Понятие банкротства


Бесплатная юридическая консультация:

Банкротство – определение

Что означает понятие банкротства или несостоятельности компании? В каких случаях целесообразно проводить эту процедуру и почему? Какие нормативно-правовые акты регулируют осуществление подобного мероприятия в России?

Оглавление:

Разберемся подробнее в основных нюансах.

Банкротство – определение

В соответствии со стат. 2 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г. банкротство лиц подразумевает зафиксированную судом неспособность должника погасить в полной мере требования кредиторов или исполнить в полном объеме обязательства по оплате необходимых платежей. При этом должником может признаваться как предприятие-юрлицо, так и ИП-физлицо. К требованиям кредиторов относятся денежные обязательства по заключенным сделкам, а среди обязательных платежей значатся налоги, страховые и прочие сборы, взносы, перечисляемые в бюджет государства и внебюджетные фонды, включая суммы недоимок, пеней и штрафных санкций.

Субъекты банкротства:

  • Должники – юридические лица и предприниматели.
  • Кредиторы.
  • Арбитражные управляющие.
  • Государственные уполномоченные органы.

Цели банкротства заключаются в защите должника от действий кредиторов, защите кредиторов от неправомерного поведения должника. В результате проведенных мероприятий, направленных на оздоровление предприятия и сохранение его жизнедеятельности, при возможности максимально погашаются накопленные обязательства. Если же при всех принятых мерах полностью расплатиться по долгам не реально, проводится признание должника банкротом с распродажей его активов, исключением фирмы из Единого Реестра, то есть компания ликвидируется.

Таким образом, на местном уровне сущность банкротства состоит в восстановлении нормальной платежеспособности должника и конечном исполнении обязательств через реорганизацию или ликвидацию предприятия. Действующий институт банкротства на высшем уровне защищает интересы всех участников процедуры и через исключение убыточных хозяйствующих субъектов направлен на укрепление экономики и улучшение рыночной ситуации страны.


Бесплатная юридическая консультация:

Какие существуют условия банкротства? Об этом пойдет речь далее.

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

Основания для признания должника банкротом:

  1. Минимальный срок задолженности для признания организации банкротом – должен составлять 3 мес. от момента их возникновения (стат. 3). При этом в производство принимаются дела по просроченным долгам свыше 3 мес., а общий период процедуры может растянуться до 2 лет с учетом времени на санацию предприятия.
  2. Минимальная величина задолженности – установлена вруб. для юрлиц (стат. 6),руб. – для физлиц, а также глав КФХ (стат. 33).

Указанные основания для признания банкротом работают «в паре», то есть наличия только одного критерия для возбуждения производства недостаточно, обязательно должно соблюдаться условие по времени просрочки долгов и размер обязательств. Если говорить об индивидуальных предпринимателях, также следует помнить, что согласно стат. 24 ГК по своим обязательствам граждане отвечают всем принадлежащим им имуществом, кроме единственного жилья, личных предметов, земли, домашних питомцев и других объектов, запрещенных к взысканию гражданско-процессуальным законодательством РФ.

Обратите внимание! На владельцев юридических лиц полная имущественная ответственность не распространяется – размер ограничен величиной уставного капитала или доли в нем.


Бесплатная юридическая консультация:

Кто может быть признан банкротом

Абсолютно несостоятельными банкротами могут быть признаны должники, не выполняющие расчеты по обязательствам более 3 мес. Инициирование процедуры возможно по желанию предприятия – добровольное банкротство или же по заявлению кредиторов, а также уполномоченных органов. Среди последних чаще всего запускают признание несостоятельности налоговые инспекции, социальные органы – ПФР или ФСС, трудовая инспекция, суд.

Если организация добровольно подает документы о банкротстве, заявление представляется в арбитражный суд по месту официальной регистрации должника. Форма составляется письменно, имеет унифицированную структуру и подписывается руководителем компании. В обязательном порядке прикладываются документы, подтверждающие накопленный размер обязательств – к примеру, по налоговым платежам, это могут быть акты сверок с ИФНС, решения или требования об уплате сумм и т.д. При наличии ходатайств их также следует предъявить.

После детального рассмотрения заявления и при обоснованности представленных доказательства арбитражным судом может выноситься решение об инициировании процедуры банкротства упрощенным или полным способом. Последовательность дальнейших действий включает проведение наблюдения, финоздоровления, конкурсного производства непосредственно погашения долгов и мирового соглашения.

Организационно-правовая форма и отраслевая принадлежность бизнеса никак не ограничивают права юрлица на инициирование процедуры банкротства. Заявить о своей неплатежеспособности могут ООО, ЗАО, ОАО, НПФ, ИП, главы КФХ, сельхозорганизации, финансовые структуры, страховые компании, ПИФ, НПФ, профессиональные участники рынка ценных бумаг, кредитные кооперативы (банкротство кредитора), застройщики, банки, физлица (путем личного банкротства гражданина) и др. Полный перечень содержится в Законе № 127-ФЗ.

Законное банкротство, защищая интересы должника и кредиторов, включает мероприятия по финансовому оздоровлению предприятия под контролем управляющего. Если изыскиваются возможности для реорганизации бизнеса, работа направлена на укрепление финансово-хозяйственной деятельности организации с постепенным погашением всех долгов и возвратом к нормальному функционированию.


