Банкротство стратегических предприятий и организаций


Бесплатная юридическая консультация:

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

  • ФГУП и ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;
  • организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Оглавление:

Перечень стратегических предприятий и организаций утверждается Правительством РФ и подлежит обязательному опубликованию.

Стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение 6 месяцев с даты , когда они должны были быть исполнены (для других ЮЛ – 3 месяца, ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чемрублей (для других ЮЛ –рублей).

В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство РФ в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами РФ осуществляет направленные на предупреждение банкротства меры.


Бесплатная юридическая консультация:

Участвующим в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти , обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующие стратегические предприятие или организация.

Правительство РФ кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных ст. 20 и 20.2 Федерального закона, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации.

Вход на сайт

ВНИМАНИЕ!

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/osobennosti-bankrotstva-strategicheskich-predpriyatiy-i-organizatsiy

Чем примечательно банкротство стратегических предприятий и организаций

Стратегические предприятия и организации это те унитарные субъекты хозяйствования федерального значения, которые находятся в собственности государства и относятся к производителям продукции стратегического сектора.

К таковым можно отнести: предприятия оборонно-промышленного направления, организации научно-исследовательского характера, а также организации, продукция которых обеспечивает государственную безопасность, защиту прав и здоровья граждан.

Полный перечень предприятий стратегического значения определен и опубликован Правительством РФ.

Банкротство стратегических предприятий и организаций признается в тех случаях, когда субъект не способен удовлетворять кредиторские требования по обязательствам денежного характера, при этом неисполнение таких обязательств происходит на протяжении 6 месяцев, отсчет которых начат со дня, когда они подлежали фактическому исполнению.

Особенностью повода для возбуждения дел о несостоятельности данной категории предприятий является наличие финансовой задолженности перед кредиторами, общая сумма которой не может быть менее 500 тыс. руб.


Бесплатная юридическая консультация:

Государство принимает весь спектр мер, направленных на недопущение банкротства предприятий и организаций данного типа, ввиду специфичности их производства и потребности в продукции, выполняемой ими

Общая схема

Кредиторы, а также государственные органы, перед которым у стратегических предприятий имеется финансовая задолженность, в том числе и по погашению платежей общеобязательного характера, сумма которых превышает полмиллиона рублей, наделяются правом инициирования процедуры банкротства в отношении должника. Срок неисполнения обязательств при этом должен составлять не менее 6 месяцев.

Во время прохождения процедуры в качестве лица, представляющего должника, выступает федеральный орган, относящийся к ведомству исполнительных властей. Таким образом происходит реализация политики государства в конкретной экономической отрасли.

Суд обязан ввести на предприятие процедуру финансового оздоровления, если об этом ходатайствует учредитель должника, собственник его имущества или федеральный орган его представляющий. Такая же процедура вводиться по заявлению третьих лиц, которые выступили в качестве сторон, обеспечивающих полное исполнение финансовых обязательств предприятия стратегического типа.

В тех случаях, когда место имеет внешнее управление, со стороны внешнего управляющего должен быть разработан план оздоровления, который должен быть предоставлен в федеральные органы не позднее, чем за 15 дней до даты рассмотрения этого документа собранием кредиторов.


Бесплатная юридическая консультация:

На основании такого плана федеральные органы разрабатывают мероприятия, которые позволят улучшить экономическое состояние путем проведения сделок с частью имущества организации.

В тех случаях, когда продажа организации неминуема, ее проводят на конкурсной основе, с условием обязательного сохранения целевого предназначения такого имущества в будущем и принятием покупателем обязанности по выполнению договоров госзаказа на поставку продукции, производимой на базе реализованного имущественного комплекса.

Особенности процедуры

От лица организации стратегического назначения участником процесса будет выступать федеральный орган, относящийся ветви исполнительной власти.

Дополнительные требования со стороны Правительства РФ могут быть установлены и относительно арбитражных управляющих, участвующих в делах данной категории.

Суд может назначить в отношении должника:


Бесплатная юридическая консультация:

Нюансы мирового соглашения

Процесс заключения мировых соглашений в рамках процедуры банкротства имеет ряд особенностей, которые связаны с лицами, принимающими решение о заключение таких договоренностей на различных стадиях арбитражного производства:

Условия конкурса и управления

Особенности банкротства стратегических предприятий и организаций заключаются и в процессах управления имущества таких субъектов.

Самые крупнейшие банкротства мира мы собрали в одной статье.

Во время осуществления внешнего управления используется план, который разрабатывается самим управляющим.

Положения такого документа могут предусматривать проведение ряда сделок, относительно имущества, принадлежащего должника, что может включать:


Бесплатная юридическая консультация:

  • продажу предприятия;
  • отчуждение и обременение его недвижимости;
  • распоряжение иным имуществом, стоимость которого по балансу не превышает 5% стоимости всех активов;
  • получение и предоставление займов, гарантий, поручительства;
  • приобретение и отчуждение прав;
  • заключение договоров о простых товариществах.
При проведении конкурса, связанного с продажей предприятия, покупатель обязан обеспечить в будущем его целевое назначение и продолжать выполнять производство продукции, относящейся к госзаказам.

Приоритет в приобретении предприятий данного типа имеет РФ.

