Порядок проведения ликвидации


Бесплатная юридическая консультация:

Этапы ликвидации и функции ликвидационной комиссии

Решение о ликвидации принимается органом, уполномоченным учредительными документами организации. В обществах с ограниченной ответственностью это Общее собрание участников, в акционерных обществах — общее собрание акционеров, в некоммерческих партнерствах, ассоциациях, союзах — общее собрание членов и т.д.

Оглавление:

Некоммерческий фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда. Решения, принимаемые на собрании можно увидеть на рисунке 2.

Рис 2. Принимаемые решения на общем собрании

Общество с ограниченной ответственностью может быть добровольно ликвидировано только по единогласному решению его участников. Нормативными актами могут устанавливаться специальные требования к составу ликвидационной комиссии юридических лиц соответствующего вида. Например, в случае, когда акционером ликвидируемого акционерного общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде. В состав ликвидационной комиссии обычно назначаются участники и сотрудники ликвидируемого общества. Председателем ликвидационной комиссии, как правило, назначается руководитель предприятия.

В соответствии с п. 1 ст.62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В соответствии со ст. 20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сделать это необходимо в течение трех дней с даты принятия решения о ликвидации.


Бесплатная юридическая консультация:

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

При подаче объявления необходимо указать следующие сведения о ликвидируемом предприятии:

· полное наименование юридического лица;

· адрес (место нахождения) юридического лица;


Бесплатная юридическая консультация:

· сведения о принятом решении о ликвидации (для общественных объединений — решение об использовании оставшегося имущества): кем и когда принято;

· порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационный комиссией (адрес, телефон)).

Также при подаче объявления с расчетного счета организации оплачивается сбор в размере 915 рублей.

Для взыскания задолженности ликвидационная комиссия направляет дебиторам письма с требованием выплатить деньги или вернуть имущество. Если должники отказываются платить, можно обратиться с иском в суд. В этом случае представлять интересы организации в суде будут представители ликвидационной комиссии. Дебиторская задолженность, по которой истек срок исковой давности, отражается в составе не реализационных расходов, а в дальнейшем списывается в убыток.

При ликвидации организации перед составлением ликвидационного (промежуточного) баланса необходимо провести инвентаризацию. Инвентаризация имущества и обязательств должна подтвердить достоверность отражения в учете переходящих к правопреемникам имущества и обязательств и носит обязательный характер. Порядок проведения инвентаризации установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета.


Бесплатная юридическая консультация:

Основные цели инвентаризации при ликвидации организации — выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств. Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам. Имущество инвентаризируется по его местонахождению и по материально-ответственному лицу. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, т.е. расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Несмотря на то, что порядок инвентаризации достаточно подробно регламентирован действующим законодательством, на практике организации часто допускают различные нарушения.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения. Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор без предупреждения об увольнении за два месяца с одновременной выплатой дополнительной компенсации в размере двухмесячного среднего заработка.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Кроме того, работнику выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

В соответствии со ст. 140 Трудового кодекса администрация предприятия должна рассчитаться с увольняемым сотрудником в последний день его работы. Если же в этот день его не было на рабочем месте, то деньги сотруднику выплачивают на следующий день, после того, как он за ними обратился.

В соответствии с п.1 ст. 49 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налогов ликвидируемой организации исполняет ликвидационная комиссия за счет денежных средств, которые поступают от реализации имущества. Если организация продала какие-либо активы, то у нее возникает обязанность по уплате налогов, связанных с этой продажей (НДС, налог на прибыль). Ликвидационная комиссия обязана представлять в налоговый орган декларации по каждому из налогов, подлежащих уплате в бюджет до момента ликвидации организации.


Бесплатная юридическая консультация:

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации и в соответствии с ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» в случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Получив уведомление о начале ликвидации, налоговая инспекция, являясь потенциальным кредитором организации в случае не доначисления налогов, начинает проверять ликвидируемое предприятие. Налоговая проверка проводится по все налогам вне зависимости от времени проведения предыдущих проверок. По времени проведение налоговой проверки является самым долгим отрезком в процедуре ликвидации и зависит от оборотов конкретной организации и загруженности конкретного инспектора, контролирующего данную организацию и может затянуться на годы. В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоговая проверка проводится за последние 3 календарных года. По закону налоговая проверка является выездной, однако на практике выездная проверка проводится только у средних и крупных налогоплательщиков, у небольших же компаний инспектор обычно просит принести все документы в инспекцию.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода, либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

На основании актов сверки с налоговыми органами и актов документальной проверки расчетов определяется сумма задолженности организации.


Бесплатная юридическая консультация:

Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица. В соответствии с Законом о бухгалтерском учете при ликвидации юридического лица для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности ликвидационная комиссия обязана провести инвентаризацию имущества и обязательств юридического лица, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. К промежуточному ликвидационному балансу прилагаются перечень имущества ликвидируемого юридического лица, а также перечень кредиторов и их требований, учтенных в размере, признанном ликвидационной комиссией.