Бесплатная юридическая консультация:

Кто не может быть признан несостоятельным банкротом

В нынешних экономических условиях от кризиса не застрахована ни одна фирма. Даже нормы гражданского законодательства оговаривают, что бизнес ведется на собственный страх и риск. Безусловно, банкротство порой представляет собой максимально эффективный выход, чтобы законно справиться с проблемами. А кто не может быть признан несостоятельным согласно законодательным требованиям?

Объявить себя банкротом ни при каких условиях не могут некоммерческие религиозные или политические организации, государственные учреждения, общественные движения. По всем прочим субъектам признание несостоятельности допускается только при соответствии перечисленным основаниям банкрота – размер обязательств отруб. и срок непогашения от 3 мес. Для граждан минимальный объем долгов составляетруб. Для физлиц не ограничена возможность самостоятельно инициировать процедуру: как и в случае с юрлицами для этого потребуется подать заявление и приложить все подтверждающие документы. Разница состоит в том, что банкротством физиков занимаются не арбитражные суда, а суды общей юрисдикции по месту проживания.

Вывод – в этом материале мы рассмотрели основные моменты признания банкротства, включая признаки несостоятельности и условия для объявления должника неплатежеспособным. Конечной целью комплексных мероприятий, если невозможно в полной мере рассчитаться по долгам, становится ликвидация предприятия и исключение из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

Источник: http://www.zakonrf.info/content/articles/ponyatie-bankrotstvo/

Процедура признания банкротом физического лица: плюсы и минусы, условия

Действующее в РФ законодательство, регулирующее вопросы, связанные с несостоятельностью физического лица, позволяет человеку справиться с грузом его безнадежных долгов.

Решение о признании банкротом физического лица принимается Арбитражным судом на основании поданного им заявления и предоставленных документов.


Бесплатная юридическая консультация:

Преимущества банкротства

Закон о банкротстве дает возможность человеку избавиться от финансовых обязательств, погасить которые он не может в силу сложившихся у него в жизни обстоятельств. Это является его главным достоинством. До принятия этого закона непогашенная задолженность могла взыскиваться с человека на протяжении всей его жизни.

Действующее законодательство предусматривает возможность перехода долговых обязательств гражданина его наследникам после смерти. Процедура банкротства предоставляет возможность избавиться от непогашенных долгов человека еще при его жизни.

В момент проведения процедуры банкротства накладывается мораторий на начисление пеней, штрафов и неустоек по долговым обязательством человека. В этот же момент приостанавливается действие всех исполнительных производств, которые были возбужденны в отношении банкрота физического лица.

Погашение финансовых обязательств проходит в соответствии с процедурой, предусмотренной законом о несостоятельности. Судебные приставы и коллекторы не могут на этой стадии оказывать давление на должника.

Недостатки

К недостатку процедуры можно отнести большое количество бумаг, которые необходимо будет предоставить в арбитражный суд для инициирования процесса признания гражданина несостоятельным. Для рассмотрения дела в суде необходимо будет заплатить госпошлину и внести на депозит суда взнос. Его размер в 2018 году составляет 25 тысяч рублей.


Бесплатная юридическая консультация:

Процедура предусматривает выплату вознаграждения конкурсному управляющему за ведение дела должника. Оно составляет 7% от реализации имущества должника. Придется потратиться и на текущие затраты, которые возникнут по ходу процесса. В их числе затраты на публикацию объявлений, расходы на проведение торгов имущества должника и другие необходимые и обоснованные по мнению суда издержки.

Практика показывает, что в среднем сумма текущих расходов может составить от 80 до 100 тысяч рублей. Для несостоятельного человека это значительные суммы.

В ходе процедуры банкротства будет реализовано практически все имущество физического лица-банкрота. Закон позволяет не изымать у него лишь денежные средства в сумме до 25 тысяч рублей, одежду, обувь, необходимую для жизни утварь и бытовую технику, стоимость которой не превышает 30 тысяч рублей. Не забирается у должника жилье, которое является у него единственным, если он в нем прописан и оно не находится в ипотеке.

Во время проведения процедуры финансовый управляющий полностью контролирует все доходы и расходы человека. Процесс может длиться не один год. Такой контроль достаточно утомителен. До момента его окончания должник не сможет покидать пределы страны, а после него занимать руководящие должности у юридического лица.

При совершении любых сделок человек будет обязан, в соответствии с законом, всегда указывать факт своего банкротства.

åñïëàòíàÿ þðèäè÷åñêàÿ êîíñóëüòàöèÿ:

Условия для банкротства физического лица

Процедура банкротства может быть инициирована при наличии определенных условий. Они включают в себя наличие у физического лица безнадежного долга в сумме выше 500 тысяч рублей, который имеет просрочку по платежам больше 3-х месяцев. Заявление о признании человека банкротом может быть подано в отношении долгов, по которым наступил срок оплаты или еще ожидается.

[WARNING]Важно! Обязательным условием для признания несостоятельности является отсутствие источников дохода, позволяющих погашать долговые обязательства. Согласно действующему законодательству, продолжительность процедуры не должна превышать 36 месяцев.[/WARNING]

Способы признания банкротом физическое лицо

Существует несколько вариантов проведения процесса банкротства. Это может быть:

  • Реструктуризация долговых обязательств. Процесс может длиться не более 3 лет. Она дает возможность приостановить начисление пеней, неустоек и штрафов по долгам физического лица и погашать свои финансовые обязательства в соответствии с принятым графиком. Для такого способа у человека должен быть официальный заработок.
  • Реализация имущества должника. Такая процедура освобождает человека от всех долговых обязательств кроме задолженности по алиментам и других долгов личного характера.
  • Мировое соглашение. Может заключаться на 5 лет. Обязательным условием подписания соглашения является обоюдное согласие сторон.