Как протекает банкротство стратегических предприятий и организаций

Правительство и законы

Недопущение банкротства предприятий стратегического направления относится к обязанности Правительства, для чего:

  • на регулярной основе проводится учет и анализ их финансового состояния;
  • осуществляется реорганизация;
  • производится погашение задолженностей, связанных с несвоевременной оплатой заказов, за счет бюджетных средств;
  • выполняются меры по реструктуризации долгов;
  • оказывается содействие в осуществлении реструктуризации задолженности, имеющейся перед кредиторами;
  • проводится досудебная санация;
  • определяются инструменты для предупреждения банкротства.

Процедура банкротства предприятий данной категории осуществляется на основании ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Учитывая специфику данной процедуры и дополнительные требования, предъявляемые к процедуре и участникам, Правительством РФ разрабатываются и принимаются постановления, которые регламентируют процесс банкротства.

Решения суда

Уже на первом собрании кредиторов должен быть разрешен вопрос о применении к должнику одного из видов процедур, связанных с банкротством. Отсутствие такого решения позволяет суду отложить рассмотрение дела, а при невозможности таких действий, принять самостоятельное решение по определению способа финансового оздоровления предприятия.

Такое возможно лишь в том случае, если в деле будет иметься ходатайство учредителя или федерального органа о назначении конкретного мероприятия.

Бесплатная юридическая консультация:

Суд вправе ввести процедуру внешнего управления в том случае, если такой способ может повлиять на восстановление платежеспособности должника, о чем свидетельствует документ, предоставленный со стороны федерального органа.

В тех случаях, когда оснований для назначения процедуры финансового оздоровления или внешнего управления нет, судом принимается решение, согласно которого должник признается банкротом.

Признание банкротства стратегического предприятия является основанием для открытия конкурсного производства

Меры по предупреждению

Предупреждение банкротства предприятий и организаций стратегического назначения относится к компетенции Правительства РФ. Со стороны Правительства РФ на постоянной основе осуществляется учет и анализ показателей деятельности таких предприятий, что позволяет контролировать их платежеспособность.

Правительством осуществляется погашение задолженностей перед кредиторами за счет бюджетных средств, что допускается при образовании задолженности в результате несвоевременных оплат продукции оборонного значения.


Бесплатная юридическая консультация:

Отсюда вы сможете узнать, как подать физическому лицу на банкротство самостоятельно.

Зачем нужен залог при банкротстве и каково его правовое ограничение — ответы по ссылке.

Государство в лице Правительства участвует в процедуре реструктуризации задолженности таких предприятий, в том числе и путем предоставления гарантий.

В отношении предприятий, находящихся на начальных этапах несостоятельности, применяется досудебная санация.

Получите БЕСПЛАТНУЮ юридическую консультацию прямо СЕЙЧАС:


Бесплатная юридическая консультация:

Москва и область

Санкт-Петербург и область

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/bankrotstvo-strategicheskih-predprijatij-i-organizacij/

Банкротство стратегических предприятий и организаций

В соответствии со ст.190 Закона для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

— федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;


Бесплатная юридическая консультация:

— организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Расплывчатость и скупость определений стратегических предприятий компенсируются тем, что распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004г. №22-р[1]. утвержден Перечень стратегических предприятий и организаций. Тем самым, названный документ разрешает многочисленные вопросы, связанные с отнесением тех или иных предприятий к данному кругу.

В отличие от общих признаков банкротства, законодатель установил ряд особенностей для стратегических предприятий и организаций.

Во-первых, стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

В-вторых, для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Выделим основные особенности банкротства стратегических предприятий и организаций.


Бесплатная юридическая консультация:

Во-первых, расширен перечень мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций (ст.191).

Во-вторых, в соответствии со ст.193 Закона, Правительство Российской Федерации кроме общих требований к кандидатуре арбитражного управляющего, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации. Такие требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации «[2]. Это:

1. Наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее 5 лет, из них не менее 1 года стажа руководящей работы.

2. Участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в 2 делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей.

3. Наличие высшего юридического, или экономического образования, или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.


Бесплатная юридическая консультация:

Определенные особенности законодатель установил для отдельных стадий банкротства стратегического предприятия (организации): финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Рассмотрим их подробнее.

Первое собрание кредиторов должно решить вопрос не только о введении в отношении стратегического предприятия одной из процедур банкротства, но и определить саморегулирующую организацию, которая должна представить кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям. В случае, если названные вопросы не решены, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия (организации) в пределах семимесячного срока, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения (п.1 ст.194 Закона).

Если нет возможности отложить рассмотрение дела (истек семимесячный срок), арбитражный суд:

1) Либо выносит определение о введении в отношении должника финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.

Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов.


Бесплатная юридическая консультация:

Применяться может любой (за исключением задатка, удержания, неустойки) способ обеспечения исполнения обязательств, включая государственные гарантии.

При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.

2) Либо выносит определение о введении внешнего управления в отношении должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления (например, при неутверждении судом графика погашения задолженности или при недостаточности денежных средств), в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления.

Особые правила в отношении данной категории должников применяются и в тех случаях, когда собрание кредиторов приняло решение о введении внешнего управления либо конкурсного производства, но определенный субъект ходатайствует о введении финансового оздоровления. Вопросы об обеспечении, о субъектах его предоставляющих и графике погашения задолженности решаются таким же образом.

При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, арбитражный суд, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.


Бесплатная юридическая консультация:

В графике погашения задолженности должника должно быть предусмотрено, что погашение задолженности по обязательным платежам устанавливается в соответствии с требованиями налогового законодательства. Таким образом, по обязательным платежам особенностей для стратегических предприятий и организаций не предусмотрено[3].

