Отсутствие денежных средств на финансирование процедуры банкротства как основание для прекращения производства по делу о несостоятельности гражданина: разумные критерии (Гущина М.С.)


Бесплатная юридическая консультация:

Дата размещения статьи: 11.03.2017

Оглавление:

С 1 октября 2015 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» <1> (далее — Закон о банкротстве), после чего на территории Российской Федерации стал доступен для применения новый для российской судебной системы правовой механизм — банкротство физических лиц.

<1> В редакции от 29.12.2015.

Внедрение правовой возможности признания несостоятельным гражданина произошло в период изменения экономической ситуации в Российской Федерации в результате мирового финансового кризиса, следствием которого явилось снижение реального уровня доходов населения, обнаружившее за собой признаки неплатежеспособности либо недостаточности имущества для погашения ранее принятых на себя обязательств.

Согласно опубликованным Федеральной службой государственной статистики сведениям за 2015 год численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет в стране 19,1 миллиона человек, или 13,3% от общей численности населения Российской Федерации <2>; в Северо-Западном федеральном округе — 14,1% от общей численности населения субъекта (показатели по субъектам округа: Республика Карелия — 16,6%, Республика Коми — 14,6%, Архангельская область — 15,9%, Вологодская область — 14,1%, Калининградская область — 14,5%, Ленинградская область — 10%, Мурманская область — 13,3%, Новгородская область — 14,3%, Псковская область — 19,5%, Санкт-Петербург — 8,1% <3>). Можно предположить, что данная часть населения обладает признаками неплатежеспособности с учетом сохраняющегося уровня безработицы, высокого роста потребительских цен и процента закредитованности и представляет собой основную группу должников в смысле, определенном Законом о банкротстве.


Бесплатная юридическая консультация:

Несмотря на то что принятие правовых норм (в действующей редакции), регламентирующих процедуры несостоятельности физических лиц, заняло не один десяток лет и сопровождалось многочисленными спорами среди научных деятелей и правоприменителей, вопросов в арбитражной практике при их применении остается немало.

Одним из спорных моментов, идущих, по мнению автора, вразрез с сущностью самого института банкротства, является прекращение производства по делу о несостоятельности гражданина со ссылкой на положения статьи 59 Закона о банкротстве ввиду отсутствия у гражданина денежных средств, достаточных для погашения расходов по делу о банкротстве, либо иного имущества, за счет которого может быть полностью или частично погашена задолженность по денежным обязательствам перед его кредиторами.

Рассмотрим ситуацию более подробно.

Банкротство гражданина регламентируется положениями главы X Закона о банкротстве.

При этом в силу пункта 1 статьи 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан, регулируются в том числе главой III названного Закона.


Бесплатная юридическая консультация:

Пунктом 1 статьи 59 Закона о банкротстве установлено, что все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на включение сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений, расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан» <4> (далее — Постановление Пленума ВС РФ N 45), судебные расходы по делу о банкротстве должника, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, на опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве должника, и расходы на выплату вознаграждения финансовому управляющему относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди.

<4> Российская газета. 2015. 19 октября.

Если должник обращается с заявлением о признании его банкротом, он обязан помимо внесения в депозит арбитражного суда денежных средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру банкротства (абзац второй пункта 4 статьи 213.4 Закона о банкротстве), применительно к статье 213.4 Закона о банкротстве приложить к заявлению доказательства наличия у него имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве. При непредставлении этих доказательств заявление должника подлежит оставлению без движения на основании статьи 44 Закона о банкротстве с последующим возвращением при непредставлении их в установленный срок.

Далее, положения пункта 22 Постановления Пленума ВС РФ N 45 содержат разъяснения на предмет того, что дело о банкротстве гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, может быть прекращено арбитражным судом на любой стадии на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве (отсутствие средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения финансовому управляющему).


Бесплатная юридическая консультация:

В большинстве своем граждане, обращаясь в арбитражные суды с заявлениями о несостоятельности (банкротстве), перечисляют в силу названных выше положений закона на депозитный счет суда денежные средства в размере, достаточном на выплату вознаграждения финансовому управляющему (на текущую датурублей).

Таким образом, при рассмотрении обоснованности заявления должника на обсуждение выносится в том числе вопрос, обладает ли гражданин имуществом либо денежными средствами в размере, достаточном для финансирования расходов на проведение процедуры банкротства.

Обращаясь к нормам Закона о банкротстве, определим примерный состав и размер расходов.

Опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, в информационном ресурсе — Едином федеральном реестре сведений о банкротстве и официальном издании — газете «Коммерсантъ».

В силу положений статьи 213.7 Закона о банкротстве в ходе процедуры банкротства гражданина соответствующие сведения опубликовываются путем их включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и не подлежат опубликованию в официальном издании — газете «Коммерсантъ», за исключением сведений о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов, а также о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина.


Бесплатная юридическая консультация:

В ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, обязательному опубликованию подлежат сведения:

— о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов;

— о признании гражданина банкротом и введении реализации имущества гражданина;

— о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного фиктивного банкротства;

— о прекращении производства по делу о банкротстве гражданина;


Бесплатная юридическая консультация:

— об утверждении, отстранении или освобождении финансового управляющего;

— об утверждении плана реструктуризации долгов гражданина;

— о проведении торгов по продаже имущества гражданина и результатах проведения торгов;

— о проведении собрания кредиторов;

— о решениях собрания кредиторов, если собранием кредиторов принято решение об опубликовании протокола собрания кредиторов;

åñïëàòíàÿ þðèäè÷åñêàÿ êîíñóëüòàöèÿ:

— о неприменении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств;

— о завершении реструктуризации долгов гражданина;

— о завершении реализации имущества гражданина;

— о предъявлении требований кредиторами (в порядке статьи 100 Закона о банкротстве);

Плата за включение сведений, подлежащих опубликованию в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, должна составлять не более половины платы, предусмотренной за включение сведений, подлежащих опубликованию в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве должника — юридического лица.