Требования кредиторов учитываются в размере, признанном ликвидационной комиссией, на основании документов, подтверждающих наличие обязательств юридического лица и их размер. Такими документами являются договор, заключенный данным юридическим лицом, решение судебных органов, иные документы (ценные бумаги, в том числе векселя, платежные поручения и т.п.). В случае несогласия ликвидационной комиссии с суммой требования кредитора в промежуточном ликвидационном балансе отражается сумма требования, принятая ликвидационной комиссией. Обязательства ликвидируемого юридического лица, по которым не предъявлены требования в установленный срок, а также заявленные в установленный срок, но не признанные органом, осуществляющим ликвидацию, также отражаются на соответствующих счетах промежуточного ликвидационного баланса. При решении суда об удовлетворении требования кредитора такое требование учитывается в промежуточном ликвидационном балансе в размере, определенном решением суда.

Если стоимость имущества юридического лица по данным промежуточного ликвидационного баланса недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидация юридического лица должна проводиться в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве). В частности, ликвидационная комиссия должна совершить действия либо по подготовке к применению процедуры добровольной ликвидации, что предусматривает принятие такого решения совместно с кредиторами, либо по подаче в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) юридического лица.

Промежуточный ликвидационный баланс выносится ликвидационной комиссией на рассмотрение учредителей (участников) юридического лица или органа, принявших решение о ликвидации юридического лица, и утверждается ими. Законом могут быть предусмотрены случаи, в которых утверждение промежуточного ликвидационного баланса осуществляется по согласованию с уполномоченным государственным органом. Например, ч. 10 ст. 23 Закона о банках предусматривает, что учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию, утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с ЦБР. Таким образом, промежуточный ликвидационный баланс — это баланс, который составляется перед тем, как удовлетворять требования, предъявленные кредиторами в срок, установленный ликвидационной комиссией. Цель составления этого баланса — уточнить реальное финансовое положение ликвидируемого предприятия:

· уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р 15003;


Бесплатная юридическая консультация:

· доверенность (для лиц, не имеющих права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности);

· промежуточный ликвидационный баланс.

Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Законом установлена очередность и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица. Основанием для начала выплаты денежных сумм кредиторам является утверждение промежуточного ликвидационного баланса юридического лица.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей. В этих целях юридическое лицо обязано капитализировать суммы, необходимые для выплаты возмещения вреда в будущем, и внести их в органы государственного страхования.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам. Вследствие ликвидации юридического лица эти категории физических лиц находятся в более уязвимом положении по сравнению с другими кредиторами. Во-первых, потому, что доход, предоставляемый им юридическим лицом, является по общему правилу основным, а зачастую — единственным источником средств существования. Во-вторых, лица наемного труда и приравниваемые к ним категории лиц на практике в определенном смысле авансируют своим трудом юридическое лицо, — заработная плата, к примеру, выплачивается лишь после завершения работы; но в отличие от других кредиторов эти лица лишены каких-либо гарантий своего кредита. В-третьих, названные категории физических лиц являются, как правило, кредиторами единственного должника и, следовательно, при его ликвидации теряют все, включая рабочее место, тогда как прочие кредиторы имеют многих должников и рискуют потерять разве что одно требование из многих имеющихся.

Бесплатная юридическая консультация:

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. С учетом того, что требования предыдущих групп кредиторов удовлетворяются в полной мере, институт залога, имеющий целью облегчение получения кредита, может утратить значительную часть своей эффективности. Организации с большим количеством занятых могут столкнуться с трудностями в получении кредитов, поскольку именно они имеют самую большую задолженность по заработной плате.

В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. Как правило, государство является самым крупным кредитором ликвидируемого юридического лица. И если бы его требования пользовались более высоким приоритетом, то после расчетов по ним вероятность удовлетворения требований других кредиторов была бы достаточно малой.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом. В этом случае речь идет главным образом об обязательственных отношениях, не обеспеченных залогом.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в число кредиторов, имеющих право на удовлетворение требований в первую очередь, наряду с лицами, перед которыми ликвидируемое общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, включаются также граждане, являющиеся кредиторами названных банков или кредитных учреждений. Выплаты кредиторам первых четырех очередей осуществляются со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, а выплаты кредиторам пятой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного. При этом требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица. Требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано, а также требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, считаются погашенными.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, также считаются погашенными. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.


Бесплатная юридическая консультация:

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. банкротство ликвидация кредитор задолженностьЕсли имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. Порядок реализации имущества установлен Федеральным Законом №119-ФЗ от 21 июля 1997г. «Об исполнительном производстве» и осуществляется в следующей очередности. Перед продажей имущества ликвидационная комиссия сама оценивает его по рыночной стоимости или привлекает независимого оценщика. Затем оно реализуется специализированной организации. Недвижимое имущество реализуется на торгах. Эти торги подготавливают и проводят организации, имеющее право совершать сделки с недвижимостью.

