Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций


Бесплатная юридическая консультация:

Сельхозпредприятие: понятие, особенности трактовки

Применимые в российском законодательстве понятия сельскохозяйственных товаропроизводителей и кооперативов (ст.1 ФЗ № 193 от 08.12.95 г. «О сельскохозяйственной кооперации», ст.3 ФЗ № 264 от 29.12.06 г. «О развитии сельского хозяйства») имеют разное содержание и приспособлены для их использования в этих формах для целей определенного специального законодательства.

Оглавление:

Таким же специальным статусом, необходимым в процедурах несостоятельности, обладает и понятие сельскохозяйственной организации, наведенное в ст.177 ФЗ-127 «О банкротстве (несостоятельности).

Как показывает уже сформировавшаяся судебная практика, относительно должника могут быть применены процедуры банкротства, регламентированные § 3 Главы IX ФЗ-127 (определяющей особенности банкротства сельскохозяйственных организаций), только в случае наличия у него в совокупности всех характеристик с/х организации, предусмотренных законом:

  • — статус юрлица;
  • — цели создания и деятельности – изготовление, выпуск и переработка товаров сельскохозяйственной направленности;
  • — размер выручки, полученной в результате реализации (изготовления/переработки и последующей реализации) с/х товаров (продукции), должен быть не менее половины (50%) общей суммы вырученных средств.

В случае отсутствия у предприятия хотя бы одного из выше приведенных признаков, суд посчитает это основанием для применения общих положений о банкротстве.

Нормы § 3 Главы IX ФЗ-127 распространяются и на рыболовецкие артели (колхозы) при наличии данных о том, что размер получаемых в результате их деятельности средств (за продажу изготовленных/переработанных с/х товаров и уловов) равен или превышает 70% их общей прибыли.


Бесплатная юридическая консультация:

Внимания заслуживает тот факт, что ряд положений о банкротстве с/х кооперативов, с отсылкой к ФЗ-127 «О несостоятельности», содержатся в ст.42 «О сельскохозяйственной кооперации». В частности в ней оговариваются следующие моменты:

  • — банкротство сельхоз кооператива, как причина ликвидации;
  • — обязанности кооперативного правления при появлении кризисных признаков;
  • — обязанности органов правления и наблюдательного совета при необходимости инициирования дела о банкротстве в арбитраже, а также на случай, когда процедура уже инициирована кредиторами (госорганами).

Признаки финансовой несостоятельности сельскохозяйственных организаций.

Критерии несостоятельности, наличие которых дает суду основания констатировать банкротство сельхозорганизации, несколько отличны от общих кризисных признаков, применимых относительно юрлиц.

Предпосылками для возбуждения дела о банкротстве с/х предприятия в суде считаются (ст.177 ФЗ-127):

  • — просроченная задолженность перед кредиторами (просрочка должна составлять не менее трех месяцев);
  • — совокупная сумма долгов должна равняться или превышать 500 тыс. рублей (для ЮЛ – 300 тыс.руб. – ст.6 ФЗ-127).

Банкротство сельскохозяйственных организаций: применимые стадии, отличительные черты

Прописанные в Законе о несостоятельности особенности банкротства сельскохозяйственных организаций обусловлены отличительными характеристиками деятельности последних:

  • — земельные участки, используемые в данном секторе бизнеса, в большинстве своем – с/х назначения;
  • — принадлежащие имущество и недвижимость (постройки и сооружения) отличаются специфическими чертами;
  • — влияние сезонности и внешних факторов (в т.ч. негативных) на прибыльность и результаты бизнес-деятельности.

Этими же факторами руководствовался законодатель при принятии Закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» (83-ФЗ от 09.07.02 г.), положения которого направлены на реанимирование сельхозпредприятий, с целью реструктуризации долгов и во избежание банкротства (до применения его процедур).


Бесплатная юридическая консультация:

Отличительные черты этапов банкротства сельскохозяйственных организаций (ст.178 ФЗ-127):

  • — наблюдение: мониторинг финансового состояния должника необходимо осуществлять, принимая во внимание сезонные факторы с/х деятельности, ее зависимый от внешних условий (природных, климатических) характер; следует также учитывать вероятность погашения кредиторской задолженности за счет перспективы прибылей, получение которых возможно по завершении определенного периода сельхозработ;
  • — срок веденного финансового оздоровления напрямую связан с окончанием соответствующего периода сельхозработ и временем, которое потребуется предприятию для продажи полученной (полученной/переработанной) продукции; на случай кризисных явлений в финансовом положении должника, непосредственно связанных с форс-мажорными обстоятельствами (действие стихий, эпизоотий и т.д.), эта стадия может продлеваться до года, с обязательной корректировкой графика погашения задолженностей (применяется порядок, установленный ст.85 Закона);
  • — аналогичные факторы и характерные условия деятельности с/х предприятий учитываются и при внешнем управлении, граничный срок введения которого законом установлен на уровне двух лет и трех месяцев (ст.ст.92, 178 Закона); его пролонгация возможна на год только при возникновении и воздействии на деятельность с/х должника перечисленных выше форс-мажорных факторов, и в случае появления предпосылок для оказания господдержки, предусмотренных специальным законодательством.