Согласно сведениям, приведенным в соответствующем разделе информационного ресурса — Единого федерального реестра сведений о банкротстве в сети Интернет <5>, стоимость размещения одного информационного сообщения составляет 805 руб., вне зависимости от содержания, объема текста, наличия или отсутствия приложенных к сообщению документов. Из чего можно сделать вывод, что стоимость публикации в информационном ресурсе одного информационного сообщения в деле о банкротстве гражданина составит 402 руб. 50 коп.


Бесплатная юридическая консультация:

Произвести расчет стоимости объявления в официальном издании — газете «Коммерсантъ» возможно путем заполнения соответствующего бланка заявления на официальном сайте — http://www.kommersant.ru/bankruptcy/.

Далее, с учетом количества указанных должником кредиторов, примерного прогнозирования дальнейшего хода процедуры возможно путем арифметического расчета определить размер расходов на опубликование сведений в ходе процедуры банкротства гражданина.

Проанализировав данную категорию расходов арбитражного управляющего при проведении процедур несостоятельности юридических лиц, также можно предположить, что сумма вряд ли будет выше 1000 рублей.

Расходы по оценке и реализации имущества гражданина.

Порядок оценки и реализации имущества гражданина определен положениями статей 110, 111, 112, 139, 213.26 Закона о банкротстве.


Бесплатная юридическая консультация:

Так, согласно пункту 2 статьи 213.26 Закона о банкротстве оценка имущества гражданина, которое включено в конкурсную массу, проводится финансовым управляющим самостоятельно, о чем финансовым управляющим принимается решение в письменной форме. Проведенная оценка может быть оспорена гражданином, кредиторами, уполномоченным органом в деле о банкротстве гражданина.

Собрание кредиторов вправе принять решение о проведении оценки имущества гражданина, части этого имущества, включенных в конкурсную массу, с привлечением оценщика и оплатой расходов на проведение данной оценки за счет лиц, голосовавших за принятие соответствующего решения.

Таким образом, в составе расходов по данному пункту речь идет скорее о возмещении расходов по реализации имущества гражданина.

Учитывая сведения, отраженные должником в описи имущества, и открытые данные, размещенные на электронных площадках, также возможно определение вероятностной цены, которая будет затрачена на реализацию имеющегося у должника имущества.

Определить вероятностный предел расходов необходимо для того, чтобы при рассмотрении обоснованности заявления гражданина предметно вести разговор о том, имеется ли у последнего имущество либо денежные средства в достаточном размере.


Бесплатная юридическая консультация:

Обращаясь к текстам судебных актов, размещенных в информационном ресурсе «Картотека арбитражных дел», наблюдаем наличие различных подходов судов при применении указанных выше норм.

В рамках рассмотрения обоснованности заявлений граждан по арбитражным делам N А/2015 (Определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.12.2015) <6>, А/2015 (Определение Арбитражного суда Мурманской области от 04.04.2016) <7>, А/2015 (Определение Арбитражного суда Мурманской области от 21.03.2016) <8> суды посчитали открытие процедуры реализации имущества нецелесообразным ввиду отсутствия у граждан денежных средств, достаточных для погашения расходов по делу о банкротстве, либо иного имущества, за счет которого может быть полностью или частично погашена задолженность по денежным обязательствам перед их кредиторами.

При этом в указанных судебных актах отражено, что граждане-должники либо имели в собственности имущество, которое возможно было реализовать в ходе процедуры несостоятельности, либо систематически получали доход в виде пенсии, заработной платы, доходов по гражданско-правовому договору.

Как отмечено в итоговых судебных актах по поименованным делам, из системного толкования норм Закона о банкротстве следует, что для открытия процедуры банкротства гражданина в виде реализации его имущества необходимо одновременное наличие совокупности следующих условий:

— гражданин не соответствует требованиям для утверждения плана реструктуризации долгов, установленным пунктом 1 статьи 213.13 Закона о банкротстве;


Бесплатная юридическая консультация:

— у гражданина имеется в достаточном объеме имущество, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по денежным обязательствам перед его кредиторами.

Суды, со ссылкой на отсутствие у граждан имущества в объеме, достаточном для полного или частичного погашения задолженности перед кредиторами, и указав на необходимость финансирования дополнительных расходов по делу о банкротстве (помимо вознаграждения финансовому управляющему), сочли открытие процедуры реализации имущества гражданина утрачивающим свое назначение, поскольку процесс сведется лишь к формальной констатации факта отсутствия имущества, завершению процедуры и освобождению граждан от обязательств.

Таким образом, граждане-должники столкнулись с несоответствием формы и содержания института несостоятельности: при наличии обязанности обратиться в суд с соответствующим заявлением в случае обнаружения за собой признаков несостоятельности и невозможности исполнить обязательства перед кредиторами по денежным обязательствам невозможен и дальнейший ход процедуры банкротства. При этом блокирование дальнейшего хода процедуры определяется той же составляющей, что и инициирование, — недостаточность денежных средств для погашения образовавшейся задолженности.

Другой подход применен в Постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 04.04.2016 по делу N А/2015 <9> и кажется автору более логичным и соответствующим целям правосудия.

Исходя из задач арбитражного судопроизводства (статья 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации <10>), целей реабилитационных процедур, применяемых в деле о банкротстве гражданина, и последствий признания гражданина банкротом (абзацы семнадцатый и восемнадцатый статьи 2 и статья 213.30 Закона о банкротстве) возможности заключения мирового соглашения на любой стадии рассмотрения спора (статьи 138, 139 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, абзац девятнадцатый статьи 2, статья 213.31 Закона о банкротстве), а также с учетом разъяснений Постановления Пленума ВС РФ N 45 в процедуре банкротства граждан, с одной стороны, добросовестным должникам предоставляется возможность освободиться от чрезмерной задолженности, не возлагая на должника большего бремени, чем он реально может погасить, а с другой стороны, у кредиторов должна быть возможность удовлетворения их интересов, что препятствует стимулированию недобросовестного поведения граждан, направленного на получение излишних кредитов без цели их погашения в надежде на предоставление возможности полного освобождения от задолженности посредством банкротства.


