Статьи — банкротство


Бесплатная юридическая консультация:

Банкротство ИП: особенности и основания

Банкротство в общем смысле — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования своих кредиторов.

Оглавление:

Гражданин становится предпринимателем после государственной регистрации в этом качестве, т.е. со дня внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). В этой связи возникает вопрос о банкротстве гражданина, фактически занимающегося предпринимательством, но не зарегистрированного в качестве ИП. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве предпринимателя, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд может применить к таким сделкам правила ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Однако банкротство — это не сделка.

Признаки несостоятельности (банкротства) физических лиц

В рамках исследования того или иного правового явления, особенно если речь идет об определении его сущности, необходимо уделять серьезное внимание признакам, характеризующим данное явление. Исключением из этого правила не становится и банкротство физических лиц. Закрепление в действующем российском законодательстве минимального размера задолженности в качестве необходимого условия инициирования дела о банкротстве является вполне обоснованным. Однако при этом представляется целесообразным использовать так называемый дифференцированный подход, в соответствии с которым для субъектов предпринимательской деятельности в зависимости от их правового статуса и вида деятельности применялся бы разный размер задолженности.

Мероприятия для предотвращения банкротства

В силу указаний ст. 30 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, а в предусмотренных законом случаях — и органы публичной власти должны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, в том числе меры, направленные на восстановление платежеспособности должника при наличии признаков его банкротства. К таким мерам можно отнести реорганизацию должника, продажу части его имущества, закрытие убыточных производств, смену руководства, а также оказание прямой финансовой поддержки.

Требования кредиторов при банкротстве: виды и классификация

Важнейшим признаком систематизации информации о кредиторской задолженности обанкротившейся организации, безусловно, является очередность удовлетворения требований, установленных ст. 64 Гражданского кодекса РФ и ст. 134 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В то же время в законодательстве о банкротстве указывались и другие виды требований кредиторов. В частности, в ст. 30 Закона от 19.11.1992 N»О несостоятельности (банкротстве) предприятий» вводится понятие «привилегированные» кредиторы, в ст. 35 — «погашенные» требования, в преамбуле — «конкурсные» кредиторы.

Ответственность руководителя должника

Одной из важнейших задач органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. В производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на должностных лиц органов прокуратуры законодательством возложены большие полномочия. В частности, в силу ст. 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст. ст. 25.11, 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации. Вышеуказанное положение характеризует роль прокуратуры в качестве надзорного органа, призванного компенсировать недостатки работы административно-юрисдикционного аппарата государства. Практика привлечения к административной ответственности руководителей должника в деле о банкротстве за нарушения федерального законодательства о несостоятельности обширна.


Бесплатная юридическая консультация:

О банкротстве индивидуальных предпринимателей

Дела о несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей и в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства относятся к подведомственности арбитражных судов (п. 1 ч. 1 ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) и рассматриваются с учетом особенностей судопроизводства по данной категории дел, определенных статьями гл. 28 разд. IV Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Основанием для признания индивидуального предпринимателя банкротом является его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 214 Закона о банкротстве).

О процедурах банкротства

ФНС России (далее — уполномоченный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ООО в связи с наличием просроченной свыше трех месяцев задолженности по обязательным платежам. Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал. Апелляционная и кассационная инстанции оставили решение суда в силе. В силу п. 3 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» для возбуждения дела о банкротстве учитываются только те требования об уплате обязательных платежей, которые подтверждены решениями налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Банкротим должника за свой счет: Когда это нужно и что делать с расходами

Нередко организациям, чтобы взыскать долг с контрагента, приходится обращаться в суд, а потом и к судебным приставам-исполнителям. Однако если должника не удалось разыскать или у него нет имущества, на которое можно было бы обратить взыскание, приставы выносят постановление об окончании исполнительного производства.

Банкротство индивидуальных предпринимателей

Действующее российское законодательство, регулирующее отношения, связанные с банкротством индивидуальных предпринимателей, не отличается достаточной последовательностью. Это обусловлено тем обстоятельством, что нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части банкротства граждан действуют в настоящее время не в полном объеме.

Противодействие рейдерским захватам

Статья посвящена проблеме неправомерных захватов собственности (рейдерству) в России; проанализирована общественная опасность рейдерства, обоснована актуальность разработки мер по противодействию данному явлению.

Источник: http://www.mosuruslugi.ru/articles/yuridicheskie-usligi-yuridicheskim-licam/bankrotstvo/


Бесплатная юридическая консультация:

Статьи по банкротству физических лиц

Закон о банкротстве физических лиц был принят в 2015 году, а в текущем 2016 количество дел по признанию граждан несостоятельными продолжает расти. Это и понятно – непростая экономическая ситуация, массовые сокращения, инфляция и, конечно, личные проблемы, которые бывают у каждого человека.