Рассмотрим особенности внешнего управления на стратегическом предприятии.

По общим правилам управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его кредиторам не более чем через месяц после своего утверждения (п.1 ст.106 Закона); собрание для рассмотрения плана созывается не позднее двух месяцев с даты утверждения внешнего управляющего, кредиторы и уполномоченные органы должны быть уведомлены о собрании и ознакомлены с планом не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания (п.2 ст.107).

Внешний управляющий стратегическим должником имеет дополнительную обязанность. Он должен не менее чем за 15 дней до даты проведения собрания направить план внешнего управления в федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в отрасли экономики, в которой действует стратегический должник. Практически одновременно план внешнего управления рассматривается и кредиторами, и этим органом.

Указанный орган не имеет права вносить в план какие-либо изменения; он компетентен только разработать и представить собранию, а также в арбитражный суд свое заключение о плане внешнего управления. В заключении должен быть дан анализ предусмотренных планом мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, и тех результатов, к которым они могут привести. Не исключено, что заключение государственного органа может содержать предложения относительно иных мер, проведение которых он в отношении должника считает целесообразным в рамках внешнего управления.


Бесплатная юридическая консультация:

Важно подчеркнуть, что полномочный государственный орган, вправе до даты утверждения собранием кредиторов плана внешнего управления в отношении должника направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к финансовому оздоровлению, если ранее финансовое оздоровление в отношении данного должника не применялось (п.2 ст.195 Закона).

Это возможно при соблюдении следующих условий: государственным органом разработан (и приложен к ходатайству) график погашения задолженности, который предусматривает начало погашения задолженности не более чем через месяц после вынесения судом определения о переходе к финансовому оздоровлению и погашение всех требований кредиторов в течение года с момента начала расчетов, которые должны будут производиться равными долями пропорционально размерам требований.

В этом случае арбитражный суд может вынести определение о переходе к финансовому оздоровлению.

Масса особенностей процедур банкротства связана и проистекает из хозяйственной деятельности должника как стратегического предприятия. Так, во-первых, внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Во-вторых, внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав должника, которые могут быть связаны с государственным заказом.

Особенности проистекает из характера имущества должника: предприятия, имущества ограниченного в обороте, его продажей.


Бесплатная юридическая консультация:

В зависимости от характера имущества (обычное имущество, ограниченно оборотоспособное имущество) продажа осуществляет в форме открытого или закрытого конкурса. Соответственно, при продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество (п.5, 6 ст195).

К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

За Российской Федерацией сохраняется преимущественное право приобретения имущества (предприятия) должника, которое используется для государственных заказов и нужд. Кроме того, Российская Федерация в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе об итогах торгов. Указанные средства должник обязан направить на погашение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. Вышеназванные правила не распространяются на обычное имущество стратегического должника (например, на предприятия, которые не связаны с гос.заказом — сеть кафе ит.д.).

Источник: http://studwood.ru//finansy/bankrotstvo_strategicheskih_predpriyatiy_organizatsiy

Банкротство стратегических предприятий и организаций;

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:


Бесплатная юридическая консультация:

Ø федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

Ø организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и др., осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Перечень стратегических предприятий и организаций, в том числе организаций оборонно-промышленного комплекса утверждается Правительством Российской Федерации и подлежит обязательному опубликованию.

Стратегические предприятия и организации считаются неспособными удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятий или организаций принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чемруб.


Бесплатная юридическая консультация:

В целях предупреждения банкротства стратегических предприятий и организаций Правительство Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

Ø организует проведение учета и анализа финансового состояния стратегических предприятий и организаций и их платежеспособности;

Ø проводит реорганизацию стратегических предприятий и организаций;

Ø осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу;

Ø обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу, перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами;


Бесплатная юридическая консультация:

Ø содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий;

Ø проводит досудебную санацию стратегических предприятий и организаций в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;

Ø осуществляет иные направленные на предупреждение банкротства стратегических предприятий и организаций меры. В числе лиц, предусмотренных ст. 192 Федерального закона о несостоятельности, лицом, участвующим в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации, признается федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующее стратегическое предприятие или организация.

Правительство Российской Федерации, кроме требований к кандидатуре арбитражного управляющего, установленных ст. 20 и 23 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации.

Финансовое оздоровление стратегических предприятий и организаций.В случае если первым собранием кредиторов не принято решение о введении в отношении стратегического предприятия или организации одной из процедур банкротства и не определена саморегулируемая организация, которая представляет кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегического предприятия или организации в пределах срока, установленного ст. 194 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения.

При отсутствии возможности отложить рассмотрение дела в пределах срока, установленного ст. 194 настоящего Федерального закона, арбитражный суд:

Ø выносит определение в отношении стратегического предприятия или организации финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегическое предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов. При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашения требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов;

Ø выносит определение внешнего управления в отношении стратегического предприятия или организации при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления, ст. 194, в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегическое предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления;

Ø при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, ст. 194, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

В предусмотренном настоящей статьей графике погашения задолженности должника погашение задолженности по обязательным платежам устанавливается в соответствии с требованиями налогового законодательства.

Внешнее управление стратегическими предприятиями и организациями. Внешний управляющий обязан направить разработанный им план внешнего управления не менее чем за пятнадцать дней до даты его рассмотрения собранием кредиторов в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегическое предприятие или организация.

