Не могут быть признаны банкротом


Бесплатная юридическая консультация:

Банкротство должников является неотъемлемой частью имущественного оборота. В результате банкротства юридических лиц происходит перераспределение собственности, имущество переходит из одних рук в другие.

Оглавление:

Более удачливые и предприимчивые предприниматели» более сильные организации, способные воспользоваться вновь приобретенным имуществом наиболее оптимальным способом, получают в свое распоряжение средства, которыми не смогли воспользоваться эффективным образом другие участники рынка. Новые собственники получают посредством банкротства юридических лиц возможность пустить освободившие активы в новое производство, либо на основе полученного модернизировать уже имеющееся производство, не говоря о том» что в результате смены собственника могут происходить кардинальные изменения, способствующие повороту в направлении деятельности юридических лиц, ставших банкротами, что может привести в конечном счете к оживлению производства.

Банкротство — это не зло. Освобожденные средства, полученные в результате банкротства одного юридического лица никуда не исчезают. Они лишь видоизменяются и приобретают качественно новые формы. Именно с этой точки зрения банкротство является непременным атрибутом любой рыночной экономики. Банкротство — это иногда благо, так как оно высвобождает «застывшие» средства и дает им качественно новое выражение в руках более предприимчивых участников рыночной сферы хозяйства. Само существование возможности попасть в процесс банкротства заставляют юридические лица более правильно расходовать свои средства, модернизировать производство, искать новые сферы рынка, повышать качество продукции. Именно действуя на рынке таким образом юридическое лицо может быть уверено, что его продукция или услуги всегда будут пользоваться спросом, а, следовательно, такому лицу менее всего вероятно будет грозить возможность банкротства. Само существование института несостоятельности стимулирует участников рыжа к добросовестным действиям, в результате чего любой знает, что если он не будет производить вовремя и правильно расчеты со своими контрагентами, то он может попасть в процедуру банкротства Возможность потери бизнеса заставляет любого участника рыночной экономики вести свои дела добросовестно и эффективно.

Банкротство позволяет закрывать нерентабельные и устаревшие производства, способствуя продвижению на рынке более рентабельным и модернизированным предприятиям.

Таким образом, процесс банкротства как правило способствует перераспределению имущества между юридическими лицами и нормальному функционированию экономики.


Бесплатная юридическая консультация:

Однако у любого правила есть свои исключения. Существуют и такие организации, признание которых банкротами может негативно сказаться на экономике страны, ее безопасности или затронуть негативным образом иные существенные стороны жизни государства и его населения. Таковыми являются, в частности, многие государственные унитарные предприятия. Для таких юридических лиц должны существовать определенные ограничения в области распространения на них норм законодательства о банкротстве.

В связи с этим п.2 ст.1 Федерального Закона «О несостоятельности (банкротстве)» гласит: «Настоящий Федеральный закон распространяется на все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями (за исключением казенных предприятий), на некоммерческие организации, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда».

Таким образом, казенные предприятия в соответствии с Законом о банкротстве освобождены от распространения на них норм о банкротстве (аналогичное положение содержится и в п.1 ст.65 ГК РФ).

Вместе с тем, полагаю нужным отметить, что далеко не все казенные предприятия, видимо, имеют важное экономическое, оборонное или социальное значение. Но в силу закона такие организации не могут быть, также как и все другие казенные предприятия, признаны банкротами. Представляется, что в данном случае законодательство должно предусмотреть возможность (при определенных условиях) вовлечения указанных унитарных предприятий в процесс банкротства, так как с точки зрения смысла установления данного запрета они не должны подпадать под льготную группу юридических лиц, освобождаемых от банкротства.

Многие цивилисты, в частности Ю. Свит Свит Ю. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. 2000. №10. С. 21. и М.В. Телюкина в комментарии к Федеральному Закону «О несостоятельности (банкротстве)» утверждают, что исключение казенных предприятий из числа лиц, на которые должны распространяться нормы о банкротстве объяснимо тем, что «ответственность по долгам казенного предприятия в соответствии с п.5 ст.115 ГК РФ несет Российская Федерация». Телюкина МБ. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)», Комментарий для специалистов. М.: Бек, 1998.С. 4. Далее Ю. Свит в своей работе развивает эту мысль, утверждая, что «. требованием, необходимым для реализации процедур банкротства, выступает наличии в собственности или хозяйственном ведении организации обособленного имущества, на которое может быть обращено взыскание. Данный критерий связан с таким признаком юридического лица, как способность нести самостоятельную имущественную ответственность». Свит 10. Возможно ли банкротство некоммерческих организаций? // Российская юстиция. 2000. №10. С. 21. На основании этого Свит пишет, что казенное предприятие «не может быть признано банкротом, так как не обладает имуществом (кроме выделенных собственником денежных средств), которым может самостоятельно распоряжаться. Банкротство здесь не имеет смысла, так как все имущество принадлежит собственнику, который песет дополнительную ответственность по долгам организации. Следовательно, банкротом должен признаваться именно он. В силу этого процедуры банкротства неприменимы к казенным заводам. Последние не имеют права самостоятельно распоряжаться переданным им имуществом (ст. 296 ГК)..». Свит Ю. Указ. соч. С. 20.


Бесплатная юридическая консультация:

Данный вывод вызывает определенные сомнения. Принимая во внимание, что казенное предприятие несет ответственность по обязательствам всем своим имуществом, лишь при недостаточности которого собственник привлекается к субсидиарной ответственности (п.5 ст. 115 ГК), применение к ним некоторых процедур банкротства (внешнее управление, мировое соглашение) было бы весьма целесообразным, поскольку данное обстоятельство позволило бы сохранять активы неплатежеспособных казенных предприятий.

Как видно из приведенных текстов статей, закон распространил действие норм законодательства о банкротстве на некоторые виды некоммерческих организаций, исключив другие некоммерческие организации из сферы своего регулирования.

Таким образом, в силу ст.50 ГК РФ не могут быть признаны банкротами следующие юридические лица, которые, если следовать смыслу закона, делятся на два типа.

Первый тип — это коммерческие организации, действующие в организационно правовой форме казенного предприятия.

Второй тип — некоммерческие организации, подразделяющиеся на:


Бесплатная юридическая консультация:

· организации, созданные в форме общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений;

· организации, созданные в иных формах.