Конкурсная реализация имущества сельскохозяйственных организаций

Анализ ст.179 Закона о несостоятельности, описывающей особенности банкротства сельхозпредприятий, в частности, при продаже имущественного комплекса (прав), дает возможность выделить следующие, характерные для этой категории должников, требования:

  • — установлена обязанность управляющего выставить на торги предприятие в целом, а если таковое не продано – выставить единым лотом производственно-технологический комплекс сельхозорганизации (порядок продажи в этих случаях регулируется п.п.4-19 ст.110 ФЗ-127, а оценивания –ст.130);
  • — если выше названным способом предприятие (комплекс) не реализовано, его продажа проходит в порядке и на условиях, определенных в ст.111 и п.4 т.139 Закона;
  • — приоритет на приобретение имущества банкрота (сельхозпредприятия) будут иметь с/х субъекты, осуществляющие деятельность на участках, непосредственно прилегающих к земле должника; если таковых нет – приоритет на покупку имущества с/х назначения, принадлежащего банкроту, отдается сельхозпроизводителям из той же местности;
  • — арбитражный управляющий, с целью обеспечить приоритетные права на приобретение имущества банкрота – сельхозорганизации, обязан проинформировать выше перечисленных лиц о такой продаже и опубликовать сведения об этом в местном печатном издании (с указанием стартовой цены на предприятие/имущество);
  • — реализация приоритетному покупателю осуществляется по цене, сформировавшейся в ходе торгов (в случае поступления нескольких заявок от таких покупателей – имущество/предприятие по той же цене продается тому, кто первый подал заявку управляющему);
  • — если приоритетные покупатели в течение месяца не подали заявок с намерением пробрести имущество (имущественные права) банкрота, реализация такового проводится на общих условиях, в предусмотренном ФЗ-127 порядке.

Источник: http://reginfo.org/articles/169-osobennosti-bankrotstva-selskohozjaistvennyh-organizacii.html

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Банкротство сельскохозяйственных организации имеет отличительные особенности, продиктованные, во-первых, особым характером их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земельных участков (преимущественно сельскохозяйственного назначения) и, во-вторых, с сезонным характером их работы. Согласно Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» сельскохозяйственными организациями признаются юридические лица, основным видом деятельности которых, является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка которых от реализации такой продукции составляет не менее семидесяти процентов общей суммы выручки.

Суть первого специального правила, регулирующего банкротство сельскохозяйственной организации, заключается в том, что при продаже объектов недвижимости обанкротившейся организации преимущественным правом их приобретения наделаются иные сельскохозяйственные организации или крестьянские (фермерские) хозяйства. Отчуждение земельных участков может осуществляться в той мере, в какой их участие в обороте допускается земельным законодательством.


Бесплатная юридическая консультация:

Общие положения, регулирующие порядок введения наблюдения и его последствия, содержатся в гл.IV Закона о банкротстве. В частности, в ст.70 Закона предусмотрено проведение временным управляющим анализа финансового состояния должника в целях определения степени достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности должника.

Анализ финансового состояния осуществляется в ходе наблюдения и в отношении сельскохозяйственной организации. Особенностью его проведения является обязательный учет сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий. Кроме того, должна также учитываться возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Особенностью финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией, в первую очередь срока, на который внешнее управление вводится, является то, что четко и однозначно его определить и закрепить в законе невозможно. Продолжительность этих процедур поставлена в зависимость от длительности периода сельскохозяйственных работ. Иными словами, финансовое оздоровление и внешнее управление вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции. Тем не менее законодатель устанавливает ограничение срока финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией: финансовое оздоровление не может превышать общие сроки, отводимые для внешнего управления должником, более чем на один год, а внешнее управление — не более чем на три месяца. По общим правилам, финансовое оздоровление вводится на срок не превышающий двух лет, а внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев. Таким образом, срок финансового оздоровления сельскохозяйственной организацией в совокупности должен составлять не более 3 лет, а внешнего управления — 21 месяца.

При определенных обстоятельствах имеется и другая возможность для продления срока внешнего управления данной категории должников юридических лиц. В случае, если в течение срока финансового оздоровления или внешнего управления, имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями и другими крайне неблагоприятными условиями, срок финансового оздоровления или внешнего управления может быть продлен на один год.

При продаже имущества и имущественных прав должника — сельскохозяйственной организации на первых торгах выставляется предприятие должника. Преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, примыкающим к земельному участку должника.


Бесплатная юридическая консультация:

Арбитражный управляющий при продаже имущества должника проводит независимою оценку его стоимости и предлагает лицу, имеющему преимущественное право покупки приобрести это имущество по оценочной стоимости. Если указанные лица в течении месяца не заявили о своем желании приобрести имущество и имущественные права должника, арбитражный управляющий реализует имущество должника — сельскохозяйственной организации в общем порядке.

Источник: http://studbooks.net//pravo/bankrotstvo_selskohozyaystvennyh_organizatsiy

Порядок банкротства сельскохозяйственных организаций

Отдельные отрасли экономики нуждаются в специальных правилах регулирования, которые касаются не только этапа создания или непосредственной работы предприятия, но и его ликвидации. Одной из таких особенных отраслей является сельское хозяйство. На сегодняшний день недостаточный уровень государственной поддержки не способствует развитию фермерских хозяйств и колхозов, в связи с чем банкротство сельскохозяйственных организаций стало обыденным явлением.

