Обязанности и полномочия председателя ликвидационной комиссии


Бесплатная юридическая консультация:

Ликвидационная комиссия формируется сразу после того, как принято решение о закрытии предприятия. В неё обычно входят ключевые лица организации – директор, главный бухгалтер, юрист.

Оглавление:

Выбирается председатель ликвидационной комиссии. Именно он координирует все действия комиссии. На него возложена основная ответственность за исполнение процедуры. Его кандидатура крайне важна, так как он осуществляет контроль над всеми этапами мероприятия, коммуникацию с государственными органами.

Кого могут избрать председателем ликвидационной комиссии?

Закон устанавливает необходимость в избрании председателя. Однако не установлено, кто именно может выступать в этой роли. Кандидатуры определяются учредителями предприятия. К примеру, могут рассматриваться следующие варианты:

  • Орган, принявший решение о закрытии организации;
  • Участник или учредитель предприятия;
  • Лицо, у которого есть соответствующие полномочия, а также лицензия.

Однако такой выбор может быть выполнен только в том случае, если упразднение проводится добровольно. Подробнее о процедуре добровольной ликвидации ООО читайте тут. Если же осуществляются процедуры процесса банкротства, ликвидатор будет назначен судебным органом. Контроль переходит к арбитражному управляющему. Данный специалист должен состоять в саморегулируемой организации.

Возникла проблема? Позвоните нашему юристу:


Бесплатная юридическая консультация:

Москва и Московская область: (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область:

Назначение ликвидатора

Принятие решения о назначении председателя осуществляется на общем собрании учредителей. Однако все полномочия ему будут переданы только после того, как о составе ликвидационной комиссии и назначении её ключевого лица, а также о начале процедуры закрытия, будут уведомлены следующие органы:

  • Налоговая инспекция (ей достаточно отправить заявление об упразднении, данные о комиссии отправлять не нужно);
  • ФСС (направить уведомление необходимо в течение 10 дней с даты утверждения протокола);
  • Банковское учреждение, в котором у предприятия имеются расчётные счета.

После того, как все уведомления отправлены, полномочия и обязанности по упразднению переходят к выбранному лицу.

Полномочия председателя комиссии при ликвидации предприятия

Права и обязанности председателя определяются в соответствии с необходимостью проведения процедуры. Лицо действует в интересах закрываемой компании.


Бесплатная юридическая консультация:

Перечень прав

Ликвидатору передаются все полномочия, снимаемые с директора. Однако лицо может не получить некоторые права, которые закреплены за учредителями в уставе фирмы. К примеру, участники могут оставить за собой права на утверждение промежуточного и окончательного ликвидационного баланса. В этом случае, председателю требуется только составить эти документы.

Ликвидатор действует в пределах компетенции комиссии. Если он снимает средства со счетов предприятия, осуществляет продажу его имущества, все полученные средства должны пойти на погашение задолженностей, в том числе, перед сотрудниками.

Обязанности и ответственность

На ликвидатора возлагается ответственность за осуществление упразднения в соответствии с законами. От него требуется следить за очерёдностью всех этапов, своевременное предоставление документации в государственные органы. Председатель несёт следующую ответственность:

  • Субсидиарная. Если у организации обнаружились признаки несостоятельности, в течение десяти дней требуется направить уведомление об этом в суд. Если этого не будет сделано, наступит субсидиарная ответственность. То есть, именно с председателя может быть взыскана задолженность;
  • Уголовная. Наступает при сокрытии информации о собственности закрываемой фирмы, документов, бухгалтерских отчётов. Уголовная ответственность предусматривается статьёй 195 УК РФ;
  • Административная. Предполагает штрафы в размере00 рублей. Вводится в том случае, если ликвидатор не отслеживает очерёдность и правильное прохождение всех этапов.

От ликвидатора требуется знать основы бухгалтерского и налогового учёта.

Какие действия должен исполнять ликвидатор?

Председатель имеет определённые обязанности. Это актуально и при принудительной, и при добровольной ликвидации. Перечень включает в себя проведение всех этапов, контроль над деятельностью остальных участников комиссии. Полный процесс ликвидации ООО освещён в отдельной статье.

Оповещение кредиторов о закрытии

Для уведомления кредиторов о закрытии предприятия ликвидатором помещается соответствующая публикация в «Вестнике» о ликвидации. Размещение информации платное. Оплата зависит от размера сообщения. Кредиторам предоставляется определённый срок для направления своих претензий. Минимальный срок – 2 месяца.


