Рейтинг стран мира по уровню слабости


Бесплатная юридическая консультация:

Информация об исследовании и его результаты

Информация об исследовании

Индекс несостоятельности государств мира (Failed States Index) — это комплексный показатель, характеризующий способность (и неспособность) властей той или иной страны контролировать целостность своей территории, политическую, экономическую, социальную и демографическую ситуацию в стране, а также устойчивость её государственных институтов.

Оглавление:

В 2014 году переименован в Индекс слабости государств (The Fragile States Index).

Исследование и сопровождающий его рейтинг выпускается ежегодно независимой общественной организацией The Fund for Peace (специализируется на изучении причин и условий, вызывающих войны, и предпринимает усилия по их предотвращению) совместно с политологическим журналом Foreign Policy. Индекс слабости государств позиционируется как сравнительный инструмент для оценки риска и прогнозирования внутригосударственных конфликтов. Разработан в 2005 году под руководством президента The Fund for Peace, политолога и международного эксперта в области конфликтологии Полин Бейкер (Pauline H. Baker). Предполагается, что Индекс должен использоваться государствами для анализа проблемных моментов в их политике, раннего предупреждения конфликтов на своей территории и может помочь нестабильным странам в разработке стратегий, которые могли бы уменьшить вероятность возникновения конфликтов. Помимо оценки риска и прогнозирования конфликтов, авторы исследования подчёркивают его способность провоцировать дискуссии, особенно в тех странах, которые имеют высокий рейтинг по Индексу.

В настоящее время не существует универсального определения «несостоятельное», «недееспособное» или «слабое» государство. В общем случае данное определение служит для обозначения как государств, находящихся в нестабильном, или «пограничном», состоянии, то есть балансирующих на грани экономического и политического кризиса, так и государств, продолжительное время пребывающих в состоянии деградации. Большинство исследователей придерживаются мнения, согласно которому государство можно назвать «несостоятельным», если оно не в состоянии выполнять свои основные функции, а также не имеет эффективного контроля над своей территорией и границами. Такое государство не может воспроизводить условия для своего существования, хотя некоторые элементы государства и его отдельные институты могут продолжать своё существование. Термин «несостоятельное государство», а в последнее время «слабое государство», широко используется политическими комментаторами и журналистами, которые часто придают ему оценочный, а во многих случаях и субъективный, характер, что создаёт дополнительные противоречия. Для того, чтобы сделать определение более точным, организацией The Fund for Peace предложены следующие ключевые признаки «несостоятельного», или «слабого» государства:

  1. Потеря физического контроля над своей территорией, либо государственной монополии на законное использование физической силы на своей территории.
  2. Неспособность легитимной государственной власти обеспечить процесс принятия коллективных решений.
  3. Неспособность легитимной государственной власти обеспечить элементарные общественные услуги.
  4. Неспособность взаимодействовать с другими государствами в качестве полноправного члена международного сообщества.

При составлении Индекса эксперты в течение года анализируют страны мира и связанные с ними информационные потоки с помощью специального системного инструмента оценки конфликтов (Conflict Assessment System Tool). Анализ проводится на основании 12 критериев — так называемых «индикаторов уязвимости» государства, которые объединены в три группы: социальные, экономические и политические:


Бесплатная юридическая консультация:

1. Социальные показатели:
  1. Уровень демографического давления.
  2. Уровень миграции беженцев и/или перемещённых лиц.
  3. Наличие недовольных и мстительно настроенных групп.
  4. Устойчивая и перманентная эмиграция из страны.
2. Экономические показатели:
  1. Неравномерность экономического развития.
  2. Уровень экономической нестабильности.
3. Политические показатели:
  1. Уровень делегитимизации и криминализации государственных структур.
  2. Наличие и качество общественных услуг.
  3. Уровень нарушений прав человека.
  4. Уровень влияния аппарата государственной безопасности в качестве «государства в государстве».
  5. Уровень влияния групповых и/или клановых элит.
  6. Степень вмешательства других государств или внешних политических субъектов.

Для общей оценки состояния страны эксперты подвергают анализу способность пяти ключевых государственных институтов — политического руководства, армии, правоохранительной системы, судебной системы и гражданских служб — обеспечить безопасность государства и его граждан. В течение года анализируются многочисленные информационные потоки из открытых источников и подсчитывается количество негативных и позитивных оценок по всем индикаторам. Затем эксперты анализируют всю совокупность информации для каждой страны и рассчитывают итоговый Индекс по шкале от 0 (наивысшая степень стабильности — максимально низкие риски и угрозы) до 10 (наименьшая степень стабильности — максимально высокие риски и угрозы) с использованием десятых долей. Общий результат — сумма всех индикаторов (максимальная — 120 баллов) становится определяющей при составлении рейтинга.

Все государства в рейтинге распределены на четыре цветовые группы:

  1. Красный цвет — государства с высоким уровнем нестабильности (критический уровень рисков).
  2. Оранжевый цвет — государства с уровнем стабильности ниже среднего (опасный уровень рисков).
  3. Жёлтый цвет — государства с уровнем стабильности выше среднего (низкий уровень рисков).
  4. Зелёный цвет — государства с высоким уровнем стабильности (отсутствие рисков).

В первом издании Индекса в 2005 году была дана оценка 75 государствам, с 2007 года Индекс измеряется для 178 стран. В перспективе исследование должно охватить все страны мира. При этом, в Индекс включаются только суверенные государства — их перечень определяется членством в Организации Объединённых Наций (ООН). Ряд территорий, политический статус которых не является окончательным, в Индекс не включены, хотя некоторые из них признаны в качестве суверенных государств со стороны отдельных стран (например, Тайвань, Косово, Северный Кипр, Западная Сахара). Подробное описание методологии формирования Индекса и источников данных исследования приводится в ежегодном докладе по результатам очередного сравнительного исследования.

Результаты исследования

Эта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран мира, упорядоченных по Индексу слабости государства. В 2017 году исследование охватывает 178 государств.

