Что едят священники


Бесплатная юридическая консультация:

В связи с началом строительства храма свт. Василия Великого и православного медико-социального центра «Дом милосердия» открыт прием имен на Вечное поминовение (о здравии и об упокоении).

Оглавление:

Пожертвование на одно имя –руб. На данный момент собрано на 133 сваи из 163. Узнайте, как участвовать.

Дом милосердия: забивка свай намечена на первый квартал 2018 года.

Продолжаются работы по строительству храма свт. Василия Великого. Забивка свай намечена на первый квартал 2018 года. Мы нуждаемся в вашей поддержке! Собрано: Январь — на 14.01.18 собраноруб. (+за неделю)

Новости

Митрополит посетил центр содействия семейному воспитанию, который опекает наш приход

Он поздравил его воспитанников с Рождеством Христовым. Правящий архиерей также поблагодарил настоятеля домового храма святого Георгия Победоносца протоиерея Сергия Филимонова, протоиерея Игоря Илюшина, директора дома, преподавателей и воспитателей.

Державная икона Божией Матери находилась в Санкт-Петербурге с 22 по 28 мая

В ночь на 22 мая в Санкт-Петербурге встретили величайшую святыню современной России — Державную икону Божией Матери из Коломенского. Прощание с иконой и отбытие ее в Москву 28 мая после молебна. Смотрите фоторепортаж + ВИДЕО.


Бесплатная юридическая консультация:

Здоровье

Статьи/ Здоровье/ Питание и методики оздоровления: комментарий священника

Питание и методики оздоровления: комментарий священника

С заключительным словом на заседании ОПВ в ноябре 2016 г. о питании и качестве жизни выступил председатель Общества православных врачей СПб, д.м.н., проф., протоиерей Сергий Филимонов.

Если говорить об особенностях питания человека с момента сотворения мира и до сегодняшнего дня, в данном вопросе человечество прошло через три этапа.

Первый этап — это питание в Эдемском саду. Перволюди питались не так, как мы. У них были совершенно другие продукты. Тот, кто внимательно изучал Священное Писание, знает — профессия первого человека была садовник. Но Адам не только ухаживал за садом, но и питался плодами сада. А плоды эти были в достаточном количестве, чтобы он мог полностью обеспечить свое пропитание. Ему запрещалось питаться лишь с дерева познания Добра и Зла. Это предписание в дальнейшем он нарушил вместе с Евой.

Затем наступил второй этап питания, период после изгнания из Рая до наступления Потопа. Мы помним обетования Господа, что земля будет «рождать волчцы»: «Проклята земля за тебя, со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Терния и волчцы произрастит она тебе, и будешь питаться полевою травою» (Быт. 3, 17–18).


Бесплатная юридическая консультация:

Продукты были уже иными, чем в Эдемском саду, но все же до Потопа климат на всей земле был тропическим, а питание вегетарианским.

После Потопа начался третий период, который продолжается по сегодняшнее время. Питание коренным образом изменилось. Благословение есть мясо животных было получено от Бога сразу после Потопа. Климат опять изменился, и питание северного человека стало отличаться от питания южного. Чтобы выжить в новых климатических условиях, человеку понадобился совершенно другой пищевой рацион.

В отношении вопроса, есть или не есть мясо, существуют три позиции:

  1. Люди не едят мяса в силу духовных причин. Это постящиеся верующие люди (православные христиане, католики, мусульмане). Православные христиане постятся в строго определенные дни. Здесь имеется духовная основа, а не диетические соображения. Это способ воспитания воли и подготовка к большим церковным событиям (четыре многодневных поста) и мера воздержания в дни особого памятования: Господа предали в среду, а в пятницу — распяли. Не едят мяса также монашествующие. При постриге берется обязательство не есть мясной пищи.
  2. Если мы говорим о какой-либо собственной позиции, согласно которой мы не едим мясо, то это вегетарианство, то есть некая позиция человека или определенной группы людей по отношению к животному миру. Глубокие исследование о вреде вегетарианства не проводились. Вероятно, такие люди могут быть вполне здоровыми. К этой же группе относятся и психические больные, которые не едят мяса из-за психических отклонений: оно зараженное, радиоактивное и т.д.
  3. Есть люди, которые не вкушают мяса по другим причинам, в первую очередь потому что не могут. Сегодня в докладе говорилось о людях, находящихся на парентеральном питании в хирургических и нейрохирургических клиниках. Есть и такие люди, у которых аллергия на мясные продукты.

Методики «очищения и оздоровления» организма: алгоритм идентификации

Анализируя различные псевдомедицинские методики, мы вспоминаем доклады на эту тему, которые звучали на наших заседаниях еще 10–15 лет назад. Тогда было проще их разоблачать. Сейчас мошенники прикрываются учеными званиями, указаниями на принадлежность к каким-то институтам, министерству здравоохранения, академиям и т.д. Трудно разобраться, что стоит за той или иной биодобавкой, диетой или методикой, каков механизм действия аппарата, который предлагается использовать для оздоровления. Должен быть наработан алгоритм идентификации этих методов. Идентификация состоит из трех последовательных ступеней.

Первая ступень идентификации того или иного метода: постановления церковных соборов. Если видно, что при употреблении тех или иных методик нарушаются заповеди Божии, то разумеется нужно отказаться от них. Если соборное мнение Церкви не выражено по целому ряду медицинских методик, значит Церковь не хочет заниматься духовным мшелоимством, т.е. заниматься какими-то вещами, ей не свойственными. В таком случае нам следует с рассуждением обратиться к аннотации, описанию того или иного лекарства, аппарата, методики. Если звучат слова «космос», «энергетическая составляющая», «чакры» и так далее, то сразу понятно, что это никак не связано с православным вероучением.

Кроме того, следует разобраться, где корни предлагаемого метода оздоровления. Те же «жезлы фараона» откуда произошли? Из Египта. Какое учение? Языческое. Вот и ответ. Если разбираешь индийские методы, а они связаны с энергическими каналами, то все становится ясно.


Бесплатная юридическая консультация:

Задавался вопрос, можно ли применять упражнения йоги, не касаясь духовной составляющей. Многие эти элементы есть и в разнообразных методиках традиционной лечебной физкультуры. Поэтому можно обойтись и без йоги.

Задавали вопрос о кошерном или некошерном питании. Православных этот вопрос никак не касается. В Евангелии написано: «Что Бог очистил, не почитай нечистым» (Деян. 10, 15). Значит, если Бог создал для человека пищу, то — помолись и вкушай.

Вторая ступень — это медицинская экспертиза: надо узнать механизм действия, посмотреть, чьи рекомендации, какой лечебный эффект. Обязательно изучить аннотацию в коробочке — она должна быть исчерпывающая (показания, противопоказания, побочные эффекты и т.д.).

И наконец, третья ступень. Чтобы разобраться во всем окончательно, должна быть молитва рассудительная, христианская, добродетельная. Рассмотрев вопрос с духовной и медицинской стороны, нужно посоветоваться со священником, обратиться в медицинское учреждение к соответствующим врачам, чтобы знать, нужно или не нужно употреблять это средство, эту методику. Важно иметь рассудительность, житейский опыт, опыт христианской жизни, определенную степень воцерковленности. Нельзя считать, что все создатели всех снадобий и аппаратов — шарлатаны либо дураки. Бывает, что просто у человека такое мировоззрение, такие убеждения. Он просто увлечен своей научной теорией, гипотезой, идеей. Поэтому огульно осуждать всех их не стоит.

Какая закваска правильная?

