Арбитражный управляющий, выступающий в качестве работодателя. Защита материальных прав работников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве работодателя.


Бесплатная юридическая консультация:

Представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве; В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют: 1) представитель работников должника; 2) представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия; 3) представитель учредителей (участников) должника; 4) представитель собрания кредиторов или представитель комитета кредиторов; 5) представитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если исполнение полномочий арбитражного управляющего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну; 6) уполномоченные на представление в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, интересов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований соответственно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления по месту нахождения должника; Защита материальных прав работников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве работодателя проявляется в включении требований работников должника в приоритетную очередность: в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, с взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц; во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженность; в третью очередь удовлетворяются требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника; в четвертую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Оглавление:

Дата добавления:0 ; просмотров: 2488 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/.html

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве играет важную роль, ведь именно на него арбитражный суд возлагает обязанности по антикризисному управлению предприятием в ходе ведения дела о его несостоятельности. В этой статье читатель найдет информацию о правовом статусе арбитражного управляющего и о функциях, исполняемых им на разных стадиях арбитражного процесса.

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве

Арбитражный управляющий в деле о банкротстве — это субъект, осуществляющий деятельность по сопровождению процедуры банкротства. Согласно п. 1 ст. 20 закона «О несостоятельности…» от 26.10.2002 № 127-ФЗ он обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих. При этом он может работать самостоятельно, занимаясь частной практикой. В целом роль этого участника арбитражного процесса заключается в том, чтобы исполнить требования всех кредиторов и при этом максимально защитить интересы субъекта, не способного самостоятельно закрыть свои долги. Очевидно, что он должен обладать высоким уровнем профессиональных знаний, позволяющим ему работать с предприятиями, находящимися в сложной финансовой ситуации.


Бесплатная юридическая консультация:

Услуги управляющего являются платными, причем оплачивает их должник. Законодатель устанавливает определенную сумму вознаграждения, выплачиваемого управляющему (п. 3 ст. 20.6 закона 127-ФЗ), однако кредиторы должника могут самостоятельно принять решение о необходимости увеличения размера выплаты (п. 7 ст. 20.6 закона 127-ФЗ) за счет их собственных средств (п. 8 ст. 20.6 закона 127-ФЗ).

Требования, предъявляемые к арбитражному управляющему

Общие требования к управляющему приведены в п. 1 ст. 20 закона 127-ФЗ, в соответствии с которыми такой статус может получить гражданин РФ, входящий в состав одной из саморегулируемых организаций (СРО) арбитражных управляющих.

Саморегулируемая организация (СРО) — это некоммерческая организация, объединяющая субъектов определенной деятельности (в данном случае арбитражных управляющих), действующих на профессиональной основе.

Чтобы стать членом СРО, гражданин должен отвечать параметрам, установленным п. 2 ст. 20 закона 127-ФЗ:

  • наличие высшего профессионального образования;
  • наличие стажа работы на должности руководителя на протяжении не менее 1 года, а также стажа трудовой деятельности в качестве помощника арбитражного управляющего продолжительностью не менее 2 лет;
  • наличие теоретических знаний по программе обучения арбитражных управляющих, подтвержденное прохождением соответствующего тестирования;
  • отсутствие ограничений на работу на определенных должностях или на исполнение определенных обязанностей, наложенных по причине совершения преступления, а также отсутствие наказаний, выраженных в виде дисквалификации за нарушения административного законодательства;
  • отсутствие судимостей за умышленные нарушения законодательства;
  • отсутствие факта лишения лица, подающего заявление на вступление в СРО, членства в этой же или другой аналогичной организации по причине нарушения законодательства или федеральных и иных стандартов в течение трех лет до момента подачи такого документа.

Права арбитражного управляющего

Права арбитражного управляющего в деле о банкротстве установлены п. 1 ст. 20.3 закона 127-ФЗ, в соответствии с положениями которой он может:


Бесплатная юридическая консультация:

  • собирать собрание/комитет кредиторов;
  • выступать с ходатайствами в суде;
  • получать материальную компенсацию трудовых затрат, понесенных им в ходе исполнения своих обязанностей;
  • привлекать сторонних лиц к решению определенных задач, возникающих в ходе его работы (оплата оказанных им услуг производится за счет должника);
  • получать любые сведения о деятельности субъекта и его контрагентах даже в том случае, если таковые имеют статус банковской, служебной или коммерческой тайны;
  • направлять в суд ходатайство об избавлении его от возложенных на него обязанностей.

