Особенности заключения договоров с иностранными сотрудниками филиалов и представительств иностранных юридических лиц


Бесплатная юридическая консультация:

При оформлении разрешительных документов на своих сотрудников представительства и филиалы иностранных компаний часто недоумевают, почему в российских госорганах от них требуют предоставить трудовые договора, оформленные по нормам российского законодательства, ведь, как правило, иностранные сотрудники представительств и филиалов уже имеют трудовые контракты, подписанные с головной зарубежной организацией.

Оглавление:

Давайте вместе разберемся, обоснованны ли описанные требования российских государственных органов? Могут ли филиал или представительство являться работодателем? И кто же должен подписывать договоры с сотрудниками представительств и филиалов?

Прежде всего, ответим на первый вопрос: требования госорганов РФ в части соответствия трудовых договоров с сотрудниками представительств и филиалов нормам российского законодательства справедливы и обоснованны.

Иностранные организации осуществляют представительские функции на территории РФ через представительства или филиалы, созданные на ее территории (ст. 306 НК РФ).

В соответствии со ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством РФ, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.


Бесплатная юридическая консультация:

Деятельность сотрудников (в том числе руководителей) филиалов и представительств иностранных компаний признается компетентными органами РФ в качестве трудовой. Со всеми трудящимися лицами на территории РФ должны быть заключены трудовые/гражданско-правовые договоры, соответствующие российскому законодательству. При этом указанное требование в соответствии со ст. 11 ТК РФ распространяется на сотрудников любой компании вне зависимости от страны регистрации компании, ее организационно-правовой формы и гражданства сотрудников.

Исходя из вышесказанного очевидно, что трудовые договоры с сотрудниками представительств и филиалов в РФ должны полностью соответствовать российскому законодательству.

Теперь давайте рассмотрим, может ли быть работодателем филиал или представительство иностранной компании, и кто должен подписывать трудовые договоры?

Так как представительства и филиалы иностранного юридического лица не признаются российским законодательством в качестве отдельного юридического лица (п. 3, ст. 55, ГК РФ), работодателем для сотрудников филиалов и представительств является иностранная головная компания.

Трудовые договоры должны быть подписаны ответственным лицом зарубежной головной компании — владельцем компании или генеральным директором. Также возможен вариант подписания трудовых договоров лицом, наделенным соответствующими полномочиями, и авторизованным нотариальной доверенностью от одного из перечисленных выше ответственных лиц зарубежной головной компании. Доверенность, полученная от иностранного юридического лица, должна быть заверена в установленном порядке нотариальными учреждениями страны регистрации иностранного юридического лица, легализована в соответствии с Гаагской конвенцией 1961 года апостилем либо необходимо провести процедуру консульской легализации в консульском учреждении Российской Федерации. Исполненная на иностранном языке доверенность должна быть переведена на русский язык с нотариальным заверением.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким уполномоченным лицом может являться, например, руководитель представительства или филиала (Директор/ Глава) на территории РФ.

Принимая решение о том, кто будет подписантом в случае заключения трудовых договоров, очень важно убедиться, что соответствующие полномочия были переданы согласно уставным документам зарубежной головной организации.

Учитывая тот факт, что любая деятельность иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового/гражданско-правового договора на выполнение работ или услуг признается как трудовая деятельность, то в соответствии с п. 4 ст. 13, 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель имеет право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента (указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, являющихся аккредитованными работниками аккредитованных в установленном порядке на территории РФ представительств иностранных юридических лиц, на основе принципа взаимности в соответствии с международными договорами РФ).

В п. 2 и п. 3 ст. 13, 115-ФЗ определено, что привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан на территории РФ могут юридические лица при наличии указанных выше разрешительных документов, при этом нет четкого указания: российские или зарубежные. Из этого можно сделать вывод, что это также распространяется на иностранные компании, которые, действуя через филиалы и представительства, обязаны оформить на себя разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и разрешения на работу сотрудников.

Отдельно хотелось бы сказать о привлечении к трудовой деятельности безвизовых сотрудников филиалов и представительств по патенту. 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определено, что привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан, имеющих патент, могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, нотариусы и прочие, при этом указанным пунктом не предусматривается право привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан представительствами и филиалами иностранных юридических лиц. Вместе с тем, положение данной статьи не ограничивает права иностранных юридических лиц на привлечение к трудовой деятельности на территории Российской Федерации иностранных граждан, имеющих патенты, при условии правильно составленного трудового/ гражданско-правового договора от иностранного юридического лица.


Бесплатная юридическая консультация:

Примечательным фактом является то, что в случаях оформления документов по процедуре ВКС (ст. 13.2, 115-ФЗ) и ВТО (ст. 13.5, 115-ФЗ), разрешение на привлечение иностранной рабочей силы не требуется, а о выдаче разрешения на работу ходатайствует не зарубежная головная организация, а ее представительство или филиал на территории РФ, что, соответственно, указывается в разрешениях на работу сотрудников.

Источник: http://www.confidencegroup.ru/default.aspx?did=218&sid=183

Представительство ведет коммерческую деятельность: возможно ли это и насколько безопасно?