К сожалению, православные люди весьма падки на всякие методики, к примеру, есть соду или соль в больших количествах и без рассуждения. Хочется коснуться и так называемого афонского хлеба. Это духовное нарушение пищевого поведения. Это попытка получить святость не через общение с Богом, не через внутреннее преображение души, духовное совершенствование и развитие добродетелей, а через кусок «афонского хлеба». Я знаю людей, которые землю едят с могилы старцев — они считают, что сами станут старчествовать или святее станут.


Бесплатная юридическая консультация:

Странно слышать в православной среде такие выражения: это бесквасный хлеб — это квасный, это кошерное — это не кошерное, это афонская закваска — это иерусалимская, здесь дрожжевая — здесь бездрожжевая. Попытка достижения духовного совершенствования через питание ничего общего с православным вероучением не имеет. Это глубоко прелестное заблуждение, которое ведет непонятно куда. И вместо того чтобы человеку трудиться над самим собой: не ругаться, не раздражаться, не мстить, не клеветать, не делать зла ближнему, — он отрезает себе щедрый ломоть хлеба афонской или иерусалимской закваски! Это грубейшая ошибка.

Мне хочется с одной стороны вас огорчить, с другой обрадовать. Не заблуждайтесь, пища вся отравлена. Дело в том, что в приготовлении продуктов используется огромное количество химических реагентов. По нынешним технологиям из мяса можно сделать рыбу, а из рыбы мясо. И все это разрешено. Все продукты питания, если они не приготовлены дома, напичканы химией. Вода тоже отравлена. Потребляя молоко, творог, курицу, мы получаем антибиотики, которые вводят коровам и птице, чтобы они не болели, и гормоны, чтобы они набирали вес. При выращивании рыбы, о пользе которой много говорили положительного в лекции по правильному питанию, она также получает химические и гормональные добавки, чтобы не болела, была жирнее. А как эти добавки, отзовутся на потомстве скота, птицы и рыбы, нам неизвестно. Это негативная сторона.

А позитивная сторона в том, что Божие благословение все поставит на свои места. Сколько мы проживем, получим или не получим то или иное заболевание, зависит от воли Божией. Нужно иметь голову на плечах, поступать разумно, питаться сбалансированно. Мало того, по возможности есть продукты своего региона. Яблоко, выращенное в Австралии, только внешне похоже на наше яблоко, а в середине у него нечто вроде джема. По австралийским понятиям это яблоко. Но что им хорошо, то нам плохо. Для каждой местности Господь создал свои фрукты, свои виды пищи. Что полезно китайцу, то непригодно для русского человека, пища северного человека — непригодна для южного. Повсюду Господь промыслительно создал свои растения, свои фрукты, овощи и травы, которые неведомым сознанию образом сбалансированно влияют на нас. Все предусмотрено, чтобы жить и здравствовать человеку. Рассудительность при выборе пищи и методов оздоровления будет охранять наше здоровье.

Следует помнить слова Гиппократа, что без сбалансированного питания трудно заботиться о медицинском лечении человека. Будем соблюдать все эти законы, что мы слышали, и также подходить к нашим пациентам с рассудительностью. На первом месте нужно иметь духовное чутье и хорошее медицинское образование. Попросим Бога, чтобы было поменьше всяческих ошибок с нашей стороны, а нам рассудительнее относиться ко всему, что нас окружает.

Генетическая коррекция заболеваний: прорыв или противоречие Божьему замыслу?

Есть пример: недавно в Мексике произвели на свет особого ребенка. Взяли генетическую составляющую хромосом двух женщин, чтобы миновать генетическое заболевание. Так получился один папа и две мамы.


Бесплатная юридическая консультация:

(В Мексике появился на свет первый в мире ребёнок с генетическим материалом трех родителей. Мать малыша страдает редким заболеванием — синдромом Лея, которое поражает центральную нервную систему и не дает возможности иметь здоровых детей. Первый ребенок женщины прожил шесть лет, второй — восемь месяцев.

Как сообщает New Scientist, семейная пара из Иордании решила использовать материал женщины-донора. Операцию по искусственному оплодотворению провели врачи нью-йоркской клиники New Hope Fertility Center. Они перенесли ядро из яйцеклетки матери в яйцеклетку женщины-донора, произвели оплодотворение и вернули эмбрион обратно).

Это не чисто суррогатное материнство, а с некоей генетической коррекцией. Первый такой ребенок в мире создан. С точки зрения медицины — это прорыв: появилась возможность победить генетические заболевания. До этого рождались дети, они страдали, болели. А так пересадили хромосомы и получили абсолютно здорового ребенка. Но с точки зрения православной вероучительной истины это спорно: возможно ли участие в рождении ребенка третьей стороны? И мы видим в этом факте несовпадение и даже противоречие Божиему замыслу о рождении этого ребенка в попытке обойти то, что существует.

Мы знаем, что в ряде заболеваний и страданий существует свой смысл. И если ребенок родился с каким-то заболеванием, это не значит, что он будет плохим. Бетховен с возрастом стал испытывать определенные проблемы со слухом, но несмотря на это он великий композитор. Доказано, что свои самые знаменитые произведения он создал, когда у него возникла сенсорная слуховая депривация. Если взять одного из великих французских поэтов, который считается основателем всей французской классической поэзии, его карьера до поэзии сломалась из-за того, что он потерял слух. Куда заведут эти нарезки хромосомы — большой вопрос! Здесь момент нарушения Промысла Божьего. Если бы в свое время вырезали больные хромосомы поэта и композитора, то неизвестно, чем бы это окончилось.

Какой вывод можно сделать, исходя из вышесказанного? Подходить к любому вопросу в жизни, в том числе и к методам лечения и оздоровления следует с рассуждением.

åñïëàòíàÿ þðèäè÷åñêàÿ êîíñóëüòàöèÿ:

Председатель Общества православных врачей СПб, д.м.н., проф., протоиерей Сергий Филимонов.

Из заключительного слова на 116м заседании ОПВ СПб «Питание и качество жизни»

Специальный корреспондент врач Татьяна Вениаминовна Жаркова

Другие материалы заседения ОПВ «Питание и качество жизни»:

Ваш кирпичик в строительстве Дома Милосердия. На данный момент построена часовня и 2 объекта социальной помощи. В часовне организованы дежурства — ежедневно с 16.00 до 18.00 читается псалтирь с поминанием о здравии, о упокоении и о строительстве Дома милосердия. Осенью 2016г. начата социальная работа (помощь вещами), проходят занятия учащихся Душепопечительского центра и Юношеского отряда. Продолжаются строительные работы по оборудованию стационарного туалета и душа. Поддержите это нужное дело! Вложите ваш кирпичик прямо сейчас!


Бесплатная юридическая консультация:

Похожие материалы:

Об отношении к лечащему врачу

Бесспорно, дар врачевания дается свыше. Но полагаться во всем только на врача — большой грех. Отсюда духовная слепота больного — вместо того, чтобы видеть врачующую руку Божию, он замыкается только на образе доктора. К чему это приводит? Прот. Сергий Филимонов

Методики «очищения и оздоровления» организма: научная обоснованность, польза или вред?

Сведения эти порой противоречивы, иногда недостоверны, а некоторые псевдонаучные методики с рекомендациями по омоложению и оздоровлению организма бывают даже опасны для жизни. К.м.н.Татьяна Николаевна Гриненко, врач ОПВ СПб

Основа исцеления — вера в Бога

В конце концов, наступает время, когда приходится одуматься и спросить себя: «Как я отношусь к Богу, доверяю ли Ему?» Из проповеди протоиерея Сергия Филимонова.