Обязанности арбитражного управляющего

В соответствии с п. 2 ст. 20.3 закона 127-ФЗ управляющий обязан:

  • обеспечивать защиту имущественных интересов должника;
  • проводить анализ материального положения должника и давать оценку результатам осуществляемой им деятельности;
  • формировать реестр требований кредиторов;
  • предоставлять сведения, содержащиеся в таком реестре, лицам, предъявившим требование о созыве общего собрания кредиторов, в течение 3 дней с момента его получения;
  • при обнаружении признаков административного правонарушения или иного преступления сообщить о данном факте в органы, к компетенции которых относится рассмотрение подобных событий;
  • предоставлять собранию кредиторов сведения о соглашениях, реализация которых может стать причиной возникновения гражданской ответственности у третьих лиц;
  • обеспечить разумное и обоснованное расходование денежных средств в ходе осуществления производства;
  • анализировать обстоятельства дела о банкротстве на предмет наличия в нем признаков фиктивного или преднамеренного банкротства и при их обнаружении уведомлять о данном факте лиц, являющихся участниками производства, СРО, в состав членов которой он входит, а также собрание кредиторов;
  • привлекать к исполнению возложенных на него обязанностей аккредитованных СРО лиц в том случае, если таковое привлечение является обязательным, и пр.

Кроме того, в соответствии с п. 3 указанной статьи, управляющий обязан обеспечить сохранение конфиденциальности сведений, полученных им в ходе управления процедурой банкротства.

Порядок назначения арбитражного управляющего

Последовательность действий, выполняемых при назначении управляющего на сопровождение конкретного дела о банкротстве, определена положениями ст. 45 закона 127-ФЗ:

  • заявитель инициирует возбуждение дела о банкротстве посредством подачи в суд соответствующего заявления: в нем может быть указана кандидатура определенного управляющего или же наименование и адрес СРО, из состава которой он может быть выбран (п. 1);
  • в течение 9 дней с момента принятия заявления арбитражным судом выбранная СРО направляет в адрес арбитражного суда, заявителя и должника информацию о соответствии управляющего установленным законодателем критериям (п. 4);
  • если выбранный управляющий отвечает заданным критериям, суд утверждает предложенную кандидатуру (п. 5);
  • в том случае, если в течение 14 дней с момента получения определения, вынесенного судом, СРО не представит в суд запрашиваемую информацию о выбранном управляющем, рассмотрение дела будет отложено на 30 дней (п. 7);
  • если в течение 3 месяцев с момента, когда управляющий должен быть утвержден, его кандидатура не будет выдвинута, суд прекращает исполнение производства по полученному заявлению (п. 9).

Статус и функции арбитражного управляющего на стадии наблюдения и финансового оздоровления

В зависимости от стадии процесса управляющий исполняет разные обязанности, направленные на достижение целей, поставленных перед ним на каждом конкретном этапе, и имеет разный статус, назначаемый арбитражным судом:

  1. Временный управляющий, утверждаемый для проведения процедуры наблюдения (ст. 2 закона 127-ФЗ). Одной из ключевых обязанностей управляющего на этой стадии является проведение анализа материального состояния предприятия-должника, по результатам которого определяется его платежеспособность, возможность удовлетворения предъявленных ему финансовых требований, оцениваются шансы на прекращение процедуры банкротства и восстановление нормального функционирования предприятия, а также выявляются признаки фиктивного или целенаправленного банкротства (при их наличии). Права временного управляющего определены ст. 66, а обязанности — ст. 67 закона 127-ФЗ.
  2. Административный управляющий, утверждаемый для проведения процедуры финансового оздоровления (ст. 2 закона 127-ФЗ). На этой стадии управляющий осуществляет контроль над деятельностью предприятия и корректирует ее в соответствии с разработанным планом финансового оздоровления. Кроме того, он формирует реестр требований кредиторов и контролирует сроки погашения имеющихся у предприятия задолженностей. Полный перечень прав и обязанностей, которыми управляющий обладает на данной стадии, определен положениями ст. 83 закона 127-ФЗ.

Статус и функции арбитражного управляющего на стадии внешнего управления и конкурсного производства

Если действия арбитражного управляющего в деле о банкротстве на вышеописанных стадиях не привели к его прекращению, суд выносит определение о переходе к следующему его этапу. Арбитражный управляющий при этом может выступать в качестве:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. Внешнего управляющего, утверждаемого для проведения процедуры внешнего управления (ст. 2 закона 127-ФЗ). В соответствии с п. 1 ст. 94 закона 127-ФЗ он принимает на себя обязанности по управлению предприятием взамен его действующего руководителя, который отстраняется от занимаемой им должности. Права и обязанности, которыми обладает арбитражный управляющий на стадии внешнего управления, определены положениями ст. 99 закона 127-ФЗ. В частности, внешний управляющий должен разработать план внешнего управления предприятием, обеспечить ведение его финансового и бухгалтерского учета, вести реестр требований кредиторов и пр. Основной целью деятельности внешнего управляющего является восстановление платежеспособности предприятия-должника и предотвращение прекращения им деятельности по причине присвоения ему статуса банкрота.
  2. Конкурсного управляющего, утверждаемого для проведения процедуры конкурсного производства (ст. 2 закона 127-ФЗ). Круг полномочий конкурсного управляющего определен положениями п. 3 ст. 129 закона 127-ФЗ, согласно которым он может распоряжаться имуществом, принадлежащим компании-должнику, увольнять работников, работодателем которых она являлась, отказываться от исполнения ранее заключенных договоров и пр.