Рейтинг слабости стран мира

125171, Москва, Ленинградское шоссе, дом 18, офис 815

Источник: http://gtmarket.ru/ratings/failed-states-index/info


Бесплатная юридическая консультация:

Фиаско государства

Фиаско (провалы, изъяны, несостоятельность) государства — неспособность обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости.

Содержание

История создания [ | ]

В 1978 году декан [en] Чарльз Вульф в своей статье «Теория нерыночных провалов: основы анализа имплементации» [1] предложил «теорию нерыночного провала», развив в 1988 году её в своей книге «Рынки или государство» [2] . Позднее стали чаще употреблять термин «провалы государства» [3] .

Определение [ | ]

Фиаско государства — неспособность государства обеспечить аллокационную эффективность и соответствие политики распределения принятым в обществе представлениям о справедливости [4] .

Типология провалов государства [ | ]

Якобсон Л.И. выделяет четыре группы факторов, негативно влияющих на эффективность аллокации ресурсов государством [4] :

  • неполнота информации — ограниченность доступной информации;
  • асимметричность информации — ограниченность контроля над государственным аппаратом, когда информированные бюрократы отстаивают собственные интересы в ущерб интересам менее информированных субъектов ( [en] );
  • неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов, возникновение легальной монополии;
  • несовершенство политического процесса, когда проявляется несоответствие между общественными выгодами/издержками и индивидуальными выгодами/издержками.

Чарльз Вульф в 1988 году дополняет и отмечает, что существует три типа провала государства [5] :


Бесплатная юридическая консультация:

  • разрыв связи между затратами и выручкой, что может стимулировать X-неэффективность;
  • собственные цели организации, что может приводить к проблеме принципал-агент;
  • побочные эффекты, когда вмешательство может порождать непредвиденные побочные эффекты.

Причины несостоятельности государственного сектора [ | ]

К.Р. Макконнелл и С.Л. Брю отмечают причины проявления неэффективности государственного сектора [6] :

  • эффект особых интересов — принятия государственных решений и распределение ресурсов в экономике государственным органом в интересах небольших групп в ущерб интересам общества в целом;
  • поиск ренты — стремление добиться с помощью государственных органов передачи дохода (ресурсов) за счёт общества или третьих лиц;
  • явные выгоды и скрытые издержки — политики будут стараться поддерживать проекты с немедленными ощутимыми выгодами с целью переизбрания в текущем периоде, а также проекты, издержки которых скрыты или отложены благодаря дефицитному финансированию;
  • ограничение и отсутствие выбора — избиратели голосуют за пакет программ при существующей потребности только в чём-то одном, на лицо неэффективное перераспределение и производство государственных услуг и товаров;
  • неэффективная бюрократия — у государственных служащих меньше стимулов работать эффективно, чем у тех, кто работает в частных фирмах.

Источник: http://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9D%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0

Суверенитет, ответственность и несостоятельность государства.

Обязанностью каждого государств является обеспечение политических благ, таких как: национальная безопасность, организации управления и власти, верховенство закона и правопорядок, экономическая эффективность, здоровье и образование населения, а также создание и модернизация инфраструктуры (транспорт и связь). Государство является несостоявшимися если не способно или не желает выполнять эти функции. Одна из проблем в отношениях с несостоявшимся государством заключается в точном определении, что конкретно они из себя представляют. Государственная несостоятельность не должна ограничиваться случаями полного распада государства в ходе гражданской войны или анархии, но также должна рассматриваться как процесс деградации государства, выражающийся в неспособности выполнять свои обязанности. Принимая во внимание это положение, можно представить несостоятельность государства как спектр, варьирующийся от ослабленных или слабых государств через несостоявшиеся государства до распавшихся государств. В таком случае в качестве несостоявшихся можно считать те государства, которые отвечают определенному набору критерий, а те, которые удовлетворяют только некоторыми из необходимых условий, классифицировать как слабые. Распавшиеся государства – это экстремальный случай несостоявшихся государств, характеризующиеся абсолютным вакуумом политической власти. С учетом оценки исполнения государством своих обязанностей, может быть разработана модель, позволяющая дать определение и классифицировать государства как слабые или несостоявшиеся для того, чтобы международное сообщество могло установить, какие государства больше не могут выполнять свои суверенные обязательства и нуждаются в поддержке или внешнем вмешательстве.

Тем не менее, вопрос о государственной несостоятельности и возможности внешнего вмешательства ставит важнейший вопрос: какой эффект может оказать несостоятельность государства на его суверенитет? Суверенитет прежде всего право или ответственность? Традиционное представление о «суверенитете как праве», получило всеобщее признание после заключения Вестфальского договора 1648 года, закрепившего положение, что внутренние дела государства являются его собственным делом и другие государства не должны вмешиваться, если оно не угрожает их безопасности, и не нарушает договоры или обязательства перед союзниками. Нагляднее всего это выразил государственный секретарь США Роберт Лансинг, сказавший, что «сущность суверенитета – отсутствие ответственности». Отражая мнение своего времени, он считал, что лидеры суверенных государств должны быть защищены от судебного преследования, и США могут только судить только тех, чьи преступления были совершены против американских граждан или их имущества.

С другой стороны, идея «суверенитета как ответственности» требует, чтобы государства предоставляли соответствующий набор политических благ, с целью обеспечения защиты и благополучия своих граждан. Если они отказываются от внешней помощи, международное сообщество должно как-то реагировать. Таким образом можно предположить, что государственный суверенитет включает две составляющие: внутреннюю составляющую, которой характеризуется государство и его отношения со своими гражданами, и внешняя составляющая, которой характеризуются взаимоотношения между государствами.

Есть много других концепций государственного суверенитета расположенных между этими двумя крайними вариантами. Оригинальный подход к толкованию государственного суверенитета предложили датские политологи Х.-Х. Хольм и Г. Соренсен – рассматривать его в трех аспектах: отрицательный (формальное признание государства другими государствами в рамках международного права и возможность в определенной степени реально властвовать на своей территории); положительный (способность государства полностью распоряжаться собой и обеспечивать своим гражданам необходимый для существование уровень благосостояния) и операционный или квази-государства (предусматривает ограничение суверенитета с помощью заключения международных договоров в обмен на участие в принятии решений другими государствами). Если отрицательный суверенитет является абсолютным условием для государства, то положительный и операционный суверенитет – это непостоянные эволюционирующие характеристики.


