Стратегическое предприятие (организация) это:


Бесплатная юридическая консультация:

1. Для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;

Оглавление:

(в редакция Федерального закона от 05.02.2007 № 13-ФЗ)

организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа

Источник: Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (редакция от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) «О несостоятельности (банкротстве)»

Самые просматриваемые слова

Ссылки на определение понятия «Стратегическое предприятие (организация)»:

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Стратегическое предприятие (организация)». Полученная информация поможет вам понять, что такое Стратегическое предприятие (организация). Если по вашему мнению определение термина «Стратегическое предприятие (организация)» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.


Бесплатная юридическая консультация:

Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Стратегическое предприятие (организация)», но и по ошибочному запросу «cnhfntubxtcrjt ghtlghbznbt (jhufybpfwbz)». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.

Описание страницы: На данной странице представлено определение понятия «Стратегическое предприятие (организация)»

Ключевые слова страницы: Стратегическое предприятие (организация), это, определение, понятие, термин, дефиниция, что значит, что означает, слово, значение

Источник: http://constitutum.ru/dictionary/25148/

Стратегическое предприятие (организация)

«. 1. Для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:


Бесплатная юридическая консультация:

федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. «

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) «О несостоятельности (банкротстве)»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .


Бесплатная юридическая консультация:

Смотреть что такое «Стратегическое предприятие (организация)» в других словарях:

СП — стеклопакет СП стрелковый полк воен. Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. СП стартовая позиция Словари: Словарь сокращений и… … Словарь сокращений и аббревиатур

Фирма — (Firm) Определение фирмы, признаки и классификация фирм Определение фирмы, признаки и классификация фирм, концепции фирмы Содержание Содержание Фирма Юридические формы Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм… … Энциклопедия инвестора

Курганский автобусный завод — Данные в этой статье приведены по состоянию на 2009 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия

СХП — сельхозпредприятие СХП сельскохозяйственное предприятие организация СХП Социально христианская партия Бельгия, полит. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. СХП система хранения и… … Словарь сокращений и аббревиатур

Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л. Я. Карпова — Научно исследовательский физико химический институт им. Л.Я. Карпова (НИФХИ им. Л. Я. Карпова) Основан 1918 Директор д. т. н. Куляпин Владимир Павлович Расположение … Википедия


Бесплатная юридическая консультация:

Менеджмент — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Менеджмент (от англ. management  управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть)  означает разработку (моделирование), создание… … Википедия

Менеджеры — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Менеджмент (в максимально широком смысле) руководство социально экономическими системами. Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь … Википедия

Менеджмент (система управления) — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Менеджмент (в максимально широком смысле) руководство социально экономическими системами. Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь … Википедия

Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Газпром нефть — (Gazprom neft) Компания Газпром нефть, собственники и руководство компании, создание и развитие Газпром нефти Информация о компании Газпром нефть, собственники и руководство компании, создание и развитие Газпром нефти Содержание Содержание «»… … Энциклопедия инвестора

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо


Бесплатная юридическая консультация:

Источник: http://official.academic.ru/25148/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%28%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%29

Стратегические предприятия в системе управления государственной собственностью РФ

Анализируются причины и последствия сокращения списка стратегических предприятий, находящихся в собственности РФ. Рассмотрены преимущества статуса стратегического предприятия.

Перечень стратегических предприятий в Российской Федерации в настоящее время сокращается. Этот процесс может оказать негативное влияние на положение России в мировой экономической системе. В связи с этим особую актуальность приобретает теоретическое переосмыс­ление роли стратегических предприятий в системе управления государственной собственностью. Значи­мость данного аспекта исследований обусловлена тем, что в связи с глобализацией мировой экономики, обостряются противоречия между национальными государствами и международным капиталом, который стремится разрушить национальные государства с целью бесконтрольного использования ресурсов. Недавние исследования швейцарских ученых статистически подтвердили, что реальная экономическая власть и львиная доля мирового национального богатства приходится на долю 147 суперкорпораций, которые путем перекрестного контроля овладели 40% глобального корпоративного богатства [1].

Россия для мирового финансового капитала представляет первостепенный интерес, так как на ее территории расположены практически все стратегические ресурсы: земля, пресная вода, леса и другие полезные ископаемые. Значительная часть их пока еще находится в государственной собственности. Чтобы вывести эти ресурсы из под контроля государства, необходимо обосновать необходимость уменьшения доли государственной собственности, доказать ее неэффективность. В ходе рыночных реформ в России на государственном уровне сформировались новые подходы к роли государ­ственной собственности в хозяйстве страны. Эти изменения касаются как масштаба госу­дарственной собственности, так и системы управления. Можно отметить следующие изменения в развитии государственной собственности на современном этапе: внедряется идея разделения власти и собственности; происходит поэтапное сокращение государственной собственности; усиливается размывание границ фирмы и границ корпоративного управления; наблюдается тенденция к сближению, комбинированию различных форм собственности через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП); происходит постоянный передел собственности. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» почти четверть выручки крупного бизнеса вкладывается в приобретение новых активов, а не в развитие производства. В ходе проверки Счетной палатой России ОАО «НК «Роснефть», госкорпорации «Росатом», ОАО «Интер РАО ЕЭС» выяснилось, что увеличение инвестиционной программы «Интер РАО ЕЭС» произведено за счет увеличения покупки активов при одновременном снижении объемов капитальных вложений. В ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Аэрофлот» объемы инвестиционных программ уменьшились [2].

Однако, несмотря на явно негативные последствия от приватизации, Правительство РФ наметило к продаже новые объекты, которые до недавнего времени относились к стратегическим: порты, аэропорты, научно-исследовательские институты. Необходимо понять, какими причинами обусловлено такое решение? Есть ли какие-то объективные критерии отнесения предприятий к стратегическим? Какие последствия вытекают из этого решения для российской экономики? Поиск ответов на поставленные вопросы и составляет содержание данной статьи.


