Оспаривание результатов торгов и контракта


Бесплатная юридическая консультация:

управляющий партнер юридической фирмы «Ветров и партнеры»

Пока еще Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» действует.

Оглавление:

Поэтому для участников размещения заказов или антимонопольного органа представляет интерес возможность оспаривания результатов проведенного конкурса и заключенного на его основе государственного или муниципального контракта.

Итак. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 августа 2013 г. № 03АП-3697/13.

Истец (один из участников аукциона) подал иск о признании недействительными торгов, проведенных в форме открытого аукциона в электронной форме, результат которых оформлен протоколом подведения итогов, и признании недействительным государственного контракта, заключенного ответчиками по результатам проведения открытого аукциона.


Бесплатная юридическая консультация:

Право на иск истец как участник оспариваемых торгов обосновал тем, что допущенные при проведении торгов нарушения привели к неправильному определению победителя торгов, при отсутствии которых истец мог бы выиграть торги.

Суд первой инстанции отказал, суд апелляционной инстанции отменил акт нижестоящей инстанции и удовлетворил иск.

  • Согласно Федеральному закону от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
  • Учитывая, что аукцион проводился на право заключения договора об оказании охранных услуг, то участник аукциона должен был иметь лицензию на ведение соответствующей деятельности. Ответчик не имеет данной лицензии, но соответствующая лицензия есть у истца.
  • Следовательно, это свидетельствуют о несоответствии второго ответчика вопреки п. 2 ч. 6 ст. 41.8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» требованиям к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных законом и документации об открытом аукционе в электронной форме.
  • Допущенные конкурсной комиссией нарушения на этапе допуска претендентов к участию в торгах не только повлияли на результат определения победителя аукциона, но и решающим образом изменили этот результат.
  • Аукцион проведен с нарушением установленных требований, повлиявшими на результат определения его победителя, и оспорен надлежащим лицом, которое при отсутствии нарушений могло бы выиграть этот конкурс либо (в случае признания его несостоявшимся) иметь возможность в дальнейшем реализовывать свое намерение по заключению договора с заказчиком.
  • В силу ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Поэтому требования истца удовлетворить.

Что я думаю по этому поводу:

  • Если истец заявил только требование о признании недействительным торгов, то высока вероятность, что будет отказ. Например, как в этом в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 19 марта 2013 г. № Ф/13 по делу № А/2012, когда суд дополнительно отметил следующее: «оспаривание в суде размещения заказа может происходить путем оспаривания содержащихся в протоколе решений аукционной комиссии и договора (контракта), заключенного на основании таких решений аукционной комиссии. Результатом проведенных аукционов являются договоры. Однако требования о признании заключенных государственных контрактов недействительными или о признании незаконными, содержащихся в протоколах решений аукционной комиссии, Общество не заявляло. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы не могут быть восстановлены».
  • Если истец не заявляет требование об обеспечении иска в виде запрета исполнять заключенный контракт, то высока вероятность также получить отказ в иске. Как, например, в этом деле – Постановление ФАС Поволжского округа от 9 апреля 2013 г. № Ф/13 по делу № А/2012, когда суд указал: «Признание недействительными торгов и контракта, заключенного по его итогам, должно быть направлено на реальное восстановление прав заинтересованного лица, обратившегося с иском. В настоящий момент контракт сторонами исполнен, поэтому избранный способ защиты не влечет восстановление прав заявителя».
  • Если есть желание посмотреть на приемлемые формулировки соответствующего ходатайства об обеспечении иска, то рекомендую посмотреть на это постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 августа 2013 г. № 18АП-7755/13.
  • Возвращаясь же к рассматриваемому судебному акту, отметим, что суд признал истца надлежащим лицом, так он мог выиграть конкурс или имел намерение заключить соответствующий договор с заказчиком. Тем самым, суд признал за истцом право на иск и пояснил, применительно к ст. 4 АПК РФ, в чем заключен правомерный интерес самого истца.

Если у вас остались вопросы, готов ответить на них: .

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/vetrov/13/

Срок обжалования торгов

Содержание статьи

Встречаются ситуации необходимости обжалования торгов. Такое обжалование осуществляется через антимонопольную службу и суд.

Российским законодательством предусмотрены несколько разновидностей торгов. В зависимости от вида торгов определяется порядок их обжалования.

Виды торгов

Закон выделяет следующие разновидности торгов:

  • аукцион, конкурс, котировка и иные виды торгов по 44-ФЗ;
  • торги по 223-ФЗ;
  • торги по земельному законодательству;
  • торги по исполнительному производству (реализация имущества должника), по банкротству;
  • торги по реализации государственного или муниципального имущества.

Обжалование результатов торгов

Обжалование торгов осуществляется посредством направления жалобы в УФАС или в судебном порядке.


Бесплатная юридическая консультация:

Существуют следующие разновидности исков для оспаривания торгов в судебном порядке:

  • жалоба на ненормативные акты госорганов власти (УФАС);
  • признание торгов недействительными вследствие нарушений.

В зависимости от вида торгов и выбранного способа обжалования выделяют разные сроки.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный со сроками обжалованиями торгов, то вам следует помнить, что:

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Сроки обжалования торгов по 44-ФЗ

Сроки обжалование закупочной процедуры по 44-ФЗ достаточно разнообразны в зависимости от вида жалобы. Ни один другой вид торгов не обладает таким разнообразием.

Законодательством РФ установлены специальные сроки на обжалование торгов по 44-ФЗ в антимонопольный орган следующие:

  • жалоба на действия госзаказчика, которые связаны с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта;
  • жалоба на аукционную (конкурсную, котировочную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта — до заключения контракта;
  • жалоба на действия оператора торговой площадки — не позднее 30 дней с момента совершения действий;
  • жалоба на действия заказчика (организатора) — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки.