Бесплатная юридическая консультация:

Афганистан и Сомали демонстрируют опасность игнорирования слабости или несостоятельности государств. Обе страны стали базами и кузницами кадров различных террористических организаций. Перед международным сообществом все настойчивее ставится вопрос, какая должна быть реакция на возникающие вызовы, а также заключение соответствующих соглашению о сущности проблемы и дана экспертная оценка поставленных целей. Принятие международным сообществом доктрины «ответственного государства» облегчит создание методики для определения стран, которым необходима помощь.

Одной из первых проблем в отношениях с несостоявшимися государствами – дать однозначное определение, что они собой представляют. Учеными правоведами, проводящими исследования в данной области, были предложены несколько определений подобных следующим:

  • Несостоявшиеся государства характеризуются глубокими внутренними противоречиями, обострением социального напряжения, жестким противостоянием враждующих между собой группировок (Robert I Rothberg, «The New Nature of Nation-State Failure.»);
  • Несостоявшиеся государства – государства, которые либо не в состоянии либо не желают обеспечить минимальные цивилизованные условия жизни: стабильность, порядок, безопасность и т. д. (Robert H. Jackson. «Surrogate Sovereignty? Great Power Responsibility and Failed States»);
  • Несостоявшиеся государства определяется с позиции прекращения фактического исполнения соответствующих правительственных функций международно-признанным государством (Hans -Joachim Spanger. «Failed State or Failed Concept? Objections and Suggestions»);
  • Список несостоявшихся государств может быть расширен, если в него включать государства, которые сталкиваются с серьезными внутренними проблемами, угрожающими их целостности, или значительными внутренними противоречиями, подрывающими политический правопорядок (William J. Olson, «The New World Disorder: Governability and Development.»);
  • Несостоятельность государства также характеризуется социальными и культурными показателями развития, такими как ограничения свободы получения информации, подчиненным положением женщин, неспособностью власти принять на себя персональную или коллективную ответственность, преобладание нетрадиционных религиозных культов, низкое качество образования и низкий престиж трудовой деятельности (Peters, Ralph. «Seven Signs of Non-Competitive States.»)

Лишь немногие из существующих в мире государств можно атрибутировать как не состоявшиеся, но существуют десятки слабых государств, представляющиеся вероятными кандидатами. Все они в целом разделяют некоторые из следующих негативных характеристик: высокий уровень криминального и политического насилия; потеря контроля над своими границами; обострение этнических, религиозных, языковых или культурных противоречий, перетекающих в вооруженные столкновения; низким качеством коммуникаций и транспортной инфраструктуры; слабой экономикой и снижением уровня ВВП на душу населения; высоким уровнем коррупции; плохой системой здравоохранения с высоким уровнем младенческой смертности и низким уровнем продолжительности жизни; ограниченной возможностью образования; и деградацией окружающей среды.

Доктрина государственной ответственности в данном контексте относится к ответственности суверенного государства по предоставлению широкого набора политических благ своим гражданам. Наиболее важной функцией государства является обеспечение безопасности. Это означает создание обстановки мира, безопасности и стабильности на соответствующей территории, а также развитие легальных и эффективных служб безопасности и правопорядка. В частности, в обязанности государства входит охрана границ для предотвращения трансграничных вторжений и потери территории; пресечение и устранение внутренних угроз или вызовов общественному порядку; предотвращение преступлений; и предоставление гражданам возможности самостоятельно отстаивать свои права и интересы в суде. Следующей функцией государства является создание дееспособных политико-административных систем и государственной службы, институционализация открытого участия гражданского общества в делах государства, формировании правительства и политической власти. К социальным и экономическим функциям государства можно отнести организация здравоохранения и медицинской службы; развитие науки, культуры, образования; создание и модернизация инфраструктуры – автомобильных и железных дорог, морских и воздушных портов и т. д.; гарантирование устойчивости финансовой и денежной систем; формировании необходимых условий для устойчивого развития экономических отношений и предпринимательской деятельности.

Необходимо создать модель, основанную на количественных показателях, которая позволяла бы квалифицировать государства как сильные, слабые или несостоявшиеся и определить их положение на континууме несостоятельности. Несмотря на то, что показатели развития часто неполные и ненадежны в слабых или несостоявшихся государствах, можно разработать модель с использованием показателей сгруппированных по следующим категориям: управление, коррупция, экономика и социальное благополучие. Некоторые государства могут утверждать, что эти категории государственной ответственности, по сути имеющие западное происхождение, не могут применяться к ситуации в их стране.


Бесплатная юридическая консультация:

Тем не менее, данные государственные обязанности следует рассматривать в более широком контексте общепринятых стандартов в области прав человека, закрепленных множеством международных договоров. Устав ООН, включающий в себя международные политические и моральные принципы, в статье IX призывает к повышению уровня жизни, условиям экономического и социального прогресса и развития, всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод. Всеобщая декларация прав человека стала первым универсальным международно-правовым актом, в котором государства мирового сообщества согласовали, систематизировали и провозгласили основные неотъемлемые права и свободы, которые должны быть предоставлены каждому человеку на Земле. Последующее Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах дополнительно закрепляют идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданскими и политическими правами. Именно опираясь на эти уставы, пакты и другие международные договоры, закладывается фундамент ответственности государства перед своими гражданами.

Институт Всемирного банка определил государственное управление как осуществление власти через формальные и неформальные традиции и институты для общего блага, которая включает:

  • процесс выбора, контроля и смены правительства;
  • способность правительства разрабатывать и реализовывать разумную политику и предоставлять государственные услуги;
  • уважение граждан и государства к институтам, регулирующим экономические и социальные взаимодействия между ними.