«Таким образом, ГК распространяет действие норм о несостоятельности в основном на коммерческие организации. При этом норма п. 1 ст. 65 ГК императивна и не допускает дополнения перечня некоммерческих организаций, к которым применимы процедуры банкротства, какими-либо иными видами некоммерческих организаций. Подобный подход плохо согласуется с положением п. 3 ст. 50 ГК, содержащим открытый перечень некоммерческих организаций. В результате заранее исключается возможность распространения положений о банкротстве на вновь вводимые формы некоммерческих организаций. Если же такая необходимость возникнет, придется вносить соответствующе изменения в п. 1 ст. 65 ГК и в ст. 1 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)». Ю. Свит. Там же.

В связи с этим выходят на поверхность некоторые несоответствия законодательства в сфере регулирования банкротства некоммерческих организаций. Кроме этого, целесообразность некоторых существующих ограничений в области возможности признания должников банкротами также может быть поставлена под сомнение,

Исходя из изложенного, стоит поставить следующие вопросы:


Бесплатная юридическая консультация:

· насколько оправдано ограничение действия норм о банкротстве для иных некоммерческих организаций, на умазанных в законе как подпадающих под такое регулирование;

· насколько правильно не распространять действие данных норм на все казенные предприятия независимо от их значимости и вида деятельности. Указанные проблемы будут исследованы в отдельных параграфах главы 4 данной диссертации.

Закон о банкротстве подходит к сфере регулирования вопросов банкротства юридических лиц последовательно и системно, им выработаны общие положения о банкротстве должников.

Вместе с тем, Закон сталкивается с такими случаями, когда обычный подход, использующийся при применении норм, регулирующих сферу банкротства юридических лиц, не всегда целесообразен для отдельных категорий должников и не может урегулировать вопросы банкротства в рамках существующего законодательства, не нарушив общий смысл восстановительных процедур и их предназначения, не говоря уже о социальных и иных аспектах деятельности общества и государства.

«Специфика положения или деятельности некоторых юридических лиц диктует необходимость применения некоторых особых правил регулирования их создания, деятельности и ликвидации, в том числе и ликвидации в результате признания несостоятельности. Специальные нормы необходимы для обеспечения защиты интересов как должника, так и кредиторов, поскольку общие нормы в силу особенностей должников отдельных категорий не могут в достаточной степени обеспечить соблюдение баланса интересов участников производства по делу о несостоятельности (что ярко проявилось за 5 лет действия Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который предъявлял ко всем должникам одинаковые требования)». Телюкина М.В. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Комментарий для специалистов. М.: Бек, 1998. С. 232.


Бесплатная юридическая консультация:

Именно поэтому Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» включает в себя главу VIII «Особенности банкротства отдельных категорий должников — юридических лиц», где предусмотрены отдельные положения, касающиеся особенного регулирования вопросов банкротства тех категорий должников, для которых такое регулирование необходимо.

В соответствии с этим Законом о банкротстве выделены следующие категории должников — юридических лиц, для которых предусмотрены особенности регулирования процессов их несостоятельности:

· профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Кроме того, специальным законом была выделена еще одна категория должников, к которым применяются особенности регулирования процессов их банкротства, а именно: организации, являющиеся субъектами естественных монополий топливно-энергетического комплекса. Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов топливно-энергетического комплекса» от 24.06.99 г., №122 — ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26.

Вдобавок к сказанному отмечу, что регулирование банкротства кредитных организаций осуществляется дополнительно специальным Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999 г.


Бесплатная юридическая консультация:

«Цели выделения указанных категорий не всегда совпадают. В одном случае законодатель стремится предоставить дополнительные гарантии сохранения существования юридического лица — должника (так, при банкротстве градообразующих организаций с учетом жизненных интересов жителей соответствующего населенного пункта для этой цели используются возможности органов местного самоуправления), в других — защищаются особым образом интересы соответствующей отрасли экономики». Брагинский М.И. Комментарий к Закону о несостоятельности (банкротстве) // Право и экономика. № 4. 1998. С. 15.

Таким образом, юридические лица, в отношении которых действуют специальные правила о банкротстве, учитывающие их особенности, как предлагает В.В. Витрянский, условно можно разделить на две группы:

· должники, к которым применяются специальные нормы, содержащиеся непосредственно в Законе о банкротстве;

· должники, особый режим банкротства которых регулируется отдельными федеральными законами. Витрянский В.В. Особенности банкротства отдельных категорий должников. Российско-британский семинар судей по вопросам банкротства // Вестник ВАС РФ. 2001. № 3. С. 116.

С теоретической точки зрения, по моему мнению, такое деление не обязательно, так как основывается на степени принадлежности указанных норм к определенным юридическим источникам и правовым актам, а не на теоретических предпосылках, позволяющих классифицировать их в зависимости от отношений, которые они регулируют.

Бесплатная юридическая консультация:

Тем не менее, придерживаясь данной классификации, представляется, на мой взгляд, не лишенным смысла выделить в качестве самостоятельной еще одну группу должников:

— должники, особый режим банкротства которых регулируется как специальными нормами, содержащимися непосредственно в Законе о несостоятельности (банкротстве) так и отдельными федеральными законами.

К этой группе относятся кредитные организации, банкротство которых регулируется как Законом о банкротстве, так и Законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций».

Еще раз хочу подчеркнуть, что данная классификация строится (как уже было сказано ранее) не на теоретических предпосылках, когда классификация строится в зависимости от особенностей регулируемых отношений, а на степени принадлежности указанных норм к определенным юридическим источникам и правовым актам. Как известно, в отличие от правовых отношений, которые являются постоянными, юридические акты имеют непостоянную природу, они могут как приниматься, так и отменяться. В процессе изучения основных проблем банкротства юридических лиц законодателем могут быть приняты новые законодательные акты, регулирующие банкротство отдельных категорий юридических лиц, что приведет к их отнесению к той или иной группе должников, указанных в приведенной классификации. Кроме того, в диссертации вносятся предложения о необходимости принятия некоторых правовых актов, позволяющих расширил» круг должников, к которым должны применяться особенности правового регулирования их банкротства.

Нельзя не отметить, что новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. подошел к вопросу об учете особенностей регулирования банкротства отдельных категорий юридических лиц — должников более ответственно, чем ранее действовавший Закон 1992 г.: он выделил отдельные категории юридических лиц, в отношении которых необходимо специальное регулирование несостоятельности и выработал особенности банкротства каждой из них. В этом проявилось одно из лучших достижений данного Закона.


Бесплатная юридическая консультация:

Что касается отдельных категорий должников, «удостоившихся» специального регулирования, то их круг сводится к следующим организациям.

