Порядок обжалования решения налогового органа


Бесплатная юридическая консультация:

Актуально на: 19 июня 2017 г.

Если решение, принятое налоговым органом, нарушает, по мнению организации или ИП, их права, такое решение может быть обжаловано (ст. 137 НК РФ).

Оглавление:

О порядке обжалования решения налогового органа и сроке для обжалования расскажем в нашей консультации.

Куда обжаловать решения налогового органа

Подать жалобу на решение налоговой инспекции можно в вышестоящий налоговый орган (УФНС) или в суд (п. 1 ст. 138 НК РФ). При этом последовательность обращения должна быть именно такая: вначале нужно обратиться в вышестоящую налоговую инспекцию и лишь затем можно пойти в суд (п. 2 ст. 138 НК РФ). Судиться с ИФНС сразу, минуя УФНС, можно будет только в том случае, если вышестоящий налоговый орган вовремя не примет решение по жалобе. Ведь в таком случае будет считаться, что досудебный порядок обжалования соблюден. Напомним, что решение на жалобу по результатам налоговой проверки должно быть принято УФНС не позднее 1 месяца (2 месяцев при продлении срока) со дня получения жалобы, а по иным жалобам – в течение 15 рабочих дней (30 рабочих дней при продлении срока) (п. 6 ст. 140 НК РФ).

В УФНС жалоба подается через ИФНС, чье решение обжалуется. ИФНС, получившая на себя жалобу, обязана в течение 3 рабочих дней направить ее и все необходимые материалы в УФНС (п. 1 ст. 139 НК РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

Срок обжалования решения налогового органа

С точки зрения сроков подачи жалоб выделяются апелляционная жалоба и собственно жалоба.

Апелляционная жалоба подается в случае, если налоговой инспекцией принято решение о привлечении (или об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам налоговой проверки в соответствии со ст. 101 НК РФ, но такое решение пока не вступило в силу. Напомним, что вступает в силу такое решение по истечении 1 месяца со дня его вручения лицу, в отношении которого принято это решение (п. 9 ст. 101 НК РФ). Соответственно, до окончания этого срока лицо может подать апелляционную жалобу (п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Обжалование уже вступивших в силу решений налоговой инспекции именуется жалобой. Срок подачи обычной жалобы в налоговую инспекцию – не позднее 1 года со дня вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК РФ). В случае, если срок обжалования был пропущен по уважительной причине, он может быть восстановлен УФНС по просьбе лица, подающего жалобу.

Обращаем внимание, что сразу можно обращаться в суд при несогласии с решением УФНС по жалобе, а также с решением самой ФНС.

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504253


Бесплатная юридическая консультация:

Налоговые решения

удостоверение?Как оформить загранпаспорт

его действия?Какие товары

или обменять?Могут ли отказать в скорой

полиса ОМС?Как делится имущество

по закону?Как поехать учиться

по обмену?Как рассчитать


Бесплатная юридическая консультация:

удостоверение?Как оформить загранпаспорт

его действия?Какие товары

или обменять?Могут ли отказать в скорой

  • Азбука права
  • НАЛОГИ
  • Взаимодействие с налоговыми органами
  • Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?
  • Как обжаловать решение налогового органа по налоговой проверке?

«Электронный журнал «Азбука права», 07.12.2017

КАК ОБЖАЛОВАТЬ РЕШЕНИЕ

НАЛОГОВОГО ОРГАНА ПО НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ?


Бесплатная юридическая консультация:

Нередки ситуации, когда налогоплательщик не согласен с результатами налоговой проверки, в связи с чем он может защитить свои права и обжаловать решение налогового органа.

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган в целях обжалования уже вступивших в силу актов налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц, нарушающих, по мнению этого лица, его права.

Апелляционная жалоба призвана обжаловать не вступившее в силу решение налогового органа о привлечении к налоговой ответственности или об отказе в таком привлечении, если, по вашему мнению, такое решение нарушает ваши права (п. 1 ст. 138 НК РФ).

Жаловаться возможно в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд. При этом решения налогового органа (за исключением решений, принятых по итогам рассмотрения жалоб, в т.ч. апелляционных) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган (п. п. 1, 2 ст. 138 НК РФ).

Однако в налоговый орган, проводивший проверку, можно подать возражения по акту налоговой проверки, в связи с чем мы их также кратко рассмотрим.


Бесплатная юридическая консультация:

1 . Подача в налоговый орган, проводивший проверку, возражений по акту налоговой проверки

В течение месяца со дня получения акта налоговой проверки вы вправе представить в налоговый орган, проводивший проверку, письменные возражения по этому акту в целом или по его отдельным положениям. При этом вы можете приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность ваших возражений (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Также в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля по результату налоговой проверки, завершенной после 02.06.2016, вы можете представить свои возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля в целом или в части в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока проведения указанных мероприятий (п. 6 ст. 6.1, п. 6.1 ст. 101 НК РФ; п. 4 ст. 2 Закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ).

Вы приобрели квартиру у гражданина, который не состоит с вами в отношениях родства или свойства, но является вашим однофамильцем.

Вам отказали в предоставлении имущественного вычета, предусмотренного пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ, по расходам на приобретение квартиры в связи с тем, что сделка купли-продажи совершена между взаимозависимыми лицами ( п. 5 ст. 220 НК РФ). Налоговый орган пришел к этому выводу на основании того, что фамилии продавца и покупателя квартиры совпадают.


Бесплатная юридическая консультация:

В возражении на акт налоговой проверки следует указать на ошибочность вывода, сделанного налоговым органом, и попросить отменить акт налоговой проверки.