Бесплатная юридическая консультация:

Рекомендуется также разослать письменные уведомления кредиторам. Требуется это для того, чтобы подтвердить в суде то, что все лица были извещены о проводимой ликвидации.

Инвентаризация имущества

Инвентаризация имущества председателем включает в себя следующие операции:
  • Проверка полноты и достоверности учётной документации;
  • Анализ обязательств предприятия;
  • Проверка фактического наличия имущества, указанного в бумагах;
  • Выявление ошибок в операциях с наличными, проведённых фирмой;
  • Оценка финансового состояния организации;
  • Определение стоимости имущества.

На каждой стадии проверки формируется сопутствующая документация. В завершение создаются отчёты, которые предоставляются учредителям фирмы и позволяют оценить финансовое состояние организации, её платёжеспособность. Оценка имущества требуется для того, чтобы убедиться, что средств, если будет проводиться продажа, хватит на покрытие задолженностей.

Инвентаризация имущества включает в себя следующие этапы:

  1. Подготовка. Инвентаризация потребует формирование комиссии. Минимальный её состав – три человека. В комиссию могут входить специалисты сторонней организации. Участники получают всю нужную информацию в бухгалтерии, производят проверку имущества;
  2. Пересчёт имущества. Выполняется в соответствии с информацией, полученной в бухгалтерии. Перерасчёт имущества должен осуществляться в присутствии всех членов комиссии, на которых возложена инвентаризация, а также лица, несущего материальную ответственность. В том случае, если при процедуре будут присутствовать не все лица, она потеряет свою юридическую силу, инвентаризация затянется;
  3. Оформление итогов процедуры. После того, как опись имущества передана в бухгалтерию, выполняются сличительные ведомости. Требуется подвести итоги проверки. Если обнаружились недостачи или излишки, сведения об этом вносятся в бухгалтерский счёт.

Инвентаризация проводится непосредственно в ликвидируемой организации. Если обнаружилась собственность, которой нет в прежних учётных документах, требуется также провести её оценку.

Уведомление сотрудников об увольнениях

Каждый сотрудник предприятия должен быть извещён о том, что проводится закрытие и предстоят увольнения. Права сотрудников при ликвидации предприятия вот здесь. Также необходимо направить уведомление об увольнениях в службу занятости. В бумаге указываются сведения обо всех сотрудниках: должность, образование, стаж работы.


Бесплатная юридическая консультация:

Ликвидатор обязан следить за тем, чтобы каждый работник получил все требуемые выплаты. Документы по платежам, а также их исполнение – обязанность кадровых и бухгалтерских отделов. Информация о том, как насчитывается выходное пособие при ликвидации организации, в этой статье.

Дополнительные обязательные действия

Ликвидатор должен также исполнять следующие обязанности:

  • Разработка плана упразднения предприятия;
  • Анализ дебиторских и кредиторских долгов;
  • Разработка действий по покрытию задолженностей и взысканию дебиторских долгов. Как проводится взыскание дебиторской задолженности подробнее здесь;
  • Подготовка документов и подача заявления о банкротстве, если это требуется;
  • Составление промежуточного и окончательного ликвидационного баланса, их предоставление в ФНС;
  • Оплата пошлины.

Председатель ликвидационной комиссии обязан проследить за законностью каждого из этапов. Не каждый специалист имеет требуемые знания. Поэтому актуально назначать ликвидатором профессионала, оказывающего соответствующие услуги.

В каких случаях происходит смена председателя?

Иногда производится смена ликвидатора. Выполняется это по следующим причинам:

  • Специалист не справляется со своими функциями, относится к ним недобросовестно. Решение о смене принимается на общем собрании, в результате которого составляется протокол;
  • Председатель имеет право уйти с назначенной должности по собственному желанию. Для этого он может расторгнуть договор в одностороннем порядке;
  • Если принимается решение о банкротстве предприятия, ликвидатор снимается с прежней должности по решению суда.

Председатель является ключевым лицом процедуры ликвидации, а потому он должен обладать соответствующими знаниями и представлением об ответственности. Часто в этой роли выступают профессиональные юристы, которые обеспечивают законность каждого из этапов, соблюдение сроков и правильное оформление документов.