Арбитражный управляющий в делах о банкротстве гражданина

Особый статус арбитражный управляющий приобретает в том случае, если на него возлагается обязанность по сопровождению дела о банкротстве физического лица — в этом случае в соответствии с положениями ст. 2 закона 127-ФЗ он именуется финансовым управляющим. Права финансового управляющего определены положениями п. 7 ст. 213.9 закона 127-ФЗ, в соответствии с которыми он может:

  • подавать от имени гражданина исковые заявления о признании сделок, совершенных с нарушением законодательства, недействительными;
  • возражать против требований, заявленных кредиторами гражданина;
  • участвовать в процедуре реструктуризации долгов гражданина и защищать при этом его интересы;
  • получать доступ ко всем сведениям о банковских счетах и депозитах гражданина, выполненных им денежных переводах и о прочих движениях денежных средств;
  • требовать от гражданина предоставления полной отчетности о мероприятиях, совершенных им во исполнение плана реструктуризации задолженности, утвержденного арбитражным судом;
  • созывать собрания кредиторов гражданина.

При этом в соответствии с п. 8 ст. 213.9 закона 127-ФЗ на финансового управляющего возлагаются следующие обязанности:

  • обеспечение сохранности имущества гражданина, в отношении которого ведется процедура банкротства;
  • выполнение анализа платежеспособности и финансового положения должника;
  • проведение анализа на предмет наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
  • ведение реестра кредиторов должника и пр.

Итак, в зависимости от стадии, на которой находится арбитражное производство по делу о банкротстве, арбитражный управляющий может иметь разный статус и, как следствие, обладать разным кругом прав и обязанностей. В том случае, если банкротом признается гражданин, а не предприятие, статус арбитражного управляющего в деле о банкротстве не изменяется на всем его протяжении — от начала и до конца он выполняет свои обязанности в статусе финансового управляющего.

Источник: http://nsovetnik.ru/bankrotstvo/arbitrazhnyj_upravlyayuwij_v_dele_o_bankrotstve/

"Арбитражный управляющий как участник процедур банкротства: Краткое практическое пособие" (Гусева Т.А., Владыка Е.Е.) ("Волтерс Клувер", 2005)

КРАТКОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ


Бесплатная юридическая консультация:

Т.А. ГУСЕВА, Е.Е. ВЛАДЫКА

Гусева Татьяна Алексеевна — кандидат юридических наук, доцент кафедры «Административное и финансовое право» ОрелГТУ, адвокат Орловской областной коллегии, специализируется на защите прав предпринимателей, в том числе на налоговых спорах. Автор более 100 публикаций по актуальным вопросам предпринимательского права, раздел II.

Владыка Елена Евгеньевна — начальник юридического отдела саморегулируемой организации арбитражных управляющих, преподаватель спецкурса «Правовые основы проведения процедур банкротства». Автор ряда публикаций по актуальным проблемам арбитражного управления, раздел I.

Большой интерес к сфере несостоятельности в целом и деятельности арбитражного управляющего в частности вызван тем, что реализация принципов рыночной экономики невозможна без применения института банкротства, эффективность которого напрямую зависит от деятельности арбитражного управляющего.

В перспективе логично предположить пристальное внимание к арбитражным управляющим со стороны налоговых органов в связи с тем, что они являются одной из самых высокодоходных категорий налогоплательщиков: имеются факты нарушения налогового законодательства при исчислении и уплате налогов с вознаграждения арбитражного управляющего, а также нарушения очередности исполнения налоговых обязательств должником.


Бесплатная юридическая консультация:

Прошедший после принятия в 1998 г. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» период выявил потребность переоценки требований законодательства, предъявляемых к правовому статусу арбитражных управляющих, порядку их назначения, формам и методам надзора за деятельностью этого субъекта процесса банкротства.

С учетом того, что деятельность арбитражного управляющего носит публичный характер, потребовалось в законодательном порядке ввести такие правовые механизмы, при применении которых была бы исключена его личная заинтересованность или имущественная выгода в отношении кредиторов (либо должников) и которые стимулировали бы его усилия к соблюдению выгод тех и других.

Авторы настоящей книги проанализировали правовой статус арбитражного управляющего комплексно: перечислены требования, предъявляемые к арбитражному управляющему Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», рассмотрены особенности его трудовых отношений, заключаемых с участием индивидуального предпринимателя, проанализированы налоговые режимы, применяемые арбитражными управляющими.

В книге даны пояснения научно-практического характера с целью помочь арбитражным управляющим правильно применять на практике законодательные нормы.

Раздел I. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО


Бесплатная юридическая консультация:

Глава 1. ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТУРЕ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

1. Основные требования к кандидатуре

Согласно ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий) — гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

Таким образом, «арбитражный управляющий» — это общее понятие, объединяющее в себе четыре вида лиц, осуществляющих проведение процедур банкротства.