Если допущен пропуск данных сроков, то жалоба подается только в суд. Но проблема будет состоять в доказывании причины неподачи жалобы в УФАС в установленный срок. В случае недоказывания такой причины, будут сложности с удовлетворением иска.


Бесплатная юридическая консультация:

Сроки обжалования остальных видов торгов

Важно! Обжалование торгов по 44-ФЗ специфично и имеет специальные сроки на обжалование.

Остальные виды торгов обжалуются в общем порядке, установленном антимонопольным законодательством.

Законом о защите конкуренции установлены следующие сроки для обжалования торгов:

  • 10 дней с даты размещения информации о подведении итогов торгов;
  • в течение 3-х месяцев, если торги признаны недействительными организаторами торгов и контракт не заключен.

Эти сроки являются общими для остальных видов торгов. Важно их соблюсти, чтобы не пришлось обращаться в суд.

Судебный порядок обжалования торгов

Важно! Сроки обжалования торгов общие для всех видов, но различаются в зависимости от вида жалобы.


Бесплатная юридическая консультация:

Если вы подаете жалобу на ненормативный акт контролирующего органа, то срок составляет 3 месяца с даты принятия решения. При этом следует доказать, что данный ненормативный акт затрагивает права и обязанности заявителя и признание действий недействительными повлечет восстановление данного права.

Если вы признаете торги недействительными, то иск подается в течение 1 календарного года с даты проведения торгов.

Торги признаются недействительными, если

  • участник необоснованно отстранен от участия в торгах;
  • неосновательно не принята высшая предложенная цена;
  • продажа произведена ранее срока в извещении;
  • допущены иные существенные нарушения проведения торгов, которые повлекли неправильное определение цены продажи;
  • допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Важно! Стоит отметить, что подать соответствующий иск может только заинтересованное лицо. Чаще всего это участник, который подал заявку на участие.

Закон предусматривает, что при признании торгов недействительными, считается таковым и договор, заключенный по результатам такой закупки.


Бесплатная юридическая консультация:

Таким образом, мы видим, что законодательством зафиксированы конкретные сроки обжалования торгов в зависимости от разновидности торгов.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует — напишите в форме ниже.

Похожие публикации

Бесплатная предварительная консультация

Заявка успешно отправлена. Мы свяжемся с вами в ближайшее время.

Юридические услуги организациям и предпринимателям в Москве и Санкт-Петербурге. Опыт работы с 2004 года.

Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://madrih.ru/article/srok-obzhalovaniya-torgov/

Обжалование тендеров в суде

Сфера госзакупок остается одной из самых проблемных в плане регулирования, но добиться защиты своих интересов можно, в том числе, с помощью такого правового инструмента, как обжалование тендеров. Предусмотрено сразу несколько механизмов защиты прав, что свидетельствует о совершенствовании контрактной системы, стремлении государства сделать ее более прозрачной. Жалобу можно подать:

  • в Федеральную антимонопольную службу;
  • в суд.

Порядок подачи жалобыявляется по сути инструкцией, как произвести обжалованиеторгов, ФАС или суд — это контролирующий и осуществляющий правосудие органы, они примут решение только при соблюдении всех правил процедуры. Все необходимые действия описаны в главе 6 ФЗ № 44.

Обжалование торгов: сроки и досудебный порядок

  • на бумажном носителе;
  • в электронном виде (в судебном порядке также возможно использование этого метода).

Определение сторон и содержание жалобы

Содержание иска об обжаловании торгов установлено законом, список необходимых реквизитов выглядит следующим образом:

  • наименование Арбитражного суда, дело относится к его компетенции;
  • данные и контакты стороны;
  • основания иска, подтвержденные ссылками на доказательства и нормы права;
  • ясно и грамотно сформулированное требование;
  • подпись, дата составления.

Как видно, обжалование торгов — это достаточно сложная процедура, требующая серьезных познаний в соответствующей области права, нормы, регулирующие ее, содержатся в различных источниках и трудны для восприятия.


Бесплатная юридическая консультация:

Наша компания поможет определить правомерность решения заказчика, оспорить его, подготовить все документы таким образом, чтобы процедура была быстрой и результативной.

Стоимость услуг юриста по обжалованию тендеров в суде

Подготовка жалобы в Территориальный орган Федеральной антимонопольной службы

на действия заказчика, комиссии по осуществлению закупок

Участие в заседании комиссии Территориального органа Федеральной антимонопольной

Подготовка заявления (искового заявления) в арбитражный суд

Участие в судебном заседании арбитражного суда по обжалованию тендеров

ggg

Источник: http://law-grp.ru/goszakupki/obzhalovanie-tenderov-v-sude/

Обжалование, оспаривание результатов аукционов, конкурсов

Обжаловать результаты торгов (конкурса) и восстановить нарушенные права участника торгов можно путем подачи иска в суд , либо подав жалобу в управление ФАС . В случае если участник размещения заказа подал заявку на участие в электронной форме, жалоба подается в форме электронного документа, и срок ее рассмотрения и вынесения решения составляет всего пять дней со дня поступления. Эта уникальная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.

Консалтинговая Группа «ЭТАЛОН» осуществляет специализированную помощь при отказе в допуске к участию в аукционе, обжаловании его результатов, а также в обжаловании действий котировочной комиссии .

Согласно Федеральному Закону № 44-ФЗ обжалование результатов торгов (конкурса) допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте:

• протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;


Бесплатная юридическая консультация:

• протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;

• протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;

И не позднее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте:

• протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

При проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона – не позднее чем через 10 дней со дня подписания соответствующего протокола.


Бесплатная юридическая консультация:

По истечении сроков, установленных законом, обжалование действий специализированной комиссии осуществляется только в судебном порядке.

Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Решение о возвращении жалобы может быть принято не позднее чем через 2 рабочих дня со дня ее поступления.

