Не только «Трансаэро»


Бесплатная юридическая консультация:

Почему банкротятся крупнейшие авиаперевозчики

Обозреватель vc.ru изучила причины краха российской компании «Трансаэро» и вспомнила, как рушились другие крупнейшие авиакомпании мира.

Оглавление:

1 октября стало известно, что «Трансаэро» — банкрот, продажа билетов на рейсы остановлена. До 15 декабря авиакомпания обещает перевезти пассажиров, выкупивших места заранее, после потребителям должны вернуть деньги за нереализованные билеты. «Трансаэро» — не первая авиакомпания в мировой истории, чей бизнес потерпел крушение.

Причины банкротства

Банкротство «Трансаэро» в сентябре 2015 года стало неприятным сюрпризом для большинства россиян, однако для аналитиков оно было очевидным и раньше.

С 2007 года чистую прибыль авиакомпания показала только в 2011 году. По мнению экспертов, неправильное управление компанией, снижение покупательской способности, выплаты по лизингу западным компаниям в валюте привели к тому, что расходы перевозчика опередили доходы.


Бесплатная юридическая консультация:

В 2014 году выручка компании составила почти 114 миллиардов рублей, но этого не хватило, чтобы покрыть расходы: чистый убыток, как пишут «Ведомости», достиг почти 14,5 миллиардов.

В сентябре того же года компания вынуждена была обратиться за господдержкой. Полученные 9 миллиардов рублей руководство «Трансаэро» обещало потратить на выход из кризиса. В качестве основной меры был выбран демпинг — так перевозчик надеялся увеличить пассажиропоток.

СМИ запестрили заголовками «»Трансаэро» снизила цены до уровня лоукостеров». Но прирост числа пассажиров за первое полугодие 2015 года составил всего 0,4%.

Ещё одной ошибкой эксперты называют создание авиакомпанией класса «Империал», который занимал немалую часть салона и почти всегда пустовал. На кого он был рассчитан, понять сложно: цена билета в «Империал» доходила до 400 тысяч рублей за место. Те, кто мог позволить себе такие траты, скорее задумывались о перелёте на частном самолете.

В первом полугодии 2015 года компания сократила расходы на персонал до 9 миллиардов рублей, почти на 12% по сравнению с прошлым годом, но было уже поздно. По данным Forbes, на сентябрь 2015 года компания «Трансаэро» задолжала 2 миллиарда долларов. На июнь 2015 года активы авиаперевозчика составили 155,5 миллиардов рублей.


Бесплатная юридическая консультация:

Как выяснилось, из 105 самолетов «Трансаэро» принадлежат лишь десять, причем девять из них уже заложены по кредитам. Ещё 58 авиабортов находятся в лизинге, 37 — в операционной аренде. Очевидно, что, даже если компания распродаст всё имущество, ей всё равно не хватит денег, чтобы покрыть долги.

История «Трансаэро»

Компания, основанная в 1990 году Александром Плешаковым, сыном министра радиопромышленности СССР, за считанные годы стала по сути единственным конкурентом «Аэрофлота», начавшего летать в далёком 1923 году.

Обе компании всегда получали назначения на выгодные международные маршруты. Кроме того, перевозчики были освобождены от пошлин на ввоз самолётов иностранного производства, тогда как остальные российские авиакомпании выбирали: платить пошлины или летать на советских Ту-154 и Ту-134.

По объёму перевозок сравнительно молодая «Трансаэро» уступала только «Аэрофлоту»: в 2014 году услугами компании воспользовались свыше 13 миллионов пассажиров.

Небывалые успехи, о которых конкуренты могли лишь мечтать, аналитики во многом связывали с родственными связями владельца компании: мать Плешакова Татьяна Анодина с 1991 года возглавляет Межгосударственный авиационный комитет (МАК).


Бесплатная юридическая консультация:

В 2001 году «Трансаэро» перешло под руководство жены Плешакова — Ольги, Александр занял должность председателя совета директоров. На двоих им принадлежит 36,6% компании, ещё 3% — у Татьяны Анодиной.

Сделка

1 сентября 2015 года стало известно, что «Аэрофлот» за символический 1 рубль покупает 75% плюс 1 акцию «Трансаэро». Это вселило надежду в кредиторов и пассажиров. В сентябре авиакомпания старалась выполнять все рейсы, отмены были единичны. Но перемены стали неизбежны.

«17 сентября мы летели с мужем билетами бизнес-класса в Анталию, — рассказала клиентка авиакомпании Елена Зверева. — Во «Внуково» нас как пассажиров «Трансаэро» не пустили в бизнес-зал, стало ясно, что аэропорт уже не обслуживает авиакомпанию. Дальше был несъедобный обед на борту и полное отсутствие алкоголя, даже пива. А билеты стоили 111 тысяч рублей. Я редко летаю бизнес-классом, в основном экономом, а тут просто обидно стало, что за такие деньги никакого сервиса. «Трансаэро» было уже всё равно, как работать с клиентами».

Однако сделка, о которой так много говорили, не состоялась. До 28 сентября собственники «Трансаэро» должны были направить «Аэрофлоту» соответствующую оферту, но этого не произошло. Владельцам компании не удалось собрать нужный пакет.

Бывший гендиректор Ольга Плешакова на своей странице в Facebook написала: «Не получено согласие ФАС, несмотря на несколько обращений, отсутствует согласие банка ВТБ (залог 25%) и банка МКБ (залог менее 3%) на отчуждение акций в пользу группы «Аэрофлот», несмотря на обращения, отсутствуют подтверждения «Сбербанка» и ООО «ЦУНО» (входит во «Внуково») о возможности отчуждения принадлежащих им акций в пользу группы «Аэрофлот»». «Аэрофлот», в свою очередь, заявил, что отказывается от оферты.


Бесплатная юридическая консультация:

Компания «Аэрофлот» объявила, что готова трудоустроить 5-6 тысяч сотрудников «Трансаэро». При этом общая численность штата обанкротившейся авиакомпании составляет 11 тысяч человек, кто трудоустроит остальных работников — неизвестно. Неясно и то, что будет с тысячами пассажиров, купивших туры на Новый год: Ростуризм предрекает крах некоторых туроператоров.

Пассажирам, которые приобрели билеты на даты после 15 декабря, «Трансаэро» обязуется вернуть деньги — это в теории. На практике из объявления на официальном сайте компании следует, что деньги получат далеко не все.

«Это противоречит любой логике! Мы летом купили у «Трансаэро» 2 невозвратных билета за 34 тысячи рублей на февраль в Париж, — рассказывает москвичка Юлия Кораблева. — Но мы не хотим их возвращать, нас вынуждают это сделать, потому что компания — банкрот. Так почему я не могу получить свои деньги назад, чтобы купить другие билеты? А теперь мы можем вообще потерять все деньги, ведь отель мы брали по раннему бронированию за специальную цену. Получается, у нас вообще ничего заранее делать нельзя».