Бесплатная юридическая консультация:

<10> В редакции от 01.05.2016.

Кроме того, согласно разъяснениям, изложенным в абзацах втором и третьем пункта 28 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2011 N 51 «О рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей» <11>, неудовлетворенные требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, независимо от того, связаны ли они с предпринимательской деятельностью должника, сохраняют свою силу независимо от того, были ли они предъявлены при осуществлении процедуры банкротства. Сохраняется также обязанность должника погасить судебные расходы по делу о банкротстве, если их за должника понес арбитражный управляющий или иное лицо, а также оставшиеся непогашенными текущие платежи.

<11> Вестник ВАС РФ. 2011. N 9.

В случаях, когда при рассмотрении дела о банкротстве будут установлены признаки преднамеренного или фиктивного банкротства либо иные обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении должником своими правами и ином заведомо недобросовестном поведении в ущерб кредиторам (принятие на себя заведомо неисполнимых обязательств, представление банку заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или умышленное уничтожение имущества, вывод активов, неисполнение указаний суда о представлении информации и т.п.), суд вправе в определении о завершении конкурсного производства указать на неприменение в отношении данного должника правила об освобождении от исполнения обязательств (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации <12>).

<12> В редакции от 31.01.2016.


Бесплатная юридическая консультация:

По мнению автора, при рассмотрении обоснованности заявления гражданина-должника следует получить согласие финансировать процедуру банкротства и проверить довод о наличии достаточных для такого финансирования накоплений, признавая необходимым прекратить производство по делу на основании положений статьи 59 Закона о банкротстве ввиду отсутствия у гражданина денежных средств, достаточных для погашения расходов по делу о банкротстве, рассчитываемых индивидуально при рассмотрении каждого отдельного заявления.

Разрешение же вопроса об освобождении должника от обязательств, которое является целью инициирования со стороны гражданина процедуры банкротства, логичнее на этапе рассмотрения вопроса о завершении производства по делу о банкротстве.

Согласно абзацу четвертому пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах (пункт 45 Постановления Пленума ВС РФ N 45).

То есть само по себе обращение гражданина в суд с целью освобождения его от обязательств не является безусловным основанием считать действия заявителя-гражданина недобросовестными, поскольку в соответствии с вышеприведенными разъяснениями Постановления Пленума ВС РФ N 45 и положениями статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации в деле о банкротстве гражданина, возбужденном по заявлению самого должника, суду необходимо оценивать как поведение заявителя по наращиванию задолженности и причины возникновения условий неплатежеспособности и недостаточности имущества, так и основания и мотивы обращения гражданина в суд с заявлением о признании его банкротом.

В любом случае данные действия должны быть оценены с учетом совокупности доказательств, полученных от должника и кредиторов; сведений, предоставленных уполномоченными регистрирующими органами; процессуального поведения должника в ходе процедуры банкротства. Иначе, по мнению автора, граждане попадают в некую парадоксальную правовую ситуацию, при которой основания для возбуждения производства по делу блокируют его дальнейший ход.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/23331

Арбитражный управляющий Бирюкова Оксана Васильевна

Взыскание долга. Ликвидация фирм с долгами. Банкротство.

Стоимость банкротства для кредитора

Сумма бюджета процедуры банкротства складывается из обязательных предварительных расходов, необходимых для возбуждения дела о банкротстве должника, и отложенных вероятных расходов на проведение процедур банкротства, в случае отсутствия достаточных средств у банкрота.

К обязательным предварительным расходам кредитора по делу о банкротстве можно отнести: государственную пошлину за обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом –рублей; расходы на подготовку заявления о признании должника банкротом- 1 рубль (Подробнее о предложении для кредитора) ; расходы на подготовку приложения к заявлению о признании должника банкротом например, выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) в отношении заявителя и должника – обе выписки до 1000 рублей; почтовые расходы на уведомление должника о поданном заявлении до 500 рублей; расходы на оплату рабочего времени работников кредитора по выполнению ими задачи по возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде.

При обращении к арбитражному управляющему расходы кредитора по подготовке и обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом можно сократить до 6000 р (оплаты государственной пошлины за подачу такого заявления) . Арбитражный управляющий, по договоренности с кредитором, принимает на себя обязанности по подготовке заявления о банкротстве должника, подачи заявления в арбитражный суд, сопровождению рассмотрения требования кредитора, и информированию кредитора о всех своих действиях и результатах его работы.

Арбитражный суд, рассматривающий заявление о банкротстве должника, поданное кредитором, вправе запросить от кредитора доказательства возможности финансирования процедуры банкротства за счет должника и/или за счет кредитора. Кредитор, по договоренности с арбитражным управляющим, предоставляет в арбитражный суд либо доказательства наличия у должника имущества, либо гарантийное письмо о согласии на финансирование процедуры банкротства, либо перечисляет на депозит суда денежные средства в размере дорублей. В ходе переговоров с арбитражным управляющим могут быть оговорены другие обеспечительные меры, предупреждающие отказ суда во введении процедуры.


Бесплатная юридическая консультация:

Согласно действующему законодательству, все расходы по процедуре банкротства ложатся на должника, в том числе и оплаченная государственная пошлина.

К вероятным расходам на проведение процедур банкротства, в случае отсутствия достаточных средств у банкрота, можно отнести расходы на выплату вознаграждения временного управляющего, обычно дорублей; расходы временного управляющего на опубликование сведений о возбуждении процедуры банкротства – дорублей; почтовые расходы временного управляющего – дорублей.

После признания заявления о банкротстве должника обоснованным арбитражный суд вводит в отношении должника процедуру наблюдения и утверждает временного управляющего, указанного кредитором в своем заявлении. Одной из задач, решаемой временным управляющим в процедуре наблюдения, является выявление имущества должника, достаточного для финансирования процедуры банкротства. В случае отсутствия у должника имущества и достаточных сведений о том, что такое имущество может быть возвращено в ходе банкротства, суд прекращает производство по делу.