Рассмотрение жалобы и возражений на нее по существу осуществляется в сроки не более 5 рабочих дней со дня поступления.

Самыми частыми нарушениями при размещении госзаказов являются:


Бесплатная юридическая консультация:

— нарушение норм ФЗ-44, устанавливающих виды обеспечения госконтракта, например, заказчик настаивает только на банковской гарантии или, что еще хуже, на обеспечении госконтракта только собственными средствами исполнителя;

— незаконный отказ в допуске к участию в торгах или в праве исполнения контракта;

— формирование требований к конкурсной документации, которые приводят к ограничению количества участников;

— включение заказчиками в конкурсную и аукционную документацию дополнительных требований к участникам размещения заказа, в т. ч. сведений и документов, не предусмотренных законодательством.

Положительные сдвиги в законодательстве в сфере госзакупок.


Бесплатная юридическая консультация:

Отмена поручительства в качестве финансового обеспечения (согласно оценкам ФАС РФ, около 80% предоставляемого государственным заказчикам финансового обеспечения являлось фальшивым, т. е. обеспечение предоставляли компании, заявляющие недостоверную финансовую и бухгалтерскую информацию), и новые законодательные нормы для госзакупок лекарственных средств (один лот – одно «лекарство»), и новые правила, касающиеся организации закупок детского питания и соответствующих услуг. Это и появление общероссийского открытого интернет-портала www.zakupki.gov.ru , на котором размещена вся информация о проводимых торгах, реестр контрактов, реестр всех поданных в ФАС России жалоб участников торгов с информацией о датах и результатах рассмотрения, после чего стало можно говорить о начале становления общественного контроля в данной сфере.

Как следствие, широко распространенная в прошлом коррупционная уловка заказчика, заключающаяся в недоступности для копирования части информации о предмете торгов, практически исчезла из мошеннического арсенала. В соответствии с законодательством формат размещения информации на сайтах органов государственной власти должен позволять ее копировать, в противном случае торги просто аннулируются.

Уточнено, что извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте www.torgi.gov.ru не менее чем за 30 дней до окончания подачи заявок на участие в нем, аукциона – за 20 дней.

Определен срок, отводимый на подписание проекта договора. Он должен составлять не менее 10 дней с момента размещения на официальном сайте торгов протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (протокола аукциона), либо протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе (аукционе) в случае признания его несостоявшимся. Данный срок указывается в конкурсной (аукционной) документации.

Запрещено снижать цену договора ниже начальной, указанной в извещении о торгах, в том числе и при дальнейшем его исполнении. В то же время ее можно увеличить по соглашению сторон в порядке, установленном договором.


Бесплатная юридическая консультация:

Если торги не состоялись по причине подачи только 1 заявки или участия только 1 заявителя, организатор обязан заключить с ним договор на условиях и по цене, предусмотренных заявкой и конкурсной (аукционной) документацией (но не ниже начальной). При этом заявка должна соответствовать установленным требованиям.

В случае признания торгов несостоявшимися по иным основаниям могут проводиться новые (в том числе на иных условиях или в другой форме).

И наконец, сегодня в законе четко определена процедура и сроки обжалования результатов торгов их участниками.

Любой участник размещения заказа имеет право обжаловать действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.

— ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении № А/2011 от 09.10.2012 пояснил, что установленная подрядчиком в процессе работ необходимость выполнения иных видов работ, которые, по его мнению, не были согласованы сторонами, не свидетельствует о незаключенности контракта. ФАС указал, что действия, которые в таких случаях должен совершить подрядчик, предусмотрены в пункте 3 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации.


Бесплатная юридическая консультация:

— 13-й Арбитражный апелляционный суд, Санкт-Петербург, в Постановлении № А/2011 от 31.08.2012 указал: частичное исполнение госконтракта не препятствует признанию торгов недействительными, даже с учетом того, что работы были выполнены на 50%.

Анализ постоянно обновляющегося законодательства и накопленной судебной практики ведет к следующему выводу – даже в такой традиционно «коррупционноёмкой» сфере, как госзакупки, участвовать в конкурсах можно и нужно; обжаловать результаты тендера, а также действия специализированной (котировочной) комиссии и отстаивать свои права в случае их нарушения в процессе конкурса также можно и нужно, только делать это надо максимально грамотно и с точным соблюдением всех нюансов сегодняшнего законодательства в этой области. Безусловно надежнее будет доверить работу по отстаиванию Ваших интересов в судах и антимонопольных органах специалистам.

Юристы Консалтинговой Группы «ЭТАЛОН» обладают высокой квалификацией и большим опытом в обжаловании результатов торгов. Мы всегда готовы к сотрудничеству, звоните , либо пишите на электронный адрес: .

Федеральный закон от 05 апреля 2013г. ФЗ-44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями от 30 декабря 2012 г.)


Бесплатная юридическая консультация:

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями от 30 декабря 2012 г.)

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. №324-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2012 г. №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме»

Постановление Правительства РФ от 14 июня 2012 г. №591 «Об утверждении правил подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте»

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2012 г. №642 «Об уполномоченных федеральных органах исполнительной власти по ведению официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» при закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»


Бесплатная юридическая консультация:

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2012 г. №662 «О сроке размещения при закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц информации на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. №908 «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке»

Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. №932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана»

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Источник: http://www.etalon-cons.ru/yuridicheskoe-soprovozhdenie/tendery/osparivanie-rezultatov-konkursov/


Бесплатная юридическая консультация:

Обжалование результатов электронного аукциона

Участник тендера, чьи права были нарушены во время проведения торгов может восстановить нарушенное право путем подачи иска в суд, другой – более действенный вариант решения проблемы — это жалоба в ФАС России. Срок рассмотрения жалобы и вынесения решения составляет всего пять дней со дня поступления жалобы. Эта уникальная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.

Рассмотрим особенности этой процедуры защиты своих прав и законных интересов.