Бесплатная юридическая консультация:

В разделе Ликвидация вы найдёте дополнительную информацию по данной теме.

Бесплатная юридическая поддержка по телефонам:

Москва и Московская область: (звонок бесплатен)

Санкт-Петербург и Лен.область:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статье могла устареть!

åñïëàòíàÿ þðèäè÷åñêàÿ êîíñóëüòàöèÿ:

Источник: http://dolgofa.com/likvidacija/polnomochija-predsedatelja-likvidacionnoj-komissii.html

Ликвидационная комиссия полномочия

Ликвидационная комиссия — учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц согласно ст. 62 ГК РФ. Ликвидационной комиссией (ликвидатором) устанавливаются порядок и сроки ликвидации юридического лица в соответствии с ГК РФ и другими законами.

После определения даты начала ликвидационного процесса, о которой объявляется публично в средствах массовой информации или официально в печати, по утвержденному, разработанному плану начинает работать ликвидационная комиссия. Завершает она свои действия со дня внесения данных о ликвидации в реестр государственной регистрации.

Законодатель не устанавливает четких критериев к численности и составу комиссии. Возглавляет комиссию председатель — лицо, наделенное определенным кругом обязанностей и прав.

Исходя из правовых норм, обязанности по координации мероприятий прекращения деятельности юридического лица возлагаются на ликвидационную комиссию [ГК РФ ч. 4 ст. 62].


Бесплатная юридическая консультация:

Как известно, процедура ликвидации может быть начата добровольно, то есть, по решению общего собрания учредителей, либо в принудительном порядке — по вердикту суда.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению, то есть функции и права органов ликвидируемого общества. Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности общества в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде [ГК РФ ч. 4 ст. 62].

Общий порядок ликвидации юридического лица установлен главой 4 ст. 63 Гражданского кодекса РФ:

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.


Бесплатная юридическая консультация:

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.


Бесплатная юридическая консультация:

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Организация должна уведомить Единый государственный реестр юридических лиц о своей ликвидации и представить документы. Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения [ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ]. Уполномоченным лицом, то есть заявителем, является руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.


Бесплатная юридическая консультация:

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица [ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ]. К уведомлению прилагается решение о ликвидации.

Регистрирующий (налоговый) орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, либо государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации данного юридического лица.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора [ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ].

Кроме того, они обязаны уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по формам, утвержденных приказом от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25а «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляющих в регистрирующий при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств:

№Р16001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией»;


Бесплатная юридическая консультация:

№Р15001 «Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица»;

№Р15002 «Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора»

№Р15003 «Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица» (Приложения 3-5).

В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом от 29 июля 1998 года №34н (в редакции от 24.03.2000), при ликвидации организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса необходимо провести инвентаризацию. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 года №49. Основные цели инвентаризации — выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств.

Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.


Бесплатная юридическая консультация:

Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и по материально ответственному лицу. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости [Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Минфина РФ от 13.06.1995 №49 (в ред. от 08.11.2010)].

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения [ГК РФ ч. 4 ст. 63].

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации. В установленных законом случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества. В него включены перечни:

зданий и сооружений с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;


Бесплатная юридическая консультация:

машин, оборудования и других основных средств с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, марки, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;

объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием наименования объекта и его местонахождения, года начала строительства, фактически выполненного объема, балансовой стоимости;

долгосрочных финансовых вложений с указанием долгосрочных финансовых вложений и стоимости по активу баланса;

нематериальных активов с указанием их стоимости по активу баланса;

запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием производственных запасов, животных на выращивании и откорме, малоценных и быстроизнашивающихся предметов по остаточной стоимости, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, товаров, НДС по приобретенным ценностям, прочих запасов и затрат, денежных средств, расчетов и прочих активов (в том числе указываются товары отгруженные, расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги по векселям, полученным с дочерними предприятиями с бюджетом с персоналом по прочим операциям с прочими дебиторами, авансы, выданные поставщиками и подрядчиками, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства: касса, расчетный счет, валютный счет, прочие денежные средства, прочие оборотные активы);


Бесплатная юридическая консультация:

требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу с указанием наименования кредитора (в порядке очередности), суммы задолженности и решения об удовлетворении.

Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Ликвидационной комиссией выплачиваются денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, (за исключением кредиторов пятой очереди — им денежные суммы выплачиваются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса) в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ «Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица»:

1. При ликвидации юридического лица после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда, о компенсации сверх возмещения вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения;


Бесплатная юридическая консультация:

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами; абзац шестой утратил силу.

При ликвидации банков, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются также требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними или в их пользу договорам банковского вклада или банковского счета, за исключением договоров, связанных с осуществлением гражданином предпринимательской или иной профессиональной деятельности, в части основной суммы задолженности и причитающихся процентов, требования организации, осуществляющей обязательное страхование вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках и требования Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом.

Требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

2. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.

Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.

3. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, когда такое юридическое лицо не может быть признано несостоятельным (банкротом), имущество такого юридического лица распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально размеру требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.


Бесплатная юридическая консультация:

4. В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который, так же как и промежуточный баланс, утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Ликвидационный баланс может быть прибыльным для учредителей, получающих дополнительный доход от ликвидации активов, либо убыточным, когда убытки покрываются за счет уставного капитала. Окончательный ликвидационный баланс отражает активы, оставшиеся после окончания всех расчетов ликвидируемого юридического лица, то есть имущество, подлежащее передаче ликвидационной комиссией учредителям организации. В ликвидационном балансе отражаются следующие статьи: актив, внеоборотные активы, денежные средства, пассив, уставный капитал и нераспределенная прибыль.

При ликвидации юридического лица реализуются денежные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу, а полученные средства направляются на погашение обязательств. Оставшиеся денежные средства зачисляются в уставный капитал, а затем распределяются между участниками (учредителями) юридического лица в порядке, установленном в учредительных документах.

В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов на покрытие убытков направляется уставный капитал.


Бесплатная юридическая консультация:

Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

На основании Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года №129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;

Документ об уплате государственной пошлины.

Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года №129-ФЗ:


Бесплатная юридическая консультация:

Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (в ред. Федерального закона от 02.07.2005 №83-ФЗ):

1. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.

2. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.

3. Документы, предусмотренные статьей 21 Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

4. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона.


Бесплатная юридическая консультация:

5. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.

6. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица (в ред. Федерального закона от 23.06.2003 №76-ФЗ).

Являясь налогоплательщиком, организация обязана письменно сообщать в налоговый орган по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, не позднее одного месяца со дня ликвидации [НК РФ ст. 23], а также об объявлении несостоятельности (банкротстве) либо о ликвидации — не позднее трех дней с момента принятия такого решения.

С ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается.

Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации установлено ст. 49 НК РФ и осуществляется в определенном порядке. Так, обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств данной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если у ликвидируемой организации недостаточно денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества, для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм определен главой 12 НК РФ. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных ею налогов и сборов (пеней, штрафов), эти суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам и сборам (пеням, штрафам) налоговым органом не позднее одного месяца со дня подачи организацией-налогоплательщиком заявления.

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) должна быть возвращена ей не позднее одного месяца со дня подачи организацией-налогоплательщиком заявления.

Для определения налогового периода, в том числе при ликвидации организации, следует руководствоваться положениями ст. 55 НК РФ. Так, последним налоговым периодом (если организация была ликвидирована до конца календарного года) является период от начала этого года до дня завершения ликвидации.

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована до конца этого года, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации.

Если организация была создана в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована раньше календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации данной организации.

Правила определения налогового периода при ликвидации организации не применяются в отношении налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации и реорганизации организации отдельные налоговые периоды изменяются по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки [НК РФ гл. 14 ст. 89].

К расходам на оплату труда по налогу на прибыль согласно ст. 255 НК РФ относятся, в частности, начисления работникам, высвобождаемым в связи с ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.

Существуют некоторые особенности в обложении налогом на прибыль в случае, когда учредителем (участником) общества является иностранная организация, не осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающая доходы от источников в Российской Федерации. Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений пунктов 1 и 2 ст. 43 НК РФ, устанавливающих понятия дивидендов и процентов), согласно ст. 309 НК РФ относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

Источник: http://studbooks.net//menedzhment/funktsii_likvidatsionnoy_komissii

Председатель ликвидационной комиссии: полномочия и обязанности

Организация процедуры ликвидации юридического лица

Ликвидация предприятия – процедура, требующая неукоснительного соблюдения положений действующего законодательства. Такая необходимость связана с тем, что процесс прекращения деятельности организации достаточно сложен. Кроме того, он требует не просто осуществления всех необходимых юридических процедур, но и строгого соблюдения их последовательности. А в случае если учредитель или учредители предприятия нарушат ее или пропустят какие-либо шаги, предусмотренные законом в процессе ликвидации предприятия, например, ими не будет назначен председатель ликвидационной комиссии, регистрирующие органы вправе отказать в удовлетворении заявления о прекращении деятельности коммерческой компании и все придется начинать сначала. Кроме того, немаловажно, что такая ситуация может повлечь за собой не только временные и организационные, но и финансовые расходы, связанные, например, с необходимостью повторной оплаты государственной пошлины за оказание услуг.