Понятие градообразующей организации дано в п.1 ст. 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»: в качестве такой организации признается юридическое лиц, численность работников которого с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. В соответствии с п.2 этой статьи, правила, применяемые к таким организациям применяются и к иным организациям, численность работников которых превышает пять тысяч человек.

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основным видом деятельности которых является выращивание (производство, производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50 процентов общей суммы выручки.

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции и выловленных водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки, Для таких организаций закон предусмотрел специальные правила регулирования их банкротства из-за отличительных особенностей их деятельности, предполагающих в основном сезонный характер их деятельности или зависящий от природных факторов. Этой категории должников также будет уделено внимание во второй главе.

Закон о банкротстве выделил в отдельную категорию страховые организации, являющиеся должниками, что связано с некоторыми особенностями их деятельности. Банкротство таких организаций еще не исследовано в широком аспекте, поэтому данная категория должников станет отдельным исследованием в данной диссертации.

ggg

Регулирование банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг осуществляется с помощью норм, установленных в Законе о банкротстве. Законодатель выделил данную категорию должников благодаря некоторым особенностям их функционирования на рынке ценных бумаг. Особенности данного регулирования в основном касаются условий правовой регламентации движения ценных бумаг в случае банкротства данного юридического лица, отсюда вытекают особенности наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства во время банкротства профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Следующей категорией должников, в отношении которых установлены специальные правила банкротства, являются субъекты естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых, согласно п.1 ст.1 Закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства. Данной категории юридических лиц -должников будет посвящена глава 3 диссертации.

Особенности регулирования несостоятельности кредитных организаций связаны со спецификой их деятельности. В основном эти особенности касаются реабилитационных процедур банкротства, а, вернее, отсутствия возможности их применения. В соответствии с п.1 ст.5 Закона «О несостоятельности (банкротстве кредитных организаций)» при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве кредитной организации применяются только процедуры наблюдения и конкурсного производства. Согласно п.2 той же статьи в отношении кредитных организаций внешнее управление и мировое соглашение, предусмотренные Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», не применяются.

Отличительной особенностью регулирования банкротства таких должников также является наличие определенных мер, применяемых для предупреждения банкротства кредитных организаций, которые могут выражаться в следующих формах: финансовое оздоровление кредитной организации; назначение временной администрации по управлению кредитной организацией: реорганизация кредитной организации. Законом предусмотрены отдельные основания для осуществления банкротства кредитной организации. Особенности касаются и некоторых процессуальных аспектов рассмотрения дел о банкротстве кредитных организаций.

Выделив категории должников — юридических лиц, к которым законодательство о банкротстве применяется с особенностями регулирования их банкротства, можно задать вопрос: насколько исчерпывающим является список указанных категорий должников?


Бесплатная юридическая консультация:

Представляется, что данный выше перечень юридических лиц должен быть расширен.

Уже после принятия в 1998 г. Закона о банкротстве был принят федеральный Закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетическою комплекса», затем Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» 1999г., который существенно дополнил положения об особенностях несостоятельности данной категории юридических лиц.

Источник: http://studwood.ru/851714/pravo/krug_yuridicheskih_kotorye_mogut_priznany_bankrotami

Какая организация в России не может быть признана банкротом

При нынешнем экономическом кризисе, который продолжает свое прямое воздействие на экономику России, все больше предприятий любого размера остаются перед перспективой банкротства. Однако не все знают, что не каждое из них может признаваться таковым. Рассмотрим, каким организациям не грозит банкротство, и дальнейшие законные процедуры по признанию их неплатежеспособными.

Что такое банкротство и кто не объявляется банкротом

Банкротом является сторона, которая в соответствии с решением суда не имеет возможности выполнить все действия по удовлетворению законных требований кредиторов по финансовым обязательствам, или не может оплатить обязательные платежи. Банкротство наступает через три месяца после наступления последнего срока оплаты по обязательствам. Эти положения регламентированы в Федеральном законе «О несостоятельности» (статья 3).


Бесплатная юридическая консультация:

По каким признакам организация может быть признана банкротом:

  • денежное обязательство с долговым характером;
  • задолженность в размере более 100 тысяч рублей;
  • невозможность оплатить обязательные платежи;
  • документальное признание факта несостоятельности судебными инстанциями.

В России не каждое юридическое лицо объявляется банкротом – таковыми не могут быть признаны государственные предприятия и организации, долги которых являются субсидиарными. Также признать банкротом нельзя политическую силу или религиозную организацию, долги которой вызывают совместную ответственность ее учредителей, при том, что эти сообщества считаются некоммерческими.

Сюда же можно отнести такие организации, которые, не являясь коммерческими, не имеют права на предпринимательскую деятельность, например, общественные движения.

Признание банкротства

Платежная несостоятельность признается лишь судебными инстанциями, кроме тех случаев, когда сам должник заявляет об этом. Банкротство признается или по требованию кредитующих лиц (организаций), или по заявлению должника, который утратил возможность оплатить свои ранее взятые финансовые обязательства. После признания судом должника банкротом, ликвидация юридического лица может быть, как добровольной, так и принудительной.

Как гласят положения статьи 30 закона «О банкротстве», властные органы (в оговоренных ситуациях) совместно с учредителями обанкротившейся организации обязаны принять все возможные меры для того, чтобы банкротство не состоялось. В качестве таких мер в законе упоминается использование любой возможности, чтобы восстановить платежеспособность должника при признаках банкротства. Речь в данном случае идет о различных формах реорганизации долга, реализации имущества, смене руководящего звена, закрытии убыточных подразделений и прочих антикризисных мерах, способных вернуть должнику платежеспособность.


Бесплатная юридическая консультация:

Процедуры при банкротстве

Во время рассмотрения дела о банкротстве юрлица могут быть применены такие механизмы:

  1. Наблюдение. Арбитражный суд вводит некое временное управление, не заменяющее обычные органы управления предприятием или любым другим бизнесом. Но такое лицо имеет право на подачу заявления об отстранении руководства от занимаемых должностей. Производственные процессы на период временного управления приостанавливаются. Также замораживаются все дела по исковым процессам против организаций, находящихся в процедуре банкротства. При этом все финансовые требования к таким должникам могут быть предъявлены лишь в порядке конкурсного отбора.
  2. Внешнее управление. Эта мера воздействия назначается судом на срок не более 18 месяцев, после чего может быть продлена еще на полгода. Во время действия внешнего управления все платежи в пользу кредиторов и по обязательствам замораживаются, а к специально назначенному внешнему управляющему переходят все полномочия по руководству проблемным предприятием.
  3. Финансовое оздоровление. Такая процедура является реабилитационной для пошатнувшегося бизнеса и может быть введена на срок не более 24 месяцев. При этом составляется график по погашению долгов, которого необходимо строго придерживаться. Предоставление такого вида помощи по выходу из кризиса может быть назначено судом без учета мнения собрания кредиторов при наличии банковской гарантии, обеспечивающей их требования.
  4. Конкурсное производство. Начинается с того момента, когда должник признан банкротом. Данная процедура является не реабилитационной, а ликвидационной, и приводит к завершению коммерческих действий юридического лица.
  5. Мировое соглашение. Такой вид решения финансовых проблем является наиболее мягким, особенно, если он оказывается приемлемым для всех сторон отношений. В данном случае заключается договор с определенными условиями, который устраивает обе стороны.