Федеральный орган исполнительной власти направляет собранию кредиторов и в арбитражный суд заключение о плане внешнего управления, содержащее анализ результатов предусмотренных планом внешнего управления мер по восстановлению платежеспособности должника в ходе внешнего управления.

Федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегическое предприятие или организация, вправе до даты утверждения собранием кредиторов плана внешнего управления в отношении стратегического предприятия или организации направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к финансовому оздоровлению, если ранее финансовое оздоровление в отношении данного должника не применялось. К указанному ходатайству должен быть приложен график погашения задолженности, а также сведения об обеспечении исполнения обязательств должника, в том числе путем предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.

В этом случае арбитражный суд может вынести определение о переходе к финансовому оздоровлению.

План внешнего управления в отношении стратегического предприятия или организации может предусматривать сделки, не относящиеся к хозяйственной деятельности должника, связанные с:

Ø отчуждением или обременением недвижимого имущества;

Ø распоряжением иным имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника, определенных на основании бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;

Ø получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, также учреждением доверительного управления имуществом должника;

Ø отчуждением и приобретением акций, долей хозяйственных товариществ и обществ;

Ø заключением договоров простого товарищества.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественные и иные права, которые входят в состав имущественного комплекса должника — стратегического предприятия или организации, предназначенного для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Продажа предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, осуществляется путем проведения открытых торгов в форме конкурса, если настоящей статьей не установлено иное.

В случае если в состав предприятия должника, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, входит имущество, относящееся к ограниченно обороноспособному имуществу, продажа предприятия осуществляется на закрытых торгах в форме конкурса.

При продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно обороноспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество.

Обязательными условиями конкурса являются обязательства покупателя:

Ø обеспечить сохранение целевого назначения указанного имущественного комплекса и имущества мобилизационного назначения должника;

Ø выполнять договоры должника, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

При продаже предприятия должника — стратегического предприятия или организации, предназначенных для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерации имеет право пре­имущественного приобретения этого предприятия.

В случае продажи на торгах предприятия должника — стратегической организации, не являющейся федеральным государственным унитарным предприятием, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, Российская Федерация вправе в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов заключить договор купли-продажи, предусматривающий приобретение данного предприятия по цене, определенной по результатам торгов и указанной в протоколе об итогах торгов, на условиях, установленных для проведения конкурса.

В случае если Российская Федерация в течение указанного срока не заключила договор купли-продажи, этот договор заключается с победителем торгов, установленным в протоколе об итогах торгов.

Победитель торгов обязан уплатить продажную цену предприятия, определенную на торгах в срок, который предусмотрен в сообщении о проведении торгов и не может превышать месяц с даты заключения договора купли-продажи.

К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.

При продаже предприятия-должника — стратегического предприятия или организации, которое предназначено для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, на торгах в форме конкурса федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность стратегические предприятие или организация, заключает с покупателем такого предприятия должника соглашение об исполнении условий конкурса. В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем соглашения об исполнении условий конкурса эти соглашение и договор купли-продажи такого предприятия должника подлежат расторжению арбитражным судом по иску указанного федерального органа. В случае расторжения арбитражным судом указанных соглашения и договора купли-продажи такое предприятие должника подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, установленном федеральным законом.

Конкурсное производство стратегических предприятий и организаций. Продажа предприятия должника — стратегических предприятия или организации осуществляется в порядке, предусмотренном п. 7—9 ст. 195 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Продажа имущества, имущественных и иных прав, не входящих в имущественный комплекс должника, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации, может осуществляться в порядке, предусмотренном ст. 111 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

При наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий обязан уведомить об этом собственника изъятого из оборота имущества.

Собственник изъятого из оборота имущества принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами в срок не позднее, чем шесть месяцев с даты получения уведомления.

Источник: http://studopedia.su/10_113436_bankrotstvo-strategicheskih-predpriyatiy-i-organizatsiy.html

Особенности процедур банкротства стратегических предприятий и организаций: актуальные вопросы и варианты их решения (Чирков О.Г.)

Дата размещения статьи: 14.04.2015

Применяя положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве), при рассмотрении дел, связанных со спецификой статуса стратегических предприятий и организаций, а также особые нормы при осуществлении всех мероприятий конкурса с их участием, суд сталкивается с тем, что правовые положения, содержащиеся в данном Федеральном законе, не всегда отвечают интересам не только должника и кредиторов, но и государства.

К сожалению, законодатель не в полной мере учел специфику статуса таких должников — стратегических предприятий и организаций. Ранее (в99 гг.) предпринималась попытка принятия закона об особенностях банкротства организаций оборонно-промышленного комплекса. Более того, соответствующий законопроект был принят Государственной Думой в трех чтениях, однако его не одобрил Совет Федерации, и по этой причине он так и не вступил в законную силу.

В соответствии с Законом о банкротстве под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

— федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;

— организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

В отношении стратегических предприятий, Перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2009 г. N 1226-р «Об утверждении Перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации» <1> Законом о банкротстве (ст. 190) установлены положения, предусматривающие особенности несостоятельности (банкротства):

<1> СЗ РФ. 2009. N 35. Ст. 4288; 2014. N 42. Ст. 5781.

— для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Нормативными актами Правительства Российской Федерации определен порядок подачи заявления и принятия решения о банкротстве — признании стратегических предприятия и организации несостоятельными.