Источник: http://bankrotstvodolzhnika.ru/stoimost-bankrotstva-dlya-kreditora/

Шаблон согласия на финансирование процедуры банкротства

В целях максимально быстрого введения процедуры по инициативе Кредитора, к Заявлению о банкротстве Должника целесообразно сразу приложить согласие на финансирование. Поскольку в следующей стадии конкурсного производства неконтролируемые расходы конкурсного управляющего могут быть возложены на Заявителя, возможно использовать «ограничительные» формулировки из данного шаблона. Несмотря на представленное согласие, на первом заседании при рассмотрении вопроса о финансировании процедуры банкротства, суд вправе обязать заявителя внести минимальную сумму на депозит суда. Шаблон согласия на финансирование процедуры составлен для тех случаев, когда возникает вопрос о депозите. До такой инициативы, достаточно текста на основе двух первых абзацев на второй странице.


Бесплатная юридическая консультация:

Цель нашей работы — понять и добиться того, чего Вы действительно хотите.

Хороший юрист должен уметь быстро реагировать, действовать молниеносно и стремительно.

Верность поставленной цели — кредо нашей работы.

Наша компания занимается исключительно сопровождением дел о банкротстве.

© Независимая юридическая фирма «Рес-Лекс» Ведение дел о банкротстве


Бесплатная юридическая консультация:

119270, Москва, Лужнецкая набережная, д.6, БЦ «Панорама-Центр»

© 2015 Независимая юридическая фирма «Рес-Лекс» Ведение дел о банкротстве

119270, Москва, Лужнецкая набережная, д.6, БЦ «Панорама-Центр»

Источник: http://bankrotctvo.com/files/shablon-soglasiya-na-finansirovanie-protsedury-bankrotstva/

Финансирование процедуры банкротства

21 октября 2004 г.


Бесплатная юридическая консультация:

о порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников

(утв. постановлением Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 573)

1. Настоящее Положение определяет порядок и условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" представлять требования по денежным обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно (далее — уполномоченный орган), а также размер вознаграждения конкурсного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа.

2. Заявление уполномоченного органа о признании отсутствующего должника банкротом должно содержать информацию о наличии средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, с указанием источника финансирования.

3. Размер единовременного вознаграждения конкурсного управляющего за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника составляет 10 тысяч рублей.


Бесплатная юридическая консультация:

4. Уполномоченный орган выплачивает вознаграждение конкурсному управляющему в 2-недельный срок с даты представления им подтверждающих завершение процедуры банкротства отсутствующего должника документов согласно утвержденному перечню, но не ранее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица — отсутствующего должника.

В случае выявления нарушения установленного порядка представления указанных документов или предъявляемых к ним требований уполномоченный орган направляет в 2-недельный срок с даты получения документов конкурсному управляющему замечания с указанием срока устранения нарушения, который не может быть менее 10 дней, или копию принятого им решения об отказе в выплате вознаграждения.

Если документы, подтверждающие устранение нарушения, не поступают в уполномоченный орган в установленный им срок, уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в выплате конкурсному управляющему вознаграждения и компенсации его фактических расходов на проведение процедуры банкротства.

5. Уполномоченный орган в 2-недельный срок с даты представления конкурсным управляющим в установленном порядке документов согласно утвержденному перечню, подтверждающих его право на компенсацию расходов в связи с проведением процедуры банкротства отсутствующего должника, но не ранее внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации отсутствующего должника осуществляет компенсацию фактических расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства в соответствии с перечнем расходов, подлежащих компенсации, с учетом особенностей, установленных пунктом 7 настоящего Положения.

В случае выявления нарушения установленного в настоящем пункте порядка представления документов или предъявляемых к ним требований уполномоченный орган рассматривает вопрос о компенсации фактических расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника в порядке, установленном пунктом 4 настоящего Положения.


Бесплатная юридическая консультация:

6. Отказ в выплате вознаграждения конкурсному управляющему или в компенсации расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника может быть обжалован в судебном порядке.

7. В случае обнаружения и реализации конкурсным управляющим имущества отсутствующего должника кроме выплат, предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящего Положения, конкурсному управляющему выплачивается вознаграждение в размере 10 процентов денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника. Указанное вознаграждение удерживается конкурсным управляющим из денежных средств, полученных от продажи имущества отсутствующего должника, после поступления их в полном размере на основной счет отсутствующего должника.

Из денежных средств, оставшихся после удержания указанных 10 процентов, конкурсным управляющим удерживаются единовременное вознаграждение и сумма компенсации фактических затрат на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника, предусмотренные пунктами 3 и 5 настоящего Положения.

Решением Верховного Суда РФ от 20 марта 2007 г. N ГКПИ, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 июня 2007 г. N КАСабзацы 1 и 2 пункта 7 настоящего Положения в части слов: "оставшихся после удержания указанных 10 процентов" признаны не противоречащими действующему законодательству

Уполномоченный орган осуществляет выплату единовременного вознаграждения и компенсацию расходов конкурсного управляющего на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника в части, не покрытой денежными средствами, поступившими от продажи имущества отсутствующего должника.

8. При выплате единовременного вознаграждения конкурсному управляющему и компенсации его расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению уполномоченного органа, за счет средств, полученных от реализации имущества отсутствующего должника, конкурсный управляющий направляет в уполномоченный орган документы, подтверждающие фактические расходы, а также удержание конкурсным управляющим вознаграждения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

Решением Верховного Суда РФ от 20 марта 2007 г. N ГКПИ, оставленным без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 14 июня 2007 г. N КАСпункт 8 настоящего Положения в части слов: "а также удержание конкурсным управляющим вознаграждения в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения" признан не противоречащим действующему законодательству

9. При прекращении арбитражным судом упрощенной процедуры банкротства отсутствующего должника выплата вознаграждения и компенсация фактических расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника уполномоченным органом не осуществляются.

При прекращении упрощенной процедуры банкротства порядок и условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника определяются в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)".

Определяются порядок и условия финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ и органа местного самоуправления, а также размер вознаграждения конкурсного управляющего, осуществляющего процедуру банкротства отсутствующего должника, проводимую по заявлению уполномоченного органа.

