Реферат: Банкротство предприятия 7


Бесплатная юридическая консультация:

Просмотров: 1523 Комментариев: 3 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать

2. Основная часть:

2.1. Теоретическая часть

2.1.1 Финансовые причины несостоятельности (банкротства) предприятия. 4

Оглавление:

— понятие, виды, признаки несостоятельности;


Бесплатная юридическая консультация:

— понятие и критерии неудовлетворенной структуры баланса;

— коэффициент текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами;

— определение предприятий суммы задолженности, сроки ее возникновения и расходы по ее обслуживанию;

— порядок объявления предприятия банкротом.

2.1.2 Программа финансового оздоровления:…………………………………13


Бесплатная юридическая консультация:

— понятие типовой формы плана финансового оздоровления и его структура.

2.2 Практическая часть.

2.2.1 Определение с помощью финансовых показателей угрозу банкротства15

С переходом Российской Федерации к рыночной экономике и частной

собственности появилась необходимость в институте несостоятельности


Бесплатная юридическая консультация:

(банкротства) для того чтобы уменьшить риск кредиторов, и если уж их

потери неизбежны, то они должны быть распределены наиболее справедливым образом. С этой целью 19 ноября 1992 года был принят Закон “О несостоятельности (банкротстве) предприятий”. Помимо этого закона

институт банкротства представлен ст.65 ГК РФ, а также иными нормативными актами Правительства и Президента.

Переход страны к рыночной экономике обусловил появление в сферах политики новых формирований и понятий. А если учесть, что переход от одной формы общественного развития и управления государства к другой, даже более прогрессивной, всегда болезнен и отличается нестабильностью, прежде всего в экономике, где появляется хаос становления новых организационных форм и таких понятий, как рынок и борьба за него, конкуренция, выживание в сфере бизнеса, естественно появляется угроза банкротства предприятий и вероятность их ликвидации.

В этом заключается актуальность темы. Цели курсовой работы:


Бесплатная юридическая консультация:

— изучить проблемы банкротства;

— изучить программу финансового оздоровления;

Финансовые причины несостоятельности (банкротства) предприятия.

Понятие, виды, признаки несостоятельности.

Банкротом признается предприятие, неспособное удовлетворить за счет результатов своих текущих операций имущественные и денежные претензии кредиторов. Закон о несостоятельности (банкротстве) предприятий предусматривает возможность объявления его банкротом по собственной инициативе или по решению арбитражного суда. При этом решение о банкротстве может быть принято только после истечения оговоренного законом срока непогашения имеющейся задолженности предприятия перед ее кредиторами.


Бесплатная юридическая консультация:

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

Финансовая несостоятельность возникает из-за превышения обязательств над ликвидными активами. Она выражается в появлении просроченной задолженности перед бюджетом, банками, поставщиками и другими контрагентами.

Банкротство предприятий в основном является результатом неудовлетворительной работы по финансированию и кредитованию, т.е. неквалифицированного менеджмента. Банкротство – неотъемлемая часть конкурентной рыночной среды, без банкротства нет конкуренции. В развитых странах, к примеру, в Германии и Франции судами рассматривается ежегоднотыс. дел о банкротстве должника. Возможность банкротства заставляет предприятия принимать меры по обеспечению финансовой устойчивости, повышать эффективность и производительность труда.

В теории конкурсного права выделяют два уровня признаков : внутренний и внешний.

Внутренний уровень признаков — это отражение состояния дел на самом предприятии, соотношение его актива и пассива. При несостоятельности данный уровень признаков выражается в недостаточности имущества, а по терминологии некоторых зарубежных государств — в чистой задолженности. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» выделяет следующие внутренние признаки несостоятельности предприятий: 1) отрицательное соотношение актива и пассива, т. е. превышение совокупности обязательств предприятия, состоящих из заемных и привлеченных средств, кредиторской задолженности, над стоимостью имущества предприятия, в состав которого могут входить основные средства, другие долгосрочные вложения (включая нематериальные активы), оборотные средства, финансовые активы; 2) неудовлетворительная структура баланса — такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника.

åñïëàòíàÿ þðèäè÷åñêàÿ êîíñóëüòàöèÿ:

Внешний уровень признаков — это отражение финансовых отношений предприятия с кредиторами и соответствующими государственными органами (налоговыми органами, бюджетными и внебюджетными фондами). При несостоятельности данный уровень признаков выражается в невыполнении должником своих обязательств. Г.Ф. Шершеневич относил к данному уровню признаков следующие:

1) прекращение платежей по законным требованиям кредиторов;

2) собственное признание должника в своей несостоятельности;

3) исчезновение должника;

4) недостаточность имущества на удовлетворение производимого взыскания.


Бесплатная юридическая консультация:

Анализ понятия несостоятельности (банкротства) в Законе показывает, что несостоятельным предприятие может быть лишь при наличии одного из внешних признаков и одного из внутренних признаков. При этом возможны различные сочетания внутренних и внешних признаков, например следующие:

1) неудовлетворительная структура баланса должника и задолженность перед кредиторами в сумме более 500 минимальных размеров оплаты труда в течение более трех месяцев;

2) неудовлетворительная структура баланса должника, вследствие чего должник заведомо не способен обеспечить выполнение требований кредиторов в сумме более 500 минимальных размеров оплаты труда в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения;

3) превышение пассива над активом в балансе должника при задолженности перед кредиторами в сумме более 500 минимальных размеров оплаты труда в течение трех месяцев;

4) превышение пассива над активом в балансе должника, вследствие чего предприятие заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в сумме более 500 минимальных размеров оплаты труда в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.


Бесплатная юридическая консультация:

Банкротство, кроме реального, может быть преднамеренным или фиктивным. Фиктивное банкротство представляет собой тот случай, когда у должника при подаче заявления в Арбитражный суд имеется возможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Это делается, как правило, с целью получения от креди­торов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов. Долж­ник, подавший такое заявление, несет перед кредиторами ответ­ственность за ущерб, причиненный подачей такого заявления.

Преднамеренное банкротство возникает по вине учредителей (участников) должника и иных лиц, в том числе руководителя, которые имеют право давать обязательные для должника указа­ния либо имеют возможность иным образом определять его дей­ствия. Такое происходит обычно в том случае, когда руководи­тель, или собственник в личных или в чьих-либо интересах умыш­ленно делает предприятие неплатежеспособным. В этой ситуации на собственников и иных лиц при недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Понятие и критерии неудовлетворительной структуры баланса.

Неудовлетворительная структура баланса – такое состояние имущества и обязательств должника, когда за счет имущества не может быть обеспечено своевременное выполнение обязательств перед кредиторами в связи с недостаточной степенью ликвидности имущества должника. При этом общая стоимость имущества может быть равна общей сумме обязательств должника или превышать его.

В качестве основных причин возникновения состояния банкротства можно привести следующие:


Бесплатная юридическая консультация:

1.Объективные причины, создающие условия хозяйствования:

— несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой систем, нормативной и законодательной базы реформирования экономики;

— достаточно высокий уровень инфляции.

2.Субъективные причины, относящиеся непосредственно к хозяйствованию:

— неумение предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;


Бесплатная юридическая консультация:

— снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

— снижение объема производства;

— снижение качества и цены продукции;

— приближение цен на некоторые виды продукции к ценам на аналогичные, но более высококачественные импортные;

— неоправданно высокие затраты;


Бесплатная юридическая консультация:

— низкая рентабельность продукции;

— слишком большой цикл производства;

— большие долги, взаимные неплатежи.

