Стратегическое предприятие (организация) это:


Бесплатная юридическая консультация:

1. Для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;

Оглавление:

(в редакция Федерального закона от 05.02.2007 № 13-ФЗ)

организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа

Источник: Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (редакция от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) «О несостоятельности (банкротстве)»


Бесплатная юридическая консультация:

Самые просматриваемые слова

Ссылки на определение понятия «Стратегическое предприятие (организация)»:

Уважаемые пользователи сайта. На данной странице вы найдете определение понятия «Стратегическое предприятие (организация)». Полученная информация поможет вам понять, что такое Стратегическое предприятие (организация). Если по вашему мнению определение термина «Стратегическое предприятие (организация)» ошибочно или не обладает достаточной полнотой, то рекомендуем вам предложить свою редакцию этого слова.

Для вашего удобства мы оптимизируем эту страницу не только по правильному запросу «Стратегическое предприятие (организация)», но и по ошибочному запросу «cnhfntubxtcrjt ghtlghbznbt (jhufybpfwbz)». Такие ошибки иногда происходят, когда пользователи забывают сменить раскладку клавиатуры при вводе слова в строку поиска.

Описание страницы: На данной странице представлено определение понятия «Стратегическое предприятие (организация)»

Ключевые слова страницы: Стратегическое предприятие (организация), это, определение, понятие, термин, дефиниция, что значит, что означает, слово, значение

Источник: http://constitutum.ru/dictionary/25148/


Бесплатная юридическая консультация:

Стратегия организации

«Стратегия — это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.»

«Стратегия организации — это генеральный план действий, определяющий приоритеты задач, последовательность шагов по достижению стратегических целей.» Существует четыре основных типа стратегий:

1. Стратегии концентрированного роста — стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.

2. Стратегии интегрированного роста — стратегия обратной вертикальной интеграции, стратегия вперед идущей вертикальной интеграции.

3. Стратегии диверсификационного роста — стратегия центрированной диверсификации, стратегия горизонтальной диверсификации.

4. Стратегии сокращения — стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов.


Бесплатная юридическая консультация:

По своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. «Она включает общие принципы, на основе которых менеджеры данной организации могут принимать взаимоувязанные решения, призванные обеспечить координированное и упорядоченное достижение целей в долгосрочном периоде.» [2, с.114]

Существуют четыре различные группы правил:

1. Правила, используемые при оценке результатов деятельности фирмы в настоящем и в перспективе. Качественную сторону критериев оценки обычно называют ориентиром, а количественное содержание — заданием.

2. Правила, по которым складываются отношения фирмы с ее внешней средой, определяющие: какие виды продукции и технологии она будет разрабатывать, куда и кому сбывать свои изделия, каким образом добиваться превосходства над конкурентами. Это набор правил называется продуктово-рыночной стратегией или стратегией бизнеса.

3. Правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации. Их нередко называют организационной концепцией.


Бесплатная юридическая консультация:

4. Правила, по которым фирма ведет свою повседневную деятельность, называемые основными оперативными приемами.

Основные отличительные особенности стратегии выделил И. Ансофф:

1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание на определенных участках и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

3. Необходимость в стратегии отпадает, как только реальный ход развития выведет организацию на желательные события.


Бесплатная юридическая консультация:

4. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

5. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

6. Поскольку для отбора проектов применяются как стратегии, так и ориентиры, может показаться, что это одно и то же. Но это разные вещи. Ориентир представляет собой цель, которую стремится достичь фирма, а стратегия — средство для достижения цели. Ориентиры — это более высокий уровень принятия решений. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не будет таковой, если ориентиры организации изменятся.

7. Наконец, стратегия и ориентиры взаимозаменяемы как в отдельные моменты, так и на различных уровнях организации. Некоторые параметры эффективности (например, доля рынка) в один момент могут служить фирме ориентирами, а в другой — станут ее стратегией. Далее, поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри организации, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры. [3, с.107]

Уровни стратегии в организации:


Бесплатная юридическая консультация:

«Первый уровень — корпоративный — присутствует в компаниях, действующих в нескольких сферах бизнеса.» Здесь принимаются решения о закупках, продажах, ликвидациях, перепрофилировании тех или иных сфер бизнеса, рассчитываются стратегические соответствия между отдельными сферами бизнеса, разрабатываются планы диверсификации, осуществляется глобальное управление финансовыми ресурсами.

Второй уровень — сферы бизнеса — уровень первых руководителей недиверсифицированных организаций, или совершенно независимых, отвечающих за разработку и реализацию стратегии сферы бизнеса. На этом уровне разрабатывается и реализуется стратегия, базирующаяся на корпоративном стратегическом плане, основной целью которой является повышение конкурентоспособности организации и ее конкурентного потенциала. Третий — функциональный — уровень руководителей функциональных сфер: финансов, маркетинга, НИОКР, производства, управления персоналом и т.д.

Четвертый — линейный — уровень руководителей подразделений организации или ее географически удаленных частей, например, представительств, филиалов.

Недиверсифицированная организация имеет, соответственно, три уровня стратегий.