Закон о банкротстве установил ряд требований к лицу, претендующему на утверждение его арбитражным судом в качестве арбитражного управляющего. В научной литературе принято делить указанные требования на «позитивные» (определяют качества, которыми должен обладать арбитражный управляющий) и «негативные» (определяют качества, которые должны отсутствовать у арбитражного управляющего) .

Бесплатная юридическая консультация:

Телюкина М.В. Конкурсное право: Теория и практика несостоятельности (банкротства). М., 2002. С. 192.

«Позитивными» требованиями являются следующие:

1) наличие гражданства Российской Федерации (ст. 2, п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

2) наличие регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

3) наличие высшего образования (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);


Бесплатная юридическая консультация:

4) наличие стажа руководящей работы не менее чем два года в совокупности (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

5) сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

6) прохождение стажировки сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

7) членство в одной из саморегулируемых организаций (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

8) наличие заключенного договора страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).


Бесплатная юридическая консультация:

«Негативными» требованиями являются следующие:

1) наличие судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве);

2) заинтересованность по отношению к должнику, кредиторам (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве);

3) применение к арбитражному управляющему процедуры банкротства (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве);

4) наличие невозмещенных убытков, причиненных должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве);


Бесплатная юридическая консультация:

5) дисквалификация или лишение в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц (п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве).

Однако следует отметить, что помимо деления на «позитивные» и «негативные» требования, предъявляемые к кандидатуре арбитражного управляющего ст. 20 Закона о банкротстве, можно разделить на «материальные» и «процессуальные». «Материальные» требования — это требования, установленные п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве, соответствие которым говорит о наличии у лица права осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего. «Процессуальные» требования — это требования, установленные п. 6 ст. 20 Закона о банкротстве, которым должен соответствовать арбитражный управляющий, для того чтобы быть утвержденным арбитражным судом для проведения процедур банкротства в отношении конкретного должника в конкретном деле о банкротстве. Соответствие «процессуальным» требованиям дает возможность реализовать право на осуществление деятельности в качестве арбитражного управляющего.

Рассмотрим указанные выше требования более подробно.

К «позитивным» требованиям относятся следующие.

1. Наличие гражданства Российской Федерации (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве).


Бесплатная юридическая консультация:

Как следует из положений п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве, арбитражным управляющим может быть только физическое лицо. Кроме того, арбитражным управляющим может быть не любое физическое лицо, а только гражданин Российской Федерации.

Согласно п. 3 ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Указание в п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве на обязательное наличие у кандидата в арбитражные управляющие гражданства Российской Федерации является законодательно установленным ограничением прав и обязанностей иностранных граждан и лиц без гражданства, возможность которого предусмотрена п. 3 ст. 62 Конституции РФ.

Ранее действовавшие Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N»О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее — Закон 1992 г.) и Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон 1998 г.) обязательного требования о наличии у арбитражного управляющего российского гражданства не устанавливали. Более того, ст. 12 Закона 1992 г. вообще не содержала прямого указания на то, что арбитражным управляющим может быть только физическое лицо, однако это следовало из смысла и содержания указанной нормы. Так, в п. 4 ст. 12 данного Закона было указано, что кандидат в арбитражные управляющие должен быть экономистом или юристом либо обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей. Очевидно, что подобными качествами может обладать только физическое лицо. Закон 1998 г. в ст. 19 уже четко определял, что арбитражным управляющим может быть назначено арбитражным судом только физическое лицо.

2. Наличие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 20 Закона о банкротстве).

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности является первоначальным этапом организации бизнеса. Согласно п. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) физическое лицо приобретает статус индивидуального предпринимателя с момента его государственной регистрации.


Бесплатная юридическая консультация:

Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей — это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений об индивидуальных предпринимателях (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с изменениями и дополнениями от 23 июня, 8, 23 декабря 2003 г.) (далее — Закон о государственной регистрации).

Исследователи данной области правоотношений отмечают, что государственная регистрация преследует цели осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получения сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики, предоставления всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства.

Если в отношении юридических лиц вопрос о порядке их государственной регистрации был решен Законом о государственной регистрации, то в отношении индивидуальных предпринимателей до недавнего времени отсутствовал единый подход к законодательному регулированию их государственной регистрации. Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» были внесены изменения, суть которых заключается в том, что с 2004 г. действие этого Закона распространяется и на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица. Законом установлен порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей с учетом уже используемых названным Законом единых принципов, форм, методов регистрации и ведения Единого государственного реестра юридических лиц. Новая редакция Закона именуется «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Ранее государственная регистрация физических лиц, изъявивших желание заниматься предпринимательской деятельностью, проводилась в соответствии с Законом РСФСР от 7 декабря 1991 г. N»О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации», а также Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации».

Необходимость принятия Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ была обусловлена отсутствием на федеральном уровне единого правового регулирования отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, как того требует ст. 2 ГК РФ.

