Ликвидация муниципального унитарного предприятия — понятие, порядок и этапы, сроки ликвидации государственного унитарного предприятия


Бесплатная юридическая консультация:

Особенности ликвидации муниципальных унитарных предприятий объясняются специфичностью данной организационно-правовой формы.

Оглавление:

Ключевой характеристикой унитарных предприятий заключается полное отсутствие их права собственности на имеющееся в распоряжении компании имущество.

Еще одной отличительной особенностью муниципальных унитарных предприятий является то, что их имущество неделимо, из-за чего оно не может быть распределено после ликвидации по вкладам, в том числе и между сотрудниками подобного предприятия.

Объясняется все это достаточно просто — имущество, которое было выделено унитарному предприятию в момент его создания, находится в государственной, либо муниципальной собственности и принадлежит предприятию исключительно на праве хозяйственного ведения, либо оперативного управления. Этим и объясняется тот момент, что фирменное наименование унитарного предприятия, согласно действующему законодательству, должно содержать указание на то, кто является собственником его имущества. Ну а в уставных документах такого юридического лица должно быть указано, кому конкретно принадлежит имущество унитарного предприятия.

Откладывает свой отпечаток на процедуру ликвидации и тот факт, что по своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем своим имуществом, но при этом ответственности по обязательствам собственника данного имущества оно не несет.


Бесплатная юридическая консультация:

Порядок и этапы.

Ликвидация муниципального унитарного предприятия может быть осуществлена:

  • по решению собственника его имущества.
  • по решению суда.

В обоих случаях данная процедура происходит в определенном порядке, установленном действующим законодательством. Ликвидация муниципального унитарного предприятия предполагает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей предприятия к другим лицам в порядке правопреемства.

Несмотря на ряд существенных отличий данной организационно-правовой формы от многих других, процесс ликвидации такого предприятия довольно похож на ликвидацию других предприятий. Так, в случае принятия решения о прекращении деятельности унитарного предприятия должна быть назначена ликвидационная комиссия, состав которой определяет собственник его имущества.

Сразу же момента назначения данной комиссии, она получает полномочия по управлению всеми делами унитарного предприятия. На данную комиссию также возлагается обязанность представления ликвидируемого предприятия в суде.

В случае, если во время проведении ликвидации муниципального унитарного предприятия была установлено, что оно неспособно в полном объеме удовлетворить требования кредиторов, то руководитель такого предприятия, либо же ликвидационная комиссия, обязаны обратиться в арбитражный суд, подав заявление о признании такого предприятия банкротом.


Бесплатная юридическая консультация:

Сам же порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия зависит от того, добровольная ли эта процедура, либо принудительная.

При добровольной ликвидации придерживаются следующего порядка:

  • Принимается решения о необходимости ликвидации унитарной организации и составляется приказ.
  • Назначается ликвидационная комиссия.
  • Осуществляется уведомление государственных структур о начале процесса ликвидации муниципального унитарного предприятия.
  • Производится письменное персональное оповещение сотрудников о предстоящей ликвидации предприятия (не позднее, чем за 2 месяца до его ликвидации).
  • Размещается соответствующее объявление в СМИ о начале процедуры ликвидации муниципального унитарного предприятия.
  • Проводится оповещение кредиторов.
  • Составляется промежуточный ликвидационный баланс. Его утверждение должно быть проведено на общем собрании участников унитарного предприятия.
  • Расчет с кредиторами в порядке законной очередности (при необходимости выполняется организация публичных торгов для продажи имущества.
  • Составляется ликвидационный баланс.
  • Происходит передача оставшегося имущества собственнику.
  • Выполняется сдача документов в архив и уничтожение печатей.
  • Исключение муниципального унитарного предприятия из ЕГР.

В данном случае все достаточно просто. Однако, в случае с принудительной ликвидацией, все выглядит не так радужно. Обычно она связана с признанием юридического лица банкротом. Главная проблема тут заключается в том, что муниципальные унитарные предприятия не обладают правом собственности на имущество, и на них возложены лишь только обязанности управления им. Поэтому руководитель такого предприятия не может обратиться в суд для признания банкротства.

На законных основаниях сделать это может лишь собственник, кредитор, либо другие уполномоченные органы. Еще одна имеющаяся проблема — это то, что если денежных средств муниципального унитарного предприятия не хватило для погашения имеющихся задолженностей, то кредиторы могут потребовать через суд возмещения задолженности из личного имущества собственника предприятия.

Срок ликвидации.

Сегодня срок ликвидации унитарного предприятия составляет довольно внушительный промежуток, который может длиться несколько лет. Максимального срока этой процедуры и вовсе не существует, а минимальный несколько превышает два месяца — именно столько времени, согласно действующего украинского законодательства, должно обязательно отводиться на то, чтобы все кредиторы муниципального унитарного предприятия успели подать заявления о компенсации.