Разнообразие стратегий, применяемых в стратегическом управлении, весьма затрудняет их классификацию. Среди классификационных признаков наиболее существенны следующие:

Бесплатная юридическая консультация:

· уровень принятия решений;

· базовая концепция достижения конкурентных преимуществ;

· стадия жизненного цикла отрасли;

· относительная сила отраслевой позиции организации;

· степень «агрессивности» поведения организации в конкурентной борьбе.


Бесплатная юридическая консультация:

Усложняющим фактором является то, что большинство стратегий не могут быть однозначно определены по одному из признаков. Забелин П. В. и Моисеева Н. К. предлагают классифицировать все стратегии по трем признакам:

· принадлежность к пяти основополагающим стратегиям достижения конкурентных преимуществ (глобальные стратегии);

· принадлежность к стратегиям управления портфелем сфер бизнеса (портфельные стратегии);

· принадлежность к стратегиям, применяемым в зависимости от внешних и внутренних условий (функциональные);

Оценка и контроль выполнения стратегии

ggg

И. Ансофф в своей книге «Стратегическое управление» формулирует следующие принципы стратегического контроля:

1. Из-за неопределенности и неточности расчетов стратегический проект может легко превратиться в пустую затею. Допускать этого нельзя, расходы должны приводить к запланированным результатам. Но в отличие от обычной практики производственного контроля внимание должно быть сконцентрировано на окупаемости расходов, а не на контроле за бюджетом.

2. В каждой контрольной точке необходимо сделать оценку окупаемости расходов в течении жизненного цикла нового товара. До тех пор пока окупаемость превышает контрольный уровень, реализацию проекта следует продолжать. Когда она окажется ниже этого уровня, следует рассмотреть и другие возможности, в том числе прекращение проекта.

Источник: http://studbooks.net//menedzhment/strategiya_organizatsii

Стратегические предприятия в системе управления государственной собственностью РФ

Анализируются причины и последствия сокращения списка стратегических предприятий, находящихся в собственности РФ. Рассмотрены преимущества статуса стратегического предприятия.


Бесплатная юридическая консультация:

Перечень стратегических предприятий в Российской Федерации в настоящее время сокращается. Этот процесс может оказать негативное влияние на положение России в мировой экономической системе. В связи с этим особую актуальность приобретает теоретическое переосмыс­ление роли стратегических предприятий в системе управления государственной собственностью. Значи­мость данного аспекта исследований обусловлена тем, что в связи с глобализацией мировой экономики, обостряются противоречия между национальными государствами и международным капиталом, который стремится разрушить национальные государства с целью бесконтрольного использования ресурсов. Недавние исследования швейцарских ученых статистически подтвердили, что реальная экономическая власть и львиная доля мирового национального богатства приходится на долю 147 суперкорпораций, которые путем перекрестного контроля овладели 40% глобального корпоративного богатства [1].

Россия для мирового финансового капитала представляет первостепенный интерес, так как на ее территории расположены практически все стратегические ресурсы: земля, пресная вода, леса и другие полезные ископаемые. Значительная часть их пока еще находится в государственной собственности. Чтобы вывести эти ресурсы из под контроля государства, необходимо обосновать необходимость уменьшения доли государственной собственности, доказать ее неэффективность. В ходе рыночных реформ в России на государственном уровне сформировались новые подходы к роли государ­ственной собственности в хозяйстве страны. Эти изменения касаются как масштаба госу­дарственной собственности, так и системы управления. Можно отметить следующие изменения в развитии государственной собственности на современном этапе: внедряется идея разделения власти и собственности; происходит поэтапное сокращение государственной собственности; усиливается размывание границ фирмы и границ корпоративного управления; наблюдается тенденция к сближению, комбинированию различных форм собственности через механизм государственно-частного партнерства (ГЧП); происходит постоянный передел собственности. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» почти четверть выручки крупного бизнеса вкладывается в приобретение новых активов, а не в развитие производства. В ходе проверки Счетной палатой России ОАО «НК «Роснефть», госкорпорации «Росатом», ОАО «Интер РАО ЕЭС» выяснилось, что увеличение инвестиционной программы «Интер РАО ЕЭС» произведено за счет увеличения покупки активов при одновременном снижении объемов капитальных вложений. В ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Аэрофлот» объемы инвестиционных программ уменьшились [2].

Однако, несмотря на явно негативные последствия от приватизации, Правительство РФ наметило к продаже новые объекты, которые до недавнего времени относились к стратегическим: порты, аэропорты, научно-исследовательские институты. Необходимо понять, какими причинами обусловлено такое решение? Есть ли какие-то объективные критерии отнесения предприятий к стратегическим? Какие последствия вытекают из этого решения для российской экономики? Поиск ответов на поставленные вопросы и составляет содержание данной статьи.

В соответствии с российским законодательством перечень стратегических предприятий формирует Правительство Российской Федерации, а утверждает Президент. Стратегическими считаются «организа­ции оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, науч­но-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осу­ществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа» [3].

Первый список стратегических предприятий содержался в законе, принятом Государственной Думой 13 февраля 1998 и отклоненном Советом Федерации 11 марта 1998. Первоначально в списке было 2862 предприятия, но впоследствии была создана согласительная комиссия, которая оставила в списке 680 предприятий и организаций. Впоследствии перечень стратегических предприятий был установлен распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р. В список вошли предприятия и организации разных отраслей: оборонные предприятия, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, геологические и геофизические институты и экспедиции. В 2004 году в нем было 518 ФГУП и 546 АО, а уже в июне 2010 года перечень сократился до 41 АО и до 159 федеральных унитарных предприятий.