Размер единовременного вознаграждения конкурсного управляющего за проведение процедуры банкротства отсутствующего должника составляет 10 тыс. руб.

Постановление Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников"

Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 29 октября 2004 г. N 240, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. N 44 ст. 4347

Актуальный текст документа

Получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня!

Последние новости

Финансируем банкротство или зачем суду деньги в депозите

В соответствии с положениями законодательства о несостоятельности (банкротстве) есть несколько вариантов финансирования процедуры банкротства, которые отличаются между собой только субъектом финансирующим процедуру.

Основным субъектом, финансирующим процедуру банкротства, является Должник, так как именно финансирование процедуры банкротства за счет имущества должника (ст. 20.7) – это общее правило, закрепленное в Законе о несостоятельности (банкротстве).

Но что делать, если имущества должника недостаточно для финансирования процедуры?

Статья 59 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что в случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, заявитель обязан погасить расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего.

В таком случае возможно финансирование за счет средств уполномоченного органа, кредиторов Должника или его учредителей.

Например, это касается случая заявления о признании Отсутствующего должника (т.е. такого гражданина – должника или руководителя должника – юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность, который отсутствует по месту нахождения (в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ) или место нахождения которого установить невозможно) банкротом.

Статья 227 Закона о несостоятельности напрямую ставит зависимость подачи и принятия заявления о признании общества несостоятельным (банкротом) от наличия средств у уполномоченного органа на финансирование процедуры. Порядок и условия такого финансирования устанавливаются Правительством РФ (Постановление от 21.10.2004 г. №573 «О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников»).

Кроме уполномоченного органа осуществить финансирование процедуры несостоятельности могут кредиторы. Но это явление достаточно редкое и связано чаще всего со списанием безнадежных долгов. Так как брать на себя финансирование процедуры банкротства другой организации попросту невыгодно.

Однако, когда кредиторы все же берут на себя финансирование процедуры банкротства, они могут распределить расходы между собой или один из кредиторов может взять обязанности по финансированию на себя.

Также обязанность по финансированию банкротства может взять на себя учредитель общества.

В любом из указанных случаев, волеизъявление, направленное на оплату расходов на финансирование банкротства, выражается в письменной форме и оформляется гарантийным письмом (ходатайством), в котором должно быть выражено согласие лица (физического – учредителя или юридического) или группы лиц финансировать процедуру и размер такого финансирования.

При этом у Суда есть правотребовать зачисления денежных средств предназначенных на финансирование процедуры несостоятельности (банкротства) на депозит суда. Это является своеобразной страховкой от нечистоплотности заявителя.

Однако, как указывает положение п.14 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 г. №91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», при невнесении давшим согласие на финансирование процедуры несостоятельности лицом по требованию судьи денежных средств на депозитный счет суда судья выносит определение о прекращении производства по делу на основании абзаца восьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве.

При этом практика касающаяся вопроса необходимости внесения или невнесения денежных средств на депозит суда настолько различается даже в рамках одного и того же суда, что ответ на вопрос вносить или не вносить деньги на депозит суда лежит в области «внутреннего убеждения суда». Некоторым судьям достаточно суммы, имеющейся формально на балансе должника, а есть такие, которые требуют внесения средств на процедуру на депозит суда при наличии на балансе сумм, которые намного превышают необходимые расходы на процедуру.

Но внесение денежных средств на депозит суда не всегда является целесообразным и возможным, так как сумма, подлежащая внесению на депозит суда:

1) рассчитывается примерно, ввиду того, что учитываются обычные сроки процедуры, которые могу продлеваться, изменяться в зависимости от обстоятельств;

2) указанная сумма должна вноситься единовременно.

Определение суда об обязании лица внести денежные средства на депозит суда для финансирования процедуры банкротства может быть обжаловано в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 61 закона о банкротстве (т.е. в течение 14 дней со дня принятия).

Однако, обжалуя данное определение, необходимо отдавать отчет в том, что обязательно указать на источник финансирования процедуры несостоятельности и обосновать достаточность средств на такое финансирование или возможность выявить в достаточном объеме указанные средства, которые не были учтены судом первой инстанции при вынесении определения об обязании внести денежные средства на финансирование процедуры банкротства, а также обращать внимание суда на мнение самого конкурсного управляющего относительно необходимости финансирования процедуры.

Так источником финансирования процедуры банкротства могут выступать:

— имущество самого должника,

— дебиторская задолженность, имеющаяся у Должника, по которой обоснована возможность реального взыскания,

— личные средства учредителя общества-Должника (платежеспособность которого подтверждена справками по счетам, справками о з/п, сведениями об имеющемся имуществе).

Между тем, необходимо учитывать тот факт, что суд, несмотря на все, может все же обязать заявителя в деле о несостоятельности внести денежные средства на депозит суда, ввиду того, что это делается исключительно на усмотрение суда.

Усмотрение же суда может основываться на мнении о добросовестности заявителя или объективной недоказанности возможности взыскания имеющегося имущества, или наличии имущества только на балансе Должника, или же просто на том, что арбитражный управляющий – лицо, находящееся фактически в другом регионе и ему будет удобнее получить денежные средства за свою работу через Арбитражный суд.

Определенные трудности ждут Вас и на этапе «изъятия» денежных средств из депозита суда, так как данный вопрос на сегодняшний момент законодательно не урегулирован.

Итак, есть несколько возможных вариантов такого «изъятия» денежных средств из депозита:

1) После завершения процедуры конкурсного производства и по заявлению Арбитражного управляющего на основании произведенного расчета денежных средств, подлежащих выплате Арбитражному управляющему (пример, практика АС Ростовской области);

2) До завершения процедуры конкурсного производства также по заявлению Арбитражного управляющего с указанием на конкретные расходы, необходимые в рамках дела о несостоятельности (например, расходы, необходимые на публикацию сообщения о признании Должника несостоятельным (банкротом), с приложением квитанции, подтверждающей размер суммы, подлежащей оплате за публикацию) в момент возникновения таких расходов.