Бесплатная юридическая консультация:

Разумеется, это может отнять и куда больше времени — все зависит от компетентности ликвидатора. И поэтому мы рекомендуем доверять эту непростую процедуру только опытным профессионалам в данной сфере, лучшие из которых работают в юридической компании Варантум.

Источник: http://varantum.com/stati-i-publikacii/likvidaciya-municipalnogo-unitarnogo-predpriyatiya

Порядок ликвидации муниципального предприятия

Отечественные муниципальные предприятия обладают организационно-правовой формой, позволяющей пользоваться и управлять имуществом, закрепленным за владельцем.

Собственниками муниципальных образований могут выступать следующие субъекты – районы, поселки, города и т.д.

Выделяют несколько видов муниципальной собственности – городского и районного значения, образовательные и культурные учреждения и т.д.


Бесплатная юридическая консультация:

Как и другое юридическое лицо, предприятие муниципального типа может остановить свою деятельность двумя способами – ликвидацией и реорганизацией.

Особенности

Особенностью ликвидации муниципального предприятия выступает измененный порядок обращения и подачи заявления в судебную инстанцию.

Более того, выделяют несколько нюансов в зависимости от типа юридического лица.

Законодательная база

Законодательной базой вопроса выступает ГК РФ, а также ФЗ № 127, регулирующий вопросы, связанные с:

Отдельные вопросы определяются НК РФ.


Бесплатная юридическая консультация:

Основания

Владелец предприятия может принять решение о прекращении деятельности муниципального образования по ряду причин:

  • пропадает интерес собственника в продолжении функционирования компании;
  • показатели рентабельности достигают минимума, повышенная убыточность;
  • были достигнуты поставленные перед предприятием задачи;
  • истекает период действительности двухстороннего соглашения.

Выделяются причины ликвидации предприятия муниципального типа судом:

  • при создании юридического лица были допущены нарушения в законодательстве, исправление которых не является возможным;
  • функционирование хозяйственного субъекта происходило без лицензирования, несмотря на то, что осуществляемая специализация требовала наличия лицензии;
  • при выполнении хозяйственной деятельности и поставленных перед образованием задач были нарушены законодательные нормы;
  • осуществление деятельности, не предусмотренной действующей законодательной системой;
  • другие основания, предусматриваемые ГК РФ.

Инициаторы

В качестве инициаторов прекращения деятельности муниципального предприятия может выступать непосредственно собственник.

Обращение с иском в арбитражный суд является не только правом, но и обязанностью при наличии крупных долгов.

Другим инициатором может стать сам суд.

åñïëàòíàÿ þðèäè÷åñêàÿ êîíñóëüòàöèÿ:

Ликвидация муниципального предприятия

Ликвидация муниципального предприятия происходит в общем порядке.

Они, также как и другие юридические лица, обязаны сообщить о введении процедуры:

Унитарного

Важно, что муниципальные унитарные предприятия имеют право собственности на имущество и, соответственно, могут им управлять.

Следовательно, руководство такого образования не может самостоятельно инициировать процедуру банкротства, чего нельзя сказать о ликвидации муниципального унитарного предприятия.

Сельскохозяйственного

При ликвидации сельскохозяйственного муниципального предприятия и недостаточности средств для погашения долгов, взыскание может быть обращено на имущество собственника.


Бесплатная юридическая консультация:

При этом важно учитывать перечень имущества, установленный законодательством, которое не может быть отчуждено.

С долгами

Если у муниципального предприятия имеются задолженности, то ликвидация происходит в общем порядке.

Погашение долгов происходит в соответствии с федеральным законодательством – требования выполняются, если они включаются в реестр кредиторов, формируемый в течение двух месяцев.

Как происходит увольнение в связи с ликвидацией предприятия? Смотрите тут.

Способы

ГК РФ предусматривается несколько способов прекращения деятельности унитарного предприятия:


Бесплатная юридическая консультация:

  1. В добровольном порядке, причем решение принимается владельцем.
  2. Принудительный порядок ликвидации.
  3. Проведение банкротства.

Добровольная

Начало добровольной ликвидации связывается с соответствующим желанием со стороны собственника предприятия.

  1. Формирование ликвидационной комиссии.
  2. Решение вопросов о времени и порядке осуществления ликвидации.
  3. Выбор способа, используемого для уведомления кредиторов о прекращении деятельности.
  4. Направление соответствующей информации в орган регистрации.

Предусматривается необходимость опубликования сообщения в СМИ о введении в отношении муниципального предприятия процедуры ликвидации.

Образец заявки на публикацию сведений о ликвидации предприятия здесь.

Важно указать юридический адрес образования, а также срок, в течение которого кредиторы обязаны предъявить требования.

Принудительная

Принудительная форма ликвидации вызывается решением государственных органов или суда.


Бесплатная юридическая консультация:

Прекратить деятельности предприятия можно только в судебном порядке. Именно судебная инстанция определяет срок, в продолжение которого выполняется процедура.

Если не будут соблюдаться положения постановления, вынесенного судом, то последний самостоятельно назначает ликвидатора.