Бесплатная юридическая консультация:

В соответствии с российским законодательством перечень стратегических предприятий формирует Правительство Российской Федерации, а утверждает Президент. Стратегическими считаются «организа­ции оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, науч­но-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осу­ществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа» [3].

Первый список стратегических предприятий содержался в законе, принятом Государственной Думой 13 февраля 1998 и отклоненном Советом Федерации 11 марта 1998. Первоначально в списке было 2862 предприятия, но впоследствии была создана согласительная комиссия, которая оставила в списке 680 предприятий и организаций. Впоследствии перечень стратегических предприятий был установлен распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р. В список вошли предприятия и организации разных отраслей: оборонные предприятия, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, геологические и геофизические институты и экспедиции. В 2004 году в нем было 518 ФГУП и 546 АО, а уже в июне 2010 года перечень сократился до 41 АО и до 159 федеральных унитарных предприятий.

Из числа стратегических предприятий были исключены даже такие важные с точки зрения обороны страны предприятия и организации, как Московский институт теплотехники — разработчик «Тополя» и «Булавы» и Воткинский завод в Удмуртии, где производится ядерное вооружение. Правда, впоследствии Московский институт теплотехники вернули в перечень стратегических предприятий.

Попытаемся разобраться, какие конкурентные преимущества дает включение в перечень стратегических предприятий? Во-первых, такие предприятия имеют право на государственную поддержку в самых разных формах: субсидии, отсрочка по уплате налогов, гарантированный государственный заказ. Во-вторых, усложняется процедура банкротства стратегических предприятий. В-третьих, эти предприятия имеют ограничения на использование иностранных инвестиций. Рассмотрим каждое из выделенных преимуществ более подробно.

Для предприятий ОПК действующими прави­лами предоставление государственной поддержки никак не связано с формой собственности предприятия. Условием получения субсидии является включение данной организации в перечень стратегических организаций ОПК и в сводный реестр организаций ОПК. Большинство предприятий ОПК находится в подчинении Министерства промышлен­ности и торговли. В нем создан департамент развития ОПК.

В Министерстве разработаны разнообразные инструменты поддержки предприятий ОПК. К ним относятся федеральные целевые программы, взнос в уставные капиталы предприятий, субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на поддержку экспорта высокотехнологичной продук­ции, поддержка участников выставочно-ярмарочных мероприятий, субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным для осуществления техни­ческого перевооружения предприятий, субсидии на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции ОПК, лизинг.

Бесплатная юридическая консультация:

В частности, на поддержание внутреннего рынка сбыта для отечественных судостроительных и авиастроительных предприятий направлена такая мера, как субсидирование закупок гражданских судов, изготовленных на российских верфях, и лизинговых платежей по договорам на их приобретение [4].

Однако несовершенство налогового законода­тельства РФ зачастую подрывает возможность реальной поддержки стратегических предприятий. В частности, ОАО «33 Судоремонтный завод» была предоставлена субсидия в размере 199,74 млн. рублей, из нее на погашение задолженности по налогам и сборам направлено 157,4 млн. рублей, или 79 % субсидии. Полученная субсидия фактически целиком опять вернулась в бюджет, а не пошла на развитие предприятия.

Не всегда государственная помощь вовремя доходит до стратегических предприятий. Это связано с бюрократической процедурой согласований между различными министерствами. В частности, из-за рассогласованности действий между Минпромторгом и Министерством финансов сроки согласования документов затягиваются. Почти все проекты распоряжений неоднократно возвращались Мин­фином России на доработку в Минпромторг России [5]. Это ведет к тому, что предприятия не могут вовремя получить поддержку.

Важным для выживания стратегических предприятий в условиях рыночной стихии является также более сложная процедура банкротства стратегических предприятий. Недавно были одобрены поправки в законодательство о банкротстве, которые касаются признаков банкротства и оснований для признания банкротства стратегических предприятий. В частности, эти поправки дают возможность гасить кредиторскую задолженность компаний за счет взносов РФ в их уставный капитал, а также увеличены совокупные требования к должнику. Они будут составлять теперь 5 млн. руб. вместо 500 тыс. руб. [6].

Для уменьшения опасности подчинения национальных стратегических предприятий мировому финансовому капиталу во всем мире используются законодательные ограничения на доступ иностранных инвесторов в стратегические отрасли. Ограничения выступают в разных формах: полного запрета на приобретение иностранными инвесторами акций определенных компаний, частичного запрета (приобретение акций в размере не более 49% или только при условии предварительного одобрения или извещения о сделке компетентных органов соответствующего государства).


Бесплатная юридическая консультация:

В Российской Федерации также были приняты законы, ограничивающие деятельностьиностранных инвесторов. К ним относится Федеральный закон № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», принятый 29.04.2008 г. В Законесодержится перечень из 42 видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности России. Законом предусмотрена необходимость согласования со специальной правительственной комиссией сделок, в результате совершения которых иностранные инвесторы приобретают право распоряжаться предприятием.

Наряду с процессом упорядочения вложения иностранных инвестиций в российскую экономику, происходит процесс дальнейшей либерализации законодательства об иностранных инвестициях. 2 апреля 2011 года Государственная Дума приняла в третьем чтении закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В нем были сняты некоторые ограничения для вложения инвестиций иностранными инвесторами в следующие сектора:

  • нефтегазовый/ горнодобывающий сектор;
  • банковский сектор;
  • на предприятия, использующие радиоактив­ные источники ограниченной степени опасности;
  • на предприятия, использующие в промышленных целях бактерии невысокой группы патогенности.

Государственно-правовое управление Президен­та РФ обосновало исключение данных предприятий из числа стратегических следующими причинами: доля участия государства в уставном капитале ниже контрольной, различная стадия банкротства и отсутствие стратегии восстановления платёжеспособ­ности, отсутствие государственного оборонного заказа, отсутствие финансово-хозяйственную деятельности или предприятия подлежащие ликвидация. Однако, в числе исключенных были и предприятия, не подпадающие под данные критерии. К ним относятся ОАО «Трансинжстрой», ОАО «Газпром», ОАО Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королёва», ОАО «Первый канал».