• «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказа»(Глава 8 Федерального Закона № 94-ФЗ);

• Административный регламент ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб (Приказ ФАС России от14.11.2007г.№379);

• Гражданский кодекс РФ(Глава11 «Исчисление сроков»);


Бесплатная юридическая консультация:

• АПК РФ (Глава 13 «Предъявление иска». Глава24 «Оспаривание нормативных правовых актов, решений, действий(бездействия)государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц»)

Жалоба в ФАС на несоответствие процедуры проведения конкурса установленным требованиям закона об электронных аукционах, может быть отправлена от:

Если действия (бездействия) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа, то жалоба может быть направлена на действия(бездействия) следующих участников тендерного процесса:

• оператора электронной площадки;

• конкурсной, аукционной и котировочной комиссии.

• Заказы для федеральных нужд – в федеральный орган исполнительной власти (ФАС России).

• Государственный оборонный заказ – в Рособоронзаказ.

• Заказы для нужд субъекта РФ– в федеральный орган исполнительной власти (УФАС России), в орган исполнительной власти субъекта РФ.

• Заказы для муниципальных нужд в федеральный орган исполнительной власти (УФАС России), в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.

• Если обжалуются действия (бездействие) оператора электронной площадки, то такие жалобы рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России.

• Жалоба не является препятствием для обжалования действия (бездействия) в судебном порядке (ч.1 ст.57 Закона 94-ФЗ)

Подача жалобы осуществляется в письменной форме. Подача жалобы в форме электронного документа предусмотрена только в случае, если участник размещения заказа подал заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Поскольку частью 4 статьи 57 Закона о размещении заказов не предусмотрена подача жалобы в электронном виде, жалобы, поданные в ФАС России в электронном виде, не через функционал электронной площадки, не рассматриваются. Любой участник размещения заказа вправе направить жалобу в соответствии с положениями статей 57, 58 Закона о размещении заказов в письменной форме или посредством использования факсимильной связи.

Содержание жалобы определено в ст.58 Закона 94-ФЗ:

1) наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки (при наличии таких сведений), фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;

2) наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;

3) указание на размещаемый заказ, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, доводы жалобы.

Участник размещения заказа, подавший жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, обязан приложить к жалобе документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В этом случае жалоба должна содержать полный перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии подписывается участником размещения заказа, подающим такую жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем участника размещения заказа, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Копия жалобы направляется тому, на кого подается жалоба(ч.6. ст.57 Закона 94-ФЗ)

Согласно ч. 2.1 ст. 57 Закона № 94-ФЗ обжалование допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте

• протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;

• протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе;

• протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;

и не позднее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте

• протокола аукциона, проведенного в соответствии с ч.3 ст. 40 Закона № 94-ФЗ;

• протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

При проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона – не позднее чем через 10 дней со дня подписания соответствующего протокола

При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в открытом аукционе.

В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при заключении контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения контракта.

По истечении сроков, установленных законом обжалование осуществляется только в судебном порядке.

В соответствии с ч. 2.2. ст. 57 Закона № 94-ФЗ, обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

Рассмотрение жалобы по формальному соответствию требованиям, предъявляемым к жалобе. На данном этапе жалоба может быть возвращена в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 59 Закона № 94-ФЗ. Решение о возвращении жалобы может быть принято не позднее чем через 2 рабочих дня со дня поступления жалобы.

Рассмотрение жалобы и возражений на жалобу по существу (5 рабочих дней со дня поступления жалобы).

Согласно ст. 7.29–7.32 КоАП РФ заказчик, уполномоченный орган могут быть привлечены к административной ответственности в случае неправильного выбора способа размещения заказа, несвоевременного размещения информации при проведении открытого аукциона в электронной форме, нарушения порядка проведения аукциона. ФАС может принять решение о введении штрафных санкций или о полном закрытии торгов и аккаунта заказчика.

Оператор электронной площадки может быть привлечен к административной ответственности в следующих случаях:

• нарушения порядка проведения открытого аукциона в электронной форме, а также нарушения порядка аккредитации участников размещения заказа (ч. 10 ст. 7.30 –КоАП РФ);

• нарушения срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме (ч. 1, 2 ст. 7.31.1 КоАП РФ);

• нарушения порядка и (или) сроков блокирования, прекращения блокирования операций по счету участника размещения заказа для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме (ч. 3 ст. 7.31.1 КоАП РФ);

• нарушения порядка ведения реестра участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке (ч. 4 ст. 7.31.1 КоАП РФ);

• нарушения оператором электронной площадки правил документооборота, порядка и сроков размещенияи направления информации, проектов контрактов (ч. 5 ст. 7.31.1 КоАП РФ);

• разглашения сведений об участнике размещения заказа до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме (ч. 6 ст. 7.31.1 КоАП РФ).

Практика показывает, что основными нарушениями являются следующие:

1. Нарушение норм ФЗ-94, устанавливающих три вида обеспечения госконтракта. Заказчик может настаивать только на банковской гарантии или, что еще хуже, на обеспечении госконтракта только собственными средствами исполнителя.

2. Незаконный отказ поставщику в участии или в праве исполнения контракта.

3. Должностные лица конкурсных комиссий не исполняют обязанности, установленные ст. 15 Закона № 94-ФЗ, по размещению заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее 10% от общего годового объема закупок.

4. Практика включения заказчиками в конкурсную и аукционную документацию дополнительных требований к участникам размещения заказа, в т. ч. об указании в приложении в составе заявок сведений и документов, не предусмотренных законодательством.

Жалоба подается в Федеральную Антимонопольную службу, которая в течение 5 дней обязана вынести решение. По данным ФАС России, заметно увеличилось количество обращений участников электронных аукционов на неправомерные действия или бездействия заказчиков, противоречащие Закону о размещении заказов.