Основные правовые нормы

Учитывая специфику деятельности юрлиц, занятых в сельском хозяйстве, в ФЗ № 127 «О несостоятельности» присутствует специальный параграф № 3, полностью посвященный их банкротству.

В соответствии с этими правовыми нормами, к сельскохозяйственным организациям относят только производителей или производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции, у которых объем выручки от ее реализации превышает 50% в общей структуре поступлений.


Бесплатная юридическая консультация:

Этими правовыми нормами также регулируется процесс признания несостоятельными рыболовецких артелей, у которых поступления от продажи улова составляют не менее 70% от общего объема выручки.

Начало производства

Для того чтобы открыть дело по признанию сельскохозяйственной организации банкротом, необходимо наличие следующих условий:

  • ее невыполненные обязательства в общей сумме превышают 500 тысяч рублей;
  • окончательный срок погашения долгов закончился уже три месяца назад.

Заявление о признании сельхозпроизводителя несостоятельным, подается в арбитражный суд при одновременном наступлении всех указанных выше условий.

Особенности этапов процедуры

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций отражаются и в прохождении этапов процедуры: наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.

Это связано с сезонностью деятельности сельхозпроизводителей: ведь они не могут круглогодично собирать урожай и постоянно реализовывать его в практически одинаковых объемах. Пики производства и реализации у них припадают на определенные периоды в зависимости от вида производимой продукции.


Бесплатная юридическая консультация:

Все это учитывается в процессе финансово-экономического анализа деятельности предприятия.

Также большое влияние на доходность сельскохозяйственной организации оказывают и природно-климатические условия, в которых она работает. Данные факторы берутся в расчет при оценке возможности получения доходов от реализации урожая, собранного в соответствующий период, и погашения долга перед кредиторами за счет этих поступлений.

Процесс финансового оздоровления действует до окончания срока проведения сельскохозяйственных работ в соответствующий период, при этом учитывается время, которое необходимо потратить на переработку и реализацию полученной в ходе этих процессов продукции.

Если же во время проведения финансового оздоровления имели место стихийные бедствия, болезни животных или растений в масштабах эпидемий или другие обстоятельства чрезвычайного характера, тогда срок, отведенный на восстановление финансового состояния предприятия, может быть продлен еще на один год. При этом устанавливается новый график погашения задолженности перед кредиторами.

Процесс внешнего управления у сельхозпроизводителя точно так же зависит от сроков выращивания, сбора, переработки и реализации продукции. Но его максимальный срок не должен превышать два года и три месяца. При возникновении в этот период форс-мажорных причин, указанных выше, срок внешнего управления может быть продолжен еще на год.

Бесплатная юридическая консультация:

Продажа имущества

Если процедура финансового оздоровления не принесла желаемых результатов, арбитражный управляющий приступает к реализации имущества должника. Особенностью этого этапа банкротства сельскохозяйственной организации является то, что арбитражный управляющий должен выставить на торги целое предприятие.

В случае отсутствия заявок на первичных торгах на следующем этапе арбитражный управляющий обязан выставить единым лотом все имущество должника, которое принимает непосредственное участие во всех этапах производственного процесса. Сюда входят основные средства, которые используются для сбора, хранения, переработки и реализации урожая.

Если же имущество должника снова не вызвало интереса у участников торгов, тогда вступает в действие ст.139 п.4 ФЗ № 127 и собственность банкрота продается посредством публичного предложения. Во время проведения этой распродажи цена на имущество должника уже не поднимается, а, наоборот, снижается, и выигрывает тот, кто первым согласиться приобрести товар по объявленной цене.

Привилегии при реализации имущества должника предоставляются сельскохозяйственным организациям, которые находятся в непосредственной близости к его землям или, проще говоря, граничат с ним. Если же такие отсутствуют, тогда первоочередное право приобрести собственность банкрота получают фермы и хозяйства, находящиеся в регионе расположения несостоятельной организации. Для выполнения данной правовой нормы арбитражный управляющий в первую очередь уведомляет о запланированных торгах именно эти организации.

НА СКОЛЬКО БЫЛА ПОЛЕЗНА СТАТЬЯ:


Бесплатная юридическая консультация:

Стать автором
Стать экспертом

Все права защищены. ©Copyright 2017 Про банкротство

Источник: http://probankrotstvo.com/vidy-bankrotstva/bankrotstvo-selskoxozyajstvennyx-organizacij.html

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки.

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее чем 70% общей суммы выручки.

При признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.

ggg

В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организации должны учитываться :

  • сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий;
  • возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Финансовое оздоровление и внешнее управление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном ст. 85 Федерального закона.

При продаже имущества и имущественных прав должника — сельскохозяйственной организации арбитражным управляющим преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. В случае отсутствия таких лиц преимущественное право приобретения имущества при прочих равных условиях принадлежит сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

Вход на сайт

ВНИМАНИЕ!