В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, так как они, возможно, свидетельствуют о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах.

Основаниями для признания структуры баланса организации неудовлетворительной, а организации — неплатежеспособной является значение коэффициента текущей ликвидности меньше двух или коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами меньше 0,1. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами определяется как отношение собственных оборотных средств к текущим обязательствам.


Бесплатная юридическая консультация:

В Российской Федерации для выявления государственных пред­приятий с неудовлетворительным финансовым состоянием и для вы­явления признаков их банкротства используется методика, утверж­денная Постановлением Правительства РФ № 498 от 20 мая 1994 г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятель­ности (банкротстве) предприятий». К этому постановлению имеется Приложение № 1 «Система критериев для определения неудовлет­ворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий», в соответствии с которым определяются следующие три финансовых коэффициента и устанавливаются их критерии (нормативы).

1. Коэффициент текущей ликвидности (Кт.л.) – отношение оборотных активов (за вычетом расходов будущих периодов) к сумме срочных обязательств:

Ао – оборотные активы;

Н – кредиторская задолженность;

М – краткосрочные кредиты и займы.


Бесплатная юридическая консультация:

2. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К о ) – отношение собственных оборотных средств:

Ес – величина собственных оборотных средств;

Ао – общая величина оборотных средств.

3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности (К в.п. )

Кт.л t2, Кт.л t1 – коэффициент текущей ликвидности соответственно на конец и на начало отчетного периода;


Бесплатная юридическая консультация:

У – период восстановления (утраты) платежеспособности;

Т – продолжительность отчетного периода.

Если в государственной организации (на предприятии) после со­ставления бухгалтерского баланса значения указанных расчетных ко­эффициентов ниже установленных, то эта организация (предприя­тие) попадает под действие Закона о банкротстве со всеми вытекаю­щими последствиями.

Дебиторская задолженность – счета к получению суммы, причитающейся предприятию от покупателей за товары и услуги, проданные в кредит. В балансе предприятия записываются как текущие активы.

Дебиторская задолженность включает задолженность за товары и услуги, срок оплаты которых не наступил или просрочен, задолженность по расчетам с бюджетом при переплате налогов и другие обязательных платежей, с персоналом, подотчетными лицами, по полученным векселям. Она включает также дебиторов по претензиям и спорным долгам.


Бесплатная юридическая консультация:

Дебиторская задолженность всегда отвлекает средства из оборота означает их неэффективное использование ведет к напряженному финансовому состоянию организации. Уровень дебиторской задолженности связанные с принятой на предприятии системой расчетов видом выпускаемой продукции и степенью насыщения ею рынка. Доля дебиторской задолженности в составе фондов обращения велика. Управление дебиторской задолженностью означает контроль финансовых служб за оборачиваемостью средств в расчетах, обеспечение своевременной инкассации дебиторской задолженности, контроль за соблюдением покупателями платежной дисциплины.

Порядок объявления предприятия банкротом:

1) Обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

2) Арбитражный суд проводит процедуру наблюдения (анализ финансового состояния)

Наблюдение— одна из процедур банкротства, которая применяется к должнику с момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого в соответствии с Законом о несостоятельности (банкротстве) (принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения мирового соглашения, или отказа в признании должника банкротом), в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа финансового состояния. Процедура наблюдения вводится арбитражным судом на 3 месяца с момента принятия им заявления о банкротстве.


Бесплатная юридическая консультация:

3) Процедура оздоровления (санация)

Санация — заключается в том, что предприятию-должнику может быть представлена финансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств и обязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.

Санация предприятия проводится в трех основных случаях:

1. До возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состояния прибегает к внешней помощи по своей инициативе;

2. Если само предприятие, обратившееся в арбитражный суд с заявлением о своем банкротстве, одновременно предлагает условия своей санации;


Бесплатная юридическая консультация:

3. Если решение о проведении санации выносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворить требования кредиторов предприятия0должника и выполнить его обязательства перед бюджетом.

4) Внешнее управление (0,5 до 1 года)

Мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника, осуществляются внешним управляющим на основе плана внешнего управления, одобренного собранием кредиторов. План внешнего управления включает конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника, среди которых можно назвать перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, ликвидацию дебиторской задолженности, продажу предприятия (бизнеса), продажу части имущества должника, уступку прав требования должника, исполнение обязательств третьими лицами.

5) Конкурсное производство

Принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом влечет открытие конкурсного производства. Конкурсное производство является конечной стадией в процедуре банкротства. В результате конкурсного производства прекращается существование юридического лица или предпринимательская деятельность гражданина.


Бесплатная юридическая консультация:

Целью данной процедуры является распределение средств, полученных за счет реализации имущества должника (конкурсной массы), между кредиторами в установленной действующим законодательством очередности. Другая цель конкурсного производства— охрана имущественных интересов участников и предупреждение возможности совершения ими неправомерных действий в отношении друг друга.

2. Программа финансового оздоровления.

Цель финансового оздоровления – восстановление платежеспособности должника — юридического лица и погашение его задолженности перед кредиторами в соответствии с утвержденным арбитражным судом графиком. В процессе финансового оздоровления организация-должник, как и прежде, хотя и с некоторыми ограничениями, продолжает самостоятельную хозяйственную деятельность, рассчитываясь по мере ее осуществления с кредиторами согласно графику погашения задолженности. Введение данной процедуры — это, по сути, предоставление должнику последней возможности самостоятельно, но под контролем кредиторов, арбитражного управляющего и суда восстановить свою платежеспособность и погасить долги.

Финансовое оздоровление может вводиться по ходатайству самого должника, его учредителей или третьих лиц, адресованному собранию кредиторов, а в некоторых случаях непосредственно суду, при условии предоставления учредителями должника или третьими лицами обеспечения исполнения должником своих обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

В качестве такого обеспечения могут быть использованы любые способы обеспечения исполнения обязательств (в частности залог, банковская гарантия, поручительство), за исключением удержания, задатка и неустойки. При этом предметом обеспечения не может выступать имущество, принадлежащее должнику на праве собственности или хозяйственного ведения, поскольку оно уже и так является обеспечением обязательств должника; кредиторы же при введении процедуры финансового оздоровления нуждаются в дополнительных гарантиях.

Вводя финансовое оздоровление, арбитражный суд утверждает административного управляющего, график погашения задолженности и устанавливает срок финансового оздоровления, который не может превышать двух лет. Введение процедуры финансового оздоровления влечет правовые последствия, сходные с теми, что наступают с введением наблюдения. Кроме того, отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов, не начисляются неустойки, проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязанностей по внесению обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. Для компенсации связанных с этим потерь кредиторов и государства на суммы требований начисляются проценты по ставке рефинансирования Центрального банка РФ, которые, как правило, гораздо ниже суммы иных санкций, взыскиваемых в со­ответствии с законом или договором за неисполнение или ненад­лежащее исполнение обязательств.


Бесплатная юридическая консультация:

Процедура финансового оздоровления осуществляется в соответствии с планом финансового оздоровления, подготовлен­ным учредителями (участниками) должника и утвержденным со­бранием кредиторов. В указанном плане предусматриваются спо­собы получения должником средств, необходимых для удовлетво­рения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. Если должник в срок, назначенный для финансо­вого оздоровления, удовлетворит все требования кредиторов, пре­дусмотренные графиком погашения задолженности, арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве. В противном случае суд по ходатайству собрания кредиторов вводит внешнее управление или принимает решение о признании должника бан­кротом и открытии конкурсного производства. Такие же послед­ствия наступают в случаях непредставления суду в установленный срок соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности либо неод­нократного или существенного (на срок более чем 15 дней) нару­шения в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов.