В I квартале 2011 года в Федеральную Антимонопольную службу поступиложалоб на действия (бездействия) заказчика или уполномоченного органа. Из нихжалобы поданы на действия федеральных заказчиков,заказчиков на уровне субъектов Федерации,муниципальных заказчиков. Обоснованными признаны

2 083 жалобы (44% от общего количества рассмотренных). Доля постановлений о штрафах, выданных ФАС, увеличилась в I квартале 2011 года на 22% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года.

Рост количества обращений участников электронных аукционов на неправомерные действия или бездействия, противоречащие Закону о размещении заказов, вызван не только количеством нарушений. Причина — в росте количества самих торгов, а также в том, что участники тендеров начали пользоваться данной законом возможностью отстаивать свои права.

По мнению специалистов Международного центра финансово-экономического развития (МЦФЭР), далеко не всегда причиной правонарушений в сфере госзакупок является умысел: часто речь идет о низкой профессиональной квалификации должностных лиц. Случается, что в отдаленных регионах заказчики плохо владеют компьютером, не говоря о знаниях законодательства о размещении госзаказа. Иногда по незнанию процедуры заказчик может отказать участнику торгов просто из-за того, что нажал не ту кнопку. Эксперты считают распространенной ошибкой ситуацию, когда поставщик выиграл электронный аукцион, направил проект контракта на подписание государственному заказчику, а тот протянул время и не смог подписать контракт в установленное законом время. Заказчик, наконец, спохватывается, решает подписать контракт, но система ему этого уже не позволяет — срок пропущен. В итоге заказчик нажимает кнопку «Отказаться от заключения контракта», переходит к тому участнику торгов, который показал вторую по выгодности цену, а потом закономерно получает жалобу от победителя тендера.

Необъективные результаты торгов можно опротестовать путем обращения в УФАС или арбитражный суд, используя установленный Законом порядок обращения за восстановлением нарушенного права незаконными действиями или бездействиями заказчика, аукционной комиссии.

Для подачи жалобы необходимо наличие законного основания и правильное оформление жалобы. Распространенными причинами возврата жалоб является отсутствие в материалах жалоб требуемых законом (ст. 58 Закона о размещении заказов) сведений:

• о наименовании, месте нахождения, почтовом адресе, заказчика, фамилиях членов комиссий, действия (бездействие) которых обжалуются;

• отсутствие доводов жалобы и документов, подтверждающих обоснованность жалобы;

• жалоба не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами.

Все права защищены и охраняются законом.

Перепечатывание материалов преследуется по закону об авторском праве.

Источник: http://zakupki-tendery.ru/articles/item/148-obzhalovanie-dej

Как обжаловать результаты торгов ФАС

Любое из участвующих в процедуре тендера лиц, в случае, если по его мнению были нарушены какие-либо правила во время проведения процедуры торгов, имеет законные основания на восстановление справедливости. Реализовать данное право можно в судебном порядке либо решить проблему путем подачи жалобы в Федеральную антимонопольную службу РФ (ФАС).

Направленная жалоба подлежит рассмотрению и принятию вердикта антимонопольного органа в течении пяти дней со дня ее поступления. Данная процедура является неотъемлемой частью системы электронных торгов.

Жалоба в антимонопольный орган на несоответствие процедуры проведения конкурса установленным требованиям закона об электронных аукционах может быть подана от заказчика или подрядчика. Направить ее имеют права следующие заинтересованные лица, права которых были нарушены: заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация, оператор электронной площадки, конкурсная, аукционная и/или котировочная комиссии.

Направлять жалобу следует в зависимости от заказов:

  • Заказы для федеральных нужд – в федеральный орган исполнительной власти (ФАС России).
  • Государственный оборонный заказ – в Рособоронзаказ.
  • Заказы для нужд субъекта РФ – в федеральный орган исполнительной власти (УФАС России), в орган исполнительной власти субъекта РФ.
  • Заказы для муниципальных нужд в федеральный орган исполнительной власти (УФАС России), в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления.
  • Если обжалуются действия (бездействие) оператора электронной площадки, то такие жалобы рассматриваются только в центральном аппарате ФАС России.

Обратите внимание!

Подача жалобы в органы ФАС РФ не является препятствием для обжалования действия (бездействия) в судебном порядке.

Как обжаловать результаты торгов в ФАС

Условно жалобы на результаты торгов, поданные в ФАС РФ, можно разделить на два вида в зависимости от того, какой закон использовался для подачи и какие основания он содержит. Жалоба в ФАС, поданная согласно Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ), должна быть принесена не позднее установленного срока для завершения подачи заявок (включительно), основанием может быть нарушения в положениях документации, противоречащим нормам Закона № 44-ФЗ.

Также можно опротестовывать выявленные нарушения заказчика в процессе проведения процедуры. Такие обращения подаются только участвующими в закупке и подавшими заявку участниками. Жалоба имеет место в том случае, если заказчиком торгов был нарушен:

  • порядок размещения информации о проведении тендеров;
  • порядок подачи тендерных заявок,
  • порядок вскрытия конвертов с заявками или был открыт доступ к информации других участников.

Срок подачи — не позднее десяти дней, начиная с даты размещения протокола результатов.

Если нарушения возникли по вине оператора ЭТП и связаны они были с проведением электронного аукциона, то жалобу в антимонопольный орган следует направить в десятидневный срок.

Обратите внимание!

При нарушениях, связанных с аккредитацией участника торговой площадки, жалобу следует подать в ФАС в тридцатидневный срок включительно с того момента, когда было зафиксировано данное нарушение.

Иногда при рассмотрении поданных заявок или в момент заключения договора с одним из участников, выявляют нарушения, в этом случае срок для обжалования решения будет длиться вплоть до заключения договора.

На сегодняшний день перечень, по которым можно подать жалобу в антимонопольный орган на основании Федерального закона «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ) очень невелик.