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»


Бесплатная юридическая консультация:

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 57 «О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов»

Постановление Пленума ВС РФ от 26 декабря 2017 года № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов»

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/osobennosti-bankrotstva-selskochozyaystvennich-organizatsiy

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Каждая экономическая отрасль отличается своей спецификой, поэтому она нуждается в применении к ней особых правил регулирования.

Они могут касаться не только моментов, связанных с открытием или функционированием, но и с прекращением деятельности.


Бесплатная юридическая консультация:

Одной из отраслей выступает сельское хозяйство.

Сегодня степень поддержки подобных организаций со стороны государства низок, чем обусловлено нередкое инициирование процедур банкротства в их отношении.

Правовое регулирование

С учетом специфической деятельности юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области сельского хозяйствования, ФЗ № 127 включает в себя отдельный пункт №3.

Его содержание посвящено банкротству с/х организаций.

Основываясь на эти законодательные положения, сельскохозяйственными признаются организации, производящие или перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию.


Бесплатная юридическая консультация:

Более того, объем прибыли, полученной путем её реализации, должен составлять более 50%.

Причины несостоятельности

Банкротство сельскохозяйственных организаций может быть вызвано различными причинами (статья 3 ФЗ № 127):

  1. Погодно-климатический фактор – дожди, засушливость и иные причины приводят к тому, что всходит лишь небольшая часть урожая, а все остальное погибает. Это приводит к крупным расходам, которые в последующем не оправдываются.
  2. Использование устаревших технических средств, не справляющихся с большим объемом работы, не способных переработать с/х продукцию для сохранения её надлежащего качества.
  3. Неквалифицированный персонал, ошибки руководства, несоответствие спроса и предложения.

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Для признания несостоятельности сельскохозяйственных организаций требуется наличие таких условий:

  1. Невыполнение требований перед кредиторами, если их сумма составляет более полумиллиона рублей.
  2. Время погашения задолженности просрочено, как минимум, на 90 суток.

При наступлении перечисленных условий (в совокупности) подается заявление с просьбой инициирования процедуры банкротства в отношении субъекта сельского хозяйства в арбитражный суд.

Как подать заявление о банкротстве физического лица? Смотрите тут.


Бесплатная юридическая консультация:

Особенности

При признании предприятия с/х специализации несостоятельным должником, необходимо учитывать ряд особенностей, сопровождающих этапы процедуры.

Уже здесь важно отметить, что реализуется только три стадии банкротства (статья 178 ФЗ № 127):

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций основываются, прежде всего, на сезонном осуществлении деятельности производителей сельхоз товаров.

Они не могут круглый год собирать урожай и продавать его в одинаковом количестве.

Точки максимума производства и реализации у них попадают на конкретный период – он будет зависеть от вида продукции.


Бесплатная юридическая консультация:

Не только это, но и другие особенности важно учитывать при определении прибыли с/х организации.

Важно принимать во внимание климатические условия осуществления деятельности.

Эти факторы учитываются при реализации первой стадии банкротства – наблюдения, когда возникает необходимость рассчитать возможность погашения задолженности перед кредиторами.

Образец заявления о признании банкротом организации здесь.

Этапы процедуры

Если судебная инстанция примет на рассмотрение заявление о признании сельскохозяйственной организации банкротом, то вводится первый этап – наблюдение (статья 62 ФЗ № 127).


Бесплатная юридическая консультация:

  • сезонность производства, зависимость от таких факторов, как погода и климат;
  • возможность выполнения обязательств перед кредиторами с использованием прибыли за рабочий период (у каждой организации он исчисляется по-разному, в зависимости от специализации).

После наблюдения вводятся другие стадии процедуры банкротства – оздоровление и внешнее управление.

Важно, чтобы они были начаты до закрытия периода с/х работ. При этом во внимание должно принимать время, необходимое для переработки и реализации полученной продукции.

Если во время материального оздоровления финансовое состояние предприятия уменьшилось вследствие стихийных происшествий или иных обстоятельств чрезвычайного характера, то время проведения этого этапа может быть увеличено на один календарный год.

Одновременно с этим изменяется план возмещения задолженностей перед кредиторами с учетом порядка, установленного статьей 85 ФЗ № 127.

При внешнем управлении от полномочий освобождается руководство и все органы управления организацией – все обязанности по управлению организацией ложатся на внешнего управляющего, назначенного арбитражным судом.

Что касается сроков проведения этого этапа, то они не должны составлять более 27 месяцев.


Бесплатная юридическая консультация:

Время может быть продлено ввиду чрезвычайных ситуаций, перечисленных выше. Максимальный срок продления составляет один год.

Продажа имущества

Если все вышеперечисленные этапы процедуры признания несостоятельности не принести ожидаемого результата, то арбитражным судом назначается арбитражный управляющий.

Основная его задача – отчуждение имущества должника с целью получения денежных средств.

В последующем они будут использоваться для:

  • покрытия судебных издержек;
  • заработной платы управляющего;
  • расчета с кредиторами в порядке очереди.

Основной особенностью продажи имущества в 2017 году является выставление на торги целого предприятия.


Бесплатная юридическая консультация:

Оно выставляется единым лотом, которое способно самостоятельно производить или перерабатывать продукцию.

В лот включаются средства, используемые для хранения, сбора и последующей продажи выращенного урожая.