Бесплатная юридическая консультация:

Из числа стратегических предприятий были исключены даже такие важные с точки зрения обороны страны предприятия и организации, как Московский институт теплотехники — разработчик «Тополя» и «Булавы» и Воткинский завод в Удмуртии, где производится ядерное вооружение. Правда, впоследствии Московский институт теплотехники вернули в перечень стратегических предприятий.

Попытаемся разобраться, какие конкурентные преимущества дает включение в перечень стратегических предприятий? Во-первых, такие предприятия имеют право на государственную поддержку в самых разных формах: субсидии, отсрочка по уплате налогов, гарантированный государственный заказ. Во-вторых, усложняется процедура банкротства стратегических предприятий. В-третьих, эти предприятия имеют ограничения на использование иностранных инвестиций. Рассмотрим каждое из выделенных преимуществ более подробно.

Для предприятий ОПК действующими прави­лами предоставление государственной поддержки никак не связано с формой собственности предприятия. Условием получения субсидии является включение данной организации в перечень стратегических организаций ОПК и в сводный реестр организаций ОПК. Большинство предприятий ОПК находится в подчинении Министерства промышлен­ности и торговли. В нем создан департамент развития ОПК.

В Министерстве разработаны разнообразные инструменты поддержки предприятий ОПК. К ним относятся федеральные целевые программы, взнос в уставные капиталы предприятий, субсидирование процентных ставок по кредитам, направленным на поддержку экспорта высокотехнологичной продук­ции, поддержка участников выставочно-ярмарочных мероприятий, субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным для осуществления техни­ческого перевооружения предприятий, субсидии на осуществление инновационных и инвестиционных проектов по выпуску высокотехнологичной продукции ОПК, лизинг.

В частности, на поддержание внутреннего рынка сбыта для отечественных судостроительных и авиастроительных предприятий направлена такая мера, как субсидирование закупок гражданских судов, изготовленных на российских верфях, и лизинговых платежей по договорам на их приобретение [4].

Однако несовершенство налогового законода­тельства РФ зачастую подрывает возможность реальной поддержки стратегических предприятий. В частности, ОАО «33 Судоремонтный завод» была предоставлена субсидия в размере 199,74 млн. рублей, из нее на погашение задолженности по налогам и сборам направлено 157,4 млн. рублей, или 79 % субсидии. Полученная субсидия фактически целиком опять вернулась в бюджет, а не пошла на развитие предприятия.


Бесплатная юридическая консультация:

Не всегда государственная помощь вовремя доходит до стратегических предприятий. Это связано с бюрократической процедурой согласований между различными министерствами. В частности, из-за рассогласованности действий между Минпромторгом и Министерством финансов сроки согласования документов затягиваются. Почти все проекты распоряжений неоднократно возвращались Мин­фином России на доработку в Минпромторг России [5]. Это ведет к тому, что предприятия не могут вовремя получить поддержку.

Важным для выживания стратегических предприятий в условиях рыночной стихии является также более сложная процедура банкротства стратегических предприятий. Недавно были одобрены поправки в законодательство о банкротстве, которые касаются признаков банкротства и оснований для признания банкротства стратегических предприятий. В частности, эти поправки дают возможность гасить кредиторскую задолженность компаний за счет взносов РФ в их уставный капитал, а также увеличены совокупные требования к должнику. Они будут составлять теперь 5 млн. руб. вместо 500 тыс. руб. [6].

Для уменьшения опасности подчинения национальных стратегических предприятий мировому финансовому капиталу во всем мире используются законодательные ограничения на доступ иностранных инвесторов в стратегические отрасли. Ограничения выступают в разных формах: полного запрета на приобретение иностранными инвесторами акций определенных компаний, частичного запрета (приобретение акций в размере не более 49% или только при условии предварительного одобрения или извещения о сделке компетентных органов соответствующего государства).

В Российской Федерации также были приняты законы, ограничивающие деятельностьиностранных инвесторов. К ним относится Федеральный закон № 57 «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», принятый 29.04.2008 г. В Законесодержится перечень из 42 видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности России. Законом предусмотрена необходимость согласования со специальной правительственной комиссией сделок, в результате совершения которых иностранные инвесторы приобретают право распоряжаться предприятием.

Наряду с процессом упорядочения вложения иностранных инвестиций в российскую экономику, происходит процесс дальнейшей либерализации законодательства об иностранных инвестициях. 2 апреля 2011 года Государственная Дума приняла в третьем чтении закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В нем были сняты некоторые ограничения для вложения инвестиций иностранными инвесторами в следующие сектора:


Бесплатная юридическая консультация:

  • нефтегазовый/ горнодобывающий сектор;
  • банковский сектор;
  • на предприятия, использующие радиоактив­ные источники ограниченной степени опасности;
  • на предприятия, использующие в промышленных целях бактерии невысокой группы патогенности.

Государственно-правовое управление Президен­та РФ обосновало исключение данных предприятий из числа стратегических следующими причинами: доля участия государства в уставном капитале ниже контрольной, различная стадия банкротства и отсутствие стратегии восстановления платёжеспособ­ности, отсутствие государственного оборонного заказа, отсутствие финансово-хозяйственную деятельности или предприятия подлежащие ликвидация. Однако, в числе исключенных были и предприятия, не подпадающие под данные критерии. К ним относятся ОАО «Трансинжстрой», ОАО «Газпром», ОАО Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С.П.Королёва», ОАО «Первый канал».