Эксперты предрекают «эффект домино»: банкротство «Трансаэро» ударит по мелким банкам, кредитовавшим компанию, и туроператорам. Самый крупный партнер «Трансаэро» — туроператор «Библио Глобус» — уже сейчас пытается перезаключить договоры с другими перевозчиками на даты после 25 октября. Именно в этот день «Трансаэро» предположительно прекратит полёты.

Примеры из истории

Pan Am

Банкротство одной из ведущих авиакомпаний страны происходит в мировой истории не впервые. Самый известный пример — американская Pan American Airlines, бренд, популярный в США наравне с McDonald`s и Coca-Cola.

Основанная в 1927 году компания специализировалась на перевозке почты между Флоридой и Кубой. Уже в 1930-х годах Pan Am скупила маленькие разорившиеся авиалинии и расширила маршрутный лист, что совпало с бумом авиаперевозок. Тогда и начался взлёт Pan Am.


Бесплатная юридическая консультация:

С помощью дозаправок авиакомпания совершила первый пассажирский рейс через океан — в Британию. Именно Pan Am была единственным до 1979 года перевозчиком, который выполнял регулярные авиарейсы в СССР. Компания первой закупила широкофюзеляжные самолеты. Понимая, что массовому туризму препятствуют высокие цены, компания придумала разделение полётов на классы. В 1948 году Pan Am запустила первый в истории рейс с эконом-классом.

Благодаря грамотному управлению и господдержке Pan Am стала главной авиакомпанией США. Только лучший лётный состав в легендарной небесно-синей униформе, лучший сервис. Компания создала компьютерную систему бронирования билетов и гостиниц. Pan Am построила для себя легендарный круглый терминал в аэропорту JFK в Нью-Йорке, а также стала владельцем небоскрёба на Парк-авеню, известного сейчас под вывеской MetLife.

В 1966 году авиакомпания перевезла 6,7 миллионов пассажиров — огромная цифра для тех лет, — а резервы наличных превысили миллиард долларов. В 2011 году в США вышел сериал «Pan Am», который показал, как много значила авиакомпания для нации.

Компания была стабильна, как статуя Свободы, казалось, ничто не может её пошатнуть. Первый шаг, который привел Pan Am к краху, случился в 1969 году, когда в компанию поступила крупная партия Boeing 747, заказанная тремя годами ранее. Именно в 1969-м наступил экономический спад, который снизил спрос на пассажирские перевозки, и такое количество самолетов оказалось не востребовано.

Тяжёлые времена для «самой опытной авиакомпании в мире», как гласил рекламный слоган Pan Am тех лет, принес нефтяной кризис 1973 года. Взлетевшие цены на горючее наряду с резко сократившимся спросом на авиаперевозки сильно ударили по авиагиганту. Убытки компании за годы составили 364 миллиона долларов, а долг вырос до миллиарда.


Бесплатная юридическая консультация:

Сокращения сотрудников и воздушного флота проблему не решили. В 1985 году главный конкурент компании United Airlines выкупил всё азиатско-тихоокеанское направление.

Два теракта на бортах Pan Am в 1986 и 1988 годах привели к тому, что люди перестали покупать билеты на рейсы компании. Кроме того, перевозчик оказался должен родственникам жертв сотни миллионов долларов, которые страховая компания долго отказывалась выплачивать.

Окончательно добил авиакомпанию топливный кризис, последовавший после войны в Персидском заливе в годах.

В декабре 1991 года легендарная Pan Am объявила о банкротстве и перестала существовать. Долг перевозчика на этот момент составлял 9 миллиардов долларов. Оставшиеся прибыльные активы выкупила Delta Airlines. Последующие попытки возродить бренд потерпели неудачу.

Delta

Доставшиеся от Pan Am права на европейские маршруты — крупнейшие трансатлантические направления — вывели компанию Delta на позицию лидера по числу пассажиров и выполняемых рейсов через Атлантику.

Бесплатная юридическая консультация:

Это не спасло перевозчика от кризиса, которые наступил в авиаиндустрии после терактов 11 сентября 2001 года. Падение спроса, дальнейший рост цен на нефть и появление низкобюджетных конкурентов привели к тому, что с 2001 по 2005 годы Delta потеряла 10 миллиардов долларов.

В 2004 году компания предприняла попытку избежать банкротства. Начались сокращения, снижения зарплат: пилоты соглашались работать почти за 70% от первоначальных ставок, были введены новые рейсы. Меры не сработали: 14 сентября 2005 года компания была вынуждена объявить себя банкротом. Задолженность третьего по величине перевозчика США на тот момент составляла 20,5 миллиардов долларов.

Тем не менее через два года компания смогла преодолеть кризис — 25 апреля 2007 года суд одобрил план перевозчика по выходу из банкротства. Старые акции Delta были аннулированы, и на Нью-Йоркской фондовой бирже начали обращаться новые, по 20 долларов за штуку. Сейчас компания перевозит более 170 миллионов человек в год.

Alitalia

Громкие крушения авиабизнеса затронули и Европу. Национальный перевозчик Италии Alitalia в 2008 году объявил себя банкротом. В том же году власти страны договорились о его продаже французской Air France, голландской KLM и немецкой Lufthansa. Но победивший на выборах премьер-министр Сильвио Берлускони остановил сделку, сказав, что компания должна остаться национальной.

Под его руководством парламент принял закон о банкротстве госкомпаний. Это обошлось бюджету страны в 5-6 млрд евро: убытки авиакомпании были списаны. Но и это не помогло. В 2013 году Alitalia оказалась на пороге нового банкротства с задолженностью около миллиарда евро. Перевозчик искал возможность расширить межнациональный маршрутный лист и 300 миллионов евро для продолжения полётов.


Бесплатная юридическая консультация:

Сама компания надеялась на партнёрство с франко-голландской группой Air France-KLM, которой принадлежит 25% акций, но альянс отказался участвовать в наращивании капитала.

Помощь пришла из Объединённых Арабских Эмиратов: авиакомпания Etihad Airways приобрела 49% акций итальянского перевозчика за 1,75 миллиарда евро. Ожидается, что в 2017 году Alitalia начнёт приносить прибыль.

Swissair

Не удалось удержаться на плаву и национальному перевозчику Швейцарии. Главная авиакомпания страны в 2001 году, через 70 лет своего существования, объявила себя банкротом.

Началом конца принято считать решение Swissair о создании нового авиаальянса. Первым был куплен контрольный пакет акций Crossair, следующим приобретением стала бельгийская Sabena. Основной идей было скупить доли небольших и не самых известных европейских перевозчиков. Зачем это был нужно Swissair, понимали только швейцарские управляющие.

В 1998 году авиакомпания создала альянс Qualiflyer, объединивший более 20 компаний, большинство из которых испытывало финансовые трудности. Постоянные дотации менее удачливым партнерам истощили ресурсы Swissair.

ggg

Окончательно добил компанию кризис в мировой авиации, который последовал за терактами 11 сентября в США. Долг перевозчика на момент банкротства превысил 38 миллиардов швейцарских франков. Согласно выводам аудиторов, банкротству Swissair способствовали «управленческие ошибки, сомнительные методы бухучёта и недостаток контроля».