Если вы не справляетесь с кредитами и планируете проходить судебную процедуру, вам необходимо понять суть банкротства физлиц и разобраться с деталями этой процедуры, ведь одного желания избавиться от долгов недостаточно. Нужно четко понимать, что от вас требуется, и какие последствия вас ждут. А в этом вам помогут статьи, посвященные данной тематике.

Получить консультацию юриста

Позвоним в течении дня

Ответим на любые вопросы по банкротству физ.лиц

Источник: http://bankrotconsult.ru/stati-po-bankrotstvu-fizicheskih-lits/


Бесплатная юридическая консультация:

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ

«О несостоятельности (банкротстве)»

С изменениями и дополнениями от:

22 августа, 29, 31 декабря 2004 г., 24 октября 2005 г., 18 июля, 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 апреля, 19 июля, 2 октября, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 3, 30 декабря 2008 г., 28 апреля, 19 июля, 17, 27 декабря 2009 г., 22 апреля, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 7 февраля, 3 мая, 1, 12, 18 июля, 21, 28, 30 ноября, 3, 6, 7 декабря 2011 г., 28 июля, 29, 30 декабря 2012 г., 7, 28 июня, 2, 23 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля, 1, 22, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 2, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 1 мая, 18 июня, 26, 29 июля, 25 ноября, 29 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года


Бесплатная юридическая консультация:

ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный закон (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 218-ФЗ) применяется арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве, производство по которым возбуждено после 1 января 2018 г.

См. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 г.

Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя см. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае возбуждения дела о банкротстве» см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 59

О некоторых вопросах, связанных с удовлетворением требований залогодержателя при банкротстве залогодателя см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 июля 2009 г. N 58


Бесплатная юридическая консультация:

О некоторых вопросах, связанных с переходными положениями Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июня 2009 г. N 130

О ликвидации юридических лиц см. письмо ФНС России от 27 мая 2005 г. N ЧД-6-09/439

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

26 октября 2002 года


Бесплатная юридическая консультация:

Новый Федеральный закон содержит ряд существенных изменений в области законодательного регулирования процедур банкротства, касающихся:

— обеспечения прав и законных интересов кредиторов;

— защиты прав добросовестных собственников (учредителей, участников) организации — должника;

— изменения статуса и процедуры регулирования деятельности арбитражного управляющего;

— установления необходимых особенностей банкротства для отдельных категорий должников.

Бесплатная юридическая консультация:

Расширен круг юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Увеличиваются размеры денежных требований к должникам, при наличии которых может быть возбуждено дело о банкротстве (к должнику — юридическому лицу в совокупности — не менее ста тысяч руб., к должнику-гражданину — не менее десяти тысяч руб.).

Решен вопрос об очередности удовлетворения требований кредиторов, обеспеченных залогом, при этом соблюдаются права работников и социально уязвимых категорий граждан. Кредиторы, требования которых обеспечены залогом, наделяются преимущественным правом на получение средств при реализации предмета залога. При этом требования не удовлетворенные за счет реализации предмета залога удовлетворяется в общем порядке наравне с другими кредиторами третьей очереди.

Установлена возможность досрочных расчетов с кредиторами в ходе внешнего управления.

Усовершенствована процедура заключения мирового соглашения: установлена возможность расторжения мирового соглашения, в случае, если оно предусматривает худшие условия для кредиторов по сравнению с установленными законом, детализирован порядок и последствия обжалования мирового соглашения, а также его расторжения.

Усовершенствован порядок продажи имущества должника. Предусмотрена обязательность проведения открытых торгов по продаже имущества должника, при этом начальная цена продажи выставляемого на торги имущества должника определяется независимым оценщиком.


Бесплатная юридическая консультация:

Законом вводится новая реорганизационная процедура — финансовое оздоровление, что должно позволить при определенных условиях сохранить учредителям (участникам) должника контроль за предприятием даже в условиях возбужденного дела о банкротстве.

Предусмотрена возможность возврата из конкурсного производства во внешнее управление при наличии реальной возможности восстановления платежеспособности, проведение дополнительной эмиссии акций в ходе внешнего управления при условии согласия собственника должника.

Предусмотрены особенности банкротства отдельных категорий должников: организаций оборонной промышленности, градообразующих, сельскохозяйственных, финансовых организаций и субъектов естественных монополий. В отношении организаций — субъектов естественных монополий изменения вступят в силу с 1 января 2005 года.