Если имущество, принадлежащее должнику, не было приобретено, то статья 139 ФЗ № 127 устанавливает его продажу путем введения публичного предложения.

При распродаже стоимость имущества не увеличивается, а, напротив, уменьшается. Таким образом, получить организацию сможет покупатель, согласный приобрести её по объявленной стоимости.

Отдельные привилегии при продаже имущества, принадлежащего несостоятельной организации, предоставлены с/х предприятиям, расположенным в непосредственной близости к его территории.


Бесплатная юридическая консультация:

Если подобные юридические лица отсутствуют, то право приобретения получают фермы и хозяйственные земли, находящиеся в том же субъекте.

Для реализации этой законодательной нормы арбитражный управляющий сообщает этим предприятиям о введении этапа конкурсного производства.

Как подать на банкротство должника? Читайте здесь.

Как действует ФЗ о банкротстве юридических лиц? Подробности в этой статье.

Судебная практика

Судебная практика показывает, что банкротство сельскохозяйственных организаций заканчивается покупкой этого предприятия близлежащим фермерским хозяйством.


Бесплатная юридическая консультация:

Большинство дел инициируется непосредственно руководителем организаций, не способным справиться с нагрузкой и рассчитаться с задолженностями, возникшими перед кредиторами.

На деле признание несостоятельности организации сельскохозяйственного назначения может растянуться на 3-4 года и больше.

Источник: http://nam-pokursu.ru/bankrotstvo-selskohozjajstvennyh-organizacij/

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем 50% общей суммы выручки.

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций применяются также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и уловов водных биологических ресурсов составляет не менее чем 70% общей суммы выручки.

При признании сельскохозяйственной организации банкротом земельные участки могут отчуждаться или переходить к другому лицу, РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством.

В ходе наблюдения при анализе финансового состояния сельскохозяйственной организациидолжны учитываться:

сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий;

возможность удовлетворения требований кредиторов за счет доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Финансовое оздоровление и внешнее управление сельскохозяйственной организации вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции.

В случае, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке, предусмотренном ст. 85 Федерального закона.

При продаже имущества и имущественных прав должника — сельскохозяйственной организации арбитражным управляющим преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника. В случае отсутствия таких лиц преимущественное право приобретения имущества при прочих равных условиях принадлежит сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

Арбитражный управляющий продает предприятие должника или имущество должника лицу, имеющему право их преимущественного приобретения, по цене, определенной на торгах. В случае, если о намерении воспользоваться преимущественным правом приобретения заявили несколько лиц, предприятие должника или имущество должника продается по цене, определенной на торгах, лицу, заявление которого поступило арбитражному управляющему первым.

Особенности банкротства естественных монополий

Под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Субъект естественной монополии считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение 6 месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей к должнику — субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чемрублей. Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1-3 ч. 1 ст. 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Лицом, участвующим в деле о банкротстве должника — субъекта естественной монополии, наряду с лицами, определенными настоящим Федеральным законом, признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

В случае, если должником — субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, производство по делу о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Арбитражный суд может принять решение об отказе в признании должника — субъекта естественной монополии банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

Обязательными условиями договора купли-продажи имущества должника — субъекта естественной монополии являются:

согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях;

принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей;

наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов

имеют право преимущественного приобретения предлагаемого для продажи имущества в порядке, предусмотренном пунктами 8 и 9 ст. 195 Федерального закона;

вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем 3 месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

Перепрофилирование или закрытие производства (производств), осуществляющего производство (реализацию) товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, допускается в порядке, установленном федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях«.

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview//page:3/

Банкротство сельскохозяйственных организаций: особенности процесса

Признание финансовой несостоятельности юридических лиц – это в любом случае процедура достаточно сложная, состоящая из множества нюансов. Кроме того, юрлица бывают нескольких видов, для каждого из которых подразумеваются свои условия банкротства. Одной из наиболее запутанных процедур является признание несостоятельности сельскохозяйственных организаций, поскольку во время прохождения процесса учитываются множество дополнительных факторов.

Под сельскохозяйственной организацией необходимо понимать юридическое лицо, которое получает более 50 процентов от общей прибыли за счет производства или производства и последующей переработки сельхозпродукции. Кроме того, к этой категории могут быть отнесены и рыболовецкие артели, если более 70% полученной прибыли приносит реализация выловленных ресурсов и продуктов их переработки.

Общие положения

Банкротство сельскохозяйственных предприятий происходит по схеме признания финансовой несостоятельности юридических лиц, однако имеет некоторые особенности, поскольку является исключением из правил. Регулируется процесс положениями Федерального закона № 127 «О банкротстве» (статьи).

Отличия процесса

Как и все процедуры банкротства, признание финансовой несостоятельности данной категории юрлиц включает этапы наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и, если платежеспособность не восстановлена, конкурсного производства, однако на каждом этапе учитываются внешние факторы, которые влияют на прибыль компании. К таким факторам относятся:
  1. сезонность получения прибыли (зависит от специализации предприятия);
  2. климатические условия региона (с учетом возможных форс-мажорных обстоятельств);
  3. перспективы получения прибыли в конце сезона.