Сначала продается имущество, которое не участвует в производстве. Это могут быть ценные бумаги, валютные ценности, транспортные средства и т.д. Затем продаже подлежит готовая продукция. В последнюю очередь продается недвижимость, сырье, материалы и основные средства. Ликвидационная комиссия должна принять решение об очередности реализации активов предприятия исходя из экономической целесообразности. Нельзя забывать, что операции по выбытию имущества облагаются всеми установленными налогами. Полученные денежные средства поступают в кассу предприятия или на его расчетный счет. После этого продолжается процесс расчетов с кредиторами.

После того, как ликвидационная комиссия рассчиталась со всеми кредиторами, она в соответствии с п.5 ст.63 Гражданского кодекса РФ должна составить ликвидационный баланс. Ликвидационный баланс содержит информацию об активах, которые остались у организации к моменту ее ликвидации и до того, как будут произведены расчеты с учредителями. По ликвидационному балансу можно судить об имуществе, которое переходит к учредителям.

Ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации, а также согласовывается с налоговым органом.

Имущество, оставшееся у организации после расчетов с кредиторами, распределяется между ее участниками пропорционально их доле в уставном капитале организации. Распределение имущества между учредителями производится на основании акта. В нем указываются, кому и что передается. Акт подписывают все участники организации.

ggg

Нужно обратить внимание на то, что в некоторых некоммерческих организациях нет возможности распределения оставшегося имущества между участниками.

После проведения всех взаиморасчетов необходимо закрыть все счета организации в банках. Для этого достаточно подписать заявление о закрытии счета, которое выдается самим банком. При этом необходимо не забыть уведомить налоговую инспекцию о закрытии счетов. В налоговую инспекцию подаются сообщение о закрытии счета в двух экземплярах, на одном из которых налоговая инспекция ставит отметку с датой принятия. Данное сообщение необходимо сдать не позднее десяти дней со дня закрытия счета, так как невыполнение данного требования влечет наложение штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Предприятие прекращает свое существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

После утверждения ликвидационного баланса заявитель (руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или конкурсный управляющий) направляют в регистрационный орган необходимые документы.

От уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию юридических лиц (2000 рублей) освобождаются:

· органы государственной власти, органы местного самоуправления;


Бесплатная юридическая консультация:

· профессиональные союзы, объединения (ассоциации) профессиональных союзов, первичные профсоюзные организации при их государственной регистрации в качестве юридических лиц, в том числе при государственной регистрации изменений, вносимых в их учредительные документы.

В течение пяти дней с даты подачи указанного комплекта документов налоговая инспекция обязана выдать свидетельство о прекращении деятельности юридического лица и уведомление о снятии с налогового учета.

По причине того, что большинство функций уже были описаны в предыдущей главе, не станем подробно останавливаться на каждой из них.

Ликвидационная комиссия — это комиссия (лицо), назначаемая учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Основной задачей ликвидационной комиссии является завершение деятельности ликвидируемой фирмы в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников. Важными функциями ликвидационной комиссии являются выявление кредиторов и получение дебиторской задолженности. После окончания назначенного срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс. Он должен содержать сведения о составе имущества первичной профсоюзной организации, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению организацией, и она осуществляет ликвидацию юридического лица. Если участником (акционером) ликвидируемой организации является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом или соответствующего органа местного самоуправления.


Бесплатная юридическая консультация:

Состав ликвидационной комиссии согласуется с регистрирующим органом. Государственную регистрацию юридических лиц при ликвидации осуществляет ФНС России (ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ). На основании ст.20 Закона N 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» установлена специальная форма N РУведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица. Кроме самого решения о ликвидации, в протоколе, фиксирующем это решение, должны быть предусмотрены образование ликвидационной комиссии и ее состав. Налоговый орган должен быть уведомлен о назначении ликвидационной комиссии и ликвидатора (конкурсного управляющего). Получив уведомление, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускаются государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает вышеуказанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации.

Перед началом ликвидации ликвидационная комиссия помещает в печатных изданиях объявления о ликвидации организации, в которых должны быть отражены следующие данные:

· наименование ликвидируемого юридического лица;

· дата принятия решения о ликвидации;

· наименование органа, который принял решение о ликвидации;


Бесплатная юридическая консультация:

· ИНН организации, номер в Едином государственном реестре юридических лиц;

· адрес, телефон, факс;

· порядок и сроки предъявления требований кредиторов к организации.

Ликвидационная комиссия разрабатывает и утверждает план ликвидации организации, в который должны быть включены следующие мероприятия:

· инвентаризация имущества организации;

· составление развернутой характеристики финансового состояния организации на момент ликвидации;


Бесплатная юридическая консультация:

· сверка расчетов по всем федеральным и территориальным платежам с налоговыми органами и внебюджетными фондами;

· анализ и оценка дебиторской задолженности, разработка мероприятий по ее взысканию;

· анализ и характеристика кредиторской задолженности;

· подготовка сведений о размерах и составе активов организации;

· определение порядка реализации имущества ликвидируемой организации;


Бесплатная юридическая консультация:

· определение порядка расчетов с кредиторами, относящимися к одной очередности удовлетворения требований;

· установление сведений об участниках, имеющих право на получение доли имущества организации, оставшегося после расчетов с кредиторами;