При процедуре банкротства способ погашения долговых обязательств определяется финансовым управляющим и закрепляется решением суда.

Документы для банкротства

Список документов, необходимых для инициирования процесса банкротства индивидуален для каждого конкретного случая. Существуют общие рекомендации по сбору документов. В их пакет должны входить бумаги, подтверждающие суммы долговых обязательств, предоставляющие полные сведения о кредиторах.


Бесплатная юридическая консультация:

Суду должны быть представлены документы, подтверждающие факт невозможности погашения человеком своих финансовых обязательств. Обязательной является справка об отсутствии статуса ИП. Срок действия этого документа всего 5 дней. При наличии у человека, инициирующего процедуру банкротства своих должников, суду могут быть представлены документы подтверждающие этот факт.

Входит в пакет документов и опись имущества должника с бумагами, подтверждающими его право собственности на него. Необходимо предоставлять суду и документы о составе семьи, наличию несовершеннолетних детей, прошедших в течение трех последних лет сделках, участии в составе юридических лиц, наличии акций, счетов и депозитов.

Полезное видео

В данном видео подробно рассмотрена процедура банкротства физического лица:

Заключение

  1. Физическое лицо может быть признано несостоятельным только по решению Арбитражного суда.
  2. Процедура банкротства проводится финансовым управляющим и не превышает по срокам 36 месяцев.
  3. До окончания проведения процедуры банкротства физическое лицо не может покидать пределы страны. На время её проведения устанавливается мораторий на начисление пеней, неустоек и штрафов.
  4. Достоинством процедуры признания человека несостоятельным является возможность списания непогашенных сумм финансовых обязательств перед кредиторами.

В действительности, последствия могут быть намного тяжелее, чем описанные в статье. Даже с учётом того, что законодательная база далека от совершенства, но она очень строга к несостоятельным должникам. Особенно это касается тех, кто целенаправленно ведёт к банкротству, коммерческий банк, к примеру, лишь для того, чтобы не возвращать деньги вкладчикам. Сделать это, конечно, вполне возможно, но последствия не заставят себя ждать и больно ударят по махинаторам. Даже тем, кто далёк от мошеннических действий, избежать неприятных последствий не удастся, ведь прописанные условия на практике действуют далеко не всегда. Поэтому говорить о каких-то преимуществах банкротства нет смысла, по причине их полного отсутствия!

К сожалению у нас таких банкротов накопилось в стране предостаточно, но вот вопрос погашения долгов кредиторам банкротство не решает совершенно, так как зачастую никаким имуществом должник уже не обладает. С другой стороны потенциальные банкроты боятся обилия документов, которые нужно собрать для признания должника банкротом и официально не могут вступить в процедуру банкротства. Для них она как раз спасение, многие задолженности будут списаны из-за невозможности их возмещения.


Бесплатная юридическая консультация:

© 2017–2018 – Налоги и право для физических лиц

Перепечатка материалов разрешена только с указанием первоисточника

Источник: http://grazhdaninu.com/dolgi/bankrotstvo/fiz-litsa/priznanie-bankrotom-fiz-litsa.html

Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Публично-правовая компания не может быть признана несостоятельной (банкротом).

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.


Бесплатная юридическая консультация:

3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

Комментарий к Ст. 65 ГК РФ

1. Участники имущественного оборота, как правило, действуют самостоятельно, на свой риск и отвечают за исполнение своих обязательств принадлежащим им имуществом. Это правило действительно для всех сфер оборота, но особенно для того сегмента, который определяется как предпринимательская деятельность.

Во все времена существования имущественных отношений ряд их участников по разным — объективным и субъективным — причинам периодически и в немалом количестве «выпадают из обоймы». Иными словами, прекращают исполнение обязательств и обязанностей, что немедленно сказывается и на их благосостоянии, и на финансовом положении их кредиторов. После возникновения такого рода ситуации (в экономическом обиходе декларируемой как банкротство) начинается конкуренция между должником и кредиторами, между кредиторами, целями которой является: для должника — сохранение остатков имущества, для кредиторов — получение преимуществ в получении того имущества должника, которое позволяет хотя бы в части покрыть возникшие из-за неплатежей убытки.

Вполне естественное стремление участников оборота к сохранению себя в качестве таковых и к минимизации убытков без надлежащей правовой регламентации влечет хаос, создает реальные предпосылки для коллапса экономических отношений на любом уровне. В целях избежать все это «необходимо установить известный порядок возможно более равного и справедливого распределения имущества должника между всеми его кредиторами. Такой порядок будет служить не только интересам кредиторов, но нередко и самого должника. Довольно часто наступает расстройство дел без всякой вины… по стечению несчастных обстоятельств, и этот порядок удовлетворения кредиторов освободит его от тяжести лежавших на нем долгов и даст возможность продолжать деятельность частного хозяйства» .

Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М.: Статут, 2000. С..

Именно как механизм решения проблем, возникающих при неплатежеспособности участника имущественного оборота, в ходе развития цивилизации создан и функционирует важнейший институт гражданского права — институт банкротства. Основной правовой целью банкротства как института права является упорядочение производства расчетов с кредиторами должника либо путем принудительной распродажи имущества, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность (опять же для удовлетворения требования кредиторов).