Ключевым условием эффективной реализации процедур в сфере банкротства, кроме механизма принятия кредиторами антикризисных решений, является формирование единой государственной политики в сфере банкротства. В настоящее время законодательством не обеспечивается необходимый баланс интересов предприятий и кредиторов.

В результате банкротства стратегические предприятия и организации либо лишаются основных производственных мощностей, либо ликвидируются.

Одной из особенностей банкротства стратегических предприятий и организаций является закрепление в нормах Закона о банкротстве комплекса мер, направленных на предупреждение их банкротства. В частности, Правительство Российской Федерации организует проведение систематического мониторинга финансового состояния стратегических предприятий и организаций; осуществляет погашение образовавшейся в результате несвоевременной оплаты государственного оборонного заказа задолженности федерального бюджета перед стратегическими предприятиями и организациями, являющимися исполнителями работ по государственному оборонному заказу; обеспечивает проведение реструктуризации задолженности (основного долга и процентов, пеней и штрафов) стратегических предприятий и организаций, являющихся исполнителями работ по государственному оборонному заказу перед федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами; содействует достижению соглашения стратегических предприятий и организаций с кредиторами о реструктуризации их кредиторской задолженности, в том числе путем предоставления государственных гарантий; осуществляет иные меры.

Как показывает практика, в результате банкротства стратегические предприятия и организации либо лишаются основных производственных мощностей, либо ликвидируются.

Статья 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) устанавливает, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом); признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. Это правило не распространяется на казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.

Аналогичная норма содержится в Законе о банкротстве. Действие этого Закона не распространяется и на некоторые конкретные юридические лица, например, на государственную компанию «Российские автомобильные дороги», Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства, Центр исторического наследия Президента Российской Федерации, Государственные корпорации «Росатом» и «Ростехнологии» и др.

В частности, в пункте 13 ст. 3 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ «О государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» <2> прямо указано, что на государственную компанию не распространяется действие Закона о банкротстве.

<2> СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3582.

Таким образом, в целях обеспечения максимальной защиты стратегических предприятий и организаций от несостоятельности (банкротства) в законодательство должны быть внесены соответствующие изменения и дополнения.

Важнейшим условием для принятия государством решений, направленных на финансовое оздоровление и восстановление платежеспособности стратегических предприятий-должников, является координация деятельности органов исполнительной власти, на которые возложены как функции по взысканию задолженности, так и функции по реализации политики в соответствующих отраслях экономики по представлению интересов собственников имущества унитарного предприятия и участника хозяйственного общества, поскольку в отношениях со стратегическими предприятиями государство выступает и как заказчик продукции специального назначения, и как собственник его имущества. Необходимо отметить, что достижение поставленных целей без определения конкретных мер по предупреждению банкротства со стороны государства представляется проблематичным.

В целях защиты интересов государства и стратегических предприятия и организации минимальный размер требований, позволяющих кредитору обращаться с заявлением о признании такого должника банкротом, следует пересмотреть в сторону увеличения. Это касается периода просрочки при исполнении денежного обязательства и размера долга. Одновременно должен быть увеличен и срок неисполнения обязательства, дающий кредитору право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника (стратегических предприятия или организации) несостоятельным (банкротом). Например, до одного года.

Отсутствие процедуры банкротства в отношении неплатежеспособного предприятия не препятствует наступлению негативных последствий в виде отчуждения имущества предприятия в ходе исполнительного производства по заниженным ценам.

Кроме того, законодательство о банкротстве стратегических предприятий целесообразно дополнить нормой, в соответствии с которой требования кредитора — заявителя по делу о несостоятельности (банкротстве) должны быть подтверждены исполнительным документом, из содержания которого следует, что они удовлетворены не в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктахч. 1 ст. 94 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» <3> (по аналогии с процедурой банкротства субъектов естественных монополий). Отсутствие процедуры банкротства в отношении неплатежеспособного предприятия не препятствует наступлению негативных последствий в виде отчуждения имущества предприятия в ходе исполнительного производства по заниженным ценам, что, в частности, может привести к потере стратегических производственных мощностей.

<3> СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.

Кроме того, Закон о банкротстве целесообразно дополнить нормами, предусматривающими возможность продления периода наблюдения в отношении стратегических предприятий и организаций, но при условии, что предприятие или организация предпринимает меры к реализации дебиторской задолженности, в том числе задолженности, образовавшейся в рамках выполнения государственного заказа.

Как известно, Закон о банкротстве не устанавливает каких-либо особенностей наблюдения в отношении стратегических предприятий и организаций. Приведем пример.

На одном из стратегических предприятий возникла угроза банкротства вследствие неисполнения государством своих обязательств, в частности, государственного заказа. Арбитражный суд ввел процедуру наблюдения в пределах срока, установленного Законом о банкротстве, хотя было бы целесообразно в законодательном порядке увеличить срок наблюдения для такого субъекта, как стратегическое предприятие, когда имеется основание полагать, что будет реализована дебиторская задолженность, в том числе задолженность государства. В настоящее время трудно предположить, какое будет принято решение в отношении указанного должника после процедуры наблюдения, поскольку дело о банкротстве еще находится в производстве арбитражного суда.

Проиллюстрируем сказанное другим примером.