· определение порядка увольнения персонала ликвидируемой организации;

· установление всех организаций, учредителем которых является юридическое лицо, и вывод его из состава учредителей (если ликвидируемая организация является единственным учредителем другой организации, то последняя должна быть также ликвидирована);

· определение порядка распределения между учредителями денежных и иных средств, оставшихся после удовлетворения требований кредиторов;


Бесплатная юридическая консультация:

· подготовка документов для исключения организации из государственного реестра юридических лиц;

· закрытие счетов организации в банках;

· передача на хранение в архив документов по личному составу ликвидируемой организации (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы), протоколов общих собраний. Прием документов в архив удостоверяется справкой, копия которой передается в регистрирующий орган;

· согласование ликвидационного баланса с регистрирующим органом.

Для решения вопроса об ответственности ликвидационной комиссии необходимо сначала определиться с ее правовым статусом. Ликвидационная комиссия должна быть приравнена к органам управления обществом, а члены ее — к должностным лицам исполнительного органа. «Отсюда и ответственность ликвидационной комиссии перед обществом, его участниками должна наступать в соответствии с нормами трудового законодательства. Причем конкретную материальную ответственность несет не комиссия как таковая, а каждый виновный член ликвидационной комиссии».


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://studwood.ru//ekonomika/poryadok_provedeniya_likvidatsii

Ликвидационная комиссия: порядок ее образования

Жизненный цикл юридического лица неразрывно связан с экономической обстановкой в стране и начинается с решения о его создании, и завершается ликвидацией.

Последовательность действий для последнего этапа устанавливается:

  1. Гражданским кодексом Российской Федерации (часть 1),
  2. Федеральным законом от 26декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»,
  3. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»,
  4. Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Но действующим законодательством регулируются не все вопросы, возникающие при ликвидации организации. Попробуем разобраться в этой процедуре.

Что такое ликвидационная комиссия (ликвидатор)

Российским законодательством не предусматривается четкого определения рассматриваемого института, порождая множество трактовок данного понятия.

Наиболее точно можно сказать, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) – это временный орган, формируемый для процедуры ликвидации хозяйствующего субъекта, получающий все полномочия исполнительных органов по управлению ликвидируемой организацией.


Бесплатная юридическая консультация:

Порядок образования ликвидационной комиссии, назначения ликвидатора

Решение о ликвидации хозяйствующего субъекта принимается учредителями юридического лица или иным органом, указанным в уставе, либо единственным участником общества.

  • Протокол комиссии о ликвидации — скачать.
  • Решение единственного участника ООО о ликвидации — скачать.

Уведомление о таком решении необходимо заверить у нотариуса и в течение трех рабочих дней направить регистрирующему органу (налоговому органу) по месту нахождения юридического лица, для внесения сведении о созданной комиссии в ЕГРЮЛ.

При этом должностное лицо регистрирующего органа выдает представителю организации свидетельство о внесении записи и выписку из ЕГРЮЛ.

Все формы документов, представляемые в налоговую службу можно найти в Приказе ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ »Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

Этим же нормативным правовым актом признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

О процедуре ликвидации обязательно уведомляется банк, в целях внесения в учетную карточку хозяйствующего субъекта соответствующих сведений и информации о председателе комиссии.


Бесплатная юридическая консультация:

Состав ликвидационной комиссии, ее председатель

Ликвидационная комиссия формируется посредством издания локального акта, содержащего перечень полномочий, передаваемых данному органу.

Действующим законодательством не определены требования к членам комиссии (ликвидатору), поэтому на практике ими являются заинтересованные работники организации – учредители, бухгалтеры, юристы, руководители.

Кроме того, в указанном акте определяется кто станет председателем ликвидационной комиссии, на которого возлагаются обязанности по осуществлению организации и контроля деятельности всей комиссии, а также по подписанию издаваемых ею актов. В роли председателя зачастую выступает бывший руководитель юридического лица.

Процедура ликвидации организации достаточна сложная и запутанная для непосвященного человека, поэтому в настоящее время существует множество фирм, предлагающих соответственные услуги.

Конечно, уровень профессионализма у таких специализированных организаций гораздо выше, чем у сотрудников ликвидируемого юридического лица, но необходимо учитывать и увеличение финансовых затрат на обеспечение их деятельности.


Бесплатная юридическая консультация:

Об окончании формирования ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) необходимо уведомить налоговый орган.

Действующее законодательство не различает понятия ликвидационной комиссии и ликвидатора, так что выбор органа остается на усмотрение организации. Но необходимо обратить внимание, что в некоторых случаях на практике при ликвидации организаций с ограниченной ответственностью налоговые органы указывают на необходимость создания ликвидационной комиссии, пусть и состоящей из одного человека.

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Итак, решение о ликвидации принято, ликвидационная комиссия во главе с председателем или ликвидатор назначены, теперь именно они должны соблюдать порядок определенных законодательством процедур.