Через несколько месяцев после краха авиакомпания устроила распродажу своего имущества. Среди лотов оказались лыжные комбинезоны топ-менеджеров, серебряные подносы и вёдра для льда, игрушечные плюшевые самолеты со швейцарским флагом. По оценке экспертов, распродажа принесла около 10 миллионов швейцарских франков, что стало лишь каплей в море долгов Swissair.

Официально компания прекратила свое существование 31 марта 2002 года, взамен был создан новый перевозчик Swiss. А в июне того же года прокуратура Цюриха начала расследование причин банкротства и завела дела в отношении трёх управляющих компании.

Статьи по теме

больше миллиона раз

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и отправьте нажатием Ctrl+Enter

Источник: http://vc.ru/11036-aircrash


Бесплатная юридическая консультация:

ОкейНовости.РФ

Падение «Трансаэро»: причины банкротства

Самый крупный частный авиаперевозчик России оказался на грани банкротства. Собственно, банкротство «Трансаэро» на данный момент — это лишь вопрос времени. Компанию хотели спасти, продав ее за символический 1 рубль «Аэрофлоту», однако не срослось. 1 октября остановили продажу билетов и запустили процедуру банкротства, уже позже появились слухи, что ряд кредиторов «Трансаэро» выступили против банкротства компании, однако на данный момент другого выхода нет. Спасать авиаперевозчика, за которым числится 250 миллиардов рублей долгов, не будут. Тем более, на фоне падающего рынка делать этого нет никакого смысла, так как средства, которые на это потребуются, будут возвращаться очень долго, возможно, что они не вернуться никогда. Но как крупнейший российский частный авиаперевозчик, который летал очень высоко, так низко упал?

Первый полет «Трансаэро» состоялся 5 ноября 1991 года, именно это дата считается днем рождения компании, хотя она была зарегистрирована еще в декабре 1990 года. Основали компанию Татьяна Анодина и Александр Плешаков. На первых этапах деятельности у «Трансаэро» не было собственных самолетов, она занималась чартерными перевозками, арендуя самолеты «Аэрофлота».

В дальнейшем компания пользовалась поддержкой государства, в частности это выражалось в отсутствии пошлин на ввоз импортных самолетов и в других преференциях. «Трансаэро» стала первым частным авиаперевозчиком на территории бывшего СССР, также эта компания первой ввела программу лояльности, чтобы стимулировать постоянных клиентов.

«Трансаэро» отличалась низкими ценами на билеты, спрос на которые был всегда очень высок. Также стоит отметить то, что компания входила в топ-20 самых безопасных авиаперевозчиков в мире. То, что за «Трансаэро» с момента основания не числится ни одного происшествия, которое привело к человеческим жертвам, просто совпадением назвать нельзя.

Причины банкротства «Трансаэро»


Бесплатная юридическая консультация:

Еще в 2013 году чистая прибыль компании составила почти 800 миллионов рублей, размер долга на тот момент составлял 90 миллиардов рублей. В 2014 году произошло резкое падение всех показателей, долги выросли до 160 миллиардов, а вместо прибыли, компания показала убыток почти в 14.5 миллиардов рублей.

В 2014 году произошло падение курса рубля и банкротство крупных туроператоров. Это не могло не сказаться на «Трансаэро», которая перевозила 40 процентов россиян, которые отправлялись отдыхать за рубеж. Именно ориентированность компании на перевозки за рубеж и сыграла с «Трансаэро» злую шутку. Если говорить очень простым языком, то картина получалась следующая: авиаперевозчик зарабатывал в рублях, а большинство расходов были в валюте. То есть, падение курса рубля увеличило расходы и размер долговых обязательств и одновременно с этим снизило доходы (в валюте). Сказалось и падение спроса на внешний туризм.

В 2015 году в «Трансаэро» приняли решение переключиться на внутренний рынок, однако спасти компанию это уже не могло. В 2015 году долги увеличились уже до 250 миллиардов рублей.

Сказалось еще и то, что компания старалась очень быстро развиваться и захватывать новые рынки, под это дело брали кредиты, покупали самолеты. Такая стратегия характерна для многих крупных компаний, которые в момент роста рынка привлекают любые средства, чтобы занять как можно большую его часть. Но когда рынок сужается, такие компании очень часто становятся банкротами. Можно вспомнить американский город Детройт, который был мировой столицей автомобилестроения, но после того, как на рынок вышли азиатские и европейские автопроизводители, город стал банкротом. Большое количество заводов стало никому не нужным, рынок просто не мог переварить столько автомобилей.

Если здесь вина руководителей «Трансаэро»? Вопрос на самом деле довольно сложный. С одной стороны, они не могли знать, что в 2014 году разразится такой кризис, предугадать такое падение рубля не мог никто. С другой стороны, они не могли не понимать, что они сильно рискуют в своих попытках быстро захватить как можно большую часть рынка. Риск еще выражался и в том, что цены на билеты в «Трансаэро» были очень низкие, это делалось для привлечения клиентов. Некоторые направления были вообще не рентабельны.


Бесплатная юридическая консультация:

Что будет дальше?

Компанию будут распродавать, например, «Аэрофлот» уже объявил о своем желании купить до 34 «Боингов» которые сейчас уже фактически принадлежат кредиторам «Трансаэро». Приятен тот факт, что судьбой компании и ее сотрудников озаботились на самом высоком уровне. Всего в «Трансаэро» работают около 11 тысяч человек, половине работу уже предложил «Аэрофлот», очевидно, куда-нибудь устроят и остальных.

Для туристов, которые купили билеты на рейсы «Трансаэро» возможны определенные проблемы, уже появлялись новости о том, что самолеты компании задерживали в иностранных аэропортах, требуя погасить долги. Большинство рейсов, которые уже нельзя отменить, продолжают вылетать, также нет особых проблем с возвратом денег за билеты на более поздние рейсы. До 15 декабря планируется перевезти до 95 процентов пассажиров, которые купили билеты. Билеты на даты после 15 декабря не действительны и за них должны вернуть деньги.

Приятно, что в данном случае процесс происходит открыто, на сайте «Трансаэро» регулярно появляется актуальная информация, делаются публикации в СМИ. Совсем не так, как в истории с туроператорами, когда людей просто оставили и без денег, и без поездок.

В дальнейшем банкротство «Трансаэро» также сулит определенные проблемы. Выше мы писали, что компания иногда искусственно снижала цены на билеты, а так как она была крупнейшим частным авиаперевозчиком России, ее банкротство очень сильно скажется на ценах на авиабилеты, которые могут вырасти очень значительно. По некоторым оценкам, рост цен на билеты может составить до 50 процентов.


Бесплатная юридическая консультация:

Интересно

При цитировании информации гиперссылка на ОкейНовости.РФ обязательна.