Со дня вступления в силу Федерального закона признается утратившим силу Федеральный закон от 8 января 1998 года N6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", а с 1 января 2005 года Федеральный закон от 24 июня 1999 года N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса".

Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, за некоторыми исключениями.

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

ggg

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 231, положения которого вступают в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и параграфа 6 главы IX настоящего Федерального закона, положения которого вступают в силу с 1 июля 2009 года. Положение абзаца одиннадцатого пункта 4 статьи 29 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении трех месяцев после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Предусмотренные настоящим Федеральным законом положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 2 ноября 2002 г. N, в "Российской газете" от 2 ноября 2002 г. N, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4190

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ


Бесплатная юридическая консультация:

Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 ноября 2017 г.

Изменения вступают в силу с 28 января 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона


Бесплатная юридическая консультация:

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2017 г., за исключением пунктовстатьи 1 изменений, которые вступают в силу с 29 октября 2017 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Изменения вступают в силу с 1 июня 2018 г.

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона


Бесплатная юридическая консультация:

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении сорока пяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 488-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


Бесплатная юридическая консультация:

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2017 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона


Бесплатная юридическая консультация:

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ (в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 360-ФЗ)


Бесплатная юридическая консультация:

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением:

Положения настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 391-ФЗ) применяются арбитражными судами при рассмотрении дел о банкротстве застройщиков, производство по которым возбуждено после дня вступления в силу названного Федерального закона, а также при рассмотрении дел о банкротстве застройщиков, производство по которым возбуждено до дня вступления в силу названного Федерального закона, за исключением дел о банкротстве застройщиков, в которых начались расчеты с кредиторами третьей очереди

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


Бесплатная юридическая консультация:

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением пункта 1 статьи 2, вступающего в силу с 1 января 2022 г., и пунктов 39, 43, 45 статьи 2, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

См. будущую редакцию настоящего Федерального закона

Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ


Бесплатная юридическая консультация:

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона


Бесплатная юридическая консультация:

Об особенностях применения названных изменений см. статью 4 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ

Данные изменения исключены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.


Бесплатная юридическая консультация:

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 457-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 июля 2015 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 4 статьи 139, вступающих в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 405-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 419-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 414-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Об особенностях применения названных изменений см. пп.статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 28, вступающих в силу с 1 июля 2014 г.

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 282-ФЗ

Изменения вступают в силу со 2 января 2013 г.

Изменения вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 415-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 390-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 4 Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 390-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 383-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 346-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 4.1 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2012 г.

Об особенностях применения названных изменений см. статью 3 Федерального закона от 12 июля 2011 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, для которых статьей 12 предусмотрены иные сроки вступления их в силу

Изменения в статьи 4.1, 63, 102, 134, 137 и 142 настоящего Федерального закона вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения в статьи 61.6, 180, 185..7 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 429-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 2009 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 5 Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 5 Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 73-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 9 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Об особенностях применения названных изменений см. статью 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ

Федеральный закон от 3 декабря 2008 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2008 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 октября 2005 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2004 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 192-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/185181/

Банкротство статья

Для делового человека читать новые и интересные статьи о банкротстве компаний и бизнесменов, пожалуй, всегда будет одним из самых любимых занятий. Конечно же, если речь идет не о своих собственных активах и вложениях. И дело совсем не в зависти или других отрицательных проявлениях человеческой натуры. Для делового человека очень важно читать и анализировать статьи о банкротстве предприятий, чтобы учиться на ошибках других, пополнять свой опыт за счет поражений или неудач конкурентов.

К тому же каждый уважающий себя бизнесмен должен активно интересоваться, как идут дела у других компаний, которые близки по сфере деятельности, на какой стадии они находятся в данный момент — развития или же упадка, и самое главное — какие именно шаги и действия или, наоборот, бездействие, довело до банкротства. А полученную информацию подробно обдумывать, и умело использовать на практике ведения собственных дел.

В большинстве экономических вузов студентам предлагают к ознакомлению статьи про банкротство, тем самым готовя будущих специалистов к реалиям бизнеса. Ведь теория может остаться теорией, если ее не подкрепить практикой. Таким образом, студенты на примере крупных мировых компаний знакомятся с принципами ведения бизнеса, стратегиями, основными ошибками, которые приводят даже бизнес — гигантов к банкротству. И благодаря такой практике появляется возможность связать основные теоретические знания о законах и принципах экономики с реальными событиями, которые приводят компании к банкротству, краху и разрухе.