Именно поэтому некоторые руководители компаний, приняв решение о ликвидации предприятия, прибегают к услугам специализированных организаций, которые за определенную плату готовы взять на себя все тяготы общения с регистрирующими органами. Однако, прибегая к услугам подобных специалистов, необходимо тщательно взвесить все плюсы и минусы такого решения. В частности, следует принимать во внимание, что финансовые расходы, связанные с осуществлением процедуры ликвидации при самостоятельной реализации всех необходимых действий, не так уж велики, а основную работу возьмет на себя ликвидационная комиссия. При этом специализированная организация, готовая принять на себя большую часть такой работы по взаимодействию с органами государственной регистрации, потребует за свои усилия немалую сумму.

Основные этапы юридической процедуры остановки работы организации в соответствии с законодательством

Вместе с тем внимательное и вдумчивое изучение законодательства, регламентирующего процедуру прекращения организацией своей деятельности, способно дать весьма четкое представление о том, какие действия необходимо осуществить учредителю или учредителям, принявшим решение об остановке работы предприятия. При этом в случае наличия каких-либо вопросов они всегда могут обратиться к изучению дополнительных источников, которые способны разъяснить сложившуюся ситуацию.

Первым шагом, который заинтересованному лицу стоит предпринять в процессе такого изучения, является ознакомление с главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая содержит все основные положения, регулирующие деятельность юридических лиц в нашей стране. Несколько статей данной главы специально посвящено порядку и требованиям к процессу ликвидации коммерческих организаций с указанием всех необходимых действий, которые требуется предпринять учредителю или учредителям.

Назначение председателя ликвидационной комиссии

Более внимательное изучение содержания этого раздела указанного нормативно-правового акта дает понять, что объем работы, который должны взять на себя учредители, принявшие решение об остановке деятельности коммерческой компании, не так уж велик. В первую очередь им принадлежит прерогатива сделать основной шаг в этом направлении, приняв решение о ликвидации компании. Такое решение должно быть зафиксировано соответствующим приказом или другим документом, с которым следует ознакомить всех сотрудников ликвидируемой организации. При оформлении приказа, фиксирующего факт прекращения работы компании, учредителю или учредителям необходимо учитывать, что, помимо самого факта ликвидации компании, этот приказ должен указывать сроки и порядок ее осуществления.

Кроме того, отдельный раздел документа следует посвятить вопросу назначения председателя ликвидационной комиссии. В соответствии с пунктом 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, с момента его назначения председатель, осуществляя руководство деятельностью ликвидационной комиссии, получает весь объем полномочий, связанных с осуществлением деятельности компании в период ее ликвидации. Как правило, руководитель назначается из числа действующих сотрудников предприятия, которые должны быть поименно упомянуты в приказе с указанием должностей, занимаемых ими в компании. Нередко функции и статус председателя ликвидационной комиссии принимает на себя сам руководитель организации, который в этой ситуации и будет заниматься организацией основных процедур, связанных с процессом прекращения работы юридического лица.

Полномочия председателя ликвидационной комиссии

Статус председателя подлежит отдельной фиксации в приказе благодаря тому, что на ликвидатора будут возложены особые полномочия по осуществлению действий и процедур, требуемых для остановки деятельности учреждения действующим законодательством.

Таким образом, на него ложится ответственность за всю работу, осуществляемую членами комиссии в рамках своей профессиональной деятельности, и именно он подписывает документы, издаваемые этим органом.