В рамках нашего портала действует бесплатный юридический раздел, где наши эксперты отвечают на актуальные вопросы наших читателей. Все что необходимо — все лишь задать вопрос в форме ниже и ждать ответ нашего специалиста в течение 5 минут. Для вашего удобства консультации проводятся в любое время суток (круглосуточно). Задавайте вопрос:

Источник: http://bankrotsovet.ru/bankrotstvo/yur-litsa/kakaya-organizatsiya-v-rossii-ne-mozhet-byt-priznana-bankrotom.html

Статья 65. Несостоятельность (банкротство) юридического лица

1. Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Публично-правовая компания не может быть признана несостоятельной (банкротом).

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию.


Бесплатная юридическая консультация:

3. Основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве).

Комментарий к Ст. 65 ГК РФ

1. Участники имущественного оборота, как правило, действуют самостоятельно, на свой риск и отвечают за исполнение своих обязательств принадлежащим им имуществом. Это правило действительно для всех сфер оборота, но особенно для того сегмента, который определяется как предпринимательская деятельность.

Во все времена существования имущественных отношений ряд их участников по разным — объективным и субъективным — причинам периодически и в немалом количестве «выпадают из обоймы». Иными словами, прекращают исполнение обязательств и обязанностей, что немедленно сказывается и на их благосостоянии, и на финансовом положении их кредиторов. После возникновения такого рода ситуации (в экономическом обиходе декларируемой как банкротство) начинается конкуренция между должником и кредиторами, между кредиторами, целями которой является: для должника — сохранение остатков имущества, для кредиторов — получение преимуществ в получении того имущества должника, которое позволяет хотя бы в части покрыть возникшие из-за неплатежей убытки.

Вполне естественное стремление участников оборота к сохранению себя в качестве таковых и к минимизации убытков без надлежащей правовой регламентации влечет хаос, создает реальные предпосылки для коллапса экономических отношений на любом уровне. В целях избежать все это «необходимо установить известный порядок возможно более равного и справедливого распределения имущества должника между всеми его кредиторами. Такой порядок будет служить не только интересам кредиторов, но нередко и самого должника. Довольно часто наступает расстройство дел без всякой вины… по стечению несчастных обстоятельств, и этот порядок удовлетворения кредиторов освободит его от тяжести лежавших на нем долгов и даст возможность продолжать деятельность частного хозяйства» .

Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М.: Статут, 2000. С..


Бесплатная юридическая консультация:

Именно как механизм решения проблем, возникающих при неплатежеспособности участника имущественного оборота, в ходе развития цивилизации создан и функционирует важнейший институт гражданского права — институт банкротства. Основной правовой целью банкротства как института права является упорядочение производства расчетов с кредиторами должника либо путем принудительной распродажи имущества, либо путем предоставления ему возможности восстановить платежеспособность (опять же для удовлетворения требования кредиторов).

В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под банкротством понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Акцент в нормативной формулировке понятия банкротства, сделанный на удостоверении денежной и в целом имущественной несостоятельности только через решение суда, связан с тем, что институт банкротства — это комплексный правовой институт. Ядром этого института является принципиальная возможность публичного (не путем распространения соответствующей информации или слухов), официального, исходящего от имени государства признания лица банкротом, предоставляемая нормами гражданского права, в частности комментируемой статьей, оболочкой же этого ядра, определяющей порядок признания банкротом, являются нормы процессуального права.

Помимо введения в правовую реальность права на признание лица банкротом п. 1 комментируемой статьи посвящен в том числе конкурсноспособности юридических лиц, т.е. способности быть признанным банкротом .

Белых В.С., Дубинчин А.А., Скуратовский М.Л. Правовые основы несостоятельности (банкротства). М.: Норма, 2001. С. 51.

Основными участниками экономического (в широком смысле) оборота являются субъекты гражданско-правовых отношений: физические и юридические лица. Последние в большей степени, особенно те, кто занимается предпринимательской деятельностью, подвержены риску несостоятельности.

Вместе с тем особенности правовой формы юридических лиц, определяемой прежде всего целью их создания и функционирования, а также вещно-правовым отношением к находящемуся в их владении имуществу, предполагают и различное «отношение» таких лиц к институту банкротства. Иначе говоря, все юридические лица могут быть градированы и по такому признаку, как конкурсноспособность: от обладателей абсолютной способности быть признанным банкротом относительно конкурсноспособных и не обладающих такой способностью.


Бесплатная юридическая консультация:

К обладающим абсолютной конкурсноспособностью — возможностью быть признанными банкротами по решению суда при наличии признаков несостоятельности — относятся все юридические лица — коммерческие организации, за исключением казенных.

Указанное свойство коммерческих организаций объяснимо — в соответствии с п. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческие организации создаются исключительно для извлечения прибыли, т.е. для осуществления предпринимательской деятельности. Соответственно, деятельность, осуществляемая самостоятельно, в качестве потенциальных последствий влечет не только увеличение благосостояния, но и риск неисполнения обязательств и, как крайний вариант, несостоятельность.

Помимо коммерческих организаций абсолютной конкурсноспособностью обладают и ряд некоммерческих организаций, как-то: потребительский кооператив, некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, общественные организации (кроме политических партий). Все указанные организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью (см., например, ст. 116 ГК РФ, ст. ст. 8, 10 Закона о некоммерческих организациях), соответственно, они могут быть признаны банкротами в случае неисполнения своих обязательств или обязанностей.

Относительной конкурсноспособностью обладают два вида некоммерческих организаций: государственная корпорация и фонды. Относительность способности указанных юридических лиц быть признанными банкротами выражается в том, что они приобретают это свойство не в силу общего закона (ГК РФ, законов о банкротстве), а на основании специальных законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций и фондов.