Следующим шагом является публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о начале ликвидации организации, содержащего следующие сведения:

  • полное наименование юридического лица;
  • ОГРН;
  • ИНН, КПП;
  • место нахождения;
  • реквизиты решения о ликвидации;
  • порядок, сроки, а также контактную информацию для заявления требований кредиторов.

Необходимо отметить, что срок для публикации такого уведомления действующим законодательством не предусмотрен, однако срок для заявления кредиторских требований, который не может быть меньше двух месяцев, начинает течь именно с этого момента.

Комиссия должна принимать и иные меры, направленные на поиск и уведомление кредиторов в письменной форме с указанием срока предъявления требований. Копии таких уведомлений следует хранить в организации.

Ликвидационный баланс, отражающий финансовое состояние организации, составляется комиссией по истечении двух месяцев со дня публикации. Подготовка такого баланса позволит оценить размер имущества юридического лица, его активов и пассивов, дебиторской и кредитной задолженностей, а также соотношение этих показателей.

Председатель ликвидационной комиссии обязан уведомить регистрирующий орган о готовности баланса, а также направить следующий комплект документов:

  1. заявление о гос.регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией;
  2. ликвидационный баланс, утвержденный лицами, принявшими решение о ликвидации;
  3. квитанция об уплате госпошлины.
  • скачать заявление о гос. регистрации — здесь.
  • скачать ликвидационный баланс — здесь.

Подлинность подписи заявителя на уведомлении и заявлении должна быть нотариально заверена.

С 2015 года с организаций снята обязанность по уведомлению органов Пенсионного фонда о ликвидации, и документ о представлении сведений в данный орган, может быть получен налоговым органом в рамках межведомственного сотрудничества.

Данный комплект документов может быть направлен в регистрирующий орган одним из следующих способов:

  1. руководителем ликвидационной комиссии лично;
  2. представителем при наличии нотариально заверенной доверенности;
  3. почтовым отправлением;
  4. в электронном виде посредством сервиса на сайте nalog.ru.

Деятельность ликвидационной комиссии направлена, не на улучшение финансового состояния общества, а на поддержание законности и соблюдение прав и законных интересов общества и его кредиторов в ходе процедуры ликвидации, поэтому можно выделить следующие, еще не рассмотренные, полномочия:

  1. сбор дебиторской задолженности;
  2. управление собственностью организации, инвентаризация и оценка имущества;
  3. перевод средств хозяйствующего субъекта на один счет, закрытие остальных счетов;
  4. защита интересов организации в суде;
  5. выдает доверенности;
  6. принятие решений об увольнении работников;
  7. передача документов организации в архив.

Ответственность ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Полномочия ликвидационной комиссии (ликвидатора) довольно обширны, поэтому предусматривается и ряд жестких требований, например в отношении самого порядка ликвидации.

Так, в случае нарушения, установленного действующим законодательством порядка, на виновное лицо возлагается обязанность по возмещению убытков юридическому лицу, а также его кредиторам.

Кроме того, банкротство является отдельной и более тщательно регулируемой процедурой, поэтому законодательством предусматривается, что несообщение о появлении у организации признаков неплатежеспособности в десятидневный срок влечет субсидиарную ответственность таких лиц, уголовным законодательством также предусматривается ответственность за неправомерные действия при банкротстве.

Решение о смене члена ликвидационной комиссии (ликвидатора) также можно отнести к одной из форм ответственности. Такое решение может быть принято:

  1. на общем собрании учредителей, в связи с некачественным исполнением предусмотренных обязанностей (оформляется протоколом);
  2. судом при открытии процедуры банкротства;
  3. лицом самостоятельно.

В случае смены председателя комиссии (ликвидатора) необходимо направить указанное решение совместно с уведомлением в регистрирующий орган, в иных случаях дополнительного оповещения не требуется.

Таким образом, в действующем законодательстве осталось много пробелов в регулировании порядка формирования и функционирования ликвидационных комиссий (ликвидаторов), но при должной внимательности данная процедура представляется не такой запутанной.

Ликвидационная комиссия согласно Гражданскому Кодексу

На видео ниже разъясняются наиболее важные законодательные моменты, касающиеся порядка формирования ликвидационной комиссии.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Источник: http://votbankrot.ru/predpriyatie/likvidaciya/komissiya.html

В чём суть формирования ликвидационной комиссии

По ст. 62 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия определяется учредителями предприятия или органом, который вынес подобное решение относительно организации. Ликвидационная комиссия назначает сроки, в которые должна произойти ликвидация предприятия и порядок ее проведения.

Ликвидационная комиссия представляет собой особый орган (ликвидатор), необходимый для проведения ликвидации предприятия – добровольной или принудительной.

Информация о создании этого органа предоставляется регистратору (налоговым структурам), который должен внести соответствующие изменения в ЕГРЮЛ и выдать документы, подтверждающие прекращение деятельности организации.

Требования

В ГК РФ не отображаются конкретные правила о составе ликвидационной комиссии. Не предусмотрено назначение членов такой комиссии миноритарными участниками компании. Особое внимание также не уделяется отдельным случаям, когда закон требует участия в комиссии определенных лиц.