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Акцент в нормативной формулировке понятия банкротства, сделанный на удостоверении денежной и в целом имущественной несостоятельности только через решение суда, связан с тем, что институт банкротства — это комплексный правовой институт. Ядром этого института является принципиальная возможность публичного (не путем распространения соответствующей информации или слухов), официального, исходящего от имени государства признания лица банкротом, предоставляемая нормами гражданского права, в частности комментируемой статьей, оболочкой же этого ядра, определяющей порядок признания банкротом, являются нормы процессуального права.

Помимо введения в правовую реальность права на признание лица банкротом п. 1 комментируемой статьи посвящен в том числе конкурсноспособности юридических лиц, т.е. способности быть признанным банкротом .

Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М.: Норма, 2001. С. 51.

Основными участниками экономического (в широком смысле) оборота являются субъекты гражданско-правовых отношений: физические и юридические лица. Последние в большей степени, особенно те, кто занимается предпринимательской деятельностью, подвержены риску несостоятельности.

Вместе с тем особенности правовой формы юридических лиц, определяемой прежде всего целью их создания и функционирования, а также вещно-правовым отношением к находящемуся в их владении имуществу, предполагают и различное «отношение» таких лиц к институту банкротства. Иначе говоря, все юридические лица могут быть градированы и по такому признаку, как конкурсноспособность: от обладателей абсолютной способности быть признанным банкротом относительно конкурсноспособных и не обладающих такой способностью.


Бесплатная юридическая консультация:

К обладающим абсолютной конкурсноспособностью — возможностью быть признанными банкротами по решению суда при наличии признаков несостоятельности — относятся все юридические лица — коммерческие организации, за исключением казенных.

Указанное свойство коммерческих организаций объяснимо — в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческие организации создаются исключительно для извлечения прибыли, т.е. для осуществления предпринимательской деятельности. Соответственно, деятельность, осуществляемая самостоятельно, в качестве потенциальных последствий влечет не только увеличение благосостояния, но и риск неисполнения обязательств и, как крайний вариант, несостоятельность.

Помимо коммерческих организаций абсолютной конкурсноспособностью обладают и ряд некоммерческих организаций, как-то: потребительский кооператив, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, общественные организации (кроме политических партий). Все указанные организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью (см., например, ст. 116 ГК РФ, ст. ст. 8, 10 Закона о некоммерческих организациях), соответственно, они могут быть признаны банкротами в случае неисполнения своих обязательств или обязанностей.

Относительной конкурсноспособностью обладают два вида некоммерческих организаций: государственная корпорация и фонды. Относительность способности указанных юридических лиц быть признанными банкротами выражается в том, что они приобретают это свойство не в силу общего закона (ГК РФ, законов о банкротстве), а на основании специальных законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций и фондов.

Связано это обстоятельство прежде всего с тем, что оба указанных вида юридических лиц создаются, как правило, для осуществления общественно полезных (публичных) функций — управления, социальных, культурных и т.п. (см. ст. ст. 7, 7.1 Закона о некоммерческих организациях).


Бесплатная юридическая консультация:

При этом комментируемая норма определяет два подхода к конкурсноспособности государственных корпораций и фондов.

Первый подход касается государственных корпораций; заключается он в том, что закон презюмирует конкурсноспособность корпораций, но при условии, что об этом прямо указано в законе, предусматривающем ее создание. Ни один из действующих законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций, не допускает такой возможности, мало того — запрещает признавать корпорации банкротами (см., например, ст. 19 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития», ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий», ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (несмотря на название, этот фонд является государственной корпорацией), ст. 2 Федерального закона от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», ст. 4 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии», ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»).

Второй подход имеет запрещающий характер — фонды не могут быть признаны банкротами, если это не установлено законами, предусматривающими создание и деятельность таких фондов. В качестве примера фондов, обладающих конкурсноспособностью, можно привести негосударственные пенсионные фонды, в соответствии с п. 17 ст. 7.2 и п. 13 ст. 34.1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» они могут быть признаны банкротами .

Правда, следует признать некоторую «несостыковку» положений данного Закона с положениями комментируемой статьи ГК РФ: все-таки п. 1 ст. 65 Кодекса установлен принцип ограничения конкурсноспособности фондов в индивидуальном порядке, т.е. специальным законом, предусматривающим создание конкретного фонда.

Причины двух различных подходов к ограничению конкурсноспособности государственных корпораций и фондов законодатель не объяснил, можно лишь предположить, что к фондам у него в этом смысле более «лояльное» отношение.


Бесплатная юридическая консультация:

И наконец, причины, по которым часть юридических лиц принципиально не могут быть признаны банкротами. К этой категории — абсолютно неконкурсноспособных — относятся: казенное предприятие, учреждение любого вида, политическая партия и религиозная организация.

Условно все четыре вида неконкурсноспособных юридических лиц можно подразделить на две группы по основаниям лишения законодателем их этого свойства.

Первую группу составляют казенные предприятия и учреждения. Объединяет эти два достаточно разноплановых вида юридических лиц отношение к принадлежащему им имуществу и механизм их гражданско-правовой ответственности. Оба юридических лица владеют имуществом на праве оперативного управления и отвечают по своим обязательствам исключительно денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества такого юридического лица (соответственно ст. ст. 115 и 120 ГК). Это — правовая причина лишения их возможности быть признанными банкротами. Фактической причиной является то, что они, особенно учреждения, создаются для выполнения особых функций, например по управлению Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, и признание их банкротами как обычных участников имущественного оборота может привести к невосполнимым не только экономическим, но и социальным и политическим последствиям.