Использование материалов ОкейНовости.РФ в коммерческих целях без письменного разрешения представителя не допускается

Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

All images are copyright to their respective owners.

Источник: http://xn--b1afkcdudeb4al.xn--p1ai/analitika/2393-padenie-transaero-prichiny-bankrotstva


Бесплатная юридическая консультация:

ЧТО ЧИТАТЬ В ПЕЧАТНЫХ СМИ

Всего, по данным Минтранса, «Трансаэро» продала около 600 тыс. билетов на свои регулярные рейсы. Тем временем Росавиация начинает проверку деятельности «Трансаэро» и рекомендует туроператорам прекратить продажу билетов на ее рейсы. В сложной ситуации оказались клиенты компании «Библио Глобус», продавший около 200 тыс. туров с вылетом самолетами «Трансаэро». Оператор уже заплатил перевозчику 4,5 млрд руб. На данный момент известно, что «В октябре все улетят», пишет «РБК»: до 24 октября клиенты «Библио Глобуса» будут обеспечены перевозкой. Что будет дальше, пока ясности нет. Туркомпания либо предложит клиентам перелеты другими авиакомпаниями или отказаться от тура.

Ситуация с туристами «Библио Глобуса» обсуждалась в Минтрансе на совещании с участием Росавиации, «Аэрофлота», «Трансаэро», «Библио Глобуса» и Ассоциации туроператоров России. В Минтрансе «Коммерсанту» подтвердили факт совещания, но не рассказали подробностей. По словам одного из участников совещания, стороны не сформировали единого мнения, если придется возвращать туристам деньги за билеты, один из крупнейших российских туроператоров может стать несостоятельным («Библио Глобус» теряет аванс в «Трансаэро»).

«Комсомольская правда» попыталась найти ответ на вопрос, почему крупнейшая частная российская авиакомпания оказалась банкротом. По международным рейтингам, компания — единственная из России — входила в 20-ку самых безопасных перевозчиков мира (ни одного погибшего за 20 с лишним лет полетов). По объему перевозок она — вторая в России после группы «Аэрофлот», как на внутренних, так и на международных линиях. На многих направлениях была единственным конкурентом «Аэрофлота», предлагая при этом более демократичные цены. Но компанию сгубили долги. Как говорят специалисты, в ситуации с «Трансаэро» сошлись два момента: схлопнулся рынок международных перевозок, где компания активно продвигало свои услуги, плюс упал курс рубля, а большая часть расходов наших авиакомпаний — и «Трансаэро» тут не исключение — в иностранной валюте. Спасти компанию от банкротства мог «Аэрофлот», но «Трансаэро» — частная компания, пакет ее акций рассредоточен по разным рукам и консолидировать акции в срок не удалось. При сложившейся непонятной ситуации правительство не может больше предоставлять проблемной авиакомпании госгарантии по кредитам, за которыми в первый раз она обратилась еще год назад. А без господдержки «Трансаэро» — банкрот.

Источник: http://www.zagolovki.ru/daytheme/transaero/06oct2015

Причины разорения трансаэро

Участники переговоров о судьбе «Трансаэро» признали банкротство единственно возможным вариантом выхода из тяжелой экономической ситуации, в которую попала авиакомпания, сообщает Интерфакс со ссылкой на два источника, знакомые с ситуацией.

«Фактически только одно возможное решение остается. Другого нет», — пояснил агентству источник в финансово-экономическом блоке правительства, подчеркнув при этом, что решения такого масштаба должны утверждаться на политическом уровне. В четверг состоится совещание у премьера Дмитрия Медведева, напомнил источник.


Бесплатная юридическая консультация:

Говоря о причинах, подталкивающих «Трансаэро» к банкротству, второй источник «Интерфакса» отметил, что акционеры авиакомпании так и не смогли консолидировать 75% + 1 акцию, а кредиторы не согласились на предложенную Сбербанком модель реструктуризации долга.

Ранее в четверг глава Сбербанка Герман Греф заявил журналистам, что спасти авиакомпанию «Трансаэро» от банкротства, скорее всего, уже не удастся.

Третьей причиной неизбежного краха «Трансаэро» источник Интерфакса назвал отказ Минфина предоставить для реструктуризации долгов компании госгарантии в размере 85 млрд руб., которые были обещаны на ранней стадии переговоров.

Инвесторы также все меньше верят в возможность спасения «Трансаэро» от банкротства. В ходе сегодняшних торгов на Московской бирже стоимость облигаций компании упала более чем на 40%.

Накануне, выступая перед журналистами в Совете Федерации, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов допустил возможность банкротства «Трансаэро». При этом Шувалов подчеркнул, что в первую очередь нужно думать о судьбе работающих в авиакомпании людей.


Бесплатная юридическая консультация:

Ранее сообщалось, что «Трансаэро» должна банкам около 80 млрд руб., еще 150 млрд руб. — задолженность компании по лизингу за самолеты. Крупнейший кредитор среди банков — ВТБ, на него приходится 12,7 млрд руб., говорится в отчете «Трансаэро» за второй квартал 2015 года. На начало года перевозчик был должен Сбербанку около 5,4 млрд руб., сообщает человек, знакомый с финансовой отчетностью авиакомпании. «ВЭБ Лизинг» — крупнейший лизинговый партнер, которому «Трансаэро» задолжала около 55 млрд руб.

В середине сентября Греф заявлял, что дело может кончиться банкротством, если кредиторы «Трансаэро» не согласуют схему реструктуризации долгов авиакомпании до конца сентября.

На этой неделе «Трансаэро», которая с начала сентября находится под операционным управлением «Аэрофлота», оказалась под угрозой остановки. Накануне «Аэрофлот» разослал топливо-заправочным комплексам (ТЗК) аэропортов письмо, в котором предупредил, что с 0:00 30 сентября прекращает оплату заправки самолетов «Трансаэро», рассказал РБК источник в одном из крупных российских аэропортов и подтвердили чиновник одного из профильных федеральных ведомств, а также топ-менеджер крупного туроператора, сославшийся на свои источники в Росавиации. Но потом по настоятельной просьбе первого вице-премьера Игоря Шувалова «Аэрофлот» продлил дедлайн на два дня, до 0:00 2 октября, говорят собеседники РБК. Сейчас самолеты «Трансаэро» продолжают заправляться за счет «Аэрофлота», но кто будет оплачивать топливо после дедлайна, «не знает вообще никто», говорит топ-менеджер одной из крупных российских ТЗК.

В четверг утром стало известно, что аэропорт Анталии не выпускает три чартерных рейса российской авиакомпании «Трансаэро» — в Москву, Омск и Екатеринбург. Источник Интерфакса в аэропорту связал задержки рейсов авиакомпании на вылет из Анталии с долгами по обслуживанию воздушных судов.