Истинная причина исключения из списка большинства стратегических предприятий, на наш взгляд заключается в том, что создаются условия для их дальнейшей приватизации. Об этом, в частности, свидетельствует распоряжение Правительства России от 4 августа 2010 г. № 1321, которым находящиеся в федеральной собственности пакеты акций 26 привлекательных с точки зрения инвестирования акционерных обществ, были включены в прогнозный план приватизации Федерального имущества на 2010 год.

Процесс приватизации стратегических предприятий связан с тем, что на государственном уровне в России в настоящее время существует представление об избыточности государственной собственности. Как отмечают участники парламентских слушаний в Государственной Думе РФ по проблемам собственности, в настоящее время 75% всего объема имущества, включенного в гражданские правоотношения, приходится на государственную собственность. Ссылаясь на мировую практику, они считают, что для эффективного функционирования рыночной экономики в государственной собственности должно находиться не более 20-25% имущества страны [7].

На наш взгляд ориентация российского правительства на западный опыт, приводит к тому, что не учитываются особенности России, государственные интересы отходят на второй план или не рассматриваются совсем. Приватизация предприятий в современной России осуществляется в интересах крупного капитала, зачастую иностранного. Действующий механизм приватизации не приводит к более эффективному использованию имущества, так как господствует спекулятивная модель экономики, а активы покупаются с целью их дальнейшей перепродажи. В материалах экспертов, участвующих в обновлении Концепции долгос­рочного социально-экономического развития Рос­сийской Федерации до 2020 г., отмечается, что внутренних ресурсов для приватизации в России нет. Это связано с тем, что возрастает задолженность российских корпораций перед банковской системой [8]. Следовательно, новая волна намеченной приватизации нацелена на привлечение к приватизации иностранного капитала.

А.Панарин предупреждал, что страны-гегемоны в планетарном масштабе реализуют концепцию, в результате которой, «собственность должна уйти из рук тех, кто распоряжается ею менее эффективно, в руки тех, кто способен обеспечить максимальную рентабельность и отдачу» [9].


Бесплатная юридическая консультация:

В заключение отметим, что дальнейшая реализация существующего подхода к стратегическим предприятиям может привести к утрате национальной юрисдикции России над активами, обеспечивающими обороноспособность страны. Уже сейчас основным акционером ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ТМТП) — основного оператора морского порта в Туапсе является международный транспортный холдинг Universal Cargo Logistics Holding BV. Ему принадлежит 69,25 процента ценных бумаг ТМТП. Фактически государство передало стратегический объект в руки международной транснациональной корпорации. Приватизация морских портов может привести к тому, что у России будет отсутствовать возможность обеспечивать стратегическое сдерживание и защиту морских границ, ресурсов и коммуникаций, транспортировку грузов и пассажиров на морских и внутренних водных путях, использование биологических и сырьевых богатств Мирового океана [10]. Государство, лишаясь собственности, лишается и реальной экономической власти

Литература

  1. Эксперты: мировой экономикой управляет одна «суперкорпорация» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.novopol.ru/-ekspertyi-mirovoy-ekonomikoy-upravlyaet-odna-superkor-text111116.html (дата обращения 01.11.2011)
  2. Счетная палата РФ выявила недостатки в инвестиционной деятельности ФСК ЕЭС в гг. // РИА РосБизнесКонсалтинг (rbc.ru), Москва, 22 Марта 2011.
  3. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 18.07.2011) // Информационно-правовой портал Гарант. [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://base.garant.ru//1/#100 (дата обращения 30.10.2011)
  4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на годы [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/structure (дата обращения 26.10.2011).
  5. Отчет о результатах контрольного мероприятия. «Проверка правомерности и эффективности использования субсидий, полученных в 2010 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 368 «Об утверждении Правил предоставления в 2010 году из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса с целью предупреждения банкротства» [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http:www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/buleten_doc_files-fl-2088.pdf (дата обращения 15.10.2011)
  6. Долги стратегических предприятий теперь будут гаситься за счет взносов РФ в их уставный капитал [электронный ресурс] // Режим доступа://URL: http://www.newsru.com/finance/21jan2011/strateg_bancr.html (дата обращения 25.10.2011)
  7. Перспективы и направления совершенствования законодательства о собственности // Сайт журнала «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование». 2009. № 3 (40) [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.dpr.ru/journal/journal_38_16.htm (дата обращения 15.10.2011)
  8. Радыгин А., Симачев Ю., Энтов Р. Государство и разгосударствление: риски и ограничения «новой приватизационной политики» // Вопросы экономики. 2011. № 9. С..
  9. Панарин А.С. Антиномии русской власти и христианская духовность: перспективы возрождения «третьего Рима» (Часть 2-я) // Трибуна русской мысли. 2002. № 3. С.47-58.
  10. Поспелов В. Ведущая морская держава // Экономика России: XXI век. 2003. № 11. [электронный ресурс] // Режим доступа: URL: http://www.ruseconomy.ru/nomer11_200303/ec24.html (дата обращения 25.10.2011)