На данный момент существует масса возможностей читать про банкротства предприятий: помимо книг, специализирующихся на экономике и делопроизводстве, выходит множество периодических изданий, в которых всегда можно найти интересные статьи об процедурах банкротства, и, конечно же, благодаря всемирной паутине каждый желающий получает не только интересную и поучающую, но и скандальную информацию, которая очень долго не сходит с уст бизнесменов и политиков. Например, преднамеренное банкротство статьи, о котором периодически всплывают в Интернете, зачастую влекут за собой громкие судебные следствия, разбирательства и процессы, миллионные штрафы, а иногда и тюремные заключения.

Для бизнесмена или человека, непосредственно связанного с экономикой, налоговыми схемами, делопроизводством и т.д. подобная информация всегда будет актуальной и, главное — полезной. Поэтому, что бы действительно хорошо ориентироваться в мире бизнеса, экономики, денег, налогов, кредитов и займов, нужно читать новые и интересные статьи о банкротстве.

Источник: http://biznec-info.ru/biznec-info-bankrotstvo.php

Банкротство организации. Признаки банкротства

В соответствии с ГК РФ Федеральный закон от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом).

Закон о несостоятельности регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Действие закона о банкротстве распространяется на все юридические лица , за исключением:

К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров РФ решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности.

В настоящее время общий порядок возбуждения дел о банкротстве следующий: для того чтобы кредитор мог обратиться в суд с заявле нием о признании должника банкротом, раз мер непогашенного обязательства должен быть не менеерублей, должник должен допустить просрочку уплаты платежа в три меся ца. Причем данное обязательство должно быть подтверждено решением суда, вступившим в силу. При этом арбитражный суд принимает заявление с просьбой о банкротстве должника только по истечении тридцати дней с момента направления исполнительного документа, осно­ ванного на вышеуказанном решении, в службу судебных приставов.

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

В соответствии со статьей 65 ГК РФ юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда, может совместно с кредиторами принять решение объявления о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Основания признания судом юридического лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве, а также порядок ликвидации такого юридического лица устанавливаются законом о несостоятельности (банкротстве).

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

  • несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее — банкротство);

Банкротство это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признана арбитражным судом.

Под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ основанию.

Обязательные платежи это налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации.

Кредиторы это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. В состав кредиторов входят уполномоченные органы и конкурсные кредиторы.

Основным признаком банкротства является следующее обстоятельство.

Юридическое лицо не рассчиталось с кредитором по обязательству, срок оплаты по которому наступил три месяца назад, при этом задолженность перед юридическим лицом превышаетрублей ( Статья 6 Закона о банкротстве) .

Если у организации появились признаки банкротства, то руководитель данной организации обязан сообщить об этом учредителям.

Учредители в свою очередь обязаны принять меры, чтобы восстановить платежеспособность организации и не допустить банкротства. Данные меры называются досудебная санация.

Закон о банкротстве выполняет следующие функции:

  • устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом);

Первая группа платежей включает в себя денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом, сумма обязательств включается в реестр требований кредиторов;

Вторая группа платежей включает в себя текущие платежи это денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

  • размер задолженности за переданные товары;

Размер обязательных платежей определяется без учета штрафов, пеней и других финансовых санкций.

Процесс банкротства состоит из следующих процедур банкротства:

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии , что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей , а также имеются перечисленных выше признаки банкротства.

Подать заявление в арбитражный суд о банкротстве имеет право :

Уполномоченные органы имеют право обратиться через 30 дней с момента направления исполнительного документа в службу судебных приставов и предъявить его копию должнику.

Для возбуждения дела о банкротстве по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам принимаются во внимание требования, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда.

К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам должны быть приложены:

  • решение налогового или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника;

Если у организации есть задолженность по налогам, этого еще не достаточно для предъявления иска о банкротстве.

На основании статьи 47 НК РФ налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента — организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу — исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации должно содержать:

  • фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;

Исполнительные действия должны быть совершены, и требования, содержащиеся в постановлении, исполнены судебным приставом — исполнителем в двухмесячный срок со дня поступления к нему указанного постановления.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента — организации производится последовательно в отношении:

  • наличных денежных средств;

Должностные лица налоговых органов не вправе приобретать имущество налогоплательщика-организации или налогового агента — организации, реализуемое в порядке исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика-организации.

Конкурсные кредиторы – это кредиторы по денежным обязательствам. Конкурсными кредиторами являются все организации, которым организация задолжала по различным хозяйственным договорам или имуществу которых организация – должник нанесла вред.