Рассмотреть материалы по проведенной налоговой проверке, включая сам акт налоговой проверки и представленные вами письменные возражения, должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, в течение 10 рабочих дней со дня окончания срока на подачу возражения. Данный срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 101 НК РФ).

По результатам рассмотрения принимается одно из следующих решений (п. 1 ст. 101 НК РФ):

— о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

— об отказе в привлечении к ответственности;

Бесплатная юридическая консультация:

— о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Если, по вашему мнению, принятое решение налогового органа нарушает ваши права, вы вправе обжаловать его (ст. 137 НК РФ).

2 . Обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган

Для обжалования решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Ш аг 1. Убедитесь в том, что установленный для подачи жалобы (апелляционной жалобы) срок не пропущен


Бесплатная юридическая консультация:

Жалоба подается в течение (п. 2 ст. 139 НК РФ):

— года со дня вынесения налоговым органом обжалуемого решения или со дня, когда вы узнали о нарушении ваших прав, либо

— трех месяцев со дня принятия вышестоящим налоговым органом не устроившего вас решения — при подаче жалобы в ФНС России.

Апелляционная жалоба должна быть подана в течение месяца со дня вручения вам решения налогового органа, то есть до вступления обжалуемого решения в силу (п. 9 ст. 101, п. 2 ст. 139.1 НК РФ).

Если вы пропустили срок, установленный для подачи апелляционной жалобы, то считается, что вы не стали обжаловать в апелляционном порядке решение налогового органа, и оно вступает в силу.

ggg

Если же вы пропустили срок, установленный для подачи жалобы, по уважительной причине и решение налогового органа вступило в силу, то вы имеете право ходатайствовать перед вышестоящим налоговым органом о восстановлении срока (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Ш аг 2. Составьте жалобу (апелляционную жалобу) и подайте ее в налоговый орган

2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;

3) наименование соответствующего налогового органа;

4) основания, по которым вы считаете, что ваши права нарушены;


Бесплатная юридическая консультация:

5) ваши требования;

6) способ получения решения по жалобе: на бумажном носителе, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Жалоба составляется в письменной форме и подается лично или через представителя в налоговый орган, принявший оспариваемое решение, либо в электронной форме — при подаче ее по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика (п. 1 ст. 139.2 НК РФ).

Получивший жалобу налоговый орган в течение трех рабочих дней направит ее в вышестоящий налоговый орган (п. 1 ст. 139, п. 1 ст. 139.1 НК РФ).

Жалоба (апелляционная жалоба) или ее часть могут быть оставлены налоговым органом без рассмотрения в следующих случаях ( п. п. 1 , 2 , 4 ст. 139.3 НК РФ):


Бесплатная юридическая консультация:

— жалоба подана с нарушением установленного порядка либо в ней не указаны акты налогового органа, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению ваших прав;

— жалоба подана по истечении установленного срока и не содержит ходатайства о его восстановлении либо указанное ходатайство не удовлетворено;

— ранее подана жалоба по тем же основаниям;

— получено заявление об отзыве жалобы полностью или в части;

— налоговый орган сообщил об устранении нарушения прав заявителя.


Бесплатная юридическая консультация:

По общему правилу жалоба рассматривается заочно, без вашего присутствия. Исключение составляет случай выявления противоречий между сведениями в представленных нижестоящим налоговым органом материалах либо несоответствия сведений, представленных вами, сведениям, содержащимся в материалах налогового органа, — при рассмотрении жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности. При этом вышестоящий налоговый орган рассмотрит жалобу (апелляционную жалобу) с вашим участием (п. 2 ст. 140 НК РФ).

В общем случае подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнение обжалуемого акта. Однако при обжаловании вступившего в силу решения о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности исполнение данного решения может быть приостановлено по вашему заявлению при предоставлении вами банковской гарантии, по которой банк обязуется уплатить денежную сумму в размере налога, сбора, пеней, штрафа, не уплаченных по обжалуемому решению (п. 5 ст. 138 НК РФ).

Ш аг 3. Дождитесь результата рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы)

Срок рассмотрения жалобы составляет (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ):

— месяц со дня получения жалобы на решение о привлечении/отказе в привлечении к налоговой ответственности (с возможностью продления не более чем на месяц);


Бесплатная юридическая консультация:

— 15 рабочих дней со дня получения иных жалоб (срок может быть продлен не более чем на 15 рабочих дней).

По итогам рассмотрения жалобы налоговый орган (п. 3 ст. 140 НК РФ):

1) оставит первоначальное решение без изменения, а жалобу — без удовлетворения;

2) отменит первоначальное решение полностью или в части;

3) примет новое решение с отменой первоначального решения;


Бесплатная юридическая консультация:

4) признает действия или бездействие должностных лиц налоговых органов незаконными и вынесет решение по существу.

Решение по результатам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы) должно быть вручено или направлено вам в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 140 НК РФ).

Со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе решение вступает в силу в неотмененной и/или необжалованной части.

Примечание. До принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) вы вправе отозвать ее полностью или в части. Для этого надо направить в налоговый орган письменное заявление. В этом случае вы утрачиваете право на повторное обращение с жалобой по тем же основаниям ( п. 7 ст. 138 НК РФ).