Данные факторы учитываются арбитражным управляющим в процессе проведения анализа деятельности организации на всех этапах процесса.

Особенности стадий банкротства

Когда оформляется банкротство сельскохозяйственных организаций, особое внимание должно уделятьсястадиям финансового оздоровления и внешнего управления. Максимальная продолжительность двух данных этапов не должна превышать 24 месяца, однако в исключительных случаях этот срок может быть продлен еще на 12 месяцев (если в указанный период имели место быть сложные погодные условия и т.д.).

Этапы финансового оздоровления и внешнего управления сельхозпредприятий регулируются Федеральным законом № 87 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Согласно данному нормативно-правовому акту в расчет берется возможность компании получить прибыль за произведенную или переработанную продукцию, поэтому при оформлении банкротства учитываются не только реальные активы, но и потенциальные, с учетом возможного получения прибыли на конец сезона.

Реструктуризация долга

Банкротство сельскохозяйственных предприятий подразумевает возможность реструктуризации имеющейся задолженности, с целью возможного восстановления платежеспособности компании. Причем реструктурировать можно любую задолженность – как перед государственными организациями, так и перед другими физическими и юридическими лицами.

Возможность реструктуризации долга имеется у предприятия до момента подачи с его стороны или со стороны кредиторов заявления в арбитражный суд с просьбой признать банкротство. Для этого необходимо обратиться с соответствующим прошением в специальную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий.

В случае если подано подобное прошение, должнику запрещается продавать, дарить и совершать другие операции с имуществом, принадлежащим юридическому лицу.

Комиссия рассмотрит заявление компании с просьбой реструктурировать долг, а затем примет одно из следующих решений:

  1. включение в состав программы по реструктуризации долга;
  2. установка условий, выполнение которых позволит должнику быть включенным в программу;
  3. отказ в удовлетворении прошения с объяснением причин (если же отказ необоснован, можно обращаться в суд на комиссию по реструктуризации долга).

Особенности этапа конкурсного производства

Если нет возможности восстановления платежеспособности компании, процесс признания финансовойнесостоятельности переходит в заключительную стадию конкурсного производства, подразумевающую продажу имущества на специально организованном для этого аукционе.

Банкротство сельскохозяйственных организаций на стадии конкурсного производства проводит конкурсный управляющий. Главная задача при этом сохранить целостность предприятия, чтобы оно функционировало в дальнейшем. Поэтому законодательством запрещено членение организации при выставлении его на торги в первый раз. Если же компания не была куплена в целостном виде, на второй аукцион уже можно выставлять имущество фирмы-должника по частям.

Некоторые юридические лица обладают правом преимущественной покупки выставленного на аукцион имущества. К ним относятся компании, имущество которых находится по соседству с имуществом обанкротившегося должника (в эту категорию входят земельные участки, склады, хозяйственные здания и т.д.).

Неточности в законодательстве

Закон, регулирующий признание финансовой несостоятельности юридических лиц, относящихся к сельскохозяйственным организациям, имеет некоторые неточности, главными из которых являются:

  1. Если имущество приобретает юридическое лицо, воспользовавшись приоритетным правом выкупа, нет четкого определения, что делать с ценой – будет реализация происходить по оценочной стоимости или же арбитражный управляющий имеет право цену повысить.
  2. Также закон не определяет последствия пренебрежения правом преимущественного выкупа имущества.

Источник: http://bankrothelp.ru/yur-lica/bankrotstvo-selskokhozyaystvennykh-or.html

Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций

Банкротство сельскохозяйственных организаций

Статья 177 Закона о банкротстве закрепляет особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, давая понятие данной организации, называя субъектов (не являющихся сельскохозяйственными организациями), к которым применяются все положения § 3 «Банкротство сельскохозяйственной организации» главы IX Закона о банкротстве и определяет режим продажи используемого сельскохозяйственными организациями имущества.

Общие положения о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций, содержащиеся в ст. 177 Закона о банкротстве, по существу ничем не отличаются (за исключением отдельных редакционных уточнений) от аналогичных положений, которые включала в себя ст. 139 ранее действовавшего Закона 1998 г. На сегодняшний день действующим нормативным правовым актом остается также постановление Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1081 «Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатеже-способных сельскохозяйственных организаций»[16]. Данное постановление касается только федеральных государственных сельскохозяйственных организаций, а также сельскохозяйственных организаций, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%.

В п. 1 ст. 177 Закона о банкротстве содержится определение понятия «сельскохозяйственная организация», характеризующего определенную категорию должников, при банкротстве которых подлежат применению специальные правила об особенностях банкротства, включенные в § 3 главы IX Закона о банкротстве. Данное определение применяется именно для целей конкурсного права, нормы которого устанавливают особый льготный режим для тех сельскохозяйственных должников, которые подпадают под это определение; банкротство остальных должников осуществляется в соответствии с общими правилами, без применения § 3 главы IX Закона о банкротстве.