В состав конкурсных кредиторов не входят :

Заявление конкурсный кредитор составляет в письменной форме и подписывает его руководитель кредитора. Если данное заявление подписывает уполномоченный представитель, то в таком случае необходимо приложить доверенность.

Копию заявления конкурсный кредитор направляет должнику.

Руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в следующих случаях, если :

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

Заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд, не позднее чем через месяц от даты возникновения соответствующих обстоятельств. К заявлению должник должен приложить документы, которые подтверждают наличие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

Также к заявлению необходимо приложить подлинники и нотариально заверенные копии следующих документов:

  • учредительные документы должника – юридического лица;

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов «BKR-Интерком-Аудит»

«Банкротство это неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Неспособность должника удовлетворить требования кредитора должна быть признана арбитражным судом.

  • Цитировать
  • Ссылка на фрагмент

Посетить семинар по теме «Налоговое право, НК РФ»

  • 17.01.2018 Новации для бухгалтера в 2018 году. Встреча с экспертом
  • 17.01.2018 (Он-лайн семинар) Отчетность по страховым взносам за 2017 год: закрываем обязательства перед налоговой инспекцией и фондами
  • 18.01.2018 Подготовка налоговой отчетности за 2017 год
  • 18.01.2018 (Он-лайн семинар) Подготовка налоговой отчетности за 2017 год
  • 18.01.2018 (Он-лайн семинар) От теории к практике. Раздельный учет НДС: требования законодательства и практика отражения операций в программе 1С: Бухгалтерия 8.3
  • 18.01.2018 Наличные расчеты и применение ККТ в 2018 году: правила, риски, пути решения проблемных вопросов
  • 19.01.2018 Учет дебиторской и кредиторской задолженности: проблемы и решения
  • 19.01.2018 (Он-лайн семинар) Иностранные работники: кадровые, правовые и налоговые аспекты
  • 19.01.2018 Иностранные работники: кадровые, правовые и налоговые аспекты
  • 19.01.2018 Всё, что нужно знать о заработной плате в 2018 году: бухгалтерские, правовые и кадровые аспекты
  • Новости 21
  • Статьи 7
  • Бланки
  • Документы
  • Форум50
  • Блоги 11
  • Семинары 3
  • Такском
  • Рубрикатор
  • Инструменты
  • Самое важное
  • 2018НБ 👺годовая отчетностьонлайн-ККТигры для бухгалтеров
  • Форум: проблемы со сдачей ССЧ
  • Отчетность за 4 кв. и год
  • Образцы документов
  • Инструкции для бухгалтера

Редакция

Общение

Каналы

Рассылки

Реклама

Приложения

Мы не просим купить подписку и не достаем баннерами об окончании бесплатного периода. Мы просто заботимся о вас и делаем проект иногда на сплошном энтузиазме. Хотите, чтобы он не заканчивался? Поддержите нас, отправив немного рублей. Это просто

Источник: http://www.klerk.ru/law/articles/13759/

Банкротство и финансовое оздоровление предприятий

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 3948 раз

Библиографическое описание:

Дибирова Э. З., Коокуева В. В. Банкротство и финансовое оздоровление предприятий // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С.. — URL https://moluch.ru/archive/47/5915/ (дата обращения: 16.01.2018).

Банкротство предприятий – новое явление для современной российской экономики, осваивающей рыночные отношения. В дореволюционной России это явление было известно, существовало и законодательство о несостоятельности, но традиции применения процедуры банкротства практически утрачены. Между тем, отечественная экономика содержит немало предпосылок для банкротства или несостоятельности хозяйствующих субъектов.

Финансовое состояние предприятия — это характеристика его конкурентоспособности (платежеспособность, кредитоспособность) в сфере его производственной деятельности, следовательно, эффективности использования вложенного собственного капитала. Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Переход к рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, инициативы и т.д.

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением.

Банкротство предприятий – новое явление для современной российской экономики, осваивающей рыночные отношения. В дореволюционной России это явление было известно, существовало и законодательство о несостоятельности, но традиции применения процедуры банкротства практически утрачены. Между тем, отечественная экономика содержит немало предпосылок для банкротства или несостоятельности хозяйствующих субъектов. В настоящее время нормативная база в этой области разрабатывается и совершенствуется . [1]

С 1 марта 1998 года действовал Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 08 января 1998 г., был принят ряд постановлений Правительства РФ, создан специальный орган – Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе, которое получило право возбуждать в отношении госпредприятий дела о несостоятельности.