3. Определение с помощью финансовых показателей, угрозу банкротства.

Коэффициенты финансового состояния предприятия.

Расчетная формула коэффициента

Нормальное ограничение коэффициента

Влияние изменений коэффициента на финансовое положение предприятий.

1. Коэффициент автономии

Рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижение риска финансовых затруднений в будущие периоды, повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств.

2. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств.

Рост коэффициента отражает превышение величины заемных средств над собственными источниками их покрытия.

3. Коэффициент маневренности

Высокие значения коэффициента положительно характеризуют финансовое состояние предприятия

4. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками

При значении коэффициента ниже нормального предприятие не обеспечивает запасы и затраты собственными источниками финансирования.

5. Коэффициент абсолютной ликвидности

Показывает, какую часть краткосрочной задолженности предприятие может погасить в ближайшее время.

6. Коэффициент ликвидности

Отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами

7. Коэффициент покрытия

Показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае необходимости прочих элементов материальных оборотных средств.

8. Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения

Отражает долю реальной стоимости имущества производственного назначения в имуществе предприятия.

9. Коэффициент прогноза банкротства

Чем выше значение показателя, тем ниже опасность банкротства.

На начало года На конец года

1. Коэффициент автономии.

Вывод: Сравнивая коэффициент автономии на начало и конец года видно, что происходит значительный рост коэффициента, который свидетельствует об увеличении финансовой независимости предприятия, снижения риска финансовых затруднений в будущие периоды, повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств.

2. Коэффициенты соотношения заемных и собственных средств

Вывод: На конец периода сумма заемных средств снижается и отсюда следует коэффициент заемных и собственных средств тоже снижается. Уменьшение коэффициента отражает снижение величины заемных средств относительно собственных источников их покрытия.

3. Коэффициент маневренности

Вывод: Коэффициент маневренности практически не изменился. Снижение этого коэффициента говорит о том, что возможность свободно маневрировать капиталом снизилась не значительно.

4. Коэффициент обеспеченности запасов и затрат собственными источниками

Вывод: Нормальное значение коэффициента обеспеченности запасов и затрат собственных источников равна 1, однако на начало периода 0,86. исходя из этого можно сказать, что предприятие не обеспечивает запасы и затраты собственными источниками финансирования.

5. Коэффициент абсолютной ликвидности

Вывод: В нашем случае коэффициент абсолютной ликвидности ниже нормативного уровня, причем наметилась его тенденция к понижению, если на начало года он составил 0,00041, то на конец он стал равен 0.

6. Коэффициент ликвидности

Вывод: Коэффициент ликвидности на начало года равен 0,63, а на конец 0,088. Это значение не удовлетворяет нормативному значению коэффициента ликвидности. Это может быть основание для принятия структуры баланса предприятия, а предприятие неплатежеспособным.

7. Коэффициент покрытия

Вывод: Коэффициент покрытия составляет на начало года 0,93, на конец периода 0,53, т. е. происходит снижение коэффициента. Нормальное значение коэффициента составляет минимум 2, из этого следует, что предприятие не имеет реальной возможности восстановить свою платежеспособность в ближайшее время.

8. Коэффициент реальной стоимости имущества производственного назначения

Вывод: Значение коэффициента реальной стоимости имущества производственного назначения на начало года составляет 0,02, а на конец года 0,068.

9. Коэффициент прогноза банкротства

Вывод: Нормальное значение коэффициента прогноза банкротства более 0. Однако в нашем случае является отрицательным. На начало периода он равен — 0,93, а на конец – 1,068 такое значение коэффициента говорит о неудовлетворительной структуре баланса.

Оценка финансового состояния ООО «Сокол»:

Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Это показатель его финансовой конкурентоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Проведенные расчеты показали, что финансовая ситуация в 2006 году была сопряжена с нарушением платежеспособности организации. И ООО «Сокол» в результате под влиянием различных факторов стало банкротом. Немаловажную роль сыграло превышение заемных средств над собственными, это говорит о том, что предприятие является неплатежеспособным и раз оно является таковым, то и следовательно оно является несостоятельным (банкротом). Коэффициент ликвидности не удовлетворяет нормативному значению и это тоже может служить основанием для принятия структуры баланса ООО «Сокол» неудовлетворительной, а предприятие неплатежеспособным.

Мероприятия по стабилизации финансового положения предприятия:

— По возможности сокращать задолженность предприятия, как дебиторскую, так и кредиторскую: несколько ужесточить политику предприятия к крупным дебиторам, высвобождая денежные средства, искать новые источники собственных средств для погашения кредиторской задолженности.

— Осуществлять экономию текущих затрат. Снизить данные издержки возможно за счет пересмотра политики начисления амортизации, связанной с увеличением срока службы основных средств.

— Стремиться к ускорению оборачиваемости капитала, а также к максимальной его отдаче, которая выражается в увеличении суммы прибыли на один рубль капитала. Повышение доходности капитала может быть достигнуто за счет рационального и экономного использования всех ресурсов, недопущения их перерасхода, потерь. В результате капитал вернется к своему исходному состоянию в большей сумме, т.е. с прибылью.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Постоянное и продолжительное состояние неплатежеспособности (несостоятельности) может перерасти в состояние абсолютной неплатежеспособности, при котором, предприятие не может восстановить свою платежеспособность и продолжение его деятельности представляется невозможным и нецелесообразным.

В процессе работы над курсовой, я изучила финансовые причины несостоятельности, ознакомилась с программой финансового оздоровления.

В практической части с помощью коэффициентов финансового состояния предприятия, я определила, на сколько предприятие подвержено угрозе банкротства. В этом мне помог бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2) за 2006 год.

Сделав расчет, стало видно, что предприятие «Сокол» имеет неудовлетворительную структуру баланса и является несостоятельным, т. е. банкротом.

Список использованной литературы.

1. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Г. В. Савицкая: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФА-М, 2003.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Проспект, 2008

3. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: Учебник/ Под ред. Д. О. Тузова, В.С. Аракчеева– М: ФОРУМ. ИНФА-М, 2006.

4. Финансы: Учеб. пособие/ Под ред. проф. А. М. Ковалевой. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: финансы и статистика, 2001.

5. Финансы организаций (предприятий): Учебник для вузов/ Н.В.Колчина, Г.Б.Поляк, Л.М. Бурмистова и др., Под ред. проф. Н.В.Колчиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004.

6. Финансы: Учебник/ А.М.Бабич, Л.Н.Павлова – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2000.

7. Учебное пособие: «Консультант Плюс: Высшая Школа».

«Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве)». Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года, одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года. От 26 октября 2002 года. №127-ФЗ.

Источник: http://www.bestreferat.ru/referat.html

Реферат Банкротство предприятия: причины, симптомы, последствия

Главная

Реферат по теме:

"Банкротство предприятия: причины, симптомы, последствия"

1. Система банкротства предприятий. 4

1.1. Формирование системы банкротства в РФ.. 4

1.2. Государственное регулирование отношений несостоятельности в РФ.. 9

2. Причины симптомы и последствия банкротства предприятий. 12

2.1. Общие факторы возникновения кризисных ситуаций на предприятии. 12

2.2. Особые причины неплатежеспособности российских предприятий. 15

3. Антикризисный менеджмент: понятия и инструменты.. 21

Список литературы.. 30

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение в значительной мере посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Банкротство является результатом развития кризисного финансового состояния, когда предприятие проходит путь от эпизодической до устойчивой (хронической) неспособности удовлетворять требования кредиторов, в том числе по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды.