© 2018, Дом милосердия Перепечатка материалов сайта в интернете возможна только при наличии активной гиперссылки на сайт dommil.com

Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 4 кор. 3


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://dommil.com/articles/zdorove/531/

Что едят священники

Тюгашкина Лилия Федоровна , возраст: 35 / 14.02.2012

Ответы:

Православные священники питаются продуктами питания также, как и обычные люди. 🙂

Может быть, Вас интересует что-то конкретное? Тогда уточните, пожалуйста, свой вопрос.

Другиня , возраст: без возраста / 24.02.2012


Бесплатная юридическая консультация:

Священники, наверное, должны питаться не так, как простые смертные. Они должны всё время поститься. Но тогда почему они такие толстые?! 🙂

Шутки шутками, но когда одного опытного священника об этом спросили, он ответил: если я скажу, что питаюсь как и вы, то меня обвинят в том, что я не пощусь; а если я скажу, что пощусь, меня обвинят в религиозном фанатизме и мракобесии.

Андрей , возраст: 45 / 02.03.2012

Такое правило священник соблюдает несколько раз в неделю, может быть и неделю подряд, не всегда в те же дни, в общем это происходит достаточно часто, так часто, как священник служит Литургию, а это может быть и 15 дней в месяце, и более.

В связи с таким графиком приема пищи у многих, почти у всех, нарушается обмен веществ, и появляется лишний вес.


Бесплатная юридическая консультация:

Вот на такую особенность питания священников хотелось бы обратить внимание, т.к. часто это служит причиной лишнего веса, и некоторые думают, что священник любит много есть.

Александр , возраст: 39 / 05.04.2012

Послезавтра будет есть кашу по-монастрыски ( рис,гречка, пшено, ячка по пол стакана) с зажаркой из лука и грибов.

В субботу, наверное, испеку пирог.

Жена священника , возраст: 24 / 16.05.2012


Бесплатная юридическая консультация:

Елена , возраст: 46 / 02.08.2012

Еще одна жена священника , возраст: 38 / 03.02.2013

Источник: http://www.otsy.ru/main/vopros_o_sviashennikah/kak_pitayutsya_pravoslavnye_svyashenniki.htm

LiveInternetLiveInternet

-Метки

-Рубрики

-Музыка

-Стена

-Поиск по дневнику

-Подписка по e-mail

-Статистика

Что есть священник?Архимандрит Тихон (Агриков)

Пастырь добрый полагает

жизнь свою за овец


Бесплатная юридическая консультация:

Какая громадная общественная величина — хороший священник, такой священник, которым дорожит народ, как он дорожил отцом Иоанном Кронштадтским и тянулся к нему потому, что пастырь сам преследовал своей заботой, своей любовью души людские. «Сердце мое расширилось для вас» — эти великолепные и сильные слова Апостола (см: 2 Кор. 6, 11) приложимы ко всякому настоящему священнику — всякому, который не тщетно носит это имя.

Как необъятно назначение — стоять при человеке, при живой душе, в самые важные минуты существования. Человек родился из небытия — и священник погружает его в воду «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Взрослый человек основывает семью с избранной девушкой — и вот опять: «Обручается раб Божий Иоанн рабе Божией Анне во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Священник владеет словами, которые он один имеет право произносить и которые обладают великою тайною силою: произнесет их — и совершится за Литургией страшное чудо пресуществления, и в Чаше, куда было влито вино, закипит Христова Кровь; не произнесет — и ничего не совершится.

Перед священником раскрыты все страшные тайны дел человеческих. И в исповеди он видит жизнь не такою, какою она кажется даже осведомленным людям, давно уже не строящим себе относительно ее никаких иллюзий, а какая она есть в действительности, в беспощадном и совершенном своем обнажении.

Известный петроградский священник, большой работник на ниве народной трезвости, рано умерший отец Александр Васильевич Рождественский рассказывал мне о впечатлении первой принятой им исповеди на первой неделе Великого поста: «В этих коротких признаниях, произносимых отрывистыми фразами, я наслушался таких ужасов о том, что люди делают втайне, что я еле верил этим признаниям. В голове у меня мутилось. Я еле держался на ногах, а когда пришел домой, я бросился, не раздеваясь, на кровать, закрыл глаза, зажал уши руками и долго громко стонал. Вся моя душа болела невыразимо перед этими обнаженными, сочащимися язвами жизни. Господи, до чего проедена насквозь грехом человеческая природа!»

И вот, накидывая на голову человека епитрахиль,— над всеми этими ужасами жизни, над людьми, которые тайно кого-нибудь убили, над детьми, живущими по-брачному со своими родителями, над опомнившимися богохульниками, клятвопреступниками, над всеми, грешившими по естеству и против естества,— священник имеет право произнести великие разрешительные слова: «ПРОЩАЮ И РАЗРЕШАЮ».


Бесплатная юридическая консультация:

Вы только подумайте: умирает человек, и вторым зрением, которое является у умирающих, уже видит неизбежную и несомненную вечность. Какое томление, какое позднее раскаяние и какой страх! И в эти минуты, когда все вокруг испытывают ужас и смятение, спокоен и уверен один священник, с силою данных ему таинственных чудотворных слов. Опять звучит над столько раз прощенным и столько раз согрешившим человеком новое «прощаю и разрешаю» — и груз грехов летит бесследно в бездну, исчезает навсегда. И пусть говорят: «Что за лицемеры эти церковные христиане: каются и грешат, грешат и каются. ». Да, грешат, потому что они люди, слабые люди, но никогда грехом не насладятся вполне; грешат — и в те же минуты покаянно вопиют к Богу, чувствуя, что созданы для высшего и лучшего, чем грех. И не ставят греха своего в закон.

В скорбный час отпевания, пред тем как близкие подойдут ко гробу «воздать последнее целование», прислушивались ли вы к этому новому торжественному всесовершенному разрешению души и полному зачеркиванию всех решительно долгов? И разве не значительны своею страшною властию и своими таинственными словами священники? И пусть некоторые из них относятся механически к своим обязанностям, но даже из целого их ряда блеснет вдруг яркой звездочкой убежденный человек и замолит, и разрешит, и пожалеет не только людей своего прихода, но и тех, о ком он никогда и не слыхал при жизни, людей, которых некому жалеть, людей, всеми отброшенных и презренных, и пожалеет их, и устроит их души.

В Москве среди верующих ходит такой рассказ из филаретовых [1] времен. Был в одном приходе, где-то у Девичьего поля, «пьяненький» священник. Человек добрый, сердечный, но очень уж пьяненький, так что прихожане просили Митрополита избавить их от него. Просителями были люди, хорошо известные Митрополиту. Делать было нечего, определение об отстранении священника было составлено и уже положено Митрополитом на стол для подписи.

Ночью Митрополиту снился трижды один и тот же странный сон. (Митрополит придавал значение снам, и за несколько времени до его смерти ему снился отец его, произнесший: «Береги девятнадцатое число»,— Митрополит и умер девятнадцатого ноября). Он видел себя окруженным множеством несчастных, изнуренных людей, из которых некоторые имели вид кто удавленников, кто утопленников; все эти люди, наступая на него, громко кричали: «Оставь нам священника, он нам нужен!».

Рано утром Митрополит послал за тем священником и стал допытываться у него насчет его жизни. Тот сразу покаялся в своей слабости, о своей жизни отозвался, что у него в жизни нет ничего хорошего, и только после долгих уговоров Митрополита открыл ему, что имел обыкновение молиться о всех покойниках, о которых узнает, особенно же о людях, погибших несчастною смертью под рукою убийц, об утонувших и о наложивших на себя руки.