Bibliography

  1. Experts: the world economy is administered by one «supercorporation» [e-resource] //Access mode: URL: http://www.novopol.ru/-ekspertyi-mirovoy-ekonomikoy-upravlyaet-odna-superkor-text111116.html (access date 01.11.2011)
  2. The RF Audit Chamber identified weaknesses in the investment activities of the FGC UES in. // RIA RosBusinessConsulting (rbc.ru), Мoscow, 22 Мarch 2011.
  3. Federal law of 26.10.2002 N 127-FL «Оn financial insolvency (bankruptcy) » (edited 18.07.2011) // Information-legal protal Garant. [e-resource] //Access mode: URL: http://base.garant.ru//1/#100 (access date30.10.2011)
  4. Report on the performance results and main activities of the RF Ministry of Industry and Trade for[e-resource] //Access mode: URL: http://www.minpromtorg.gov.ru/ministry/structure (access date 26.10.2011).
  5. Report on the results of the control activity. «Control of the appropriateness and efficiency of the use of subsidies received according to the RF Government Resolution of 7 May 2008 № 368 «On the approval of the Rules for providing in 2010 federal budget subsidies to the strategic entreprises of the defense-industrial complex in order to prevent bankruptcy» [e-resource] // Access mode: URL: http:www.ach.gov.ru/userfiles/bulletins/buleten_doc_files-fl-2088.pdf (access date 15.10.2011)
  6. Debts of strategic enterprises will now be extinguished out of the RF contributions as their equity capital [e-resource] //Access mode://URL: http://www.newsru.com/finance/21jan2011/strateg_bancr.html (access date 25.10.2011)
  7. Perspectives and ways of improving property law // Website of the journal «Nedvizhimost i investicii. Pravovoe regulirovanie». 2009. № 3 (40) [e-resource] //Access mode: URL: http://www.dpr.ru/journal/journal_38_16.htm (acces date 15.10.2011)
  8. Radygin А., Simachev Yu., Entov R. State and deregulation: the risks and limitations of the «new privatization policy» // Voprosy economiki. 2011. № 9. P..
  9. Panarin А.S. Antinomies of the Russian power and Christian spirituality: perspectives of the «third Rome» revival (Part 2) // Tribune of the Russian thought. 2002. № 3. P.47-58.
  10. Pospelov V. The leading maritime power // The Russian economy: XXI century. 2003. № 11. [e-resource] //Access mode: URL: http://www.ruseconomy.ru/nomer11_200303/ec24.html (access date 25.10.2011)

Strategic enterprises in the RF system of the public property management

This paper analyses reasons and consequences of curtailment in the list of strategical enterprises in the state property of Russian Federation. Advantages of «strategical enterprise» status are examined.

  • Государственное регулирование рыночной экономики

Вопросы управления. Уральский институт управления — филиал РАНХиГС

Электронная версия регулярного бумажного издания © УИУ РАНХиГС,.

Источник: http://vestnik.uapa.ru/ru/issue/2012/02/17/


Бесплатная юридическая консультация:

Какое предприятие называется стратегически ориентированным?

Стратегически ориентированное предприятие – это предприятие, на котором стратегическое мышление является основой, принципиальным ориентиром в деятельности персонала предприятия и, прежде всего, высшего руководства, где формируется система стратегического менеджмента; применяется региональный процесс стратегического планирования, который дает возможность разрабатывать и использовать интегрированную систему стратегических планов. Такое предприятие имеет существенные преимущества по сравнению с «нестратегическими организациями».

Эти преимущества проявляются в таких характеристиках:

1. Предприятие может до минимума уменьшить негативные последствия происходящих перемен, а также фактора «неопределенности будущего».

2. Предприятие имеет возможность учитывать объективные (внешние и внутренние) факторы, формирующие изменения и сформировать ответные действия.

3. Предприятие имеет возможность получить необходимую базу для принятия стратегических и тактических решений.

4. Предприятие облегчает себе работу для обеспечения долго- и краткосрочной эффективности и прибыли.


Бесплатная юридическая консультация:

5. Предприятие становится более управляемым.

6. Предприятие облегчает себе возможность установления системы стимулирования.

Общие принципы стратегической деятельности предприятия можно сформулировать в следующем виде:

1. Каждое предприятие является открытой социально-экономической системой, которая развивается в динамической, зачастую враждебной среде.

2. Вновь создаваемые предприятия являются более гибкими, что дает возможность им быстрее адаптироваться к изменениям среды и обеспечить выживание. По мере роста они теряют это преимущество и чтобы своевременно учитывать внешние и внутренние факторы, необходимо разрабатывать специальные мероприятия в виде обоснованных стратегий.


Бесплатная юридическая консультация:

3. Последовательное развитие предприятия, связанной с формулированием ясных, простых и достижимых целей, находящих выражение в системе технико-экономических, количественных и качественных показателей.

4. Даже применяя методы стратегического менеджмента на предприятии, их нужно постоянно пересматривать и обновлять.

5. Механизм функционирования предприятия должен иметь стратегическую подсистему, позволяющую анализировать изменение внутренних и внешних факторов.

6. Поддержание изменений и нововведений на предприятии должно обеспечиваться системой мотиваций.