Порядок функционирования комиссии и ее формирование отображены в п.4 ст.62 ГК РФ:

  • Когда комиссия сформирована, все полномочия в рамках исполнительной власти предприятия переходят к ней. Это не отменяет права прочих органов управления принимать участие в деятельности компании.
  • После официального назначения комиссия представляет интересы предприятия в суде. Руководитель ликвидационной комиссии имеет право представлять юридическое лицо без оформления доверенности, подписывать исковые заявления и выдавать необходимые доверенности.
  • Комиссия обязана осуществлять свою работу в интересах ликвидируемой компании и кредиторов.
  • Комиссия представляет собой коллегиальный орган. Для принятия любых решений необходим кворум. Предприятиям рекомендуют продумать создание специального положения о ликвидационной комиссии.

В Гражданском кодексе нет полного описания компетенции лкивидационной комиссии и это зачастую становится поводом для споров и дискуссий

Роль ликвидационной комиссии

Если владельцы предприятия приняли решение его ликвидировать, они должны установить ликвидационную комиссию. Необходимо подать данную информацию в ИФНС для внесения записи в госреестр.

Назначение и состав

Орган, выносящий решение о ликвидации компании, должен назначить состав ликвидационной комиссии. Это могут сделать сами учредители предприятия, его акционеры, а также суд, вынесший решение о прекращении работы организации. Все особенности формирования комиссии обычно указаны в Уставе предприятия.

С момента назначения комиссии она принимает участие в управлении компанией в процессе ее ликвидации. Исполнительные органы предприятия больше не могут осуществлять свою деятельность.

Точный образец требований к составу и численности комиссии согласно действующему законодательству не предусмотрен. Этот вопрос решает собрание учредителей. Члены комиссии могут назначаться судом. Во главе комиссии находится председатель.

В состав такой комиссии могут войти непосредственно руководители фирмы, ее учредители или работники. Ее председатель становится инициатором прекращения работы компании. Такие полномочия обычно выполняет генеральный директор данной организации.

Полномочия

Учредитель ликвидируемого предприятия обязан оформить соответствующий приказ, подтверждающий решение о прекращении функционирования компании. В нем должны быть обозначены сроки ее ликвидации и прочие организационные вопросы, связанные с деятельностью, формированием и назначением членов комиссии.

После этого председателю ликвидационной комиссии становятся доступными все полномочия по управлению организацией на время проведения ее ликвидации. Это положение утверждено п. 3 ст. 62 Гражданского кодекса.

Чаще всего на должность председателя выбирают сотрудника компании, который имеет полное представление обо всех особенностях ее функционирования.

При ликвидации предприятия ответственность возникает у:

  • самого предприятия;
  • его собственников;
  • его руководителей;
  • ликвидационной комиссии;
  • кредиторов, перед которыми у фирмы есть долги.

Для того чтобы ликвидационная комиссия осуществляла свою деятельность в полном объеме, необходим документ, в котором отображены данные о составе комиссии и протокол о назначении ее руководителя.

Такой протокол необходим и в том случае, если председателем комиссии становится генеральный директор предприятия. На всех членов комиссии накладывается субсидиарная ответственность.

Функции

Ликвидатор в дальнейшем будет осуществлять всю необходимую для проведения процедуры ликвидации работу.

В его обязанности входит подписание всей возможной документации, регулирование работы всех участников комиссии, а также:

  • Постановка в известность органов регистрации о решении прекратить деятельность предприятия для исключения его из реестра юридических лиц.
  • Размещение в печатных средствах массовой информации заметки о планируемой ликвидации фирмы. В ней необходимо обозначить сроки и порядок принятия заявлений от кредиторов для погашения задолженностей. Минимальный срок в этом случае составляет 2 месяца.
  • Вручение письменных уведомлений кредиторам о планируемой ликвидации фирмы лично в руки.
  • Подготовка ликвидационного баланса в установленные сроки. Должна быть указана информация о дебиторских и кредиторских задолженностях, сведения о материальных и нематериальных активах и пассивах фирмы. Необходимо обозначить решения о том, как минимизировать имеющиеся долги.
  • Принятие соответствующих решений по увольнению сотрудников.
  • Если необходимо, ликвидационная комиссия проводит процедуру реализации имущества компании за счет публичных торгов. Это необходимо для ликвидации долговых обязательств перед кредиторами.
  • Формирование итогового ликвидационного баланса после удовлетворения всех требований кредиторов. Этот баланс должен передавать конечное финансовое состояние фирмы.
  • Сверка расчетов со всеми организациями и налоговыми органами.
  • Если все необходимые выплаты произведены, а финансовые средства еще остались, то они распределяются между учредителями предприятия.
  • Необходимо подать заявление в ИФНС для завершения процедуры ликвидации. Налоговые органы фиксируют факт ликвидации в ЕГРЮЛ.

После предоставления налоговыми органами официального свидетельства о ликвидации компании, она считается ликвидированной, и комиссия прекращает свою работу.

Порядок действий при ликвидации предприятия детально рассмотрен здесь.