Ко второй группе относятся религиозные организации и политические партии. Религиозные организации создаются в целях удовлетворения духовных потребностей граждан, законодательное дозволение возможности их банкротства даже при наличии у них признаков несостоятельности (поскольку такие организации участвуют и в имущественном обороте) может привести к необратимым социально-культурным последствиям, а их имущество, имеющее в основном культовый характер, фактически необоротоспособно (сложно представить потенциальную возможность приобретения кем-либо с торгов культового сооружения с целью организации в нем богослужения по правилам другой религии, а приобретение такого здания с целью изменения его предназначения — такие факты неоднократно имели место в российской истории — можно охарактеризовать как достаточно аморальное явление).

Политическая партия как вид общественной организации выделена комментируемой статьей не случайно : одной из основных целей политической партии является выдвижение кандидатов на выборах органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 3 Закона о политических партиях). Соответственно, возможность признания партии банкротом, как и в предыдущем случае, может повлечь также необратимые, но в данном случае в основном политические, последствия.


Бесплатная юридическая консультация:

Заметим, что запрет на банкротство касается только политических партий, остальные общественные организации конкурсноспособны.

Второй абзац комментируемой статьи провозглашает, по существу, правовой принцип: ведь помимо упорядочивания процесса производства расчетов с кредиторами банкротство как институт гражданского права служит и другой цели — выведение из имущественного оборота несостоятельного участника. Для граждан процесс выведения заключается в освобождении их от долгов после производства расчетов с кредиторами за счет реализации их имущества . Единственным способом выведения из имущественного оборота юридических лиц при наличии у них признаков несостоятельности и невозможности осуществления расчетов со всеми кредиторами является их ликвидация путем признания банкротами. Даже возможность прекращения производства по делу о банкротстве в связи с производством юридическим лицом — должником, признанным арбитражным судом банкротом, предусмотренная ст. 125 Закона о банкротстве, подтверждает этот принцип: не ликвидируется то лицо, признанное банкротом, которое восстановило свою платежеспособность (рассчиталось с кредиторами). Иными словами, юридическое лицо, признанное банкротом, во всех случаях должно быть ликвидировано, если не успеет до ликвидации освободиться от статуса несостоятельного.

Иными словами, после признания банкротами граждане свою «жизнь» участников имущественного оборота могут начать «с чистого листа».

2. Как указывалось выше, банкротство является комплексным правовым институтом: гражданское право, устанавливая право юридического лица на банкротство, подчеркивает единственный способ реализации такого права — судебный. Соответственно, сам механизм банкротства имеет по большей части процедурный (процессуальный) характер.

Именно процессуальными законами (или имеющими значительную процессуальную составляющую) регулируются признаки банкротства (основание признания должника банкротом), порядок введения и проведения процедур банкротства, в том числе ликвидационных, очередность удовлетворения требований кредиторов. К таким законам относится прежде всего Закон о банкротстве .


Бесплатная юридическая консультация:

Хотя ГК РФ говорит о Законе о банкротстве в единственном числе, систему законов, регулирующих банкротство, составляют также специальные законы: Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», а также Арбитражный процессуальный кодекс РФ, определяющий правила проведения арбитражным судом судебного процесса по делу о банкротстве.

Основанием признания юридического лица банкротом является наличие у него признаков банкротства, установленное при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве. Признаками банкротства в соответствии со ст. 3 названного Федерального закона являются в совокупности: неисполнение должником денежного обязательства и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев. При этом закон устанавливает, что при принятии и рассмотрении арбитражным судом заявления учитываются только те обязательства и обязанности, сумма требований по которым в части основного долга составляет не менее 100 тыс. рублей (п. 2 ст. 6 Закона).

Порядок ликвидации юридического лица — банкрота представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Ликвидация юридического лица, имеющего признаки несостоятельности, производится в следующем поэтапном порядке:

1) возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве на основании поступившего в суд заявления самого должника, конкурсного кредитора (кредитора по гражданско-правовому, имеющему денежный характер обязательству), уполномоченного органа (лица, управомоченного Российской Федерацией собирать обязательные платежи — налоги и сборы; уполномоченным органом в деле о банкротстве является Федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения в субъектах и муниципальных образованиях);

2) введение арбитражным судом в отношении должника процедуры наблюдения. В ходе осуществления данной процедуры идет подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству путем проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Также одной из задач наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника. Выполнение задач наблюдения возлагается помимо арбитражного суда на временного управляющего, назначаемого судом;

3) проведение судебного разбирательства и принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом;


Бесплатная юридическая консультация:

4) открытие синхронно с принятием решения о признании должника банкротом процедуры конкурсного производства в отношении должника.

Конкурсное производство является основной ликвидационной процедурой при банкротстве. Иными словами, ликвидация юридического лица, признанного банкротом, производится не в том порядке, который установлен ст. ст.ГК РФ, а путем осуществления конкурсного производства.

Основными задачами конкурсного производства, осуществляемого конкурсным управляющим, назначаемым арбитражным судом, под контролем суда и кредиторов, являются:

— выявление всех кредиторов должника, т.е. имеющих и денежные, и неденежные требования к должнику, и установление очередности удовлетворения их требований;

— формирование конкурсной массы — сосредоточение во владении должника (реально — конкурсного управляющего) имущества, принадлежащего юридическому лицу, признанному банкротом;


Бесплатная юридическая консультация:

— реализация, как правило путем продажи конкурсной массы;

— производство расчетов с кредиторами на справедливой и соразмерной основе;

5) исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Очередность удовлетворения требований кредиторов юридического лица — банкрота принципиально отличается от той очередности, которая установлена ст. 64 ГК РФ.