Отсутствие федерального закона, регулирующего отношения в сфере государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, порождало неопределенность в реализации гражданами конституционных прав на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности. При этом такое положение создавало почву для многочисленных злоупотреблений и в значительной степени тормозило развитие отношений в сфере предпринимательской деятельности.


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии с п. 3 ст. 8 Закона о государственной регистрации государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется налоговым органом по месту его жительства. В случае перемены места жительства предпринимателем регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту жительства индивидуального предпринимателя.

Следует обратить внимание на то, что, хотя индивидуальный предприниматель регистрируется по месту жительства, фактическое использование жилого помещения не по назначению (не для проживания, а, например, под офис) не допускается. В соответствии со ст. 288 ГК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением. Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что «жилые помещения предназначены для проживания граждан». Согласно п. 3 этой же статьи «размещение в жилых домах промышленных производств не допускается». Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Физическое лицо, желающее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, предоставляет в регистрирующий орган следующие документы:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;

б) копию основного документа, удостоверяющего личность (гражданина РФ, иностранного гражданина либо лица без гражданства);


Бесплатная юридическая консультация:

в) копию свидетельства о рождении физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя, или копию иного документа, подтверждающего дату и место рождения указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации (в случае если представленная копия документа,

Источник: http://www.lawmix.ru/commlaw/1569

Глава 5. Привлечение арбитражным управляющим иных лиц для обеспечения своих полномочий

Согласно п. 3 ст. 24 Закона о банкротстве арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, если иное не установлено Законом о банкротстве, собранием кредиторов или соглашением кредиторов.

В соответствии с п. 1 ст. 59 Закона о банкротстве расходы на оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.

Таким образом, арбитражный управляющий, являясь индивидуальным предпринимателем и будучи заинтересованным в качественном и эффективном выполнении возложенных на него Законом о банкротстве полномочий, вправе привлекать по своему усмотрению и в случае осознания необходимости в этом лиц, которые будут оказывать помощь арбитражному управляющему в его деятельности по проведению процедур банкротства (чаще всего это специалисты в области экономики, права, бухгалтерского учета и другие).


Бесплатная юридическая консультация:

При этом арбитражный управляющий несет расходы по оплате услуг таких лиц. Естественно, что арбитражный управляющий заинтересован в возмещении таких расходов. Однако собрание кредиторов вправе отказать ему в возмещении расходов, связанных с привлечением иных лиц для обеспечения осуществления полномочий арбитражного управляющего. В связи с этим целесообразно представлять собранию кредиторов предложения о привлечении иных лиц с целью получения их разрешения на оплату деятельности таких лиц за счет имущества должника.

В Законе о банкротстве не указано, какие правоотношения должны возникать между арбитражным управляющим и привлекаемыми им лицами: трудовые или гражданско-правовые. В связи с этим данный вопрос решается в зависимости от желания самого арбитражного управляющего, так как он как индивидуальный предприниматель вправе заключать и трудовые, и гражданско-правовые договоры.

Остановимся на вопросах заключения арбитражными управляющими трудовых договоров.

Особенности правового статуса арбитражного управляющего как индивидуального предпринимателя имеют важное значение при регулировании трудовых отношений с участием арбитражных управляющих. Следует отметить, что при проведении процедур банкротства в отношении должника после утверждения арбитражным судом по делу о банкротстве арбитражный управляющий не вступает в трудовые отношения ни с арбитражным судом, ни с должником, ни с кредиторами. Поэтому в трудовых отношениях арбитражный управляющий выступает только как работодатель.

Арбитражный управляющий как индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам (в том числе перед работниками) всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.


Бесплатная юридическая консультация:

Регулированию трудовых правоотношений лиц, работающих у индивидуального предпринимателя, посвящена глава 48 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) "Особенности регулирования труда работников, работающих у работодателей — физических лиц".

Работодатель — индивидуальный предприниматель обладает всеми общими правами и обязанностями, характерными и для работодателей — юридических лиц. В частности, он имеет право:

— заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками;

— поощрять работников за добросовестный эффективный труд;

— требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников;

— привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном трудовым законодательством;


Бесплатная юридическая консультация:

— принимать локальные нормативные акты;

— создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.

При этом, выступая в качестве работодателя, индивидуальный предприниматель обязан:

— соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия трудовых договоров;

— предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;


Бесплатная юридическая консультация:

— обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;

— обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату;

— своевременно выполнять предписания государственных надзорных и контрольных органов, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей;

— осуществлять обязательное социальное страхование работников;


Бесплатная юридическая консультация:

— возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей, а также компенсировать моральный вред в установленных законом случаях.