налоговый консультант WiseAdvice

Бытует мнение, что представительство иностранной компании может исполнять исключительно «представительскую» функцию, но не вести от имени головной организации коммерческую деятельность. Между тем иностранная компания может открыть подразделение как с целью ведения коммерческой деятельности, так и для деятельности вспомогательного или подготовительного характера. От выбора способа ведения дел зависят налоговые последствия.

Что говорит гражданское законодательство

Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» предусматривает, что иностранное юридическое лицо, цель создания или деятельность которого имеют коммерческий характер, может работать в России через филиал или представительство со дня их аккредитации.


Бесплатная юридическая консультация:

То есть для ведения деятельности в России иностранная компания может открыть обособленное подразделение в форме представительства или филиала. Часто на этапе аккредитации иностранные компании стоят перед выбором, какую форму обособленного подразделения выбрать?

Ни представительство, ни филиал не являются юридическим лицом. Разница между ними состоит в объеме полномочий. Представительство представляет интересы юридического лица, а филиал осуществляет функции юридического лица (ст. 55 ГК РФ).

Выбирая представительство, иностранные компании часто задумываются, а что, если в будущем возникнет необходимость провести через свое обособленное какую-либо коммерческую сделку? Попробуем разобраться, могут ли возникнуть проблемы, и каким санкциям может быть подвергнуто представительство, если получит доход?

Основная деятельность представительства – представление интересов иностранного юридического лица и осуществление их защиты (п. 1 ст. 55 ГК РФ). В законодательстве нет четкого определения того, что значит «представление интересов». В понимании гражданского законодательства – это уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами (ст. 185 ГК РФ).

Сам же термин «представительство» в гражданском праве – это сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности (ст. 182 ГК РФ). Следовательно, представление интересов включает в себя, в том числе, заключение сделок. То есть представительство может совершать любые сделки в интересах иностранной организации.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, в законодательстве нет запретов на ведение коммерческой деятельности иностранным представительством от лица головной организации. Представление интересов может включать в себя различные действия, а представительство может наделяться, на наш взгляд, любыми полномочиями, которые могут быть ограничены только в силу прямого указания закона.

Лишить аккредитации представительство можно только по основаниям, указанным в законе (п. 7 ст. 21 ФЗ от 09.07.1999 № 160-ФЗ). Например, если представительство не представляет налоговую отчетность или не осуществляет операции хотя бы по одному банковскому счету, а также, если деятельность филиала, представительства иностранного юридического лица противоречит Конституции РФ, международным договорам РФ, законодательству РФ, создает угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам РФ.

Таким образом, санкций за ведение представительством коммерческой деятельности в пользу представляемого лица, российское законодательство не предусматривает.

С точки зрения валютного законодательства, процедура прохождения валютного контроля и оформления паспорта сделки при заключении договоров с контрагентами для филиалов и представительств будет одинакова.

Если представительство получило доход от коммерческой деятельности на территории РФ, необходимо знать, какие налоги нужно платить в связи с этим.


Бесплатная юридическая консультация:

Что говорит налоговое законодательство

Следует отличать понятие «представительство иностранной организации» в гражданском и налоговом праве. С налоговой точки зрения ведение коммерческой деятельности сопряжено с получением дохода на территории РФ и не имеет значения, в какой форме создано обособленное подразделение иностранной организации: филиал или представительство.

Если представительство иностранной компании получает доходы от предпринимательской деятельности на территории РФ, то оно является полноценным налогоплательщиком и должно исчислять и уплачивать, в частности, следующие налоги:

Налог на прибыль организаций (20%)

Налог на добавленную стоимость (10 % или 18%)

Налог на добавленную стоимость будет возникать, если представительство, например, собирается реализовывать товары, работы, услуги на территории России или перемещать товары на таможенную территорию РФ.

Бесплатная юридическая консультация:

Обложению налогом на прибыль будут подлежать доходы только в случае, если иностранная организация будет осуществлять деятельность, которая приводит к образованию «постоянного представительства» на территории РФ.

В соответствии со ст. 306 Налогового кодекса РФ деятельность иностранной компании на территории РФ приводит к образованию постоянного представительства, если она одновременно отвечает следующим признакам:

  • наличие любого места деятельности иностранной организации (обособленное подразделение, филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, строительная площадка);
  • осуществление иностранной организацией в этом месте коммерческой деятельности;
  • осуществление такой деятельности иностранной организацией регулярно.

Таким образом, представительство иностранной компании может проводить коммерческие сделки на территории РФ, не опасаясь каких-либо санкций, однако не стоить забывать, что, если такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства, оно обязано самостоятельно исчислять и уплачивать все необходимые налоги в России, а также сдавать соответствующую налоговую отчетность.

По нашему мнению, если иностранная компания изначально планирует осуществлять регулярную коммерческую деятельность и получать доходы в России, мы рекомендуем организовать свою деятельность через филиал, т. к. это наиболее соответствует целям организации деятельности иностранной компании на территории РФ.

Источник: http://1c-wiseadvice.ru/company/blog/predstavitelstvo-vedet-kommercheskuiu-deiatelnost-vozmozhno-li-eto-i-naskolko-bezopasno-2900/


Бесплатная юридическая консультация:

Зарплата и кадры

Таким образом, представительство иностранной организации, выступающее от имени своей организации, подчиняется российскому законодательству.