Так, достаточно большую часть кредиторов банкрота составляют кредиторы по так называемым текущим платежам (обязательствам и обязанностям, возникшим после обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом). Кроме того, в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим на осуществление этой процедуры расходуются достаточно значительные денежные средства. Все указанные платежи возмещаются за счет имущества должника вне очереди .


Бесплатная юридическая консультация:

Нередко все денежные средства, вырученные от реализации конкурсной массы, расходуются только на выплату вознаграждения конкурсному управляющему.

При ликвидации юридического лица в общем порядке удовлетворение требований государства по обязательным платежам производится в преимущественном перед требованиями кредиторов по гражданско-правовым обязательствам порядке — в третьей очереди, при банкротстве закон обе эти категории лиц, которым банкрот должен, уравнивает — они включаются в третью (последнюю) очередь, не имея никаких преимуществ друг перед другом .

Фактически — предпоследнюю, последней является очередь кредиторов, «опоздавших» своевременно заявить свои требования и включенных в очередь, называемую очередью «за реестром».

© 2016—2017 Гражданский кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями. Комментарий к статьям ГК РФ.

Источник: http://stgkrf.ru/65


Бесплатная юридическая консультация:

Банкротом не могут быть признаны

Банкротство должников является неотъемлемой частью имущественного оборота. В результате банкротства юридических лиц происходит перераспределение собственности, имущество переходит из одних рук в другие. Более удачливые и предприимчивые предприниматели» более сильные организации, способные воспользоваться вновь приобретенным имуществом наиболее оптимальным способом, получают в свое распоряжение средства, которыми не смогли воспользоваться эффективным образом другие участники рынка. Новые собственники получают посредством банкротства юридических лиц возможность пустить освободившие активы в новое производство, либо на основе полученного модернизировать уже имеющееся производство, не говоря о том» что в результате смены собственника могут происходить кардинальные изменения, способствующие повороту в направлении деятельности юридических лиц, ставших банкротами, что может привести в конечном счете к оживлению производства.

Банкротство — это не зло. Освобожденные средства, полученные в результате банкротства одного юридического лица никуда не исчезают. Они лишь видоизменяются и приобретают качественно новые формы. Именно с этой точки зрения банкротство является непременным атрибутом любой рыночной экономики. Банкротство — это иногда благо, так как оно высвобождает «застывшие» средства и дает им качественно новое выражение в руках более предприимчивых участников рыночной сферы хозяйства. Само существование возможности попасть в процесс банкротства заставляют юридические лица более правильно расходовать свои средства, модернизировать производство, искать новые сферы рынка, повышать качество продукции. Именно действуя на рынке таким образом юридическое лицо может быть уверено, что его продукция или услуги всегда будут пользоваться спросом, а, следовательно, такому лицу менее всего вероятно будет грозить возможность банкротства. Само существование института несостоятельности стимулирует участников рыжа к добросовестным действиям, в результате чего любой знает, что если он не будет производить вовремя и правильно расчеты со своими контрагентами, то он может попасть в процедуру банкротства Возможность потери бизнеса заставляет любого участника рыночной экономики вести свои дела добросовестно и эффективно.

Банкротство позволяет закрывать нерентабельные и устаревшие производства, способствуя продвижению на рынке более рентабельным и модернизированным предприятиям.

Таким образом, процесс банкротства как правило способствует перераспределению имущества между юридическими лицами и нормальному функционированию экономики.

Однако у любого правила есть свои исключения. Существуют и такие организации, признание которых банкротами может негативно сказаться на экономике страны, ее безопасности или затронуть негативным образом иные существенные стороны жизни государства и его населения. Таковыми являются, в частности, многие государственные унитарные предприятия. Для таких юридических лиц должны существовать определенные ограничения в области распространения на них норм законодательства о банкротстве.

В связи с этим п.2 ст.1 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» гласит: «Настоящий Федеральный закон распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда».

Таким образом, казенные предприятия в соответствии с Законом о банкротстве освобождены от распространения на них норм о банкротстве (аналогичное положение содержится и в п.1 ст.65 ГК РФ).

Вместе с тем, полагаю нужным отметить, что далеко не все казенные предприятия, видимо, имеют важное экономическое, оборонное или социальное значение. Но в силу закона такие организации не могут быть, также как и все другие казенные предприятия, признаны банкротами. Представляется, что в данном случае законодательство должно предусмотреть возможность (при определенных условиях) вовлечения указанных унитарных предприятий в процесс банкротства, так как с точки зрения смысла установления данного запрета они не должны подпадать под льготную группу юридических лиц, освобождаемых от банкротства.