Актуальность и практическая значимость темы настоящей работы обусловлена рядом причин.

Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса практически всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, исчерпанные ресурсы распределительной системы — далеко не полный перечень наследия, оставленного нам административно-командной системой. Негативные последствия либерализации цен, кризис российских рыночных реформ, обострили до крайности проблему платежеспособности и поставили на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.

В этих условиях особую значимость приобретают мероприятия по предотвращению кризисных ситуаций, а также меры, направленные на восстановление платежеспособности предприятий и стабилизацию их финансового состояния, т.е. антикризисный менеджмент.

1. Система банкротства предприятий

1.1. Формирование системы банкротства в РФ

Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Достижение оптимальной инфраструктуры производства, соответствующей потребностям и платежеспособному спросу субъектов экономической деятельности (населения, предприятий, общественных и государственных организаций), осуществляется посредством национального рынка и складывающейся в каждый данный момент рыночной ситуации. От характера и структуры рыночных потребностей, способности и возможности ее предвидения, прогнозирования и соответствующего реагирования зависят судьба предприятий, производящих товары и услуги, подъем и падение отдельных предприятий, направлений и секторов экономики.

Процесс неравномерного развития экономики и тем более отдельных ее частей, колебания объемов производства и сбыта, возникновения значительных спадов производства, что характеризуется как кризисная ситуация, следует рассматривать не как стечение неблагоприятных ситуаций (хотя для отдельного предприятия это может быть и так), а как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике[1].

Кризисные ситуации, для преодоления которых не было принято соответствующих профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию экономического организма предприятия с соответствующей неспособностью продолжения финансового обеспечения производственного процесса, что квалифицируется как банкротство предприятия. Преодоление этого состояния требует применения специальных мер (процедур) либо прекращения деятельности предприятия и его ликвидации. И это, как показывает мировая практика, также нельзя рассматривать как случайность. Гибель значительной части фирм, и в особенности вновь возникших, зафиксированы статистикой банкротств тех стран, где эта статистика ведется. Английские исследователи отмечают, что до конца второго года доживает не более 20-30% вновь возникших фирм.

Другим обстоятельством, также связанным с закономерностями рыночной экономики и характеризующим процессы возникновения кризисных ситуаций и банкротств, является определенный характер жизненного цикла предприятия, тенденции существования и развития которого в связи с практикой возникновения кризисных ситуаций и банкротств иллюстрирует рисунок 1.1.

Для каждого предприятия существует предел роста объемов деятельности, при этом одни и те же процессы могут быть и стимулирующими развитие, и тормозящими его.

Американские исследователи зафиксировали определенную закономерность возникновения спада и подъема, кризисных ситуаций и банкротств. Она заключается, во-первых, в периодическом возникновении кризисных ситуаций на всех стадиях жизненного цикла предприятия, а, во-вторых, в математически определенной продолжительности циклов спада и подъема, характерных для фирм малого и среднего бизнеса. Так, фаза подъема в среднем длится три года (от 1,1 до 7,7 лет), а фаза падения — 2,8 года (от 2 до 12 лет) исследуемого массива американских фирм[2].

Рыночная экономика на протяжении многих десятилетий и столетий, являющаяся основой развития западных стран, выработала определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха, или систему банкротства (Рис. 1.2.). Достаточная универсальность этой системы делает ее приемлемой для разработки с учетом особенностей национальной экономической политики, механизма защиты предприятий и предотвращения их от банкротства в Российской Федерации (РФ).

Рис.1.1. Жизненный цикл, кризисные ситуации и банкротство предприятия

Рис.1.2 Система банкротства (несостоятельности) предприятий

Формирование таких механизмов в РФ было начато с принятия Указа Президента Российской Федерации «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротства) и применение к ним специальных процедур», Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[3], введения ряда нормативных документов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий, а также организации государственных органов, осуществляющих контроль за управлением государственным имуществом и юридическим исполнением закона о банкротстве.

Система банкротства (Рис. 1.2.) включает целый ряд логических причинно-следственных, организационных и методических средств, обеспечиваемых государственными органами власти. Исходный пункт системы банкротства — установление принципов и целей, которые должны быть достигнуты в результате функционирования ее механизмов.

Объективная потребность в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы. Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

Как показывает мировая практика, эта цель достигается при соблюдении следующих основных принципов :

— установлении единой стабильной и надежной для всех субъектов хозяйствования коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности или банкротства предприятий;

— предоставлении возможности честным должникам возобновления своей деятельности;

— введении системы безопасных мер при банкротстве и экономическом спаде;

— создании системы мер для возрождения бизнеса;

— создании механизма регулирования финансовых дел честно выполняющих свои обязательства должников в целях возможности оздоровления их фирм без сворачивания бизнеса;

— создании коммерческой и правовой систем для поощрения работы честных и надежных партнеров и формировании приемлемой процедуры разрешения финансовых споров;

— ограждении правовой и административной структур от возможностей ускорения процесса развала предприятия и насаждения споров и тяжб;

— сохранении в тех случаях, где это возможно и экономически целесообразно, перспективных предприятий, имеющих финансовые трудности;

— создании таких механизмов, которые будут представлять и надежно защищать интересы всех участников системы банкротства (кредиторы, персонал и т.д.) в случае ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять справедливо распределять активы (конкурсную массу) должника.

Этот краткий перечень принципов функционирования системы банкротства позволяет говорить об оберегающем, не направленном на развал экономики и ликвидацию предприятий, характере мероприятий, если предприятия имеют какие-то шансы на выживание и приспособление к потребностям рынка.

Функционирование системы банкротств в России сопровождается разной (негативной и позитивной) реакцией различных общественных институтов, партий и движений, которые дают соответствующую оценку, пытаясь ускорить, или приостановить проведение банкротства предприятий, ссылаясь, как правило, на моральные и социальные последствия для населения, экономики, судьбы России и т.д. Приведенные цели и принципы действия системы банкротства позволяют судить о нем с более объективных позиций.

Рис. 1.3. Цели и принципы системы банкротства

В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с ними всевозможными обязательствами партнеры (кредиторы, поставщики и т.д.), но и органы государственной власти.

1.2. Государственное регулирование отношений несостоятельности в РФ

Неизбежное в условиях формирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагает создание в обществе законодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношений между предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Одна из таких предпосылок — наличие законодательства о банкротстве, реализация которого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом — сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

Закон РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" от сыграл определенную положительную роль, но возлагавшихся на него надежд не оправдал. И не мог оправдать, так как разрабатывался в период, когда рыночные отношения в стране только формировались и практического опыта регулирования взаимоотношений между должниками и кредиторами не было.

Пятилетняя история применения старого закона, безусловно, позволила ученым и юристам-практикам сделать выводы о степени его эффективности, оценить положительные и отрицательные его качества.

Один из наиболее ярких отрицательных моментов старого закона, отмечавшийся многими учеными, — применение в качестве критерия несостоятельности принципа неоплатности.

Мировой практике известно два противоположных подхода к проблеме критерия банкротства. Первый подход — объективный: должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами, о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротства обязательств на определенную сумму в течение определенного времени. Если должник под страхом ликвидации в результате банкротства не способен изыскать средства (например, реализовав часть дебиторской задолженности) для удовлетворения интересов кредиторов, то такой должник не в состоянии функционировать в рыночных условиях; более того, его деятельность может нанести ущерб интересам кредиторов (как реальных, так и потенциальных). Описанный критерий получил название критерия неплатежеспособности либо потока денежных средств[4].