* В соответствии с тем, что порядок передачи денежных средств, переданных на финансирование процедуры несостоятельности, не регламентирован законом или иными НПА, думается, что у Арбитражного управляющего есть возможность таким же образом, по истечении месяца работы, подать заявление об оплате из депозита АС его работы с оплатой ему ежемесячного вознаграждения.

Это те случаи, когда денежные средства могут быть получены по факту понесения (претерпевания) расходов Арбитражным Управляющим.

Кроме указанных выше случаев, возможно следующее:

3) АС может передать денежные средства Арбитражному управляющему сразу для распоряжения ими в ходе процедуры, но в этом случае Арбитражный управляющий должен будет отчитаться по расходам, как и в случае расходования денежных средств после реализации имущества должника в самой процедуре банкротства и вернуть на депозит АС те денежные средства, которые остались после завершения процедуры.

Обращаем Ваше внимание и на то, что в соответствии с положениями главы 19 «Постановления Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 г. №7 «Об утверждении Регламента арбитражных судов»:

«Выплата денежных средств, зачисленных на депозитный счет, производится наосновании судебного акта, принятого арбитражным судом ».

Таким образом, в любом случае для получения денежных средств из депозита суда Арбитражному управляющему необходимо обратиться в суд с заявлением о выдаче денежных средств на финансирование процедуры несостоятельности.

Итак, подавая заявление о несостоятельности (банкротстве), Вам необходимо помнить, что это предполагает определенные затраты, к которым, дабы не терять времени необходимо заранее подготовиться, заручившись согласием на финансирование процедуры от возможных лиц, поддержкой конкурсного управляющего, который фактически становится «главным лицом, представляющим Должника, и взаимодействующим с кредиторами и судом» на время всей процедуры. Ведь в интересах лица, которое финансирует процедуру – как можно более быстрое завершение банкротства Должника, так как чем больше времени идет банкротство – тем больше расходы.

И в последнее время арбитражные суда стараются примерно обозначить эти расходы заявителю еще до начала процедуры банкротства, ведь никто еще не отменял то положение закона о несостоятельности, когда при недостаточности средств на проведение процедуры банкротства Арбитражный суд (на любой стадии процесса) обязан прекратить дело о несостоятельности (банкротстве).

Юрисконсульт Раннева Евгения

Финансирование процедуры банкротства

Всем известно, что банкротство является достаточно сложно процедурой, в которой должны быть задействованы квалифицированные специалисты. Огромное количество разных факторов, способных влиять на дальнейшую судьбу компании должника делает работу арбитражного управляющего достаточно сложной. Разумеется, проведение процедуры банкротства должно как-то финансироваться. В этой статье мы рассмотрим варианты финансирования банкротства.

Консультацию вы можете получить в нашем офисе,

позвонив по телефону

Финансирование банкротства должником

Как правило, финансовое обеспечение процедуры банкротства производится за счет должника. В соответствии с действующим законодательством финансирование может проводиться за счет имущества банкрота, к которому относятся:

  • Движимое и недвижимое имущество;
  • Дебиторские задолженности;
  • Личные средства учредителей общества.

Финансирование банкротства из других источников

Однако стоит помнить, что банкротство подразумевает недостаток финансовых и имущественных активов, соответственно вполне возможна ситуация, а которой обеспечение процедуры за счет должника просто невозможно. В подобных ситуациях компенсация части расходов на проведение банкротства может лечь на плечи заявителя. Важным моментом является то, что в подобном случае заявитель оплачивает только ту часть расходов, которую не в состоянии закрыть должник, исключая гонорар арбитражного управляющего.

Также финансирование банкротства может осуществлять уполномоченный орган кредиторов, либо его учредители. Подобная ситуация может иметь место в случае признания отсутствия должника, т.е. невозможность установления места нахождения должника (в случае, если он является физическим лицом), либо его руководства.

Наиболее редким случаем является финансирование процесса банкротства со стороны кредиторов. Как правило это происходит для того чтобы списать совсем уж безнадежные долги.

В том случае, если финансирование банкротства будет осуществляться не должником, необходимо сделать письменное волеизъявление, которое будет подкреплено согласием конкретных лиц, выделить указанную сумму. Важным моментом является то, что в подобном случае суд имеет право потребовать зачисления денег на финансирование банкротства на депозитный счет судебного органа. Это служит своеобразной страховкой от нецелевого использования выделенных средств. Если средства не будут зачислены на счет в указанный срок, производство по делу о банкротстве будет прекращено. Решение о зачислении средств на финансирование банкротства на счет суда, может быть обжаловано в течение четырнадцати дней с момента принятия.

Специалисты нашей компании помогут вам в кратчайшие сроки зарегистрировать ООО, ОАО, ЗАО, ИП, получить выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, подскажут наиболее оптимальный вариант взыскания просроченной задолженности, разъяснят аспекты проведения процедуры банкротства и ликвидации юридического лица, подготовят документы для представительства в судах.

Финансовое оздоровление в процедуре банкротства предприятия

Введение финансового оздоровления в процедуре банкротства подразумевает потенциальную возможность преодоления юридическим лицом кризисной ситуации и дальнейшее осуществление деятельности после осуществления ряда мер, призванных для погашения долгов компании и восстановления докризисного состояния. Успешное окончание финансового оздоровления выгодно всем участникам процесса.

Основные положения, касающиеся порядка внедрения финансового оздоровления, назначения ответственного лица, его полномочий и последствий содержатся в главе 5 действующей редакции ФЗ РФ “О несостоятельности (банкротстве)

Когда вводится процедура финансовое оздоровление при банкротстве?

Финансовое оздоровление является одним из возможных этапов, наступающих после стадии наблюдения. Переход от наблюдения к оздоровлению осуществляется по официальному заключению арбитражного суда, вынесенному на основании ходатайства, подать которое имеют право следующие субъекты:

  • юридическое лицо на основании протокола собрания учредителей;
  • отдельный учредителель/руководитель;
  • кредиторы;
  • иные лица, заинтересованные в благоприятном исходе процесса.