Бесплатная юридическая консультация:

Митрополит, большой мистик, заключил из этого рассказа, что священник нужен всем этим людям, и рассказал ему свой сон. Все это произвело на священника такое влияние, что он совершенно расстался с вином и стал примерным батюшкой.

Пройдите когда-нибудь в подземный храм-усыпальницу Петербургского Иоанновского монастыря на Карповке, к могиле отца Иоанна Кронштадтского. Нет такой минуты, чтобы вы не нашли там людей, стоящих на коленях пред громадным надгробием белого мрамора и что-то шепчущих. Это все те же люди, которые при его жизни, когда он ездил по Петрограду из дома в дом и по всей России из города в город, бежали к нему, требуя молиться о себе, и он ради них хватался за ризу Христа, Которого воочию пред собою видел, и не выпускал ее из рук, пока не бывал услышан. И идут к нему, теснятся, потому что он был открыт для всех одинаково — и для человека, которого он знал десятки лет, и для того, кто, издалека приехав, подходил к нему на минуту — в первый и последний раз в своей жизни.

Да, такой священник, до которого всякому есть дело и которому до всех есть дело, такой священник есть большой, громадный человек, и его приходразрастается из одной церкви во весь город и из этого города порою во много разных городов и во всю страну.

Мне пришлось на днях слышать восторженный рассказ одного серьезного и авторитетного человека, крупного общественного деятеля, вместе с тем человека глубоко верующего, любящего Церковь. «Если бы вы знали,— сказал он,— какое необычное впечатление произвел на меня в Н. (и он назвал большой русский порт) тамошний портовый священник. Бы знаете, что я ездил туда на освящение новых кораблей, молебен служил портовый священник отец Иона». «Постойте,— прервал я рассказчика,— я о нем уже давно слыхал: он возится с подонками общества, ходит по ночлежкам. Мне уже лет десять назад люди из этого города говорили о нем как об очень замечательном священнике». «А если бы вы знали, как он служит. Кто из нас не отстаивал молебен в глубочайшем равнодушии, еле крестясь? Священники говорят слова, которых и не чувствуют, которые их и не интересуют, и мы поэтому тоже ничего не чувствуем. Надо вам сказать, что этого священника я заметил в первый раз, когда присутствовал в Н. на панихиде по одному из наших капитанов. Голос у него небольшой, но выразительный, а задушевность службы прямо поразительная. Так и чувствуешь, что этот человек видит Живого Бога, пред Ним предстоит. Во время нашего молебна у меня на глазах были слезы, и слезы были на глазах некоторых моих соседей, среди которых были и католики, и лютеране.

Вы знаете, что он делает? Когда подымается на море буря, он зовет причетника, чтобы открыть церковь, и молится на коленях Богу о плавающих на море».


Бесплатная юридическая консультация:

«В нашем обществе,— вставил я,— при дальних и опасных рейсах по очень неспокойным морям почти не бывает несчастий; может быть, ради его молитв? Может быть, когда буря начинается ночью, он даже ночью встает и идет в Церковь, и на коленях промолится иногда целую ночь. Есть очень сильные по выразительности картины французских художников из жизни нормандских рыбаков. На берегу, о который яростно бьют волны, рыбачки молятся пред статуей Мадонны о спасении дорогих людей. А тут картина еще более захватывающая: яростные морские волны, на берегу — одинокая портовая церковь, в темноте — священник, вопиющий к Богу об избавлении от гибели незнакомых ему, плывущих в эти часы по бурному морю людей».

«Вы понимаете,— продолжал мой собеседник,— его жизнь, его взгляды отражаются в его внешности, интонации голоса. И как он на все смотрит просто! Когда я узнал об этих его ночных молитвах, я высказал ему мое радостное изумление. И мне показалось, что ему было бы приятнее, если бы никто о них ничего не знал. И с какой скромностью ответил он мне: «Ведь это моя паства, как же мне не молиться за них!».

А его воздействие на чернь порта, на это бесшабашное пьянствующее и драчливое население! Вы знаете, какое громадное значение для человека имеет то, чтобы у него была хоть одна какая-нибудь святыня за душой — что-нибудь светлое, во что он верит, чему поклоняется. Вот для них такой святыней является отец Иона. У них лица расцветают, когда они произносят его имя. И это потому, что среди всех людей, которые смотрят на них, как на диких зверей,— он один верит в искру Божию, теплящуюся под внешним и внутренним безобразием, и эту искру в них чтит. И они это чувствуют.

Нет. Вы не можете себе представить, до какой степени я счастлив, что узнал о таком человеке. А какие удивительные дела совершаются по его молитвам!»

Возможно ли в наши дни быть подобным священником? Да, возможно, и даже нужно, разве теперь меньше потребности в молитвенниках? Наоборот. Истомившийся народ ищет их. Но чем ярче горит в темноте ночи светильник, тем больше летят на него насекомые: для сердечного пастыря, жалеющего народ, умножаются опасности и скорби до предела.


Бесплатная юридическая консультация:

«Ты что, братец, не служишь?» — спрашивает священника его друг по семинарии. «Да вот, видишь,— отвечает печально батюшка,— не возлюбил настоятель, говорит: “Ты уж очень горячо взялся, отдохни немного. ”».

А как украшается жизнь такими священниками! Как поучительно для других горение их душ, их настроенность! Золото очищается в огне, пастырский крест светлеет, сияет в трудностях. А с какой благодарностью и восторгом будет вспоминать их имена история! И как печется о них Господь!

Молодая девушка горит желанием подвига. «Замуж? Да что вы! Если уж так судил Бог, то только за священника»,— и она готова быть там, где труднее путь, тяжелее долг, благороднее цель. Да, нужны теперь добрые священники, очень нужны, и они есть; нужны и верные им спутницы, и их немало у Матери Церкви Православной.

Что есть священник? — Великий труженик, подвижник. А добрый, сердечный священник — отец всех (1 Кор. 4, 15). Живая личность как абсолютная ценность — таковой она может считаться только при наличии веры и бессмертия. Священник-отец стоит за эту живую личность, он ее спасает, и в этом его счастье вечное. Аминь.

Архимандрит Тихон (Агриков)

[1] Свт. Филарет (Дроздов) (1782–1867), митрополит Московский и Коломенский (Ред.).


Бесплатная юридическая консультация:

Вторая часть посвящена праведному Ионе Атаманскому, священнику, служившему в Одессе до 1924 года

Источник: http://www.liveinternet.ru/users//post/

Мифы о священниках

Какие мифы существуют о священниках и насколько они соотвествуют реальности? На вопросы корреспондентов "Нескучного сада" ответили сами священники.

Священник все время отдыхает?

«Рабочий день священника – два часа служба утром и два вечером, а во многих храмах, особенно сельских, службы вообще только в выходные дни, а в остальное время непонятно, что батюшки делают. Разве это работа?» – с таким рассуждением встречаешься нередко.


Бесплатная юридическая консультация:

Отвечает священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

Службы у нас совершаются реже, чем в большом городском храме, но все равнодней в году я служу литургию (специально считал как-то). И служу один, без диакона. Кроме того, регулярно хожу на требы, а это миссионерская работа. На крещении, венчании, освящении квартиры, дома, погребении обязательно говорю проповедь. А к этому же подготовиться надо. Ежедневно читаю Писание, святых отцов. Чтобы нести людям Слово Божие, священник должен сам жить по этому Слову, в том числе и повышать свое религиозное образование.