Возможности стратегического менеджмента не безграничны. Существует ряд ограничений на использование стратегического менеджмента, которые указывают на то, что и этот тип управления, равно как и все другие, не универсален для любых ситуаций и любых задач.

Во-первых, стратегический менеджмент уже в силу своей сущности не дает, да и не может дать точной и детальной картины будущего. Вырабатываемое в стратегическом менеджменте описание желаемого будущего организации – это не детальное описание ее внутреннего состояния и положения во внешней среде, а скорее совокупность качественных пожеланий к тому, в каком состоянии должна находиться организация в будущем, какую позицию она должна занимать на рынке и в бизнесе, какую иметь организационную культуру, в какие деловые группы входить и т.п. При всем этом в совокупности должно составлять то, что определит, выживет ли организация в будущем в конкурентной борьбе или нет.


Бесплатная юридическая консультация:

Во-вторых, стратегический менеджмент не может быть сведено к набору рутинных правил, процедур и схем. У него нет теории, которая предписывает, что и как делать при решении определенных задач или же в определенных ситуациях. Стратегический менеджмент – это скорее определенная философия или идеология бизнеса и менеджмента. И каждым отдельным менеджером оно понимается и реализуется в значительной мере по-своему. Конечно, существует ряд рекомендаций, правил и логических схем анализа проблем и выбора стратегии, а также осуществления стратегического планирования и практической реализации стратегии. Однако в целом на практике стратегический менеджмент – это:

симбиоз интуиции и искусства высшего руководства вести организацию к стратегическим целям;

высокий профессионализм и творчество служащих, обеспечивающие связь организации со средой, обновление организации и ее продукции, а также реализацию текущих планов;

активное включение всех работников в реализацию задач организации, в поиск наилучших путей достижения ее целей.

В-третьих, требуются огромные усилия и большие затраты времени и ресурсов для того, чтобы в организации начал осуществляться процесс стратегического менеджмента. Требуется введение и осуществление стратегического планирования, которое в корне отлично от разработки долгосрочных планов, обязательных к исполнению в любых условиях. Необходимо также создание служб, осуществляющих отслеживание окружения и включение организации в среду. Службы маркетинга, связи с общественностью и т.д. приобретают исключительную значимость и требуют существенных дополнительных затрат.

В-четвертых, резко усиливаются негативные последствия ошибок стратегического предвидения. В условиях, когда в сжатые сроки создаются совершенно новые продукты, кардинально меняются направления вложений, когда неожиданно возникают новые возможности для бизнеса и на глазах исчезают возможности, существовавшие много лет, цена расплаты за неверное предвидение и соответственно за ошибки стратегического выбора становится зачастую роковой для организации. Особенно трагическими последствия неверного прогноза бывают для организаций, осуществляющих безальтернативный путь функционирования либо же реализующих стратегию, не поддающуюся принципиальной корректировке.


Бесплатная юридическая консультация:

В-пятых, при осуществлении стратегического менеджмента зачастую основной упор делается на стратегическое планирование. Однако этого совершенно недостаточно, так как стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. На самом деле важнейшей составляющей стратегического менеджмента является реализация стратегического плана. А это предполагает в первую очередь создание организационной культуры, позволяющей реализовывать стратегию, создание систем мотивирования и организацию труда, создание определенной гибкости в организации и т.п. При этом в случае трагического управления процесс выполнения оказывает активное обратное влияние на планирование, что еще более усиливает значимость фазы выполнения. Поэтому организация в принципе не сможет перейти к стратегическому управлению, если у нее создана пусть даже и очень хорошая подсистема стратегического планирования, но при этом нет предпосылок или возможностей для выполнения стратегии.

Финансовый анализ российских компаний

Статьи и доклады

Финансовый анализ

Кроссворды

ТОП-15

Модель М. Портера анализа пяти сил конкуренции в отрасли
Понятие потенциала предприятия
Конкурентоспособность и конкурентные преимущества предприятия
Производственный потенциал предприятия
Стратегический выбор
Принципы разработки инвестиционной стратегии предприятия
В чем заключается сущность стратегии сокращения?
Какие ключевые факторы успеха формируют конкурентоспособность?
Школы стратегического менеджмента
Сущность финансового потенциала предприятия
Понятие внешней среды организации
Анализ факторов внешней среды
Стратегия внешнеэкономической деятельности предприятия как объект стратегического анализа
Реализация стратегии
В чем состоит сущность понятия «стратегический менеджмент»?

Экономика и менеджмент. Статьи и учебные материалы,. All Righte Reserved

Источник: http://topknowledge.ru/strategicheskij-menedzhment/3655-kakoe-predpriyatie-nazyvaetsya-strategicheski-orientirovannym.html

Стратегическое предприятие (организация)

«. 1. Для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:

федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иные организации в случаях, предусмотренных федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 05.02.2007 N 13-ФЗ)

организации оборонно-промышленного комплекса — производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа. «

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 28.07.2012, с изм. от 16.10.2012) «О несостоятельности (банкротстве)»

Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое «Стратегическое предприятие (организация)» в других словарях:

СП — стеклопакет СП стрелковый полк воен. Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с. СП стартовая позиция Словари: Словарь сокращений и… … Словарь сокращений и аббревиатур