В частности, в обязанности председателя входит проследить за тем, чтобы о решении о прекращении работы организации был уведомлен орган государственной регистрации, который осуществляет ведение и пополнение информацией основного федерального ресурса, содержащего сведения о коммерческих организациях Российской Федерации, – Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). В целях обеспечения сохранения актуальности информации, содержащейся в указанной базе, орган государственной регистрации после получения данного уведомления обязан немедленно внести сведения о том, что данная компании находится в стадии ликвидации, в Единый государственный реестр юридических лиц. Таким образом, эта компания будет исключена из общей численности действующих предприятий Российской Федерации, однако в течение срока ликвидации она будет числиться в специальном столбце этого реестра, где фиксируются компании, прекращающие работу.

Информирование кредиторов о ликвидации юридического лица

Кроме того, на председателя комиссии возлагается обязанность следить за соответствием процедуры, реализуемой его подчиненными, действующему законодательству. Так, в частности, статья 63 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет перечень шагов, которые должны быть предприняты органом, ответственным за организацию юридической процедуры, с целью прекращения предприятием своей деятельности. Так, первым значимым шагом в этом направлении должно стать информирование кредиторов организации о том, что она прекращает свою работу. Смысл этого шага заключается в том, чтобы дать им возможность для предъявления имеющихся у них финансовых претензий в период, пока компания еще существует и способна их выполнить. Исходя из этой установки, комиссия осуществляет работу в этом направлении.

Необходимым компонентом такой работы, в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, является публикация в средствах массовой информации, определенных действующим законодательством для этих целей, сообщения о ликвидации предприятия. Кроме того, такое сообщение должно содержать исчерпывающую информацию, позволяющую идентифицировать данное учреждение всем контрагентам, когда-либо имевшим с ней дело: она включает полное и краткое наименования компании, ее идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный номер (ОГРН), под которым она внесена в Единый государственный реестр юридических лиц, и другую информацию.

Кроме того, такое сообщение должно содержать описание порядка предъявления кредиторами финансовых претензий и сроков их предъявления. При определении этих сроков следует помнить, что Гражданский кодекс Российской Федерации предоставляет компании самостоятельно определить период времени, в течение которого будут приниматься финансовые претензии от контрагентов, однако пункт 1 статьи 63 ГК РФ требует, чтобы этот срок составлял не менее двух месяцев.

Составив объявление, соответствующее требованиям действующего законодательства, председатель действующей ликвидационной комиссии направляет подписанную им заявку в средство массовой информации, в котором оно должно быть опубликовано. Важно учитывать, что конкретные средства массовой информации, подлежащие использованию для публикации сведений о ликвидации компании, определяются действующим законодательством. Так, в соответствии с Приказом Федеральной налоговой службы № САЭ-3-09/355@ от 16 июня 2006 года “Об обеспечении публикации и изданий сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации”, сведения о прекращении деятельности коммерческих компаний по решению учредителя или учредителей подлежат опубликованию в журнале “Вестник государственной регистрации”.

Помимо организации такой публикации, в полномочия председателя ликвидационной комиссии входит принятие других возможных мер, которые могут способствовать розыску кредиторов, перед которыми компания, прекращающая свою деятельность, имеет непогашенные обязательства. В частности, ему следует организовать внимательное изучение его подчиненными финансовой документации этой компании. В случае выявления непогашенных задолженностей кредиторам следует направить им письменные уведомления, содержание которых должно быть аналогично сообщению, опубликованному в журнале “Вестник государственной регистрации”. В частности, в таком письме должно содержаться уведомление о порядке предъявления финансовых претензий к компании и сроке, в течение которого такие претензии могут быть предъявлены. Согласно сложившейся практике, подобные информационные сообщения направляются в форме письма с уведомлением о вручении и подписываются председателем ликвидационной комиссии.

Составление ликвидационного баланса

В ожидании поступления финансовых требований к компании, объявившей о прекращении своей деятельности, обязанности председателя комиссии требуют организации начала работ по составлению ликвидационного баланса, отражающего инвентаризацию имеющегося имущества данной коммерческой организации. В данном финансовом документе необходимо отразить все имущество, подвергшееся инвентаризации, которое имеется у организации на момент составления приказа об остановке работы. В отношении такого имущества может быть осуществлена продажа. По мере поступления финансовых требований от кредиторов их претензии следует вносить в составляемый ликвидационный баланс.