Источник: http://www.rbc.ru/business/01/10/2015/560d088b9a7947bf654c0441


Бесплатная юридическая консультация:

Экономика: Почему "Трансаэро" все-таки решили обанкротить

В пятницу окончательно стало понятно, что банкротства «Трансаэро» не избежать. И хотя основатели перевозчика еще надеются найти другой выход, судьба второй по величине авиакомпании, судя по всему, предрешена. В чем причина заката столь крупного и опытного игрока, проработавшего на рынке четверть века? Кто выиграет от всей этой истории и что делать пассажирам с билетами на руках?

Формально лицензию у авиакомпании «Трансаэро» еще не отозвали, но все факты говорят о скором банкротстве перевозчика. Накануне были остановлены продажи билетов «Трансаэро», а перевозкой пассажиров компании занимаются другие перевозчики во главе с «Аэрофлотом». Сегодня о неизбежности банкротства «Трансаэро» заявили как кредиторы, так и федеральные министры.

«Громадный долг, и компания операционно убыточна три года подряд. Это выяснилось сейчас, в ходе проверки ее деятельности. И очевидно, что с таким долгом компания жить не может»

Банкротство авиакомпании «Трансаэро» является единственно возможным вариантом, поиски альтернатив не привели к положительным результатам, сказал министр экономического развития России Алексей Улюкаев.

О планах подать иски в суд о банкротстве перевозчика заявили Сбербанк и ВТБ, Альфа-банк уже зарегистрировал иск на 11,35 млн долларов, «Финансовая корпорация «Открытие» подала иск на 1,3 млрд рублей. Сбербанку авиакомпания должна 6 млрд рублей, плюс задолженность по финансовому лизингу самолетов. Долг перед ВТБ – 12 млрд рублей, плюс в лизинге у перевозчика находится 21 лайнер с задолженностью в 40 млрд рублей.


Бесплатная юридическая консультация:

Всего же «Трансаэро» оказалась должна около 250 млрд рублей. Задолженность перед банками – более 75 млрд рублей, обязательства перед лизинговыми компаниями – около 150 млрд рублей, долги перед аэропортами и топливозаправочными компаниями – еще около 20 млрд рублей.

При этом соотношение долга и выручки сделало первоначальный план правительства и «Аэрофлота» по санации второго перевозчика страны невозможным. При долге в 250 млрд рублей годовая выручка перевозчика составляет лишь 114 млрд рублей (по итогам 2014 года).

Еще в 2013 году чистый долг авиакомпании составил 90,5 млрд рублей, в 2014 году общий долг вырос до 160 млрд рублей, а за неполный 2015 год – уже до 250 млрд рублей.

В начале сентября было решено, что «Аэрофлот» за один рубль получит 75% + 1 акцию авиакомпании, взамен госкомпания помогает с решением долговых трудностей и спасает перевозчика. Сделка должна была завершиться до 28 сентября. Однако она сорвалась, формально – потому что акционеры «Трансаэро» так и не смогли подготовить необходимый пакет к выкупу. Бывший акционер «Трансаэро» Ольга Плешакова подарила свои акции компании мужу Александру Плешакову, но собрать в одни руки удалось все равно меньше 60% акций. Впрочем, более значимой причиной срыва плана санации стало выяснение реальных финансовых дел «Трансаэро».

По сути, авиакомпания уже не первый год была на грани банкротства. Долги стали обузой еще три года назад, однако проблему решали за счет новых кредитов, которые лишь откладывали, но не излечивали финансовые проблемы компании. Теперь спасение перевозчика стало дороже, чем его банкротство. Фактически «Трансаэро» несколько лет жила на кредитной игле, выбрав путь современной Греции и Украины. Еще три года назад санация перевозчика была реальна, сегодня – нет.

«То, что мы, к сожалению, видим сейчас, у компании перспектив нет никаких. Громадный долг, и компания операционно убыточна три года подряд. Это выяснилось сейчас, в ходе проверки ее деятельности. И очевидно, что с таким долгом компания жить не может», – заявил глава Сбербанка Герман Греф.


Бесплатная юридическая консультация:

Между тем менеджмент «Трансаэро» все еще надеется, что перевозчика удастся спасти. Ольга Плешакова ухватилась за идею, подсказанную банком «МФК» Михаила Прохорова: вместо банкротства списать компании 20% долгов и отдать акции и управление компанией консорциуму банков-кредиторов.

Однако Греф не думает, что все кредиторы будут готовы пойти на то, чтобы вложить свои обязательства в уставной капитал «Трансаэро». Сбербанк, по его словам, скорее всего, не будет готов конвертировать долг «Трансаэро» в акции, в долю в уставном капитале компании.

Глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев винит в бедах авиакомпании неэффективность менеджмента, сожалея о выданных в конце 2014 года 9 млрд рублей бюджетных гарантий этой компании. «В результате мы продлили стадию неэффективного менеджмента и создали дополнительные риски для всех», – сказал Улюкаев.

История «Трансаэро» лишний раз показывает, что построение бизнеса на стратегии рефинансирования долгов крайне опасна. Такой стратегии пользовались многие, в том числе и «Мечел». Роснефть за счет кредитов, которые собиралась прежде всего рефинансировать, покупала сначала активы ЮКОСа, а потом ТНК, напоминает директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев.

«Стратегия рефинансирования долгов, которая была очень популярна в нулевые, больше не работает. Теперь принципиально изменилась ситуация. Россия отрезана от внешних рынков капитала на печальном фоне падения цен на основные товары российского экспорта. Лишних и дешевых денег в России уже нет», – отмечает в комментарии газете ВЗГЛЯД Разуваев.

В начале 2000-х «Трансаэро» была лидером по росту перевозок, однако в кризисное время авиапоток пассажиров и грузов логично снижается. Падение наблюдается уже второй год подряд.

Выигравшие и проигравшие

В первую очередь от банкротства перевозчика пострадают банки, которые продолжали перекредитовывать перевозчика. «Возврат денег – это проблема только кредиторов. Вероятность того, что они смогут полностью получить все свои деньги, стремится к нулю», – говорит Разуваев.

Так, Сбербанк не надеется вернуть полностью долг перевозчика в 6 млрд рублей, но часть все же думает вернуть, говорит Герман Греф. При этом сколько удастся вернуть – «сложно сказать», добавил он. По его словам, под этот долг в банке уже сформирован стопроцентный резерв.

Потеря 75 млрд рублей (сумма долга перед финорганизациями) для банков не смертельная, но довольно существенная. Российские банки и так показывают убытки из-за кризиса (в этом году ждут минус на 1 трлн рублей), а государство оказывает им антикризисную поддержку.

Что касается около 100 самолетов «Трансаэро», то взятые в лизинг лайнеры – это собственность банков, которые будут искать для них новых владельцев. Ими станут те, кто заменит перевозчика по его маршрутам. В первую очередь эти лайнеры будут интересны «Аэрофлоту».

Однако есть и альтернативные варианты. Банки могут сами создать нового перевозчика с имеющимся у них парком. Такую мысль высказал глава ВЭБ – еще одного кредитора «Трансаэро» – Владимир Дмитриев. По его словам, банкротство авиакомпании – это лишь один из сценариев, который сейчас обсуждается.