Можно на примере посмотреть, как выглядит «короткий» рабочий день священника: накануне воскресных и праздничных дней я служу всенощную, начинается она в 17.30, идет примерно два с половиной часа. После всенощной – исповедь, исповедовать в обычные воскресные дни приходитсячеловек, а перед великими праздниками – до 100. Это около двух часов занимает. Вечером еще надо подготовиться к завтрашней проповеди, Евангелие почитать, Псалтырь, свое молитвенное правило. На это уходит примерно полтора часа. Утром часы начинаются без двадцати восемь, в начале девятого – литургия. После литургии около получаса служу молебен, а если водосвятный – минут 50. Если в этот день празднуется память особо чтимых на Руси святых или Богородичных икон, на молебне читаю акафист, и тогда молебен длится около часа. Закончив молебен, служу литию. Это минут 10. Дальше – требы. Часто приходится ездить в соседние деревни на отпевание. Обычно километровв один конец, но есть деревни и в 40 километрах от нашего села. Отпеваю обычно на дому около часа. Кроме служб и треб у многих священников есть свое социальное или общественное служение. Три раза в неделю я занимаюсь с ребятами дзюдо, после двухчасовой тренировки провожу беседы. Также регулярно беседую с людьми, которые хотят крестить своих детей, – и с родителями, и с крестными. У меня три требования: чтобы они хотя бы что-то узнали о православной вере и были готовы раз в месяц причащать своих детей и хотя бы четыре раза в год причащаться сами. Такие беседы иногда затягиваются на несколько часов.

Кроме того, я каждую неделю посещаю колонию-поселение, служу молебны, панихиду, иногда и литургию. Начал добровольно, но потом получил благословение архиепископа Курского Германа – любое церковное дело надо закреплять благословением священноначалия. Так что теперь, кроме служб и треб, это тоже часть моей работы. Проводим открытые уроки в школах, не только нашей, но и соседних сел. Один открытый урок можно провести почти всюду, но именно от того, как мы его проведем, зависит, пригласят нас туда еще раз или навсегда закроют двери. Также в школах проходят показательные выступления моих ребят-дзюдоистов. Поэтому я не назвал бы свой рабочий день «коротким», а вот ненормированным – назвал бы.

У каждого свой путь, но мне трудно представить, чтобы человек, не приученный трудиться, мог стать хорошим священником. Как правило, таких ребят еще из семинарии исключали. Так что я очень удивлен, что до сих пор жив миф о священниках-бездельниках.

Для большинства людей священник – человек не от мира сего. Их так и называют многие – «святой отец». Некоторые очень удивляются, когда узнают, что священник поехал в отпуск, строит дачу, любит пиво. Действительно ли священники святее обычных людей?


Бесплатная юридическая консультация:

Отвечает протоиерей Борис ЛЕВШЕНКО, клирик храма святителя Николая в Кузнецах, заведующий кафедрой догматического богословия ПСТГУ:

– Слово «святой» имеет несколько значений. Первое – выделенность для особого религиозного употребления или служения: просфора, святая вода, святое дело. Второе значение – борьба с грехом и победа над ним, верность в своих действиях нравственному закону, ненависть ко злу и любовь только к добру. Человеческую святость мы понимаем как близость к Богу. К такой святости призван каждый человек, а не только священник, но реально немногие достигают ее при жизни. И даже когда очевидно, что достигают, как это было очевидно при встречах с отцом Иоанном (Крестьянкиным), отцом Кириллом (Павловым), мы не называем их святыми. Церковь признает людей святыми уже после смерти, иногда вскоре, а иногда и через много веков.

Тем не менее в традиционном католическом обращении «святой отец» есть доля правды (хотя я не люблю, когда ко мне так обращаются). Правда в том, что священник, действительно, выделен из людей, как выделена из хлеба просфора, из которой вынимаются частички на проскомидии. Мы потребляем просфору после литургии или дома натощак, с молитвой и запиваем святой водой. Эта просфора остается хлебом, сохраняет все его физические свойства, но мы все равно называем ее святой. Так и священник выделен из людей, потому что через него другим людям подается Божия благодать. Бог заботится о спасении каждого человека и через кого-то из людей посылает вразумления, наставления и помощь всему человечеству. Но для того, кого Он избирает, такое избрание может оказаться и неудобным. Например, пророк Иезекииль больше года лежал на одном боку, нося беззаконие дома Израилева. (« Ты же ложись на левый бок твой и положи на него беззаконие дома Израилева: по числу дней, в которые будешь лежать на нем, ты будешь нести беззаконие их». Иез. 4,1). Что ж тут удобного? А пророк Иона, чтобы не выполнять Божьего поручения о спасении Ниневии, бросился в противоположную сторону и чуть не утонул. Так и священство дается для спасения человечества, но сам священник остается человеком, и для него как человека священство может стать слишком высокой ответственностью, погубить его. Потому что написано у пророка Иеремии: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно» (Иер. 48, 10). Но это вопрос личного спасения конкретного человека, а благодать Божия подается людям через каждого священника. Конечно, именно поэтому он должен жить и вести себя так, чтобы на него люди равнялись: молиться лучше, отдавать всего себя людям. В частности, когда ему совсем неудобно, а его зовут на требу, он должен ехать. И многое другое должен – у него есть долг любви. Но он, повторяю, и в сане остается человеком.

Но всегда ли люди делают то, что должны? Идеал на земле недостижим. Поэтому не надо думать, что каждый священник святой. Полезно ли так думать, я не знаю (об этом знает только Бог), но по законам духовной жизни правильно думать так: все спасутся, а я нет. Это общее правило для всех людей. И выделять сословие (даже священническое) как святое негоже – этим ты как бы снимаешь ответственность с себя: мы, мол, грешники, а эти должны быть святыми. Не «эти», а все должны быть святыми – к этому нас призывает Бог.

По поводу дач, отпусков и житейских привычек: я не монах, поэтому о монахах говорить не буду. Они связаны строгими обетами, в том числе и отказом от всякой собственности. Но женатый священник, как и любой мужчина, должен заботиться о своей семье. Любовь к другим людям за счет родных – это уже не любовь. И в даче выражается любовь священника к своей семье – его дети, независимо от того, есть деньги на путевку или нет, в каникулы имеют возможность жить на свежем воздухе. Как и сам священник – а ему это тоже необходимо для поправки здоровья. Например, известный московский священник – святой праведный Алексий Мечев уезжал на целое лето на дачу и возвращался в Москву только осенью. Мы и в отпуск уходим именно с такой формулировкой – для поправки здоровья. Но отпуск не освобождает священника от молитвы – он и там молится, а часто и служит в местных храмах.

Можно ли священникам купаться?

«Слышал, что священнику неприлично ходить на пляж, купаться, играть в футбол с прихожанами. Действительно ли это воспрещено канонами?»

Отвечает протоиерей Федор БОРОДИН, настоятель храма св. бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва):

В Священном Писании есть такие слова: «…Не открывай наготы отца твоего» (Лев. 18, 7). Поэтому, если речь идет о священнике, духовном отце, мне кажется, можно ориентироваться на это правило.

Запрета на купание для священника нет, но делать это лучше, когда тебя никто из твоей паствы не видит. Я помню, как в детстве увидел знакомого мне только по богослужению батюшку в «гражданской» одежде – в простых брюках и рубашке с закатанными рукавами, когда тот трудился в мастерской. У меня, тогда слабого, только воцерковляющегося человека, был просто шок. Поэтому мне кажется – это мое личное мнение, – священнослужитель должен ориентироваться даже не на то, что ему позволено, а на то, что полезно пастве. Если священник едет, например, в паломничество со своей паствой, думаю, ему не следует при всех купаться в речке или загорать. Кого-то это может смутить и даже стать препятствием для исповеди. Здесь проявляется то, что называется иерархией отношений, правильно выстроенными отношениями, исключающими панибратство между духовным отцом и духовным сыном. Должна быть какая-то черта, граница, за которую нельзя заходить. И эта дистанция помогает не просто в отношениях с батюшкой, но и через него как пастыря – в отношениях с Богом: известно много случаев, когда возникали трудности, если эта дистанция нарушалась. Вообще панибратское и дерзкое отношение с людьми всегда идет рука об руку с потерей страха Божия.