Связано это обстоятельство прежде всего с тем, что оба указанных вида юридических лиц создаются, как правило, для осуществления общественно полезных (публичных) функций — управления, социальных, культурных и т.п. (см. ст. ст. 7, 7.1 Закона о некоммерческих организациях).


Бесплатная юридическая консультация:

При этом комментируемая норма определяет два подхода к конкурсноспособности государственных корпораций и фондов.

Первый подход касается государственных корпораций; заключается он в том, что закон презюмирует конкурсноспособность корпораций, но при условии, что об этом прямо указано в законе, предусматривающем ее создание. Ни один из действующих законов, предусматривающих создание конкретных государственных корпораций, не допускает такой возможности, мало того — запрещает признавать корпорации банкротами (см., например, ст. 19 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ «О банке развития», ст. 4 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 139-ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий», ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (несмотря на название, этот фонд является государственной корпорацией), ст. 2 Федерального закона от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», ст. 4 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии», ст. 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»).

Второй подход имеет запрещающий характер — фонды не могут быть признаны банкротами, если это не установлено законами, предусматривающими создание и деятельность таких фондов. В качестве примера фондов, обладающих конкурсноспособностью, можно привести негосударственные пенсионные фонды, в соответствии с п. 17 ст. 7.2 и п. 13 ст. 34.1 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» они могут быть признаны банкротами .

Правда, следует признать некоторую «несостыковку» положений данного Закона с положениями комментируемой статьи ГК РФ: все-таки п. 1 ст. 65 Кодекса установлен принцип ограничения конкурсноспособности фондов в индивидуальном порядке, т.е. специальным законом, предусматривающим создание конкретного фонда.

Причины двух различных подходов к ограничению конкурсноспособности государственных корпораций и фондов законодатель не объяснил, можно лишь предположить, что к фондам у него в этом смысле более «лояльное» отношение.


Бесплатная юридическая консультация:

И наконец, причины, по которым часть юридических лиц принципиально не могут быть признаны банкротами. К этой категории — абсолютно неконкурсноспособных — относятся: казенное предприятие, учреждение любого вида, политическая партия и религиозная организация.

Условно все четыре вида неконкурсноспособных юридических лиц можно подразделить на две группы по основаниям лишения законодателем их этого свойства.

Первую группу составляют казенные предприятия и учреждения. Объединяет эти два достаточно разноплановых вида юридических лиц отношение к принадлежащему им имуществу и механизм их гражданско-правовой ответственности. Оба юридических лица владеют имуществом на праве оперативного управления и отвечают по своим обязательствам исключительно денежными средствами, а при их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник имущества такого юридического лица (соответственно ст. ст. 115 и 120 ГК). Это — правовая причина лишения их возможности быть признанными банкротами. Фактической причиной является то, что они, особенно учреждения, создаются для выполнения особых функций, например по управлению Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями, и признание их банкротами как обычных участников имущественного оборота может привести к невосполнимым не только экономическим, но и социальным и политическим последствиям.

Ко второй группе относятся религиозные организации и политические партии. Религиозные организации создаются в целях удовлетворения духовных потребностей граждан, законодательное дозволение возможности их банкротства даже при наличии у них признаков несостоятельности (поскольку такие организации участвуют и в имущественном обороте) может привести к необратимым социально-культурным последствиям, а их имущество, имеющее в основном культовый характер, фактически необоротоспособно (сложно представить потенциальную возможность приобретения кем-либо с торгов культового сооружения с целью организации в нем богослужения по правилам другой религии, а приобретение такого здания с целью изменения его предназначения — такие факты неоднократно имели место в российской истории — можно охарактеризовать как достаточно аморальное явление).

Политическая партия как вид общественной организации выделена комментируемой статьей не случайно : одной из основных целей политической партии является выдвижение кандидатов на выборах органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 3 Закона о политических партиях). Соответственно, возможность признания партии банкротом, как и в предыдущем случае, может повлечь также необратимые, но в данном случае в основном политические, последствия.


Бесплатная юридическая консультация:

Заметим, что запрет на банкротство касается только политических партий, остальные общественные организации конкурсноспособны.

Второй абзац комментируемой статьи провозглашает, по существу, правовой принцип: ведь помимо упорядочивания процесса производства расчетов с кредиторами банкротство как институт гражданского права служит и другой цели — выведение из имущественного оборота несостоятельного участника. Для граждан процесс выведения заключается в освобождении их от долгов после производства расчетов с кредиторами за счет реализации их имущества . Единственным способом выведения из имущественного оборота юридических лиц при наличии у них признаков несостоятельности и невозможности осуществления расчетов со всеми кредиторами является их ликвидация путем признания банкротами. Даже возможность прекращения производства по делу о банкротстве в связи с производством юридическим лицом — должником, признанным арбитражным судом банкротом, предусмотренная ст. 125 Закона о банкротстве, подтверждает этот принцип: не ликвидируется то лицо, признанное банкротом, которое восстановило свою платежеспособность (рассчиталось с кредиторами). Иными словами, юридическое лицо, признанное банкротом, во всех случаях должно быть ликвидировано, если не успеет до ликвидации освободиться от статуса несостоятельного.

Иными словами, после признания банкротами граждане свою «жизнь» участников имущественного оборота могут начать «с чистого листа».

2. Как указывалось выше, банкротство является комплексным правовым институтом: гражданское право, устанавливая право юридического лица на банкротство, подчеркивает единственный способ реализации такого права — судебный. Соответственно, сам механизм банкротства имеет по большей части процедурный (процессуальный) характер.

Именно процессуальными законами (или имеющими значительную процессуальную составляющую) регулируются признаки банкротства (основание признания должника банкротом), порядок введения и проведения процедур банкротства, в том числе ликвидационных, очередность удовлетворения требований кредиторов. К таким законам относится прежде всего Закон о банкротстве .

Хотя ГК РФ говорит о Законе о банкротстве в единственном числе, систему законов, регулирующих банкротство, составляют также специальные законы: Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», а также Арбитражный процессуальный кодекс РФ, определяющий правила проведения арбитражным судом судебного процесса по делу о банкротстве.


Бесплатная юридическая консультация:

Основанием признания юридического лица банкротом является наличие у него признаков банкротства, установленное при рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве. Признаками банкротства в соответствии со ст. 3 названного Федерального закона являются в совокупности: неисполнение должником денежного обязательства и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев. При этом закон устанавливает, что при принятии и рассмотрении арбитражным судом заявления учитываются только те обязательства и обязанности, сумма требований по которым в части основного долга составляет не менее 100 тыс. рублей (п. 2 ст. 6 Закона).