Для оценки и анализа Всемирным банком приведенные выше показатели разделяются на шесть индексов, отражающих ключевые параметры государственного управления:

  1. право голоса и подотчетность обществу (готовность правительства к внешней подотчетности через механизмы обратной связи с гражданами, демократические институты и конкурентную прессу);
  2. политическая стабильность и отсутствие насилия, преступности и терроризма;
  3. эффективность государственного управления (включая качество процесса выработки политики, уровень бюрократии и предоставление государственных услуг);
  4. бремя административного давления;
  5. верховенство закона (защита прав собственности, независимость судебной власти и т. п.);
  6. противодействие коррупции.
По каждому из шести показателей проводится балльная оценка на основе измерения данных из большого числа вторичных источников, а также целевых обследований и измерений восприятия, проводимых компаниями, занимающимися оценкой рисков, агентствами по изучению общественного мнения.

Экономические показатели выбраны для количественной оценки открытости экономики государства, возможности граждан свободно заниматься приносящей доход деятельностью и наличия современной инфраструктуры, которая позволяет государству конкурировать в условиях глобализации экономики. Показатели:

  • кредитный рейтинг страны;
  • открытость торговли (импорт/экспорт в % от ВВП);
  • инфляция, дефлятор ВВП (% в год);
  • ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС);
  • индекс экологической устойчивости.

Обеспечение здоровья населения и медицинское обслуживание, а также образование являются основными показателями социального благосостояние граждан государства. Следующие индикаторы позволяют оценить эти показатели:


Бесплатная юридическая консультация:

  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • общие расходы на здравоохранение как % от ВВП;
  • иммунизации против кори (% детей в возрасте до 12 месяцев);
  • общий объем расходов на образование как % ВВП;
  • показатель неграмотности среди взрослого населения в возрасте от 15 лет.

Эти данные позволяют расставить страны на континууме государственной силы по трем основных категориям, относящихся к обязанностям государства. Сильные государства могут контролировать свои территории и предоставлять своим гражданам политические блага качественно и в полном объеме. Слабые государства, включая широкий спектр государств, которые фактически являются слабыми из-за неудачного географического положения, сложных физических условий или фундаментальных экономических проблем, потенциально сильные, но временно ослабевшие из-за внутренних противоречий, плохого управления, деспотизм или внешней агрессии. Несостоявшиеся государства, не исполняющие свои функции в достаточном объеме, также, как правило, характеризующиеся внутренней напряженностью, обострением противоречий и риском гражданских беспорядков.

Источник: http://interlaws.ru/%D1%81%D1%83%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82-%D0%BE%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B8-%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%BE%D1%81/

Несостоятельность государства

и не каждая несостоятельная страна несчастлива по-своему

Функциональная несостоятельность случается, когда государство не исполняет свои основные функции. Как раз то, о чем говорил Витте: не обеспечивает материальное и моральное благополучие граждан. В этом случае государство продолжает существовать и может даже добиваться своих целей. Просто эти цели не совпадают с ожиданиями жителей. Например, Северная Корея добивается целей, которые ставит перед собой ее руководство. Только вряд ли Тэпходон-2 (северокорейская ядерная ракета с максимальной дальностью поражениякм) — это первоочередное ожидание ее граждан.

В качестве несостоятельных государств отобраны все страны, набравшие более 100 баллов, а в качестве наиболее состоятельных — страны с результатом менее 30 баллов в Индексе хрупкости государств (FSI).

Бесплатная юридическая консультация:

В целом все экономические и политические институты можно разделить на инклюзивные институты (институты открытого доступа) и институты извлечения ренты (институты ограниченного доступа).

Инклюзивный или рентоориентированнный характер доминирующих институтов отражает политический порядок, существующий в государстве. Демократические страны характеризуются инклюзивными институтами, а недемократические страны — институтами ограниченного доступа.

В качестве несостоятельных государств отобраны все страны, набравшие более 90 баллов, а в качестве наиболее состоятельных — страны с результатом менее 40 баллов в Индексе хрупкости государств (FSI).

Страны с демократическими институтами, которые можно считать синонимом инклюзивных институтов, должны сталкиваться с меньшим недовольством со стороны своего населения. Это связано с тем, что эти институты позволяют отразить предпочтения большинства групп и дают гражданам возможность повлиять на проводимую государством политику. Широкие группы населения с помощью инклюзивных политических институтов могут транслировать свои ожидания правительству и сменять его в рамках формальных процедур, если оно их не устраивает. Однако работает это только для полных демократий, где к минимуму сведены проявления авторитарных черт.

Влияние этого фактора на несостоятельность государства неоднозначно.


Бесплатная юридическая консультация:

С одной стороны рента от продажи ресурсов создает государству дополнительный доход, который может использоваться для повышения качества предоставляемых услуг и благосостояния жителей. Это снижает количество недовольных и повышает легитимность государства в сознании граждан. В ситуации, когда государство не использует ренту для постоянного улучшения благосостояние граждан, оно все равно может использовать ее для подкупа лояльности населения в критические моменты. Например, Саудовская Аравия инвестировала в социальные программы в сфере образования и здравоохранения, чтобы сдержать волнения во время «Арабской весны» [Moyo, 2012. P. 57]. Сверхдоходы от продажи ресурсов также могут повышать стабильность государства за счет финансирования аппарата принуждения, который выявляет и устраняет несогласных.

C другой стороны «ресурсное проклятие» часто становится причиной дисбаланса в экономике страны. Также у богатых ресурсами государств ниже необходимость беспокоиться о том, что ожидают от них граждане, ведь их доход не зависит от налогоплательщиков, как это происходит в других странах. Это подрывает достоверность общественного договора [Moyo, 2012. P. 56]. Граждане могут перестать считать такое государство легитимным. К тому же наличие ресурсов, генерирующих ренту, создает для различных групп соблазн захватить над ними власть, чтобы забрать ренту себе.

Экономисты Центра изучения Африканских экономик при университете Оксфорда Пол Коллер и Анке Хеффлер в своем исследовании «Жадность и Недовольство в Гражданских Войнах» [Collier, Hoeffler, 2004] показали, что экспорт природных ресурсов повышает риск возникновения внутренних вооруженных конфликтов в стране. Повстанцы могут использовать ресурсную ренту для финансирования своих военных расходов. Также доступ к природным ресурсам является одной из целей участия в конфликте, так как рента от этих ресурсов — награда для победившей стороны. Согласно результатам исследования упомянутый выше дисбаланс экономики (ее низкая диверсифицированность) повышает риск начала гражданской войны. В странах, сильно зависящих от экспорта одного или двух видов природных ресурсов (таких как нефть или какао), вероятность начала гражданской войны в 5 раз выше, чем в странах с диверсифицированной экономикой.