На территории России на трудовые отношения с участием иностранных организаций распространяются правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, если иное не предусмотрено международным договором ( ст. 11 ТК РФ ).

Таким образом, на работников, занятых в представительстве иностранной организации, распространяются все гарантии, закрепленные в ТК РФ.

Статья 56 ТК РФ устанавливает понятие трудового договора и определяет, что его сторонами являются работник и работодатель.

При этом работодателем может выступать не только сама организация, но и субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры (например, филиал или представительство) ( ст. 20 ТК РФ ).

Заключается такой трудовой договор представительством от лица самой организации, что указывается в самом трудовом договоре.

ggg
Статья 59 ТК РФ регулирует отношения, связанные с заключением срочного трудового договора, и иностранная компания вправе заключить такой договор только в предусмотренных данной статьей случаях.

Из всего вышесказанного следует, что представительство иностранной компании может заключить с гражданином России срочный трудовой договор от лица этой компании. При этом обязательно должны быть соблюдены следующие условия:

  • трудовой договор заключается руководителем представительства по доверенности от руководителя самой иностранной компании;
  • в трудовом договоре указывается, что работник принимается на работу именно в представительство компании, а также указывается его местонахождение;
  • обязательным является указание причины заключения именно срочного трудового договора в соответствии со ст. 59 ТК РФ , а также сведений, установленных ст. 57 ТК РФ .

Источник: http://npcab.ru/1sovet/salary-and-staff/priem_na_rabotu/mozhet-li-predstavitelstvo-inostrannoy-organizatsii-zaklyuchat-srochnye-trudovye-dogovory-s-rossiysk/

Может ли представительство иностранной компании заключать договоры

Здравствуйте! Есть ли варианты более простые, нежели открытие представительства

Иностранной компании (КНР, бытовая техника)? Планируется длительное пребывание сотрудника иностранной фирмы на территории россии, проведение маркетинговых исследований, помощь в поиске клиентов. заключение контрактов будет напрямую с иностранной компанией. Возможно снятие офиса, наем нескольких российских сотрудников. Открывать российское ООО не хотят из-за налогов.

28 Июля 2017, 16:58 юлия, г. Москва


Бесплатная юридическая консультация:

Ответы юристов (2)

​Добрый день, Юлия!

Необходимо только открывать представительство либо можно заключить договор с компанией резидентом РФ на оказание услуг с выдачей доверенностей на определенные действия, которые Вас интересуют: поиск клиентов и т.д.

Уточнение клиента

28 Июля 2017, 19:15

Уточнение клиента

Я могу зарегистрировать ИП и заключить агентский договор с иностранной компанией о представлении ее интересов в россии (проведение маркетинговых исследований, поиск клиентов)? Какие налоги мне нужно будет платить при УСН 6%? Возможно открытие офиса и несколько российских сотрудников. Следует ли переводить и легализовать агентский договор и доверенность на ведение деятельности или они никому тут не нужны?

28 Июля 2017, 20:48

Да, идеальный вариант ИП с УСН 6 %. На ИП оформите только лучше русских сотрудников, с иностранцами все очень сложно и огромные штрафы если забудете отчеты предоставлять. По договору не болеедолларов США должно проходить денег, если больше планируете то надо паспорт сделки в банке открывать, можно плодить много договоров. Легализовывать ничего не нужно, сделайте договор на двух языках и все. Договоры можете по сканам подписывать и все, оригиналы потом сделаете с найденными клиентами. Вообщем ) я сопровождаю группу компаний и у нас практически такая же тема с нерезидентами.


Бесплатная юридическая консультация:

Ищете ответ?

Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Источник: http://pravoved.ru/question//

Представительства иностранных организаций с точки зрения гражданского и налогового законодательства.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО

Под иностранными организациями понимаются иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государств, в которых они учреждены.

Наиболее распространенной формой присутствия иностранных организаций в Российской Федерации являются представительства иностранных организаций.


Бесплатная юридическая консультация:

В настоящее время большинство зарубежных компаний на территории России аккредитованы, зарегистрированы и поставлены на налоговый учет именно в качестве представительств.

Основополагающими документами, определяющими правовой и экономический статус представительства иностранной организации в России, являются:

· Гражданский кодекс РФ,

· Налоговый кодекс РФ,

· Межправительственные конвенции, соглашения, договора, заключенные между правительствами Российской Федерацией и иностранных государств.


Бесплатная юридическая консультация:

· Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999г.

Гражданский кодекс РФ, часть первая

Статья 55. Представительства и филиалы

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.


Бесплатная юридическая консультация:

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Как следует из приведенной нормы ГК РФ, необходимыми условиями признания подразделения иностранной организации представительством являются территориальная обособленность, представление и защита интересов иностранного юридического лица.

Налоговый кодекс РФ, часть вторая

Статья 306. Особенности налогообложения иностранных организаций. Постоянное представительство иностранной организации

1. Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей настоящей главы понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации (далее в настоящей главе — отделение), через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

Как следует из приведенной нормы НК РФ, в налоговом праве постоянное представительство выполняет более важную задачу – ведет самостоятельную предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. Постоянным представительством может быть как обособленное подразделение иностранной организации, так и любое «иное место деятельности этой организации».