Законодательство о банкротстве постоянно совершенствуется. Со 2 декабря 2002 г. введен и действует Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» . [2]

Под несостоятельностью (банкротством) предприятия понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (за полученные товары, выполненные работы и услуги) и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и обязанности не исполнены в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, а размер обязательств и платежей в совокупности составляет не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда. Должник может быть признан несостоятельным, если текущих поступлений недостаточно для покрытия текущих платежей, но при имуществе, достаточном для погашения требований всех кредиторов в полном объеме, к нему может быть применена более предпочтительная процедура внешнего управления.

В целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника проводится финансовый анализ. Чем сложнее экономическое положение организации, тем качественнее должен быть финансовый анализ . [3]

В качестве основных причин возникновения состояния банкротства можно привести следующие:


Объективные причины, связанные с условиями хозяйствования:


    несовершенство финансовой, денежной, кредитной, налоговой систем, нормативной и законодательной базы реформирования экономики;

    Субъективные причины, относящиеся непосредственно к хозяйствованию:


      неспособность руководителей предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;

      снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;

      снижение объемов производства;

      снижение качества и цены продукции;

      приближение цен на некоторые виды продукции к ценам на аналогичные, но более высококачественные импортные;

      неоправданно высокие затраты;

      низкая рентабельность продукции;

      слишком большой цикл производства;

      большие долги, взаимные неплатежи;

      слабая адаптированность менеджеров-представителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;

      разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия.

В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, свидетельствующие о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о прибылях и убытках.

Россия фактически подтвердила положение экономической теории о том, что в условиях монополии при отсутствии рыночного регулирования цен колебаниями спроса и предложения и государственного контроля за ценами неизбежны рост цен и одновременно сокращение объемов производства.

Рост цен и спад производства одновременно сопровождались прогрессивным ростом всех видов неплатежей и, прежде всего, между предприятиями.

В известной степени в формировании неплатежей участвовало государство, которое, продекларировав рыночные свободы производителей, в то же время обязывало их осуществлять обязательные поставки сельскому хозяйству, армии, завозить товары на Север при отсутствии реальных расчетов.

Однако, анализ объективных причин неплатежей не объяснял их столь высокого уровня.

Основная причина неплатежеспособности определялась составом оборотных средств, где абсолютно преобладал заемный капитал. Из-за этого предприятия регулярно оказывались перед выбором:

    или расплачиваться своевременно по взятым обязательствам, но тогда ничего не оставалось на деятельность;

    или продолжать деятельность, но тогда оплата по обязательствам оттягивалась на месяцы и годы.

Исследовался также характер использования оборотных средств.

Оборотные средства предприятий подразделяются на:

    вложения в производство, где средства обслуживают производство и его нужды (запасы, инструменты, заделы, вложения в незавершенное производство; в готовую, но нереализованную продукцию и т.д.);

    вложения в расчеты, где средства обслуживают другие виды деятельности.

Распространенным использованием оборотных фондов стало содержание средств на валютном счете с последующим извлечением курсовой разницы.

В ряде случаев доходы от валютной курсовой разницы приближались по величине к доходам от основной деятельности . [4]

Выявилась практика полного игнорирования заемного происхождения средств в обороте, когда чужие ресурсы, попадавшие в распоряжение предприятий, широко использовались в эгоистических целях текущего потребления.

Все сказанное с особой актуальностью ставит проблемы антикризисного регулирования со стороны государства в изменившихся рыночных условиях.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние предприятия зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение предприятия. И, наоборот, в результате недовыполнения по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие — ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Финансовая устойчивость предприятия – это способность субъекта хозяйствования функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, гарантирующие его постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска.

Устойчивое финансовое состояние достигается при достаточности собственного капитала, хорошем качестве активов, достаточном уровне рентабельности с учетом операционного и финансового риска, достаточности ликвидности, стабильных доходах и широких возможностях привлечения заемных средств.

Главная цель финансовой деятельности — решить, где, когда и как использовать финансовые ресурсы для эффективного развития производства и получения максимума прибыли.

Оценка финансового состояния предприятия не является его внутренним делом. Финансовое состояние — важнейший критерий, определяющий отношение к предприятию банков, партнеров по договорным отношениям, потенциальных инвесторов и т.д.

Возможности получения кредитов и других заемных средств, а также цена их для предприятия зависят главным образом от одной из важнейших сторон финансового состояния — платежеспособности предприятия. Если предприятие хочет иметь в своем обороте заемные средства, оно должно обеспечить достаточно высокий уровень платежеспособности, при котором кредиторы предоставляют ему эти заемные средства.

Финансовое состояние предприятия характеризуется размещением и использованием средств (активов) и характером источников их формирования (собственного капитала и обязательств, т.е. пассивов). Эти сведения содержатся в бухгалтерском балансе (форма №1) и других формах бухгалтерской отчетности.