Закон о банкротстве определяет особенности банкротства только сельскохозяйственных организаций, которые являются и сельскохозяйственными товаропроизводителями. В российском законодательстве под термином «сельскохозяйственные товаропроизводители» зачастую понимаются субъекты, имеющие определенные особенности. Так, глава 26 части II Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ[17] (с изм. и дополн.), Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»[18] (с изм. и дополн.), Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»[19] (с изм. и дополн.) используют термин «сельскохозяйственные товаропроизводители», под которыми понимаются не только сельскохозяйственные организации, но и крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занятые производством сельскохозяйственной (рыбной) продукции, доля выручки которых от реализации такой продукции составляет не менее 50%, для рыболовецких – более 70% (по НК РФ – 70%).

Закон о банкротстве в п. 1 ст. 177 дает свое понятие «сельскохозяйственной организации». Сельскохозяйственная организация – это юридическое лицо любой организационно-правовой формы, основным видом деятельности которой является производство (производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% общей суммы выручки.

Таким образом, Закон о банкротстве определяет особенности банкротства только сельскохозяйственных организаций, которые являются и сельскохозяйственными товаропроизводителями. Должник — юридическое лицо может быть отнесен к категории сельскохозяйственных организаций при наличии определенных законодателем признаков:

1) основным видом деятельности такой организации должно быть производство либо производство плюс переработка сельскохозяйственной продукции;

2) выручка указанной организации от реализации произведенной (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 50% от общей суммы выручки.

Исходя из определения понятия «сельскохозяйственная организация», в число этой категории должников не включаются организации, которые занимаются исключительно переработкой сельскохозяйственной продукции (без ее производства): мясокомбинаты, молокозаводы, ликеро-водочные предприятия, сахарные заводы и т.п.

Вместе с тем специальные правила о банкротстве сельскохозяйственных организаций Закона о банкротстве распространяются и на сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, зверосовхозы, тепличные комбинаты, животноводческие комплексы), которые, например, в понимании НК РФ не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями. Критерии отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа определены постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. № 282 «О критериях отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа»[20]. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства определены в § 3 главы X Закона о банкротстве.

Наряду с сельскохозяйственными организациями Закон о банкротстве называет рыболовецкие артели (колхозы), к которым применяются правила, предусмотренные при банкротстве сельскохозяйственных организаций. Понятие и признаки рыболовецкой артели (колхоза) определены Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

Необходимость в регламентации особенностей банкротства сельскохозяйственных организаций обусловлена спецификой предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Эта специфика связана, прежде всего, с использованием в качестве основного средства производства земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, деятельность сельскохозяйственных организаций зависит в немалой степени от природно-климатических условий, носит сезонный характер, что так или иначе учитывается законодателем при ее регулировании. Более того, действующее законодательство учитывает социально-экономическую значимость сельскохозяйственных организаций и принимает ряд мер, направленных на то, чтобы не доводить такие организации до банкротства.

Необходимо отметить, что к неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут также применяться определенные досудебные процедуры, направленные на восстановление их платежеспособности. Так, например, Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной и территориальных) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Статья 177 Закона о банкротстве определяет положения, касающиеся последствий признания сельскохозяйственной организации банкротом. Речь в ней идет в первую очередь об особенностях продажи объектов недвижимости, используемой в целях сельскохозяйственного производства. При прочих равных условиях преимущественное право приобретения таких объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

Земельные участки, принадлежащие сельскохозяйственным организациям, могут отчуждаться в той мере, в какой их оборот допускается земельным законодательством, например, Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ[21] (с изм. и дополн.). Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах, перечисленных в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (с изм. и дополн.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[22]. Такими принципами, в частности, являются, во-первых, сохранение целевого использования земельных участков, во-вторых, преимущественное право субъекта Российской Федерации или, в установленных законом субъекта Российской Федерации случаях, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением продажи с публичных торгов.

Процедуры банкротства должника — сельскохозяйственной организации – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Очевидно, что при осуществлении всех названных процедур (а не только наблюдения, как это сказано в п. 1 ст. 178 Закона о банкротстве) в отношении сельскохозяйственного должника необходимо учитывать действие природных факторов, которое не зависит от субъектов.

В ходе наблюдения арбитражным управляющим проводится анализ финансового состояния должника. Особенностью его проведения в отношении сельскохозяйственных организаций является учет сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий. Кроме того, должна учитываться возможность удовлетворить требования кредиторов за счет тех доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации как процедура банкротства вводится арбитражным судом в соответствии с требованиями Закона о банкротстве, причем Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» в этом случае не применяется. В данном Законе и Законе о банкротстве, несмотря на использование одинакового термина «финансовое оздоровление», речь идет о разных вещах. В понимании Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» финансовое оздоровление — комплекс мер по реструктуризации долгов сельскохозяйственной организации при условии включения ее в программу такого оздоровления. Закон о банкротстве регламентирует финансовое оздоровление в качестве процедуры банкротства.

Особенностью финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией является то, что в законе невозможно четко и однозначно определить сроки, на которые вводится соответственно финансовое оздоровление и внешнее управление. Эти сроки поставлены в зависимость от продолжительности сельскохозяйственных работ и вводятся до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. При этом учитывается время, необходимое для реализации выращенной (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции.

Срок финансового оздоровления п. 2 ст. 178 Закона о банкротстве не определяет четко, установив, что процедура может быть введена на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации сельскохозяйственной продукции. Очевидно, что это не будет слишком уж длительный срок, хотя, в принципе, возможны варианты, когда реализация конкретной продукции требует серьезных затрат времени.