Истинная причина исключения из списка большинства стратегических предприятий, на наш взгляд заключается в том, что создаются условия для их дальнейшей приватизации. Об этом, в частности, свидетельствует распоряжение Правительства России от 4 августа 2010 г. № 1321, которым находящиеся в федеральной собственности пакеты акций 26 привлекательных с точки зрения инвестирования акционерных обществ, были включены в прогнозный план приватизации Федерального имущества на 2010 год.

Процесс приватизации стратегических предприятий связан с тем, что на государственном уровне в России в настоящее время существует представление об избыточности государственной собственности. Как отмечают участники парламентских слушаний в Государственной Думе РФ по проблемам собственности, в настоящее время 75% всего объема имущества, включенного в гражданские правоотношения, приходится на государственную собственность. Ссылаясь на мировую практику, они считают, что для эффективного функционирования рыночной экономики в государственной собственности должно находиться не более 20-25% имущества страны [7].

ggg

На наш взгляд ориентация российского правительства на западный опыт, приводит к тому, что не учитываются особенности России, государственные интересы отходят на второй план или не рассматриваются совсем. Приватизация предприятий в современной России осуществляется в интересах крупного капитала, зачастую иностранного. Действующий механизм приватизации не приводит к более эффективному использованию имущества, так как господствует спекулятивная модель экономики, а активы покупаются с целью их дальнейшей перепродажи. В материалах экспертов, участвующих в обновлении Концепции долгос­рочного социально-экономического развития Рос­сийской Федерации до 2020 г., отмечается, что внутренних ресурсов для приватизации в России нет. Это связано с тем, что возрастает задолженность российских корпораций перед банковской системой [8]. Следовательно, новая волна намеченной приватизации нацелена на привлечение к приватизации иностранного капитала.

А.Панарин предупреждал, что страны-гегемоны в планетарном масштабе реализуют концепцию, в результате которой, «собственность должна уйти из рук тех, кто распоряжается ею менее эффективно, в руки тех, кто способен обеспечить максимальную рентабельность и отдачу» [9].

В заключение отметим, что дальнейшая реализация существующего подхода к стратегическим предприятиям может привести к утрате национальной юрисдикции России над активами, обеспечивающими обороноспособность страны. Уже сейчас основным акционером ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП) — основного оператора морского порта в Туапсе является международный транспортный холдинг Universal Cargo Logistics Holding BV. Ему принадлежит 69,25 процента ценных бумаг ТМТП. Фактически государство передало стратегический объект в руки международной транснациональной корпорации. Приватизация морских портов может привести к тому, что у России будет отсутствовать возможность обеспечивать стратегическое сдерживание и защиту морских границ, ресурсов и коммуникаций, транспортировку грузов и пассажиров на морских и внутренних водных путях, использование биологических и сырьевых богатств Мирового океана [10]. Государство, лишаясь собственности, лишается и реальной экономической власти

Литература

  1. Эксперты: мировой экономикой управляет одна «суперкорпорация» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.novopol.ru/-ekspertyi-mirovoy-ekonomikoy-upravlyaet-odna-superkor-text111116.html (дата обращения 01.11.2011)
  2. Счетная палата РФ выявила недостатки в инвестиционной деятельности ФСК ЕЭС в гг. // РИА РосБизнесКонсалтинг (rbc.ru), Москва, 22 Марта 2011.
  3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 18.07.2011) // Информационно-правовой портал Гарант. [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.garant.ru//1/#100 (дата обращения 30.10.2011)
  4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на годы [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/structure (дата обращения 26.10.2011).
  5. Отчет о результатах контрольного мероприятия. «Проверка правомерности и эффективности использования субсидий, полученных в 2010 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 368 «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http:www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/buleten_doc_files-fl-2088.pdf (дата обращения 15.10.2011)
  6. Долги стратегических предприятий теперь будут гаситься за счет взносов РФ в их уставный капитал [электронный ресурс] // Режим доступа://URL: http://www.newsru.com/finance/21jan2011/strateg_bancr.html (дата обращения 25.10.2011)
  7. Перспективы и направления совершенствования законодательства о собственности // Сайт журнала «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование». 2009. № 3 (40) [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.dpr.ru/journal/journal_38_16.htm (дата обращения 15.10.2011)
  8. Радыгин А., Симачев Ю., Энтов Р. Государство и разгосударствление: риски и ограничения «новой приватизационной политики» // Вопросы экономики. 2011. № 9. С..
  9. Панарин А.С. Антиномии русской власти и христианская духовность: перспективы возрождения «третьего Рима» (Часть 2-я) // Трибуна русской мысли. 2002. № 3. С.47-58.
  10. Поспелов В. Ведущая морская держава // Экономика России: XXI век. 2003. № 11. [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.ruseconomy.ru/nomer11_200303/ec24.html (дата обращения 25.10.2011)