Основными факторами, определяющими финансовое состояние предприятия, являются:

    выполнение финансового плана и пополнение собственного оборотного капитала по мере возникновения потребности за счет прибыли и

    скорость оборачиваемости оборотных средств (активов).

Сигнальным показателем финансового состояния выступает платежеспособность организации. Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов производственной и хозяйственной деятельности в целом, то можно сказать, что финансовое состояние определяется совокупностью хозяйственных факторов. Следовательно, наряду с балансом для анализа финансового состояния привлекаются также отчет о прибылях и убытках и другие формы отчетности.

Основные задачи анализа финансового состояния:

    диагностировать качество финансового состояния,

    изучить причины его улучшения или ухудшения за тот или иной период,

    подготовить рекомендации по повышению финансовой устойчивости и платежеспособности предприятия.

Анализ финансового состояния разделяется на следующие аналитические блоки:

    структурный анализ активов и пассивов;

    анализ финансовой устойчивости, характеризующейся удовлетворительной и неудовлетворительной структурой баланса и отражающей финансовые результаты хозяйственной деятельности;

    анализ ликвидности активов и баланса, под которой понимается степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения (ликвидность активов) которых в денежную форму соответствуют сроку погашения обязательств;

    анализ платежеспособности, т.е. способности предприятия вовремя удовлетворять платежные требования поставщиков, возвращать кредиты и займы (кредитоспособность) и другие платежи.

Финансовое состояние предприятия выражается в образовании, размещении и использовании финансовых ресурсов: денежных средств, поступающих за реализованную продукцию (оказанные услуги), кредитов банков и займов, временно привлеченных средств; задолженности поставщикам и другим кредиторам, временно свободных средств специальных фондов. Анализ финансового состояния составляет значительную часть финансового анализа. Финансовое состояние предприятия характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, целесообразностью и эффективностью их размещения и использования, финансовыми взаимоотношениями, платежеспособностью и финансовой устойчивостью. Оно напрямую зависит от результатов производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия.

Финансовое состояние предприятия можно оценивать с точки зрения краткосрочной и долгосрочной перспектив. В первом случае критерии оценки финансового состояния – ликвидность и платежеспособность предприятия, т.е. способность своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам.

Финансовое состояние является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, отражающих наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности.

Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства предприятия, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую — заемные. Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как деловая активность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность предприятия, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости (зона безопасности), степень риска, эффект финансового рычага и другие, а также методику их анализа.

Обеспечение эффективного функционирования организации требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью финансового анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются бизнес-планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Финансовый анализ хозяйственной деятельности – это научная база принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой финансового анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, мастерством системного, комплексного микроэкономического анализа. Зная технику и технологию анализа, они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы. В силу этого освоение основ финансового анализа полезно каждому, кому приходится участвовать в принятии решений, либо давать рекомендации по их принятию, либо испытывать на себе их последствия.

В рыночной экономике предприятия несут полную материальную ответственность за свои действия. Это определяет особенность их финансового управления: требуется глубокий анализ финансового состояния не только своего предприятия, но и предприятий-конкурентов и деловых партнеров.

Дело в том, что для целей управления деятельностью, и в частности финансовой, собственно учетной информации недостаточно. Значение отвлеченных данных баланса или отчета о финансовых результатах, хотя и представляющих самостоятельный интерес, весьма невелико, если рассматривать их в отрыве друг от друга. Так, цифры, характеризующие объем реализации, чистую прибыль, становятся нагляднее в сравнении с размером затраченного капитала, а величина затрат, безусловно, важная сама по себе – в сопоставлении с полученной прибылью или объемом продаж.

Финансовая сторона деятельности предприятия является одним из основных критериев его конкурентного статуса. На базе финансовой оценки делаются выводы об инвестиционной привлекательности того или иного вида деятельности и определяется кредитоспособность предприятия.

Перед финансовыми службами предприятия ставятся задачи по оценки финансового состояния и разработке мер по повышению финансовой устойчивости.

Финансовое состояние в общих чертах обусловлено степенью выполнения финансового плана и мерой пополнения собственных средств за счет прибыли и других источников, если они предусмотрены планом, а также скоростью оборота производственных фондов и особенно оборотных средств. Таким образом, хорошо организованное финансовое планирование, базирующееся на анализе финансовой деятельности, служит залогом хорошего финансового состояния.

Финансовое состояние – важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия, его потенциал в деловом сотрудничестве, является оценкой степени гарантированности экономических интересов самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям.