3 . Обжалование решения налогового органа в суде


Бесплатная юридическая консультация:

У вас есть право обратиться в суд в следующих случаях (п. 2 ст. 138 НК РФ):

1) если вы получили отрицательный ответ на поданную вами в вышестоящий налоговый орган жалобу;

2) решение по поданной вами жалобе не принято налоговым органом в установленные сроки (п. 6 ст. 140 НК РФ);

3) вы хотите обжаловать акт налогового органа, принятый по итогам рассмотрения вашей жалобы (апелляционной жалобы).

Административное исковое заявление подается по вашему выбору в районный суд по месту нахождения налогового органа, принявшего оспариваемое вами решение (например, по месту нахождения имущества, в отношении которого вам неправильно исчислили налог, и т.п.), либо по месту вашего жительства (п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 1, 5 ст. 218, ч. 3 ст. 24 КАС РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

Срок для подачи административного искового заявления — три месяца (ч. 1 ст. 219 КАС РФ; п. 4 ст. 138, ст. 142 НК РФ):

а) со дня, когда вам стало известно о принятом налоговым органом решении по вашей жалобе (апелляционной жалобе);

б) со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного п. 6 ст. 140 НК РФ.

При наличии у вас уважительных причин срок обращения в суд может быть восстановлен судом (ч. 1 ст. 95, ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ; п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36).

При обращении в суд с административным исковым заявлением (жалобой) вам необходимо уплатить госпошлину (ст. 103, ч. 1 ст. 104 КАС РФ; пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

Если вы требуете признать недействительным решение налогового органа (ненормативный правовой акт) или признать решения и действия (бездействие) налогового органа незаконными, то госпошлина составит 300 руб. (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Если же вы требуете взыскать с налогового органа сумму излишне уплаченного налога, то считается, что ваше административное исковое заявление носит имущественный характер. В этом случае размер госпошлины определяется в зависимости от цены иска. При подаче заявлений имущественного характера или заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, инвалиды I или II группы освобождаются от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (пп. 1 п. 1 ст. 333.19, пп. 2 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).

Примечание. Для получения квалифицированной помощи до обращения в вышестоящий налоговый орган, а также в суд рекомендуем обратиться к юристам, специализирующимся на таких вопросах.

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru


Бесплатная юридическая консультация:

© 2013—2018 Авторские права принадлежат "Электронному журналу "Азбука права"

Источник: http://azbuka.consultant.ru/cons_doc_PBI_218421/

Порядок обжалования решения налогового органа в суде

Отправить на почту

Обжалование решения налогового органа в суде возможно в том случае, если процедура досудебного урегулирования споров не принесла желаемых результатов — налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа. Рассмотрим в нашей статье, в какие сроки происходит обжалование решений налоговых органов, основные этапы данной процедуры и документальное оформление.

Первый этап — подаем заявление с обжалованием решения налоговой службы в суд первой инстанции

Чтобы признать решение налоговиков недействительным, в первую очередь, нужно обратиться в арбитражный суд по месту нахождения налогового органа с заявлением.

Заявления налогоплательщиков — физических лиц, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя, рассматриваются в судах общей юрисдикции (п. 4 ст. 138 НК РФ, подп. 3 ч. 1 ст. 22, ст. 24, 254 ГПК РФ).


Бесплатная юридическая консультация:

Рассмотрение заявлений происходит в соответствии с нормами искового производства и особенностями, установленными гл. 24 АПК РФ.

Судья единолично рассматривает дело не более 3 месяцев, включая срок на подготовку к судебному разбирательству и принятие решения. Данный срок может быть продлен, если дело окажется достаточно сложным или в процессе будет задействовано большое количество участников (п. 1 ст. 200 АПК РФ).

Если решение арбитражного суда не устроит налогоплательщика, то он может обжаловать его в судах вышестоящих инстанций.

Повторно обратиться в арбитражный суд по одному и тому же решению налогового органа уже не удастся, даже если позднее будут приведены новые доводы в обоснование позиции заявителя.

Суд должен прекратить производство по делу со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 150 АПК РФ, постановление президиума ВАС РФ от 26.06.2012 № 17292/11, и после этого налогоплательщику будет отказано в возобновлении того же самого дела (ч. 3 ст. 151 АПК РФ).

Например, в арбитражный суд поступило заявление налогоплательщика о признании решения по итогам налоговой проверки незаконным в связи с нарушениями налоговой инспекции, допущенными в ходе проверки. Других доводов заявлено не было. Суд не удовлетворил требование заявителя.

Позднее налогоплательщик повторно обратился в арбитраж с заявлением о признании того же решения недействительным, в котором указал, что доначисления по налогу на прибыль были произведены неправомерно. Хотя в заявлении были приведены новые доводы, суд обязан прекратить производство по данному делу.

Каковы сроки обжалования решения налогового органа в арбитражном суде

Налогоплательщик может обратиться в суд, если его не устраивает результат рассмотрения вышестоящим налоговым органом его жалобы (апелляционной жалобы). Решение по жалобе налоговики должны принять в течение 1 мес. со дня ее получения (п. 6 ст. 140 НК РФ).

Об одной из процедур досудебного урегулирования налоговых споров узнайте здесь.

В течение 3 месяцев после получения решения вышестоящего налогового органа по проведенной проверке налогоплательщик может обратиться в суд с тем, чтобы обжаловать данное решение (ч. 4 ст. 198 АПК РФ, п. 1 ст. 256 ГПК РФ, п. 3 ст. 138 НК РФ). Если вышестоящий налоговый орган не успеет вынести решение по жалобе налогоплательщика в сроки, установленные п. 6 ст. 140 НК РФ, налогоплательщику можно обратиться в суд, не дожидаясь вынесения данного решения (абз. 2 п. 2, п. 3 ст. 138 НК РФ).