Банкротство

Прекращение деятельности муниципального предприятия в соответствии со статьей 65 ГК РФ может происходить в порядке банкротства.

К такому способу прибегают в случае, когда образование теряет платежную способность, вследствие чего не может выполнить обязательства перед кредиторами.

В качестве кредиторов выступают поставщики, а также органы и бюджет, в отношении которого должны поступать обязательные платежи.


Бесплатная юридическая консультация:

ФЗ №127 предусматривает, что инициировать процедуру можно только в том случае, если предприятие в течение 90 суток не может погасить скопившиеся задолженности.

Образец заявления о банкротстве предприятия здесь.

Пошаговая инструкция

При добровольной ликвидации в 2017 году необходимо придерживаться такого порядка:

  1. Принятие решения о проведении ликвидации, составление соответствующего приказа.
  2. Формирование состава ликвидационной комиссии.
  3. Составление уведомления, направляемого государственным структурам о начале процедуры.
  4. Оповещение персонала о предстоящем сокращении в письменной форме.
  5. Опубликование соответствующего объявления в СМИ.
  6. Составление ликвидационного баланса, утверждение документа проводится на общем собрании.
  7. Погашение требований кредиторов в установленном порядке.
  8. Документы сдаются в архив, после чего уничтожаются печати.
  9. Предприятие исключается из реестра.

Необходимые документы

Сформированная ликвидационная комиссия в течение трех суток обязана представить информацию о ликвидации в орган регистрации, это положение устанавливается ФЗ № 129.

Важно, что заполнение уведомления должно происходить в соответствии с формой Р15001.


Бесплатная юридическая консультация:

Образец уведомления о ликвидации предприятия здесь.

К уведомлению прикладываются такие документы:

  1. Заключение владельца предприятия о начале ликвидационной процедуры.
  2. Информация о составе комиссии, сформированной для прекращения деятельности предприятия.
  3. Справка о прохождении регистрации в установленном порядке (форма Р16001).
  4. Промежуточный ликвидационный баланс.
  5. Квитанция, подтверждающая уплату государственной пошлины.

Образец заявления о ликвидации предприятия здесь,

образец заполнения промежуточного ликвидационного баланса здесь.

Сроки

В соответствии с ФЗ №129 в орган регистрации сведения о ликвидации должны быть направлены в течение трех суток.


Бесплатная юридическая консультация:

Кредиторы имеют возможность подать свои требования для составления реестра в продолжение двух месяцев.

Сама процедура может проводиться в различные сроки – все зависит от выбранного способа прекращения деятельности.

Как проходит реорганизация и ликвидация юридического лица? Читайте здесь.

Какой срок хранения документов после ликвидации ООО? Подробная информация в этой статье.

Последствия

Ликвидация муниципального предприятия завершается, когда в единый реестр вносятся сведения о завершении процедуры.


Бесплатная юридическая консультация:

Если при прекращении деятельности были допущены законодательные ошибки, то весь процесс может быть признан незаконным.

Чтобы избежать ошибок, можно привлечь к деятельности специалистов таких областей: антикризисной, финансовой, профильной и т.д.

Как совершается ликвидация МУП

Муниципальное унитарное предприятие — субъект без прав на собственность, в том числе на раздел имущества в случае ликвидации. Это главное отличие при проведении процедуры. Устав структуры данной формы собственности должен содержать информацию о субъектах, которым принадлежат активы предприятия.

Остальные правовые нормы применимы к МУП в случае проведения ликвидации, а также банкротства, слияния и прочих подобных административных процедур.

Регламентом для ликвидации служит Гражданский Кодекс, Федеральный закон и другие применимые законодательные акты.


Бесплатная юридическая консультация:

Основы и причины для закрытия

Основания для ликвидации МУП аналогичны, как и с предприятиями других форм собственности.

В частности причиной для принудительной ликвидации являются:

  • деятельность при отсутствии лицензии;
  • признание регистрации недействительной;
  • деятельность, не оговоренная в уставе или противоречащая уставу;
  • многократное допущение грубых нарушений законодательства;
  • иные нарушения.

Перечень оснований является базовым для ликвидации юридических лиц.

В случае, когда ликвидация проводится добровольно, решение принимается государственными органами управления, представитель которых обязательно должен быть включен в состав назначенной комиссии.

Причиной добровольной ликвидации может служить неэффективная деятельность унитарного предприятия, нерациональное расходование средств.


Бесплатная юридическая консультация:

Собственником МУП является государство, приказ о ликвидации составляется в региональных органах управления и подписывается главой округа

Нюансы схемы

Порядок ликвидации муниципальных субъектов оговорен в законе 161 ф3 редакции 2007 года. Статус «унитарного» может быть присвоен только государственным предприятиям, следовательно, их имущество принадлежит Российской Федерации.

Этим обусловлено главное отличие при ликвидации МУП от юридических лиц других форм собственности – остаточные активы, финансовые средства и прочее имущество не распределяется между пайщиками, работниками, а переходит в фонд государства.