Порядок ликвидации юридического лица — банкрота представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Ликвидация юридического лица, имеющего признаки несостоятельности, производится в следующем поэтапном порядке:

1) возбуждение арбитражным судом дела о банкротстве на основании поступившего в суд заявления самого должника, конкурсного кредитора (кредитора по гражданско-правовому, имеющему денежный характер обязательству), уполномоченного органа (лица, управомоченного Российской Федерацией собирать обязательные платежи — налоги и сборы; уполномоченным органом в деле о банкротстве является Федеральная налоговая служба РФ и ее подразделения в субъектах и муниципальных образованиях);

2) введение арбитражным судом в отношении должника процедуры наблюдения. В ходе осуществления данной процедуры идет подготовка дела о банкротстве к судебному разбирательству путем проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов. Также одной из задач наблюдения является обеспечение сохранности имущества должника. Выполнение задач наблюдения возлагается помимо арбитражного суда на временного управляющего, назначаемого судом;

3) проведение судебного разбирательства и принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом;

4) открытие синхронно с принятием решения о признании должника банкротом процедуры конкурсного производства в отношении должника.

Конкурсное производство является основной ликвидационной процедурой при банкротстве. Иными словами, ликвидация юридического лица, признанного банкротом, производится не в том порядке, который установлен ст. ст.ГК РФ, а путем осуществления конкурсного производства.

Основными задачами конкурсного производства, осуществляемого конкурсным управляющим, назначаемым арбитражным судом, под контролем суда и кредиторов, являются:

— выявление всех кредиторов должника, т.е. имеющих и денежные, и неденежные требования к должнику, и установление очередности удовлетворения их требований;

— формирование конкурсной массы — сосредоточение во владении должника (реально — конкурсного управляющего) имущества, принадлежащего юридическому лицу, признанному банкротом;

— реализация, как правило путем продажи конкурсной массы;

— производство расчетов с кредиторами на справедливой и соразмерной основе;

5) исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.

Очередность удовлетворения требований кредиторов юридического лица — банкрота принципиально отличается от той очередности, которая установлена ст. 64 ГК РФ.

Так, достаточно большую часть кредиторов банкрота составляют кредиторы по так называемым текущим платежам (обязательствам и обязанностям, возникшим после обращения в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом). Кроме того, в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим на осуществление этой процедуры расходуются достаточно значительные денежные средства. Все указанные платежи возмещаются за счет имущества должника вне очереди .

Нередко все денежные средства, вырученные от реализации конкурсной массы, расходуются только на выплату вознаграждения конкурсному управляющему.

При ликвидации юридического лица в общем порядке удовлетворение требований государства по обязательным платежам производится в преимущественном перед требованиями кредиторов по гражданско-правовым обязательствам порядке — в третьей очереди, при банкротстве закон обе эти категории лиц, которым банкрот должен, уравнивает — они включаются в третью (последнюю) очередь, не имея никаких преимуществ друг перед другом .

Фактически — предпоследнюю, последней является очередь кредиторов, «опоздавших» своевременно заявить свои требования и включенных в очередь, называемую очередью «за реестром».

© 2016—2017 Гражданский кодекс Российской Федерации со всеми изменениями и дополнениями. Комментарий к статьям ГК РФ.

Источник: http://stgkrf.ru/65

Кто и когда признает компанию банкротом

22.10.2013

Кто и когда признает компанию банкротом

В рыночных условиях банкротство компаний — явление нередкое. Порядок банкротства несостоятельных компаний регулируется Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Для отдельной группы предприятий банкротство проходит в особом порядке, регулируется специальными нормативными актами и в данной статье рассматриваться не будет. К этой группе относятся:

  • градообразующие организации;
  • сельскохозяйственные организации;
  • финансовые организации;
  • стратегические предприятия и организации;
  • субъекты естественных монополий;
  • застройщики.

Не всякую компанию, испытывающую финансовые трудности, можно считать банкротом. Чтобы компания официально стала банкротом, необходимо выполнение трех условий:

1. У предприятия должны быть признаки банкротства. Они определены в п.2 ст.3 Закона № 127-ФЗ как неспособность юридического лица погасить денежные требования кредиторов либо задолженность по налогам и сборам в течение трех месяцев с даты, когда долг должен быть погашен.

2. Сумма долга, не погашенного в течение трех месяцев, должна быть не менееруб. (п.2 ст.6 Закона № 127-ФЗ).

3. Должно быть вынесено решение арбитражного суда о признании компании несостоятельной (банкротом).

Таким образом, если решения арбитражного суда нет, то даже при выполнении первых двух условий компания не будет считаться банкротом.

Банкротство как механизм избавления от долгов было придумано еще в древнем Риме. На сегодняшний день в мировой практике банкротство – действенный механизм, позволяющий компании, попавшей в тяжелое финансовое положение, реструктуризировать долги и продолжить коммерческую деятельность. В Российском законе о банкротстве предусмотрены также процедуры, направленные на «реанимацию» предприятия-должника: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Однако в большинстве случаев к выздоровлению они не приводят и начинается завершающая стадия банкротства – конкурсное производство. Практика арбитражных судов показывает, что восстановить платежеспособность должника-банкрота удается лишь в редких случаях. Как следует из аналитического отчета ВАС РФ за 2008 г. <1>, в 78% случаев по результатам наблюдения суд принимал решения о признании должников несостоятельными (банкротами) и введении в отношении их процедуры конкурсного производства. Таким образом, механизм банкротства предусматривает два различных направления: первое — «лечение» должника, восстановление его платежеспособности, второе — ликвидация предприятия-должника. В России наибольшее распространение получило второе направление, так что понятие банкротства стало синонимом ликвидации предприятия с долгами.

Чем же привлекателен механизм банкротства? Прежде всего, возможностью погасить долги, не расплачиваясь с кредиторами: при ликвидации предприятия-должника все требования кредиторов считаются погашенными.

Не могут быть признаны банкротами (п.1 ст.65 ГК РФ):

  • казенные предприятия;
  • учреждения;
  • политические партии;
  • религиозные организации.

Кто может обратиться в арбитражный суд с заявлением для возбуждения дела о банкротстве?

Дело в арбитражном суде возбуждается только на основании заявления. Заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд могут направить:

  • само предприятие-должник;
  • кредиторы;
  • уполномоченные на это органы (налоговая инспекция).