3-месячный срок исчисляется в соответствии с нормами, установленными ст. 113, 114 АПК РФ или ст. 107, 108 ГПК РФ. Зачастую суды восстанавливают срок подачи заявления, но лишь в том случае, если посчитают, что он был пропущен по уважительной причине.

Как должно выглядеть заявление в суд о признании решения налогового органа по проведенной проверке недействительным

В процессе оформления заявления в суд о признании решения налоговой службы недействительным:

  • определите форму его подачи – заявление можно подать как на бумажном носителе, так и воспользовавшись средствами электронной связи (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 1 ст. 125, ч. 1 ст. 199 АПК РФ);
  • проконтролируйте исполнение формальных требований к содержанию заявления – они указаны в ч.1 ст.199 АПК РФ;
  • уделите внимание основной части заявления – она должна содержать аргументы налогоплательщика о том, по каким причинам он считает доводы налоговой службы не соответствующими действительности или нормам законодательства. Налогоплательщику нужно привести достаточно весомые аргументы, в том числе и ссылки на документы и конкретные обстоятельства, чтобы убедить суд в своей правоте;
  • проанализируйте и включите в заявление все нарушения, допущенные налоговиками в процессе досудебного урегулирования спора.

Так, если налогоплательщик не участвовал в рассмотрении материалов налоговой проверки или ему не дали возможности объяснить какие-либо обстоятельства, то об этом нужно упомянуть в заявлении. Суд обязательно должен принять такие факты во внимание и не оставить их без рассмотрения.

Бывает, что у налогоплательщика есть сведения, доказывающие, что в ходе налоговой проверки, а также при составлении решения о привлечении к ответственности и акта проверки налоговиками были допущены серьезные нарушения. Тогда в заявлении необходимо привести имеющиеся сведения. Кроме того, можно указать и на нарушения сроков проверки, если таковые имелись.

Таким образом, все собранные факты, указывающие на нарушения налоговиков, помогут склонить судью на сторону налогоплательщика.

Технические тонкости оформления заявления

Заявление необходимо формулировать грамотно и четко. После каждого аргумента лучше всего приводить ссылки:

  • на действующие в спорный момент законодательные акты, нормы Налогового кодекса;
  • ссылки на судебные акты, изданные Высшим арбитражным судом РФ, Верховным судом РФ или арбитражными судами вашего судебного округа;
  • разъяснения Минфина и ФНС России, если они соответствуют спорному вопросу.

Обязательно следует обратить внимание на такие обстоятельства, которые могут повлиять на решение суда, если налогоплательщика все же привлекут к ответственности:

  • обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности (ст. 109 НК РФ);
  • смягчающие обстоятельства (ст. 112, 114 НК РФ);
  • обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. 111 НК РФ), и т. д.

Таким образом, составить заявление в суд достаточно непросто, поэтому есть смысл обратиться к грамотным юристам для выполнения этой задачи.

Какие документы следует приложить к заявлению в арбитражный суд

К заявлению обычно прилагаются документы, перечисленные в ст. 126 АПК РФ. Приведем наиболее важные из них:

1. Копия оспариваемого решения налогового органа (ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

2. Копия решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика.

Данный документ является доказательством того, что досудебный порядок обжалования соблюдался, поскольку выходить в суд с заявлением можно только после обжалования решения налоговиков в вышестоящем налоговом органе (п. 7 ч. 1 ст. 126, ч. 2 ст. 199 АПК РФ).

Если же вышестоящий налоговый орган не вынес решения своевременно, то к заявлению можно приложить копию жалобы с отметкой вышестоящего налогового органа о ее принятии либо копию описи вложения в почтовое отправление и уведомления о его вручении, если жалоба направлялась по почте.

3. Ходатайство о приостановлении действия оспариваемого решения налогового органа (ч. 3 ст. 199 АПК РФ, информационное письмо президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 83).

Если заявление в суд подается в электронном виде, то все прилагаемые документы также представляются электронно (абз. 2 ч. 1 ст. 41, ч. 2 ст. 126 АПК РФ).

Кроме того, все прилагаемые к заявлению документы вместе с самим заявлением должны быть направлены в налоговую службу и всем лицам, которые участвуют в деле. Направлять документы следует заказной почтой с уведомлением о вручении. Квитанции, свидетельствующие о почтовых отправлениях, прилагаются к исковому заявлению, подаваемому в арбитражный суд (п. 1 ч. 1 ст. 126 АПК РФ).

Основные правила разрешения налоговых споров узнайте из этой публикации.

Итоги

Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.

К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).

Узнавайте первыми о важных налоговых изменениях

Есть вопросы? Получите быстрые ответы на нашем форуме!

Источник: http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/rezultaty_nalogovyh_proverok/poryadok_obzhalovaniya_resheniya_nalogovogo_organa_v_sude/

Обжалование решений налоговых органов

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано налогоплательщиком в вышестоящем налоговом органе (п. 5 ст. 101.2 НК). Только после рассмотрения жалобы в Управлении ФНС налогоплательщик получает право на обращение в арбитражный суд.

Жалоба в Управление может направляться как на еще не вступившее в силу решение инспекции, так и на уже действующий документ. В первом случае речь идет об апелляционном обжаловании, а во втором — просто о жалобе. В чем разница между этими процедурами, и какая из них выгоднее?

Преимущество подачи апелляционной жалобы — решение ИФНС не вступит в силу вплоть до его утверждения (или отмены) вышестоящим органом. А на это НК отводит инспекции целый месяц (п. 3 ст. 140 НК). Таким образом, подача апелляционной жалобы позволяет оттянуть вступление решения в силу. И это не единственный плюс апелляции.