Уполномоченные органы власти прибегают к ликвидации МУП крайне редко, так как данные предприятия оказывают прямое влияние на экономическо-социальную жизнь региона. Альтернативой может быть реорганизация или слияние.

Слияние или присоединение возможно при условии наличия общего владельца фондов, имущества и активов. В противном случае реорганизация допустима при изменении права собственности.


Бесплатная юридическая консультация:

Статья 65 Гражданского Кодекса исключает возможность признать банкротом даже убыточное казенное учреждение.

Принятие решения

Решение о ликвидации унитарного предприятия принимается учредителем или судом, если для последнего есть законные причины – неустранимые нарушения при регистрации, систематические грубые в ходе деятельности, противоречие уставу и прочее.

После принятия решение начинается делопроизводство по ликвидации в порядке, определенном законом.

Постановление о ликвидации МУП может быть вынесено администрацией округа и подписано главой местного государственного органа управления. Решение выносится на обсуждение советом депутатов.

Правом инициировать ликвидацию наделены другие собственники предприятия, при условии согласования с органами местной власти.


Бесплатная юридическая консультация:

После решения учредителем МУП назначается ликвидационная комиссия, которая наделяется правом управления структурой в процессе делопроизводства.

На практике к полной ликвидации МУП прибегают редко, более распространенная процедура относительно муниципальных учреждений – реорганизация, в этом случае сохраняется большинство рабочих мест и функции учреждения в социально-экономической жизни региона.

Так же, как и для остальных юридических лиц, обязательна публикация решения о ликвидации в печатных источниках.

Реорганизация

Порядок ликвидации МУП в 2017 г. подразумевает преимущественно виды процедуры, при которых осуществляется реорганизация субъекта.

Реорганизация МУП имеет следующие формы:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Слияние. Участвовать могут два и более предприятия.
  • Присоединение к МУП одного и более субъектов.
  • Разделение предприятия на два и более.
  • Выделение из МУП одной или нескольких структур.
  • Преобразование МУП в юридическое лицо иной формы собственности.

Условие для слияния или присоединения – наличие общего собственника. При слиянии права и обязательства ликвидируемых учреждений переходят к вновь образованному.

Прочие варианты

В случаях, когда реорганизация, создание филиалов и прочие виды, при которых частично или полностью сохраняются функции МУП и рабочие места, нецелесообразна, принимается решение о ликвидации.

Данная процедура может иметь следующие формы, в зависимости от инициатора:

Порядок ликвидации МУП

При добровольной ликвидации выполняется следующая пошаговая инструкция:

  • Принятие решения уполномоченными лицами.
  • Создание комиссии по ликвидации. В случае с малыми организациями может быть назначен единственный ликвидатор. В ходе процедуры права на распоряжения переходят к комиссии (ликвидатору).
  • Уведомление ФНС и прочих государственных служб.
  • Публикация решения о ликвидации в печатных средствах.
  • Оповещение сотрудников предприятия в срок не менее двух месяцев до даты ликвидации и службы занятости.
  • Извещение кредиторов.
  • Спустя 2 месяца после оповещения кредиторов создание промежуточного баланса с отображением всех задолженностей на основании выдвинутых требований.
  • В случае недостаточности средств для выплаты долгов – реализация имущества с аукциона.
  • Формирование ликвидационного баланса после выплаты долгов.
  • Исключение субъекта из реестра юридических лиц.
  • Архивация документов субъекта, уничтожение печатей.

В случае банкротства начальным этапом является процедура наблюдения с последующими действиями по оздоровлению. Вводится временное управление, которое начинает конкурсное производство, цель которого – сбор дебиторских задолженностей для удовлетворения требований кредиторов, реализация имущества.


Бесплатная юридическая консультация:

При проведении всех законных мероприятий по выплатам, неудовлетворенные требования кредиторов считаются закрытыми при недостаточности средств для погашения.

После выполнения вышеописанных действий субъект получает свидетельство ЕГРЮЛ об исключении.

Последствия принудительной ликвидации ООО рассмотрены здесь.

Важные отличия в процедурах

Особенность ликвидации МУП в том, что руководство предприятия не является собственником, из этого следует, что заявление о добровольной ликвидации директор подавать не имеет права. Он может направить собственнику уведомление о наличии признаков несостоятельности.

Также имеются отличия в формах официальных заявлений и извещений.

Увольнение директора МУП производится на общих основаниях – путем сокращения или по соглашению сторон. Руководитель унитарного предприятия является наемным работником, как и остальные сотрудники учреждения.

В отдельных случаях ликвидация МУП проводится по поручению президента, это касается крупных предприятий с долгами и без возможности эффективного оздоровления.

Способы

Гражданский кодекс регламентирует такие способы ликвидации, как добровольная, принудительная, банкротство.

Устав МУП оговаривает добровольный вид ликвидации как единственно допустимый. Обязанностью администрации является извещение собственника об угрозе банкротства, после чего собственник в лице государственной власти может принять решение о ликвидации.