Ходатайство о применении данной стадии будет допущено к обсуждению и голосованию при своевременном предоставлении документа — за 2 недели до назначенной даты первого собрания кредиторов. Необходимо подготовить пару экземпляров документа: один — для временного управляющего, второй — для арбитражного суда. Для обоснования предложения о введении этапа ходатайство должно быть подкреплено документами, подробный перечень которых для каждого из возможных инициаторов, содержится в статьях 77 и 78 Закона о банкротстве. Общими для всех субъектов являются:

  1. график погашения задолженностей согласно реестру кредиторов;
  2. гарантия обеспечения выполнения обязательств (банковская, муниципальная или государственная; залог или поручительство);
  3. план финансового оздоровления организации.

Копии ходатайства и установленных Законом документов для предварительного ознакомления и изучения направляются всем участникам первого собрания кредиторов.

Проведение процедуры

Точка отсчета срока финансового оздоровления начинается с вынесения судом решения о внедрении стадии, которое содержит информацию о временных рамках, об установленном графике выплат задолженностей и о назначении административного (финансового) управляющего. Первостепенной задачей стадии является покрытие организацией долговых обязательств. на втором месте находится выход деятельности юридического лица на докризисные показатели.

Задолженности, зафиксированные в реестре кредиторов и возникшие до внедрения стадии должны быть погашены согласно графику погашения долгов. Первые выплаты производятся уже через месяц после начала этапа. В дальнейшем график административного управляющего предусматривает ежемесячные выплаты кредиторам задолженности равными частями в течение 12 месяцев. После погашения основного долга юридическое лицо осуществляет выплату неустойки за несвоевременный возврат средств. Сумма неустойки рассчитывается как произведение ставки рефинансирования на дату начала стадии и суммы долга.

Требования кредиторов 1-й и 2-й очереди должны быть полностью удовлетворены в первые полгода финансового оздоровления. Все задолженности, включенные в реестр, заверенные членами первого собрания, должны быть погашены за 30 дней до завершения данного этапа банкротства предприятия. В это же время должник готовит отчет, отражающий результаты проведения стадии, на основании которого арбитражный управляющий выносит заключение об эффективности процедуры и направляет его участникам собрания.

На период введения этапа финансового оздоровления руководители не утрачивают своих полномочий, но обязаны действовать в рамках установленных Законом ограничений. В число сделок, решение по которым руководитель обязан заверять разрешением административного управляющего, входят:

  • сделки, увеличивающие долг организации на 5% и более;
  • сделки, связанные с покупкой, продажей, дарением имущества юридического лица;
  • сделки, предполагающие продажу или перевод долга третьим лицам;
  • сделки, сопряженные с привлечением заемных средств.

Что касается деятельности компании в целом, то финансовоеоздоровление влечет за собой следующие изменения :

  1. предъявление требований кредиторов осуществляется в соответствии с положениями Закона;
  2. меры по покрытию долгов организацией, введенные до финансового оздоровления, упраздняются;
  3. арест имущества и установление ограничений касательно распоряжения собственностью организации производится в рамках действующего Закона по решению арбитражного суда;
  4. временно не осуществляются выплата имущественных взысканий за исключением исполнительных документов, которые были выданы до стадии оздоровления;
  5. приостанавливаются все действия, связанные с куплей-продажей акций учредителей;
  6. прекращаются выплаты дивидендов и выплата доли прибыли учредителям;
  7. запрещается переуступка долга юридического лица, если она влечет нарушение очереди погашения задолженностей перед кредиторами;
  8. штрафные санкции за просрочку платежей начисляются только на текущие платежи.

Пути финансового оздоровления

Финансовое оздоровление направлено на погашение кредиторской задолженности юридического лица и реанимирование его платежеспособности. Выбор возможных путей финансового оздоровления для преодоления кризисной ситуации зависит от результатов наблюдения и специфики работы организации. Причины несостоятельности организации — это взаимодействие внешних и внутренних факторов.

Причины несостоятельности юридического лица

Изменение покупательских предпочтений

Отсутствие сбытовой стратегии и маркетинга

Доля всех процедур банкротства начинается именно из-за внутренних проблем организации, потому помимо пути погашения имеющихся задолженностей для избежания финансового кризиса в будущем, необходимо разработать мероприятия по устранению внутренних факторов. К первостепенным мероприятиям относятся:

  • смена руководящего состава;
  • сокращение штата;
  • перераспределение обязанностей;
  • ликвидация подразделений и неликвидных производств;
  • разработка системы сбыта и маркетинга;
  • снижение расходов;
  • снижение дебиторской задолженности.

Пути финансового оздоровления для конкретного должника и способ погашения текущей задолженности подробно изложен в плане административного управляющгео юридического лица.

План оздоровления предприятия

План финансового оздоровления — это обязательный документ стадии банкротства, который определяет механизм погашения долга и вывода организации из финансовой ямы. В Законе основные положения о данном документе содержатся в статье 84. Обязанность по разработке плана ложится на должника, который должен предложить реальные способы обеспечения исполнения обязательств перед кредиторами согласно установленному графику платежей.

План финансового оздоровления по структуре напоминает обычный бизнес-план, составляемый при создании новой организации. Структура плана представлена следующими основными пунктами:

  1. обзор предприятия и его характеристика;
  2. информация о текущем состоянии бизнеса;
  3. финансовый анализ;
  4. маркетинг и сбыт;
  5. мероприятия для преодоления кризиса;
  6. план производства или сбыта;
  7. источники финансирования.

Контролировать исполнение должником графика выплат долгов и соблюдение разработанного плана будет независимый эксперт — финансовый (административный) управляющий .

Административный управляющий в процедуре банкротства юридического лица

Административный управляющий приступает к выполнению своих обязанностей с даты принятия судом решения о введении финансового оздоровления. Выбор подходящего кандидата и его назначение является обязанностью суда, тогда как выплата вознаграждения управляющему ложится на должника. Финансовый управляющий на этой стадии необходим для контроля исполнения плана оздоровления, посредничества между участниками процедуры несостоятельности и формирования заключения о результатах этапа. Заключение вместе с бухгалтерской отчетностью передается в суд за 10 дней до завершения стадии. Деятельность административного управляющего заканчивается одновременно с решением о прекращении финансового оздоровления, если он не был отстранен или не заявил самоотвод.