Bibliography

  1. Experts: the world economy is administered by one «supercorporation» [e-resource] //Access mode: URL: http://www.novopol.ru/-ekspertyi-mirovoy-ekonomikoy-upravlyaet-odna-superkor-text111116.html (access date 01.11.2011)
  2. The RF Audit Chamber identified weaknesses in the investment activities of the FGC UES in. // RIA RosBusinessConsulting (rbc.ru), Мoscow, 22 Мarch 2011.
  3. Federal law of 26.10.2002 N 127-FL «Оn financial insolvency (bankruptcy) » (edited 18.07.2011) // Information-legal protal Garant. [e-resource] //Access mode: URL: http://base.garant.ru//1/#100 (access date30.10.2011)
  4. Report on the performance results and main activities of the RF Ministry of Industry and Trade for[e-resource] //Access mode: URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/structure (access date 26.10.2011).
  5. Report on the results of the control activity. «Control of the appropriateness and efficiency of the use of subsidies received according to the RF Government Resolution of 7 May 2008 № 368 «On the approval of the Rules for providing in 2010 federal budget subsidies to the strategic entreprises of the defense-industrial complex in order to prevent bankruptcy» [e-resource] // Access mode: URL: http:www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/buleten_doc_files-fl-2088.pdf (access date 15.10.2011)
  6. Debts of strategic enterprises will now be extinguished out of the RF contributions as their equity capital [e-resource] //Access mode://URL: http://www.newsru.com/finance/21jan2011/strateg_bancr.html (access date 25.10.2011)
  7. Perspectives and ways of improving property law // Website of the journal «Nedvizhimost i investicii. Pravovoe regulirovanie». 2009. № 3 (40) [e-resource] //Access mode: URL: http://www.dpr.ru/journal/journal_38_16.htm (acces date 15.10.2011)
  8. Radygin А., Simachev Yu., Entov R. State and deregulation: the risks and limitations of the «new privatization policy» // Voprosy economiki. 2011. № 9. P..
  9. Panarin А.S. Antinomies of the Russian power and Christian spirituality: perspectives of the «third Rome» revival (Part 2) // Tribune of the Russian thought. 2002. № 3. P.47-58.
  10. Pospelov V. The leading maritime power // The Russian economy: XXI century. 2003. № 11. [e-resource] //Access mode: URL: http://www.ruseconomy.ru/nomer11_200303/ec24.html (access date 25.10.2011)

Strategic enterprises in the RF system of the public property management

This paper analyses reasons and consequences of curtailment in the list of strategical enterprises in the state property of Russian Federation. Advantages of «strategical enterprise» status are examined.

  • Государственное регулирование рыночной экономики

Вопросы управления. Уральский институт управления — филиал РАНХиГС


Бесплатная юридическая консультация:

Электронная версия регулярного бумажного издания © УИУ РАНХиГС,.

Источник: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2012/02/17/

Стратегия предприятия

Формирование хозяйственной стратегии

Формирование хозяйственной стратегии в общем виде можно определить как процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели.

Выбор хозяйственной стратегии зависит от множества условий: форм конкурентной борьбы и степени ее жесткости, темпов и характера инфляции, экономической политики правительства, сравнительных преимуществ национальной экономики на мировом рынке и иных так называемых внешних факторов, а также внутренних факторов, связанных с возможностями самого предприятия, т.е. его производственными и финансовыми ресурсами.

Процесс формирования хозяйственной стратегии предприятия включает:


Бесплатная юридическая консультация:

  • формирование общей, базисной стратегии;
  • формирование конкурентной стратегии;
  • определение функциональных стратегий.

Виды стратегий предприятия

Базисная стратегия — стратегия, формирующаяся в зависимости от изменений внешней и внутренней среды; представляет собой общую концепцию поведения фирмы на данном этапе ее функционирования.

Стратегии роста — стратегии, предполагающие увеличение размеров фирмы и требующие достаточных ресурсов.

Стратегии стабильности — сосредоточение на существующих направлениях и их поддержка.

Стратегии выживания — попытка приспособления к существующим рыночным условиям и отказ от прежних методов хозяйствования.

Стратегии сокращения — стратегии, применяемые в тех случаях, когда существование фирмы находится под угрозой.


Бесплатная юридическая консультация:

Оборонительные стратегии — стратегии, отражающие реакцию фирмы на действия конкурентов и косвенно — на потребности и поведение потребителя.

Наступательные стратегии — стратегии, требующие кредитных инвестиций и, следовательно, более применимые на фирмах, располагающих достаточно высоким финансовым потенциалом, квалифицированным кадровым составом.

Стратегии первого типа — стратегии, направленные на получение долгосрочной прибыли, повышение устойчивости финансового положения фирмы, ее конкурентоспособности в течение относительно длительного периода времени.

Стратегии второго типа — стратегии, направленные на оптимизацию текущих финансовых показателей, максимизацию краткосрочной прибыл и.

Конкурентная стратегия — долгосрочные меры наступательного или оборонительного характера, призванные укреплять положение фирмы с учетом факторов интенсивной конкуренции.


Бесплатная юридическая консультация:

Базисная стратегия предприятия

Базисная стратегия формируется в зависимости от изменений внешней и внутренней среды, представляя собой общую концепцию поведения фирмы на данном этапе ее функционирования.

Существуют следующие основные типы базисных стратегий.

Стратегии роста предполагают увеличение размеров фирмы и требуют достаточных ресурсов. К. данным стратегиям относятся: стратегии концентрированного роста; стратегии интегрированного роста; стратегии диверсифицированного роста и усиления позиций на рынке.

Основными признаками таких стратегий являются:

  • диверсификация путем поглощения менее сильных конкурентов (конгломерация);
  • открытие новых производств;
  • межфирменное сотрудничество и кооперация в целях контроля за рынками сбыта и ресурсов;
  • внешнеэкономическая деятельность как элемент географической экспансии.

Стратегии стабильности — это сосредоточение на существующих направлениях деятельности и их поддержка. Стратегии стабильности формулируются фирмами в условиях, когда стратегии роста неприемлемы в силу внешних обстоятельств (период экономического спада или усиление внутриотраслевой конкуренции и т.п.). Еще одним важным фактором необходимости стабилизации становятся возникающие вследствие расширения и роста проблемы утраты управляемости и контроля за деятельностью фирмы. Необходимость корректировки целей, перестройки организационной структуры заставляет руководство применять тактику сохранения достигнутых темпов роста. Основными признаками таких стратегий являются:


Бесплатная юридическая консультация:

  • переход на новый режим использования ресурсов;
  • экономия за счет сокращения расходов, связанных с необходимостью заключения новых контрактов, затрат, связанных с изучением рынка, представительских расходов и подобных видов издержек;
  • стратегические сдвиги в сторону усиления функций управления.

Стратегии выживания — это попытка приспособления к существующим рыночным условиям и отказ от прежних методов хозяйствования. Стратегии выживания формулируются фирмами в условиях четкого представления о своих незначительных возможностях, достаточно низкой конкурентоспособности и необходимости обеспечить хотя бы минимальную реализацию своих целей. К этим стратегиям можно отнести стратегию «сбора урожая», стратегию сокращения расходов и т.п. Основными признаками таких стратегий являются:

  • поддержание технического уровня производства;
  • своевременное обнаружение кризисных тенденций на самых ранних стадиях;
  • перепроектирование производственных и других бизнес- процессов;
  • сохранение квалифицированных специалистов и предотвращение массовых увольнений.