Жалоба относительно вступившего в силу решения налогового органа, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения (п. 2 ст. 139 НК).

В соответствии с п. 3 ст. 140 НК решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа для получения документов (информации), необходимых для рассмотрения жалобы, у нижестоящих налоговых органов, но не более чем на 15 дней. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

Согласно ч. 4 ст. 198 АПК заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Этот срок должен исчисляться с момента получения налогоплательщиком решения вышестоящего налогового органа (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2011 № 10025/11).

Обратитесь к опытному адвокату по налоговым спорам для защиты Вашего бизнеса!

Источник: http://www.advokatanet.ru/blog/show/obzhalovanie-reshenij-nalogovyh-organov/

Досудебное обжалование решений и действий налоговиков

14 октября 2016

Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Досудебное обжалование решений и действий налоговиков

14 октября0

Обжалование в судебном порядке актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц возможно только после прохождения административной процедуры обжалования. Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса, разъяснил важные моменты и последние изменения в порядке досудебного разбирательства с налоговиками, которые надо учитывать компаниям.

Сергей Викторович, какие существуют формы обжалования решения налогового органа и действий (бездействия) его должностных лиц?

Согласно налоговому законодательству обжалование возможно в двух формах: обычная жалоба (то есть не апелляционная) и апелляционная жалоба (ст. 138 НК РФ).

Различия между этими формами определяются предметом обжалования и последствиями подачи.

Апелляционная жалоба касается решений налогового органа, принимаемых по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Причем эти решения (о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения) на момент подачи жалобы не должны вступить в силу.

Обычная жалоба подается на вступившие в силу акты налогового органа ненормативного характера, а также на действия или бездействие его должностных лиц.

Что общего в процедурах подачи обычной и апелляционной жалобы?

Обе следует адресовать в вышестоящий налоговый орган, но подавать через тот налоговый орган, который вынес решение (ст. 139, 139.1 НК РФ).

Последний обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган, приложив свое заключение. Заключение должно содержать обоснованную позицию по каждому доводу заявителя со ссылкой на имеющиеся документы (их копии прилагаются), методологические письма ФНС России, Минфина России, судебную практику.

Какие сроки установлены для подачи жалоб?

Прежде чем ответить на данный вопрос, напомню, что по общему правилу решения налогового органа вступают в силу со дня их принятия. Исключением являются решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные по результатам налоговых проверок, при условии их обжалования в апелляционном порядке.

Таким образом, апелляционная жалоба может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения (п. 2 ст. 139.1 НК РФ), то есть в течение одного месяца со дня вручения решения налогоплательщику (п. 9 ст. 101 НК РФ).

Обычная жалоба, в том числе на вступившее в силу решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав (со дня вынесения решения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке) (п. 2 ст. 139 НК РФ).

А если срок обжалования пропущен?

Восстановить пропущенный срок подачи апелляционной жалобы невозможно. Если пропущен срок подачи обычной жалобы, то она может быть подана позднее с ходатайством о восстановлении пропущенного срока. Впрочем, налоговый орган вправе отказать в его восстановлении (п. 2 ст. 139 НК РФ).

Какие особенности следует учитывать при подаче жалобы?

Подать жалобу может как само лицо, права которого нарушены, так и его уполномоченный представитель. При подаче жалобы представителем к ней следует приложить доверенность, иначе документ оставят без рассмотрения.

С 2 июня 2016 года вступили в силу дополнения в Налоговый кодекс, согласно которым жалобы можно направлять в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее — ТКС) (физические лица могут делать это через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС России (www.nalog.ru)) (ст. 139.2 НК РФ в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ (далее — Закон № 130-ФЗ)). Ранее жалобой признавалось исключительно письменное обращение в налоговый орган.

Однако воспользоваться новым способом отправки можно только после издания и вступления в силу приказа ФНС России об утверждении формата и порядка представления жалобы в электронной форме.

Независимо от того, в какой форме жалоба подана, в качестве способа получения решения допустимо указать электронную форму. В этом случае ответ как по обычной, так и по апелляционной жалобе будет дан по ТКС, что помимо прочих преимуществ позволит при несогласии с вынесенным решением сократить объем ручного ввода информации при подготовке заявления в суд.

Что обязательно должно быть отражено в содержании жалобы?

В жалобе необходимо указать акты налогового органа, совершенные действия (бездействие) его должностных лиц, которые привели к нарушению прав.

Также следует привести основания, подтверждающие нарушение прав (например, ошибочное применение законодательства, неправильная трактовка фактических обстоятельств и т.п.).

Завершают жалобу просьбой к вышестоящему налоговому органу (в Налоговом кодексе эта просьба называется требованием (подп. 5 п. 2 ст. 139.2 НК РФ)): отменить решение, признать действия инспекторов незаконными и т.п.

Нужно ли приводить в жалобе доводы отдельно по каждому пункту решения налогового органа?

В случае подачи апелляционной жалобы, даже если обжалована часть решения, такое решение не вступает в силу (п. 1 ст. 101.2 НК РФ).

Налогоплательщик может не согласиться с частью вынесенного в отношении него решения и прямо указать на это в жалобе. Однако это будет означать, что в дальнейшем решение может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган.