Если долги были погашены не полностью или должник не подготовил отчет о результатах работы организации, то управляющий должен вынести вопрос об определения дальнейших действий в отношении юридического лица на рассмотрение собранию кредиторов.

Срок процедуры финансового оздоровление при банкротстве

Законом установлен максимальный срок процедуры финансового оздоровления организации не превышающий 24 месяцев с даты принятия судом соответствующего решения. За этот период организация должна погасить все имеющиеся задолженности и восстановить собственную платежеспособность.

Стадия может быть прекращена досрочно, если имеются следующие основания:

  • нарушение сроков предоставления соглашения о гарантиях выполнения обязательств перед кредиторами в арбитражный суд;
  • уплата долгов кредиторам осуществляется с нарушением установленного графика погашения задолженностей, задержка платежей составляет 15 и более дней;
  • организация ликвидировала все имеющиеся задолженности до окончания срока, определенного судом.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

Процедура банкротства на стадии финансового оздоровления включает 3-х основных участников процесса, обладающих законными правами и обязанностями.

Права и обязанности участников финансового оздоровления

О вопросе финансирования процедур банкротства граждан.

Федеральным законом от 29.06.2015 N 154-ФЗ были введено правовое регулирование процедур банкротства. Учит ывая образовавшийся значительный размер просроченной задолженности данной категории должников, то в арбитражные суды начали в большом количестве поступать заявления граждан о признании их несостоятельными (банкротами). Вызвано это желанием граждан получить освобождение от обязательств, которое является правовым последствием окончания процедуры банкротства.

Так, требования к заявлению и прилагаемым к нему документам определены статей 213.4 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан».

Следует отметить, что исходя из положений пункта 4 статьи 213.7 и пункта 4 статьи 213.9 Закона о банкротстве опубликование сведений в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве и выплата фиксированной суммы вознаграждения финансовому управляющему осуществляется за счет средств гражданина. Поскольку гражданин наряду с иными документами указанными в пункте 3 статьи 213.4 Закона о банкротстве обязан подтвердить суду наличие у него средств для оплаты соответствующих судебных расходов посредством внесения в депозит арбитражного суда денежных средств на выплату вознаграждения финансовому управляющему в размере, равном фиксированной сумме вознаграждения финансового управляющего за одну процедуру банкротства, а также приложить к заявлению доказательства наличия у него имущества, достаточного для погашения расходов по делу о банкротстве.

Учитывая, что ни глава Закона о банкротстве, относящаяся к регулированию банкротства граждан, ни Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 45, принятое для целей восполнения правовых пробелов данного Закона, не содержат пояснений какими документами заявитель-гражданин может подтвердить наличие у него средств для финансирования процедур банкротства, то, как следствие, у многих должников решивших подать на себя на банкротство возникает соответствующий вопрос.

Что бы получить ответ на поставленный вопрос, слудет обратиться к положениям статьи 213.1 Закона о банкротстве, в силу которой отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I — III.1, VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Федерального закона. Между тем, исходя из положений статьи 59 Закона о банкротстве, а также разъяснений Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 N 91 «О порядке погашения расходов по делу о банкротстве», применяемых к банкротству юридических лиц, в случае временного отсутствия у должника достаточной суммы для осуществления расходов по делу о банкротстве арбитражный управляющий либо с его согласия кредитор, учредитель (участник) должника или иное лицо вправе оплатить эти расходы из собственных средств с последующим возмещением за счет имущества должника.

При этом лицо, финансирующее расходы по делу о банкротстве за счет собственных средств, не связано при этом очередностью удовлетворения текущих требований (пункт 2 статьи 134 Закона о банкротстве). Оно вправе непосредственно уплатить необходимую сумму текущему кредитору; предварительного перечисления им денег на основной счет должника (статья 133 Закона о банкротстве) и последующего перечисления их текущему кредитору именно должником не требуется.

Так применив к порядку финансирования процедуры банкротства по аналогии положения статьи 59 Закона о банкротстве и приведенных выше разъяснений, следует отметить возможность их приенения только в случае согласия финансирования процедуры банкротства гражданина его кредиторами. При этом, навряд ли найдется желайщий внести денежные средства в случае получения достоверной информации относительно отсутствия у должника какого-либо имущества, за счет которого в перспективе можно компенсировать не только средства потраченные на финансирование процедуры должника, но и удовлетворения своей кредиторской задолженности включенной в реетр требований кредиторов.

Здесь остается только одно заинтересованное лицо, которое желает получить освобождение от обязательств, это конечно сам должник. Полагаем, что учитывая сложившийся в судебной практике и наработанной в отношении дел о банкротстве юридических лиц опыт финансирования процедур должников с отсутствием средств в размере достаточном для финансирования процедур банкротства, по аналогии возможно применить также к процедурам в отношении должников-граждан.

Так, для целей подтверждения достаточности средств должника для оплаты судебных расходов, полагаем возможным внести на стадии подачи заявления в суд на депозит арбитражного суда, помимо средств на оплату вознаграждения финансовому управляющему, также средства в размере достаточном на покрытие иных расходов предусмотренных для соответствующей процедуры. В подтверждение достаточности внесенных средств приложить расчет с отражением каждой строки расхода и размером средств необходимым для ее погашения. Стоит отметить, что приведенный подход уже находит свое выражение в судебной практике. Так, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в постановлении от 16.03.2016 N Ф/2016 по делу N А/2015 указал, что должник вправе подтвердить достаточность средст для финансирования процедуры банкротства, в том числе путем зачисления денежных средств на погашение судебных расходов по делу о банкротстве на депозит суда.

Copyright © 2018 ЭталонПрава.ру. Все права защищены.

Источник: http://etalonprawa.ru/finansirovanie-protsedury-bankrotstva/