Термин «постоянное представительство» не имеет организационно-правового значения, а определяет налоговый статус иностранной организации. Наличие или отсутствие у зарубежной компании постоянного представительства имеет значение исключительно для целей налогообложения ее прибыли и доходов.

Сформулированное в налоговом законодательстве Российской Федерации определение постоянного представительства» заимствовано из мировой практики. Экспертами международной организации – Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющей промышленно развитые западные страны, был разработан типовой проект (конвенция) об избежании двойного налогообложения. Большинство договоров об избежании двойного налогообложения между Россией и другими странами построены на основе Типовой конвенции ОЭСР.

Принятая в Межправительственных Конвенциях, соглашениях, договорах об избежании двойного налогообложения терминология используется исключительно для целей этих документов. Это означает, что если Конвенция заключена в отношении определенных видов налогов, об избежании двойного налогообложения, о предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства, установленная здесь терминология применяется только для целей налогообложения. Примером может служить факт определения налогового статуса обособленного подразделения.

В соответствии с законодательством Российской Федерации любое положение международного документа является первостепенным по отношению к действующему внутреннему законодательству страны.


Бесплатная юридическая консультация:

Налоговый кодекс РФ, часть первая

Статья 7. Действие международных договоров по вопросам налогообложения.

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Это означает, что если у организаций – резидентов иностранных государств заключены с Российской Федерацией соглашения (конвенции, договора) об избежании двойного налогообложения и в таких соглашениях содержатся иные нормы, нежели установленные НК РФ, то следует применять нормы подобных соглашений.

Федеральным Законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999г. устанавливается понятие «филиал иностранного юридического лица, созданный на территории Российской Федерации». Из данного закона следует, что филиал иностранного юридического лица выполняет часть или все функции, в том числе функции представительства иностранного юридического лица, от имени создавшей его головной организации («head office») при условии, что цели создания и деятельность данной головной организации имеют предпринимательский характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею обязательствам, возникшим в связи с осуществлением указанной деятельности на территории Российской Федерации.

Федеральный Закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160-ФЗ от 09.07.1999г.

Статья 21. Создание и ликвидация филиала иностранного юридического лица


Бесплатная юридическая консультация:

Филиал иностранного юридического лица создается в целях осуществления на территории Российской Федерации той деятельности, которую осуществляет за пределами Российской Федерации головная организация, и ликвидируется на основании решения иностранного юридического лица — головной организации.

В случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять какую-либо деятельность на территории Российской Федерации, то она обязана встать на налоговый учет, независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство РФ о налогах и сборах и международные договоры связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

Налоговый кодекс РФ, часть первая

Статья 144. Постановка на учет в качестве налогоплательщика

1. Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 настоящего Кодекса и с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.

2. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.


Бесплатная юридическая консультация:

Статья 83. Учет налогоплательщиков

1. В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.

1. Особенности учета иностранных организаций в налоговых органах Российской Федерации.

Иностранные юридические лица, компании, фирмы и иные корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, располагающиеся на территории Российской Федерации, дипломатические и приравненные к ним представительства иностранных государств в Российской Федерации подлежат обязательному учету в налоговых органах Российской Федерации.

Порядок учета иностранных организаций в российских налоговых органах установлен Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом МНС России от 7апреля 2000г. № АП-3-06/124.


Бесплатная юридическая консультация:

1.1. Постановка на учет в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через филиалы, представительства и другие обособленные подразделения.

Если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

В случае, если такой период деятельности иностранной организации не превышает 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то учет такой организации осуществляется на основе уведомлений об источниках доходов и имуществе (раздел 4 Положения).

Постановка на учет осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и международные договоры Российской Федерации связывают возникновение обязанности по уплате налогов.

При постановке на учет в налоговый орган представляются:

— Заявление о постановке на учет (форма 2001И);

— Легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.) — легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности;

— Справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога);

— Решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копия договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

— Доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство с указанием ИНН и кода причины постановки на учет по форме 2401ИМД.

В том случае, если иностранная организация осуществляет деятельность в нескольких местах на территориях, относящихся к разным налоговым органам, осуществляющим учет иностранных организаций, такая организация должна зарегистрироваться в каждом территориальном налоговом органе.

При открытии этой иностранной организацией нового отделения на территории, подконтрольной другому налоговому органу, осуществляющему учет иностранных организаций, она представляет следующие документы:

— заявление о постановке на учет по форме 2001И;

— решение уполномоченного органа иностранной организации о создании нового отделения в Российской Федерации или, в случае отсутствия такого решения, копию договора, на основании которого осуществляется деятельность в Российской Федерации;

— доверенность, выданную иностранной организацией на главу (управляющего) отделения;

— копию свидетельства, выданного налоговым органом, в котором иностранная организация была ранее поставлена на учет, заверенную в установленном порядке.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство с указанием ИНН и кода причины постановки на учет по форме 2401ИМД.

Таким образом, иностранная организация должна иметь на руках несколько свидетельств о постановке на учет в каждом налоговом органе.

Кроме того, иностранная организация может осуществлять деятельность в нескольких местах на территории, находящейся под контролем одного налогового органа, осуществляющего учет иностранных организаций.