Законом установлен и ряд специальных обязанностей по отношению к работодателям — индивидуальным предпринимателям. В соответствии со ст. 303 ТК РФ работодатель — физическое лицо обязан:

— оформить трудовой договор с работником в письменной форме и зарегистрировать этот договор в соответствующем органе местного самоуправления;

— уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;

— оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

— открыть лицевой счет и оформить соответствующее страховое свидетельство;

— оформить запрос об уточнении сведений, необходимых для регистрации застрахованного лица, форма которого утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.

Работодатель в течение недели после получения от территориального органа страховых свидетельств выдает их работающим у него застрахованным лицам. Застрахованные лица расписываются в получении страховых свидетельств в сопроводительной ведомости.

Как уже было указано, индивидуальный предприниматель, если он является работодателем, обязан оплачивать наемным работникам все предусмотренные законодательством платежи — заработную плату, отпускные, по больничным листам и т.п.

Определенной спецификой обладают правила расчета "больничных" при применении индивидуальными предпринимателями специальных налоговых режимов — упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход. Особенностью указанных налоговых режимов является замена большинства налогов, включая единый социальный налог, одним платежом, суммы которого в дальнейшем подлежат распределению между бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами, в том числе и Фондом социального страхования Российской Федерации. Указанные налоговые платежи имеют принципиально иную природу, чем единый социальный налог. Величина облагаемой базы по вышеперечисленным налогам определяется доходом налогоплательщика либо иными показателями и не связана ни с фондом оплаты труда, ни с численностью работников.

В указанных нормативно-правовых актах даны следующие разъяснения.

1. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности является больничный лист. Размер пособия определяется на основе размера дневного пособия и количества дней болезни. Кроме того, при исчислении пособия по временной нетрудоспособности также необходимо учитывать непрерывный трудовой стаж. При стаже восемь лет и более выплачивается 100% заработка, от пяти до восьми лет — 80%, до пяти лет — 60%.

2. Предприниматели, не уплачивающие добровольные страховые взносы, выплачивают пособия по временной нетрудоспособности в отношении своих работников (за исключением пособия в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием) в сумме, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда (600 руб.) *(6) .

При этом пособие в сумме 1 МРОТ полагается за полный месяц временной нетрудоспособности. Если же нетрудоспособность длится менее полного календарного месяца, то сумма больничных, выплачиваемых за счет средств соцстраха, определяется следующим образом. Минимальный размер оплаты труда делится на количество рабочих дней (часов) в месяце нетрудоспособности и умножается на количество дней (часов) болезни в данном месяце. Сумма пособия не увеличивается на районные коэффициенты. Поэтому индивидуальные предприниматели, работающие в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, также исчисляют сумму пособия исходя из величины минимального размера оплаты труда.

Например, в апреле 2003 г. работник организации, применяющей упрощенную систему налогообложения и не уплачивающей добровольные страховые взносы в соцстрах, находился на больничном 7 рабочих дней. В апреле — 22 рабочих дня. Значит, за период нетрудоспособности работнику за счет средств Фонда социального страхования будут начислены больничные в сумме 143,18 руб. (450 руб. : 22 дн. х 7 дн.).

Таким образом, часть суммы пособия, в пределах одной минимальной зарплаты за полный месяц, выплачивается за счет средств Фонда социального страхования, а оставшаяся часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, то есть превышающая 1 МРОТ, выплачивается за счет средств работодателя. При этом на сумму "больничных", выплаченных за счет работодателя, последний, применяя упрощенную систему налогообложения или единый налог на вмененный доход, вправе уменьшить сумму единого налога (п. 3 ст. 346.21 НК РФ, п. 2 ст. 346.32 НК РФ). Однако следует обратить внимание на то, что если организации, перешедшие на упрощенную систему и выбравшие объектом налогообложения "доходы минус расходы", учтут пособие в составе расходов, то уменьшить единый налог на эту сумму они не смогут.

3. Индивидуальные предприниматели, добровольно уплачивающие страховые взносы в Фонд социального страхования РФ по фиксированной ставке 3% от установленной законодательством налоговой ставки для уплаты единого социального налога, приобретают право на получение пособия по обязательному страхованию только при условии уплаты ими страховых взносов в течение шести месяцев. Выплата должна производиться только при наличии подтверждающих страховой случай документов. В данном случае пособие по временной нетрудоспособности выплачивается полностью за счет средств Фонда социального страхования РФ.

Пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС России, не ограничиваются только пособиями по нетрудоспособности. Существуют и другие пособия по обязательному социальному страхованию, например: по беременности и родам; пособия при усыновлении ребенка, единовременные пособия при рождении ребенка; ежемесячные пособия на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет. Такие виды пособий выплачиваются полностью за счет средств Фонда социального страхования (ст. 2 Федерального закона от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ). При этом не имеет значения, уплачивает ли работодатель — индивидуальный предприниматель в добровольном порядке трехпроцентный страховой взнос или нет.

Помимо пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам работники частного предпринимателя имеют право и на иные предусмотренные законом гарантии и компенсации. На практике возник следующий вопрос: если индивидуальный предприниматель прекратил свою деятельность и аннулировал свое свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, имеют ли право наемные работники, работавшие у него, на выплату выходного пособия и из каких средств оно должно быть выплачено?