Второй подход к критерию банкротства заключается в том, что банкротом может быть признан должник, стоимость имущества которого меньше общего размера его обязательств. При этом не имеет значения, насколько размер задолженности превышает установленный законом минимальный для признания банкротства, насколько просрочена эта задолженность по сравнению с установленным минимальным сроком просрочки. При использовании этого критерия (он получил название критерия неоплатности либо структуры баланса) предприятие-должник имело возможность годами не исполнять свои обязательства, для чего нужно было делать только одно — поддерживать размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. Признать такого должника банкротом было невозможно, даже если он явно пользовался в своих интересах описанной ситуацией. Например, практике известны ситуации, когда должник погашал строго определенную часть задолженности — как раз такую, чтобы оставшаяся часть становилась меньше стоимости имущества. В случаях, когда речь шла о крупном дорогостоящем предприятии, соответственно и размер долгов был огромным.

В период действия старого закона указанная ситуация была весьма распространена. Следует отметить, что это было характерно только для российского конкурсного права, поскольку в основных зарубежных правопорядках использовался критерий неплатежеспособности.

2. Причины симптомы и последствия банкротства предприятий

2.1. Общие факторы возникновения кризисных ситуаций на предприятии

Как уже отмечалось, причинная зависимость кризисных ситуаций, скрытая в самом рыночном хозяйстве, вызвана постоянным изменением рыночных ориентаций потребителя. Однако эта общая экономическая предпосылка вовсе не означает фатального исхода для любого предприятия и тем более для экономики в целом, хотя история знает подобные всеобщие кризисы, которые стали причиной банкротства экономики в целом (экономические кризисы).

Не обращаясь к экономической теории, которая дала уже объяснения этим явлениям, обратимся к анализу факторов, которые служат непосредственным катализатором кризисной ситуации.

Успехи и неудачи деятельности предприятия следует рассматривать как взаимодействие целого ряда факторов: внешних (на них предприятие не может влиять вообще или влияние может быть слабым), внутренних (как правило, они зависят от организации работы самого предприятия. Способность предприятия приспособиться к изменению технологических, экономических и социальных факторов — гарантия не только его выживания, но и процветания.

В экономической литературе к внешним факторам, оказывающим сильное влияние на деятельность предприятия, относятся[5]:

1) размер и структура потребностей населения;

2) уровень доходов и накоплений населения, а, следовательно, и его покупательная способность (сюда же могут быть отнесены уровень цен и возможность получения потребительского кредита, что существенным образом влияет на предпринимательскую активность);

3) политическая стабильность и направленность внутренней политики;

4) развитие науки и техники, которое определяет все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность;

5) уровень культуры, проявляющейся в привычках и нормах потребления, предпочтениях одних товаров и отрицательном отношении к другим;

6) к внешним факторам банкротства следует отнести международную конкуренцию. Зарубежные фирмы в одних случаях выигрывают за счет дешевого труда, а в других — более совершенных технологий.

На финансовом положении большинства предприятий негативно сказываются и последствия общеэкономического спада, инфляции. Им часто сопутствует полоса слияний и неожиданного возникновения иных конкурентов.

Предприятие может подвергнуться тяжелым испытаниям при неожиданных переменах в сфере государственного регулирования, резких спадах государственного заказа. Трудности такого рода весьма характерны для нашей страны.

Конечно, бороться с кризисом, имеющим национальные масштабы, отдельному малому или среднему предприятию не по силам. Но в их возможности проводить гибкую политику, способную значительно смягчить негативные последствия общего спада.

Не менее малочисленны и внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и являющиеся результатом его работы. В общем виде их можно представить четырьмя группами: стратегия предприятия; принципы его деятельности; ресурсы и их использование; качество и уровень маркетинга. В свою очередь, они включают десятки, если не сотни конкретных факторов, действующих на каждом предприятии избирательно. Рассмотрим их в некотором агрегированном виде.

До 90% различных неудач малых американских фирм связывают с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его несоответствием изменившимся объективным условиям. Представляется, что неудачи фирм и предприятий России также связаны с влиянием этих факторов.

Другие внутренние факторы, усиливающие кризисную ситуацию предприятия, таковы[6]:

  1. возникновение убытков предприятия, связанных с неудовлетворительной постановкой работы с рынком, неспособностью товара успешно конкурировать с другими товарами, находящимися на рынке, несвоевременное обновление ассортимента товарной продукции;
  2. резкое повышение уровня издержек производства и сбыта товара, что может быть вызвано массой причин, начиная с нерациональной структуры управления, раздутого штата управления, применения дорогостоящих технологий, средств и предметов труда и т.д.;
  3. утрата уровня культуры производства и культуры предприятия вообще, которая включает квалифицированный состав персонала, технический уровень производства, психологическую атмосферу управляющего персонала и всего коллектива предприятия, его уверенность в эффективной работе;
  4. наличие стимулов труда у персонала предприятия.

Итак, сотни факторов, действующих в разных направлениях, приводят к разрушению организационного, экономического и производственного механизма функционирования предприятия.

В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 — на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобной оценки, однако можно не без основания предполагать, что для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значительным факторам, ухудшающим кризисную ситуацию российских государственных и частных предприятий.

2.2. Особые причины неплатежеспособности российских предприятий

В условиях плановой экономики, когда все вокруг принадлежало одному собственнику — государству, понятие "банкрот" было для нас чем-то весьма отвлеченным. Государство в случае финансовой несостоятельности того или иного предприятия просто перераспределяло финансовые ресурсы от одного хозяйственного субъекта к другому.

Ситуация совершенно изменилась, когда мы приступили к строительству цивилизованного рынка. Проблема неспособности предприятия платить по своим обязательствам стала весьма актуальной. Массовые взаимные неплатежи, долги по заработной плате — все это реалии сегодняшнего дня.

Рыночная экономика доказала свою жизнеспособность на протяжении длительного времени, поскольку она:

  1. изначально ориентирована на платежеспособный спрос потребителей;
  2. основана на частной инициативе предпринимателей, вынужденных в целях максимизации своих доходов ориентироваться на потребителей (рынок) и на снижение собственных издержек. Отсюда стимулы технического прогресса, эффективности производства и т.д.;
  3. предполагает конкурентную борьбу предпринимателей и отсев или банкротство тех, кто отстает от растущих запросов рынка по качеству и ассортименту предложения товаров, работ, услуг; а также по уровню собственных издержек.

Социалистическая административно-плановая экономика также всегда претендовала на высокую эффективность. И она действительно оказывалась высокоэффективной, когда концентрировалась на крупных политико-экономических задачах (выход в космос, строительство крупного предприятия, создание наиболее эффективных видов вооружений и т.д.). В то же время в сфере производства товаров для населения, для массовых потребителей плановая экономика всегда предлагала ограниченный ассортимент товаров, как правило, не высокого качества, изготавливаемых по устаревшим технологиям.

Фактически плановая экономика не столько ориентировалась на рынок, сколько навязывала ему продукты медленно обновляемых производств и технологий, не оставляя потребителям другого выбора.

Российская экономика накануне ее реформирования именовалась экономикой развитого социализма. Она формировалась многие десятки лет и обрела ряд специфических характеристик, совершенно неведомых рыночной экономике.

1. В отличие от рыночной экономики, где предприятия создаются и находят свое место на карте страны как продукт инициативы предпринимателей, заинтересованных в доходах от открывающихся рынков, российская экономика в основном была выстроена после 30-х годов на основе централизованных планов из расчета единых и достаточно низких энергетических и транспортных тарифов.