Для кредиторов и налоговой инспекции инициирование дела о банкротстве должника является их правом. Для должника же инициирование дела о банкротстве в большинстве случаев является обязанностью и лишь в отдельных случаях — правом. Таким образом, в суд могут поступить одновременно три заявления: от предприятия-должника, его кредитора и от налоговой инспекции.

Закон позволяет лицу, первым направившему заявление о банкротстве, выбрать и предложить для утверждения арбитражному суду кандидатуру арбитражного управляющего. А это может нести в себе определенные выгоды.

Кто такой арбитражный управляющий?

Арбитражный управляющий является ключевой фигурой в деле о банкротстве. От него во многом зависит судьба банкрота, а также то, сколько долгов сможет получить кредитор.

Как правило, банкротство — результат недостаточно грамотного руководства компанией. Поэтому предприятию-банкроту арбитражный суд назначает управляющего, обладающего соответствующими опытом и знаниями. Этот управляющий так и называется — «арбитражный». По замыслу, арбитражный управляющий должен быть»экономическим врачом» для «заболевшего» предприятия. Однако российская арбитражная практика показывает, что чаще всего арбитражному управляющему приходится выполнять функции «похоронной команды» в стадии конкурсного производства.

В деле о банкротстве арбитражный управляющий должен соблюдать независимость и непредвзятость и действовать одновременно в интересах противоположных сторон: и банкрота, и его кредиторов.

Банкротство по инициативе должника

Банкротство по заявлению должника является легитимной и весьма эффективной процедурой ликвидации юридического лица, неспособного рассчитаться с долгами. Самой быстрой, а значит, и дешевой эта процедура будет, если подать заявление о банкротстве в период ликвидации. В отношении предприятия сразу же возбуждается завершающая стадия банкротства — конкурсное производство. Предприятие-должник ликвидируется по упрощенной процедуре банкротства. Банкротство же в процессе обычной хозяйственной деятельности — это долгий и достаточно дорогостоящий процесс, длящийся обычно несколько лет.

Закон о банкротстве устанавливает обязанность руководителей несостоятельного предприятия возбуждать в отношении собственного предприятия дело о банкротстве. Однако из-за неэффективности реабилитационных процедур этот механизмом достаточно редко используется с целью восстановления жизнеспособности предприятия. К тому же, для собственников и руководителей предприятий установлена значительная финансовая ответственность. Бизнесмены, вне зависимости от формы собственности предприятия (учредители ООО, акционеры ОАО, ЗАО), могут поплатиться личным имуществом. Произойдет это в том случае, если суд докажет: предприниматели знали, что долги компании превысили ее активы, но в течение месяца не подали заявления о банкротстве (п.1, п.2, ст.10 Закона № 127-ФЗ).

Несомненно, инициирование процедуры банкротства (в данном случае как синонима ликвидации) самим должником содержит для него явные преимущества: возможность выбора «своего» арбитражного управляющего; блокирование действий кредиторов в отношении имущества предприятия; защиту от исполнения судебных решений по взысканию долгов; возможность продолжать хозяйственную деятельность до момента ликвидации юридического лица, возможность перепродать»своим людям» наиболее интересные ликвидные активы предприятия до начала банкротных процедур.

Однако здесь и кроются наиболее опасные риски для руководителей предприятия-должника, которых необходимо защитить от обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве. Для того чтобы максимально снизить указанные риски, необходимо тщательно проанализировать такие понятия, как «преднамеренное банкротство» и «фиктивное банкротство».

Признаки преднамеренного банкротства установлены ст.196 УК РФ и представляют собой действия как прямого, так и косвенного характера, направленные на «создание или увеличение неплатежеспособности как до признания или официального объявления должника банкротом, так и в период банкротства», связанные прежде всего с получением определенных имущественных или неимущественных выгод для заинтересованных лиц.

Что касается фиктивного банкротства, в соответствии со ст.197 УК РФ это — заведомо ложное объявление должником о своей несостоятельности при наличии у него возможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме. Как правило, в этих целях должник значительно преувеличивает сумму кредиторской задолженности, опираясь на фиктивные первичные документы, увеличивающие показатели пассива баланса.

Таким образом, для руководства, подавшего заявление о своем банкротстве, существуют серьезные риски уголовного преследования. Поэтому до подачи заявления о банкротстве руководителем предприятия следует проанализировать риски обвинений в преднамеренном или фиктивном банкротстве.

Выявить признаки преднамеренного или фиктивного банкротства можно только на основании бухгалтерских документов. Недобросовестное предприятие может «потерять» документы, чтобы невозможно было определить его действительное финансовое положение, выявить умысел в действиях руководства. Поэтому в Закон о банкротстве введена следующая норма: если у предприятия отсутствуют документы бухгалтерского и налогового учета либо эти документы содержат недостоверную информацию, руководитель совместно с предприятием за свой счет погашает все долги (п.5 ст.10 Закона № 127-ФЗ).

Законом о банкротстве установлены случаи, в которых предприятие обязано обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом.

В процессе обычной хозяйственной деятельности заявление в арбитражный суд должен подать руководитель предприятия (п.1 ст.9 Закона № 127-ФЗ), если:

  • удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;
  • органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника;
  • обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника;
  • должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;
  • иные случаи, предусмотренные Законом № 127-ФЗ.

Заявление в арбитражный суд руководитель должен направить не позднее, чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.

Если предприятие находится в стадии ликвидации, роль органов управления выполняет ликвидационная комиссия. В результате инвентаризации имущества и обязательств может быть выявлено, что денежных средств и средств от продажи имущества недостаточно для расчетов с кредиторами. В этом случае предприятие должно ликвидироваться в порядке банкротства. С заявлением в арбитражный суд должна обратиться ликвидационная комиссия в течение десяти дней с момента проведения инвентаризации.

Банкротство по инициативе кредитора

Проанализируем, в каких случаях банкротство может быть инициировано кредиторами.

Обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом может не любой кредитор. Закон о банкротстве вводит понятие конкурсного кредитора, т.е. кредитора по денежным обязательствам.

Денежными обязательствами могут быть:

  • задолженность за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;
  • суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;
  • задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения;
  • задолженность, возникшая вследствие причинения вреда имуществу кредиторов.

Таким образом, покупатель, перечисливший предоплату и не получивший товар, не может инициировать процедуру банкротства. По договору поставки должник обязан поставить товар, а не уплатить деньги. Покупателю сначала нужно будет превратить обязательство поставщика в денежное. Это возможно в случае расторжения договора, новации долга и т.д.