В этом случае иностранная организация обязана поставить в известность налоговый орган о каждом таком месте осуществления деятельности путем направления сообщения по форме 2301И.

Налоговый орган в течение пяти дней с момента получения сообщения от иностранной организации выдает ей информационное письмо с указанием соответствующего кода причины постановки на учет по форме 2201И.

Отделение иностранной организации может быть создано филиалом этой иностранной организации, находящимся на территории другого иностранного государства. В этом случае в налоговый орган наряду с вышеперечисленными документами представляется решение уполномоченного органа иностранной организации о создании филиала, решение этого филиала о создании отделения в Российской Федерации и сведения о филиале иностранной организации (приложение 3 к заявлению о постановке на учет по форме 2001И).

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной организации свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

1.2. Постановка на учет дипломатических представительств.

При постановке на учет дипломатические представительства направляют в налоговый орган:

— заявление о постановке на учет по форме 2003Д.

Если данное представительство не является посольством или консульством в налоговый орган направляются документы, подтверждающие соответствующий статус представительства

Налоговый орган, который осуществляет постановку на учет данного дипломатического представительства, выдает представительству свидетельство с указанием ИНН и кода причины постановке на учет по форме 2401 ИМД.

1.3. Постановка на учет международных организаций.

Для постановки на учет международные организации направляют в налоговый орган:

— заявление о постановке на учет по форме 2002М;

— надлежащим образом удостоверенные копии учредительных документов (международный договор, устав или иной аналогичный документ, подтверждающий соответствующий статус организации и ее постоянного органа или представительства в Российской Федерации).

При постановке на учет налоговый орган выдает международной организации свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и кода причины постановки на учет.

1.4. Постановка на учет иностранных и международных организаций, имеющих недвижимое имущество и транспортные средства на территории Российской организации.

1. Иностранные и международные организации, имеющие в Российской Федерации недвижимое имущество и транспортные средства (в том числе ввезенные ими на территорию Российской Федерации), принадлежащие им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения, подлежат обязательной постановке на учет по месту нахождения данного недвижимого имущества в налоговом органе, осуществляющем учет этих организаций, и в налоговом органе по месту регистрации транспортных средств.

В налоговый орган для постановки на учет необходимо представить документы:

— заявление о постановке на учет по форме 2004ИМ;

— заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие регистрацию (внесение в реестр) имущества;

— заверенные в установленном порядке копии документов, подтверждающие право собственности на имущество или права владения и (или) пользования и (или) распоряжения;

— легализованные выписка из торгового реестра или сертификат об инкорпорации или другой документ аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Вместо подлинников указанных документов могут быть представлены копии, заверенные в установленном порядке. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесение в торговый реестр и т.п.), — легализованные копии учредительных документов или других документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности.

Иностранная (международная) организация обязана в течение 30 дней с даты регистрации в Российской Федерации права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения недвижимым имуществом или транспортными средствами либо ввоза указанного имущества на территорию Российской Федерации подать в налоговый орган заявление о постановке на учет.

Если в соответствии с законодательством РФ требования о такой регистрации не требуется, то заявление о постановке на учет подается в течение 30 дней с даты приобретения указанных прав.

При постановке на учет налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2401ИМД с указанием ИНН и КПП.

2. В случае, если иностранная (международная) организация имеет недвижимое имущество и транспортные средства, находящиеся на территории, подконтрольной налоговому органу, в котором она состоит на учете в связи с наличием отделения (представительства международной организации), и относящиеся к этому отделению (представительству международной организации), то данная иностранная (международная) организация должна информировать налоговый орган о таком имуществе путем направления Сообщения по форме 2302ИМ.

Налоговый орган обязан в течение пяти дней с момента получения Сообщения от иностранной и международной организации выдать ей Информационное письмо по форме 2202ИМ с указанием соответствующего КПП.

3. Если иностранная (международная) организация имеет недвижимое имущество и транспортные средства, находящиеся на территории, подконтрольной налоговому органу, иному, чем налоговый орган, в котором она состоит на учете в связи с наличием отделения (представительства международной организации), и относящиеся к этому отделению (представительству международной организации), то иностранная (международная) организация также обязана информировать каждый из упомянутых налоговых органов о таком имуществе путем направления Сообщения по форме 2302ИМ.

Налоговый орган по месту нахождения имущества иностранной (международной) организации в течение пяти дней с момента получения Сообщения от этой организации выдает ей Информационное письмо по форме 2202ИМ с указанием соответствующего КПП.

4. В случае, если иностранная (международная) организация осуществляет деятельность в Российской Федерации через отделение (представительство международной организации) и у нее имеется недвижимое имущество или транспортные средства на территории Российской Федерации, не относящиеся к этому отделению (представительству международной организации), то встать на учет данная иностранная (международная) организация в связи с наличием указанного имущества должна в соответствии с пунктом 1 настоящего раздела в налоговом органе, осуществляющем учет указанных организаций, по месту нахождения такого имущества.