Мы с нашей воскресной школой часто ходим в походы на байдарках. Эти походы возглавляет священник, который всегда купается отдельно.

А если мирян вдруг столкнулся на пляже со своим духовником и чувствует смущение, он может просто уйти с пляжа на время или потерпеть, никого не осуждая.

В игре в футбол с батюшкой я не вижу никакой крамолы, сам играю в футбол с детьми из воскресной школы. Просто и здесь нужно видеть границы, рамки и не использовать ситуацию спортивной игры со священником для возникновения панибратства.

Благословение по протоколу

Как правильно здороваться со священником? Всегда ли надо просить благословение? Если мы встречаем сразу несколько священников, разных по возрасту и сану, надо ли брать благословение у каждого? Если да, в каком порядке? Бывают ли случаи, когда допустимо не подходить под благословение?

На вопросы церковного этикета отвечает епископ Егорьевский МАРК, заместитель председателя ОВЦС, автор книги «Церковный протокол»:

– Не нужно путать благословение и приветствие. Когда вы встречаете священника, можно подойти под благословение, но можно и просто поклониться, и это не будет ни нарушением церковного этикета, ни невежливостью. Если священников несколько, необязательно брать благословение у каждого, достаточно у одного – самого старшего по церковной иерархии. Если среди них архиерей, то благословение берется только у него. И не смущайте священника – не принято, чтобы священники благословляли мирян в присутствии архиерея. Была добрая традиция – перед благословением поклониться архиерею. Она ушла, но некоторые так делают, и это хорошо – люди проявляют уважение к архиерейскому сану. Но вполне допустимо и просто подойти под архиерейское благословение.

Многие понимают благословение как внешний знак, жест, например, осенение крестом. Так принято, но если человек, например, перед паломнической поездкой или перед началом благого дела позвонит своему духовнику и попросит благословение по телефону, этого достаточно. И даже когда он лично подойдет к священнику за благословением на доброе дело, священник может просто напутствовать добрым словом, и это тоже будет благословением.

Если мирянин звонит священнику, уместно попросить благословение, а потом уже начать разговор. Но, например, в прямом эфире радио- или телепередачи это будет лишним. Эфирное время ограниченно, поэтому правильнее, раз повезло дозвониться, задавать вопросы быстро и по существу.

Есть мнение: какой бы вопрос у тебя ни возник – священник просто обязан на него ответить, иначе какой же он батюшка, какой пастырь. Часто эти вопросы не имеют никакого отношения к Церкви, духовной жизни. Также и благословения просят на разные специальные вопросы: строить ли дом, лечиться ли и как, в какой кружок ходить ребенку? Должен ли священник быть «специалистом по жизни», правильно ли это и возможно ли?

Отвечает протоиерей Игорь ИУДИН, клирик Дивеевского подворья в Нижнем Новгороде:

– Обязанность пастыря – вести людей к Богу, и именно поэтому ни в коем случае нельзя их отталкивать, с каким бы вопросом они ни подошли. Выслушай, встань на их точку зрения, помоги разобраться, утешь! Не так давно обратилась ко мне беременная женщина, которой врачи сказали, что возможен выкидыш. Она была в отчаянии, я, как мог, утешил ее, сказал, что часто все заканчивается лучше, чем «грозят» врачи, обещал помолиться и посоветовал ей почаще причащаться. Так она потихонечку стала воцерковляться, благополучно родила мальчика, его тоже регулярно причащает. А изначально пришла не к Богу, не за духовным советом, а за поддержкой. Как же можно такую поддержку не оказать?

Но и миряне, и священники должны понимать разницу между духовными и житейскими вопросами. Некоторые люди придумывают, что их настоятель – прозорливый старец, который знает о жизни все, и без его благословения шагу не ступят. Хорошо попросить благословения на доброе дело, но нельзя перекладывать на священника ответственность, ждать решения вопросов, которые вы должны решить сами. Например, в какой кружок или секцию отдать ребенка? Посоветоваться с батюшкой как с другом, порассуждать вместе можно. Мы же по многим вопросам и с родственниками, и с друзьями, и с соседями советуемся. Но не заставляем их решать за нас. И священник не должен решать такие вопросы, он может только выслушать сомнения, варианты, сказать, как он видит ситуацию, но решение за родителями. Или некоторые сомневаются, какую из двух предлагаемых работ выбрать, менять ли работу. Опять же выслушать сомнения и доводы за и против священник обязан, что-то подсказать может, но решать все равно самому человеку. У каждого из нас есть голова на плечах, разум, сердце, воля, и Господь хочет, чтобы мы потрудились. Правильно – попросить священника помолиться об успехе того или иного начинания, но не ожидать, что он будет жить за тебя. Раз человек ко мне обращается, я обязан его выслушать, поддержать, иногда что-то посоветовать, но даже не как пастырь, а как друг.

Тем более странно, когда спрашивают благословения на лечение. Как я могу, не имея медицинского образования, спорить с врачом? Другое дело, что и врачи бывают разные, и чем серьезнее болезнь, тем важнее найти хорошего врача. Священники и их родственники тоже болеют, возможно, священник поможет найти хорошего специалиста, того же хирурга. Это опять же дружеская помощь. Но сказать – не соглашайся на операцию, будем молиться… Только святые могли так дерзать, а если современный молодой священник им подражает, то это типичное младостарчество. Надо прислушиваться к советам врача, а священника попросить усилить молитву за болящего. Вот если есть несколько вариантов лечения, можно посоветоваться со священником, но опять же только посоветоваться. Принимать за других решение по житейским вопросам неэтично.

Священник должен быть бедным?

«Есть мнение, что батюшке не к лицу иметь хорошую машину, технику, красивые вещи, современно одеваться он тоже не должен. По нему должно быть видно, что живется батюшке нелегко, а если все иначе – это уже неприлично. Ведь кормят-то его прихожане, значит, и «шикует» он на их деньги. И люди готовы осудить такого отца «за сребролюбие». С чем связано такое представление о «бедном священнике» в народе? Что в нем доброго, а что – ложного?»

Отвечает протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского округа Московской епархии.