Если ниже приведенные основания для вашего случая не подходят, то следует обратиться к Федеральному закону «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ).

Перечень оснований для подачи жалобы в ФАС по Закону № 223-ФЗ:

  • если положением заказчика обозначено, что закупки проводятся в соответствии с Законом № 223-ФЗ, то заказчик должен размещать такое положение и его изменения, в том числе и информацию по закупкам в ЕИС, в соответствии с регламентированными сроками;
  • нельзя требовать от участников процедуры сведений и документов, не заявленных в документации, или если есть основания полагать, что данная информация будет ограничивать конкуренцию;
  • если заказчик не применяет положения Закона № 44-ФЗ и при этом не размещает положения о закупке в ЕИС;
  • отсутствие данных о годовых объемах закупок, которые заказчик проводит среди субъектов малого предпринимательства.

В соответствие с ч. 4 и ч. 5 ст. 18 Закона № 135-ФЗ жалоба в ФАС подается в сроки не позднее десяти дней с момента подведения итогов по соответствующей процедуре, либо если заказчиком, оператором ЭТП размещается информация о результатах процедуры на официальном сайте, то с момента размещения данных об этой процедуре.

Обратите внимание!

Антимонопольный орган допускает рассмотрение жалобы ФАС в сроки до трех месяцев с момента размещения извещения в сети Интернет при условии, что контракт по итогам закупочной процедуры не был подписан или закупка признана несостоявшейся.

Необходимо учесть, что если для жалобы в ФАС сроки истекли, то участник закупки может подать исковое заявление с обжалованием действий (бездействия) заказчика, оператора ЭТП, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации (СО), оператора электронной площадки (ЭП), комиссии заказчика и ее членов.

Но если был нарушен закон о защите конкуренции, то участник вправе направить жалобу в ФАС, уже руководствуясь Законом № 135-ФЗ, на следующих основаниях:

  • действия (бездействия) заказчика, оператора ЭТП, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации (СО), комиссии заказчика и ее членов, например, при проведении закупок, или подписании контракта по итогам торгов или торги признаны несостоявшимися, и их проведение было обязательно законодательно, и остальные торги по Закону № 223-ФЗ, кроме торгов по Закону № 44-ФЗ;
  • нарушения со стороны заказчика, оператора ЭТП, комиссии заказчика и ее членов, компании, находящейся территориально по месту осуществления деятельности и оказывающей услуги по снабжению электроэнергией, газораспределения, теплоснабжения, также обеспечением холодной и горячей водой, в том числе водоотведением, либо на осуществление процедур, не включенных в исчерпывающий список, относящийся к строительной сфере;

Законом не запрещена одновременная подача и жалобы и искового требования в судебную инстанцию.

Сроки обжалования результатов торгов

Согласно ст. 105 Закона № 44-ФЗ обжалование допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, но не позднее, чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте:

  • протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок;
  • протокола запроса предложений;
  • протокола подведения результатов аукциона;
  • протокола проведения аукциона;
  • протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

При проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона — не позднее, чем через 10 дней со дня подписания соответствующего протокола.

При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в открытом аукционе.

В случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при заключении контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения контракта. По истечении сроков, установленных законом, обжалование осуществляется только в судебном порядке.

В соответствии с п. 5 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия).

В заключении хочется отметить, что процесс обжалования решения антимонопольного органа результатов торгов очень непростой, а от его результатов зависит доходная часть предприятия. Поэтому для благоприятного исхода дела советуем обратиться к нашим квалифицированным юристам, заполнив онлайн-заявку или позвонив по указанным на нашем сайте телефонам.

Образец заявления

Для подачи заявления вы можете воспользоваться подготовленным бланком общей формы и заполнить его.

Бланк доступен для скачивания и просмотра.

Читайте также

Содержание статьи

Категории

  • Судебный процесс
  • Семейное право
  • Право собственности
  • Наследственное право
  • Автомобильное право
  • Банкротство
  • Жилищное право
  • Защита прав потребителей
  • Земельное право
  • Исполнительное производство
  • Интеллектуальная собственность
  • Кредитное право
  • Ликвидация
  • Лицензирование
  • Иностранные граждане
  • Обжалование решения
  • Сопровождение бизнеса
  • Регистрация юридических лиц
  • Рейдерский захват
  • Реорганизация
  • Составление документов
  • Споры
  • СРО
  • Таможенное право
  • Тендеры
  • Трудовое право
  • Помощь юриста

Публикации

Бесплатная консультация адвоката

Оставьте заявку, и один из наших адвокатов перезвонит вам, чтобы оказать консультацию

Заявка успешно отправлена

Спасибо за заявку. Юрист свяжется с вами в ближайшее время

  • — Физическим лицам
  • — Юридическим лицам
  • Ежедневно с 8 до 20

© Все права защищены. «Юридический центр Право 21 век»

Бесплатная консультация адвоката

Оставьте заявку, и один из наших адвокатов перезвонит вам, чтобы оказать консультацию

Заявка успешно отправлена

Спасибо за заявку. Юрист свяжется с вами в ближайшее время

Источник: http://pravo21vek.ru/articles/obzhalovanie/obzhalovanie-torgov-fas/

Как обжаловать нарушения, допущенные на торгах, проводимых частной компанией

При проведении торгов права участников часто нарушают. В большинстве случаев нарушения связаны с ограничением доступа к участию в торгах. Это выражается в предъявлении необоснованных требований к участникам и заявкам, которые они подают. Также нередко организаторы не соблюдают установленную процедуру проведения торгов.

Если их проводит частная компания, то оспорить неправомерные действия организаторов можно только в арбитражном суде по общим правилам искового производства. Для таких случаев закон не предусматривает административный порядок обжалования.