1.5. Учет иностранных и международных организаций в связи с открытием ими счетов в банках на территории Российской Федерации

1.5.1. Иностранные и международные организации (в том числе банки и иные финансово — кредитные учреждения) при открытии счетов в рублях или в иностранной валюте в банках на территории Российской Федерации в случаях:

— отсутствия осуществления деятельности в России через филиалы, представительства и другие обособленные подразделения в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (п.1.1),

— отсутствия недвижимого имущества и транспортных средств на территории Российской Федерации, принадлежащих им на праве собственности или на правах владения и (или) пользования и (или) распоряжения (п.1.4),

подлежат учету в налоговых органах по месту постановки на учет банков (по месту нахождения филиалов), в которых вышеуказанным иностранным и международным организациям открывается счет.

В этих целях в налоговый орган, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет иностранной (международной) организации, необходимо представить документы:

— заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ;

— справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).

Налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2402ИМ с указанием Кода иностранной организации (КИО) и КПП.

1.5.2. Если иностранными (международными) организациями, упомянутыми в пункте 1.5.1, в последующем будут открыты счета в банках (филиалах), поставленных на учет в других налоговых органах, чем тот, который выдал первоначальное Свидетельство указанным организациям в связи с открытием ими счетов, такие иностранные (международные) организации подлежат учету в налоговом органе по месту постановки на учет банка (филиала), открывающего счет.

В этих целях в налоговый орган, в котором поставлен на учет банк (филиал), открывающий счет иностранной (международной) организации, представляются документы:

— заявление о выдаче Свидетельства об учете в налоговом органе по форме 2005ИМ;

— справка налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).

Налоговый орган выдает иностранной (международной) организации Свидетельство по форме 2402ИМ с указанием КИО и КПП.

1.5.3. Если в результате проведения операций по счетам, открытым в банках на территории Российской Федерации иностранными и международными организациями, упомянутыми в пунктах 1.5.1 и 1.5.2, у них возникает обязанность самостоятельно уплачивать налоги, то такие организации обязаны встать на учет в налоговом органе в соответствии с пунктами 1.1, 1.3 и 1.4 в течение 30 дней с момента возникновения такой обязанности.

1.5.4. Иностранные (международные) организации в случае закрытия счетов в банках на территории Российской Федерации обязаны в десятидневный срок со дня закрытия счетов информировать соответствующий налоговый орган путем направления Сообщения по форме 2303ИМ.

1.6. Учет иностранных и международных организаций на основе уведомлений.

1.6.1. Учет иностранных и международных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации в течение периода, не превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), осуществляется посредством направления ими Уведомлений в налоговый орган по месту осуществления указанными иностранными и международными организациями деятельности и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам соответственно по формам 2503И и 2503М.

Уведомление должно быть направлено до начала осуществления деятельности в Российской Федерации.

1.6.1.1. Учет иностранных и международных организаций, извлекающих доходы от источников в Российской Федерации, не относящиеся к их отделениям (представительствам международных организаций) в Российской Федерации, производится путем направления ими Уведомлений в налоговый орган по месту нахождения источника выплаты дохода и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам соответственно по формам 2504И и 2504М.

Уведомление должно быть направлено в месячный срок с момента возникновения права на получение доходов отдельно по каждому источнику выплаты дохода с указанием каждого вида дохода.

1.6.2. Учет иностранных организаций, постоянными представительствами которых являются иные лица.

1.6.2.1. В случае, если деятельность организации в соответствии с законодательством Российской Федерации и соглашениями об избежании двойного налогообложения образует постоянное представительство иностранной организации, то такие иностранные организации учитываются налоговым органом на основании Уведомления по форме 2501И.

Организация, деятельность которой образует постоянное представительство иностранной организации, обязана представить и направить вышеуказанное уведомление в налоговый орган, в котором осуществляется учет данной иностранных организаций, и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в течение 30 дней с даты подписания соответствующего договора (соглашения, контракта) с иностранной организацией (в случае отсутствия вышеуказанного договора — в течение 30 дней с момента начала осуществления такой деятельности).

В налоговый орган также вместе с уведомлением направляются:

— копия договора (соглашения, контракта), определяющего обязательства сторон;

— легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если организация является одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.

1.6.2.2. В случае, если деятельность физического лица приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации, то такие иностранные организации учитываются налоговым органом, в котором осуществляется учет иностранных организаций, на основании Уведомления по форме 2501И, которое представляется и направляется данным физическим лицом в налоговый орган и в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в течение 30 дней с даты подписания договора (соглашения, контракта) о представлении интересов иностранной организации (в случае отсутствия вышеуказанного договора — в течение 30 дней с момента начала осуществления такой деятельности).

Вместе с уведомлением в налоговый орган должны быть направлены:

— копия договора (соглашения, контракта, доверенности либо иного документа), определяющего обязательства сторон;

— легализованные копии учредительных документов иностранной организации в случае, если физическое лицо является одним из ее учредителей или владельцем доли уставного (складочного) капитала.

Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций определено, что в случае возникновения затруднений у организаций или физических лиц относительно образования ими постоянного представительства иностранной организации, данные организации, физические лица вправе обратиться в соответствующий налоговый орган для определения налогового статуса.

1.6.3. Учет иностранных и международных организаций, имеющих движимое имущество на территории Российской Федерации.

Иностранные и международные организации, имеющие по любым основаниям в Российской Федерации движимое имущество, подлежащее обложению налогом на имущество в Российской Федерации и не относящееся соответственно к отделениям и представительствам этих организаций в Российской Федерации, подлежат учету в налоговом органе по месту нахождения указанного движимого имущества в Российской Федерации посредством направления ими Уведомлений по форме 2502ИМ.