При невыполнении требований закона ликвидация может быть назначена судом. Решение выносится с указанием сроков проведения процедуры, в случае их несоблюдения арбитраж назначает стороннего ликвидатора.

Ликвидация при несостоятельности проводится с введением временного управления, которое наделено полномочиями на время проведения процедуры.

Банкротство может быть проведено в досудебном порядке при согласии кредиторов.

Несостоятельность или устранение

Ликвидация предприятия банкрота производится при невозможности выполнения финансовых расчетов с кредиторами. В данном случае организация исключается из реестра без перехода прав собственности.

Признать банкротом суд может только не казенное предприятие, об этом гласит 65 статья Гражданского Кодекса.

Руководство МУП, имеющее задолженности без возможности оплаты обязано обратится в арбитраж для признания несостоятельности.

Схема делопроизводства при несостоятельности МУП в соответствии с законом о банкротстве:

В любое время может быть принято мировое соглашение, при согласии всех кредиторов.

Требования кредиторов могут быть признаны удовлетворенными даже при частичном погашении задолженностей, при условии, что средств и активов должника недостаточно для выплат в полном объеме

Последствия

В случае невыполнения законных норм и правил, ликвидация может быть признана недействительной даже после исключения субъекта из реестра юридических лиц.

С целью не допустить нарушения в делопроизводстве осуществляется проверка предприятия налоговой службой.

При необходимости ликвидационная комиссия имеет право привлечь специалистов в лице:

  • антикризисного управляющего;
  • специалистов государственных финансовых служб;
  • комиссий из соответствующих министерств.

Процедура ликвидации общественной организации профсоюза рассмотрена тут.

Нюансы ликвидации ООО при неоплаченном уставном капитале разъяснены в статье.

Получите БЕСПЛАТНУЮ юридическую консультацию прямо СЕЙЧАС:

Москва и область

Санкт-Петербург и область

Источник: http://calculator-ipoteki.ru/likvidacija-mup/

Особенности ликвидации унитарных предприятий

Общие правила создания и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий установлены Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (в редакции от 01.12.2007, далее — Закон об унитарных предприятиях).

Напомним, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта РФ права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.

Итак, основным отличием унитарного предприятия от коммерческих организаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию. От бюджетных учреждений (собственниками имущества которого также являются органы государственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).

Имущество унитарного предприятия формируется за счет: — имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества;

— доходов унитарного предприятия от его деятельности;

— иных не противоречащих законодательству источников.

Из этого следует, что имуществом унитарного предприятия может быть не только имущество, закрепленное за предприятием на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, но и имущество, приобретенное за счет доходов унитарного предприятия от его деятельности. Перечень источников формирования имущества не является закрытым.

Следовательно, это могут быть, например, и безвозмездное поступление имущества от коммерческих организаций, физических лиц и т.п. Кроме того, имущество может приобретаться за счет накопленной амортизации, прибыли, остающейся в распоряжении унитарного предприятия, заемных средств (с учетом требований, установленных Законом об унитарных предприятиях), а также других традиционных источников.

В пассиве баланса стоимость первоначально внесенного собственником имущества также учитывается на счете 80 «Уставный капитал», однако в отношении унитарных предприятий подобным порядком учитывается уставный фонд.

В соответствии со ст. 12 Закона об унитарных предприятиях уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы кредиторов такого предприятия.

То есть при его определении используется тот же подход, что и при определении уставного (складочного) капитала хозяйственных обществ и товариществ: уставным фондом государственного или муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия. За основу принята юридическая составляющая уставного фонда — в отличие от производственной или финансовой концепции поддержания капитала, применяемой при организации бухгалтерского учета по стандартам МСФО. Из этого можно сделать вывод, что, по меньшей мере, в части учета уставного фонда (как и уставного капитала) переход на стандарты МСФО не предполагается.

Весьма существенной особенностью передачи имущества в уставный фонд унитарных предприятий является законодательное регулирование их оценки. Если при формировании уставного (складочного) капитала или паевого фонда субъектов предпринимательской деятельности других организационно-правовых форм основным способом оценки передаваемого имущества является оценка, согласованная учредителями, то в ст. 8 Закона об унитарных предприятиях прямо определено, что имущество унитарных предприятий должно оцениваться в соответствии с требованиями законодательства об оценочной деятельности. Это значит, что независимо от суммы взноса, характера, состояния передаваемого имущества и иных факторов для их оценки необходимо привлечь независимого оценщика. (Для обществ с ограниченной ответственностью и производственных кооперативов необходимость использования данного вида услуг возникает только при определенных условиях — при стоимости передаваемого имущества выше определенного предела).

Минимальный размер уставного фонда ограничен п. 2 ст. 12 Закона об унитарных предприятиях: размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия. Эта сумма в 5 раз превышает ограничение, установленное для уставного капитала открытых акционерных обществ, и в 50 раз — для закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

Учитывая определение уставного фонда, приведенное выше, нетрудно сделать вывод, что интересы кредиторов унитарных предприятий защищены более существенно, чем интересы кредиторов коммерческих организаций иных организационно-правовых форм.