Вместе с тем, сразу нужно оговориться, что закон в достаточной мере не регулирует порядок проведения торгов частными компаниями. Заказчик устанавливает правила сам для себя. Поэтому оспорить торги, как правило, непросто. Однако если их проведение является обязательным и есть установленные правила их проведения, то шансы выиграть спор существенно выше.

Важно при этом иметь в виду, что торги может оспорить только заинтересованное лицо и только по основаниям , указанным в законе (п. 1 ст. 449 ГК РФ).

Недействительность торгов влечет недействительность договора, заключенного с победителем торгов, и применение последствий, предусмотренных для недействительных сделок (п. 2 ст. 449 ГК РФ). Это значит, что заинтересованное лицо сможет участвовать в торгах, проведенных заново.

Внимание! Обратиться с иском об оспаривании торгов можно только в течение одного года со дня их проведения. Такой вывод следует из пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса РФ. Пропуск срока исковой давности может стать безусловным основанием для отказа в иске (абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ).

Внимание! При обращении в суд нужно учитывать, что не каждая процедура по отбору контрагентов является торгами. Торги необходимо отличать от публичного предложения делать оферты (п. 1 ст. 437 ГК РФ).

Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Процедура отбора оферентов для последующего заключения с одним из них договора не является торгами, и положения статей 447–449 Гражданского кодекса РФ в таком случае не применяются.

Поэтому, прежде чем подать заявление об оспаривании торгов, необходимо изучить публикуемые сообщения (извещения) и правильно определить их правовую природу.

Пример из практики: суд установил, что организатор проводил отбор оферентов, а не торги и поэтому не обязан был соблюдать положения закона, устанавливающие правила проведения торгов

ОАО «М.» опубликовало сообщение о сборе заявок на право заключения договора купли-продажи электрических сетей. ООО «Э.», ООО «С.» и другие компании направили свои заявки. ОАО «М.» рассмотрело все заявки и заключило договор с ООО «Э.».

ООО «С.» посчитало, что при организации торгов, а также при заключении договора купли-продажи допущены нарушения действующего законодательства, и обратилось в суд с иском о признании торгов недействительными.

Суд отказал в удовлетворении исковых требований и указал следующее. ОАО «М.» (организатор торгов), подавая сообщение в газету, не выражало волеизъявления на проведение торгов и не принимало обязательство заключить с выбранным контрагентом договор. Обязанность проводить торги в данном случае законом не предусмотрена. Таким образом, ОАО «М.» не публиковало извещение о проведении торгов, а провело процедуру отбора оферентов (определение лучшей оферты). В связи с этим у ответчика отсутствовала обязанность соблюдать условия, предусмотренные статьями 447, 448 Гражданского кодекса РФ (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25 июня 2010 г. по делу № А/2009).

Кто может быть истцом

Оспорить торги может только заинтересованное лицо (п. 1 ст. 449 ГК РФ).

Таковым признается лицо, если исполняются три условия:

  • у него есть защищаемые права или интересы;
  • они ущемлены нарушениями порядка проведения торгов;
  • защищаемые права и интересы могут быть восстановлены, если торги и (или) заключенную сделку признают недействительными и применят последствия такой недействительности.

Это следует из пункта 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 101.

Даже если нарушение имело место в действительности, но с заявлением в суд обратится лицо, права которого не были ущемлены, в удовлетворении требований будет отказано.

Пример из практики: истец не доказал факт нарушения своих прав. Суд отказал в удовлетворении заявления несмотря на то, что порядок проведения торгов был нарушен

Администрация города разместила на официальном сайте извещение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

ООО «П.» сочло, что его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности были нарушены, так как при размещении заявки не были соблюдены требования закона. В связи с этим ООО «П.» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации.

Суд в удовлетворении заявления отказал, сославшись на следующее. Извещение о проведении аукциона не содержало всех предусмотренных законом сведений о земельном участке. Это является нарушением порядка проведения торгов. Однако ООО «П.» заявку на участие в аукционе не подавало и к организатору за получением дополнительной информации не обращалось. Из этого следует вывод, что ООО «П.» с организатором аукциона в гражданско-правовые отношения не вступало, а значит, доказательств нарушения прав общества нет (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 июня 2015 г. № Ф/2015 по делу № А/2014).

Кто будет ответчиком

В качестве ответчиков по спору о признании торгов недействительными необходимо привлекать организатора и победителя торгов. Причем даже если договор по результатам торгов не заключен, победитель торгов все равно должен участвовать в деле в качестве соответчика. Иное приведет к невозможности восстановления нарушенных прав. Это подтверждает и судебная практика (постановление Президиума ВАС РФ от 15 июля 2010 г. № 2814/10).

Пример из практики: суд прекратил производство по делу, поскольку спор о признании сделки недействительной не может быть рассмотрен без участия одного из ее контрагентов

Администрация города и МУП «П.» заключили договор аренды нежилого помещения.

Позднее МУП «П.» по решению суда было признано банкротом и в отношении него было открыто конкурсное производство.

Конкурсный управляющий продал на торгах право на заключение договора аренды нежилого помещения. Победителем торгов было признано ООО «П.».

Между МУП «П.» и ООО «П.» по результатам торгов заключен договор купли-продажи (уступки) права аренды нежилого помещения.

Определением суда конкурсное производство в отношении МУП «П.» завершено. Предприятие ликвидировано.

ИП С., посчитав, что ее права нарушены, обратилась в суд с исковым заявлением к администрации города и ООО «П.». В нем она требовала признать недействительными договор аренды, торги и договор купли-продажи права аренды. В качестве соответчика по делу был привлечен конкурсный управляющий.

Суд прекратил производство по делу в связи со следующими обстоятельствами. Юридическое лицо считается ликвидированным с момента внесения записи об этом в ЕГРЮЛ. С этого же момента прекращается его правоспособность.