Что же касается вопроса, из каких средств будут взысканы данные суммы, то, так как в соответствии со статьей 24 ГК РФ гражданин (индивидуальный предприниматель) отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом (за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание), в случае подачи искового заявления в суд и принятия судом положительного решения присужденные суммы будут взысканы за счет личного имущества бывшего работодателя.

На наш взгляд, данное положение не означает, что предприниматель не может потребовать от принимаемого работника предъявить трудовую книжку. В ст. 65 Трудового кодекса РФ трудовая книжка названа среди документов, которые работник обязан предъявить при заключении трудового договора, так как она служит подтверждением трудового стажа работника и именно из нее работодатель может почерпнуть сведения о трудовой деятельности работника (ст. 66 ТК РФ).

Возможна ситуация, когда предприниматель все же внес в трудовую книжку своих работников запись о работе. Ответ на вопрос, что делать в таком случае, не содержится в действующем законодательстве. Специалисты Минтруда России считают, что такая запись будет недействительной и не станет основанием для подтверждения стажа *(7) . Так как данная запись по сути является ошибочной, работодатель обязан признать эту запись недействительной и сделать соответствующую пометку в трудовой книжке. При этом зачеркивать ошибочную запись нельзя.

В принципе этот договор заключается по тем же правилам, что и между работодателями-организациями и работниками. Это означает, что договор должен оформляться в виде документа, подписываемого сторонами. Трудовой договор между работником и работодателем — физическим лицом заключается непосредственно при приеме сотрудника на работу как на неопределенный, так и на определенный срок до пяти лет. При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

— паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

— трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

— страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;

— документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

— документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. Трудовой договор, не оформленный надлежащим образом, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех дней со дня фактического допущения работника к работе.

Если индивидуальный предприниматель заключает трудовой договор с физическим лицом, он обязан соблюдать все требования, предусмотренные ст. 57 ТК РФ к содержанию трудового договора. Так, в трудовом договоре указываются:

— фамилия, имя, отчество работника и фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица, заключивших трудовой договор;

— место работы (с указанием структурного подразделения);

— дата начала работы;

— наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием или конкретная трудовая функция;

— права и обязанности работника;

— права и обязанности работодателя;

— характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях;

— режим труда и отдыха;

— условия оплаты труда (в том числе размер должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

— виды и условия социального страхования, непосредственно связанные с трудовой деятельностью.

В случае заключения срочного трудового договора в нем указываются срок его действия и обстоятельство (причина), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами.

Есть и иные особенности в содержании трудовых договоров, заключаемых работодателем-предпринимателем. Например, ст. 307 ТК РФ допускает возможность установления в трудовом договоре, заключаемом предпринимателем, дополнительных, не предусмотренных ТК РФ, оснований для увольнения работника. Если такие случаи устанавливаются, то трудовой договор должен содержать условия о размерах и случаях выплаты выходного пособия и иных компенсаций.

Следует отметить, что Трудовой кодекс не говорит о том, каким именно должен быть порядок регистрации и каковы полномочия органов местного самоуправления при регистрации трудовых договоров. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что органы самоуправления не вправе устанавливать разрешительный порядок регистрации трудовых договоров, т.е. отказывать в регистрации "неправильных", с их точки зрения, договоров, так как ТК РФ не предусмотрена возможность отказа в регистрации трудового договора. Однако, по нашему мнению, местные власти вправе проводить экспертизу договоров, представляемых на регистрацию, и в случае обнаружения нарушений рекомендовать их исправить.

В связи с тем что полномочия по регистрации трудовых договоров переданы органам местного самоуправления, конкретный порядок регистрации, по логике законодателя, должен быть урегулирован местным нормативно-правовым актом. Так, например, в г. Орел действует Положение о порядке регистрации трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем — физическим лицом, утвержденное постановлением Администрации г. Орел от 30 июня 2002 г. N 2101. В соответствии с названным нормативно-правовым актом регистрация трудовых договоров, заключаемых работником с работодателем — физическим лицом, производится в районной администрации по месту постановки на налоговый учет работодателя — физического лица. Ее осуществляет одно из структурных подразделений районной администрации, назначаемое в установленном порядке главой администрации. При регистрации трудовому договору присваивается регистрационный номер, структура которого состоит из порядкового номера записи и идентификационного номера районной администрации (две последние цифры кода ОКПО), разделенных знаком тире. На последней странице каждого из двух экземпляров договора ставится штамп "зарегистрировано", указывается регистрационный номер, дата регистрации, подпись руководителя структурного подразделения администрации, ответственного за регистрацию, заверенная печатью для документов администрации района.