Предприятия строились очень крупными и, в силу этого, негибкими. Каждое предприятие обычно концентрировались на своих производственных функциях. Дублирования (и потенциальной конкуренции) допускалось очень мало.

В результате создалась сеть очень больших, малогибких предприятий с высокой степенью монополизма, с высокой энергоемкостью и значительной зависимостью от транспортной сети. Многие из них оказались совершенно неконкурентоспособными, когда на российский рынок стали поступать импортные товары.

2. Если в одни предприятия вкладывалось избыточно много средств, другие из-за дефицита капитальных вложений едва развивались. В результате накопилась достаточно высокая доля откровенно устаревших предприятий — малопроизводительных шахт, чугунолитейных заводов. К сожалению, многие такие предприятия являются градо- и поселкообразующими, однако в условиях рынка они оказались лишними.

3. Очень многие заводы строились как универсальные производства для выпуска единичных и мелкосерийных изделий. В такие заводы не встраивался конвейер или производственный поток. Подобные заводы, которые можно назвать заводами-конгломератами, представляют из себя по сути большую хорошо оснащенную мастерскую, не способную, однако, производить прибыль. В условиях рынка такие предприятия также оказались неконкурентоспособными.

4. Социалистическая экономика изобрела особые формы предприятий, которые нигде в мире не существовали, например, колхозы и совхозы, которые заняли целые хозяйственные ниши.

Очевидно, что колхозы и совхозы в своей массе, за исключением особо преуспевших хозяйств, неконкурентоспособны в условиях свободы импорта продуктов.

Однако реальная перестройка сельского хозяйства на фермерский способ производства потребует таких гигантских усилий и вложений, которые в сегодняшних условиях государство не готово даже осмыслить.

5. Социалистическая экономика всегда отличалась высоким уровнем милитаризации, большим количеством оборонных и работающих на оборонные нужды предприятий, где производство гражданской продукции, так называемых товаров народного потребления, составляло очень небольшой удельный вес.

Снижение государственного оборонного заказа поставило такие предприятия в очень сложное положение.

6. Социалистическая экономика развивалась на пространстве всего социалистического лагеря, не считаясь с его государственными и экономическими границами.

Более того, закладывались и реализовывались схемы межгосударственной кооперации, когда изделие или узел машины производились в одной стране, а сборка — в другой.

Сегодня в результате процесса обособления стран СЭВ и бывших республик СССР многие российские предприятия потеряли десятилетиями складывавшиеся хозяйственные связи, что не могло быть немедленно восполнено из российских источников.

7. Социалистическая административно-плановая экономика выработала такую экономическую среду и менталитет, последствия которых еще долгие годы будут проявлять себя в экономических решениях управляющих.

В 1930—1950 гг. вообще не существовало понятия прибыли. Доходы предприятий изымались в полном объеме, еще в момент отгрузки предприятиями продукции. На верхних уровнях управления народным хозяйством эти доходы складывались и перераспределялись. Частично они возвращались на предприятия, но не как заработанное, а как полученное[7].

Предприятия получали капитальные вложения, фонд заработной платы и так вплоть до суммы командировочных расходов, т.е. фактически были поставлены в условия жесткой сметы расходов, которая никогда не увязывалась с реальной прибыльностью предприятия.

Соответственно развился менталитет, ориентированный:

  1. исполнять планы и сметы, но не обученный навыкам управления финансами;
  2. при любом подходящем случае просить у государства, считая это естественным правом;
  3. тратить заработанное и полученное на то, что раньше особо не допускалось или сдерживалось (на инвестиции, элементы внешней роскоши — иномарки, стильную мебель, на загранкомандировки и т.п.). Иными словами, многолетнее сдерживание и вынужденный аскетизм подспудно породили тягу к расточительству, которая проявила себя, как только представились соответствующие условия.

Вся эта совокупность специфических характеристик определила особую предрасположенность многих российских предприятий к кризису и предбанкротным явлениям в условиях реформирования экономики.

Непосредственному началу рыночных реформ в России предшествовал краткосрочный период первоначального становления частных коммерческих структур. Доходы очень многих из них основывались на ценовых ножницах между установленными государственными ценами на продукцию и фактическими рыночными.

Рыночные цены стали ориентиром для предприятий в условиях отмены государственного регулирования цен в 1992 г.

По отдельным видам продукции цены превысили мировой уровень. Это породило затоваривание либо отгрузку товаров без предоплаты с высоким риском, что они не будут вовремя оплачены.

Широкое распространение получили расчеты по так называемому бартеру, когда стороны обмениваются товарами без денежных расчетов, хотя при этом возникают налоговые обязательства и не образуется средств даже на оплату труда.

Фактически при господстве монополий — предприятий-гигантов, не имевших на внутреннем рынке конкурентов, был спровоцирован интерес к росту доходов предприятий за счет роста цен на продукцию при пониженных объемах производства. Это привело к резкому росту цен и одновременному снижению объемов производства, начиная с января 1992 г.

Рост цен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов неплатежей и, прежде всего, между предприятиями.

Переход к рынку означает тяжелый структурный кризис экономики. Огромное количество предприятий становится ненужными. Не нужна их продукция, их оборудование. Этот кризис развивается лавинообразно: по цепочке начинают сворачивать производство поставщики и потребители предприятия. Рынок создаёт и новые ниши, но чтобы их занять, приспособится к новым условиям, нужны инвестиции. Но механизмов аккумуляции инвестиций, адекватных рыночным условиям, нет, и создание их — вопрос времени. В стране возникает явление так называемого "штопора кризиса": одновременно все производители из-за неопределённости конъюнктуры сбрасывают производство. В это же время появляются иностранные конкуренты, имеющие стабильные источники доходов и надёжные каналы инвестиций. В итоге кризис продолжает углубляться. Финансовая несостоятельность, неспособность оплатить свои долги становится массовым явлением. Одно разоряющееся предприятие тянет за собой другие.

Банкротство — это цивилизованная форма недопущения физической остановки производства. Предприятие может формально существовать долго, накапливая долги и увеличивая число кредиторов. Необходимо наведение порядка до наступления безнадежного положения, когда денег не дают даже на текущую деятельность. И в таком положении оказалась большая часть российских предприятий[8].

3. Антикризисный менеджмент: понятия и инструменты

Антикризисный менеджмент определяется западноевропейскими экономистами, как деятельность, необходимая для преодоления состояния, угрожающего существованию предприятия, при котором основным вопросом становится выживание. Данная деятельность характеризуется повышением интенсивности применения средств и методов на предприятии, необходимых для преодоления угрожающей существованию предприятия ситуации. При этом по мнению некоторых исследователей происходит перенос всего внимания на сиюминутные, краткосрочные проблемы, одновременно связанные с проведением жестких и быстрых решающих мероприятий. Другие авторы, которые хотят подчеркнуть освободительный и положительный характер кризисов, определяют антикризисный менеджмент наоборот как создание инструментов, которые позволяют сообщить о приближающемся переломном пункте и разработать новый курс развития.

Наряду с целеполаганием, понятие антикризисного менеджмента включает в себя и временные характеристики. Во-первых, это определение содержит все задачи по разработке и проведению мероприятий, которые ведут к ослаблению, преодолению и т.д. кризисного процесса, что характеризует антикризисный менеджмент в узком смысле, и во-вторых, к этому необходимо добавить еще профилактику и терапию кризиса, и это будет понятием антикризисного менеджмента в широком смысле. Подобное определение обусловливает задачи руководства и характеризует действия в рамках острого кризиса как реактивный антикризисный менеджмент и задачи профилактики кризисов как превентивный (предупреждающий) антикризисный менеджмент или антиципативный (опережающий) антикризисный менеджмент.