Действия

Комиссия в течение всего срока ликвидации организации придерживается определенного плана в работе. Этот план создается при участии всех членов комиссии и согласовывается с учредителями предприятия.

Действия комиссии имеют такую последовательность:

  1. Инвентаризация собственности компании.
  2. Подробное отображение всех активов компании и их анализ.
  3. Сбор информации о лицах, которые могут предъявить свои права на имущество фирмы при ликвидации.
  4. Увольнение сотрудников предприятия. Процедура является стандартной, производится оплата труда и прочие выплаты в соответствии с трудовым законодательством.
  5. Анализ платежей в налоговые органы и прочие организации. Если недостаточно средств, чтобы погасить долги перед налоговыми органами, то задолженность погашается учредителями компании в соответствии с законодательством.
  6. Анализ имеющихся задолженностей. Взыскание долгов с дебиторов может происходить по письменному уведомлению или после оформления искового заявления в суд. Ликвидационная комиссия принимает участие во всех судебных заседаниях от имени предприятия.
  7. Установление порядка реализации имущества компании.
  8. Распределение оставшихся активов между учредителями.
  9. Подготовка документации по снятию компании их госреестра.
  10. Удаление предприятия из госреестра.

Для внесения записи в госреестр необходимо предоставить соответствующее заявление, справки от фондов, справку о ликвидационном балансе, квитанцию об уплате государственной пошлины

Доступные операции

Ликвидационная комиссия определяет возможность и способ реализации имущества компании. Вся информация о продаже имущества должна отображаться в СМИ.

Если ликвидируется государственное предприятие, то организуется аукцион. Этим занимаются уполномоченные органы. При прекращении работы частной фирмы ликвидатор вправе провести подобный аукцион самостоятельно.

Реализация активов фирмы должна проводиться в следующей последовательности:

  • оценка рыночной стоимости имущества оценщиком;
  • реализация недвижимого имущества в рамках аукциона;
  • реализация непроизводственных активов фирмы;
  • реализация производственных активов предприятия.

Продажа любого имущества происходит посредством договора купли-продажи. Если ликвидационная комиссия решила, что проданного имущества недостаточно для погашения кредиторской задолженности, то она имеет право провести продажу активов лиц, ответственных за обязательства данного предприятия.

Документы, необходимые для завершения процедуры ликвидации, должны соответствовать определенным требованиям.

В ликвидационном балансе указываются дата составления документа, полное наименование организации и род ее деятельности, адрес юридического лица, активы, пассивы и обязательства компании.

Акт решения ликвидационной комиссии является приложением к протоколу заседания комиссии и отображает общие сведения (состав комиссии, ее постановления, причины ликвидации предприятия, полное его наименование). Документ должен быть подписан всеми членами комиссии.

При соблюдении всех требований закона процесс ликвидации предприятия не отнимает много времени.

Расчет выходного пособия при ликвидации приведен по ссылке.

Читайте также основные положения касательно процедуры ликвидации предприятия.

Получите БЕСПЛАТНУЮ юридическую консультацию прямо СЕЙЧАС:

Москва и область

Санкт-Петербург и область

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/likvidacionnaja-komissija/

Ликвидационная комиссия ООО: права, полномочия и ответственность.

После того как собственники компании примут решение о ликвидации предприятия им нужно назначить ликвидационную комиссию. Об этом решении учредители фирмы сообщают в ИФНС по месту регистрации организации, чтобы была внесена соответствующая запись в госреестр.

Ликвидационная комиссия ООО представляет собой аппарат, в компетенцию которого входит управление делами фирмы в стадии завершения деятельности. В соответствии с п.1 ст.49 НК России в обязанности ликвидационной комиссии входит и уплата налогов за ликвидируемую организацию. Соответственно руководитель ликвидационной комиссии вправе ставить подпись в декларациях вместо директора фирмы.

Назначение ликвидационной комиссии

Исходя из п. 2 ст.62 ГК, аппарат, который вынес постановление о ликвидации ООО, обязан назначить ликвидационную комиссию. Компетентным в вынесении такого рода постановлений аппаратом могут выступать учредители фирмы, собрание акционеров. А также органы судебной власти, вынесшие решение о прекращении деятельности организации. Порядок назначения ликвидационной комиссии, как правило, прописан в Уставе организации.

После вынесения решения компетентного органа о назначении ликвидационной комиссии, она наделяется всеми правами по управлению деятельностью компании. С этого времени единоличный исполнительный орган фирмы лишается своих прав.

Состав ликвидационной комиссии

Членами ликвидационной комиссии могут быть руководители организации, учредители либо участники фирмы, а также непосредственно члены коллектива компании. В полномочия руководителя ликвидационной комиссии входит инициирование прекращение функционирования фирмы, поэтому, как правило, в этой роли выступает генеральный директор закрывающегося предприятия.

Председатель ликвидационной комиссии его права, полномочия и ответственность

После того как учредители компании надлежащим образом оформят приказ либо другой документ, в котором будет отражено решение о прекращении деятельности предприятия и указание временного интервала, отведенного для ликвидации, необходимо учесть важный нюанс. Отдельным пунктом в этом документе необходимо прописать организационные моменты, связанные с назначением председателя ликвидационной комиссии.