В деле о несостоятельности (банкротстве) стратегического должника инициатором подачи заявления о банкротстве выступало физическое лицо, которое являлось кредитором по гражданско-правовой сделке. Арбитражный суд, рассматривая это дело, был вынужден в процессе осуществления наблюдения приостанавливать производство по делу в связи с тем, что предприятие в суде общей юрисдикции обжаловало сделку, послужившую основанием для возникновения денежного обязательства.

Предлагаем на законодательном уровне закрепить некоторые особенности, относящиеся к порядку возбуждения дел о банкротстве стратегического должника. В частности, поступившее в арбитражный суд заявление о банкротстве должника — стратегической организации можно было бы некоторое время оставлять без движения, с тем чтобы у Правительства Российской Федерации имелась реальная возможность решить вопрос о преобразовании соответствующей стратегической организации в федеральное казенное предприятие, которое не подлежит банкротству (государство в этом случае принимало бы на себя субсидиарную ответственность перед его кредиторами).

Однако правовые механизмы, позволяющие оставлять без движения на некоторый срок поступившее в арбитражный суд заявление о банкротстве должника — стратегической организации, если был представлен полный пакет документов в соответствии с нормами Закона о банкротстве, отсутствуют. Кроме того, преобразование стратегической организации в не подлежащее банкротству казенное предприятие лишь в случае подачи заявления о признании должника банкротом недопустимо, поскольку такой подход дискредитирует государство.

Поэтому если государство считает, что стратегические предприятия целесообразно преобразовать в казенные, то потребуется реализация законодательной инициативы.

Предусмотренный действующим законодательством комплекс мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, предпринимаемых как в ходе процедур наблюдения и внешнего управления, так и до введения конкурсных процедур, является недостаточным. Об этом свидетельствует, в частности, практика проведения процедур банкротства, после которых стратегическое предприятие либо лишается основных производственных мощностей, либо ликвидируется. При этом государство лишается защиты своих интересов не только как собственник и заказчик продукции, но и как кредитор, поскольку в ходе процедур банкротства требования налогового органа нередко удовлетворяются в ничтожно малой мере.

Основную долю от общего объема кредиторской задолженности стратегических предприятий и организаций составляет задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами, поэтому проведение ее реструктуризации является одним из важнейших инструментов восстановления платежеспособности стратегических предприятий и организаций. Однако, несмотря на очевидную эффективность проведения реструктуризации задолженности, данная мера применяется недостаточно эффективно.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2009 г. N 995 «О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса — исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов» (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2012 г. N 539) <4> необходимым условием реструктуризации задолженности стратегических предприятий является отсутствие задолженности по текущим налоговым платежам. Следует отметить, однако, что подобная практика значительно затруднит обычную хозяйственную деятельность стратегического предприятия и фактически сделает невозможной реструктуризацию долга. В данном случае представляется целесообразным на законодательном уровне предусмотреть возможность зачета текущей задолженности по налогам и сборам в счет погашения задолженности государства перед предприятием, а также освободить стратегические предприятия, находящиеся в процедурах банкротства, от налогообложения, за исключением НДФЛ и выплаты в Пенсионный фонд России.

<4> СЗ РФ. 2009. N 50. Ст. 6103; 2012. N 23. Ст. 3033.

<5> СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3769.

В силу пункта 5 ст. 4 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 N»О государственной тайне» (в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ) <6> органы судебной власти обязаны обеспечивать в ходе рассмотрения дел защиту государственной тайны. Согласно пункту 2 ст. 5 указанного Закона Российской Федерации, к государственной тайне отнесены сведения в области экономики, науки и техники, связанные с государственным оборонным заказом. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, оформляется органами защиты государственной тайны в виде определенной формы допуска к государственной тайне.

<6> СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2013. N 51. Ст. 6697.

Таким образом, необходимость указанных выше изменений обусловлена тем, что должник (стратегические предприятие или организация) зачастую не имеет возможности представить отзыв на заявление о признании должника банкротом (ст. 47 Закона о банкротстве), поскольку информация, содержащаяся в отзыве или прилагаемых к нему документах, относится к сведениям, составляющим государственную тайну.

Внесение дополнений в Закон о банкротстве, которые касались бы таких сведений, необходимо в отношении всех конкурсных кредиторов, участвующих в деле о признании стратегического предприятия несостоятельным (банкротом). Это связано с тем, что в силу обязанностей, возложенных на должника и арбитражного управляющего Законом о банкротстве, указанные лица предоставляют информацию и документы, содержащие сведения, отнесенные законом к государственной тайне, как суду, рассматривающему дело о банкротстве, так и конкурсным кредиторам.

Наиболее оптимальным результатом проведения банкротства стратегического предприятия должно быть присоединение профильных активов предприятия к юридическому лицу, которое является государственным унитарным предприятием, или к юридическому лицу, акции которого находятся в государственной собственности, которое имеет право выпускать продукцию военного назначения и не пребывает в состоянии банкротства.

Поскольку речь идет о присоединении стратегических мощностей к другому предприятию, считаем нецелесообразным проведение торгов. Имущество должно быть оценено аккредитованным федеральным органом исполнительной власти оценщиком, обеспечивающим реализацию единой государственной политики в той отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность должник, и реализовано по оценочной стоимости предприятию, к которому происходит присоединение. Такое присоединение позволит в рамках действующего законодательства снять с производства бремя многолетних долгов; сохранить контроль государства за производством; приступить к реконструкции и техническому перевооружению производства, с использованием внутренних ресурсов, создаваемых за счет реализации непрофильных активов без снижения уровня требований по мобилизационным планам; восстановить инвестиционную деятельность, в том числе кредитную работу с банками.