Для муниципальных предприятий ограничение установлено на более низком уровне: размер уставного фонда таких предприятий должен составлять не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда.

В казенном предприятии уставный фонд не формируется. Положение, в соответствии с которым в казенном предприятии уставный фонд не формируется, содержится и в Гражданском кодексе РФ.

Каким образом и на каких счетах (пассивных) бухгалтерского учета отражается стоимость имущества, переданного казенным предприятиям, документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета не установлено.

Впредь до внесения изменений в План счетов и Инструкцию по его применению, по нашему мнению, наиболее правомерным является использование счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

2. Разумеется, для этих целей к счету должны быть открыты как минимум два субсчета: для учета стоимости имущества, переданного при создании казенного предприятия, и для учета имущества, переданного позднее (для пополнения оборотных средств казенного предприятия или иных целей).

В отличие от иных хозяйственных обществ и товариществ, в которых уставный (складочный) капитал должен быть сформирован в течение года после государственной регистрации организации, уставный фонд государственного или муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником его имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия. То есть срок, в течение которого все имущество и денежные средства, подлежащие передаче, должны поступить в унитарное предприятие, в 4 раза меньше.

В бухгалтерском учете применяется схема, установленная для хозяйственных обществ и товариществ:

Дебет 75 «Расчеты с учредителями» Кредит 80 «Уставный капитал» — на сумму размера уставного капитала, указанную в учредительных документах;

Дебет 51 «Расчетные счета» Кредит 75 — на сумму денежных средств, поступивших в унитарное предприятие в качестве вклада в уставный фонд;

Дебет счетов учета имущества (08 «Вложения во внеоборотные активы», 10 «Материалы» и т.д.) Кредит счета 75 — на сумму поступивших в унитарное предприятие вкладов в уставный фонд, внесенных в неденежной форме.

При внесении вкладов в уставный фонд имуществом, отличным от денежных средств, следует иметь в виду, что под установленным порядком передачи имущества понимается соблюдение требований законодательства о бухгалтерском учете по оприходованию полученных активов. В частности, если в виде взносов в уставный фонд передается недвижимое имущество, отражение его в бухгалтерском балансе возможно только после получения акта государственной регистрации прав. В соответствии со ст. 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и т.д.

Унитарное предприятие может быть ликвидировано по решению собственника его имущества.

Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом РФ (ст. 64 ГК РФ) и иными федеральными законами.

Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

В случае принятия решения о ликвидации унитарного предприятия собственник его имущества назначает ликвидационную комиссию.

Одним из основных отличий ликвидации унитарного предприятия от ликвидации организации иной организационно-правовой формы является то, что остаток имущества, оставшийся после удовлетворения требований кредиторов, между работниками унитарного предприятия не распределяется, а подлежит передаче в соответствующий бюджет.

То есть по завершении расчетов с кредиторами и составления второго ликвидационного баланса все оставшееся имущество должно быть передано собственнику — органу государственной власти или органу местного самоуправления. При этом не возникает необходимости предварительного объединения всех пассивов на счете 80. Хотя собственником имущества может быть определена и иная схема списания стоимости пассивов с баланса ликвидируемого унитарного предприятия.

При уменьшении уставного фонда унитарного предприятия следует также учитывать требования ст. 15 Закона об унитарных предприятиях (так как при этом могут возникнуть дополнительные основания для ликвидации предприятия).

Порядок уменьшения уставного фонда унитарного предприятия определен ст. 15 Закона об унитарных предприятиях. При этом сохранены те же подходы, что и в отношении уставного капитала акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью:

— уставный фонд не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера;

— собственник имущества предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда в случае, если по окончании финансового года стоимость чистых активов окажется меньше размера его уставного фонда. При этом уставный фонд должен быть уменьшен до размера, не превышающего стоимости его чистых активов;

— в случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется меньше установленного на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, собственник имущества государственного или муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации такого предприятия.

С учетом требований, предъявляемых к минимальному размеру уставного фонда, можно заключить, что наиболее вероятной представляется реорганизация унитарного предприятия в открытое акционерное общество. О ликвидации предприятия в большинстве случаев речь вряд ли может идти, так как создание унитарных предприятий, как правило, обусловлено существенными экономическими и социальными причинами;

— если собственник имущества государственного или муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решение об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации государственного или муниципального предприятия, то кредиторы вправе потребовать от государственного или муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.

Схема и последовательность действий кредиторов представляются весьма прозрачными. С большой долей вероятности можно предположить, что процитированное требование в скором будущем может стать базой для «принудительной» приватизации наиболее рентабельных унитарных предприятий;

— в течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда государственное или муниципальное пред приятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом раз мере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении.

При этом кредиторы государственного или муниципального предприятия вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение 30 дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств государственного или муниципального предприятия и возмещения им убытков. Данная законодательная норма еще более укрепляет права и расширяет возможности кредиторов унитарного предприятия;

— государственная регистрация уменьшения уставного фонда государственного или муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов. Аналогичное требование содержится и в Законе об АО.