Доля ренты от природных ресурсов в ВВП складывается из суммы доходов от нефти, природного газа, угля, полезных ископаемых и леса.

Доля ренты от природных ресурсов в ВВП складывается из суммы доходов от нефти, природного газа, угля, полезных ископаемых и леса.

ggg

Доля ренты от природных ресурсов в ВВП складывается из суммы доходов от нефти, природного газа, угля, полезных ископаемых и леса. Рента от продажи нефти рассчитана как разница между стоимостью сырой нефти на мировом рынке и себестоимостью ее добычи.

Сильная дифференциация общества по доходам приводит к росту социальной напряженности. Выделение групп сверхбогатых и, наоборот, крайне бедных людей создает недовольство последних сложившейся ситуацией. В теории результатом такой ситуации становится несостоятельность государства в сознании его граждан. Однако эмпирические данные, приведенные на Диаграмме 5, не подтверждают строгой зависимости между неравенство в обществе и уровнем несостоятельности. Самым состоятельным странам мира действительно соответствует наименьшая дифференциация по доходам. Однако большинство государств попадает в группу со средней степенью неравенства распределения доходов, не зависимо от их показателя Индекса хрупкости государств (FSI).

Распределение стран по группам в соотвествии с уровнем неравенства в распределении доходов основывается на показателе коэффициента Джини. Коэффициент Джини (Gini) показывает степень расслоения общества по доходу, принимает значение от 0 до 100, где 0 — это минимальное расслоение, а 100 — максимальное. Низкая степень неравенства — если Джини принимает значение меньше 30, средняя — от 30 до 45, высокая — от 45 до 60 и очень высокая — выше 60.

Источник: Fragile States Index, The Fund for Peace, 2013; Alesina A., Devleeschauwer A., Easterly W., Kurlat S., Wacziarg R., (2003), Fractionalization, Journal of economic Growth, June 2003, Volume 8, Issue 2. P. 155−194.

Источник: Fragile States Index, The Fund for Peace, 2006; Lars-Erik Cederman, Brian Min, and Andreas Wimmer, (2009), Ethnic Politics and Armed Conflict: A Configurational Analysis of a New Global Data Set, American Sociological review, Vol. 74, April, Pp. 316−337); Референдум о независимости Каталонии (2017), Wikipedia, The Free Encyclopedia


Бесплатная юридическая консультация:

2010 Haiti Earthquake, Wikipedia, The Free Encyclopedia

Источник: http://statefailure.tilda.ws/

Несостоятельность государства

Несостоятельность государства и рынка общественные товары,. ..  [c.657]

Провалы государства изучены экономической теорией хуже, чем провалы рынка. Однако основные причины несостоятельности государства известны и в основном уже названы в предыдущих разделах лекции. Общественный сектор функционирует в условиях рационального неведения избирателей. Специфические интересы государственного аппарата порождают тенденцию к расточительности. Коллективный выбор не всегда приводит к устойчивым результатам.  [c.430]

Источник: http://economy-ru.info/info/179538/


Бесплатная юридическая консультация:

Раздел VII. Несостоятельность рынка и государственное регулирование.

«Для демократии характерно

периодически возникающее подозрение:

действительно ли более чем половина

людей права более половины времени».

Случаи несостоятельности рынка («ошибки рынка»). Понятие государства в экономической теории. Несостоятельность государства («ошибки государства»).


Бесплатная юридическая консультация:

Государственный механизм и принятие общественных решений. Экономическая теория политики.

Несостоятельность рынка. Рынок всемогущ там, где деньги ясно и полно выражают интересы тех, кто прямо получает выгоды от обмена. Только в этом случае рыночное равновесие означает и наилучшую ситуацию для общества в целом. К сожалению, это далеко не всегда так.

Когда экономисты говорят о функционировании рынка, они имеют в виду, то, насколько эффективно рынки справляются со своей задачей обеспечения организации использования ограниченных ресурсов на взаимовыгодной основе. В идеальном случае рынки могут сделать возможным любой обмен, который является взаимовыгодным для обеих сторон. Предположим, что мы ведем речь о рынке пшеницы. Торговля выгодна для производителей в том случае, если цена, которую они получают за пшеницу, покрывает, по крайней мере, альтернативную стоимость ее производства. Торговля выгодна для потребителей, если удовлетворение, которое они получают от приобретения пшеницы, по крайней мере, так же велико, как удовлетворение, которое они получили бы, потратив те же деньги на следующий по привлекательности проект (например, на строительство бассейна). Если существует цена, которая делает торговлю выгодной и для потребителей и для производителей, тогда ведение торговли будет эффективным, ввиду того, что в результате торговой сделки, по крайней мере, одна из сторон будет в выигрыше и ни одна не проиграет. На основании игры спроса и предложения, как правило, выигрывают обе стороны. Таков идеальный механизм рынка, который Адам Смит именовал «невидимой рукой». Но, как это не прискорбно, он работает эффективно не во всех случаях.

Даже самые активные сторонники рыночной экономики признают, что рынки далеко не всегда функционируют безупречно. Такие ситуации на рынках получили название случаев несостоятельности рынка или “ошибок рынка”.

Несостоятельность рынка (ошибки рынка) представляет собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.


Бесплатная юридическая консультация:

К числу основных случаев несостоятельности рынка относят:

монополии и другие случаи недостаточной конкуренции,

обмен в условиях несовершенной информации.

В этих ситуациях в работе рынка происходят сбои, приводящие к неэффективному распределению ресурсов.