Также ВЭБ обсуждает с ВТБ вариант создания новой авиакомпании. «Мы ведем переговоры практически в каждодневном режиме с нашими партнерами и друзьями из ВТБ, чтобы рассмотреть и вариант создания на базе существующего авиапарка компании, которая бы, используя механизм государственной поддержки, могла бы взять на себя часть обязательств по транспортировке пассажиров», – рассказал Дмитриев.

В этом случае новый перевозчик будет рассчитывать на сохранение за ним тех льгот, которые имела «Трансаэро». «В свое время «Трансаэро» была единственной компанией, которая была освобождена от пошлин на ввозимые самолеты, им были предоставлены аналогичные (упрощенные) условия доступа к внутренним и международным рейсам. Если мы пойдем по пути создания нового перевозчика, то нам нужна будет поддержка государства в этом смысле», – уточнил Дмитриев.

Пассажиры обанкротившейся авиакомпании, безусловно, почувствуют большие неудобства, однако правительство взяло на себя обязательство обеспечить им перелеты, переложив их на других перевозчиков. При «Аэрофлоте» создан координационный штаб (координирует перевозки всеми авиакомпаниями), а при Росавиации действует штаб по мониторингу ситуации, который осуществляет взаимодействие с авиационными властями иностранных государств.

«Аэрофлот» с 7 сентября уже перевез около 700 тыс. пассажиров авиакомпании «Трансаэро», потратив на это 5 млрд рублей; остается еще около 600 тыс. человек с билетами на руках.

«Если самолет загружен полностью, он так и полетит. Пассажиров недогруженных бортов будут рассаживать по другим рейсам»

«Аэрофлот» в любом случае окажется в выигрыше. Именно он, скорее всего, получит наиболее прибыльные маршруты «Трансаэро», согласен Разуваев. Поэтому текущие расходы на развозку «трансаэровских» пассажиров он сможет в будущем компенсировать. Однако на маршруты «Трансаэро» рассчитывают и другие перевозчики, которые сегодня активно готовы помогать пассажирам банкрота, оказавшимся в сложной ситуации. Это и бюджетная «дочка» «Аэрофлота» – «Победа», и «Уральские авиалинии», и «Ютэйр», и S7, и «Таймыр».

Впрочем, источник в авиационных кругах сообщил ТАСС, что «Аэрофлот» хочет перевезти пассажиров «Трансаэро» без участия конкурентов – S7, «Уральские авиалинии», «Таймыр» – в расчете получить права на все его международные маршруты. Это лакомый кусок: маршрутная сеть проблемного перевозчика включает более 200 направлений полетов по России и зарубежным странам Европы, Азии, Америки и Африки. Только в первом полугодии этого года «Трансаэро» перевезла 5,8 млн пассажиров.

В любом случае в ближайшие как минимум две недели клиентов «Трансаэро» должны будут и завозить на курорты, и вывозить оттуда. Например, компания обслуживала значительную долю российских туристов в Греции и на Кипре.

Минимальный срок перевозки в две недели был изначально выбран потому, что за это время удастся обслужить основную часть пассажиров с билетами «Трансаэро», а значит, во многом снять остроту проблемы, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина. «Массовые программы у туроператоров завершаются до 15 октября», – пояснила она. К примеру, у туроператора «Библио Глобус» только сегодня должны вылететь в 28 стран более 6,3 тыс. человек, «НТК Интурист» до 10 октября отправляет в Турцию порядка 4 тыс. туристов.

Однако есть билеты, выкупленные и на более поздние сроки. В «Библио Глобусе» проданы все туры до конца октября, плюс есть продажи на ноябрь и декабрь.

Ранее глава «Аэрофлота» уверил, что авиакомпания гарантирует либо обеспечение перевозки по билетам «Трансаэро», либо возврат денег за билеты, если рейс будет отменен.

Позже в пятницу пресс-служба «Аэрофлота» сообщила, что перевозчик готов продлить срок перевозки пассажиров «Трансаэро» до 15 декабря 2015 года, то есть еще на два месяца, причем как на внутренних, так и на международных направлениях. По предварительным данным, к этому дню будет обеспечена перевозка уже 95% пассажиров авиакомпании «Трансаэро». Оставшимся 5% вернут деньги.

По словам Тюриной, на 1 октября на регулярные рейсы «Трансаэро» было продано порядка 620 тыс. билетов, большинство из которых приходятся на октябрьские рейсы. Общая стоимость этих билетов, по экспертным оценкам, составляет 9–10 млрд рублей. Кроме того, еще примерно 180–200 тыс. мест было реализовано туроператорами в составе турпакетов. Около 70 тыс. клиентов турфирм находились за рубежом, еще более 20 тыс. – на курортах юга России, большинство в Краснодарском крае и в Крыму.

Россиянам, имеющим билеты на руках, необходимо следить за обновлением расписания «Трансаэро», которое будет согласовываться с другими авиакомпаниями. «По разъяснению источника в этом ведомстве (Росавиации), и завозные, и вывозные рейсы будут оптимизироваться в зависимости от их загрузки. То есть, если самолет загружен полностью, он так и полетит. Пассажиров недогруженных бортов будут рассаживать по другим рейсам. Поэтому туристы, которые приобрели у туркомпаний пакеты с перелетом «Трансаэро», должны держать оперативную связь со своими агентствами или с принимающими компаниями на курортах», – объясняет Турина. Речь идет о том, что самолеты часто летают загруженными лишь на 80%.

Когда все трудности с проданными билетами завершатся и маршруты «Трансаэро» получат другие авиакомпании, пассажиры столкнутся с еще одной проблемой. На некоторых маршрутах, например на дальневосточном, снизится конкуренция, что неминуемо выльется в удорожание билетов.

Что касается сотрудников самой авиакомпании, то в случае банкротства «Трансаэро» большинство сокращенных смогут перейти на работу в «Аэрофлот», уверила вице-спикер правительства Ольга Голодец. Глава «Аэрофлота» Виталий Савельев уточнил, что «Аэрофлот» сможет трудоустроить у себя 5–6 тыс. сотрудников «Трансаэро» из 11,5 тыс. человек, то есть почти половину. Небольшая часть сотрудников может быть еще востребована в других авиакомпаниях, если им достанутся новые маршруты от ушедшей с рынка компании.

Однако многим уволенным сотрудникам «Трансаэро», непосредственно занятым в авиационной деятельности, найти работу будет крайне сложно. На рынке и так переизбыток специалистов, а авиаперевозки падают.

Нынешнего гендиректора «Трансаэро» Дмитрия Сапрыкина трудоустроит «Аэрофлот». Его хотят назначить гендиректором объединенной компании «Россия», куда войдут три «дочки» «Аэрофлота»: авиакомпания «Россия», «Донавиа» и «Оренбургские авиалинии». Их решили объединить в единую компанию по принципу работы в одной нише среднего сегмента. «Победа» сюда не войдет, так как это перевозчик другого порядка – лоукостер. По словам Савельева, «Трансаэро» могла бы вписаться в эту объединенную компанию, если бы удалось договориться.