Стратегии сокращения применяются в тех случаях, когда существование фирмы находится под угрозой. Они характеризуются тем, что уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. В данном случае могут применяться стратегия ликвидации и, если позволяют средства и возможности, стратегия смены вида бизнеса. Основными признаками таких стратегий являются:

  • отказ от производства нерентабельных изделий, излишней рабочей силы, плохо работающих каналов распределения и т.п.;
  • продажа части активов предприятия, как правило, нерентабельных;
  • проведение процедуры несостоятельности (банкротства).

Каждый тип общих, базисных стратегий содержит несколько вариантов. Фирма может самостоятельно выбрать вариант общей стратегии или применять в определенных сочетаниях различные их типы.

Базовые стратегии фирмы конкретизируются путем разработки конкурентных стратегий.

Конкурентная стратегия предприятия

Конкурентная стратегия — долгосрочные меры наступательного или оборонительного характера, призванные укреплять положение фирмы с учетом факторов интенсивной конкуренции.


Бесплатная юридическая консультация:

Формирование конкретной стратегии предприятия нацелено на достижение его конкурентных преимуществ.

В хозяйственной практике выделяют четыре уровня конкурентоспособности предприятий. К первому уровню конкурентоспособности можно отнести небольшие предприятия, получившие «нишу» рынка. Они видят свою задачу лишь в том, чтобы выпускать продукцию определенного вида, четко выполнять намеченный производственный план, не заботясь ни о каких сюрпризах для потребителей и конкурентов. Однако как только такое предприятие начинает расти, увеличивать масштабы своего производства, то или оно перерастает «нишу» рынка, на которую первоначально работало, и вступает в конкуренцию на другом сегменте рынка, или первоначальная «ниша» рынка развивается в растущий рынок и становится привлекательной для других производителей. В этом случае необходимо позаботиться о получении сравнительных преимуществ, о том, чтобы превзойти стандарты, предложенные конкурентами в области качества, точности поставок, цен, издержек производства, уровня обслуживания и т.п. Поэтому наилучшим вариантом хозяйственной стратегии для предприятий этого уровня считается постоянный поиск все новых и новых «ниш» рынка. Именно такой подход, представляющий собой простейшую форму диверсификации производства и хозяйственной деятельности предприятий, позволяет им поддерживать свою конкурентоспособность и остаться «на плаву».

Предприятия второго уровня конкурентоспособности получили название «следующих за лидером». Они стремятся максимально заимствовать все те технические приемы, технологии и сырье, методы организации производства, что и ведущие предприятия отрасли. Однако многие из них неизбежно оказываются в ситуации, когда подобные стереотипы делового повеления, целиком базирующиеся на заимствовании передового опыта, уже не работают, не прибавляют конкурентоспособности предприятиям даже при самом незначительном усилении внутриотраслевой конкуренции. Таким образом, они постепенно эволюционируют до третьего уровня конкурентоспособности, при котором система управления начинает активно воздействовать на производственные системы, содействует их развитию и совершенствованию. Успех в конкурентной борьбе предприятий этого уровня становится уже не столько функцией производства, сколько функцией управления (зависит от качества, эффективности управления и организации производства в самом широком смысле). Предприятия, которым удалось достичь четвертой степени конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Фактически это компании мирового уровня, известные во всех странах своей продукцией высочайшего качества.

Экономист М. Портер выделил три основные стратегии, которые имеют универсальный характер и применимы в отношении любой конкурентной силы. Это — преимущество в издержках, дифференциация, фокусирование.

Преимущество в издержках создает большую свободу выбора действий как в ценовой политике, так и при определении уровня доходности.


Бесплатная юридическая консультация:

Дифференциация означает создание фирмой продукта или услуги с уникальными свойствами.

Фокусирование — это сосредоточение внимания на одном из сегментов рынка, на особой группе покупателей, товаров или на ограниченном географическом секторе рынка.

С позиции эффективности производства выделяют два типа хозяйственных стратегий (рис. 1).

Рис. 1. Типы хозяйственных стратегий с позиции эффективности производства

Стратегии первого типа направлены на получение долгосрочной прибыли, повышение устойчивости финансового положения фирмы, ее конкурентоспособности в течение относительно длительного периода времени. К ним относятся:


Бесплатная юридическая консультация:

  • минимизация издержек производства — рост прибыли происходит за счет снижения затрат труда, применения более производительного оборудования, более экономичных видов сырья, экономии на масштабах производства;
  • расширение доли рынка — повышение эффективности производства за счет более высокой доли вновь созданной стоимости (условно чистой продукции) в общем объеме реализованной продукции, ускорения оборачиваемости капитала фирмы. Стратегия предполагает достижение конкурентных преимуществ за счет повышения качества продукции и уровня обслуживания потребителей, а также снижение расходов, связанных с реализацией продукции;
  • инновационное программирование НИОКР — ориентировано на создание и внедрение прогрессивных технологий и разработку принципиально новых видов продукции более высокого качества, не имеющих аналогов на рынке.

На практике стратегии первого типа часто переплетаются: фирма, вышедшая на рынок с инновационной продукцией, со временем для увеличения доли рынка должна начать снижать издержки производства.

Стратегии второго типа направлены на оптимизацию текущих финансовых показателей, максимизацию краткосрочной прибыли. Среди них выделяют:

  • стратегию максимизации (искусственного завышения) издержек производства — рост издержек производства (например, в результате роста цен на сырье и материалы) при слабой внутриотраслевой конкуренции (например, при высоких пошлинах на импорт) включается в цену и перекладывается на потребителя. Фирма не заинтересована в снижении издержек производства;
  • имитационное программирование НИОКР — обновление ассортимента за счет «косметических» улучшений уже имеющихся на рынке продуктов (упаковка, цвет, дизайн и т.п.);
  • стратегию манипулирования портфелем вложений капитала — осуществляются скупка и продажа действующих предприятий и активов фирм, слияние и поглощение одних фирм другими путем операций с ценными бумагами на фондовой бирже. Приданной стратегии происходит непроизводственное отвлечение капитала. Основной акцент делается на оптимизации текущих финансовых показателей фирмы, стабильной выплате высоких дивидендов, а не на увеличении стоимости акций фирмы.