Государство по тем или иным причинам присутствует на всех рынках товаров и услуг. Хотя бы путем взимания налогов. В случаях несостоятельности рынка вмешательство государства в процессы функционирования рынка даже сторонники полной свободы предпринимательства считают необходимым. Что происходит в этом случае? Почему государство это делает? Всегда ли оно достигает нужного эффекта? Что нужно оставить рынку, а какие задачи должно решать государство? На этот вопрос трудно ответить, пока мы не определили, что понимается под рынком и государством. Если понятие рынка нам уже известно, то с государством, как его понимают современные экономисты, еще предстоит познакомиться.


Бесплатная юридическая консультация:

Экономическая наука государством называет совокупность государственных институтов, то есть организаций, законов и правил государственного регулирования.

Основное, что довольно легко усваивается у нас в России — это то, что все принадлежащее государству управляется чиновниками. Они тоже люди, со всеми их положительными и отрицательными чертами. Депутат думы или министр, заявляющий, что все его помыслы и действия направлены общественным интересом, в действительности в лучшем случае руководствуется своим личным представлением об общественном благе. Но его представления и действительные общественные предпочтения, если бы их кто-либо знал, это «две большие разницы”. Политические деятели, быть может, меньше, чем руководители частных фирм, заинтересованы в максимизации своего дохода, но почти наверняка они больше заинтересованы в приобретении престижа и власти. Рынок часто называют конкурентным, как бы имея в виду, что сфера общественных интересов неконкурентна. Как бы не так. Здесь конкуренция не менее острая, но правила игры иные.

Иногда рынки работают не идеально по причине неэффективного государственного вмешательства. В таких случаях говорят об «ошибках государства«, которые не нужно путать с обычной некомпетентностью.

Несостоятельность государства («ошибки государства») представляет собой ситуацию, при которой государство оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.

В настоящем разделе мы рассмотрим объекты общественных и государственных забот (что в общем случае не одно и то же) на микроуровне и рекомендуемые решения, а затем общие подходы достижения этих решений.


Бесплатная юридическая консультация:

Некоторые вопросы уже были рассмотрены ранее. Проблемы недостаточной конкуренции — это в основном проблема монополий, хотя и иные ситуации рыночной власти могут потребовать вмешательства со стороны государства. Соответствующие вопросы были рассмотрены в разделе 4. Обмен в условиях несовершенной информации частично анализировался в главе 6. Все, что на нашем уровне представления материала нужно знать по этому вопросу, — это то, что государство должно содействовать информационной открытости на товарных рынках взвешивая маржинальные общественные выгоды и затраты.

Государственный механизм и принятие общественных решений.

Экономическая теория пытается объяснить функционирование общества, исходя из предпосылки, что все участники преследуют свои собственные цели и стараются при этом действовать рационально. Условие успеха заключается и в экономике, и в политике в расширении тех видов деятельности, где предельная выгода превышает предельные затраты. Экономисты не считают, что к издержкам и выгодам относятся только деньги и материальные блага. Конечно, подсчитать издержки и выгоды часто невозможно, но этого и не требуется для объяснения политических решений. За исследования в этой области присудили нобелевскую премию 1986-го года лидеру этого направления Джеймсу Бъюкенену (США). Вместе с тем, проникновение экономического подхода в другие общественные науки ни в коем случае нельзя понимать как подмену их экономической наукой.

Бъюкенен считал, что принципы взаимодействия в обществе, которые управляют производством колбасы и предоставлением услуг Центрального банка не слишком отличаются, хотя на первый взгляд эти принципы несовместимы. Есть правда вопрос, в котором государство отличается от других игроков на рынке. Спецификой государства является возможность использования отрицательных стимулов, таких как штрафы, уголовное преследование. В остальных случаях особой разницы между фирмой и государством нет. Государство, как и частные фирмы, производит товары и услуги. Для этого государству надо приобретать на рынках факторов производственные ресурсы. Поэтому оно наравне с фирмами участвует в конкуренции за ресурсы, хотя и имеет где-то преимущества, а где-то находится в невыгодных условиях.

Такой подход стимулирует исследование условий наиболее эффективного государственного участия в каждом конкретном случае. Приходится выбирать между «несостоятельностью государства» и «несостоятельностью рынка».


Бесплатная юридическая консультация:

Государство — это машина для принуждения. Так справедливо считали мыслители, начиная с Платона и Аристотеля и до наших дней. Но с течением времени люди все больше уделяют внимание не принуждению, а стимулированию и убеждению. Принуждать — значит склонять людей к совместной деятельности, ограничивая свободу их выбора. Убеждать — значит склонять людей к совместной деятельности, расширяя свободу их выбора. Наиболее распространенный случай убеждения — это акт купли-продажи. Вместе с тем, очевидно, что без принуждения в современном мире не обойтись. Но вот где эффективнее принуждение, а где — убеждение, вот в чем вопрос. Общее правило таково: чем более богатое общество, чем больше в нем возможности выбора, тем больше этими возможностями можно пользоваться для убеждения.

Установившийся шаблон деловых операций уменьшает транзакционные издержки, сводя их к привычной практике и, таким образом, позволяя всем участникам извлечь из процесса обмена большую чистую выгоду.

Государство можно рассматривать как инструмент, служащий для уменьшения транзакционных издержек посредством использования принуждения и формирования условий конкуренции.

Может ли экономическая теория сказать насколько велика вероятность, что государственные действия будут основываться на беспристрастных суждениях и на достаточной информации? К сожалению, нет.

Экономическая теория политики (теория общественного выбора) основана на принципах, разработанных шведским экономистом Кнутом Викселем в диссертации «Исследование по теории финансов» (1896 г.). В современной экономической теории эти принципы развиты Джеймсом Бъюкененом, получившем за это Нобелевскую премию в 1986 году.


Бесплатная юридическая консультация:

Суть современной теории общественного выбора заключается в объяснении политического и экономического поведения на единой основе ограниченности и выбора, основанного на сопоставлении выгод и затрат. Основным ее результатом явилась целая конституция экономической политики. Главные ее положения могут быть представлены цитатами из трудов К. Викселя и Дж. Бьюкенена:

Единственным критерием справедливости государственных решений в области экономической политики является их соответствие «общественному договору» или гражданскому согласию.