В сумму денежного требования для инициирования банкротства не включаются неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды.

Для конкурсных кредиторов Закон о банкротстве также устанавливает ограничения в праве на обращение в суд:

  • с даты возникновения долга должно пройти три месяца;
  • размер долга должен быть не менеерублей;
  • долг должен быть подтвержден вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции, арбитражного суда или третейского суда.

Как же быть кредитору, чьи требования составляют менее ста тысяч? Следует найти товарищей «по несчастью», объединить с ними свои требования и подать совместное заявление в суд. Такое заявление подписывается конкурсными кредиторами, объединившими свои требования (п.5 ст.39 Закона № 127-ФЗ).

Кредиторы, подавая заявление о признании должника банкротом, несут риск дополнительных расходов: если у должника недостаточно средств, то на них могут лечь судебные расходы и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в силу п.3 ст.59 Закона о банкротстве. Если такое неприятное событие все же произошло, то кредитор-заявитель может попытаться вернуть понесенные расходы. При продолжении дела о банкротстве должника выплаты, осуществленные заявителем в счет погашения таких расходов, компенсируются при погашении требований кредиторов по текущим платежам в порядке удовлетворения требований кредиторов той очереди, к которой относились осуществленные заявителем выплаты.

Как мы уже говорили, банкротство не является действенным механизмом взыскания долгов. Это обусловлено двумя причинами: к моменту банкротства с предприятия-должника, как правило, уже нечего взять; при этом финансировать процедуру банкротства вынужден кредитор.

Поэтому в России банкротство по инициативе кредиторов интересно последним в большей степени как возможность покупки предприятия по бросовым ценам. Банкротство зачастую используется как один из механизмов рейдерского захвата. По некоторым экспертным оценкам, ущерб от рейдерства для экономики страны достигает от 20 до 50 млрд. долларов ежегодно <2>, а прибыль от бизнеса по захвату предприятий составляет от 100 до 500% вложенных средств <3>.

С 1 октября 2011 г. в Налоговый кодекс РФ (п. 4.1 ст. 161 НК РФ) введено правило, согласно которому покупатели (за исключением физлиц) имущества и имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ банкротами, являются агентами по НДС. Они должны исчислить налог расчетным методом, удержать полученную сумму из выплачиваемых доходов и перечислить ее в бюджет.

До этой даты налоговыми агентами являлись уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества органы, организации или предприниматели (п. 4 ст. 161 НК РФ).

Однако не все так просто.

В соответствии с п.3 ст.65 ГК РФ очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается законом о несостоятельности (банкротстве). Требование об уплате НДС согласно абз.5 п.2 ст.134 Закона №127-ФЗ относится кчетвертой очереди текущих требований. При этом у должника вполне могут быть более приоритетные требования, о чем покупатель имущества банкрота и не знает.

В свете этого возникает вопрос: должен ли покупатель имущества должника, признанного банкротом, исполнять обязанности налогового агента по НДС?

По данному вопросу существует две точки зрения.

Согласно официальной позиции, выраженной Минфином России (письма от 11.02.13 №/3393, от 17.01.12 №/04, 17.01.12 №/04, от 28.12.12 №/119), покупатель имущества должника, признанного банкротом, является налоговым агентом по НДС . Это не нарушает прав соответствующих налогоплательщиков-должников и их кредиторов. ФНС России высказывает аналогичную точку зрения (письмо ФНС РФ от 17.01.13 № ЕД-3-3/96@). Некоторые суды поддерживают проверяющих и также указывают, что удержание НДС является обязательным (постановление ФАС Московского округа от 28.01.13 по делу № А/).

В то же время противоположную позицию занял Высший арбитражный суд. Так, в постановлении Пленума ВАС РФ от 25.01.13 №11 суд указал, что цена, по которой имущество должника-банкрота (в том числе предмет залога) реализовано, должна полностью (без удержания НДС) перечисляться покупателем должнику или организатору торгов , а также организатором торгов — должнику. Должник самостоятельно как налогоплательщик исчисляет НДС по итогам налогового периода и уплачивает его в установленные сроки с учетом того, что требование об уплате налога относится к четвертой очереди текущих требований.

Банкротство по инициативе уполномоченного органа

ФНС России уполномочена представлять интересы государства в делах о банкротстве (постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»).

В случае неисполнения должником требований ФНС России принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом:

  • не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа;
  • в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам, о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией.
В данном случае можно говорить о приоритете защиты интересов государства по отношению к интересам частных субъектов. Конкурсный кредитор должен сначала получить судебное решение, тогда как налоговой службе достаточно самостоятельно вынести решение о взыскании задолженности. Таким образом, налоговая служба получает право занять в реестре кредиторов более выгодное положение, чем конкурсные кредиторы. В то же время, срок для обращения в арбитражный суд налоговой службой существенно меньше, чем у конкурсных кредиторов.

Для инициирования банкротства налоговым органом размер задолженности предприятия по налогам должен составлять не менее ста тысяч рублей.

С налоговой можно «договориться»

В последние годы преобладающее количество дел о банкротстве было инициировано налоговой службой. Однако фискальные органы поняли, что через банкротство неплательщиков налогов пополнить бюджет вряд ли удастся. В настоящее время государство не намерено банкротить всех налогоплательщиков, испытывающих финансовые трудности. Налоговый кодекс Российской Федерации позволяет получить отсрочку или рассрочку по уплате налога сроком до одного года. Основанием для получения отсрочки может быть угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) налогоплательщика в случае единовременной уплаты им налога (пп.3 п.2 ст.64 НК РФ). В налоговую инспекцию нужно будет подать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога с указанием оснований (п.5 ст.64 НК РФ).

<2> См.: Мирзоев Б., Полысалова Ф. Антирейдерские поправки: надежный заслон или паркур для рейдеров? // Адвокатские вести. 2009. N 11–12. С. 18.

<3> См.: Астахов П.А. Противодействие рейдерским захватам. М.: Эксмо, 2007. С. 6, 7.

Оставить комментарий

Вы можете оставить свой комментарий. Для этого необходимо заполнить приведенную ниже форму. Поля, отмеченные звездочками, обязательны для заполнения.

23-29 января 2018 года, Челябинск и города области

Консультационный семинар и вебинар:

Источник: http://www.ural-audit.ru/press_center/publikacii-specialistov_/pravo_/bankrot/