Источник: http://so-l.ru/news/y/2015_10_02_ekonomika_pochemu_transaero_vse_taki_r

Всё, что нужно знать о банкротстве «Трансаэро»

Причины, последствия и роль «Аэрофлота»

Банкротство «Трансаэро», второй крупнейшей российской авиакомпании, утвердит монополию «Аэрофлота» на важных международных направлениях и приведёт к ещё большему росту цен. Внутренние линии пострадают меньше, хотя, например, полёты на Дальний Восток планировать теперь придётся за несколько месяцев.

Акционеры компании S7 сначала вышли из сделки по покупке «Трансаэро», потом заявили, что готовы вернуться к переговорам. Какие возможны варианты?

Банкротство «Трансаэро» уже неизбежно. Собственно, и предполагаемая покупка компании совладельцем S7 Владиславом Филёвым не обещала решить все проблемы — появлялся лишь довольно призрачный шанс на перезагрузку. Реструктурировать огромную задолженность было бы крайне сложно даже в случае успешного завершения сделки.

Можно было договориться с основными кредиторами, среди которых ВЭБ, ВТБ, Сбербанк и частные банки, но не со всеми. Например, «Аэрофлот», которому «Трансаэро» должна более 8 млрд рублей, несомненно, занял бы принципиальную позицию. Найти копеечку на приобретение контрольного пакета акций «Трансаэро» ещё можно, тем более что сейчас они уже не стоят практически ничего, но на расплату с непримиримыми кредиторами нужны живые деньги, а это уже совсем другая постановка вопроса и другие риски.

Наконец, на следующий день после того, как стало известно о готовящейся сделке, Росавиация (Федеральное агентство воздушного транспорта. — Прим. «Секрета») «приземлила» «Трансаэро», аннулировав сертификат эксплуатанта и все назначения на международные маршруты. Авиакомпания без сертификата и маршрутов, зато с огромным долгом — сомнительное приобретение.

Почему власти не пытаются спасти «Трансаэро»?

Государство почти год пыталось найти решение, которое бы позволило не останавливать полёты. В правительстве есть силы, которые поддерживали «Трансаэро». Дело не только в личных связях её менеджмента, но и в желании сохранить перевозчика в качестве рыночной альтернативы «Аэрофлоту». Но для перезагрузки проблемной авиакомпании нужны были живые деньги на докапитализацию — порядка 100–120 млрд рублей. У частных акционеров «Трансаэро» их не было, а правительство не дало. Кризис всё-таки, да и зачем нам столько государственных авиакомпаний?

Потом, государство — это не одно лицо (если речь не о принципиальных вопросах). Аппарат правительства, Минтранс, Росавиация, Минфин, Минэкономразвития, Росимущество — это множество чиновников, у которых разные приоритеты и интересы. Сформировать консолидированную позицию по «Трансаэро» не получилось, а первым лицам, которые могли это сделать в административном порядке, проблема не показалась такой уж важной, насколько я понимаю.

До того как на арену вышел Владислав Филёв из S7, «Трансаэро» чуть было не купил «Аэрофлот». За 1 рубль. Почему не получилось?

Полагаю, «Аэрофлот» вступал в переговоры не по собственной инициативе. Это изящное решение было предложено вице-премьером Игорем Шуваловым. «Аэрофлот» настойчиво попросили спасти «Трансаэро», но на перевозку 2 млн пассажиров он согласился, а покупать проблемного конкурента ему было совершенно ни к чему. Фактически у «Аэрофлота» с Минтрансом произошёл размен: мы финансируем деятельность «Трансаэро» в сентябре и октябре, вы нам даёте все маршруты на МВЛ (международных воздушных линиях. — Прим. «Секрета»). Всё честно, хотя и довольно неприглядно.

«Аэрофлот» однозначно выигрывает от банкротства «Трансаэро»?

Однозначно. Сейчас, разумеется, придётся зафиксировать убытки, но в масштабе «Аэрофлота» это не бог весть какие деньги. Тем более, на дальнемагистральных перевозках у «Аэрофлота» теперь образуется почти что монополия, которая, несомненно, будет приносить прибыль. Да и на многих европейских маршрутах «Аэрофлот» останется единственным перевозчиком с российской стороны.

Как будет происходить банкротство? Это беспрецедентная ситуация?

Несомненно, это банкротство не имеет прецедентов, хотя в 2008 году остановил работу занимавший примерно 7% рынка альянс AiRUnion, из-за чего в свое время было много шуму. Персонал «Трансаэро» — околочеловек — выходит на рынок труда. Самолёты уходят собственникам — лизинговым компаниям. Маршрутная сеть на международке уже досталась «Аэрофлоту». Кредиторы, вероятно, не получат почти ничего, поскольку ценных активов у «Трансаэро» не было.

Имеет ли отношение к происходящему с «Трансаэро» неожиданное решение Межгосударственного авиационного комитета (его руководитель Татьяна Анодина приходится матерью крупнейшему акционеру «Трансаэро» Александру Плешакову. — Прим. «Секрета»)?

Скорее всего, связи здесь нет. История с «Трансаэро» фактически закончилось. Больше похоже на какие-то бюрократические игрища.

Каковы главные последствия для рынка?

Монополия «Аэрофлота» есть на многих направлениях — например, из Москвы в США, Восточную и Юго-Восточную Азию. Многие иностранные перевозчики — например, Delta, Cathay Pacific или Thai Airways — сократили полёты с началом кризиса в России. У «Аэрофлота» теперь есть уникальный шанс зарабатывать деньги в отсутствие конкурентов.

На тех европейских направлениях, где иностранные перевозчики представлены участниками альянса Sky Team (членом которого является наш «Аэрофлот»), ценовая политика координируется, и уход «Трансаэро» с маршрутов, скажем, в Прагу, Милан, Рим и Париж приведёт к росту тарифов на 20–30%.

Повышение цен будет заметно не сразу, а ближе к началу следующего высокого сезона — то есть в мае-июне 2016 года. Сейчас спрос сокращается в связи с августовской девальвацией рубля и наступлением холодов, поэтому большого простора для роста тарифов нет. Впрочем, если рубль упадёт ещё раза в полтора — цены авиакомпаниям придётся даже снизить, чтобы хоть как-то загружать рейсы.

Что будет с внутренними перевозками?

Присутствие «Трансаэро» на внутреннем рынке было относительно невелико, и эффект от её остановки будет меньше. Больше других пострадают жители Дальнего Востока, но не из-за роста тарифов, а из-за банального дефицита билетов. Ещё весной текущего года «Аэрофлот» предложил плоские тарифы, тем самым дав правительству прозрачный намёк, что без «Трансаэро» с ценами будет всё будет предсказуемо. Правительство на это повелось, но никто не учёл, что дешевизна билетов приведёт к их дефициту.

