

11. ПБУ 6/01. Учет основных средств.

12. ПБУ 9/99. Доходы организации.

13. ПБУ 10/99. Расходы организации.

14. ПБУ 15/2008. Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию.

15. ПБУ 18/02. Учет расчетов по налогу на прибыль.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение — процедуры банкротства. Внешнее управление, его задачи, права и обязанности. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Расчеты с кредиторами и составление ликвидационного баланса.

Теоретические аспекты составления ликвидационного баланса. Этапы формирования актива и пассива промежуточного баланса. Основные процедуры банкротства, предусмотренные в Федеральном Законе РФ «О несостоятельности (банкротстве)» и их применение на практике.

Процедуры банкротства должника-гражданина. Состав и содержание финансовой отчетности при конкурсном производстве. Формирование окончательного ликвидационного баланса предприятия. Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом.

банкротство несостоятельность реорганизация

Общие принципы составления и состав ликвидационного баланса. Очередность удовлетворения требований кредиторов. Формирование актива и пассива промежуточного ликвидационного баланса предприятия. Специфические черты учета некоторых хозяйственных операций.

Виды, формы и особенности составления бухгалтерской отчетности в процессе осуществления различных процедур банкротства. Учет в период процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и мирового соглашения.

Особенности составления ликвидационного баланса, являющегося ключевым бухгалтерским документом предприятия-банкрота, и в котором отражаются все активы предприятия, составляющие его конкурсную массу, а также результаты рассмотрения требований кредиторов.

Сущность процедуры банкротства, условия признания предприятий несостоятельными, стадии банкротства. Общая характеристика и условия признания юридических и физических лиц несостоятельными. Анализ структуры баланса, финансового благосостояния предприятия.

Оценка качества управления финансовыми потоками. Порядок определения признаков фиктивного банкротства. Особенности и принципы учета операций связанных с конкурсным производством. Методика определения структуры баланса и платежеспособности предприятия.

Основы проведения инвентаризации: периодичность, сроки и принципы, этапы этой процедуры. Правила инвентаризации отдельных видов имущества и обязательств. Составление сличительных ведомостей, выявление результатов инвентаризации и отражение их в учете.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2018, ООО «Олбест» Все права защищены

Источник: http://knowledge.allbest.ru/audit/2c0b65635a2ad79a5d43bd37_0.html