В любом случае, на наш взгляд, срок финансового оздоровления не должен превышать установленный Законом о банкротстве максимальный; косвенным подтверждением этого вывода является норма ч. 2 п. 2 ст. 178 Закона о банкротстве, в соответствии с которой срок финансового оздоровления может быть продлен на год, если это вызвано чрезвычайными обстоятельствами, которые можно рассматривать в качестве непреодолимой силы. Непреодолимая сила – это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях субъектами правоотношений обстоятельства, к которым можно отнести стихийные бедствия, военные конфликты, эпизоотии, и т.п. и к которым не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств и т.д. При постановке вопроса о продлении срока финансового оздоровления необходимо доказать, что названные чрезвычайные обстоятельства привели к спаду сельскохозяйственного производства и, соответственно, к ухудшению финансового состояния должника в течение финансового оздоровления. Кроме того, условием продления срока финансового оздоровления на год является внесение изменений в график погашения задолженности в соответствии с правилами ст. 85 Закона о банкротстве (таким образом, решение вопроса будет зависеть от воли учредителей (участников) должника и его кредиторов).

Законодатель устанавливает ограничения только срока внешнего управления сельскохозяйственной организации. Этот срок не может превышать общие сроки, установленные для внешнего управления, более чем на три месяца.

При определенных обстоятельствах – стихийных бедствиях, эпизоотиях, других крайне неблагоприятных условиях, вызвавших спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации, – сроки финансового оздоровления и внешнего управления могут быть продлены на один год. При продлении срока финансового оздоровления изменяется график погашения задолженности.

Подобным образом (исходя из времени окончания текущего периода сельскохозяйственных работ и времени, необходимого для реализации сельскохозяйственной продукции) вводится и внешнее управление в отношении сельскохозяйственного производителя. Срок внешнего управления определен – он может превышать установленный Законом о банкротстве (п. 2 ст. 92) 24 месячный не более чем на 3 месяца.

Исходя из анализа текста п. 3 ст. 178 Закона о банкротстве, можно сделать вывод о допустимости изначального установления срока внешнего управления в размере 27 месяцев (в то время как для обычных должников внешнее управление вводится не более чем на 18 месяцев, после чего необходимо решать вопрос (доказывать целесообразность) его продления на срок не более чем 6 месяцев).

Срок внешнего управления сельскохозяйственного должника может быть продлен еще на 1 год; таким образом, максимальный срок будет равен 3 годам и 3 месяцам.

Основанием продления срока является действие чрезвычайных обстоятельств, которые повлекли спад и ухудшение финансового состояния должника.

Обращает на себя внимание тот факт, что Закон о банкротстве не устанавливает каких-либо особых требований к арбитражному управляющему, осуществляющему процедуры банкротства. Поскольку это иногда актуально, кредиторы могут эти требования устанавливать в соответствии со ст. 23 Закона о банкротстве (например, требование о наличии специального образования либо опыта работы в сфере банкротства должника).

Статья 179 Закона о банкротстве, содержание которой не встречалось в Законе о банкротстве 1998 г., определяет особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственного должника; (применяются нормы этой статьи как при продаже на стадии внешнего управления, так и в конкурсном производстве) и исходит из необходимости продолжения сельскохозяйственной деятельности и сохранения целевого использования земли сельскохозяйственного назначения. В связи с этим ст. 177 Закона о банкротстве предусматривает, что преимущественное право приобретения объектов недвижимости и имущественных прав сельскохозяйственной организации — банкрота, используемых для сельскохозяйственной деятельности, принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

Следует обратить внимание на следующее. На первых торгах арбитражный управляющий выставляет на продажу предприятие должника как объект недвижимости, единый имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности.

При продаже иного имущества сельскохозяйственной организации (движимого имущества) и имущественных прав преимущественное право на их приобретение у должника имеют субъекты, которые:

— занимаются производством (либо производством и переработкой) сельскохозяйственной продукции;

— владеют земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

Эти два фактора должны присутствовать одновременно. При этом, очевидно, указанными субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.

При продаже земельного участка необходимо учитывать требования Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», касающиеся размера земельных участков, которые могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные граждане или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные капиталы данных юридических лиц. Предельный размер таких земельных участков не может быть менее чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования. Минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения определяются законами субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 24 июле 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» определяет также порядок купли-продажи земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. При продаже такого земельного участка преимущественное право его покупки имеет субъект Российской Федерации, а в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, – орган местного самоуправления. Исключение сделано только для продажи земельных участков с публичных торгов.

Сельскохозяйственные производители имеют право заявить о своем желании приобрести имущество и имущественные права в течение одного месяца. Если сельскохозяйственные производители не воспользуются в указанный срок своим преимущественным правом, имущество и имущественные права должника выставляются на торги в порядке, предусмотренном ст. 111 Закона о банкротстве.

Источник: http://www.madrace.ru/konkursnoe-pravo/kurs-pravovoe-regulirovanie-nesostoyatelnosti-bankrotstva-otdelnich-kategoriy-dolzhnikov-%E2%80%93-iuridicheskich-lits-i-grazhdan/bankrotstvo-selskochozyaystvennich-organizatsiy