После ухода «Трансаэро» провозная ёмкость из Москвы на Дальний Восток сократилась почти вдвое, и проблема встала в полный рост даже в ноябре, а это традиционно низкий сезон. Пока в летнем расписании 2016 года «Аэрофлот» частоту полётов не увеличил, и вполне возможно, что гарантированно купить билеты теперь можно будет лишь за полтора или даже два месяца до вылета.

Многие потребители уже ощущают дискомфорт, поскольку ряд корпоративных клиентов, а также госорганы и бюджетные учреждения не могут покупать билеты в бизнес-класс, хотя и он сейчас в дефиците, а горизонт планирования поездок у них отнюдь не полтора месяца. Отличный пример того, как слишком низкие тарифы не увеличивают, а снижают транспортную доступность.

Каковы среднесрочные последствия?

В следующие один-два года российские авиакомпании на свежих кейсах «Трансаэро» и «ЮТэйра» будут вести себя более рационально. Сплошной демпинг, который на рынке вот уже почти пять лет, должен закончиться, поскольку нужно когда-то и деньги зарабатывать. Но память короткая, урок, преподанный AiRUnion, забыли уже к 2011 году, поэтому в будущем всё, скорее всего, вернётся на круги своя.

Проблема в том, что рынок уже несколько лет закрыт для новых игроков благодаря административным препонам: минимальный парк из восьми самолётов, контрольный пакет акций у российских инвесторов и так далее. После банкротства «Трансаэро» и проблем «ЮТэйра» для российских инвесторов и банков авиация — табу на несколько ближайших лет. Количество авиакомпаний сокращается, а концентрация увеличивается — в основном, за счёт группы «Аэрофлот», которая сейчас будет контролировать почти половину рынка.

Если в обозримом будущем и появится новый крупный игрок, то, скорее всего, это будет кто-то из уже существующих перевозчиков. Сейчас второй авиакомпанией страны становится S7, которая год назад была лишь четвёртой. Но не за счёт собственного роста, а за счёт падения конкурентов.

Фотография на обложке: Roman Pilipey / EPA

Источник: http://secretmag.ru/trends/scenarios/transaero.htm

Банкротство "Трансаэро". Новый расклад и последствия

Самая крупная частная авиакомпания России «Трансаэро» стала первой жертвой банкротства за долгие годы в отрасли пассажироперевозок РФ. Кризисные времена в авиакомпании начались еще в прошлом году. В сентябре 2014 года руководство «Трансаэро» обратилось за помощью к правительству, однако, так и не дождавшись финансовой помощи и не склонив кредиторов к реструктуризации долга, компания стала объектом споров и скандалов.

Банкротство «Трансаэро» может оказать значительное влияние на российский рынок авиаперевозок, отмечают эксперты. В первую очередь, выход крупного игрока повлечет за собой положительный эффект для конкурентов, что на рядовых гражданах скажется далеко не лучшим образом.

Чего ждать россиянам от переориентации рынка авиаперевозок России — разбиралась редакция 24СМИ.

Крах «Трансаэро»

Одним из первых объяснить причину банкротства «Трансаэро» вызвался премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. По словам премьера, частная авиакомпания обонкротилась из-за неразумной финансовой политики. После кризисных годов компания начала закупать большое количество самолетов, которые оказались лишними.

«Машин у них с избытком, они закупили лишь лишние, когда был пик, на этом, собственно, и просчитались. Надо было поменьше», — говорил Медведев.

Аэрокомпания обратилась за помощью к правительству в предоставлении госгарантий. Однако, Минэкономики и Минтранс не приняли план выхода из кризиса «Трансаэро», и компания осталась без финансовой помощи. Выйти из кризиса частники надеялись с расчетом на улучшение ситуации на рынке, чего так и не произошло.

Переориентация рынка

Спрогнозировать расклад на рынке авиаперевозок России после ухода гиганта решили аналитики Газпромбанка (ГПБ). Эксперты прогнозируют, что с уходом «Трансаэро» освободившуюся нишу поделят между собой другие крупные российские игроки отрасли.

Значительное прибавление ощутит государственный перевозчик «Аэрофлот». Доля госкомпании сейчас составляет 37% пассажиропотока, с уходом конкурента, она увеличится до 50%. Вторым крупнейшим перевозчиком страны станет российская компания S7, которая увеличит свой пассажиропоток до 12%, а замкнет тройку «выигравших» «Ютэйр» с 10% рынка.

В общем, аналитики прогнозируют стабилизацию на российском авиарынке, что благоприятно скажется на отрасли в целом.

«Пассажирооборот на российском рынке авиаперевозок упал на 5% за 7 месяцев текущего года, что привело к существенному избытку провозных емкостей. После того, как «Трансаэро» прекратит свою деятельность, избыток мощностей исчезнет, в результате чего рынок станет более стабильным», — цитирует сообщение ГПБ «Интерфакс».

Аналитики банка подсчитали рост выручки «Аэрофлота» на 17% — до $7,7 млрд. Также ожидается рост EBITDA (прибыль до вычета расходов по выплате процентов и налогов, а также начисленной амортизации) на 36% — до $873 млн (рентабельность по EBITDA — 11,3%).

Последствия для россиян

С уходом гиганта «Трансаэро» следует ожидать рост тарифов на услуги, уверены эксперты ГПБ:

«Мы также ожидаем, что тарифы на авиаперевозки будут расти, что плохо для пассажиров, но хорошо для авиакомпаний, рентабельность которых может вырасти».

О том, что ждать дешевых билетов россиянам больше не стоит, заявил и гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев в интервью газете «Комерсантъ». Глава возможного монополиста подчеркнул, что сейчас нет предпосылок для падения стоимости билетов, единственная компания, позволяющая себе экономить на всем и при этом продающая билеты по стоимости, ниже рыночной, это «Победа». Если игроки авиабизнеса начнут занижать стоимость авиаперевозок, то они будут работать себе в убыток и пойдут по стопам «Трансаэро», поясняет Савельев.

Алексей Комаров из «Авиатранспортного обозрения» в интервью изданию «Эксперт» заявил, что в случае неравномерного распределения рейсов, принадлежавших «Трансаэро», монополию на рынке может получить «Аэрофлот», который увеличит стоимость билетов на международные рейсы, что в свою очередь ударит по туристическому бизнесу, который итак находится в кризисе.

«Если другим авиакомпаниям Росавиация по каким-то причинам не даст доступа к международным рейсам «Трансаэро», а там есть очень лакомые традиционные маршруты в Израиль, Германию, Италию и другие, то цены, безусловно, будут завышены под разными красивыми предлогами», — говорит директор по продажам НТК «Интурист» Сергей Толчин.

Аналитики резюмируют: с уходом «Трансаэро» отрасль авиаперевозок ждут кардинальные перемены. Освобождение от лишних самолетов, постепенное сокращение издержек за счет оптимизации маршрутов и повышение цен — все это должно благоприятно сказаться на отрасли в целом.

Источник: http://24smi.org/news/31276-bankrotstvo-transaero-novyj-rasklad-n-spect_ob.html