Устойчивое финансовое состояние формируется в процессе всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Определение его на ту или иную дату отвечает на вопрос, насколько правильно предприятие управляло финансовыми ресурсами в течение отчетного периода. Однако партнеров и акционеров интересует не процесс, а результат, то есть сами показатели и оценки финансового состояния, которые можно определить на базе данных официальной публичной отчетности.

Главная цель анализа — своевременно выявить и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности. При этом необходимо решить задачи:


На основе изучения причинно-следственной взаимосвязи между различными показателями производственной, коммерческой и финансовой деятельности дать оценку выполнения плана по поступлению финансовых ресурсов и их использованию с позиции улучшения финансового состояния предприятия.

Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности, исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.

Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.

Финансовое оздоровление — процедура, ранее не известная российскому конкурсному праву. Она предоставляет должнику дополнительные возможности для восстановления платежеспособности, т.е. введение этой процедуры усиливает продолжниковую направленность законодательства (система, установленная одноименным Законом 1998 г., может быть охарактеризована как нейтральная с некоторыми прокредиторскими элементами).

По сути, финансовое оздоровление является пассивной оздоровительной процедурой, которая применяется к должнику, имеющему возможность в течение определенного времени удовлетворить требования кредиторов самостоятельно, без вмешательства посторонних субъектов — арбитражных управляющих.

Срок финансового оздоровления — не более двух лет. Этот срок, как считают некоторые ученые, может оказаться нереальным в сложных ситуациях, когда финансовое оздоровление связано с осуществлением крупномасштабных мероприятий. На это можно возразить: вряд ли должно вводиться финансовое оздоровление, если состояние должника очевидно свидетельствует о его невозможности расплатиться с кредиторами в течение двух лет. Обращает на себя внимание п. 2 ст. 92 Закона, в котором установлен максимальный совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления, также равный двум годам. Это означает, что кредиторы, решая на первом собрании вопрос о судьбе должника, фактически находятся перед выбором, какую восстановительную процедуру вводить целесообразнее — пассивную или активную.

Как отмечает Родионова Н.В., реализация политики антикризисного управления при угрозе банкротства предприятия предусматривает следующие основные направления [5]:


Осуществление мониторинга финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его кризисного развития;

Определение масштабов кризисного состояния предприятия;

Исследование основных факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия;

Создание и реализация плана антикризисного управления.

В тоже время, финансовое состояние, как известно, — это комплексное понятие, характеризующееся системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов компании. Оно дает характеристику ее финансовой конкурентоспособности. Поскольку движение любых товарно-материальных ценностей и трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики всегда сопровождается образованием и расходованием денежных средств, картина финансового состояния предприятия отражает все стороны его деятельности, является важнейшей характеристикой его деловой активности и надежности, определяет уровень конкурентоспособности предприятия. Таким образом, именно финансовый анализ необходимо использовать при разработке методики антикризисного управления.

Результатом такого анализа должен быть план по выведению предприятия из кризиса. План внешнего управления должен быть разработан внешним управляющим не позднее одного месяца с момента своего назначения и должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника и сроки внешнего управления.

Выводы: Программа финансового оздоровления — это комплексное, системное понятие, включающее целый ряд мероприятий от предварительной диагностики кризиса до методов по его устранению и преодолению. Причины вызвавшие кризис на предприятии могут быть различными (как внутренними, так и внешними), но наибольшее влияние на состояние предприятия оказывают управленческие факторы. Именно неэффективность управления следует отнести к наиболее характерной для современных предприятий проблеме. В законодательстве существуют необходимые механизмы для осуществления финансового оздоровления. Для разработки программы реабилитации предприятия (плана внешнего управления) внешний управляющий должен провести полноценный анализ финансового состояния и деятельности предприятия.

Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник под ред. Стояновой Е.С. — М.: Перспектива, 2007.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства.- 2002., № 43., ст.4190

Финансовый менеджмент: теория и практика. Учебник под ред. Стояновой Е.С. — М.: Перспектива, 2010.

Баринов В.А. Антикризисное управление: Учебное пособие. — М.:ИД ФБК-ПРЕСС, 2002.; Бобылева А.З. Финансовое оздоровление фирмы: теория и практика. — М.: «Дело», 2011.

Родионова Н.В. Антикризисный менеджмент. — М.: «ЮНИТИ», 2011. — с. 223

Статья выполнена при поддержке Министерства образования в рамках Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» проект «2012-1.2.2.»Исследование потенциала экономического роста и обеспечения социальной безопасности депрессивных регионов»

Источник: http://moluch.ru/archive/47/5915/