При проведении процедуры банкротства стратегических предприятий арбитражный управляющий обязан в соответствии с нормами Закона действовать в интересах кредиторов, должника и общества. Вместе с тем орган государственной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, должен занимать более активную позицию в рамках дела о банкротстве стратегических предприятия и организации, пользоваться предоставленными Законом правами, в частности, участвовать в собраниях кредиторов, обжаловать действия арбитражного управляющего.

В силу специальной нормы, содержащейся в пункте 6 ст. 195 Закона о банкротстве, внешний управляющий при проведении внешнего управления стратегического предприятия лишен права отказываться от исполнения договоров, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу или обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности Российской Федерации.

Учитывая особую значимость таких договоров, законодателю необходимо обеспечить возможность их исполнения. Оплата государством работ по государственному оборонному заказу, обеспечению федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации должна иметь строго целевое назначение. Конечно, денежные средства, полученные в рамках оплаты государственного оборонного заказа (предоплата, аванс), должны идти на погашение требований кредиторов в соответствии с нормами Закона о банкротстве. Указанные денежные требования целесообразно защитить от требований арбитражного управляющего, привлеченных специалистов, а также от расходов, связанных с проведением процедуры банкротства, путем погашения в первую очередь задолженности по заработной плате, перед Пенсионным фондом и поставщиками работ и услуг, связанных с производством продукции специального назначения.

Федеральная налоговая служба, исполняя требования Налогового кодекса Российской Федерации, и кредиторы по требованиям во внешнем управлении обращаются в арбитражный суд о принудительном взыскании текущих задолженностей. Блокируются расчетные счета и, соответственно, внешний управляющий оказывается в той же ситуации, что и директор стратегических предприятия или организации до введения процедуры банкротства. В результате предприятие признается банкротом, вводится конкурсное производство при наличии огромных текущих долгов и происходит срыв сроков выполнения работ или невыполнение работ по государственному оборонному заказу.

Закон о банкротстве не устанавливает также каких-либо особенностей проведения процедуры внешнего управления в отношении стратегических предприятий и организаций. Такая позиция законодателя на практике приводит к определенным сложностям.

Пункт 2 статьи 93 Закона о банкротстве предусматривает, что внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев, если иное не установлено указанным Законом. Однако ни параграфом 5 гл. IX данного Закона, ни его ст. 195 иной срок внешнего управления не установлен.

Таким образом, в соответствии с Законом о банкротстве максимальный срок внешнего управления стратегических предприятий и организаций составляет 24 месяца.

На наш взгляд, круг специальных правил о внешнем управлении стратегических предприятий и организаций следует расширить, дополнив их, в частности, положениями о сроке проведения процедуры банкротства, поскольку общий двухлетний срок явно недостаточен для восстановления платежеспособности организаций оборонно-промышленного комплекса.

На практике договоры, связанные с выполнением работ по государственному оборонному заказу, заключаются, как правило, не на один год. Длительность технологического цикла отдельных видов продукции может достигать нескольких лет. Кроме того, размер максимального авансирования по данным договорам не превышает 50% или вообще не предоставляется, соответственно, окончательный расчет производится после поставки продукции. Таким образом, в предусмотренный Законом о банкротстве срок почти невозможно получить дополнительные заказы на производство и поставку спецпродукции, выполнить эти заказы и получить от заказчика полную оплату по договорам, за счет которой и предусматривается частичное погашение кредиторской задолженности.

Одной из часто используемых мер по восстановлению платежеспособности является продажа части имущества должника (не входящего в имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности, связанной с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации).

На большинстве предприятий недвижимое имущество оформлено ненадлежащим образом. До начала мероприятий, связанных с оценкой и дальнейшей продажей имущества, необходимо пройти процедуру оформления (получения технического паспорта и прохождения кадастрового учета) и регистрации прав на недвижимое имущество в установленном порядке. Как показывает практика, недвижимое имущество у таких предприятий принадлежит им на праве хозяйственного ведения, для регистрации которого требуется регистрация права государственной собственности, однако право собственности зачастую государством не оформлено.

Кроме того, государственные органы препятствуют такому оформлению, и предприятие вынуждено обращаться в суд с исками об обжаловании действий указанных органов либо с исками о признании права хозяйственного ведения, что затягивает запланированные сроки реализации имущества и получения денежных средств.

При проведении процедуры банкротства стратегических предприятий арбитражный управляющий обязан в соответствии с нормами Закона действовать в интересах кредиторов, должника и общества

Таким образом, за 24 месяца — в срок, предусмотренный Законом о банкротстве, почти невозможно осуществить оформление прав на недвижимое имущество, произвести его оценку, получить все необходимые согласования и заключения, связанные с оценкой имущества, провести собрание кредиторов и торги по продаже имущества и получить дополнительные средства в процедуре внешнего управления для восстановления платежеспособности стратегического предприятия.

Как отмечалось выше, при проведении процедуры внешнего управления в отношении должника — стратегических предприятия или организации — возникают проблемы по оформлению объектов недвижимости.

Статья 94 Закона о банкротстве предусматривает прекращение полномочий собственника имущества должника — унитарного предприятия и переход этих полномочий к внешнему управляющему, за исключением полномочий, указанных в пункте 2 данной статьи.

В соответствии с пунктом 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» <7> только государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

<7> СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.