После того как председатель будет назначен к нему переходят все полномочия, связанные с осуществлением деятельности фирмы на этот период в соответствии с п.3 ст.62 ГК РФ. На практике часто встречаются случаи когда председателем назначается кто – то из сотрудников фирмы либо ее руководителей. Это делается для того, чтобы организацией процедур, связанных с ликвидацией фирмы, занимался человек, отлично разбирающийся во внутренних делах организации.

Полномочия и ответственность руководителя ликвидационной комиссии

На ликвидатора возлагаются особые функции и полномочия, на основании которых он будет осуществлять деятельность, и проводить процедуры необходимые для прекращения деятельности предприятия в соответствии с действующим законом.

Поэтому на руководителя ликвидатора ложится огромная ответственность за работу ликвидационной комиссии, в его обязанности входит подписание документов, издаваемых этим органом.

Руководитель ликвидационной комиссии берет на себя ответственность за контролирование работы всех членов комиссии, а также за своевременную организацию и совершение следующих действий, направленных на ликвидацию организации в соответствии с законодательством (ст. 63 Гражданского Кодекса РФ):

1. В первую очередь о намерении ликвидировать предприятие нужно уведомить регистрирующий орган, чтобы фирму исключили из реестра действующих юридических лиц;

2. Разместить в печатных изданиях сообщение о намеченной ликвидации организации. Включая то, в какие сроки, и в каком порядке будут приниматься заявления от кредиторов, содержащие требования о выплате задолженности. Минимальный срок, который устанавливают для предъявления запросов должен составлять два месяца;

3. Постараться лично вручить письменные уведомления кредиторам о предстоящей ликвидации фирмы;

4. По истечении отведенного времени необходимо подготовить ликвидационный баланс. В этом балансе должны быть отражены материальные и нематериальные активы и пассивы фирмы, содержаться сведения о дебиторской и кредиторской задолженности, а также решения о возможности сведения их к минимуму;

5. В зависимости от конкретной ситуации в компетенцию ликвидационной комиссии входит реализация имущества фирмы путем проведения публичных торгов. К этой процедуре прибегают для исполнения обязательств организации перед кредиторами;

6. После оплаты всех требований кредиторов, необходимо составить итоговый ликвидационный баланс, отражающий финальное состояние организации;

7. Если в распоряжении предприятия после уплаты всех обязательств остались средства, они должны быть распределены между учредителями;

8. Чтобы завершить процесс ликвидации фирмы, ликвидационная комиссия должна подать соответствующее заявление в ИФНС. Сотрудники налоговой службы регистрируют факт ликвидации компании в ЕГРЮЛ.

После того, как вы получите из налогового органа зарегистрированное свидетельство о ликвидации предприятия, организация официально признается ликвидированной, а деятельность ликвидационной комиссии автоматически прекращается.

Ответственность ликвидационной комиссии

При проведении процедуры аннулирования организации имущественная ответственность появляется у:

  • Непосредственно организации;
  • Собственников бизнеса;
  • Руководителей организации;
  • Ликвидационной комиссии;
  • Заимодавцев, которым задолжало предприятие.

Чтобы ответить на вопрос, касающийся ответственности, бремя которой несет ликвидационная комиссия, необходимо определить ее правовой статус.

Если руководствоваться пунктом 3 ст.62 Гражданского Кодекса, то можно рассматривать ликвидационную комиссию как орган, осуществляющий управление юридическим лицом. Таким образом, после того как ликвидационная комиссия приступает к своим обязанностям, все функции, связанные с управлением организацией возлагаются на нее, это касается и представления ликвидируемой организации в суде.

Полномочия ликвидационной комиссии такие же, как и у единоличного ликвидатора. Исходя из этого, можно утверждать, что ликвидационная комиссия – коллективный аппарат управления, а руководитель наделен только функциями, связанными с организационной и представительской деятельностью.

Чтобы на законных основаниях представлять интересы аннулируемой организации, участнику ликвидационной комиссии или ее руководителю необходимо предоставить соответствующий документ. А именно, запротоколированное решение об утверждении состава комиссии, принятое на общем собрании участников общества (в некоторых случаях решение суда), а также протокол, в котором определено лицо, наделенное рядом полномочий.

Существует ошибочное мнение, что если председатель ликвидационной комиссии по совместительству оказался бывшим руководителем этой фирмы, то он имеет привилегии и не должен предоставлять вышеназванных документов.

Пунктом 3 статьи 56 Гражданского Кодекса участники ликвидационной комиссии называются другими лицами, наделенные правом давать указания, обязательные для исполнения этим юридическим лицом. Исходя из чего они несут субсидиарную ответственность. Освободиться от имущественной ответственности член комиссии имеет возможность только в случае, если сможет доказать свою невиновность (например, если он не участвовал в голосовании или отдал свой голос против по рассматриваемому вопросу).

Источник: http://reginfo.org/articles/103-likvidacionnaja-komissija-ooo-prava-polnomochija-i-otvetstvennost.html