Фирма — (Firm) Определение фирмы, признаки и классификация фирм Определение фирмы, признаки и классификация фирм, концепции фирмы Содержание Содержание Фирма Юридические формы Понятие фирмы и предпринимательства. Основные признаки и классификации фирм… … Энциклопедия инвестора

Курганский автобусный завод — Данные в этой статье приведены по состоянию на 2009 год. Вы можете помочь, обновив информацию в статье … Википедия

СХП — сельхозпредприятие СХП сельскохозяйственное предприятие организация СХП Социально христианская партия Бельгия, полит. Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. С. Пб.: Политехника, 1997. 527 с. СХП система хранения и… … Словарь сокращений и аббревиатур

Научно-исследовательский физико-химический институт им. Л. Я. Карпова — Научно исследовательский физико химический институт им. Л.Я. Карпова (НИФХИ им. Л. Я. Карпова) Основан 1918 Директор д. т. н. Куляпин Владимир Павлович Расположение … Википедия

Менеджмент — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Менеджмент (от англ. management  управление, руководство, менеджмент, администрация, дирекция, умение владеть)  означает разработку (моделирование), создание… … Википедия

Менеджеры — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Менеджмент (в максимально широком смысле) руководство социально экономическими системами. Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь … Википедия

Менеджмент (система управления) — Запрос «Менеджер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Менеджмент (в максимально широком смысле) руководство социально экономическими системами. Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь … Википедия

Менеджмент — (Management) Менеджмент это совокупность методов управления предприятием Теория, цели и задачи менеджмента, менеджер и его роль в развитии предприятия Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

Газпром нефть — (Gazprom neft) Компания Газпром нефть, собственники и руководство компании, создание и развитие Газпром нефти Информация о компании Газпром нефть, собственники и руководство компании, создание и развитие Газпром нефти Содержание Содержание «»… … Энциклопедия инвестора

Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Источник: http://official.academic.ru/25148/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%28%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%29

Стратегия организации и ее реализация

Стратегия организации — это система мер, которая рассчитана на перспективу, а потому обеспечивает достижение стоящих перед органи­зацией целей. Выбор стратегии является важнейшим этапом стратеги­ческого планирования, поскольку от того, какая стратегия будет выбра­на, зависит будущее организации. Стратегия в течение длительного времени будет определять все без исключения управленческие реше­ния.

Выработка стратегии осуществляется на самых высоких уровнях организации и зависит от ряда факторов и решения целого ряда за­дач:

• от того, какие ресурсы имеются у организации,

• от состояния рынка,

• от внутренних возможностей организации,

• от состояния внешней среды организации,

• от правильного анализа альтернативных путей развития орга­низации.

В процессе выбора стратегии обычно вырабатывается ряд альтер­нативных стратегий, из которых затем выбирается наилучшая, та, кото­рая в большей степени удовлетворяет значимым факторам. По этой причине процесс выбора стратегии можно разделить на три этапа: разработка, доводка и оценка.

Разработка — это этап, на котором формулируется несколько альтернативных формулировок стратегии. Основная задача группы, за­нимающейся стратегическим планированием, на данном этапе состоит в том, чтобы выработать как можно больше стратегий.

Доводка — этап, на котором сформулированные стратегии согла­суются с целями, которые ставит перед собой организация. В процессе доводки

1) стратегия проверяется на соответствие целям организации

2) формулируются основные задачи и устанавливаются приблизи­тельные сроки их решения,

3) определяется, сколько организации требуется ресурсов.

Оценка — этап, на котором альтернативные стратегии всесторонне рассматриваются и оцениваются с точки зрения того, дают ли они воз­можность достичь максимального эффекта от деятельности организа­ции. После того как лучшая стратегия была выбрана, ее наполняют конкретным содержанием.

Для удобства в процессе анализа можно опираться на список типо­вых стратегии. Каждая организация вырабатывает свою собственную стратегию, которая отражает ее возможности, цели, а также те специфи­ческие условия, в которых она находится. Однако это не означает, что все стратегии кардинально отличаются друг от друга и не могут быть типологизированы. В действительности они поддаются классификации и могут быть распределены по группам. А это означает, что можно выде­лить типовые (базовые) стратегии. Они представлены в таблице.

Особо следует остановиться на базовых стратегиях, направленных на повышение конкурентоспособности. М. Портер выделил три типа таких стратегий.

1. Лидерство в снижении издержек. Организация, избравшая такую стратегию, стремится сделать издержки производства настолько низ­кими, чтобы ее товар был самым дешевым на рынке при сохранении надлежащего уровня качества.

2. Фокусирование. В этом случае организация должна сосредото­чить свое внимание на определенном сегменте рынка (например, на определенной группе покупателей, на определенном географическом рынке или на определенной категории товаров).

3. Дифференциация. Избирая эту стратегию, организация делает ставку на предложение уникального товара или услуги, то есть стре­мится к дифференциации от других организаций, предлагающих анало­гичные товары или услуги.

С точки зрения реализации стратегии важны следующие моменты.

1. Необходимо создать организационные возможности для реали­зации стратегии.

2. Следует так определить политику организации, чтобы она макси­мально способствовала реализации выбранной стратегии.

3. Необходимо обеспечить достаточное количество способов мо­тивации работников.

Наиболее правильным в данном случае было бы установление не­посредственной связи между вознаграждением и достижением резуль­татов. Другими словами, мотивация работников должна быть увязана со стратегией организации. Детальное объяснение этого работникам помогает им лучше понять стратегию и действовать в соответствии с ней.