Следовательно, имущество предприятия, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения до введения процедуры внешнего управления, остается принадлежать предприятию на том же титуле и после введения указанной процедуры.

Для реализации положений плана внешнего управления внешнему управляющему необходимо привести документы, подтверждающие право хозяйственного ведения на объекты недвижимости, в соответствие с действующим законодательством, однако оформление данного права невозможно без оформления права собственности (в данном случае — права собственности Российской Федерации).

Так, территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Саратовской области отказало в оформлении документов одному из стратегических предприятий для регистрации прав хозяйственного ведения, ссылаясь на положение ст. 94 Закона о банкротстве и мотивируя это тем, что п. 2 указанной статьи содержит перечень полномочий собственника имущества <8>.

<8> Архив Арбитражного суда Саратовской области. Дело N А57-691Б/2005.

Для большинства стратегических предприятий и организаций основным кредитором является Федеральная налоговая служба России. Данное обстоятельство также увеличивает временные затраты на принятие решений собранием кредиторов в связи с необходимостью согласования локальных приказов о голосовании на всех уровнях уполномоченного органа.

В статье 130 Закона о банкротстве закреплено право государства по проверке достоверности и обоснованности отчета о рыночной стоимости имущества должника — унитарного предприятия или акционерного общества, более 25% акций которого находится в собственности государства или муниципального образования.

Право государства устанавливать минимальную продажную цену предприятия, находящегося во внешнем управлении, следует из положений пункта 5 ст. 110 и ст. 195 Закона о банкротстве, но только в том случае, если представитель государства входит в орган управления должника, уполномоченный в соответствии с учредительными документами принимать решение о совершении крупной сделки, и имеет возможность влиять на принимаемые решения.

Текущие платежи по налогам не имеют экономического смысла в рамках процедур банкротства и препятствуют восстановлению платежеспособности предприятия.

Распоряжением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Перечня стратегических организаций, а также федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих реализацию единой государственной политики в отраслях экономики, в которых осуществляют деятельность эти организации» к стратегическим отнесено значительное число предприятий, не являющихся унитарными, и в которых доля государства в настоящее время отсутствует. То есть имущество таких стратегических предприятий оценивается без контроля государства.

В силу специфики состава имущества и задач (работ), выполняемых стратегическими предприятиями и организациями, а также с целью предотвращения захвата стратегических предприятия или организации посредством применения механизма банкротства, нормы законодательства о банкротстве нуждаются в дополнении положением о необходимости получения соответствующего заключения государственного финансового контрольного органа по результатам составленного отчета независимого оценщика о рыночной стоимости имущества стратегического предприятия.

Кроме того, можно создать правовые механизмы подачи должником заявления о введении процедуры финансового оздоровления, минуя процедуру наблюдения, которая нередко приводит к затягиванию процедуры банкротства, значительным расходам на ее проведение, а также к ухудшению финансового положения должника и, соответственно, кредиторов. Расширение возможностей использования процедуры финансового оздоровления для решения долговых проблем предприятия должно сопровождаться предоставлением кредиторам необходимых гарантий (в том числе государственных), которые препятствуют уклонению от исполнения должником своих обязательств.

Текущие платежи по налогам не имеют экономического смысла в рамках процедур банкротства и препятствуют восстановлению платежеспособности предприятия. Цель осуществления выплат по текущим платежам сводится к тому, чтобы гарантировать возврат средств контрагентам, которые несут повышенные риски взаимодействия с предприятием, находящимся в процедуре банкротства. При отсутствии таких гарантий вероятность установления экономических отношений (например, поставка сырья и материалов) осложняется, что затрудняет производственную деятельность предприятия, снижая вероятность восстановления производства, и может способствовать ухудшению качества и снижению стоимости активов (в случае отсутствия средств для поддержания их в надлежащем техническом состоянии).

Подтверждением указанной позиции является Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом», согласно которому обеспечение финансирования процедуры конкурсного производства (путем установления приоритета текущих платежей над требованиями, включенными в реестр требований кредиторов) является одной из целей установления законодательством о банкротстве очередности требований кредиторов (п. 1) <9>.

<9> Вестник ВАС РФ. 2013. N 3.

При успешном проведении и после завершения процедур внешнего управления и финансового оздоровления уполномоченные органы в любом случае получат удовлетворение своих требований, поэтому нет необходимости применять взыскание в ходе проведения этих процедур.

В случае проведения процедуры конкурсного производства отсутствие текущих платежей по налогам обеспечит наличие денежных средств, которые могут быть направлены на социальную защиту работников.

При непоступлении денежных средств государство пострадает в меньшей степени, чем практически любой частный контрагент, поэтому справедливо, что именно государство будет нести риски, связанные с включением текущей задолженности по налогам в третью очередь реестра требований кредиторов (пункт 2 статьи 137 Закона о банкротстве).

Резюмируя изложенное, считаем, что в целях обеспечения более серьезной защиты интересов государства в области безопасности целесообразно внести ряд изменений в законодательство, в частности в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Это позволит сберечь производство, обеспечить стратегическую безопасность при соблюдении и расширении гарантий погашения должником — стратегическими предприятием или организацией требований кредиторов, что будет способствовать сохранению государственной собственности на стратегические мощности. После завершения процедуры банкротства стратегических предприятия или организации могут быть созданы условия для проведения реконструкции и перевооружения производства, необходимых для их последующей устойчивой финансово-хозяйственной деятельности.

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/553