Если в самой жалобе специально не указано, какие части решения обжалуются, то считается, что решение обжаловано в полном объеме. То есть при включении в апелляционную жалобу просьбы отменить решение инспекции полностью апелляционный порядок считается соблюденным, и суд должен проверить законность и обоснованность решения в полном объеме, даже если приведены возражения только по части налоговых претензий. Такой вывод в 2011 году сделал Президиум ВАС РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 19.04.2011 № 16240/10).

Обязательно ли подтверждать основания жалобы первичными документами?

Не обязательно. Лицо, подающее жалобу, вправе приложить документы, подтверждающие свои доводы (п. 5 ст. 139.2 НК РФ). Однако если жалоба будет отозвана, а затем представлена с теми же самыми основаниями, пусть и с другими подтверждающими документами, то налоговый орган оставит ее без рассмотрения (п. 4 ст. 139.3 НК РФ).

Законодательство также не содержит запрета на возможность представить документы дополнительно, то есть уже после подачи жалобы. В данном случае рекомендую одновременно сообщать причины, по которым документы не были представлены ранее налоговому органу, решение которого обжалуется. Такими причинами могут являться: позднее получение документов от контрагента, перевод документа, составленного на иностранном языке, на русский язык и т.п. Представленные позднее документы обязательно должны быть рассмотрены налоговым органом, если, конечно, они получены им до вынесения решения.

Следует иметь в виду, что несмотря на ряд решений Конституционного Суда РФ (определения КС РФ от 24.03.2015 № 614-О, от 12.07.2006 № 267-О) есть вероятность непринятия судом документов, которые были в распоряжении налогоплательщика на этапе досудебного разбирательства, истребовались налоговым органом, но представлены только в суд.

Нужно ли сразу приводить в жалобе все известные аргументы в пользу признания решения инспекторов незаконным?

На мой взгляд, нужно. Некоторые налогоплательщики применяют тактику, которая заключается в использовании доводов в определенной последовательности: если в первой инстанции не сработал аргумент о нарушении процедурных требований, то в следующей инстанции заявляется довод о неправильном применении норм о порядке исчисления налога. Такая тактика может привести к негативным последствиям: суд откажет в принятии новых доводов. Например, в 2012 году Президиум ВАС РФ признал подачу заявления в суд по основаниям, не рассмотренным в первоначальном процессе, недопустимой попыткой пересмотра вступившего в законную силу решения по спору между теми же сторонами (пост. Президиума ВАС РФ от 26.06.2012 № 17292/11).

Имеющиеся доводы о незаконности решения налогового органа как по мотивам материального права (неправильное применение норм о порядке исчисления налога), так и процедурных нарушений следует приводить на первоначальной стадии.

Если налогоплательщик считает, что в процедуре рассмотрения материалов проверки были допущены нарушения, то такие доводы обязательно должны быть заявлены в жалобе. Согласно позиции Пленума ВАС РФ (п. 68 пост. Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 (далее — Постановление Пленума ВАС РФ № 57)) в поданном в суд заявлении доводы о процедурных нарушениях могут быть приняты судом во внимание только при условии заявления их в жалобе, направлявшейся в вышестоящий налоговый орган.

Расскажите об особенностях определения сроков, по истечении которых можно обращаться в суд с заявлением на решения или действия (бездействие) налогового органа. Стоит ли дожидаться рассмотрения поданной обычной или апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом?

Для обращения в суд достаточно выполнения двух условий (п. 3 ст. 138 НК РФ): жалоба подана в вышестоящий налоговый орган и срок рассмотрения жалобы истек.

Дожидаться решения вышестоящего налогового органа по жалобе следует в пределах установленных законодательством сроков (п. 6 ст. 140 НК РФ), которые условно можно разделить на две группы.

Если обжалуется решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенное по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, то решение принимается в течение одного месяца со дня получения обычной или апелляционной жалобы. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц. Итого максимальный срок составляет два месяца.

Решение по иным жалобам принимается в течение 15 рабочих дней со дня получения. Этот срок может быть продлен, но не более чем на 15 рабочих дней. Итого получается 30 рабочих дней, то есть полтора месяца.

Отслеживать ход рассмотрения жалобы в ряде случаев можно с использованием интернет-сервисов ФНС России.

Решение налогового органа по результатам рассмотрения обычной и апелляционной жалобы вручается или направляется лицу в течение трех рабочих дней со дня его принятия (п. 6 ст. 140 НК РФ).

После истечения срока на принятие решения по жалобе налогоплательщик вправе обратиться в суд.

Заявление в арбитражный суд по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подают в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав (ст. 198 АПК РФ).

При этом Налоговый кодекс устанавливает специальное правило для тех, кто дождался вынесения налоговым органом решения. Трехмесячный срок на обращение в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом решении по его жалобе (п. 3 ст. 138 НК РФ).

Если же обращение в суд производится после истечения трехмесячного срока, но до принятия решения по жалобе, то исходя из буквального смысла пункта 3 статьи 138 Налогового кодекса срок обращения в зависимости от сложившихся обстоятельств формально может считаться пропущенным или не наступившим.

Возможно, что при пропуске налоговым органом срока рассмотрения жалобы больше чем на три месяца налогоплательщику стоит дождаться принятия решения и после его получения определять для себя дальнейший порядок действий.

Какие решения налоговиков не нужно обжаловать в досудебном порядке?

Хотя налоговые споры и подлежат обязательному досудебному урегулированию в вышестоящем налоговом органе, но, во-первых, требование по досудебному обжалованию относится только к первоначальному решению инспекции (п. 2 ст. 138 НК РФ). Иными словами, обязательного обжалования в ФНС России решения, принятого ее региональным управлением по жалобе на решение районной инспекции, не требуется.