Альтернативность — важнейшая отличительная черта формирования стратегий. Процесс анализа альтернатив связан с классификацией и ранжированием проблем, сравнением фактических данных с прогнозными показателями, отбором наиболее значимых факторов и условий решения поставленных задач. Самыми известными методами анализа альтернатив являются: ситуационный анализ; STEP-анализ; SWOT-анализ; GАР-анализ.

Методика ситуационного анализа основана на последовательном рассмотрении элементов внешней и внутренней среды и оценке их влияния на возможности фирмы.

STEP-анализ направлен на оценку существенных изменений и новых тенденций во внешней среде, а также на определение их значимости для фирмы.


Бесплатная юридическая консультация:

Суть методики SWOT-анализа состоит в определении и оценке сильных и слабых сторон фирмы и соотнесении их с возможностями и угрозами рынка. Анализ ведется по пяти функциональным зонам — маркетинг, финансы, производство, персонал, организационная культура и имидж.

GAP-анализ — анализ стратегического «разрыва», позволяющий определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности фирмы.

Выбор метода зависит от стадии жизненного цикла фирмы, особенностей внутренней и внешней среды, периода, на который разрабатывается стратегия, и др.

Стратегии конкретизируются в планах фирмы по производству и реализации продукции, материально-техническому снабжению, труду и кадрам, издержкам производства, финансам, инвестициям, социальному развитию.

Российские фирмы успешно осваивают опыт западных компаний в области стратегического планирования. В 2008 г. сразу две российские компании — корпорация «УралСиб» и финансовая группа «Лайф» — вошли в число лучших стратегически ориентированных компаний мира и были приняты в Зал славы сбалансированной системы показателей, в который входят такие «мэтры» мирового бизнеса, как Canon, Dupont, Nordea, Motorola, Siemens, HSBC, LG Philips.


Бесплатная юридическая консультация:

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют две группы конкурентных стратегий стратегий: оборонительная и наступательная.

Конкурентные стратегии фирмы можно разделить на две группы: оборонительные и наступательные.

Оборонительные стратегии отражают реакцию фирмы на действия конкурентов и косвенно — на потребности и поведение потребителя.

Наступательные стратегии обычно требуют кредитных инвестиций и, следовательно, более применимы на фирмах, располагающих достаточно высоким финансовым потенциалом, квалифицированным кадровым составом. К наступательным стратегиям относятся, как правило, стратегии роста.

Функциональная стратегия предприятия

Функциональные стратегии — это комплексы мероприятий и программ для отдельных функциональных сфер и подразделений предприятия. Они имеют подчиненное значение и являются, по существу, ресурсными программами, обеспечивающими практическую реализацию общей, базисной стратегии. Основными сферами деятельности предприятия являются производство, маркетинг, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), финансы, управление. Отсюда и основные составляющие функциональной (экономической) стратегии.

Производственная стратегия сосредоточена на решениях о необходимых мощностях, размещении промышленного оборудования, основных элементах производственного процесса. Стратегия НИОКР обобщает основные идеи о новом продукте — от его первоначальной разработки до внедрения на рынке.

Финансовая стратегия разрабатывает правила поведения предприятия на рынке денег и ценных бумаг, осуществляет выбор предпочтительных форм и методов кредитования и использования финансовых ресурсов.

Маркетинговая стратегия определяет торгово-сбытовую деятельность предприятия, факторы продвижения товаров и услуг на рынке.

Стратегия управления персоналом позволяет решать проблемы повышения привлекательности труда, мотивации, оптимизации трудовых процессов и численности персонала.

Важно рассмотреть процесс формирования хозяйственных стратегий и с позиции эффективности производства.

В условиях рынка, при наличии конкурентной среды рост эффективности производства может осуществляться преимущественно в рамках таких хозяйственных стратегий, которые направлены на получение долгосрочной прибыли, на повышение устойчивости финансового положения предприятия и его конкурентоспособности на относительно длительный период времени.

Обеспечить высокую прибыльность в краткосрочном плане предприятие может и не прибегая к повышению эффективности производства, а в конечном счете и ценой ослабления своих позиций в конкурентной борьбе в будущем. И наоборот, относительно продолжительный период времени обеспечивать свою конкурентоспособность, добиваться получения более высокой кумулятивной прибыли (за несколько лет, обычно от 7 до 12) вместо поиска сиюминутной выгоды предприятие может только путем повышения эффективности производства на постоянной основе.

Мероприятия по повышению эффективности производства, его дальнейшей интенсификации требуют в конечном счете технической модернизации производства, внедрения достижений НТП и адекватной перестройки систем управления и организации труда. А это, в свою очередь, означает длительный период оборота капитала, окупаемости затрат и получение, возможно, и более высокой прибыли, но за относительно продолжительный период времени. Такие стратегии, в рамках которых осуществляется расширенное воспроизводство капитала, мы будем называть стратегиями первого типа. Но реализация стратегий такого типа не просто сопряжена с крупными начальными инвестициями, но и приводит к изменениям самих условий воспроизводства индивидуального капитала, на что руководство предприятий вынуждено реагировать соответствующим образом.

Стратегии второго типа направлены на оптимизацию текущих финансовых показателей, на максимизацию краткосрочной прибыли путем маневрирования хозяйственной структурой предприятия (его активов), искусственного завышения цен на продукцию.