Приносят ли общественные блага большие преимущества гражданам, расходующим на них свои средства, — об этом никто не вправе судить, кроме самих граждан.

Нельзя голосовать за программу государственных расходов, если нет общего согласия по вопросу о средствах их покрытия.

Вопиющей несправедливостью является принуждение людей к уплате налогов, которые потом затрачиваются на деятельность, не соответствующую интересам налогоплательщиков или даже противоречащую им.


Бесплатная юридическая консультация:

Важнейшим мотивом поведения политического деятеля является стремление к личному обогащению, хотя это не всегда подтверждается на практике. Депутаты заинтересованы в общественном благосостоянии ровно в той же степени, что и их избиратели.

Политика как обмен отличается от обычного поведения покупателя и продавца на товарном рынке. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике — соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда. Методы анализа рыночного поведения можно применить к исследованию любой сферы деятельности, где человек делает выбор. Основное различие между рынком и политической системой заключается не в отличающихся типах ценностей и интересов людей, а в условиях, в которых они исповедают свои многообразные убеждения.

Таким образом, представляется возможным дать оценку самой политической системе независимо от результатов ее функционирования. Для этого нужно определить, в какой мере правила реализации государственных решений соответствуют уникальному правилу единодушия, гарантирующему эффективность политического обмена. Если признать, что искомым критерием оценки является эффективность, то это означает, что степень улучшения политической системы обусловлена тем, насколько полно воплощается в жизнь принцип единодушия.

Подход Викселя нацелен на реформу правил игры, что в целом соответствует интересам всех игроков, а не на улучшение стратегий отдельных участников при неизменных правилах игры. Он неосознанно расширил свой анализ до уровня конституционного выбора, то есть выбора правил, регламентирующих деятельность государства. Эти правила игры понемногу приживаются на российской политической сцене.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://studfiles.net/preview//

Государственное банкротство

Государственное банкротство

Несостоятельностью к выплате задолженности или банкротством называют признанную уполномоченными государственными органами неспособность должника, которым может быть гражданин, организация, или государство удовлетворения в окончательном полном объеме требований кредиторов по финансовым или денежным обязательствам к исполнению обязанности по уплатам обязательных признанных государством отчислений и платежей.

Описание проблемы

Термин «государственное банкротство» также может приниматься процедура, применение которой происходит к должнику. Она может быть направлена на осуществление оценки его экономического и финансового положения, выработку и осуществление мер по унификации финансового статуса должника. А в случае, когда использование подобных мер будет признано как нецелесообразное или невозможное, заменено наиболее равным и справедливым удовлетворением интереса всех кредиторов неплатежеспособного должника. Насколько эта процедура работает сегодня, хорошо известно среди представителей малого и среднего бизнеса под названием планового банкротства. Мировой практикой предусматривается применение широко известных процедур несостоятельности, предусмотренных для юридических, и физических организаций и лиц.

Особенности отечественной процедуры банкротства

На чем основывается начало процедуры государственного банкротства? Прежде всего, наше отечественное законодательство признает должника банкротом только через уполномоченный законом орган, способный принимать районный, областной или арбитражный суд. Российская правовая наука признает институт несостоятельности или как его принимает европейская правовая практика как банкротство, к отрасли юриспруденции предпринимательского права и развития бизнеса. На сегодняшний день далеко не всем известная в советские времена процедура становится вновь восстановленным правовым институтом, известным в международной практике многие сотни и даже тысячи лет. Насколько он эффективен доказала мировая практика. В начале перехода на рыночные рельсы развития производства и рыночные отношения государственное банкротство было достаточно распространенной процедурой. Но в те сравнительно недавние времена механизм перехода в статус банкрота был достаточно сложен, и каждое предприятие старалось использовать эту процедуру на собственное усмотрение.

Законодательные основы банкротства

Принципы несостоятельности предприятий оговорены отечественным законодательством и подзаконными актами нашего государства. В Законе Российской Федерации «О несостоятельности или банкротстве» от 26 октября 2002года № 127-ФЗ этот термин принимается признанный арбитражным судом статус неспособности должника, банкрота в полном объеме удовлетворять все требования одного или совокупных в своем согласии кредиторов по финансовым, имущественным и денежным обязательствам и исполнять обязанности по оплате всех оговоренных законом обязательных платежей. В нашем отечественном законодательном поле признаками банкротства всех без исключения должников могут являться:

• Нарушение или принцип невыполнения требований совокупных кредиторов в срок три месяца со дня вступления в действие сроков их реализации или исполнения.

• Основные задачи проведения несостоятельности и процедуры банкротства. Ими могут явиться возвращение долгов кредиторам восстановление условия, необходимого для продолжения физическим или юридическим лицом его настоящего бизнеса.

Профессиональное ведение процедур государственного банкротства организаций названных должниками занимаются арбитражные или так называемые распорядительные управляющие, которые назначены назначенные арбитражными или третейскими судами. Условия деятельности назначаемого распорядителя или управляющего достаточно необходимы. Они требуются для того, чтобы скоординировать при участии роли арбитражного суда весь объем хозяйственной деятельности долго держателя. Это производится в целях максимально возможного удовлетворения и решения вопросов по требованиям кредитора или совета кредиторов за счет полного или частичного выставления на реализацию имущества и средств должника.