Во-вторых, решения ФНС России, а также действия и бездействие ее должностных лиц обжалуются сразу в суд.

В-третьих, следует различать досудебную процедуру урегулирования спора и досудебную процедуру возврата (зачета) налога (ст. 78 НК РФ), соблюдение которой обязательно (определение ВС РФ от 30.01.2015 № 309-КГ).

В-четвертых, на практике встречаются ситуации, в которых продолжает использоваться пункт 65 Постановления Пленума ВАС РФ № 57, согласно которому налогоплательщик вправе заявить непосредственно в суд имущественные требования о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, а также о признании неподлежащими исполнению инкассовых поручений или постановлений о взыскании налога за счет своего имущества.

Обращаясь в суд, лицо вправе предъявить требование как неимущественного (об оспаривании решения налогового органа), так и имущественного характера (в частности, о возврате налога). В зависимости от вида правоотношений и избранного способа защиты судом определяется процедура рассмотрения дела: исковое производство или порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Так, в Центральном округе был признан правомерным выбранный обществом способ защиты имущественного интереса (возмещение НДС из бюджета) посредством предъявления в суд требования о взыскании НДС с налогового органа (пост. АС ЦО от 30.10.2015 № Ф/15, с учетом определения ВС РФ от 13.03.2015 № 303-КГ15-876). Судьи указали, что соблюдать в этом случае досудебный порядок урегулирования спора (п. 2 ст. 138 НК РФ) не требуется.

Можно ли обжаловать требование об уплате налога, если решение по результатам проверки обжаловано не было?

В такой ситуации следует учитывать, что налоговый орган принимает документы, оформляющие взыскание, и совершает действия, направленные на взыскание налогов, пеней, штрафа, во исполнение решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Поэтому обжаловать требование об уплате налога, выставленное на основании необжалованного решения по итогам проверки, можно, но только если есть нарушения сроков или порядка выставления требования. По таким мотивам, как необоснованность доначислений, нарушение процедуры принятия решений о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности, требование об уплате налога обжаловать не получится (п. 63 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

Какие изменения произошли в процедуре обжалования решений налоговых органов?

При обжаловании вступившего в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения его исполнение может быть приостановлено при предоставлении банковской гарантии.

При этом из Налогового кодекса исключена возможность вышестоящего налогового органа приостановить исполнение обжалуемого акта или совершение обжалуемого действия при наличии достаточных оснований полагать, что указанный акт или действие не соответствует законодательству (п. 5 ст. 138 НК РФ в ред. Закона № 130-ФЗ).

Кроме того, появились новые основания для оставления обычной жалобы без рассмотрения. При подаче жалобы налоговый орган, акты, деяния которого обжалуются, обязан принять меры по устранению нарушения прав лица, подавшего жалобу. Если до принятия вышестоящим налоговым органом решения по жалобе, по мнению нижестоящего налогового органа, нарушение прав лица устранено, то она будет оставлена без рассмотрения (п. 1.1 ст. 139, подп. 5 п. 1 ст. 139.3 НК РФ).

Указанное нововведение не предусматривает проверку восстановления нарушенных прав вышестоящим налоговым органом и (или) соответствующего подтверждения об устранении нарушения со стороны налогоплательщика. При этом повторному обращению с жалобой будет препятствовать наличие ранее поданной жалобы по тем же основаниям, по которым первая жалоба была оставлена без рассмотрения.

Данное обстоятельство может стать препятствием для дальнейших процедур досудебного и судебного обжалования, если, по мнению налогоплательщика, нарушение его прав нижестоящим налоговым органом не устранено.

Допускаются ли сейчас налогоплательщики к участию в рассмотрении жалоб?

Ранее Налоговый кодекс не предусматривал участие лица в рассмотрении вышестоящим налоговым органом его жалобы, в том числе апелляционной, но было одно исключение. Если из поданной жалобы вышестоящий налоговый орган мог установить, что на этапе вынесения обжалуемого решения были допущены существенные нарушения процедуры рассмотрения материалов налогового контроля, то обжалуемое решение отменялось, а все материалы налоговой проверки (налогового контроля) рассматривались заново, но уже с участием лица и с учетом документов, дополнительно поступивших в ходе рассмотрения жалобы (п. 5 ст. 140 НК РФ).

С 2 июня 2016 года поправки в Налоговом кодексе допускают участие лица в рассмотрении его жалобы вышестоящим налоговым органом (п. 2 ст. 140 НК РФ в ред. Закона № 130-ФЗ). Как обычная, так и апелляционная жалоба на решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности может быть рассмотрена с участием лица, подавшего жалобу, если вышестоящий налоговый орган выявит противоречия в материалах или несоответствия сведений налогоплательщика и нижестоящего налогового органа. Измененные положения пункта 2 статьи 140 Налогового кодекса позволяют вышестоящему налоговому органу практически в любом случае приглашать лицо на рассмотрение его жалобы.

Отмечу, что вследствие не очень удачной новой редакции можно прийти к выводу, что участие лица в рассмотрении его жалобы возможно только в силу пункта 2 статьи 140 Налогового кодекса. На самом деле основания для участия сохранены также в пункте 5 статьи 140 Налогового кодекса.

Если налогоплательщик полагает свое участие в рассмотрении жалобы вышестоящим налоговым органом целесообразным, то рекомендую в содержании жалобы акцентировать внимание на противоречия и несоответствия сведений и (или) на нарушение налоговым органом существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки, одновременно заявляя ходатайство об участии в рассмотрении жалобы.