Уведомление должно быть направлено в налоговый орган в течение 30 дней с момента ввоза движимого имущества в Российскую Федерацию, возникновения права собственности или прав владения и (или) пользования и (или) распоряжения движимым имуществом на территории Российской Федерации.

Указанное уведомление по форме 2502ИМ направляется также и в Министерство РФ по налогам и сборам.

Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций определяет порядок информирования иностранными и международными организациями налоговых органов по месту постановки на учет в случае изменения сведений, содержащихся в Заявлениях о постановке на учет, порядок снятия с учета в связи с прекращением деятельности на территории РФ или прекращением права собственности у этих организаций в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, не относящиеся соответственно к отделению или представительству этих организаций в Российской Федерации, прав владения и (или) пользования, и (или) распоряжения недвижимым имуществом и транспортными средствами или с момента вывоза данного имущества с территории Российской Федерации.

2. Организация бухгалтерского и налогового учета в представительствах иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации.
Основные требования, предъявляемые к организации бухгалтерского и налогового учета в представительствах иностранных организаций на территории России.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, организацию и ведение бухгалтерского, налогового учета должны осуществлять в соответствии с нормативными документами российского законодательства о бухгалтерском и налоговом учете.

Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" сфера действия данного Закона распространяется и на находящиеся на территории РФ представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, в связи с чем указанные представительства ведут бухгалтерский учет финансово — хозяйственной деятельности согласно требованиям Закона N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Положения по бухгалтерскому учету и Планом счетов финансово — хозяйственной деятельности организаций, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, как и российские организации.

В нормативных документах не определены особенности или отличия в ведении бухгалтерского учета представительствами иностранных организаций.

Положение по ведению бухгалтерского учета определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от их организационно — правовой формы (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации.

Филиалы и представительства иностранных организаций, находящиеся на территории Российской Федерации, могут вести бухгалтерский учет исходя из правил, установленных в стране постоянного местонахождения иностранной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности, разработанным Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности.

В случае ведения бухгалтерского учета в российском представительстве иностранной организации исключительно по правилам, установленным в стране постоянного местонахождения головного офиса иностранного юридического лица, могут возникать дополнительные сложности, связанные с формированием отчетных показателей. В настоящее время не все счета российской системы учета поддаются соотнесению со статьями отвечающего международным стандартам балансового отчета даже, если при этом используется метод отнесения их к активам или пассивам в зависимости от наличия положительного или отрицательного сальдо.

Представительства иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории России, должны вести регистры бухгалтерского учета: журналы, главные книги, оборотные ведомости, кассовые книги и т.д., как самостоятельные хозяйствующие субъекты.

Бухгалтерские регистры могут вестись и храниться за границей при условии, что они представляются по первому требованию налоговых органов в приемлемые для них сроки. В противном случае налоговые органы могут потребовать от постоянного представительства вести учет и хранить документы в Российской Федерации.

В случае, если иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность в нескольких местах на территории Российской Федерации, каждое из которых образует постоянное представительство, бухгалтерские регистры могут вестись в каком-либо одном месте, но раздельно по каждому месту осуществления деятельности. При этом они также должны предоставляться по первому требованию налоговых органов, на территории которых осуществляется деятельность в Российской Федерации, и в приемлемые для них сроки.

Все записи в бухгалтерских регистрах иностранного представительства должны быть подтверждены оправдательными документами, в частности, контрактами иностранных фирм с российскими контрагентами, заключенными при участии отделения, выписками из банковских счетов, счетами — фактуры и т.п. Наличные выплаты должны подтверждаться соответствующими первичными документами.

Операции, учитываемые постоянным представительством, должны включать все издержки и доходы, за которые оно несет ответственность, как на территории Российской Федерации, так и за границей.

Эти операции включают все товары, наличные средства, другие активы и услуги, предоставляемые головным офисом иностранного юридического лица или другими его обособленными подразделениями постоянному представительству в Российской Федерации, а также товары, наличные средства, другие активы и услуги, предоставляемые этим постоянным представительством головному офису или другим обособленным подразделениям иностранного юридического лица.

Имущество, передаваемое головным офисом постоянному представительству, учитывается последним по стоимости этого имущества у головного офиса на момент передачи с учетом фактически произведенных затрат по его транспортировке, установке, таможенных платежей и других затрат.

Затраты, понесенные представительством, должны быть специфицированы по каждой статье затрат. Доходы должны быть специфицированы по каждому виду деятельности.

Вся отчетность и формы учета ведутся и представляются в налоговые органы на русском языке, а все числовые значения пересчитываются из иностранной валюты в рубли по курсу рубля, котируемому Центральным банком Российской Федерации на дату совершения операций.

В отличие от бухгалтерского учета основные требования к ведению налогового учета в представительствах иностранных организаций определяются жестко налоговым кодексом РФ.

Статьей 313 НК РФ установлены положения и определения, в соответствие с которыми иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории России, вне зависимости от характера такой деятельности – приводящей к образованию постоянного представительства или являющейся вспомогательной и (или) подготовительной, обязаны вести налоговый учет.