В данной работе понятие антикризисный менеджмент будет рассматриваться в самом широком смысле и учитывать как характеристику по целеполаганию, по временным ограничениям, так и по областям задач. Поэтому возможно определить антикризисный менеджмент, как планирование и проведение мероприятий по сохранению базисных переменных величин на предприятии.

Из-за прямого воздействия на обеспечение сохранения базисных переменных величин таких как ликвидность, доход или оборот отдельные составные части реактивного антикризисного менеджмента характеризуются четким и конкретным целеполаганием, как к примеру достижение определенного уровня ликвидности или доходности. Эта целенаправленность, а также одновременно с этим нехватка времени, существенно усложняют разработку взвешенной антикризисной концепции, а также переосмысление прежних целей и норм. Реактивный антикризисный менеджмент можно охарактеризовать как планирование и внедрение основанных на небольшом количестве критериев мероприятий, целью которых, как правило, является восстановление прежнего, докризисного состояния[9].

В противоположность этому антиципативный антикризисный менеджмент имеет дело с общими целями, которые могут быть сформулированы только на более высокой ступени, чем задачи разработки конкретных мероприятий. Антиципативные отношения понимаются как долгосрочные задачи менеджмента, которые могут охватывать все области предприятия.

Под концепцией преодоления кризиса понимается системное представление всех процессов управления, результатом которых является запланированные и впоследствии реализованные мероприятия по преодолению кризиса.

Антикризисное управление фирмой начинается с момента выбора ее миссии, т. е. с ответа на вопрос: "Что делать?” На всех последующих этапах развития фирмы внимание ее руководства должно быть сосредоточено на своевременном "улавливании” сигналов, свидетельствующих о возможном ухудшении положения фирмы, ее конкурентного статуса. Для этого необходимо построить систему, позволяющую сочетать количественный и качественный анализ сигналов об угрозе приближения кризисного состояния, т. е. существенного снижения конкурентного статуса фирмы. В качестве основы такой системы может быть принят анализ возможностей, ресурсов и рисков, так называемый SWOT-анализ (Strength — сила; Weakness — слабость; Opportunity — возможности; Threat — угрозы).

Целью этого анализа является выявление совокупного влияния на конкурентный статус фирмы сильных и слабых сторон фирмы по отношению к внешней среде; широты возможностей для выполнения миссии фирмы, открываемых внешней средой; степени и характера угроз выполнению миссии фирмы со стороны внешней среды. Назовем их факторами состояния фирмы.

В процессе анализа необходимо определить каналы связей, возникающие между агентами внешней и внутренней среды, с одной стороны, факторами состояния фирмы и моментом наступления кризисного состояния (несостоятельности, банкротства) фирмы, — с другой. Именно по этим каналам поступают сигналы о неблагополучных тенденциях, возникающих во внешней и внутренней средах фирмы. Эти сигналы — вначале слабые — по мере накопления информации постепенно усиливаются, позволяя руководству фирмы заблаговременно принимать меры по предотвращению кризисных состояний.

При этом следует исходить из существа процесса возникновения кризисного состояния, представляющего собой одну из разновидностей экономического механизма.

Под экономическим механизмом принято понимать цепь последовательных взаимосвязанных экономических явлений. Как и всякий экономический механизм, механизм возникновения кризисного состояния "запускается” субъектами, инициирующими исходные экономические явления. Под влиянием этих исходных явлений начинается процесс следования (без дополнительного импульса) одного за другим в определенной последовательности цепочки взаимозависимых экономических явлений (эффект падающего домино), в конце которой наступает завершающее явление — кризисное состояние[10].

В качестве исходных могут выступать многочисленные и разнообразные по характеру и силе первоначального импульса экономические явления, которые инициируются агентами как внешней, так и внутренней среды.

Глубина кризисного состояния и продолжительность периода, в течение которого оно наступает, зависит от:

  1. соотношения количества и силы исходных экономических явлений;
  2. числа и степени влияния агентов внешней и внутренней среды;
  3. интенсивности процесса возникновения промежуточных экономических явлений;
  4. соотношения и силы промежуточных явлений по каждому фактору состояния фирмы;
  5. значимости каждого фактора состояния фирмы конкретно для данной фирмы и данной отрасли национальной экономики.

Существо механизма возникновения кризисного состояния наводит на мысль о том, что каждое последующее экономическое явление в цепочке, образуемой тем или иным каналом связи, дает, как правило, сигнал большей силы и той же направленности, что и предыдущее. Тем не менее, такая простая зависимость вряд ли отражает существенно более сложные и противоречивые процессы, происходящие в реальной жизни. Поэтому необходимо постоянное слежение за цепочкой, инициированной тем или иным исходным экономическим явлением, что позволит своевременно обнаружить характер воздействия исходного явления на завершающее.

Сложность состоит также во взаимной зависимости промежуточных экономических явлений, принадлежащих не только цепочке от данного исходного явления к завершающему, но и цепочкам, инициируемым другими исходными явлениями.

Можно представить себе подобные каналы в виде сетей, в которых возникает множество путей от исходных экономических явлений к завершающему. Причем каждый из этих путей будет обладать разной интенсивностью воздействия на завершающее явление.

Таким образом, целью антикризисного управления является разработка и первоочередная реализация мер, направленных на нейтрализацию наиболее опасных (наиболее интенсивно влияющих на завершающее явление) путей, приводящих к кризисному состоянию.

Здесь следует обратить внимание на еще одно принципиально важное обстоятельство: сочетание стратегии и тактики антикризисного управления. Сложность этой проблемы состоит в том, что, с одной стороны, стратегические решения, направленные на предотвращение кризиса, должны быть приняты и реализованы на ранних стадиях управления, когда процесс движения к кризису еще не приобрел кумулятивного характера и поэтому еще не стал необратимым. С другой стороны, решения, принимаемые на ранних стадиях, базируются, как правило, на весьма слабых и потому не всегда достоверных сигналах о возникновении неблагополучных тенденций. Поэтому одним из важнейших принципов стратегии антикризисного управления является постоянный мониторинг внешней и внутренней среды фирмы с целью раннего обнаружения надвигающейся угрозы кризиса.

Тактические решения, в отличие от стратегических, принимаются на основе более полной и точной информации, отражающей актуальное (по состоянию на данный момент) состояние производственной системы. Однако времени для коренной перестройки деятельности фирмы с целью предотвращения кризиса либо очень мало, либо нет совсем. Речь в этом случае идет либо о чрезвычайных мерах по недопущению кризиса, которые еще возможно реализовать в короткий период, либо о мерах, направленных на выход из кризиса, который уже наступил.

Таким образом, в системе антикризисного менеджмента особое значение приобретает подсистема контроля и раннего обнаружения признаков предстоящей кризисной ситуации. Назовем прежде всего некоторые ранние признаки банкротства, которые выявляются непосредственно.

1. Серьезным предупреждением грядущего неблагополучия предприятия является отрицательная реакция партнеров по бизнесу, поставщиков, кредиторов, банков, потребителей продукции на те или иные мероприятия, проводимые предприятием, и их предложения. В этом смысле показательными являются всевозможные реорганизации предприятия (организационные, структурные, открытие или закрытие подразделений предприятий, филиалов, дочерних фирм, их слияние), частая и необоснованная смена поставщиков, выход на новые рынки, рискованная закупка сырья и материалов и другие изменения в стратегии предприятия. Другим существенным признаком, также контролируемым кредиторами, является изменения в структуре управления и атмосфере, царящей в верхних слоях управления. Крах предприятий, как правило, начинается с конфликтов в высшем руководстве предприятия.