Кроме того, необходимость ликвидации унитарных предприятий может возникать при осуществлении некоторых форм преобразования — присоединения или слияния.

Унитарное предприятие может быть реорганизовано по решению собственника его имущества в порядке, предусмотренном законодательством (п. 1 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

В случаях, установленных федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.

Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику (п. 3 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях).

Данное условие является специфическим для унитарных предприятий. В Законе об унитарных предприятиях прямо не говорится, но предполагается, что присоединение унитарных предприятий, имущество которых принадлежит разным собственникам (например, субъекту Российской Федерации и органу местного самоуправления), допустимо только после изменения права собственности на одно (или на несколько, если присоединяется несколько юридических лиц) предприятие, то есть после изменения вида унитарного предприятия (унитарных предприятий).

Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию).

Разновидностью ликвидации юридического лица является ликвидация вследствие его банкротства. В соответствии со ст. 65 ГК РФ казенное предприятие не может быть признано несостоятельным (банкротом). Унитарное предприятие признается банкротом, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов. Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Особенности правового регулирования ликвидации организаций в рамках процедуры банкротства рассмотрены далее в отдельном подразделе.

Источник: http://economy-ru.com/buhgalterskiy-uchet-knigi/osobennosti-likvidatsii-unitarnyih-38285.html

Порядок ликвидации муниципального унитарного предприятия

Унитарное предприятие — правовая форма коммерческой организации, имущество которой не является собственностью предприятия и не подлежит разделу над доли между участниками.

Основные законопроекты, которые регулируют деятельность данного вида организаций, являются Гражданский Кодекс РФ и ФЗ №161 «О государственных и муниципальных предприятиях».

Согласно ст. 61 ГК РФ ликвидация унитарного предприятия — комплекс правовых мер (юридических и бухгалтерских), направленный на полное прекращение деятельности организации без передачи прав и обязанностей третьим лицам (без правопреемства).

Ликвидация унитарного предприятия зависит от вида организации:

  • ликвидация государственного унитарного предприятия;
  • ликвидация муниципального унитарного предприятия;
  • ликвидация федерального государственного унитарного предприятия.

Порядок ликвидации

Ликвидация унитарного предприятия может быть инициирована органами местного самоуправления либо судебными органами. Основания и порядок судебной ликвидации прописан в Гражданском Кодексе РФ и других ФЗ.

Среди видов прекращения деятельности предприятия выделяют: добровольная ликвидация, принудительная ликвидация, банкротство, слияние, присоединение, реорганизация.

Наиболее популярным видом ликвидации предприятия, который влечет его прекращение существования в полной мере, является добровольная ликвидация или банкротство.

Пошаговая инструкция о ликвидации обособленного подразделения в статье по ссылке.

При добровольной ликвидации порядок ее проведения таков:

  • Принятие решения о необходимости ликвидации организации органами местного самоуправления. Составление соответствующего приказа.
  • Назначение ликвидационной комиссии, в том числе ее главы либо ликвидатора в единственном числе. Единственный ликвидатор назначается, если предприятие небольшое. В состав комиссии при ликвидации муниципального унитарного предприятия должен входить представитель органов местного самоуправления. С момента создания комиссии, ее члены выступают полномочными представителями компании с правом ведения дел, в том числе имеют право представляет интересы предприятия в суде.
  • Уведомление государственных структур (ФНС) о начале процесса ликвидации унитарного предприятия. Форма уведомления о решении по вопросу ликвидации предприятия — P15001, форма уведомления о сборе ликвидационной комиссии — P15002.
  • Реорганизация и ликвидация унитарного предприятия проводится с оповещением сотрудников о предстоящей ликвидации/ реорганизации предприятия (не менее, чем за 2 месяца до закрытия). Подготовка обязательной документации для предстоящего сокращения штата, уведомление ближайшей службы занятости. Оповещение в данном случае должно быть составлено в письменной форме и включать данные по численности и должностям сокращаемых сотрудников.
  • Размещение соответствующего объявления о начале процедуры ликвидации в официальном издании «Вестник государственной регистрации».
  • Оповещение кредиторов о начале процесса ликвидации в письменном виде.
  • Спустя 2 месяца после официального оповещения (срок для предъявления требований кредиторов), составление промежуточного ликвидационного баланса (ПЛБ). Утверждение данного документа должно проводится на общем собрании участников предприятия либо другими органами, принявшими решение о прекращении деятельности.
  • При необходимости (если средств организации не хватает для погашения всех обязательств) организация публичных торгов для полной или частичной продажи имущества предприятия.
  • Погашение задолженностей перед кредиторами происходит в порядке законной очередности (ст. 64 ГК РФ) сразу после утверждения ПБ, в том числе утверждения очередности погашения задолженностей.
  • Итогом полного погашения обязательств перед кредиторами станет составление ликвидационного баланса (ЛБ).
  • Оставшееся имущество после погашения кредиторской задолженности передается собственнику.
  • Исключение предприятия из ЕГРЮЛ. В ФНС направляется заявление по форме P15002
  • Прекращение деятельности МУПа завершается уничтожением печатей, сдачей документации в архив.