Допустима ли ситуация, при которой в результате обжалования положение налогоплательщика ухудшается?

Непосредственно Налоговый кодекс какого-либо запрета не содержит. Однако ограничения на ухудшение положения налогоплательщика при рассмотрении его жалобы выработаны арбитражными судами и поддержаны Конституционным Судом РФ (определение КС РФ от 24.02.2011 № 194-О-О).

Кроме того, в пункте 81 Постановления Пленума ВАС РФ № 57 сказано, что вышестоящим налоговым органом не может быть принято решение о взыскании дополнительных налоговых платежей, пеней, штрафов, не взысканных оспариваемым решением. Иной подход создавал бы налогоплательщику препятствия для свободного волеизъявления в процессе реализации им права на обжалование вынесенного в отношении него решения. Принятие решения о дополнительном взыскании фактически означало бы осуществление контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа вне процедуры повторной налоговой проверки.

Обратите внимание, что разъяснения по вопросам судебной практики применения законов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС РФ, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда РФ (ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 № 8-ФКЗ).

В то же время вышестоящий налоговый орган вправе дополнить и (или) изменить приведенное в обжалуемом решении правовое обоснование взыскания сумм налогов, пеней, штрафов, а также исправить арифметические ошибки, опечатки (п. 81 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

Когда правомерно исправление ошибок, опечаток?

Единого ответа применительно ко всем случаям нет, но если следовать общему подходу, то исправление ошибок не должно изменять ситуацию во вред налогоплательщику. Иными словами, исправление ошибок посредством применения вышестоящим налоговым органом должной ставки налога или состава правонарушения, когда в результате такого перерасчета увеличивается сумма недоимки или штрафа, неправомерно.

Однако подобная гарантия может быть неприменима в ситуации, когда рассмотрение жалобы производится, по сути, в режиме вынесения нового решения (п. 5 ст. 140 НК РФ).

Если налогоплательщик исполнит решение, согласно которому ему предложено уплатить недоимку, означает ли это согласие с таким решением?

Нет, не означает. Налоговый кодекс не содержит запрета для лица, в отношении которого вынесено такое решение, исполнить его полностью или частично до вступления его в силу и при этом подать жалобу.

Исполнив решение, налогоплательщик снимает с себя риски применения в отношении него обеспечительных мер. При этом уплата причитающихся по решению сумм рассматривается как принудительное взыскание, а не добровольная уплата.

Если в результате рассмотрения последующей жалобы налогоплательщика решение инспекции будет отменено, он вправе претендовать не только на возврат излишне взысканных сумм, но и на проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ), начисляемые на сумму взыскания по ключевой ставке ЦБ РФ со дня, следующего за днем уплаты, по день возврата. Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ (пост. Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 № 16551/11).

Какие последствия влечет для налоговиков пропуск сроков принятия решения по жалобе?

Как было сказано выше, Налоговый кодекс прямо устанавливает, что если решение по жалобе в установленный срок не принято, то лицо, подавшее жалобу, вправе обратиться в суд, не дожидаясь принятия решения по жалобе, в том числе обжаловать бездействие.

По мнению Минфина России, нарушение срока не препятствует налоговому органу рассмотреть жалобу позднее и не влечет недействительность решения, принятого по результатам такого рассмотрения (письмо Минфина России от 19.07.2012 №/1-18).

Однако несоблюдение налоговым органом сроков рассмотрения жалобы не меняет установленного Налоговым кодексом порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке. Таким образом, сроки осуществления принудительных мер не продлеваются. Соответственно, налогоплательщик может заявлять доводы о пропуске срока давности взыскания, основанные, например, на допущенной налоговым органом просрочке направления требования об уплате налога.

Доводы о несоблюдении указанных сроков могут быть заявлены в суде в рамках оспаривания либо требования об уплате (ст. 70 НК РФ) и решения о взыскании (ст. 46 НК РФ) либо в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом в рамках статьи 46 Налогового кодекса.

В какой суд следует обращаться налогоплательщику в том числе в случае, когда он решил не дожидаться решения налогового органа?

Организациям и ИП — в арбитражные суды и Верховный Суд РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, — в суды общей юрисдикции и Верховный Суд РФ в соответствии с Кодексом административного судопроизводства.

Отмечу, что расходы, вызванные соблюдением досудебного порядка урегулирования спора, в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками. Они подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (п. 4 пост. Пленума ВС РФ от 21.01.2016 № 1).

Ссылки по теме

Ссылки по теме

21 апреля

06 октября

27 мая

08 июня

04 июня

19 мая

Актуально

Как отдыхаем в 2017 году

30 декабря

Требуется отдельная платежка по каждому сроку перечисления налогов

27 июля

Есть возможность узнать, нужно ли отчитываться в «статистику»

01 июня

Популярное

Компенсация за неиспользованный отпуск. Расчет компенсации

21 июля28

Срок полезного использования основных средств

08 августа44

Заполнение строки 210 декларации по прибыли

19 января31

Сетевое издание «Актуальная бухгалтерия» зарегистрировано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций 17 марта 2014 г. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77–57297.

Написать в редакцию

Регистрация

Войти

Получить демо-доступ

Подписка

Сожалеем, но этот материал доступен только для зарегистрированных пользователей.

Пройдя регистрацию, вы получите неограниченный доступ ко всем свежим информационным и аналитическим материалам нашего журнала.

Источник: http://actbuh.ru/pravo/nalogovoe/dosudebnoe-obzhalovanie-resheniy-i-deystviy-nalogovikov