– Еду я в набитом автобусе, в потертом подряснике, с крестом на груди, портфель тяжелый, и никто мне место не уступит, хотя видят же, что я в годах и батюшка. А в окошко я вижу иностранный автомобиль и в нем молодого священника с коротко подстриженной бородкой. И мне обидно и за наше молодое духовенство, и за нашу молодежь, которая ни старых не уважает, ни стыда и совести не имеет, разъезжая среди нищего народа на иномарках. А обидно мне потому, что я завидую богатым, потому что сам хотел бы ездить на иномарке, только мне ее, во-первых, никто не дарит, а во-вторых, я боюсь людских пересудов. И такое мое духовное устроение очень плохо. А если бы я ехал в автобусе, или на новом мерседесе, или на осле, или пешком шел, молясь Богу в сердце, это было бы очень хорошо. Перед Богом все равно, во что мы одеты, как причесаны, на чем едем и сколько у нас денег в банке. Но у священника есть еще и пастырский долг. Мне все равно, я не привязан к земным благам (не привязан ли?). Но меня окружают немощные люди, они верующие, добрые, но немощные. Есть в них и жертвенность – и зависть, и любовь – и ненависть, и желание добра – и подчиненность злу. Все как у меня. И судя по себе, я думаю, что им тяжко видеть, как их батюшка строит себе коттедж и ездит на дорогой машине. Они соблазняются – они не правы. Но апостол Павел писал: «Если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8, 13). Поэтому, если у меня есть возможность выбирать, то, пожалуй, лучше не иметь дорогих вещей. (Об этом, кстати, не раз говорил на Епархиальных собраниях г. Москвы покойный Патриарх Алексий II, укоряя священников за дорогие иномарки, даже советуя их продать в пользу своих приходов.) А если без дорогих вещей не обойтись, то будем ими пользоваться, не заботясь об искушениях людей, но укоряя себя. Горе нам, книжникам и фарисеям, лицемерам, что очищаем внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды (перифраз из Мф. 23, 25). Не спасут нас ни роскошь без милосердия, ни нищета без смирения, поэтому простим друг другу.

Источник: http://www.pravoslavie.ru/37519.html

Что есть священник?

Пастырь добрый полагает

жизнь свою за овец

Какая громадная общественная величина — хороший священник, Священник в алтаретакой священник, которым дорожит народ, как он дорожил отцом Иоанном Кронштадтским и тянулся к нему потому, что пастырь сам преследовал своей заботой, своей любовью души людские. «Сердце мое расширилось для вас» — эти великолепные и сильные слова Апостола (см: 2 Кор. 6, 11) приложимы ко всякому настоящему священнику — всякому, который не тщетно носит это имя.

Как необъятно назначение — стоять при человеке, при живой душе, в самые важные минуты существования. Человек родился из небытия — и священник погружает его в воду «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Взрослый человек основывает семью с избранной девушкой — и вот опять: «Обручается раб Божий Иоанн рабе Божией Анне во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Священник владеет словами, которые он один имеет право произносить и которые обладают великою тайною силою: произнесет их — и совершится за Литургией страшное чудо пресуществления, и в Чаше, куда было влито вино, закипит Христова Кровь; не произнесет — и ничего не совершится.

Перед священником раскрыты все страшные тайны дел человеческих. И в исповеди он видит жизнь не такою, какою она кажется даже осведомленным людям, давно уже не строящим себе относительно ее никаких иллюзий, а какая она есть в действительности, в беспощадном и совершенном своем обнажении.

Известный петроградский священник, большой работник на ниве народной трезвости, рано умерший отец Александр Васильевич Рождественский рассказывал мне о впечатлении первой принятой им исповеди на первой неделе Великого поста: «В этих коротких признаниях, произносимых отрывистыми фразами, я наслушался таких ужасов о том, что люди делают втайне, что я еле верил этим признаниям. В голове у меня мутилось. Я еле держался на ногах, а когда пришел домой, я бросился, не раздеваясь, на кровать, закрыл глаза, зажал уши руками и долго громко стонал. Вся моя душа болела невыразимо перед этими обнаженными, сочащимися язвами жизни… Господи, до чего проедена насквозь грехом человеческая природа!»

И вот, накидывая на голову человека епитрахиль,— над всеми этими ужасами жизни, над людьми, которые тайно кого-нибудь убили, над детьми, живущими по-брачному со своими родителями, над опомнившимися богохульниками, клятвопреступниками, над всеми, грешившими по естеству и против естества,— священник имеет право произнести великие разрешительные слова: «ПРОЩАЮ И РАЗРЕШАЮ».

Вы только подумайте: умирает человек, и вторым зрением, которое является у умирающих, уже видит неизбежную и несомненную вечность. Какое томление, какое позднее раскаяние и какой страх! И в эти минуты, когда все вокруг испытывают ужас и смятение, спокоен и уверен один священник, с силою данных ему таинственных чудотворных слов. Опять звучит над столько раз прощенным и столько раз согрешившим человеком новое «прощаю и разрешаю» — и груз грехов летит бесследно в бездну, исчезает навсегда. И пусть говорят: «Что за лицемеры эти церковные христиане: каются и грешат, грешат и каются…». Да, грешат, потому что они люди, слабые люди, но никогда грехом не насладятся вполне; грешат — и в те же минуты покаянно вопиют к Богу, чувствуя, что созданы для высшего и лучшего, чем грех. И не ставят греха своего в закон.

В скорбный час отпевания, пред тем как близкие подойдут ко гробу «воздать последнее целование», прислушивались ли вы к этому новому торжественному всесовершенному разрешению души и полному зачеркиванию всех решительно долгов? И разве не значительны своею страшною властию и своими таинственными словами священники? И пусть некоторые из них относятся механически к своим обязанностям, но даже из целого их ряда блеснет вдруг яркой звездочкой убежденный человек и замолит, и разрешит, и пожалеет не только людей своего прихода, но и тех, о ком он никогда и не слыхал при жизни, людей, которых некому жалеть, людей, всеми отброшенных и презренных, и пожалеет их, и устроит их души.

В Москве среди верующих ходит такой рассказ из филаретовых[1] времен. Был в одном приходе, где-то у Девичьего поля, «пьяненький» священник. Человек добрый, сердечный, но очень уж пьяненький, так что прихожане просили Митрополита избавить их от него. Просителями были люди, хорошо известные Митрополиту. Делать было нечего, определение об отстранении священника было составлено и уже положено Митрополитом на стол для подписи.

Ночью Митрополиту снился трижды один и тот же странный сон. (Митрополит придавал значение снам, и за несколько времени до его смерти ему снился отец его, произнесший: «Береги девятнадцатое число»,— Митрополит и умер девятнадцатого ноября). Он видел себя окруженным множеством несчастных, изнуренных людей, из которых некоторые имели вид кто удавленников, кто утопленников; все эти люди, наступая на него, громко кричали: «Оставь нам священника, он нам нужен!».

Рано утром Митрополит послал за тем священником и стал допытываться у него насчет его жизни. Тот сразу покаялся в своей слабости, о своей жизни отозвался, что у него в жизни нет ничего хорошего, и только после долгих уговоров Митрополита открыл ему, что имел обыкновение молиться о всех покойниках, о которых узнает, особенно же о людях, погибших несчастною смертью под рукою убийц, об утонувших и о наложивших на себя руки.

Митрополит, большой мистик, заключил из этого рассказа, что священник нужен всем этим людям, и рассказал ему свой сон. Все это произвело на священника такое влияние, что он совершенно расстался с вином и стал примерным батюшкой.

Пройдите когда-нибудь в подземный храм-усыпальницу Петербургского Иоанновского монастыря на Карповке, к могиле отца Иоанна Кронштадтского. Нет такой минуты, чтобы вы не нашли там людей, стоящих на коленях пред громадным надгробием белого мрамора и что-то шепчущих. Это все те же люди, которые при его жизни, когда он ездил по Петрограду из дома в дом и по всей России из города в город, бежали к нему, требуя молиться о себе, и он ради них хватался за ризу Христа, Которого воочию пред собою видел, и не выпускал ее из рук, пока не бывал услышан. И идут к нему, теснятся, потому что он был открыт для всех одинаково — и для человека, которого он знал десятки лет, и для того, кто, издалека приехав, подходил к нему на минуту — в первый и последний раз в своей жизни.

Да, такой священник, до которого всякому есть дело и которому до всех есть дело, такой священник есть большой, громадный человек, и его приход разрастается из одной церкви во весь город и из этого города порою во много разных городов и во всю страну.