В условиях рынка оба типа хозяйственных стратегий в управлении предприятиями переплетаются и их разделение достаточно условно. Поэтому для динамики эффективности производства важным является не строгое следование руководства предприятия тому или иному типу хозяйственных стратегий, а, во-первых, их соотношение во внутрифирменном управлении, во-вторых, соответствие выбранной стратегии задачам укрепления конкурентоспособности предприятия на рынке, а значит, тому технологическому укладу, хозяйственной специфике, тем сравнительным преимуществам, которыми в данный момент располагает конкретное предприятие.

Естественно, что в рамках каждого типа стратегий можно выделить множество их различных видов, соответствующих хозяйственной и производственной специфике данного предприятия. К стратегиям первого типа можно отнести:

  • стратегию минимизации издержек производства;
  • стратегию увеличения доли рынка сбыта, контролируемого предприятием (стратегия «доли рынка»);
  • стратегию инновационного программирования НИОКР.

При минимизации издержек производства прибыль увеличивается в результате уменьшения затрат авансированного капитала. Рост эффективности производства происходит в результате уменьшения совокупных затрат труда, применения в производстве более производительной техники, более экономичных видов сырья и материалов, роста концентрации производства, увеличения серийности выпуска изделий с использованием оборудования большей единичной мощности (т.е. получения так называемой экономии на масштабах производства).

Стратегия, направленная на расширение доли рынка сбыта, способствует повышению эффективности производства за счет более высокой доли вновь созданной стоимости (условно — чистой продукции) в общем объеме реализованной продукции, темпов роста оборотов предприятий. Рост доли рынка сбыта непосредственно связан с достижением превосходства над конкурентами. А это во многом связано с повышением потребительских качеств, технического уровня продукции, качества обслуживания потребителей, выгодно отличающих продукцию данного предприятия, с реализацией других его сравнительных преимуществ. Реализация данной стратегии может также способствовать повышению эффективности производства за счет снижения удельных издержек по реализации продукции (т.е. за счет уменьшения товарных запасов, расходов по хранению изделий и т.п.).

В рамках инновационного программирования НИОКР, ориентированного на создание и производственное освоение нововведений, осуществляется не только создание и внедрение прогрессивных технологий, но и разработка принципиально новых видов продуктов, более высокого качества и не имеющих близких аналогов на рынке. Данная стратегия оказывает положительное воздействие на динамику эффективности производства за счет как снижения затрат (освоение новых технологий), так и увеличения результата. В условиях рынка для успешной борьбы с конкурентами предприятия при высоких темпах НТП вынуждены не просто приспосабливаться к сложившейся продуктовой структуре, а часто кардинально менять ее, формируя рынки новых товаров и услуг.

Естественно, что в реальной хозяйственной практике указанные виды стратегий первого типа тесно переплетаются. Так, по мере увеличения производства новых продуктов, освоения их конкурентами предприятие-первопроходец на этом рынке для сохранения или увеличения своей доли рынка должно позаботиться уже о более приемлемом для потребителей (в условиях выбора) уровне цен, а значит, и о минимизации издержек производства.

Среди стратегий второго типа можно выделить:

  • стратегию максимизации (искусственного завышения) издержек производства и перекладывания роста издержек производства на потребителя (СРМ, от англ. cost pass-along management),
  • имитационное программирование НИОКР;
  • стратегию манипулирования «портфелем вложений капитала».

Стратегия максимизации издержек производства направлена на увеличение прибыли за счет государственных или иных субсидий при отсутствии прямой (внутриотраслевой) ценовой конкуренции.

В рамках СРМ рост издержек производства, например, в результате роста цен на сырье и материалы, и опять же при ослаблении внутриотраслевой конкуренции (например, при введении высоких тарифов на импорт готовых изделий), непосредственно учитывается в цене продукции, т.е. перекладывается на потребителя. Предприятия в условиях высоких темпов инфляции и быстрого обесценения инвестиций с длительным сроком окупаемости стараются не заменять те виды ресурсов, цены на которые возросли, или не начинать внедрение новых ресурсосберегающих технологий, если это требует крупных капиталовложений. Происходит только корректировка отпускных цен при неизменном уровне эффективности производства.

При имитационном программировании НИОКР экономический результат достигается обновлением ассортимента продукции за счет «косметических» улучшений в уже имеющихся на рынке продуктах (упаковка, дизайн, цвет и т.п.). Получить краткосрочную прибыль в рамках такой стратегии можно, но вряд ли она может обеспечить конкурентоспособность предприятия на длительную перспективу. Тем более что заметных изменений в уровне и темпах роста эффективности производства в этом случае происходить не будет, поскольку соотношение затрат и результатов не меняется. В сущности, имитационное программирование НИОКР — одно из проявлений стратегии СРМ, но уже применительно к преимущественно неценовой форме конкуренции.

Стратегия манипулирования «портфелем вложений капитала», в рамках которой осуществляются скупка и продажа действующих предприятий и активов фирм, слияния и поглощения одних фирм другими путем операций с ценными бумагами на фондовой бирже, негативно влияет на динамику эффективности производства вследствие непроизводительного отвлечения капитала: техническая модернизация производственных мощностей, прирост капиталовложений в развитие производства не происходят, а финансовые ресурсы используются лишь на перераспределение имеющегося производственного аппарата между собственниками средств производства. Основной акцент при этом делается на улучшение текущего финансового положения предприятия, на повышение его способности удовлетворять запросам той части держателей акций, которые заинтересованы прежде всего в стабильном получении высоких дивидендов или в игре на колебаниях курса акций, но никак не в долгосрочном увеличении стоимости ценных бумаг предприятия.

Преобладание каждого из типов стратегий определяется действием ряда факторов хозяйственной деятельности предприятий.

Важнейшим фактором, определяющим соотношение двух типов хозяйственных стратегий, является степень и основные формы рыночной конкуренции. Так называемая совершенная ценовая конкуренция производителей в рамках одной отрасли вынуждает руководство предприятия искать пути по снижению издержек производства, реализовывать нововведения, способствующие этому. Таким образом, высокая степень внутриотраслевой ценовой конкуренции является важным условием, способствующим повышению эффективности производства, диверсификации хозяйственной деятельности.