4. В организации необходимо создать благоприятную для реали­зации стратегии атмосферу. Это касается как психологической атмосферы, так и условий труда, которые могли бы способство­вать достижению поставленных целей.

5. Наконец, следует таким образом распределить полномочия среди руководителей, чтобы был обеспечен контроль за реализацией стратегии.

Задачи и задания как инструменты менеджмента

Миссия и стратегические цели конкретизируются в виде задач и конкретных заданий.

Задачи представляют собой еще большую конкретизацию миссии фирмы. Цели указывают лишь желательное состояние, к которому стре­мится организация, тогда как задачи указывают на то, каким образом эти цели могут быть достигнуты.

Иногда в слово «задача» вкладывают иной смысл. В этом случае задача рассматривается как цель, которая должна быть достигнута к определенному моменту в будущем (то есть задача — это еще больше конкретизированная цель). Как правило, задача предполагает такую формулировку, которая позволяет осуществлять количественный конт­роль.

Необходимо иметь в виду, что понимаемая таким образом задача предписывается не работнику, а должности. Управление и организаци­онные структуры, особенно в большой организации, должны действо­вать бесперебойно. Именно по этой причине вырабатываются типич­ные требования к человеку, занимающему определенную должность. Если бы этого не было, то увольнение работника привело бы к нео­братимым последствиям. Типичность задач, приписываемых должности, позволяет организации спокойно пережить замену одного работника другим.

В частности, такая цель, как обеспечение высокого профессиональ­ного уровня преподавателей может быть разделена на ряд задач, ре­шение которых будет обозначать достижение данной цели:

• привлечение компетентных преподавателей;

• обеспечение высокой заработной платы, которая позволила бы преподавателям выполнять свои функции, не беспокоясь о до­полнительном заработке:

• помощь преподавателям в повышении квалификации (приобре­тение научной и методической литературы, участие в конферен­циях, командировки, практика в ведущих вузах страны и т. д.).

Как видно, одна стратегическая цель в нашем примере разделяется на несколько задач. Это совершенно естественно, так как задачи ука­зывают на то, каким образом следует достигать стратегических целей, что нужно делать для того, чтобы они были достигнуты. Если стратеги­ческие цели конкретизируют то состояние, к которому организация стремится, то задачи уже являются указаниями к действию.

Конкретные задания — это совокупность частных целей, резуль­тат еще большей (максимальной) конкретизации миссии фирмы. Если задачи лишь могут включать в свой состав количественные показатели, то конкретные задания должны их включать обязательно. Дело в том, что движение организации к основной цели должно эффективно и точно оцениваться на основании контроля за выполнением конкрет­ных заданий. Другими словами, выполнение всех конкретных заданий в том виде, в котором они были изначально сформулированы, является доказательством того, что миссия фирмы выполнена.

Конкретные задания обычно предполагают указания на срок, в те­чение которого они должны быть выполнены. Как правило, формули­ровка конкретных заданий опирается на анализ задач, которые стоят перед организацией. Конкретных заданий может быть на порядок боль­ше, чем стратегических целей и даже задач. Это не случайно, поскольку любая задача предполагает совершение множества действий, и чем лучше они будут конкретизированы, тем более эффективной будет деятель­ность организации.

Мы не будем перечислять все конкретные задания, вытекающие из задач вуза в нашем примере, а если просто подробно разберем одну из них — разработку курсов, соответствующих современному состоя­нию науки, то здесь возникает ряд вопросов. Во-первых, какие именно курсы следует разработать? Ответом на этот вопрос будет список дис­циплин. Во-вторых, к какому сроку это необходимо сделать? Целесо­образнее всего разработать эти курсы к началу учебного года. В-третьих, каким образом можно обеспечить и проконтролировать соот­ветствие курсов научным достижениям? Для этого, например, можно обсудить содержание курсов во время собраний, на которых все будут высказывать свое мнение и пожелания относительно их содержания. Кроме того, в вузе можно найти специалиста, который действительно компетентен и способен оценить курсы с этой точки зрения. Поэтому такого специалиста можно назначить ответственным за контроль за выполнением данной задачи. Наконец, разработанные программы мож­но передать на рецензирование крупным и признанным специалистам в разных областях: они смогут оценить соответствие курсов современ­ному состоянию науки и практики и укажут на возможные лакуны или ошибки. В этом случае возможна и дальнейшая конкретизация: до какого момента должны быть разработаны программы? кому именно их следует отправить на рецензирование?

Каким еще образом можно достигнуть указанной цели? Конечно, при помощи консультаций и педагогической практики в других вузах, при помощи участия с конференциях, а также посредством ознакомле­ния с последними работами в той или иной области исследований. А это значит, что для этого нужно создать условия (например, приобре­сти литературу или оказать преподавателям содействие в ее приобре­тении).

Такая конкретизация позволяет уже составлять план действий и назначать ответственных за реализацию этого плана. При этом конк­ретные задания целесообразно распределить по группам в зависимо­сти от их важности и срочности. Нередко для этого используют мето­дику, предложенную Эйзенхауэром.

Источник: http://studopedia.ru/2_127316_strategiya-organizatsii-i-ee-realizatsiya.html