При этом на данном этапе осуществления процедуры остановки работы организации составление такого баланса, отражающего состояние инвентаризации имущества, носит предварительный характер. Тем не менее, председатель комиссии должен позаботиться о том, чтобы он был подписан учредителем или учредителями предприятия, которые тем самым подтверждают факт ознакомления с состоянием финансовых дел и проведением инвентаризации имущества своего учреждения. После завершения срока принятия финансовых требований от кредиторов и инвентаризации организации председатель действующей ликвидационной комиссии в рамках своих полномочий должен осуществить все необходимые расчеты с кредиторами, доказавшими обоснованность своих материальных претензий в отношении имущества данной организации.

Завершение процедуры осуществления расчетов с кредиторами и инвентаризации имущества требует перехода к следующему этапу деятельности ликвидационной комиссии – составлению окончательного ликвидационного баланса имеющегося имущества. В этом документе должен быть отражен весь объем имущества, оставшегося в распоряжении организации после завершения всех расчетов и проведения инвентаризации. В случае если такое имущество имеется в наличии, его необходимо распределить между учредителями компании в соответствии с достигнутыми между ними договоренностями. Окончательный ликвидационный баланс после проведения инвентаризации имущества председателю ликвидационной комиссии необходимо представить на подпись учредителю или учредителям компании, а также ознакомить с его содержанием орган налоговой инспекции в соответствии с территориальной принадлежностью организации. Подтвердить свое ознакомление с окончательной версией баланса инвентаризации имущества территориальный орган Федеральной налоговой службы должен подтвердить постановкой на документе соответствующей отметки.

Этот документ со всеми необходимыми подписями и отметками об инвентаризации имущества должен стать одним из компонентов пакета, формируемого председателем ликвидационной комиссии для предоставления в регистрирующий орган. Дело в том, что, в соответствии с пунктом 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, коммерческая организация признается ликвидированной только в момент внесения соответствующей записи об этом факте в Единый государственный реестр юридических лиц. В свою очередь, для внесения этой записи государственные регистрирующие органы требуют предоставления всех документов, подтверждающих факт прекращения организацией своей деятельности, исполнения в пределах ее возможностей всех принятых на себя обязательств и инвентаризации имущества.

Формирование пакета документов для государственной регистрации факта ликвидации коммерческой организации

После формирования окончательного баланса председатель комиссии в рамках своих полномочий приступает к формированию пакета документов для предоставления в орган государственной регистрации. Помимо окончательного ликвидационного баланса, в этот пакет должно войти заявление о ликвидации предприятия, подписанное председателем ликвидационной комиссии. При этом следует иметь в виду, что действующее законодательство не предусматривает возможности составления такого заявления в свободной форме – председателю ликвидационной комиссии необходимо заполнить специальную форму такого заявления.

Помимо оформления заявления, председателю ликвидационной комиссии необходимо позаботиться об оплате государственной пошлины за регистрацию факта ликвидации организации, поскольку, в соответствии с действующим законодательством, эта процедура является платной. Размер этой пошлины установлен статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, данный раздел указанного нормативно-правового акта устанавливает, что размер пошлины за государственную регистрацию факта ликвидации организации взимается плата в размере 20% от стоимости внесения сведений о ней в Единый государственный реестр юридических лиц при ее формировании. В частности, такая пошлина в соответствии с указанной статьей составляет 4 тысячи рублей; таким образом, величина государственной пошлины за услугу по внесению в ЕГРЮЛ сведений о прекращении предприятием своей деятельности обойдется в 800 рублей.

В некоторых случаях регистрирующий орган может потребовать предоставления дополнительных документов, например, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, копии журнала “Вестник государственной регистрации” с опубликованным сообщением о прекращении деятельности юридического лица, документов, подтверждающих информирование государственных фондов, например, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, об остановке деятельности учреждения. В этом случае в полномочия председателя ликвидационной комиссии входит сбор и предоставление всех необходимых документов.

После того, как все справки, свидетельства, квитанции и выписки, необходимые органу государственной регистрации для того, чтобы убедиться в том, что данное юридическое лицо фактически прекратило свою работу, собраны, он должен рассмотреть их и, если их состав и содержание окажутся удовлетворительными, принять решение о ликвидации организации.

Согласно действующему законодательству, подтверждением такого решения является внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Позвоните по номеру:

И наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

юриста по телефону:

  • — Москва
  • — Санкт-Петербург
  • — Екатеринбург
  • (доб. 968) — общий

Источник: http://1bankrot.ru/likvidaciya/polnomochiya-predsedatelya-likvidacionnoj-komissii.html