Налоговый кодекс РФ, часть вторая

Статья 313. Налоговый учет. Общие положения

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Учетная политика представительства иностранной организации

Учетная политика организации – это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации, при формировании учетной политики могут руководствоваться правилами, установленными в стране постоянного местонахождения головной организации, если последние не противоречат Международным стандартам финансовой отчетности.

Учетная политика формируется главным бухгалтером представительства и утверждается главой представительства.

При этом утверждаются:

· Выбранные варианты учета и оценки объектов учета;

· Система регистров бухгалтерского учета;

· Формы бухгалтерской отчетности;

· Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств;

· Правила документооборота и технология обработки учетной информации;

· Порядок контроля за хозяйственными операциями;

· Другие решения, необходимые для организации бухгалтерского и налогового учета.

Принятая представительством иностранной организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики).

Учетная политика представительства иностранной организации должна обеспечивать:

· полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности иностранной организации на территории РФ, осуществленных непосредственно представительством данной организации(требование полноты);

· своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

· тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).

Принятая представительством иностранной организации учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно — распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.).

Принятая вновь созданным представительством иностранной организации учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации данного представительства на территории РФ.

Рабочий план счетов представительства иностранной организации

Если представительством иностранной организации был выбран способ ведения бухгалтерского учета в соответствие с российскими стандартами, то рабочий план счетов формируется на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению, утвержденному Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н.

Рабочий план счетов представительства иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Российской Федерации.

2. Безвозмездные поступления

3. Предстоящие поступления задолженности по недостачам, выявленные за прошлые годы

4. Разница между суммой, подлежащей взысканию с виновных лиц, и балансовой стоимостью по недостачам ценностей

Прибыли и убытки

Рассмотрим на примере представительства иностранной организации, не осуществляющей предпринимательской деятельности на территории РФ, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных операций, связанных с деятельностью данного представительства.

Пример 1. Представительство иностранной компании осуществляет деятельность в РФ по установлению партнерских отношений между головной компанией и российскими организациями. Данный вид деятельности не приводит к образованию постоянного представительства в России. Все расходы представительство осуществляет за счет финансирования, поступающего от головной компании ежемесячно в суммедолларов США.

Предположим, что курс доллара на момент зачисления средств на валютный счет составил 31,01 руб. В последний день того же месяца посредством перечисления с валютного счета представительством был оплачен счет за аренду офисного помещения, выставленный арендодателем за текущий месяц в суммедолларов США. Курс доллара на момент оплаты составляет 31,10 руб.

Представительство ведет бухгалтерский учет финансово-хозяйственной деятельности по российским стандартам, в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Для отражения в учете представительства информации о поступлении от головного офиса средств на содержание представительства и расходовании этих средств может использоваться счет 86 «Целевое финансирование».

Стоимость активов и обязательств, выраженная в иностранной валюте, согласно Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подлежит пересчету в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации для этой иностранной валюты по отношению к рублю. Для целей бухгалтерского учета указанный пересчет в рубли производится по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте. Согласно Перечню дат совершения отдельных операций в иностранной валюте, приведенному в Приложении к ПБУ 3/2000, датой совершения банковских операций по валютным счетам считается дата зачисления денежных средств на валютный счет или их списания с валютного счета в кредитной организации.

Таким образом, получение представительством валютных средств от головного офиса согласно Плану счетов может быть отражено по дебету счета 52 "Валютные счета" в корреспонденции со счетом 86 «Целевое финансирование».

При признании расходов по арендной плате их сумма отражается в бухгалтерском учете по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции в иностранной валюте. Датой признания расходов в нашем примере является последний день месяца, за который получен счет, т.е. когда выполняются условия, необходимые для признания расходов.

В соответствии с ПБУ 3/2000 пересчет стоимости валютных средств на счетах в кредитных организациях и средств в расчетах производится на дату составления бухгалтерской отчетности и на дату совершения операции в иностранной валюте.

В бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности также должна быть отражена и курсовая разница, возникающая по операциям по полному или частичному погашению дебиторской или кредиторской задолженности, выраженной в иностранной валюте, если курс Центрального банка Российской Федерации на дату исполнения обязательств по оплате отличался от его курса на дату принятия этой дебиторской или кредиторской задолженности к бухгалтерскому учету в отчетном периоде либо от курса на отчетную дату составления бухгалтерской отчетности за отчетный период, в котором эта дебиторская или кредиторская задолженность была пересчитана в последний раз.

Согласно ПБУ 3/2000 курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации как внереализационные доходы или внереализационные расходы по мере ее принятия к бухгалтерскому учету.

Хозяйственная операция по начислению арендной платы может быть отражена в учете представительства иностранной организации, не осуществляющего предпринимательской деятельности, по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Согласно п.1 ст.149 НК РФ реализация на территории РФ услуг по сдаче в аренду служебных помещений, предоставленных иностранным организациям, аккредитованным в РФ, в случае, если такая льгота установлена национальным законодательством иностранного государства и применяется в отношении граждан и юридических лиц РФ, освобождается от обложения НДС.

Организация бухгалтерского учета в российских представительствах иностранных компаний носит специфический характер. Порядок и особенности ведения различных участков бухгалтерского учета будет рассмотрена далее, в последующих статьях.

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a80/40984.html