История института банкротства в России

Первая из дошедших из глубины времен до нас норма, регулировавшая на Руси статус несостоятельности или неплатежеспособности должника, относится к временам Русской Правды. Это XI век, когда уже в те темные на наш взгляд времена, содержались правила персональной и совокупной ответственности долгодержателя. Кроме этого рассматривался вопрос продажи в неоплатное рабство виноватого должника и тогдашней реструктуризации имеющейся на определенной период задолженности при статусе невиновного в процедуре банкротства. В Русской Правде закладывается основа современного института установления очередности в удовлетворении требований. Развитие торговых и промышленных отношений привело к тому, что это стало приводить к условиям необходимости закрепить правила работы с неплатежеспособными несостоятельными должниками в документальных актах с более конкретными условиями. Наиболее известными становятся Договора князя Мстислава Давидовича с городом Рига, Готландом и германскими городами тринадцатого века, договор Новгорода с европейскими городами. Контракт поруки был известен в России еще в XVIII веке, как и условия Банкротского устава 1740 года. В течение длительного времени для проведения дела о несостоятельности использовался иностранный вердикт и законный акт, отдельные принципы рассматривались в рамках обычаев деловых отношений и оборотов того времени. Уже в 1800 году выработан новый Устав о банкротах. Именно здесь получило новое применение подходов к государственному банкротству. Здесь представлялась ответственность за несостоятельность купеческого сословия и о вступлении дворянского сословия в обязательства, и несостоятельность этих категорий лиц. Так впервые российская законодательная практика на государственном уровне в правовом поле ввела разделение регулирования двух видов государственного банкротства, связанного с ведением индивидуальной или коллективной предпринимательской деятельности. Как это называлось в истории — «торговая несостоятельность». Основной трактовкой было тот, кто не может заплатить, тот «не сможет сполна оплатить свои долги» Часть I, § 1 Устава. И сегодня эта формулировка остается актуальной нашего текущего состояния банкротства предприятий и организаций.

Принципы признания несостоятельности

Прежде всего, чтобы субъект предпринимательской деятельности был признан на государственном уровне банкротом или неплатежеспособным, требуется комплекс следующих оснований:

• Наличие собственного признания или подтверждение документального государственного банкротства в суде или вне зала суда с предоставлением подтверждающих документов в суд.

• Зафиксированные систематические уклонения должников от повестки о явке в судебные инстанции по предъявленному иску и приложенным документам.

• Оформленная и фиксированная фактическая неспособность к исполнению всех основных и сопутствующих решений судебный инстанций о взысканиях требуемой задолженности в срок до тридцати дней.

Следует отметить, что все позиции соответствуют не только современным правовым нормам, но и к разнообразным принципам римского права. Отдельной категорией считались долги церкви или приходу, которые взымались имуществом должника, а его жена и дети, оставшиеся без кормильца, становились послушниками монастыря в ближайшем уезде

Уровни и признаки государственного банкротства

На сегодняшний день институт банкротства имеет значительную государственную поддержку и регулируется несколькими законами и подзаконными актами. Это, прежде всего регламентный документ, федеральный закон, зарегистрированный 26 октября 2002 года за номером 127-ФЗ и имеющий название «О несостоятельности (банкротстве)» Закон распространен на все без исключения юридические лица, физические лица — граждан, индивидуальных частных предпринимателей, куда не входят кредитные организации. Эти финансовые кредитные организации подают заявление о банкротстве согласно с законом о несостоятельности или банкротстве кредитных союзов и организаций.

Признаки банкротства могут быть различными. Возбуждение дела о государственном банкротстве требует, чтобы должники или государственный банкрот, являющееся юридическим лицом, обладало всеми признаками реального фактического банкрота. Для юридического лица основным признаком является исключительно неудовлетворение кредиторских обязательств в течение срока до трёх месяцев. Сумма обязательства перед кредиторами, несмотря на тип организации и собственности должны быть подтверждена в сумме несколько большеединиц национальной валюты. Процесс банкротства начинают подачей в арбитражный суд искового заявления о признании юридического лица в роли банкрота. Заявление подается самим кредитором, его уполномоченным органом, собственно должником.

Несостоятельностью субъекта хозяйствования могут признать следующие моменты:

• Несчастная, то есть не по собственной инициативе или принципам вины, а как последствие непредвиденного обстоятельства, то есть форс мажор. Это могут быть стихийное бедствие, военные действия, признаки или действия политической нестабильности общества, кризисные условия в стране, общий спад экономики и производства, банкротство своих заимопринимателей и должников, прочие факторы.

• Ложная или корыстная, возникшая в результате согласованного, предумышленного сокрытия собственности или своего имущества в целях избегания оплаты долгов иным кредиторам;

• Неосторожная или возникшая как следствия неэффективного менеджмента или работы персонала, осуществления непрочитанных и весьма рискованных финансовых операций.

Государственное обеспечение первого случая банкротства осуществляется по принципам, разработанным для выхода из любо кризисной ситуации. Совершение злоумышленного банкротства является уголовно наказуемым событием. На сегодня наиболее распространена несостоятельность третьего вида. Неплатежеспособность по неосторожности проявляется в течение длительного промежутка времени, системно, являясь последствием неаккуратного и непродуманного ведения хозяйственной деятельности. Предупреждение государственного банкротства осуществляется путем систематического проведения анализа финансового состояния, который позволяет обнаруживать наличие «болевых» точек и принимать конкретные меры оздоровлению финансового состояния и экономики фирмы или предприятия.

Дальнейшие процедуры по банкроту

Гражданский кодекс РФ регулирует вопрос об объявлении юридического лица банкротом по протоколу или в связи с решением суда или по солидарному с кредиторским советом решением. Любой из вариантов требует принудительной ликвидации или добровольного решения собственника.

В любом случае оно должно быть ликвидировано либо принудительно, либо добровольно. Право на обращение в суд с исковым заявлением о начале процедуры ликвидации и государственное банкротство имеется в двух случаях.

1. Должники, совет кредиторов или органы прокурорского надзора могут обратиться в суд при несоответственном исполнении выданных ранее обязательств по денежным суммам в наличности или векселям.

2. Собственно сам должник, прокуратура, органы налогового контроля и иные государственные уполномоченные структуры или органы могут подать заявление в суд арбитражной инстанции, когда произошло неисполнение обязанностей по уплате обязательно оговоренных государством платежей.

Таким образом, признанное государственное банкротство включает в себя досудебную санацию, мировое соглашение, долговое финансовое наблюдение, инструмент внешнего управления под судебными санкциями, а также завершающий момент – развитие конкурсного производства. В рамках превентивных мероприятий предусматривается предоставление финансовой помощи в размерах, достаточных для погашения всех финансовых обязательств, обязательного объема платежей и быстрейшего восстановления достаточной платежеспособности.

Источник: http://utmagazine.ru/posts/9027-gosudarstvennoe-bankrotstvo