2. Другой блок ранних признаков банкротства включает в себя характер изменений финансовых показателей деятельности предприятия, своевременность и качество представления финансовой отчетности и проведения аудиторских проверок. Предметом тщательного наблюдения здесь являются:

а) задержки с предоставлением отчетности и ее качество, что может свидетельствовать либо о сознательных действиях, либо о низком уровне квалификации персонала. Во всяком случае, и то и другое может говорить специалисту о неэффективности финансового управления;

б) резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах.

Нежелательными являются резкие изменения любых статей баланса в любом направлении. Однако особую тревогу должны вызывать[11]:

  1. резкое уменьшение денег на счетах (кстати, и увеличение денег может свидетельствовать о невозможности дальнейших капиталовложений);
  2. увеличение дебиторской задолженности (резкое снижение также свидетельствует о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);
  3. старение дебиторских счетов;
  4. разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженности;
  5. увеличение или уменьшение материальных запасов, что может свидетельствовать либо о заинтересованности, либо о возможной неспособности предприятия выполнять свои обязательства по поставкам;
  6. увеличение кредиторской задолженности (резкое снижение при наличии денег на счетах также свидетельствует о снижении объемов деятельности);
  7. снижение объемов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объемов продаж, так как в этом случае банкротство может наступить в результате последующего разбалансирования долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат; кроме того, рост объемов продаж может свидетельствовать о сбросе продукции перед ликвидацией предприятия);
  8. уменьшение доходов предприятия и падение прибыльности фирмы, обесценение акций предприятия, установление предприятием нереальных (высоких или низких) цен на свою продукцию и т.д.

Настораживающими признаками являются также внеочередные проверки предприятия, ограничение коммерческой деятельности предприятия органами власти, отмена и изъятие лицензий и т.д.

Банкротство проходит три отделимые друг от друга стадии.

На первой стадии происходит скрытое (особенно, если не налажен специальный управленческий учет) снижение цены предприятия. На этой стадии руководство часто прибегает к косметическим мерам. Например, продолжает выплачивать акционерам высокие дивиденды, увеличивая заемный капитал, продавая часть активов с тем, чтобы снять подозрения вкладчиков и банков.

На второй стадии начинаются трудности с наличностью. Руководители склонны уже к авантюрным способам зарабатывания денег, а иногда к мошенничеству.

Если не принимаются меры, то банкротство становится юридически очевидным. Предприятие не может своевременно оплачивать долги.

Становление рыночной экономики в РФ объективно обусловливает возникновение и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления товаров и услуг. Одним из таких механизмов, способствующих перетоку капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределению собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным, является механизм банкротства. Он включает в себя определенную систему контроля, диагностики и, по возможности, защиты предприятий от полного краха.

Целью создания и приведения в действие механизмов системы банкротства в РФ является необходимость проведения структурной перестройки всего народного хозяйства в соответствии с рыночным спросом населения при условии достижения прибыльной работы основных производящих товары и услуги структур.

В систему банкротства цивилизованного типа входят не только предприятия и связанные с ними всевозможными обязательствами партнеры, но и органы государственной власти. Они должны обеспечить функционирование организационного, судебного (правового) и социального обеспечения системы банкротства.

Реализация законодательства о банкротстве должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлению всей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случае признания должника банкротом — сведению к минимуму отрицательных последствий банкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур в цивилизованной форме.

Введение процедур банкротства позволяет отсечь заведомо больные сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённая возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не вписавшихся в рынок, посредством антикризисного управления.

  1. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». – 5-е изд. – М: Ось-89, 2004. 176 с.
  2. Антонова О. В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): Учебн. Пособие для вузов / Под ред. Проф. В. А, Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 141 с.
  3. Курбангалеева О. А. как ликвидировать предприятие? – М.: ООО «Вершина», 2003. – 320 с.
  4. Кукухина И. Г., Астраханцева И. А. Учет и анализ банкротств: Учебн. Пособие / Под ред. И. Г. Кукухиной. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 312 с.
  5. Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учебн. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002, с
  6. Коноплев В. А., Степанов И. Г., Ткаченко А. Н. эффективность функционирования имущественного комплекса / НФИ КемГУ. – Новокузнецк, 2003, 108 с.
  7. Антикризисное управление: Учебник / под ред. Э. М. Короткова. –М.: ИНФРА – М, 2000. 432 с.
  8. Антикризисное управление: Учебно – методическое пособие / Н. Л. Маренков, В. В. Касьянов. – М. – Ростов н/Д: Национальный институт бизнеса: Феникс, 2004. – 512 с.
  9. Антикризисное управление: производственные и территориальные аспекты: Тр. III Всерос. науч. – практ. конф., май 2003 / НФИ КемГУ; Под общ. ред. И. Г. Степанова. – Новокузнецк, 2003.с.
  10. Ткачев В. Н. Несостоятельность (банкротство) Российской федерации. Правовое регулирование конкурсных отношений. – М.: Книжный мир, 2004. – 249 с.
  11. Семина А. Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника – юридического лица: Научно – практическое издание / А. Н. Семина. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 224 с.

1.) Ткачев В. Н. Несостоятельность (банкротство) Российской федерации. Правовое регулирование конкурсных отношений. – М.: Книжный мир, 2004. – 249 с.

2.) Семина А. Н. Банкротство: вопросы правоспособности должника – юридического лица: Научно – практическое издание. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 224 с.

3.)Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». – 5-е изд. – М: Ось-89, 2004. 176 с.

4.)Антонова О. В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): Учебн. Пособие для вузов / Под ред. Проф. В. А, Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 141 с.

5.)Антикризисное управление: Учебно – методическое пособие / Н. Л. Маренков, В. В. Касьянов. – М. – Ростов н/Д: Национальный институт бизнеса: Феникс, 2004. – 512 с.

6.)Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент: Учебн. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002, с

7.)Антонова О. В. Управление кризисным состоянием организации (предприятия): Учебн. Пособие для вузов / Под ред. Проф. В. А, Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 141 с.

8.)Ткачев В. Н. Несостоятельность (банкротство) Российской федерации. Правовое регулирование конкурсных отношений. – М.: Книжный мир, 2004. – 249 с.

9.) Антикризисное управление: Учебно – методическое пособие / Н. Л. Маренков, В. В. Касьянов. – М. – Ростов н/Д: Национальный институт бизнеса: Феникс, 2004. – 512 с.

10.)Ростов н/Д: Национальный институт бизнеса: Феникс, 2004. – 512 с.

11.)Антикризисное управление: Учебник / под ред. Э. М. Короткова. –М.: ИНФРА – М, 2000. 432 с.

Ликбез

Федресурс это единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц и ИП. Пошаговая стратегия инструкция своими руками ликвидации безграмотности для должника банкрота в процедуре несостоятельности банкротство физических лиц финансовым управляющим арбитражном суде РФ. Банкротство физического лица официальная инструкция процедуры несостоятельности банкротства гражданина должника банкрота. Новые правовые последствия вывода активов после проведения всех процедур банкротства для должника заёмщика банкрота. Привлечение к уголовной ответственности руководителя и бухгалтера и всех учредителей должника в силу УК РФ. Необходимо запомнить, что ЕФРСФДЮЛ и ЕФРСБ это федресурс единого реестра сведений в РФ.

Источник: http://1bankrot-59.ru/publ/