Мне пришлось на днях слышать восторженный рассказ одного серьезного и авторитетного человека, крупного общественного деятеля, вместе с тем человека глубоко верующего, любящего Церковь. «Если бы вы знали,— сказал он,— какое необычное впечатление произвел на меня в Н. (и он назвал большой русский порт) тамошний портовый священник… Бы знаете, что я ездил туда на освящение новых кораблей, молебен служил портовый священник отец Иона». «Постойте,— прервал я рассказчика,— я о нем уже давно слыхал: он возится с подонками общества, ходит по ночлежкам. Мне уже лет десять назад люди из этого города говорили о нем как об очень замечательном священнике». «А если бы вы знали, как он служит. Кто из нас не отстаивал молебен в глубочайшем равнодушии, еле крестясь? Священники говорят слова, которых и не чувствуют, которые их и не интересуют, и мы поэтому тоже ничего не чувствуем. Надо вам сказать, что этого священника я заметил в первый раз, когда присутствовал в Н. на панихиде по одному из наших капитанов. Голос у него небольшой, но выразительный, а задушевность службы прямо поразительная. Так и чувствуешь, что этот человек видит Живого Бога, пред Ним предстоит. Во время нашего молебна у меня на глазах были слезы, и слезы были на глазах некоторых моих соседей, среди которых были и католики, и лютеране.

Вы знаете, что он делает? Когда подымается на море буря, он зовет причетника, чтобы открыть церковь, и молится на коленях Богу о плавающих на море».

«В нашем обществе,— вставил я,— при дальних и опасных рейсах по очень неспокойным морям почти не бывает несчастий; может быть, ради его молитв? Может быть, когда буря начинается ночью, он даже ночью встает и идет в Церковь, и на коленях промолится иногда целую ночь… Есть очень сильные по выразительности картины французских художников из жизни нормандских рыбаков. На берегу, о который яростно бьют волны, рыбачки молятся пред статуей Мадонны о спасении дорогих людей. А тут картина еще более захватывающая: яростные морские волны, на берегу — одинокая портовая церковь, в темноте — священник, вопиющий к Богу об избавлении от гибели незнакомых ему, плывущих в эти часы по бурному морю людей».

«Вы понимаете,— продолжал мой собеседник,— его жизнь, его взгляды отражаются в его внешности, интонации голоса. И как он на все смотрит просто! Когда я узнал об этих его ночных молитвах, я высказал ему мое радостное изумление. И мне показалось, что ему было бы приятнее, если бы никто о них ничего не знал. И с какой скромностью ответил он мне: «Ведь это моя паства, как же мне не молиться за них!».

А его воздействие на чернь порта, на это бесшабашное пьянствующее и драчливое население! Вы знаете, какое громадное значение для человека имеет то, чтобы у него была хоть одна какая-нибудь святыня за душой — что-нибудь светлое, во что он верит, чему поклоняется. Вот для них такой святыней является отец Иона. У них лица расцветают, когда они произносят его имя. И это потому, что среди всех людей, которые смотрят на них, как на диких зверей,— он один верит в искру Божию, теплящуюся под внешним и внутренним безобразием, и эту искру в них чтит. И они это чувствуют.

Нет… Вы не можете себе представить, до какой степени я счастлив, что узнал о таком человеке. А какие удивительные дела совершаются по его молитвам!»

Возможно ли в наши дни быть подобным священником? Да, возможно, и даже нужно, разве теперь меньше потребности в молитвенниках? Наоборот. Истомившийся народ ищет их. Но чем ярче горит в темноте ночи светильник, тем больше летят на него насекомые: для сердечного пастыря, жалеющего народ, умножаются опасности и скорби до предела.

«Ты что, братец, не служишь?» — спрашивает священника его друг по семинарии. «Да вот, видишь,— отвечает печально батюшка,— не возлюбил настоятель, говорит: “Ты уж очень горячо взялся, отдохни немного…”».

А как украшается жизнь такими священниками! Как поучительно для других горение их душ, их настроенность! Золото очищается в огне, пастырский крест светлеет, сияет в трудностях. А с какой благодарностью и восторгом будет вспоминать их имена история! И как печется о них Господь!

Молодая девушка горит желанием подвига. «Замуж? Да что вы! Если уж так судил Бог, то только за священника»,— и она готова быть там, где труднее путь, тяжелее долг, благороднее цель. Да, нужны теперь добрые священники, очень нужны, и они есть; нужны и верные им спутницы, и их немало у Матери Церкви Православной.

Что есть священник? — Великий труженик, подвижник. А добрый, сердечный священник — отец всех (1 Кор. 4, 15). Живая личность как абсолютная ценность — таковой она может считаться только при наличии веры и бессмертия. Священник-отец стоит за эту живую личность, он ее спасает, и в этом его счастье вечное. Аминь.

[1] Свт. Филарет (Дроздов) (), митрополит Московский и Коломенский (Ред.).

Правящий архиерей

Православный календарь

О храме

Творчество прихожан

Молитва прп. Антонию Радонежскому

Тропарь, глас 3: Волю Божию в житий твоем взыскуя,/ предречение преподобнаго Серафима/ и Небесное призвание чрез святителя Филарета/ на служение в Лавру великую приял еси./ Истинный хранитель заветов аввы Сергия быв,/ иноков наставник богомудрый/ и Лавры благоукраситель искусный явился Подробнее

Акафист преподобному Амвросию Оптинскому

Кондак 1 Избранный угодниче Божий и чудотворче, великий старче Амвросие, Оптинская похвало и Всея Руси дивный наставниче, прославляюще твое в подвизех изрядное житие, приносим ти многохвальное пение, ты же, яко имея дерзновение ко Господу, молися о всех нас, чадех твоих, Подробнее

Акафист преподобному Амфилохию Почаевскому

Кондак 1 Возбранный от Царя Славы и Почаевской Божией Матери Воеводо, данный всей Вселенной, в последняя лета подпавшей под иго богоборца антихриста. Православия истинный проповедниче, демонских полчищ грозный прогонителю. Беззаконных, маловерных, своекорыстных служителей Церкви нелицеприятный обличителю, преподобный отче наш Амфилохие, Подробнее

Акафист Преподобному Иову Почаевскому

Кондак 1 Избранный чудотворче и земли нашея добрый учителю, всея же вселенныя усердный молитвенниче, преподобне отче Иове, чистым твоим житием просвещаема обитель твоя и вси православнии людие благодарственная о тебе Святей Троице возносят хваления. Ты же яко имеяй дерзновение ко Подробнее

Акафист Блаженной Валентине Минской

Кондак 1 Избранной Богом на сохранение веры Православныя во дни гонений на земли Отечества нашего, хвалебное прино-сим ти пение, блаженная мати наша Валентино. Ты же, яко имущая дерзновение ко Господу, избави нас от зол душев-ных и телесных, да со умилением Подробнее

Православные памятки

ОАО «БАТЭ», команда ФК «БАТЭ»

Контакты

Храм располагается: Республика Беларусь,

222133, а. г. Зембин, Борисовский район, Минская область,

ул. Советская 11.

Телефон настоятеля: +80, +27. Реквизиты прихода: «Приход храма святого Архангела Михаила аг.Зембин Борисовского р-на Борисовской епархии Белорусской Православной Церкви» УНП Расчётный счёт в белорусских рублях: р/с №4012 BYR в «Приорбанк» ЦБУ 112 г.Борисов:, Минская обл., г. Борисов, ул.Гагарина, 101а, УНП, код 749.

Источник: http://zembin.by/pravoslavnyie-novosti/chto-est-svyashhennik.html