Торги являются способом заключения договора. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с победителем. Иск о признании сделки недействительной должен предъявляться к сторонам сделки. Он не может быть разрешен без привлечения к участию в деле контрагента сделки в качестве ответчика. Ликвидация стороны спорной сделки создает неустранимое препятствие для рассмотрения в суде требований о признании указанной сделки недействительной (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2015 г. № Ф/2015 по делу № А/2014, определением ВС РФ от 21 октября 2015 № 302-ЭСотказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам).

Что нужно требовать в иске

При обжаловании нарушений, допущенных в ходе торгов, в исковом заявлении нужно требовать:

  • признания торгов недействительными;
  • признания договора, заключенного на торгах, недействительным и применения последствий недействительности сделок.

Такое общее правило следует из пункта 2 статьи 449 Гражданского кодекс РФ. Однако заявителю не запрещается обжаловать отдельно торги (например, если торги признаны несостоявшимися) и отдельно договор.

Последнее возможно, если он является недействительным не в связи с нарушением правил проведения торгов, а в связи с иными нарушениями закона. В этом случае договор можно оспорить в порядке статьи 166 Гражданского кодекса РФ (п. 44 постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 г., постановлений Президиума ВАС РФ от 24 мая 2011 г. № 16402/10 по делу № А37-42/2010, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2015 г. № 16АП-2221/2015 по делу № А/2014).

Пример из практики: суд признал договор аренды, заключенный на торгах, недействительным в силу нарушений требований закона

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом провело открытый аукцион по закрытой форме подачи предложений о размере арендной платы.

ИП Г. был признан победителем аукциона. С ним организатор заключил договор аренды нежилого помещения сроком на 49 лет.

ФГУП «Д.», которое владело указанным нежилым помещением на правах хозяйственного ведения, обратилось в суд с иском о признании договора аренды недействительным.

Суд иск удовлетворил, сославшись на следующие обстоятельства. Нежилое помещение принадлежит ФГУП «Д.» на праве хозяйственного ведения. Данное право зарегистрировано в установленном законом порядке. Территориальное управление, сдав помещение в аренду, фактически изъяло его у ФГУП «Д.». Однако собственник, передав во владение унитарному предприятию имущество, теряет право распоряжаться таким имуществом. Таким образом, заключенный договор аренды недействителен в силу закона (п. 1 ст. 168 ГК РФ) (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 21 октября 2015 г. № Ф/2015 по делу № А/2014).

По каким основаниям можно оспорить торги

Чтобы признать торги недействительными, необходимо установить факт нарушения порядка проведения торгов. Какие конкретно аргументы привести в заявлении, зависит от того, какое именно нарушение стало основанием для оспаривания торгов.

Суд признает торги недействительными, если:

  • кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
  • на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
  • продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
  • были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
  • были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Это установлено в пункте 1 статьи 449 Гражданского кодекса РФ.

Суд не признает технические ошибки и несущественные описки основанием для признания торгов недействительными.

Пример из практики: суд счел, что отсутствие описи и нумерации документов в заявке не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе

Администрация городского округа объявила открытый конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

ЗАО «Т.», ООО «Л.» и ООО «Ф.» подали заявки на участие в конкурсе по лоту № 3.

Конкурсная комиссия признала ЗАО «Т.» единственным участником, допущенным к участию в конкурсе по указанному лоту.

Не согласившись с принятым решением, ООО «Ф.» обратилось с жалобой в антимонопольный орган.

Тот вынес решение об отмене протокола рассмотрения заявок на участие в связи со следующим. ЗАО «Т.» допустило нарушение в оформлении заявки, а именно: отсутствовали опись документов с 1 по 11 страницу и последовательность нумерации прошитой заявки.

Исходя из предписания антимонопольного органа, администрация протокол отменила, провела новое рассмотрение заявок по лоту № 3, отказала всем участникам в допуске и признала конкурс по этому лоту несостоявшимся.

ЗАО «Т.» не согласилось с результатами повторно проведенного конкурса и обратилось в суд.

Суд заявление удовлетворил, признав действия конкурсной комиссии незаконными и нарушающими права ЗАО «Т.», исходя из следующего. При рассмотрении иска о признании торгов недействительными суд должен оценить, являются ли нарушения существенными и повлияли ли они на результат торгов. Нарушения технических требований к оформлению документации нельзя квалифицировать как нарушение порядка оформления и подачи заявки. Эти нарушения не могли являться основанием для отказа ЗАО «Т.» в участии в конкурсе, так как не влияли на содержание заявки, полноту представления обязательных документов и не свидетельствовали о недостоверности представленных в составе заявки документов (постановление ФАС Уральского округа от 11 августа 2015 г. № Ф/15 по делу № А/2014).

Также основаниями для оспаривания торгов могут служить такие нарушения, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе (ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»):

  • координация деятельности участников организаторами торгов (запроса котировок) или заказчиками;
  • создание одному или нескольким участникам торгов (запроса котировок) преимущественных условий участия;
  • нарушение порядка определения победителя или победителей торгов (запроса котировок);
  • участие организаторов или заказчиков торгов (запроса котировок) или их работников в торгах (запросе котировок).

Что нужно доказать

Чтобы оспорить торги, заинтересованное лицо должно доказать суду, что:

  • при проведении торгов нарушен закон;
  • нарушены права и законные интересы заявителя. При этом нарушения должны быть реальными, а не предполагаемыми (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22 апреля 2015 г. № Ф/2011 по делу № А/2010);
  • между первым и вторым есть причинная связь;
  • признание торгов недействительными восстановит нарушенные права и интересы заявителя (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 марта 2015 г. № Ф/2014 по делу № А/2012).

Это следует из пункта 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. № 101.

Источник: http://nalogobzor.info/publ/dogovornoe_pravo/obshhie_pravila/kak_obzhalovat_narushenija_pri_provedenii_torgov_organizovannykh_chastnoj_kompaniej/