Многие цивилисты, в частности Ю. Свит Свит Ю. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. 2000. №10. С. 21. и М.В. Телюкина в комментарии к Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» утверждают, что исключение казенных предприятий из числа лиц, на которые должны распространяться нормы о банкротстве объяснимо тем, что «ответственность по долгам казенного предприятия в соответствии с п.5 ст.115 ГК РФ несет Российская Федерация». Телюкина МБ. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)», Комментарий для специалистов. М.: Бек, 1998.С. 4. Далее Ю. Свит в своей работе развивает эту мысль, утверждая, что «. требованием, необходимым для реализации процедур банкротства, выступает наличии в собственности или хозяйственном ведении организации обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный критерий связан с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность». Свит 10. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. 2000. №10. С. 21. На основании этого Свит пишет, что казенное предприятие «не может быть признано банкротом, так как не обладает имуществом (кроме выделенных собственником денежных средств), которым может самостоятельно распоряжаться. Банкротство здесь не имеет смысла, так как все имущество принадлежит собственнику, который песет дополнительную ответственность по долгам организации. Следовательно, банкротом должен признаваться именно он. В силу этого процедуры банкротства неприменимы к казенным заводам. Последние не имеют права самостоятельно распоряжаться переданным им имуществом (ст. 296 ГК)..». Свит Ю. Указ. соч. С. 20.

Данный вывод вызывает определенные сомнения. Принимая во внимание, что казенное предприятие несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом, лишь при недостаточности которого собственник привлекается к субсидиарной ответственности (п.5 ст. 115 ГК), применение к ним некоторых процедур банкротства (внешнее управление, мировое соглашение) было бы весьма целесообразным, поскольку данное обстоятельство позволило бы сохранять активы неплатежеспособных казенных предприятий.

Как видно из приведенных текстов статей, закон распространил действие норм законодательства о банкротстве на некоторые виды некоммерческих организаций, исключив другие некоммерческие организации из сферы своего регулирования.

Таким образом, в силу ст.50 ГК РФ не могут быть признаны банкротами следующие юридические лица, которые, если следовать смыслу закона, делятся на два типа.

Первый тип — это коммерческие организации, действующие в организационно правовой форме казенного предприятия.

Второй тип — некоммерческие организации, подразделяющиеся на:

· организации, созданные в форме общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений;

· организации, созданные в иных формах.

«Таким образом, ГК распространяет действие норм о несостоятельности в основном на коммерческие организации. При этом норма п. 1 ст. 65 ГК императивна и не допускает дополнения перечня некоммерческих организаций, к которым применимы процедуры банкротства, какими-либо иными видами некоммерческих организаций. Подобный подход плохо согласуется с положением п. 3 ст. 50 ГК, содержащим открытый перечень некоммерческих организаций. В результате заранее исключается возможность распространения положений о банкротстве на вновь вводимые формы некоммерческих организаций. Если же такая необходимость возникнет, придется вносить соответствующе изменения в п. 1 ст. 65 ГК и в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)». Ю. Свит. Там же.

В связи с этим выходят на поверхность некоторые несоответствия законодательства в сфере регулирования банкротства некоммерческих организаций. Кроме этого, целесообразность некоторых существующих ограничений в области возможности признания должников банкротами также может быть поставлена под сомнение,

Исходя из изложенного, стоит поставить следующие вопросы:

· насколько оправдано ограничение действия норм о банкротстве для иных некоммерческих организаций, на умазанных в законе как подпадающих под такое регулирование;

· насколько правильно не распространять действие данных норм на все казенные предприятия независимо от их значимости и вида деятельности. Указанные проблемы будут исследованы в отдельных параграфах главы 4 данной диссертации.

Закон о банкротстве подходит к сфере регулирования вопросов банкротства юридических лиц последовательно и системно, им выработаны общие положения о банкротстве должников.

Вместе с тем, Закон сталкивается с такими случаями, когда обычный подход, использующийся при применении норм, регулирующих сферу банкротства юридических лиц, не всегда целесообразен для отдельных категорий должников и не может урегулировать вопросы банкротства в рамках существующего законодательства, не нарушив общий смысл восстановительных процедур и их предназначения, не говоря уже о социальных и иных аспектах деятельности общества и государства.

«Специфика положения или деятельности некоторых юридических лиц диктует необходимость применения некоторых особых правил регулирования их создания, деятельности и ликвидации, в том числе и ликвидации в результате признания несостоятельности. Специальные нормы необходимы для обеспечения защиты интересов как должника, так и кредиторов, поскольку общие нормы в силу особенностей должников отдельных категорий не могут в достаточной степени обеспечить соблюдение баланса интересов участников производства по делу о несостоятельности (что ярко проявилось за 5 лет действия Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который предъявлял ко всем должникам одинаковые требования)». Телюкина М.В. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Комментарий для специалистов. М.: Бек, 1998. С. 232.

Именно поэтому Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» включает в себя главу VIII «Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц», где предусмотрены отдельные положения, касающиеся особенного регулирования вопросов банкротства тех категорий должников, для которых такое регулирование необходимо.

В соответствии с этим Законом о банкротстве выделены следующие категории должников — юридических лиц, для которых предусмотрены особенности регулирования процессов их несостоятельности:

· профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Кроме того, специальным законом была выделена еще одна категория должников, к которым применяются особенности регулирования процессов их банкротства, а именно: организации, являющиеся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса. Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов топливно-энергетического комплекса» от 24.06.99 г., №122 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26.

Вдобавок к сказанному отмечу, что регулирование банкротства кредитных организаций осуществляется дополнительно специальным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999 г.

«Цели выделения указанных категорий не всегда совпадают. В одном случае законодатель стремится предоставить дополнительные гарантии сохранения существования юридического лица — должника (так, при банкротстве градообразующих организаций с учетом жизненных интересов жителей соответствующего населенного пункта для этой цели используются возможности органов местного самоуправления), в других — защищаются особым образом интересы соответствующей отрасли экономики». Брагинский М.И. Комментарий к Закону о несостоятельности (банкротстве) // Право и экономика. № 4. 1998. С. 15.