В случае, если по итогам проверки ликвидационной комиссии и составления промежуточного ликвидационного баланса выявляется неспособность рассчитаться по обязательствам организации перед кредиторами, глава комиссии (либо кредитор) должен обратится в местный Арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

В случае, если денежных средств не хватило для погашения задолженностей, кредиторы имеют право потребовать через суд возмещения задолженности за счет личного имущества собственника предприятия.

Признание унитарного муниципального предприятия банкротом

Основным отличием в процессе признания унитарного предприятия банкротом от других видов юридических лиц является спорный вопрос по законности права руководителя такой организации самостоятельно подавать в арбитражный суд заявление о признании лица банкротом.

Из отражающих процесс ликвидации юридических лиц законопроектов получить однозначный ответ вам не удастся. Загвоздка состоит в том, что МУПы не обладают правом собственности, на них возложены лишь обязанности управления и хозяйственного ведения подведомственного имущества.

На законных основаниях в суд может обратиться собственник, а руководитель унитарного предприятия должен своевременно направить ему письменное предложение при наличии первых признаков банкротства организации (невозможности рассчитаться с кредиторами даже путем продажи имущества с торгов).

Кроме собственника имущества унитарного предприятия, подать заявление в суд имеет право кредитор или др. уполномоченные органы.

Основным критерием, при наличии которого унитарное муниципальное образование может претендовать на признание банкротства, является:

  1. Задолженность в государственный бюджет либо внебюджетные органы в размере от 100 тыс. руб.
  2. Нарушение сроков погашения данных обязательств (см. п. 1) более, чем на 3 месяца.

Непосредственно порядок ликвидации МУПа через процедуру банкротства проводится аналогичным образом, как и для других юридических образований:

  • Наблюдение. На данном этапе необходимо проанализировать финансовое состояние компании, эта задача возложена на финансового управляющего. На основании изученных данных составляется реестр требований кредиторов. Переход к следующему этапу инициируется собранием кредиторов.
  • Финансовое оздоровление.
  • Внешнее управление.
  • Конкурсное производство. Этап конкурсного производства осуществляется по стандартного схеме для любого юридического лица и начинается с инвентаризации имущества предприятия. Далее проводятся мероприятия по максимальному сбору возможной дебиторской задолженности. В итоге полученные средства (конкурсная масса) идут на погашение обязательств перед кредиторами в соответствии с составленным на этапе наблюдения реестром требований кредиторов. Для погашения долгов компании так же возможно организовать торги для реализации имущества предприятия.
  • Если появляется возможность, оформление мирового соглашения.
  • После завершения всех возможных законных способов расчета с кредиторами, оставшиеся долги организации признаются аннулированными. Итогом процесса банкротства является внесение данных о ликвидации в ЕГРЮЛ и получение соответствующего свидетельства о признании предприятия банкротом.

Все подробности законного проведения процедуры банкротства можно узнать из ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Цены на ликвидацию ООО с долгами, по ссылке.

Интересуетесь, как закрыть нулевую фирму ООО? Какие необходимые требования для закрытия, читайте по этому адресу.

Основания для принудительной ликвидации

Основания для принудительной ликвидации унитарного предприятия соответствуют общим основаниям для любых юридических образований:

  • Осуществление деятельности без соответствующих разрешений и лицензий.
  • Грубые и систематические нарушения законодательства РФ, которые имеют неустранимый характер.
  • Проведение деятельности, противоречащей Уставу и целям создания организации.
  • Отказ устранения причин, которые послужили основанием для приостановки государственными органами деятельности организации.
  • Иные причины, установленные ГК РФ.

Помните, что Арбитражный суд в праве признать недействительным ликвидацию юридического лица даже в том случае, когда оно уже удалено из ЕГРЮЛ. Причиной тому могут послужить грубые нарушения порядка и сроков ликвидации.

Поэтому, начиная процесс прекращения деятельности организации независимо от способов ликвидации, придерживайтесь установленного законного порядка.

Итак, закрытие предприятия (МУПа) практически не отличается от прекращения деятельности других видов юридических лиц, но имеет некоторые тонкости и нюансы (в том числе в формах заявлений). Поэтому перед началом процесса закрытия МУПа, уточните все «подводные камни», с которыми вы можете столкнуться.

  • Телефоны для Москвы:
  • Телефоны для СПБ:

Для регионов — ДОБ.530

Добавить комментарий Отменить ответ

Рубрики

Свежие комментарии

Получите бесплатную юридическую консультацию прямо сейчас:

Москва и область

Санкт-Петербург и область

Источник: http://1likvidaciya.ru/juridicheskogo-lica/likvidacija-unitarnogo-predprijatija.html