В соответствии с названным Положением регистрация трудовых договоров осуществляется на бумажных (журналы регистрации) и электронных носителях. При регистрации трудовых договоров в журналах отражается следующая информация: порядковый номер; дата регистрации; Ф.И.О. работника; ИНН работника; адрес работника; дата начала работы; срок действия договора (в случае заключения срочного трудового договора); размер оплаты по договору; наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя — физического лица); ИНН предпринимателя; адрес предпринимателя; номер свидетельства; дата выдачи свидетельства; вид деятельности; примечание (в том числе досрочное прекращение договора). Журнал регистрации должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью общего отдела администрации района, указывается также общее количество страниц в журнале. Срок хранения журналов регистрации трудовых договоров и порядок их передачи в архивный отдел (муниципальный архив) определяются в соответствии с действующими нормативными документами. Держателем общегородской электронной регистрационной базы является комитет экономического анализа, прогнозирования и информации администрации города. Обновление общегородской электронной регистрационной базы производится по электронной почте отделами экономического прогнозирования районных администраций ежемесячно до 5-го числа следующего месяца.

По мнению специалистов ИМНС России, если трудовой договор не будет зарегистрирован, предприниматель не сможет уменьшить свой облагаемый доход на сумму расходов по оплате труда таким работникам *(8) . Индивидуальные предприниматели определяют свои расходы по тому же перечню, что и организации (ст. 221 НК РФ). Это относится и к расходам на оплату труда. Статья 252 Налогового кодекса РФ предписывает, чтобы документы, подтверждающие расходы, были оформлены в соответствии с законодательством РФ. Регистрация трудового договора — это требование законодательства. В то же время предприниматель не обязан по собственной инициативе предоставлять трудовой договор в налоговую инспекцию. Ведь по ст. 23 НК РФ плательщик обязан представлять в налоговый орган документы только в случаях, установленных НК РФ. А Налоговый кодекс не установил обязанность налогоплательщика представлять в налоговую инспекцию экземпляры трудовых договоров, заключенных с работниками. Обязанность представить копию трудового договора у налогоплательщика может возникнуть, только если налоговый инспектор пришлет ему письменный запрос.

В настоящее время какие-либо нормативные разъяснения о последствиях несоблюдения обязанности о регистрации трудовых договоров индивидуальными предпринимателями по-прежнему отсутствуют. По нашему мнению, так как ТК РФ прямо не указывает на недействительность незарегистрированных трудовых договоров, даже незарегистрированный договор будет подтверждать стаж работника. Поэтому не должно помешать отсутствие регистрации и отнесению оплаты труда работников в расходы предпринимателя. Таким образом, последствием нерегистрации станет наложение административного штрафа на работодателя по статье 5.27 КоАП РФ "Нарушение законодательства о труде и об охране труда".

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме. Однако деятельность индивидуальных предпринимателей характеризуется динамичностью, что может повлечь и неожиданное существенное изменение условий трудового договора с работником. Поэтому в отличие от общего правила, установленного ст. 73 ТК РФ, по которому работник должен быть предупрежден об изменении существенных условий трудового договора не позднее чем за два месяца, ст. 306 вводится специальный порядок, в соответствии с которым об изменении существенных условий работодатель — физическое лицо в письменной форме предупреждает работника не менее чем за 14 календарных дней.

Следует обратить внимание и на то, что Трудовой кодекс РФ требует обязательной регистрации трудового договора только при его оформлении. Обязательной же регистрации изменения или расторжения трудового договора не требуется.

— соглашение сторон (ст. 78 ТК РФ);

— истечение срока трудового договора (п. 2 ст. 58 ТК РФ), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения;

— расторжение трудового договора по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ);

— расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ);

— перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выборную работу (должность);

— отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией (ст. 75 ТК РФ);

— отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий трудового договора (ст. 73 ТК РФ);

— отказ работника от перевода в связи с перемещением работодателя в другую местность (ч. 1 ст. 72 ТК РФ);

— отказ работника от перевода на другую работу вследствие состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч. 2 ст. 72 ТК РФ);

— обстоятельства, не зависящие от воли сторон (ст. 83 ТК РФ);

— нарушение установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (ст. 84 ТК РФ).

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем — индивидуальным предпринимателем в случаях:

— прекращения деятельности работодателем — физическим лицом;

— сокращения численности или штата работников организации;

— несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие: состояния здоровья в соответствии с медицинским заключением; недостаточной квалификации;

— неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

— однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула (отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

б) появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны (коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного на применение административных взысканий;

д) нарушения работником требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

— совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

— совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

— представления работником работодателю подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора.

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая прекращения деятельности работодателем — физическим лицом) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

В соответствии со ст. 307 ТК РФ помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, трудовой договор с работником, работающим у работодателя — индивидуального предпринимателя, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным трудовым договором. В данном случае трудовой договор кроме дополнительных оснований его прекращения должен содержать сроки предупреждения об увольнении, случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_3668_chapter_17_3.2._Prin%D1%81ipi_%D1%81%D1%96noutvorennja_zeml%D1%96.html