Таким образом, юридические лица, в отношении которых действуют специальные правила о банкротстве, учитывающие их особенности, как предлагает В.В. Витрянский, условно можно разделить на две группы:

· должники, к которым применяются специальные нормы, содержащиеся непосредственно в Законе о банкротстве;

· должники, особый режим банкротства которых регулируется отдельными федеральными законами. Витрянский В.В. Особенности банкротства отдельных категорий должников. Российско-британский семинар судей по вопросам банкротства // Вестник ВАС РФ. 2001. № 3. С. 116.

С теоретической точки зрения, по моему мнению, такое деление не обязательно, так как основывается на степени принадлежности указанных норм к определенным юридическим источникам и правовым актам, а не на теоретических предпосылках, позволяющих классифицировать их в зависимости от отношений, которые они регулируют.

Тем не менее, придерживаясь данной классификации, представляется, на мой взгляд, не лишенным смысла выделить в качестве самостоятельной еще одну группу должников:

— должники, особый режим банкротства которых регулируется как специальными нормами, содержащимися непосредственно в Законе о несостоятельности (банкротстве) так и отдельными федеральными законами.

К этой группе относятся кредитные организации, банкротство которых регулируется как Законом о банкротстве, так и Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Еще раз хочу подчеркнуть, что данная классификация строится (как уже было сказано ранее) не на теоретических предпосылках, когда классификация строится в зависимости от особенностей регулируемых отношений, а на степени принадлежности указанных норм к определенным юридическим источникам и правовым актам. Как известно, в отличие от правовых отношений, которые являются постоянными, юридические акты имеют непостоянную природу, они могут как приниматься, так и отменяться. В процессе изучения основных проблем банкротства юридических лиц законодателем могут быть приняты новые законодательные акты, регулирующие банкротство отдельных категорий юридических лиц, что приведет к их отнесению к той или иной группе должников, указанных в приведенной классификации. Кроме того, в диссертации вносятся предложения о необходимости принятия некоторых правовых актов, позволяющих расширил» круг должников, к которым должны применяться особенности правового регулирования их банкротства.

Нельзя не отметить, что новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. подошел к вопросу об учете особенностей регулирования банкротства отдельных категорий юридических лиц — должников более ответственно, чем ранее действовавший Закон 1992 г.: он выделил отдельные категории юридических лиц, в отношении которых необходимо специальное регулирование несостоятельности и выработал особенности банкротства каждой из них. В этом проявилось одно из лучших достижений данного Закона.

Что касается отдельных категорий должников, «удостоившихся» специального регулирования, то их круг сводится к следующим организациям.

Понятие градообразующей организации дано в п.1 ст. 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: в качестве такой организации признается юридическое лиц, численность работников которого с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. В соответствии с п.2 этой статьи, правила, применяемые к таким организациям применяются и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки, Для таких организаций закон предусмотрел специальные правила регулирования их банкротства из-за отличительных особенностей их деятельности, предполагающих в основном сезонный характер их деятельности или зависящий от природных факторов. Этой категории должников также будет уделено внимание во второй главе.

Закон о банкротстве выделил в отдельную категорию страховые организации, являющиеся должниками, что связано с некоторыми особенностями их деятельности. Банкротство таких организаций еще не исследовано в широком аспекте, поэтому данная категория должников станет отдельным исследованием в данной диссертации.

Регулирование банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется с помощью норм, установленных в Законе о банкротстве. Законодатель выделил данную категорию должников благодаря некоторым особенностям их функционирования на рынке ценных бумаг. Особенности данного регулирования в основном касаются условий правовой регламентации движения ценных бумаг в случае банкротства данного юридического лица, отсюда вытекают особенности наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства во время банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Следующей категорией должников, в отношении которых установлены специальные правила банкротства, являются субъекты естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых, согласно п.1 ст.1 Закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства. Данной категории юридических лиц -должников будет посвящена глава 3 диссертации.

Особенности регулирования несостоятельности кредитных организаций связаны со спецификой их деятельности. В основном эти особенности касаются реабилитационных процедур банкротства, а, вернее, отсутствия возможности их применения. В соответствии с п.1 ст.5 Закона «О несостоятельности (банкротстве кредитных организаций)» при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются только процедуры наблюдения и конкурсного производства. Согласно п.2 той же статьи в отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», не применяются.

Отличительной особенностью регулирования банкротства таких должников также является наличие определенных мер, применяемых для предупреждения банкротства кредитных организаций, которые могут выражаться в следующих формах: финансовое оздоровление кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией: реорганизация кредитной организации. Законом предусмотрены отдельные основания для осуществления банкротства кредитной организации. Особенности касаются и некоторых процессуальных аспектов рассмотрения дел о банкротстве кредитных организаций.

Выделив категории должников — юридических лиц, к которым законодательство о банкротстве применяется с особенностями регулирования их банкротства, можно задать вопрос: насколько исчерпывающим является список указанных категорий должников?

Представляется, что данный выше перечень юридических лиц должен быть расширен.

Уже после принятия в 1998 г. Закона о банкротстве был принят федеральный Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетическою комплекса», затем Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999г., который существенно дополнил положения об особенностях несостоятельности данной категории юридических лиц.

Источник: http://studwood.ru/851714/pravo/krug_yuridicheskih_kotorye_mogut_priznany_bankrotami