Однако при определенных обстоятельствах, деформирующих условия внутриотраслевой конкуренции (высокие темпы инфляции или барьеры для импорта, особенности налоговой политики и др.), предприятия могут предпочитать иной путь диверсификации: продажу или приобретение уже имеющихся предприятий и производственных мощностей в других отраслях вместо создания новых продуктов.

Другим важным фактором, определяющим доминирование того или иного типа хозяйственных стратегий, выступает соотношение темпов роста стоимости рабочей силы и активной части основного капитала, непосредственно замещающего живой труд. Данное соотношение во многом предопределяет, в каких масштабах предприятие будет осуществлять механизацию и автоматизацию производства, внедрять новую трудосберегающую технику и технологию. Если заработная плата возрастает более быстрыми темпами, чем стоимость активной части основного капитала, то у управляющих фирм имеется больше стимулов для увеличения инвестиций в новую технику и технологию, так как это ведет к общему понижению уровня производственных затрат.

Важное значение для процесса формирования хозяйственных стратегий в условиях рынка имеет фактор времени. Ввиду относительно длительного периода оборота основного капитала, существования значительного лага в получении прибыли от инвестиций в производственное оборудование и разработку новых продуктов и технологий преобладание стратегий первого типа предполагает помимо невысокой инфляции еше и известную устойчивость хозяйственной конъюнктуры, относительно невысокую степень риска новых капиталовложений.

Увеличение темпа инфляции может заставить предприятия отказаться от осуществления инвестиций в разработку и реализацию крупномасштабных проектов перестройки производственного аппарата, поскольку реальный размер прибыли, который может быть получен через несколько лет, будет существенно снижен. Отсюда и стремление предприятий вкладывать средства в быстроокупающиеся проекты даже в ущерб росту эффективности производства или же вообще отрывать средства от производительного использования. С другой стороны, обесценение ценных бумаг предприятий относительно их активов или искусственное завышение курса акций на фондовой бирже в сравнении с реальной стоимостью активов делает операции на рынке фиктивного капитала куда более выгодными (с точки зрения максимизации текущих финансовых результатов коммерческой деятельности), нежели приобретение существующих предприятий или создание новых.

На соотношение двух типов хозяйственных стратегий в связи с этим фактором может оказать определенное воздействие и структура активов компаний. Так, высокая доля акционерного капитала в активах предприятия может объективно вынуждать управляющих ориентироваться на стратегии второго типа, на получение краткосрочной прибыли. Существенное влияние имеет здесь и экономическая политика правительства, эффективность государственного регулирования рынка.

В современных условиях важное значение имеет государственное стимулирование структурной перестройки промышленности, обеспечение интенсивного межотраслевого перелива труда и капитала, преимущественное развитие новейших отраслей (индустриальная политика с выделением приоритетных отраслей).

Для реального повышения эффективности производства одной заинтересованности руководства предприятий в инвестировании в расширенное воспроизводство основного капитала, ориентации на стратегии первого типа недостаточно, как недостаточно просто приобрести технику, чтобы получить конечный продукт. Для этого нужно еще организовать процесс внедрения и использования производственного оборудования, а уровень и динамика эффективности производства будут зависеть от качества внутрифирменного планирования, от систем и структур управления, форм организации и стимулирования труда. Развитие и совершенствование внутрифирменного планирования, в свою очередь, находятся в зависимости оттого, какой тип хозяйственных стратегий является доминирующим. При доминировании стратегий первого типа развитие осуществляется более интенсивными темпами, требует вовлечения все большего объема ресурсов (прежде всего кадровых), а при преобладании стратегий второго типа развитие происходит более медленными темпами.

Этапы разработки хозяйственной стратегии предприятия

Каждое предприятие независимо от сферы его деятельности и масштабов производства должно планировать свою деятельность. Планирование — это процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения. Процесс планирования охватывает ряд направлений. Он начинается с определения миссии предприятия и целей его функционирования с учетом анализа внешней среды и ресурсного обеспечения, затем разрабатываются прогнозы деятельности на долгосрочную перспективу, которые служат основой для выбора экономических стратегий. Экономические стратегии в краткосрочном периоде, в свою очередь, конкретизируются в планах предприятия по различным направлениям деятельности: сбыт, производство, финансы и др.

Стратегическое планирование сосредоточено на высшем уровне управления и имеет целью определение тенденций развития различных сторон деятельности предприятия, расчет и выбор наиболее благоприятных условий его деятельности. Отличительной чертой стратегического планирования является его гибкость, обусловленная подвижностью плановых горизонтов, т.е. периодов времени, на которые вырабатывается перспективная политика. Для определения планового горизонта применяются различные критерии: жизненный цикл продукта; цикл коренного изменения спроса на выпускаемую продукцию; период времени, необходимый для реализации стратегических целей, и проч. Плановый горизонт зависит от масштабов предприятия, его размеров.

В качестве одного из инструментов стратегического планирования наибольшее развитие получила практика формирования целевых производственно-сбытовых программ. Ресурсная направленность состоит в разработке комплексных планов, в соответствии с которыми все виды ресурсов направляются на достижение конечных целей, способствуют долгосрочному коммерческому успеху предприятия. При этом используется ситуационное планирование, при котором руководству предприятия предоставляется несколько вариантов плана стратегического развития предприятия. Эти планы характеризуются разными приоритетами в распределении ресурсов и неодинаковым соотношением риска и гарантированной выгоды.

Анализ внешней среды

Занимаясь стратегическим планированием, предприятию необходимо всегда учитывать влияние внешней среды. Анализ внешней среды дает предприятию время для прогнозирования возможностей, составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно выделяют в семь областей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное положение и социальное поведение (рис. 2).

Рис. 2. Факторы внешней среды

Анализ факторов внешней среды, правильное и полное представление о сильных и слабых сторонах предприятия позволяют составить прогноз сбыта, являющийся основой всего внутрифирменного планирования.

Стратегия предприятия: формирование и разработка стратегии развития предприятия

Источник: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/strategiya-predpriyatiya.html